Жертвоприношение прор. Илии. Роспись синагоги в Дура-Европос. 249-150 гг. (Национальный музей, Дамаск) Жертвоприношение прор. Илии. Роспись синагоги в Дура-Европос. 249-150 гг. (Национальный музей, Дамаск) В христ. искусстве были распространены не только единоличные образы пророка, но, как знаковые, получили хождение отдельные сцены из его Жития, ставшего источником прообразовательных сюжетов. Они сопоставлены с событиями НЗ: воскрешение сына сарептской вдовы (3 Цар 17. 8-24) - с воскрешением прав. Лазаря (Ин 11. 1-45); жертвоприношение на горе Кармил (3 Цар 18. 19-40) - с Сошествием Св. Духа (Деян 2. 1-13); кормление И. ангелом в пустыне (3 Цар 17. 2-7) - с кормлением отроковицы Марии в Иерусалимском храме (Протоевангелие Иакова. Гл. 7. 2-3); милоть И., подхваченная прор. Елисеем (4 Цар 2. 12-13),- с передачей ключей от рая ап. Петру (Мф 16. 19) и др. Некоторые сюжеты стали восприниматься как прообразы Евхаристии (напр., пребывание И. у потока Хораф (3 Цар 17. 2-8)), что в свою очередь обусловило их расположение в алтарной части храма. Отражение в иконографии нашло также сопоставление в Свящ. Писании И. со св. Иоанном Предтечей. Тропарь на день памяти И. называет его «вторым Предтечей пришествия Христова»; так же как и св. Иоанн Предтеча, И. изображается с всклокоченными волосами и бородой, отмечается сходство одежд обоих пророков, облаченных в хитон и милоть. При почитании И. наделялся разными функциями. Для монахов его жизнь являлась образцом аскетических подвигов. В имп. среде его чтили как покровителя воинской доблести. Имп. Василий I Македонянин ежегодно в день памяти И. посещал богослужение в Новой ц. Большого имп. дворца, где хранились милоть и пояс И. Пророк изображен на миниатюре в сцене коронования Василия I арх. Гавриилом в Гомилиях Григория Назианзина (Paris. gr. 510). В народном восприятии И. был покровителем стихий. Роль пророка-боговидца в божественной икономии, эсхатологические ожидания И. как провозвестника Второго пришествия, а также различные аспекты его почитания стали причинами разнообразия иконографии.

http://pravenc.ru/text/389301.html

В угоду жене-язычнице Иезавели царь Ахав построил храм и жертвенник Ваалу. Пророк Илия предстал перед Ахавом и объявил, что в наказание за идолопоклонство не будет ни дождя, ни росы на земле, а прекратится засуха только по молитве самого пророка. Дворец Ахава назывался «домом из слоновой кости», поскольку на его отделку пошло огромное количество этого дорогого материала. В руинах дворца найдено около 500 предметов из слоновой кости, причем многие из них были инкрустированы золотом. Когда сегодня видишь в Шомроне множество полуразрушенных колонн – печальных свидетелей минувшего величия, то их вид вызывает в памяти слова другого пророка: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле… обнажу основания ее» (Мих 1: 6). Слова, произнесенные пророком Илией в Самарии царю Ахаву, сбылись: народ стал страдать от нестерпимого солнечного зноя и голода. По своему милосердию Господь послал пророка Илию к сокровенному месту – потоку Хораф, что против Иордана. Из этого потока он утолял свою жажду, а ворон приносил ему мясо и хлеб. Некоторые исследователи считают, что библейский поток Хораф и сегодня не высох, а находится в ущелье Хозева, что недалеко от города Иерихон. Однако на некоторых картах Израиля эпохи Ветхого Завета указывается поток Хораф, который якобы находился примерно 45 км севернее Иерихона в 3–5 км от правого берега Иордана. Греческий монастырь святого Георгия Хозевита, расположенный в окрестностях Иерихона, в ущелье Вади Кельт, основан около 480 года. В этом суровом и благословенном месте можно видеть большую пещеру и обустроенный в ней пещерный храм пророка Илии. По преданию, именно в этой пещере скрывался и молился пророк Илия во время трехлетней засухи (см.: 3 Цар 19: 9). В апреле 2007 года над пещерой можно было видеть двух сидящих черных птиц, о которых греческие монахи сказали нам: «И не вороны, и не грачи, и не голуби». Как называются прижившиеся здесь птицы, никто из монахов не знает. Пророка Илию кормили вороны, то есть крупные птицы с блестящим черным опереньем, гнездящиеся обычно в уединенных местах. И не случайно выражение русского языка: «куда ворон костей не занесет» – так говорят об очень отдаленном или труднодоступном месте.

http://pravoslavie.ru/3509.html

Почему и исполнилось им изреченное» (вопр. 51). Историк Менандр у И. Флавия (Иуд. Древн. VIII, 13, 2) упоминает о засухе в течение года при тирском царе Итобаале; это подтверждает историчность повествования 3 книги Царств о засухе при Ахаве. 3Цар.17:2 .  И было к нему слово Господне: 3Цар.17:3 .  пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; Как принял Ахав грозное слово пророка, не сказано; но уже самое повеление Божие пророку оставить царя, удалиться на восток и скрыться у потока Хорафа предполагает опасность для пророка со стороны царя, который, как видно из последующего, вместе с женой своей Иезавелью вообще преследовал пророков Иеговы ( 3Цар.18:4,13 ) и особенно тщательно разыскивал пророка Илию ( 3Цар.18:10 ). Поток Хораф (евр. Керит; LXX: С ορραθ; Vulg.: Carith) традицией иногда указывался по сю (западную) сторону Иордана и отождествлялся с вади-эл-Кальт (Onomast. 968). Но самое выражение евр. т. «ал-пенэ га-йарден» (слав.: «прямо лицу Иорданову»), по библейскому словоупотреблению (ср. Быт.18:1–2,23:19,25:18 ; 1Цар.15:7 ; 3Цар.11:7 ), может обозначать только восточную сторону Иордана; притом на восточной стороне Иордана, частью лесистой, частью пустынной, но всегда более удаленной от Самарии, пророк Илия был в большей безопасности от преследований Ахава, чем на западе от Иордана. Пребывание в пустынном одиночестве, кроме безопасности, имело целью приготовление пророка к ожидающим его тягостям общественного служения – как после для новозаветного Илии – Иоанна Предтечи ( Лк.1:80,3:2 ; Мф.11:14,17:12 ). Наконец, вода потока Хорафа, вероятно, притока Иордана (с востока) некоторое время питала пророка во время засухи. 3Цар.17:4 .  из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. 3Цар.17:5 .  И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. 3Цар.17:6 .  И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. Если поток давал пророку естественное питье (у LXX слав.: добавлено слово: δωρ, «воду», ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка ( 3Цар.17:1 ). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение – три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу – хлеб и мясо. По изъяснению святителя Иоанна Златоуста , Господь повелел заботиться о пропитании пророка именно воронам для того, чтобы научить его быть более милосердным и снисходительным. «Смотри, Илия, – говорит святитель как бы от лица Самого Бога, – на их (воронов) человеколюбие; те, которые не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимцы... Подражай перемене воронов, и будь снисходительным к иудеям». Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его ( 3Цар.17:17–24 ). По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» ( 3Цар.18:39 ). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подмосковное село в разное время называлось Пруссы, Прус или Прусье. Писатель Николай Иванчин-Писарев в «Прогулке по древнему Коломенскому уезду» писал по этому поводу следующее: «По своему названию не принадлежало ли какому-нибудь выходцу из Пруссии, прибывшему в Россию с целой дружиной или многочисленной прислугой, которая здесь и поселилась: известно, что из Пруссии выехали Захарьины-Юрьевы, Шереметевы, Колычевы, Салтыковы, Шеины, Кутузовы и другие знатные роды». В Подмосковье есть еще Прусы в Мытищинском районе и Прусово в Талдомском районе. В книге «Карта рассказывает» Б.Б. Вагнера приводится два толкования этих «прусских» названий. Возможно, они связаны с прибалтийским племенем голядь, которое населяло в том числе и московские земли до XI века. По другой версии название происходит от клички Прус, которую давали прожорливому человеку. Сама кличка шла от разновидности саранчи – прусов. Прусский храм посвящен пророку Илие – одному из самых почитаемых святых на Руси. Илия Фесвитянин жил за девятьсот лет до Рождества Христова при израильском царе Ахаве. Жизнь и чудеса пророка Илии описаны в Третьей книге Царств в Ветхом Завете. Под влиянием жены Иезавели Ахав ввел в царстве языческий культ Ваала и Астарты. Пророк Илия обличал царя и предрек засуху и голод в Израильской стране до тех пор, пока царь не уничтожит идолов и не вернется к почитанию единого Бога. Илия сказал: «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Три года в Израильском царстве не было дождя и урожая. От голода Илия скрывался у потока Хораф в пустыне. Там каждое утро и вечер вороны по Божьему повелению приносил пророку хлеб и мясо. Почитание Илии на Руси было связано с описанной в Библии чудесной способностью пророка повелевать дождем. В засуху крестьяне молились пророку в надежде, что тот пошлет дождь и не допустит гибели урожая. На иконах Илия часто изображается сидящим в пустыне у потока Хораф вместе с вороном. Подобная икона напечатана на стенде у храма в Пруссах и помещена в иконостасе справа от иконы Спасителя у царских врат. С северной стороны церкви на внешней стене есть еще небольшая мозаика с образом пророка Илии. Праздник святому в православной церкви отмечается летом двадцатого июля – второго августа по новому стилю. Согласно изложенным данным выше, можно сделать вывод, что Ильинский храм выстроен на средства Шереметьевых.

http://sobory.ru/article/?object=07342

Прошедшее Фесвитянина из Галаада Илии, пророка Господня, нам неизвестно; мы не знаем, как он призван на служение Господу, как он провел отрочество, где он возмужал телом и духом и возрос до той высоты духовной жизни и силы, которые мы видим в день явления его Ахаву. Но очевидно, что он издавна уже получал откровения Господни и чувствовал величие дара Духа Святаго, почивавшего на нем и даровавшего ему великую силу. Появление Илии величественно. Воззвание его: «жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою!» – напоминает Ахаву о Едином вечно живущем Бог, – Творце неба и земли, Котораго святейшее имя, явленное в горящей купине, есть Иегова, вечно неизменно Себе подобный, Единый живущий и единый источник жизни 758 . Этим возгласом он укоряет Ахава, знавшего заветы и обетования народа, в его глубоком падении и напоминает ему, что и руках Единаго источника жизни жизнь всего творения и той несчастной страны, в которой он царствует, и в которой царь ее ввел постыдный культ Ваала и Астарты. Но вот, Господь, источник жизни и благословения, прогневался на эту страну и отъемлет у Палестины, в пределах царства Ахава, благодетельные дожди и росы, без которых Палестина будет медленно умирать 759 . Ахав или не верит пророчеству, или испуганный и озлобленный им не отвечает ничего, но вероятно по уходе Илии – и может быть по совету жены своей 760 , приказывает искать его, чтобы убить, так как немедленно вслед за тем «было к нему (Илии) слово Господне: Пойди отсюда 761 и обратись на восток, и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там» (ст. 2 – 4). Очевидно, что после объявления гнева Господня Ахаву жизнь пророка была в опасности, и если в первую минуту смущения Ахав не приказал его схватить, то нельзя сомневаться в том, что когда Илия ушел, то Ахав разослал воинов и слуг схватить зловещего пророка, может быть с целью вымучить от него то слово, которое, как Илия сказал, будет предвозвестником дождя. Где именно скрывался Илия, и где впадает в Иордан поток Хораф – мы не знаем, так как имя этой речки больше не встречается в Библии. Мы впрочем даже не знаем, что надо разуметь под именем потока: постоянную ли речку, или горный водосток, и находился ли этот поток на правой стороне Иордана от гор Ефремовых, или же на левой, имея свое начало в отрогах Анти-Ливана. Очевидно, что это место было дикое и пустынное: здесь должен был временно пребывать пророк, питаясь чудесным образом хлебом и мясом, которые приносили ему два раза в день враны (XVII, 6) 762 . «По прошествии некоторого времени поток этот высох; ибо не было дождя на землю. И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (7 – 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Он сбегает с южного склона Ливана и с южной подошвы Ермона двумя истоками: Баниас и Хасбани . Оба истока, соединяясь, составляют малый Иордан, который течет в озеро Мером. Отсюда поток идет медленным и мутным, но скоро становится прозрачным, и, чрез 15 верст, впадает в озеро Геннисаретское. Чрез южную оконечность озера он устремляется в долину Иорданскую. Самая южная часть течения проходит уже пустынную равнину, на западе которой находится Иерихон. Пройдя около 100 верст от Геннисаретского озера, Иордан впадает в Мертвое море и в нем теряется. В Свящ. истории эта река известна по нескольким событиям. Вòды ее чудесно разделились, чтобы дать проход Евреям ( Нав.3:14 и дал.); то же самое случилось, когда пророки Илия и Елисей прошли чрез нее ( 4Цар.2:8–14 ); омывшись, по совету Елисея, в Иордане, Нееман очистился от проказы ( 4Цар.5:10–14 ); на берегах Иордана проповедал Иоанн Креститель и в водах Иорданских крестился Иисус Христос ( Мф.3:13–17 ). Кроме Иордана, Палестина орошалась несколькими потоками, из которых более замечательные: 1 . Кисон ( Суд.4:7 ); он берет начало у подошвы Фавора, орошает долину Ездрелонскую и около Птолемаиды впадает в Средиземное море. 2 . Хораф ; он впадает в Иордан; около него скрывался Илия; здесь вóроны питали его, принося ему хлеб и мясо ( 3Цар.17:1–16 ). Толкователи разногласят относительно того, с которой стороны Хораф впадал в Иордан, с восточной или западной. 3 . Кана , на северной границе колена Ефремова ( Нав.17:9 ), впадает в Средиземное море. 4 . Сорек – вытекает из гор Иудейских и впадает, около Аскалона, в Средиземное море. Он орошает долину этого же имени, отличавшуюся прекрасными виноградниками ( Суд.16:4 ). 5 . Весор – берет начало в горах Иудейских; он впадает в Средиземное море в некотором расстоянии от Газы ( 1Цар.30:9 ). 6 . Шихор или поток Египетский составлял юго-западную границу земли Обетованной к Египту. О нем говорится в 1Пар.13:5 и 2Пар.7:8 : «Собрал Давид всех Израильтян, от Шихора Египетского до входа в Емаф, чтобы нести ковчег Божий из Кириафиарима».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

76 . В пустыне же возрос Иоанн 3676 , там он упражнялся в стойкости, чтобы потом обличить царя. 77 . Вспоминая о святом Илии, мы не без умысла именовали места его пустынножительства. Необходимо сказать, что означают их названия. Илия был послан к потоку Хораф, где его питали вороны, утром принося ему хлеб, а вечером мясо 3677 . Неслучайно утром приносили они хлеб, который укрепляет сердце человека (Пс. 103:15). Каким хлебом, если не хлебом таинства, мог бы питаться пророк? Вечером они доставляли мясо. Пойми, что читаешь! Хораф означает «понимание» 3678 . Хорив — «всякое сердце» или «сердце» 3679 , а Вирсавия переводится как «колодец семи» или «колодец клятвы» 3680 . 78 . Сначала Илия отправился к колодцу Вирсавии, то есть к таинствам святого закона и к священнодействиям божественной справедливости, только потом он был послан к потоку, к той бурной реке, которая веселит град Божий (Пс. 45:5) Обрати внимание на оба Завета единого Творца. Древнее Писание, подобно колодцу, глубоко и темно, οттуда достаешь воду с трудом: не полон колодец. Писание еще не закончено, потому что еще не пришел Тот, Κтο исполнит его. Впоследствии Он скажет: Не нарушить пришел Я закон, но исполнить (Мф. 5:17). Христос потому приказывает святому отправиться к реке, что у того, кто будет пить от Нового Завета, не одна река, но реки из чрева потекут воды живой (Ин. 7:38), реки понимания, реки познания, реки духовные, которые высохли во времена неверия, чтобы не черпали их святотатцы, не пили неверные. 79 . Вороны признали пророка Господня, которого не признавали иудеи. Вороны питали того, кого преследовал царственный и благородный род. Кто такая Иезавель, преследовавшая его, как не синагога, напрасно текущая, напрасно изобилующая Писаниями, которых никто не соблюдает и не понимает? Какие вороны питали Илию, как не те, чьи птенцы призывают Бога? О них сказано: Дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему (Пс. 146:9). Те вороны знали, кого питали, ибо они были близки к «пониманию» и к реке святого познания приносили пищу.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

« Итак вы уже не чужие и не пришельцы (pa,roikoi,), но сограждане святым и свои Богу» ( Еф. 2, 19 ). Здесь речь идет об отдельных христианах, а не о Церкви Божьей, как у Климента. Кроме того, у нас почти нет уверенности, что Климент знал послание к Ефесянам. С большей уверенностью мы бы могли предположить, что Клименту были известны писания Луки. Глагол «παροικω» встречается в 24, 18 Евангелия от Луки, а прилагательное «προικος», употребленное, как существительное, в Деян. 7, 6, 29 . В двух этих местах употребление этого слова имеет непосредственное отношение к Исходу. Наконец, существительное встречается в Деян. 13, 17 , где ап. Павел назвал через этот термин пребыван ие иудеев в Египте, т. е. опять же в связи с Исходом. С гораздо большей вероятностью мы можем предположить, что на Климента повлияло послание к Евреям, причем не столько Евр. 11, 9 , где имеется глагол «παρκησεν» сколько 13, 14: «мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» 13 . Но это предполагало бы у Климента такого рода богословские рассуждения, которые ему не очень были свойственны. Поэтому остается открытым вопрос, в каком точно смысле Климент употребил глагол «παροικω». Возможно, что он употребил причастие «παροικοσα» в смысл близком к причастию «οσα», обозначая через него, что Церковь Божия пребывает среди римских христиан, но возможно, что употребление указанного причастия осложнилось у него мыслью о том, что Церковь , пребывая среди римских христиан, находится в чуждом ей эмпирическом мире 14 . Церковь Божия пребывает среди римских христиан или среди коринфских, но по отношению к Риму или Коринфу она является братством или содружеством, которое не принадлежит городу. Если этот оттенок мысли имелся у Климента, то тем не менее его основная мысль остается той же, что и у ап. Павла. Определение «το Θεο» показывает, что речь идет о Церкви во всей ее полноте. Это определение прилагается и к Церкви, пребывающей в Коринфе. Римская церковь обращается к Коринфской, но она не ставит себя в положение высшей, так как в Коринф пребывает таже Церковь Божия, которая пребывает в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Когда, таким образом, число братии стало умножаться и начала устраиваться Лавра [ 30 ] на холме, на северной стороне потока, преподобный построил небольшую церковь в долине, посреди высохшего потока, и когда к нему приходил кто-нибудь из посвященных в сан пресвитера, он просил того отслужить святую литургию, сам же, по смирению своему, не хотел принять посвящение и никого из братии не возводил в степень священства. Так как источник был далеко от того места, то воды не хватало. И вот, в одну ночь святой молился, говоря: — Господи Боже сил! если есть на то воля Твоя, чтобы населилось место сие во славу Пресвятого Твоего Имени, призри на нас, рабов Твоих, и даруй нам воду для утоление жажды нашей! Во время сей молитвы послышался святому какой-то голос от потока; он посмотрел туда, и, при свете полной луны, увидел дикого осла, который копал ногой землю и, прикладывая губы к яме, пил воду. Преподобный тотчас сошел вниз и начал сам копать на том месте, где видел осла; покопав немного, Савва нашел ключевую воду, и образовался там обильный источник, достаточный для всей Лавры и никогда не уменьшавшийся [ 31 ]. Еще в другую ночь, когда Савва ходил около потока и пел Давидовы псалмы, явился на краю пропасти, бывшей на запад от потока, огненный столп, утвержденный в земле, вершиною же своею касающийся неба; и стоял святой на молитве до утренней зари. На рассвете пошел он на то место, где видел столп, и нашел большую чудную пещеру, в роде церкви, устроенную Божиею, а не человеческою рукою; вход в нее был с юга, и от солнечных лучей в ней достаточно было света. Украсив ту пещеру, Савва устроил там церковь и велел братии каждую субботу и воскресенье собираться в нее для богослужения: он сам переселился туда, устроил себе келлию близ сей нерукотворной церкви, на высоком утесе и сделал тайный ход в церковь; через него он ходил в церковь молиться день и ночь. Число братии ежедневно увеличивалось — их собралось около полутораста, — келлии уже строились по обеим сторонам потока. В тоже время отцы завели и рабочий скот, как для строения Лавры, так и для других потребностей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010