А когда восстанем, уже не будет рабства души, но будет хождение духом, уже здесь имеющее залог, по словам писания: аще живем духом, духом и да ходим ( Гал.5:25 ), аще ли духом деяния плотская умерщвляем, живи будем ( Рим.8:13 ). Ибо ни браков, ни похотей, ни подвигов, для давших обет воздержания, ни грехопадений, противных чистоте, ни действий, здесь совершаемых, там не будет, но, как говорит Господь, сподобльшиися оного воскресения ни женятся, ни посягают, но суть яко Ангели ( Лк.20:35 ; Мк.12:25 ). Гл. 64. Как преложен бысть и Енох не видети смерти, и не обреташеся ( Евр. 11: 5 ), – не так преложен бысть, чтобы оставил тело, или часть тела; ибо если он оставил тело, то видел смерть, а преложившись с телом не видел смерти, потому что существует в живом теле носимый вследствие преложения духовно, а не душевно, хотя находясь в теле, но духовно. Тоже должно сказать и об Илии, который вознесся на огненной колеснице: и он находится еще во плоти, по плоти духовной, уже не имеющей нужды в том, в чем всегда нуждалась, когда была в этом мире, как-то: питаться посредством вранов, пить из потока Хораф и одеваться милотию: но она питается некоторою другою пищею, духовною, которую подает Бог, ведущий сокровенное и сотворивший невидимое, – имеющий некую бессмертную и нетленную пищу. Итак видишь, что одно и тоже тело есть душевное и духовное, так как и Господь наш воскрес из мертвых, восставив не иное тело, но тоже самое, которое имел, и не другое, а тоже самое, пременив в тонкость духовную и соединив все духовное; почему и вниде дверем затворенным ( Ин.20:26 ), чего не может быть здесь с нашими телами по их дебелости, и потому что еще не сложились в тонкость духовную. Какое же было это тело, которое прошло сквозь двери затворенные! Иное ли от распятого, или то самое, которое было распято? Ты, Ориген , конечно не можешь не признать, что это было то самое тело, которое было распято: ибо тебя обличает тщательным исследованием Фомы Сказавший ему: не буди неверен, но верен ( Ин.20: 27 ); Он показал язву гвоздинную и место копия и оставил самые язвы на теле, хотя и соединил тело в одно единение духовное.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Из этих высказываний следует, что от голода могут страдать земля и те, кто «мыслят о земном» ( Фил.3:19 ). И, напротив, никогда не будут голодать те, чей хлеб есть исполнение воли Отца Небесного (ср. Мф.7:21 ) и чью душу питает «хлеб живый, сшедший с небес» ( Ин.6:51 ). И в третьей книге Царств ты найдешь сходное предупреждение о голоде, где, когда голод усиливался на земле, пророк Илия сказал Ахаву: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» ( 3Цар.17:1 ). После этих слов Господь повелевает воронам кормить пророка, а воду он пьет из потока Хораф ( 3Цар.17:3–4 ). И в Сарепте Сидонской Он повелевает вдове кормить пророка (ср. 3Цар.17:9 ). Пищи у нее было всего на один день, но, будучи разделенной с пророком, она перестала у нее кончаться. Ибо по слову Божьему «мука в кадке» и «масло в кувшине» не кончались ( 3Цар.17:14 ). Нечто сходное происходило и во времена Елисея, когда сын Адера 17 , царь Сирии, собрал «все войско свое и выступил, и осадил Самарию. И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по пятидесяти сиклей серебра, и четверть меры голубиного помета – по пяти сиклей серебра» ( 4Цар.6:24–25 ). Но внезапно все удивительным образом изменилось по слову пророка: «И сказал Елисей: выслушайте слово Господне: так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии» ( 4Цар.7:1 ). Итак, обрати внимание, что подразумевается во всех этих утверждениях: когда голод усиливается на земле, то он не только не одолевает праведных, но через них эта угроза отвращается. 4 . И так как ты видишь, что подобные наблюдения встречаются во многих местах Священного Писания, посмотри на эти утверждения в иносказательном, аллегорическом смысле, которому мы научены словами пророков. Ибо один из двенадцати пророков ясно и однозначно заявляет, что речь идет о духовном голоде, когда говорит: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

17, 1–24. Когда идолопоклонство, насаждаемое Иезавелью, широко распространилось среди израильтян, пред Ахавом внезапно предстал пророк Илия Фесвитянин (из галаадского города Фесв) и возвестил ему о засухе в его царстве: «жив Господь Бог Израилев... в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову поему» (17, l). После этого Илия, по повелению Божию, удалился сначала к потоку Хораф за Иорданом (17, 2–7), затем в Сарепту, приморский городок между Тиром и Сидоном в Финикии. Здесь Илия был в большей безопасности от преследований Ахава, который искал пророка по всей территории северного царства и в сопредельных государствах, а также от ярости Иезавели, в годы засухи истреблявшей ревностных проповедников ягвизма – пророков Господних (18, 4–8). В Сарепте Илия вознаграждает гостеприимство бедной вдовы умножением хлеба и масла (муки и елея) и воскрешением ее неожиданно умершего сына (17, 8–24). 18, 1–19. Возвращение Илии. Через три с половиной года ( Лк. 4, 25 ), когда наказание принесло свои плоды, Илия, по повелению Божию, возвращается в Израиль и предстает пред Ахавом. Царь встретил его грозными словами, как виновника бедствий израильтян: «Ты ли это смущающий Израиля?» «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, – отвечал Илия, – тем что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам». Бесстрашно обличив царя в отступлении от Ягве и насаждении ваализма, Илия перешел к осуществлению своей главной цели, состоявшей в том, чтобы помочь неверному Израилю вновь обрести Бога Завета. В жизни израильтян наступил великий религиозный кризис. Израиль колебался между служением живому Богу и служением Ваалу, «хромал на оба колена», по образному выражению Илии; но он еще не совсем предался идолопоклонству, насажденному Иезавелью при попустительстве Ахава. Годы засухи подействовали на израильтян отрезвляюще. Они свидетельствовали о богооставленности Израиля, и одновременно – о бессилии Ваала, который считался богом плодородия. Израильтяне теперь более, чем когда-либо, были подготовлены к тому опыту, который имел ввиду пророк. Илия предлагает Ахаву собрать на гору Кармил «весь Израиль», разумеется в лице его представителей, а также пророков Ваала и Астарты,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Во время этого ужасного состояния Палестины Ахав однажды с своим царедворцем Авдием идет лично отыскивать по иссохшим потокам и источникам страны какого-либо места, где уцелело бы немного травы для прокормления остававшегося еще в живых скота царского и его лошадей и мулов. Ахав разделяет этот труд разведок между собою и доверенным своим царедворцем Авдием, намереваясь исследовать вероятно горные спуски Ездрелонской долины, где должны были находиться защищенные от солнца места в верховьях потоков. «Иди, – говорит он Авдию, – ко всем источникам водным и ко всем потокам... И разделили они между собою землю, чтобы обойти ее: Ахав особо пошел одною дорогою, и Авдий особо пошел другою дорогою» (3 Ц. XVIII, 5–6). По сказанию книги Царств не видно, чтобы сердце Ахава было тронуто раскаянием, или чтобы он вспомнил о своей измене Богу Израилеву и обратился к Нему с молитвой. Но, прибавим мы, внутреннее состояние души человеческой известно только Богу: может быть под влиянием верного Господу Авдия и временно освободившись от пагубного влияния жены своей Иезавели, Ахав, – вообще человек весьма нравственно слабый, – почувствовал раскаяние и страх, и возопиял к милосердному Богу, и просил Его прощения и спасения несчастной стране. Мы знаем только, что (XVIII, 1) «По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год 773 : пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю». Исполнение этого повеления Господня происходит следующим образом. Когда Ахав пошел со своею свитою в одну сторону осматривать источники и потоки, а Авдий со своими служителями и стражей пошел в другую сторону, то вдруг на дороге, по которой следует Авдий, вдали показывается знакомая Авдию, внушающая страх личность пророка Илии. Когда пророк приблизился, Авдий падает на лице свое и восклицает: «ты ли это, господин мой Илия?» «Я!» отвечает пророк, – пойди, скажи господину твоему: Илия здесь!» Но Авдий испуган и появлением пророка, и в особенности поручением, которое он на него возлагает. Из ответа Авдия мы узнаем (XVIII, 10), что когда после пророчества о засухе Илия ушел на поток Хораф, то Ахав не только искал Илию в пределах своего царства, но еще посылал в соседние государства искать его и требовал от них клятвенного удостоверения, что Илии нет в этом царстве. Он главнейше боится, что если он доложит царю, что тот, которого он так долго искал, здесь, а «Дух Господень унесет» пророка неведома куда, то царь убьет его, Авдия, в злобе своей. К этому Авдий прибавляет, что Илия знает, что он человек богобоязненный и что вероятно ему известно, как он скрывал в пещерах и кормил сто пророков, когда Иезавель убивала пророков Господних (XVIII, 11–14). На это Илия говорит: «жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! сегодня я покажусь ему» (ст. 15). Успокоенный обещанием пророка Авдий догоняет Ахава на пути его и объявляет ему о появлении Илии. Ахав немедленно идет навстречу грозному пророку и (ст. 17) встречает его словами: «Ты ли это смущающий Израиля?»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Дерево это в изобилии растет в Верхнем Египте и Нубии, а также встречается и в счастливой Аравии. Кроме книги Бытия, Мертвое море не раз названо в других книгах Моисеевых, а также в книгах исторических. Но во всех этих книгах о Мертвом море говорится только как о пограничном пункте владений, к нему примыкавших 417 и только в одном месте 418 о нем упомянуто как о море, в которое течет Иордан. Упоминания о Мертвом море встречаются у пророков. Так Иоиль 419 , предсказывая освобождение Палестины от саранчи, которая в его время грозила окончательным истреблением всей палестинской растительности, говорить, что Господь изгонит переднее полчище саранчи в море восточное, т. е. Мертвое; пророк Иезекииль 420 , изображая будущие блаженные времена Христова царства, возвещает, что в эти времена полного всеобщего счастия даже воды Мертвого моря сделаются здоровыми, утратят свое смертоносное влияние на все живое и наполнятся рыбами и другими существами. По словам пророка, муж, который руководил им в минуты его пророческих созерцаний, сказал, указывая на поток, вытекавший из под порога величественного храма: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море, и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и куда войдет этот поток, все будет живо там. И будут стоять подле него рыболовы от Эн-Гадди до Еглайма 421 , будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много. Болота его и лужи его, которые не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли. Нельзя не заметить, что в приведенных словах пророка сказывается основательное знакомство древних Евреев со свойствами вод Мертвого моря и особенностями его берегов. В новозаветных писаниях упоминаний о Мертвом море не встречается. 254 В настоящее время принято отожде­ствлять поток Хораф с лежащим ближе к Иерихону вади ел-Кальт. 306 В подлинном еврейском тексте в обеих приведенных цитатах папирус обозначен словом гоме. У LXX в первой цитате ( Иов. 8:11 ) еврейское слово гоме пе­редано словом папирос, в последней ( Исайи 35:7 ) сло­вом каламос; в славянском переводе; – в первом случае сло­вом рогоз, в последнем – словом лозь; в Русском синодском – в обоих случаях словом камыш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Илия Илия (мой Бог – моя крепость, или Бог есть Господь), фесвитянин, из галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском ( III Цap. XVII, 1 ). В первый раз мы встречаем Илию в III кн. Царств ( III Цap.XVII, 1 ) перед Ахавом с грозным предвестием ему трехлетнего с половиной бездождия и вследствие сего – голода. Жив Господь Бог Израиля, пред которым я стою, вещал он Ахаву, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (Ср. Лk. IV, 25 , Uak. V, 17 ). Из древнейшего повествования видим, что вскоре за посещением царя пророк Илия должен был удалиться на поток Хораф, где оставался некоторое время, чудесно питаемый хлебом и мясом, приносимыми ему ежедневно утром и вечером воронами ( III Цap.XVII, 5, 6 ). Когда поток от засухи иссяк, пророк удалился в Сарепту – селение на финикийском берегу, почти в средине между Тиром и Сидоном. При Иерониме на этом месте находилась башня, а в позднейшие времена на месте дома вдовы стояла церковь , в которой показывалась комната, где жил пр. Илия, называемая по-гречески: Chereion (Acta Sanctorum). Здесь он поместился в доме одной бедной вдовы, мука и масло у которой чудесно не истощались во все время пребывания у нее пророка. В это время единственный сын вдовы умер, и Илия своими молитвами возвратил его к жизни. После сего он в первый раз называется человеком Божиим ( III Цap. XVII ). Спустя три года, когда бедствие голода в Самарии достигло высшей степени и когда сам Ахав, с начальником своего дворца Авдией, искал где-либо пастбищных мест для своего скота, пр. Илия явился сначала Авдии, а потом и самому царю. Ты ли это смущающий Израиля? воскликнул Ахав при виде пророка. Нет, отвечал Илия, не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете в след Ваалов ( III Цap.XVIII, 17, 18 ), и затем предложил царю собрать весь народ царства Израильского и жрецов Ваала и Астарты, находившихся под особым покровительством Иезавели, на гору Кармил, для молитвы об окончании голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Пещера пророка Илии сейчас находится на территории кармелитского монастыря. Пещера эта невелика. Сохранилось предание, что в этой же пещере останавливалось и Святое семейство, возвращаясь в Назарет из Египта. Над пещерой пророка Илии кармелиты построили храм в форме креста. Алтарь храма сложен из 12 камней, как бы воссоздавая тот жертвенник, который из 12 камней – по числу колен Израилевых – сложил на горе Кармил пророк Илия. Во дворе монастыря можно видеть и изваянную из камня статую пророка, заносящего руку с мечом над жрецом Вааловым. Руку статуи в конце 40-х годов прошлого столетия отрубили арабы, воевавшие с израильтянами, поскольку она якобы помогала противнику. Позже статуя была отреставрирована. Скульптурное изображение запечатлело эпизод торжества пророка: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар 18: 40). После этого по молитве пророка с неба полился благодатный дождь. По преданию, облако, принесшее дождь, имело очертание Девы Марии. На месте «посрамления лжепророков» в 1868 году монахи-кармелиты построили небольшое святилище. В пещерах горы Кармил скрывались от мстительной Иезавели 100 пророков: «И когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою» (3 Цар 18: 4). Там, где были Самария и поток Хораф Статуя св. пророка Ильи, избивающего вааловых жрецов при входе в кармелитский монастырь В древние времена Самарией называли не только город, но и его отдаленные окрестности. С течением времени слово «Самария» стало обычным названием «средней Палестины». В наши дни этот ветхозаветный город называется Шомроном, и находится он на дороге между Шхемом и Дженином около одноименной арабской деревни. Самария как столица Северного, или Израильского, царства располагалась на высоком живописном холме, возвышающемся среди широкой долины. Самарией называли и саму гору (холм) с округленной вершиной, находящуюся в северо-западном направлении от Наблуса, примерно в 50 км к северу от Иерусалима. Город Самария построен около 875 или 923 года до Р. Х. Город этот часто упоминается в Библии а жители его клеймятся за служение Ваалу, потому-то и пришел сюда обличать идолопоклонство пророк Илия, предрекая разрушение города.

http://pravoslavie.ru/3509.html

Страшная засуха, начавшаяся в стране царства Израильского дает себя чувствовать и в Сидоне и его окрестностях. Мы не знаем, сколько времени пробыл пророк Илия на потоке Хораф, но очевидно, что последствия засухи успели уже оказаться на полях и масличных и виноградных насаждениях Палестины и Финикии. Вероятно порты Финикии не страдали от голода, но внутри страны запасы истощились и бедное население голодает. Илия, во встреченной им женщине по прозорливости своей, узнает ту вдову, которая по слову Божию должна питать его. Но чтобы быть уверенным, что он не ошибается, он испытывает и милосердие ее к пришельцу, и веру ее. Ст. 13. XVII гл. «И сказал Илия: не бойся, пойди, сделай то, что ты сказала, но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и своего сына сделаешь после». Ст. 14. «Ибо так говорит Иегова, Бог Израилев: мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю». Сидонянка в простоте доброго и верующего сердца, без всяких колебаний «пошла и сделала так, как сказал Илия» (ст. 15). После того мука и масло по слову Господа, объявленному пророком, не истощались, и «кормилась она и пророк и дом ее несколько времени». Вслед за первым испытанием веры Сидонянки ей посылается второе тягчайшее испытание. Сын ее заболевает и умирает 764 . В горести своей она не ропщет, но приписывает смерть сына прежде всего грехам своим, и потом присутствию в ее доме «человека Божия». «И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего» (ст. 19). В этих словах скорби есть сознание своей греховности и справедливости Божией и страх пред посланником Божиим, святость которого привлекла на семью, в которой он живет, возмездие за содеянные прежде грехи. Но Господу угодно не только обрадовать вдовицу чудом воскресения сына ее, но еще и выразить в этом чуде прощение содеянных ею грехов. Илия берет бездыханного отрока, возносит 765 его в горницу, в которой он живет, и, положив его на свою постель, повергается в горячей молитве пред Господом. Потом он трижды простирается над отроком и взывает к Господу: «Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (XVII, 20–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

16:34. Восстановление Иерихона. В свое время Иисус Навин проклял всякого, кто попытается восстановить Иерихон. Многие комментаторы считали, что по обычаю того времени при освящении дома полагалось приносить в жертву ребенка из семейства домохозяина. Этим объясняли обнаружение останков детских скелетов, погребенных под порогами домов. Точно так же основатель города должен был принести в жертву ребенка, которого полагалось похоронить в наиболее важном месте города. Но ныне это толкование отвергнуто, и некоторые исследователи усматривают связь между этим проклятием и шистосоматозом – болезнью, которую вызывают простейшие, переносимые улитками встречающегося в Иерихоне вида. Это заболевание поражает мочевые пути, оказывая негативное влияние на рождаемость и детскую смертность. 17:1–18:15 Илия и засуха 17:1. Фесва Галаадская. Родина Илии нигде в Ветхом Завете больше не упоминается, и ее местонахождение неизвестно. Традиционное отождествление с селением Istib, в 8 милях к северу от реки Иавок, недостаточно обоснованно, чтобы с ним можно было согласиться. 17:1. Задержка дождя и Ваал. Политика и действия Ахава и Иезавели были направлены на то, чтобы превратить Ваала в национального бога Израиля вместо Яхве. Убеждение, которое отстаивал Илия, заключалось в том, что выше то божество, которое могущественнее. В хананейских материалах, содержащихся в древней литературе (особенно в угаритских глиняных табличках), Ваал представлен как бог бури и молнии, ответственный за плодородие земли. Задерживая дождь, Яхве демонстрирует Свое могущество именно в той сфере природы, которая, как считалось, находилась под юрисдикцией Ваала. Заблаговременное уведомление Ахава о засухе – это средство, с помощью которого изображается верховенство и могущество Яхве. Если Ваал является подателем дождя, а Яхве провозглашает, что дождя не будет, начинается состязание. 17:3. Поток Хораф. Этот эпизод показывает, что власть Яхве безгранична, ибо Он может позаботиться, о ком бы ни пожелал. Вади Хораф достоверно не идентифицировано. В древнееврейском тексте говорится, что оно находится «на пути к Иордану», следовательно, это один из потоков, впадающих в Иордан с запада. Этому описанию соответствует известное своим изолированным положением вади Kelt, являющееся основным проходом в регион Иордана. Это примерно в 30 милях к юго-востоку от Самарии. Согласно другой гипотезе, здесь подразумевается вади Faria, впадающее в Иордан у бродов близ Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Все потоки идут в море, и море не наполняется. В место, из которого потоки исходят, туда они возвращаются, чтобы выйти. Некоторые думают, что пресные воды, впадающие в море, или поглощаются палящим сверху солнцем, или служат пищею для соленых вод моря. Но наш Екклезиаст и творец самых вод говорит, что они скрытыми жилами возвращаются к верховьям источников, и из главной питательной пучины постоянно прорываются в истоках текучих вод. Евреи же лучше думают, что под именем потоков и моря метафорически означаются люди, что они возвращаются в землю, из которой взяты, и что они называются потоками, а не реками, потому что скоро прерываются, хотя, однако, земля не наполняется множеством мертвых. Далее, если мы взойдем к более высокому, то справедливо мутные воды страстей возвращаются в море, откуда получают начало. И, если не ошибаюсь, слово поток без эпитета никогда не употребляется в хорошую сторону. Ибо в словах: «потоком сладости твоея напоиши я» ( Пс.35:9 ) употребляется это слово с эпитетом сладости. И напротив Спаситель предается при потоке Кедроне ( Ин.18:1 ), и Илия во время преследования скрывается при потоке Хораф, да и тот изсыхает ( 3Цар.17:3 ). А море ненасытимое не наполняется, как и в Притчах дочери пиявицы ( Прит.30:15 ). Еккл.1:8 . Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Всех речей важных не может муж высказать. Не насытится око видением и не исполнится ухо слышанием. Трудно достигнуть знания не только в предметах природы, но и в предметах нравственных. Ни слово не может изъяснить причин и природы вещей, ни глаз не может усмотреть их так, как требует великость предмета, ни ухо при наставлении ученого не может достигнуть высшего знания. Ибо, если ныне видим зерцалом в гадании, и отчасти уразумеваем, и отчасти пророчествуем: то, следовательно, ни слово не может выразить того, чего не знаем, ни глаз не может усмотреть того, что для него недоступно, ни ухо не может исполниться того, в чем оно сомневается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006