Илия (др.-евр. (Элийяху), (Элийя) — «Бог мой Яхве») — (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Жизнь пророка Илии Пророк Илия — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава . Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию. В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо. Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Пророчества и чудеса пророка Илии Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

http://pravmir.ru/ilin-den/

Этот источник привлекает многих братий, святых монахов, желающих окунуться в его воде. У источника, как и везде, мы помолились, прочитали Св. Писание, сотворили псалмопение: все то, что исполняем, приходя на святыя места. Блаженный пресвитер рассказал нам также о том, как все те, которые должны быть крещены около праздника Пасхи в этом селении, в церкви «ори Melchisedech», крестятся в источнике даже теперь. Сразу же после крещения в сопровождении духовенства и монахов возвращаются при пении псалмов и антифонов от источника в церковь святого Мелхиседека. Получив дары благословения из сада святого Иоанна Крестителя от пресвитеров и от монахов, келии которых находятся в самом саду, мы продолжили наш путь, вознося хвалу Господу. Так как наш путь все еще лежал вдоль берегов реки Иордана, то, двигаясь некоторое время по этой долине, мы неожиданно увидели перед собой город святого пророка Илии, Фесвию, от котораго он получил прозвание Фесвитянин. 82 Все еще существует пещера, в которой жил святой муж; там же находится гробница святого мужа Иеффая (Гефы), имя котораго мы читаем в книге Судей. И опять, согласно нашему правилу, возблагодарив Бога, мы продолжили наш путь. Во время нашего пути, впереди и налево, мы увидели очень красивую долину. Из этой широкой долины втекает могучий поток в реку Иордан. В этой же самой долине мы увидели келию одного брата, то есть монаха. Будучи по природе несколько любопытной и предполагая, что не без причины этот благочестивый человек, а теперь монах, построил себе здесь келию, я спросила их, что это за долина. На это святые мужи, сопровождавшие нас и хорошо знающие эти места, ответили: «Это долина Хорафа (Согга), где пребывал святой Илия Фесвитянин во дни царя Ахава, когда по всей стране был голод. По велению Божию ворон приносил ему пищу, а воду он пил из этого потока, который есть Хораф, текущаго в реку Иордан». И опять возблагодарив Господа, удостоившаго показать нам, недостойным, все то, что мы стремились увидеть, мы продолжили наш путь, как это делали каждый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бесстрашный Святой, а потому и бессмертный «ВДВшник» Сегодня Церковь празднует Ильин день 02.08.2019 5079 Время на чтение 5 минут Много у Бога разных святых. Особо как в древности на Руси, так и сегодня почитается святой пророк Илия. А чем же для русской души на заре принятия христианства импонировал древний еврейский пророк? Имя пророка Илии означает «Яхве мой Бог», что выражает содержание его служения – ревностно бороться за поклонение единому Богу. Илия родился за 900 лет до пришествия Христова, происходил из рода Аарона. Когда он родился, его отцу Севаху было видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. С раннего возраста Илия предавался служению Богу, возлюбил девственность и пребывал в строгом посте и молитве. В Новом Завете Иисус Христос дает «Заповеди блаженства» (Мф. 5: 3-12), одна из которых гласит «блаженные чистые сердцем, яко те Бога узрят». Илия действительно становится боговидцем как в Ветхом Завете (3 Цар. 19: 9-14), так и в Новом Завете во время Преображения Господня (Лк. 9: 31). Итак, нравственная чистота достигается постами, аскезой, это порождает новое состояние природы человека – сердечная чистота (Мф. 3: 6) – это условие богообщения, это то, что дает быть пламенным ревнителем веры. Тогда в жизни этого пророка происходит следующий этап ревностного служения Богу – обращение заблудшего народа. Его пророческое служение пришлось на царствование нечестивого Ахава. Жена царя Иезавель – жрица, убедила мужа принять язычество, поклоняться финикийскому богу Ваалу. Идолы и капища строились по всей стране. Истинные ревнители благочестия были убиваемы или изгнаны из страны. Но как может простой человек противостоять царю и его армии? Для этого необходимо иметь бесстрашие, сильную волю и глубокую, непоколебимую веру Богу, которая испытывается в обстоятельствах жизни. Для вразумления царя и народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой. Чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны приносили ему пищу (3 Цар. 17: 6).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/02/be...

Жизни в этой пустыне нет. Изредка встречаются станы бедуинов-арабов. Но безжизненная пустыня стоит того, чтобы ее увидеть. В тот день в тени было 35. На солнце, с почти вертикальной высоты заливающем всё окрест морем света, намного выше сорока. А ведь еще только первая половина мая, не июль, когда температура в пустыне достигает 60! Спасал нас только наш прохладный с кондиционерами автобус. В эту пустыню в ветхозаветные времена изгонялся к Азазело козел отпущения с исповеданными над ним грехами народа (см. Лев.16:20–22 ). Прошли тысячелетия, но и ныне, как некогда, дух Великой пустыни витал над безжизненными горами и камнями. Мы сворачиваем с дороги, останавливаемся. Перед нами безыскусный прямоугольный домик. Это Приют милосердного самарянина. Сюда отвез он несчастного человека, попавшего к разбойникам и избитого ими. Увы, мимо этого несчастного, мимо этого приюта спешили в Иерусалим священник и левит, не вспоминая о милости и добре (см. Лк.10:31–35 ). Но вот мы въезжаем на одну из гор и выходим из автобуса. Здесь желающие улыбнуться могут за некоторую плату надеть на себя одежду бедуина и воссесть на верблюда. К всеобщему восторгу это делает внушительный и важный отец Мефодий. С нашей вершины видна другая отвесная пустынная гора. Между ними ущелье, в котором некогда был поток Хораф. А на склоне противоположной горы мы видим в пещере монастырь. Это пещера Илии-пророка. Сюда он пришел по заключении неба на три с половиной года. Здесь во время всеобщей засухи в земле Израиля его питал ворон мясом и хлебом ( 3Цар.17:5–7 ). Воду же он пил из потока, что пересох уже при Илие-пророке. Иссохшим мы его и увидели. В этой же пещере пребывал и праведный Иоаким после того, как его жертва не была принята в Иерусалимском храме. И здесь, в этой пещере, он получил извещение о том, что у него родится Преблагословенная Дочь. Отсюда он пошел в Иерусалим, где и встретился со своей супругой, праведной Анной. И ныне, недалеко от Иерусалимской стены, стоит дом праведных Иоакима и Анны, в котором произошло Рождество Богородицы. А с V века от Р.Х. в этой пещере возник монастырь, носящий имя преподобного Георгия Хозевита. В отвесных скалах ущелья малые дверки и кресты указывают на еще и ныне обитаемые кельи отшельников.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Способ написания икон отличается от традиционной живописи. Обычно используются светлые цвета и добавляются темные; в иконописи всё изображено в Божественной обратной перспективе: сначала пишутся темные участки, лик Марии имеет зеленую санкирную подложку, и потом кладутся более светлые слои – это удивительно. Иконы приблизили меня к Церкви, я их очень полюбил. И почитая их, я всё больше хотел узнать Православие. Третьей иконой был образ пророка Илии у потока Хораф, но я не закончил ее. – Почему? – В 2003 году мы переехали из Массачусетса в Аризону, где я получил предложение по работе. Аризона мне очень напоминала Египет: я очень люблю пустыню. Эта протестантская церковь выглядела как кинотеатр, а в жаркую погоду во время богослужения прислужники разносили прохладительные напитки В Аризоне мы были прихожанами Евангелической церкви, там мы столкнулись с искушениями нашей протестантской веры. Церковь, в которую мы ходили, выглядела как кинотеатр; в жаркую погоду во время богослужения прислужники разносили прохладительные напитки и кофе. Для меня это всё было слишком несерьезно. «Искатели церквей» (внеденоминационные христиане) стремятся обеспечить людям комфорт, но многим это представляется неуместным – они хотят жить по Евангелию, а не ради комфорта. И я и моя жена испытывали подобные чувства. – Этот кризис как-то разрешился? – Не столько разрешился, сколько открылась возможность к его разрешению. И совершенно неожиданная. В феврале 2006 года была организована встреча выпускников Библейского института Д. Муди, окончивших его 25 лет назад. Я полетел в Чикаго и остановился у одного из бывших одноклассников, уже профессора в Институте Муди. А он жил по соседству с православной церковью. В то время, когда я был студентом института, это был храм Армянской Апостольской церкви, но он всегда был закрыт. Оказалось, что армяне продали это здание епархии Православной Церкви в Америке под омофором епископа Иова Чикагского; настоятелем церкви был отец Джон Бейкер. Храм назывался церковью Христа Спасителя.

http://pravoslavie.ru/86985.html

Мне хотелось остаться в обители святого Саввы, но на это необходимо было разрешение Патриарха, без которого игумен не принимал меня в общежитие (киновию). В обители я провела около трех месяцев и опять вернулась в Иерусалим. В Иерусалиме мне случилось простудиться, я не слегла, но меня мучила сильная боль в пояснице. В то время я часто посещала женский монастырь Великой Панагии, что находится в Иерусалиме близ монастыря св. Константина, то есть Патриархии. Монахини видели, что страдаю от боли, и предлагали обратиться в патриаршую больницу, но я не хотела. Однажды привратница монастыря, родом из Пруссы, прожившая многие годы в этом монастыре говорит мне: «Детка, я вижу, что тебя мучают сильные боли, что с тобой?» Я ответила: «У меня болит поясница». Тогда она сказала мне: «Я сделаю тебе компресс, положишь его себе на спину и боль тут же отступит». Действительно она сделала компресс из дегтя и других веществ и сказала мне: «Сейчас, пока он теплый, я сама положу тебе его на поясницу, поскольку, сам ты не сможешь». Я стала колебаться, поскольку боялась, что она увидит, что я женщина. Она же подумала, что я стесняюсь и говорит мне: «Почему ты стесняешься? Ведь я старая. Думай, что я твоя мать». В конце концов я согласилась. Она прикрепила мне компресс и потом говорит: «Вот, ты боялся, а тело у тебя прямо как у девочки». Я поблагодарила ее и ушла. Себе же говорила: «Стоило мне немного заболеть, и это чуть не привело к тому, чтобы обнаружили, что я женщина. А если я заболею и мне потребуется врачебная помощь?». Я молилась умом и просила многомилостивого Господа просветить меня и указать, что мне делать. Большую часть денег, взятых мною из банка, я раздала бедным и на заупокойные службы по моему отцу. Глава вторая. Желание пустыни 1. Поездка во Святой град Иерусалим, в монастырь святых Феодоров, в Вифлеем, в монастыри святого Саввы и святого Георгия Хозевита, а также в пещерные келлии потока Хораф Будучи в затруднении, не зная, что мне делать, я вспомнила о житии преподобной Марии Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИЯ [евр.  ,   греч. Ηλιο, Ηλας] (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков (пам. 20 июля). История И. в Ветхом Завете Прор. Илия. Икона. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макария III, Никосия) Прор. Илия. Икона. XIII в. (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макария III, Никосия) описана в 3 Цар 17. 1-19; 18; 21. 17-28; 4 Цар 1. 3-17; 2. 1-18. Имя пророка переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание служения И. (ср.: 3 Цар 18. 36), ревностно боровшегося за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. И. род. в г. Фесва в Заиорданье («Фесвитянин, из жителей Галаадских» - 3 Цар 17. 1), носил волосяную одежду с кожаным поясом (4 Цар 1. 8). Его пророческое служение проходило в Израильском царстве в правление царей Ахава (874-853) и Охозии (853-852), принадлежавших к династии Омри, в период, когда в Северном царстве широко распространялся культ Ваала. И. был призван на пророческое служение после того, как израильский царь Ахав заключил брак с дочерью царя Сидона Иезавелью. Брак имел политические цели - усиление Израиля в конфронтации с Сирией (3 Цар 16. 29-31). В это время Ахав «стал служить Ваалу» и построил ему храм в столице Израильского царства Самарии (3 Цар 16. 32-33), чтобы сделать город религ. центром, к-рый мог бы конкурировать с Иерусалимом. Теофорные имена сыновей Ахава (Охозия, Иорам) и присутствие при его дворе пророков Яхве (3 Цар 22. 6) указывали на то, что Ахав еще неокончательно отказался от истинной веры. Но, согласно строгому монотеизму, к-рый исповедовал И., действия Ахава - отступничество от веры в единого истинного Бога, карой за это стала 3-летняя засуха (3 Цар 17. 1). В период гонений царицы Иезавели только 100 пророков Божиих благодаря заступничеству царедворца Авдия (3 Цар 18. 4) осталось в живых. И. скрывался у потока Хораф, к востоку от Иордана, и вороны приносили ему пищу. Когда вода в потоке высохла, пророк по повелению Бога переселился в финик. Сарепту (ныне Эс-Сарафанд). Близ города он встретил вдову и попросил дать ему воды и лепешку. Она ответила, что в доме осталось совсем немного муки и масла. И. пообещал ей, что мука и масло не закончатся, пока он будет пребывать в ее доме. Слова И. чудесным образом исполнились. Когда от болезни умер сын вдовы, И. обратился к Богу с просьбой воскресить отрока. Увидев сына живым, вдова поверила в то, что перед ней подлинно пророк Божий (3 Цар 17. 24).

http://pravenc.ru/text/389301.html

Архив Пн 2 августа — день памяти пророка Илии 1 августа 2009 г. 17:00 Святой пророк Илия — один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета — родился в северо-восточной части Святой Земли за девять веков до Рождества Христова. Происходил он из колена Левина, из рода Аарона. Незадолго до этого еврейское царство распалось на две части: на Иудейское царство и Израильское. В состав первого вошли два колена: Иудино и Вениаминово, а столицей был Иерусалим. Оно занимало южную часть Святой Земли. В состав Израильского царства, северного, вошли десять колен; его столицей была Самария. Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу.

http://patriarchia.ru/db/text/129419.htm...

И так, пройдя некоторое время по долине Иордана, на берегу реки, по которому некоторое время лежал наш путь, внезапно увидели мы город Святого пророка Илии, то есть Фесвию, откуда он и получил прозвание Илия Фесвитянин. Там до ныне существует пещера, в которой сидел святой, и там есть гробница святого Гефы, имя которого читаем в книгах Судей. И так, и там возблагодарив Бога по своему обыкновению, мы отправились далее в наш путь. И идя по этому пути, видели мы прелестную долину, приближавшуюся к нам слева, которая была большая и из нее впадал в Иордан большой поток: там, в долине мы увидали келлию некоего теперь брата, то есть отшельника. Тогда я, по своему любопытству, стала расспрашивать, что это за долина, где святой отшельник построил теперь себе келлию; я полагала что это не без причины. Тогда святые мужи, путешествовавшие вместе с нами и знавшие местность, сказали нам: «это есть долина Хорафа, где оставался святой Илия Фесвитянин во время царя Ахава, когда был голод, и по повелению Божию вороны носили ему пищу, а из этого потока он пил воду. Ибо этот поток, который, как ты видишь, течет по долине в Иордан, есть Хораф». И так, тем не менее возблагодарив Бога, сподобившего указать нашему недостоинству все, что мы желали, мы продолжали наш путь, как это делали каждый день. И так, продолжая ежедневный путь, внезапно, с левой стороны, откуда мы видели напротив пределы Финикии, заметили мы большую и весьма высокую гору, которая тянулась в длину.... (Вырезаны листы). ...и этому святому отшельнику и пустыннику было необходимо двинуться после стольких лет, в течение которых он пребывал в пустыне, и спуститься в город Карнеи, для сообщения епископу и клирикам о том времени, когда ему было откровение, чтобы они копали в том месте, которое ему было указано, что и было сделано. И они, копая в указанном месте, обрели пещеру, следуя по которой приблизительно на сто шагов, при копании внезапно открыли камень; и когда очистили этот камень, то нашли вырезанным на его крышке: Иов; тогда в честь этого Иова была в этом месте, выстроена церковь , которую вы видите, и при том выстроена так, что камень с телом не был передвинут на другое место, но тело лежало там, где было найдено, и было прикрыто престолом. А та церковь , которую строил какой-то трибун, стоит неоконченною и до ныне. На другой день утром мы попросили епископа совершить литургию, что он и соблаговолил сделать, и, получив благословение от епископа, мы отправились. И так, причастившись и возблагодарив там Бога во веки, мы возвратились в Иерусалим, проходя путь по всем тем ночлегам, по которым мы ходили три года тому назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хораф Хораф ( III Цap. XVII, 3, 5 ) – поток, что против Иордана. В царствование нечестивого царя израильского Ахава пророк Илия по повелению Божию изрек трехлетний голод и затем скрылся у потока Хорафа. Вороны приносили ему хлеб и мясо по утру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил (ст. 6). Когда же поток этот высох, то по слову Господню Илия отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая особенным чудом чрез пророка получила неистощимый, до хорошего урожая, запас муки и масла. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002   003     004    005    006