В кон. XVII - XIX в. в связи с ошибочным отождествлением преподобного с Константинопольским Патриархом Афанасием III сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Напр., на рисунках, выполненных пером, в списке службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему, начала XIX в. , преподобный изображен старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке; подобное поясное изображение - на заставке рукописи. В конце XIX в. получил широкое распространение образ Афанасия Высоцкого Старшего в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 1880-х гг. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. XX - нач. XXI в. в Высоцком монастыре : икона в местном ряду иконостаса Никольской церкви (прп. Афанасий написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским); настенное погрудное изображение св. Афанасия художника В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисисном чине иконостаса церкви во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова) , 1950-е гг.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий монастырь), прп. Афанасий стоит слева, рядом с прп. Никоном. Источники Основными источниками сведений об Афанасии Высоцком Старшем являются житие прп. Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» , в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре . В «Слове» сообщаются дополнительные сведения о преподобном Афанасии, в значительной своей части ошибочные, напр., св. Афанасий отождествляется с Константинопольским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием . «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его - Карион (Истомин) . Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах.

http://drevo-info.ru/articles/18483.html

С. В. Алпатов Прп. Павел Фивейский. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XII в. Древнейшее изображение П. Ф. сохранилось на иконе X в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, некогда представлявшей собой триптих: на боковых створках (средник, который, вероятно, занимало изображение Нерукотворного образа Спасителя, не сохр.) на золотом фоне представлены сверху ап. Фаддей и царь Авгарь, внизу - П. Ф., прп. Антоний Великий, свт. Василий Великий и прп. Ефрем Сирин. П. Ф. изображен в светло-коричневом хитоне и темно-коричневой мантии, его голова обнажена, короткие седые волосы, борода длинная, заостренная; руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони обращены наружу. С образом собеседника и сподвижника П. Ф.- прп. Антония Великого, а также с иллюстрированием житийных сюжетов будет связано развитие иконографии святого в произведениях к-польского искусства. Так, на миниатюре в Минологии представлена композиция прощания прп. Антония Великого с усопшим П. Ф. (Vat. gr. 1613. P. 321, 1-я четв. XI в.): перед пещерой лежит П. Ф.- его глаза закрыты, руки сложены на груди, рядом с почившим (в ногах) - коленопреклоненный прп. Антоний. Образ П. Ф. на миниатюре похож на тот, что можно видеть на синайской иконе: облачение коричневого цвета, из-под мантии видна схима, голова не покрыта. Точным повторением этой композиции является миниатюра в январском томе Императорского минология (Baltim. 521. Fol. 28, 1034-1041 гг.). В месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 287, кон. XI в.) под 3 янв. П. Ф. изображен стоящим, в монашеских одеждах, на голове - черная шапочка. Прп. Павел Фивейский. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Прп. Павел Фивейский. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. В XIII в., в эпоху активных латино-визант. художественных контактов, сохраняется тип изображения П. Ф. как седовласого старца в монашеских темных одеждах, напр. в составе чина егип. преподобных - прп. Онуфрий Великий, Максим и Дометиан, дети имп. Валентиниана I, чье присутствие дало имя мон-рю Римлян (Дейр-эль-Барамус, в Вади-эн-Натрун), на нижнем поле иконы «Распятие, с избранными святыми» (сер. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В монашеском облачении, с непокрытой головой (без седины) П. Ф. изображали на миниатюрах греческих и славянских Псалтирей с иллюстрациями на полях, в частности при тексте Пс 101. 25 («Боже мой! Не восхити мене в половине дней моих»), напр. в греч. Псалтири (Baltim. 733. Fol. 69v, ок. 1300 г.), и в близкой к ней Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 140 об., 1397 г., с надписанием имени).

http://pravenc.ru/text/2578583.html

Вместе со святителями Петром и Алексием, прмч. Андреем Критским, мч. Глебом, прп. Максимом Исповедником Д. представлен на фрагментах шитья (походный иконостас?) кон. XV в. (ГРМ). Поясное прямоличное изображение святого с подписью на басме: «[Дмитрий] Вологочки» имеется на небольшой иконе Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская) посл. четв. XV в. предположительно письма Дионисия (ГТГ, из ризницы Троице-Сергиева мон-ря). Образ Д. помещен на нижнем поле в центре, под фигурами в среднике прп. Евфимия Великого и прп. Сергия Радонежского, предстоящих в молении Богородице, что указывает на заказчика из монашеской среды, почитавшего Д. как собеседника прп. Сергия. Д. изображен в рост вместе с прп. Ефремом Сирином и прп. Евфимием Великим на оборотной стороне новгородской таблетки «Похвала Пресвятой Богородицы» 2-й пол. XV в. (ГТГ), а на северной иконе XV в. (ГРМ) - вместе с прмч. Андреем Критским, в чем можно видеть образное выражение слов Жития, называющего Д. «истинным учителем покаяния». Прп. Димитрий Прилуцкий. Шитый покров. 1-я треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Шитый покров. 1-я треть XVI в. (ВГИАХМЗ) Установление празднования дня памяти Д. сопровождалось внесением его имени в святцы и появлением единоличных моленных образов, как напр. миниатюра из сборника служб рус. святым (кон. XV в., частное собр.). Д. изображен фронтально, в рост, с благословляющей десницей и свернутым свитком в левой руке, в мантии, рясе, схиме с куколем на плечах. Эту иконографию, восходящую к сложившейся в XV-XVI вв. традиции изображения прп. Сергия Радонежского, воспроизводят нагробные покровы, иконы-святцы с образом Д., а поясной извод - средники большинства житийных икон XVI-XVII вв., мн. произведения из местного ряда иконостасов и пядницы XVII-XVIII вв. вологодского и северного происхождения (ВГИАХМЗ, ГРМ), напр. минейные иконы на февраль и июнь кон. XVI в. из ц. Д. на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ, см.: Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 79, 81), прорись с иконы XVII в. из бывш. музея СПбДА ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 219).

http://pravenc.ru/text/178017.html

) и агиографический Синаксари К-польской Церкви, а также Малый Синаксарь прп. Евфимия Святогорца. Как показал А. М. Пентковский ( Пентковский. 2001), Синаксарь прп. Георгия принадлежит к афоно-южноитал. редакции Студийского устава. Подробнее см. ст. Георгия Мтацминдели Типикон . При создании полной Минеи прп. Георгий широко пользовался материалом из Иадгари и служебной Минеи 1-й редакции, но он также перевел большой по объему новый материал и критически пересмотрел старые переводы. Известны основные этапы работы прп. Георгия над Минеей (см.: Джгамая. 1986. С. 83-100): первым был переведен греч. Стихирарь (см., напр., рукописи: Ath. iber. 58 и 66), содержавший стихиры и седальны на весь год, затем - т. н. Малая Минея (см., напр., рукописи: Ath. iber. 52 и 57), эквивалент греч. Миней того времени, на каждый литургический день дающая 1-2 комплекта стихир и (несистематически) седальнов (наличие седальнов - характерная черта Минеи прп. Георгия, отличающая ее от более ранних груз. Миней) и канон. Дополнительный комплект стихир (т. е. соответствующая часть Стихираря), тропари и светильны могли прилагаться к концу рукописи Малой Минеи. Окончательная редакция Минеи прп. Георгия возникла в результате объединения Малой Минеи с материалом Стихираря и расположения всего гимнографического материала в надлежащем порядке (т. е. перемещения дополнительных стихир и проч. из приложения в гимнографические формуляры отдельных дней). Прп. Георгий составил окончательные минейные сборники для неск. месяцев; работа по объединению в однородные сборники переведенного и отредактированного прп. Георгием материала на основании его же указаний, сохранившихся в колофонах его рукописей, была завершена др. афонскими подвижниками, Григорием Хахульским (2-я пол. XI в.) и Николаем Монахом (нач. XII в.). Число памятей груз. святых в Минее прп. Георгия невелико: св. равноап. Нины, св. Або Тбилисского, преподобных Евфимия Святогорца, Илариона Грузина. Система памятей в Минее не всегда совпадает с календарем Великого Синаксаря прп.

http://pravenc.ru/text/639853.html

7 . Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 8 . Прпп.: Георгия Хозевита, Домники, Емилиана исповедника, Григория Печерского, Илии пустынника египетского; мчч.: Иулиана, Василисы и прочих с ними: Келсия, Антония, Анастасия. Мариониллы; сщмч. Картерия, мчч.: Феофила диакона и Елладия простца (мирянина). 9 . Мч. Полиевкта, свт. Филиппа, митр. Московского; прп. Евстратия чудотворца, прор. Самея; свт. Петра, еп. Севастийского. 10 . Свт. Григория Нисского ; прп. Дометиана, еп. Мелитинского; прп. Маркиана, пресвитера и иконома великой Константинопольской Церкви; прп. Павла Комельского. Свт. Григорий Нисский († после 394 г.), родной брат свт. Василия Вел., присутствовал на 2 Всел. Соб. и ему приписывают дополнение Никейского Символа веры относительно учения о Св. Духе. Подобно своему брату, он отличался пламенною ревностью о правой вере. Прп. Маркиан († после 471 г.) отличался любовью к храмозданию. Так, он устроил великолепный храм во имя св. мч. Анастасии, и когда один из друзей его выразил удивление, почему он тратит большие суммы на этот храм, то святой ответил ему: «если бы ты выдавал свою дочь за знатного вельможу, то неужели не наградил бы ее богатым приданым? А я строю церковь невесте Христовой, пролившей за небесного Жениха свою кровь, как же мне жалеть богатства на украшения ей»? 11 . Прп. Феодосия Вел., общих житий начальника; прп. Михаила Клопского, прп. Феодосия Антиохийского. 12 . Св. мч. Татианы, свт. Саввы, архиеп. Сербского; мчч. Мертия и Петра Авессаломита; прп. Евпраксии, прп. Мартиниана Белозерского. Свт. Савва, первый архиеп. Сербский († 1236), был великий поборник православия. Он «многи книги преписа законныя о исправлении вере», напр. Кормчую, которая потом была прислана болгарским деспотом Святославом киевскому митр. Кириллу II и легла в основу нашей Кормчей; иногда сам объезжал страну, поправляя недостатки, обличая заблуждения и утверждая народ в вере и благочестии. Церковное венчание он считал необходимым условием законного брака и потому посылал отыскивать тех, которые жили с женами без церковного благословения, и венчать их (Жит. св. Саввы Серб. в библ. Каз. д. акад. 1381). Будучи великим поборником православия, свт. Савва признавал, однако, латинское поливательное крещение истинным, почему и принимал латинян в православную церковь не чрез крещение, а чрез миропомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

среди братии не выделена). В сцене с явлением Симеону Антонову Радонежских игуменов Н. нередко изображен за прп. Сергием с иконой в руке. К этой группе относятся иконы: 80-90-х гг. XV в. (из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); нач. XVI в. (ок. 1512?), предположительно происходящая из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре (СПГИАХМЗ); 1-й трети XVI в. (из ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Чудовом мон-ре, ГММК); 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском монастыре на Устье (ГМЗРК); 2-й пол. XVI в. (?) из старообрядческой ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке в Москве (ГИМ); ок. 1586 г. из Троицкого собора в Ипатиевском мон-ре в Костроме (КГОИАХМЗ); 1591 г. и кон. XVI в. работы мон. Евстафия (Головкина) (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; см.: Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015. С. 58-63. Кат. 17); кон. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ); нач. XX в. (ГМИР) и др. На иконах из надвратного храма, Борисоглебского и Ипатиевского мон-рей в клеймах «Принесение даров Константинопольского патриарха Филофея» и «Исцеление ослепшего греческого епископа» за спиной прп. Сергия стоит монах с нимбом, вероятно, Н. В др. житийных циклах помимо указанных сюжетов встречается клеймо «Прп. Сергий благословляет прп. Никона на игуменство», напр. на иконе с 12 клеймами сер. - 2-й пол. XVII в. (ГИМ) и на иконе с 24 клеймами 1-й пол. XVII в. (ЧерМО). Судя по наличию нимба, Н. (иногда в фелони) изображали также в композиции «Преставление прп. Сергия» и «Погребение прп. Сергия» (роспись 1459-1463 гг. в ц. прп. Сергия Радонежского Новгородского кремля, НГОМЗ; икона с 17 клеймами предположительно письма Феодосия, сына Дионисия, из Успенского собора в Дмитрове, ок. 1510, ЦМиАР; вологодская икона с 12 клеймами, 1-я треть XVI в., собрание русских икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) и др. Особый сюжет из Жития Н.- явление ему прп. Сергия со святителями Петром и Алексием, митрополитами Московскими, перед нашествием Едигея - был написан на «древней» иконе в серебряном окладе, находившейся на сев.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Икона Божией Матери «Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», с предстоящими преподобными Никитой Боровским, Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Старшим и Афанасием Высоцким Младшим. Кон. ХХ — нач. XXI в. (серпуховской Высоцкий мон-рь) Сам старец скорее всего начинал свой монашеский путь в Троице-Сергиевом мон-ре и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. По позднему преданию, существовавшему в костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре , Н., почитавшийся основателем этой обители, приходился сродником прп. Сергию Радонежскому. «На родственное отношение старца Никиты к преподобному Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преподобного Сергия Радонежского» ( Баженов. 1895. С. 4). И. В. Баженов описал 2 синодика Богоявленского мон-ря. В древнейшем списке кон. XVI - нач. XVII в. род прп. Сергия не упоминается, отсутствует и имя основателя обители Никиты. Данные о них содержались в более позднем списке - XVII-XVIII вв. Упоминание рода прп. Сергия в монастырском синодике не может служить доказательством родства преподобного с основателем обители. Так, напр., род Сергия Радонежского записан в синодике новгородского Вяжицкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря, к созданию к-рого, как хорошо известно, не имел отношения ни прп. Сергий, ни его ученики. Упоминание прп. Сергия в синодике говорит скорее о распространении почитания Сергия Радонежского в Новгородской земле после ее присоединения к Московскому княжеству. После Смутного времени на костромских землях, сильно пострадавших от польско-литов. интервенции, так же значительно возросло почитание прп. Сергия, чей мон-рь стал символом сопротивления в годы интервенции. В древнейшей сохранившейся писцовой книге города за 1627/28 - 1629/30 гг. перечисляются церкви, расположенные на территории старого городища Костромы и ее посада, приделы к-рых были посвящены прп. Сергию Радонежскому: ц. вмч. Димитрия Солунского «у Нового города против Благовещенских ворот», ц. во имя свт. Николая Чудотворца в посаде на Дебре, ц. Рождества Пресв. Богородицы «у Волги», соборная Троицкая ц. В самом Богоявленском мон-ре в 20-х гг. XVII в. была построена столпообразная звонница с храмом во имя прп. Сергия Радонежского в нижнем ярусе (Писцовая книга г. Костромы. 2004. С. 314). Вероятно, в это же время род прп. Сергия был вписан в синодик Богоявленского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Евфимия Святогорца: Великий канон прп. Андрея Критского и последование св. Страстей Господа Иисуса Христа по «чину церкви св. Софии и всех церквей Греции». Груз. версия Октоиха (в груз. традиции, как и в греч.,- Параклитика) была создана, вероятно, также в Палестине; его первоначальная груз. редакция содержится, напр., в рукописи Hieros. iber. 48 и представляет переходную стадию от воскресных песнопений Иадгари к Октоиху прп. Георгия Святогорца. Чертой, нехарактерной для Иадгари, является наличие сформировавшейся системы песнопений не только для воскресных, но и для будних дней недели (эту редакцию Параклитика содержат рукописи Sinait. iber. 3, 13, 17, 21; новой коллекции 14б, 25б, 40б, 76; Ath. Iver. 43). Из числа собственно груз. гимнографов 1-й пол. XI в. можно отметить Эзру, автора службы прп. Иоанну Иверу, Василия Багратисдзе, написавшего последование прп. Евфимию Святогорцу, и Зосима, составившего последования прп. Илариону Грузину и прп. Евфимию Святогорцу ( Tarchnischvili. 1955. S. 174-175). III. Переводы прп. Георгия Святогорца (Мтацминдели; † 1065) стали решающими в процессе перехода груз. богослужебной традиции на к-польскую (точнее, афонский вариант к-польской) традицию. Благодаря его трудам ГПЦ получила новый полный комплект богослужебных книг: Великий Синаксарь, полную Минею, Постную и Цветную Триоди (Пентикостарион), Октоих (Параклитик), Часослов, Псалтирь, Паремийник, Апостол и Евангелие, Великий Требник, а также, вероятно, новый перевод к-польских литургий. Прп. Георгий Святогорец. Роспись церкви в Ахтале. XIII в. Прп. Георгий Святогорец. Роспись церкви в Ахтале. XIII в. Великий Синаксарь - первая собственно богослужебная книга из тех, над к-рыми работал прп. Георгий. В его составе можно выделить 3 раздела: устав всего церковного года (последовательное описание служб на каждый день - сначала по месяцеслову, затем по Триоди), дополнительные главы общелитургического характера и дисциплинарную часть. Источниками, использованными при создании Синаксаря, были студийский Великий Синаксарь (не сохр.), литургический ( Типикон Великой ц.

http://pravenc.ru/text/639853.html

В кон. XIX в. получил широкое распространение образ А. В. в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 80-х гг. XIX в. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского ТСЛ. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. XX - нач. XXI в. в Высоцком мон-ре: икона в местном ряду иконостаса Никольской ц. (А. В. написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским ); настенное погрудное изображение А. В. худож. В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисусном чине иконостаса ц. во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова) , 50-е гг. ХХ в.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий мон-рь), А. В. стоит слева, рядом с прп. Никоном. Лит.: Тренев Д. К. Серпуховский Высоцкий монастырь: Его иконы и достопамятности. М., 1902; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря: Сб. док-тов/Сост.: С. С. Ермалаев, Е. Е. Лыков, В. В. Шилов. Серпухов: Мат-лы и исслед. по истории Серпуховского края. М., 1993; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 62. И. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/76986.html

Иногда П. Д. сам путается в авторстве пересказываемых текстов: напр., слова прп. Марка Пустынника он приписывает прп. Иоанну Дамаскину, слова прп. Иоанна Лествичника - прп. Исааку Сирину; одну и ту же фразу считает принадлежащей то прп. Максиму Исповеднику, то прп. Нилу Анкирскому , то им обоим. Такая свобода в использовании источников может быть связана или с тем, что П. Д. цитировал их по памяти, или с тем, что он пользовался флорилегиями, в к-рых содержались неправильные атрибуции фрагментов. Питерс полагает, что П. Д. мог заимствовать материал из больших сборников XI в.: «Евергетиноса» прп. Павла Евергетидского и «Пандект» Никона Черногорца (Ibid. P. 62). При этом, по мнению Питерса, П. Д. не формулировал свое аскетическое учение, знакомясь с трудами св. отцов, а наоборот: имея некое общее представление о духовной жизни, искал в источниках материал, подтверждающий уже сформировавшиеся взгляды по определенным вопросам, и дополнял этот материал своими комментариями (Ibid. P. 57). П. Д. следует классическому для правосл. аскетики разделению духовной жизни на 2 этапа: «деяние», или стяжание деятельных добродетелей (πρξις), и «видение», т. е. «созерцание» (θεωρα). Эта схема восходит к учению Евагрия Понтийского, от к-рого аскетика П. Д зависит очень сильно. П. Д., возможно, не знал, что труды Евагрия распространялись в Византии под именем прп. Нила Анкирского. Ряд исследователей усматривает в сочинениях П. Д. прямое или косвенное влияние аскетических трудов прп. Максима Исповедника ( Gouillard. 1939. P. 272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 644). Фактически во всех главах «Увещания...» в той или иной степени прослеживается влияние прп. Иоанна Лествичника. Тем не менее П. Д. не просто повторяет аскетическое учение прп. Иоанна, но старается ему подражать, комментирует его, усваивает его мысли так глубоко, что собственные убеждения П. Д. приобретают черты сходства с учением Лествичника. Основные понятия В центре учения П. Д. лежат 2 противоположных понятия христ. аскетики: погибель (πλεια) и спасение (σωτηρα) ( Petr.

http://pravenc.ru/text/2580382.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010