Административное деление страны при Соломоне ( 3Цар.4:7–19 ) Расширение границ Израиля в правление Соломона повлекло за собой рост военных расходов. Немалых затрат требовало осуществление строительных и иных хозяйственных проектов по всему разросшемуся царству. В результате Соломон оказался перед проблемой изыскания новых источников для пополнения казны. Чтобы решить возникшую задачу, Соломон разделил территорию Израиля на двенадцать провинций и поставил над каждой управителя. Этим управителям вменялось в обязанность определять и взимать подати на нужды Иерусалима и царского двора. Дополнительное тяжкое бремя породило сильное недовольство среди израильтян, которых особенно возмущало то обстоятельство, что Иудея была освобождена от этой подати. Новое административное деление не соответствовало изначальному разделению земли между коленами Израилевыми. Илия и Елисей ( 3Цар.19:19 ) Победа Илии на горе Кармил завершилась истреблением четырехсот пятидесяти пророков Ваала ( 3Цар. 18:20–40 ). Его служение распространялось на Ханаан от потока Хораф, неподалеку от которого пророк родился ( 3Цар. 17:1–7 ), до Сарепты, в которой он совершил чудо ради вдовы и ее сына, и далее, к горе Кармил. В Самарии Илия обличал царя Ахава в несправедливости, соделанной против Навуфея Изреелитянина ( 3Цар. 21:17–29 ). Под Иерихоном пророк Илия разделил воды Иордана, пересек реку посуху и был вознесен на небеса в огненной колеснице ( 4Цар.2:1–12 ). Елисей излечил Неемана от проказы, повелев омыться в водах Иордана ( 4Цар.5:1–19 ), и обрек на поражение под стенами Самарии ослепленных сирийцев ( 4Цар.6:8–23 ). В Дамаске Елисей предсказал смерть сирийскому царю Венададу, а Азаилу – восшествие на сирийский престол. Четвертая книга царств Войны Ассирии против Израиля и Иудеи (734–732 гг. до Р. Х.) ( 4Цар.15, 19, 20:29 ) Тиглатпаласар III предпринял три военные кампании. В 734 г. до Р.Х. он прошел вдоль побережья к границам Египта. В 733–732 гг. до Р.Х. он совершил два вторжения в Израиль. Военные действия Ассирии против Иудеи (725 г. до Р. Х.) ( 4Цар.17:3–23 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

71 . Такое терпение возрастила в святом Евсевии монастырская жизнь, что он в строгости привычек черпал силы для перенесения трудов. Кто усомнится, что для внимательной христианской жизни особенно важны два установления: обязанности для клириков и правила для монахов? Первое установление приучает к благочинию и добронравию, второе – к воздержанию и терпению: первое на виду, второе – втайне. Потому добрый ристатель говорит: Мы сделались зрелищем для мира ( 1Кор. 4:9 ). Несомненно достоин тот, на кого взирают ангелы, пока он борется, чтобы стяжать награду Христову 635 , пока он подвизается, чтобы на земле учредить жизнь ангельскую, одолеть духов злобы поднебесных 636 : ведь борьба шла и против них. Недаром смотрел на него мир, мир должен был ему подражать. 72 . Итак, эта жизнь – на виду, та – в пещере, эта в борьбе против мирской суеты, та в борьбе против похотей плоти, эта подавляет телесные удовольствия, та избегает их, эта приятнее, та надежнее, эта правит собой, та сдерживает себя, но и та и другая отрекается от себя, чтобы стать Христовой, ибо совершенным сказано: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16:24 ). Тот следует за Христом, кто может сказать: И уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). 73 . Отрекся от себя Павел и, зная ожидающие его узы и муки, добровольно отправился в Иерусалим навстречу опасностям, говоря: Не дорожу своею жизнью, только бы совершить поприще мое и служение слову, которое я при­нял от Господа Иисуса ( Деян. 20:24 ). Слезы и просьбы многих людей не делать этого не преклонили его дух. Таким взыскательным судьей над собой оказывается деятельная вера! 74 . Итак, эта жизнь сражается, та уклоняется, эта побеждает сблазны, та бежит от них, эта торжествует победу над миром, та отстраняется от него, для этой мир распинается или же она распинается для мира, той мир не знает, у этой больше искушений и потому славнее победа, та реже подвергается падению, ей легче блюсти себя. 75 . Сам Илия на время исполнения своего предсказания был послан Господом скрыться у потока Хораф 637 . Угрожал ему Ахав, угрожала Иезавель, в страхе пребывал Илия, и встал, и вновь, добродетельно питаясь небесной пищей, шел сорок дней и сорок ночей, пока не достиг горы Хорив и не вошел в пещеру и не обрел в ней покоя 638 , и потом именно он был послан помазать царей на царство 639 . Жизнью уединенной закаляясь в терпении, от простой пищи он укреплялся в добродетели и становился крепче.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В угоду жене-язычнице Иезавели царь Ахав построил храм и жертвенник Ваалу. Пророк Илия предстал перед Ахавом и объявил, что в наказание за идолопоклонство не будет ни дождя, ни росы на земле, а прекратится засуха только по молитве самого пророка. Дворец Ахава назывался «домом из слоновой кости», поскольку на его отделку пошло огромное количество этого дорогого материала. В руинах дворца найдено около 500 предметов из слоновой кости, причем многие из них были инкрустированы золотом. Когда сегодня видишь в Шомроне множество полуразрушенных колонн – печальных свидетелей минувшего величия, то их вид вызывает в памяти слова другого пророка: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле… обнажу основания ее» (Мих 1: 6). Слова, произнесенные пророком Илией в Самарии царю Ахаву, сбылись: народ стал страдать от нестерпимого солнечного зноя и голода. По своему милосердию Господь послал пророка Илию к сокровенному месту – потоку Хораф, что против Иордана. Из этого потока он утолял свою жажду, а ворон приносил ему мясо и хлеб. Некоторые исследователи считают, что библейский поток Хораф и сегодня не высох, а находится в ущелье Хозева, что недалеко от города Иерихон. Однако на некоторых картах Израиля эпохи Ветхого Завета указывается поток Хораф, который якобы находился примерно 45 км севернее Иерихона в 3–5 км от правого берега Иордана. Греческий монастырь святого Георгия Хозевита, расположенный в окрестностях Иерихона, в ущелье Вади Кельт, основан около 480 года. В этом суровом и благословенном месте можно видеть большую пещеру и обустроенный в ней пещерный храм пророка Илии. По преданию, именно в этой пещере скрывался и молился пророк Илия во время трехлетней засухи (см.: 3 Цар 19: 9). В апреле 2007 года над пещерой можно было видеть двух сидящих черных птиц, о которых греческие монахи сказали нам: «И не вороны, и не грачи, и не голуби». Как называются прижившиеся здесь птицы, никто из монахов не знает. Пророка Илию кормили вороны, то есть крупные птицы с блестящим черным опереньем, гнездящиеся обычно в уединенных местах. И не случайно выражение русского языка: «куда ворон костей не занесет» – так говорят об очень отдаленном или труднодоступном месте.

http://pravoslavie.ru/3509.html

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка ( 3Цар.17:1 ). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение – три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу – хлеб и мясо. По изъяснению святителя Иоанна Златоуста , Господь повелел заботиться о пропитании пророка именно воронам для того, чтобы научить его быть более милосердным и снисходительным. «Смотри, Илия, – говорит святитель как бы от лица Самого Бога, – на их (воронов) человеколюбие; те, которые не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимцы... Подражай перемене воронов, и будь снисходительным к иудеям». Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его ( 3Цар.17:17–24 ). По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» ( 3Цар.18:39 ). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подмосковное село в разное время называлось Пруссы, Прус или Прусье. Писатель Николай Иванчин-Писарев в «Прогулке по древнему Коломенскому уезду» писал по этому поводу следующее: «По своему названию не принадлежало ли какому-нибудь выходцу из Пруссии, прибывшему в Россию с целой дружиной или многочисленной прислугой, которая здесь и поселилась: известно, что из Пруссии выехали Захарьины-Юрьевы, Шереметевы, Колычевы, Салтыковы, Шеины, Кутузовы и другие знатные роды». В Подмосковье есть еще Прусы в Мытищинском районе и Прусово в Талдомском районе. В книге «Карта рассказывает» Б.Б. Вагнера приводится два толкования этих «прусских» названий. Возможно, они связаны с прибалтийским племенем голядь, которое населяло в том числе и московские земли до XI века. По другой версии название происходит от клички Прус, которую давали прожорливому человеку. Сама кличка шла от разновидности саранчи – прусов. Прусский храм посвящен пророку Илие – одному из самых почитаемых святых на Руси. Илия Фесвитянин жил за девятьсот лет до Рождества Христова при израильском царе Ахаве. Жизнь и чудеса пророка Илии описаны в Третьей книге Царств в Ветхом Завете. Под влиянием жены Иезавели Ахав ввел в царстве языческий культ Ваала и Астарты. Пророк Илия обличал царя и предрек засуху и голод в Израильской стране до тех пор, пока царь не уничтожит идолов и не вернется к почитанию единого Бога. Илия сказал: «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Три года в Израильском царстве не было дождя и урожая. От голода Илия скрывался у потока Хораф в пустыне. Там каждое утро и вечер вороны по Божьему повелению приносил пророку хлеб и мясо. Почитание Илии на Руси было связано с описанной в Библии чудесной способностью пророка повелевать дождем. В засуху крестьяне молились пророку в надежде, что тот пошлет дождь и не допустит гибели урожая. На иконах Илия часто изображается сидящим в пустыне у потока Хораф вместе с вороном. Подобная икона напечатана на стенде у храма в Пруссах и помещена в иконостасе справа от иконы Спасителя у царских врат. С северной стороны церкви на внешней стене есть еще небольшая мозаика с образом пророка Илии. Праздник святому в православной церкви отмечается летом двадцатого июля – второго августа по новому стилю. Согласно изложенным данным выше, можно сделать вывод, что Ильинский храм выстроен на средства Шереметьевых.

http://sobory.ru/article/?object=07342

Библия мало говорит об Амврии, упоминая только то, что он правил 12 лет (885–874 гг. до Р.Х.), шесть лет в Фирце, и шесть – в Самарии. Однако древние источники сообщают, что он был влиятельным царём. Текст на стеле Месы приписывает ему покорение Моава, а ассирийские тексты более чем 100 лет спустя после его смерти говорят об Израиле как о «доме Амврия» (ANET 284). 3. Ахав женится на Иезавели, 3 Царств 16:29–34 Коммерческое и политическое расширение династии Амврия включало союз с северным, судоходным соседом – Финикией, чтобы исправить ситуацию с Сирией и сделать Израиль партнёром в торговле в Средиземноморье. Союз был скреплён браком Ахава, сына Амврия, с финикийской княжной Иезавелью. Хотя политически это был союз по расчёту, в религиозном смысле это была катастрофа. Иезавель учредила в Северном царстве поклонение Ваалу и его супруге Астарте, финикийским богам дождя и плодородия (красно-чёрная стрелка от Финикии). Ахав построил храм Ваалу в Самарии, а поклонение Яхве было подавлено, если вообще не объявлено вне закона ( 3Цар. 18:4 ). Поскольку он сделал Ваала соперником Яхве, об Ахаве сказано, что он делал «неугодное пред очами Господа более всех, бывших прежде него» ( 3Цар. 16:30 ). 22 года его правления (874–853 гг. до Р.Х.) получили крайне негативную оценку. 4. Спор Илии с пророками Ваала, 3 Царств 17–18 Вместо того чтобы оставить Израиль в поклонении Ваалу, Господь воздвиг пророка Илию призвать их обратно. Илия был из Фесвы в Галааде. Он предсказал трёхлетнюю засуху и жил какое-то время возле потока Хораф, неизвестного места на восток от Иордана. Послужив вдове в Сидоне, он объявил состязание между Яхве и Ваалом на горе Кармил. Поединок на Кармиле (традиция приписывает ему место на вершине Мухрака) не получился, так как Ваал, бог дождя, грома, молнии и плодородия, не пришёл. Его пророки были убиты у потока Киссон (подножие Кармила). Объявив о приближении дождя, Илия бежал перед колесницей Ахава через долину Изреель до города Изрееля около 25 километров. 5. Бегство Илии от Иезавели, 3 Царств 19

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Вот, говорила я себе, и Мария Египетская была женщиной, однако, удалилась в пустыню и закончила там свою жизнь. Во мне стало зарождаться желание пустынной жизни. Опять я себе говорила: «Я одинока! Мать моя ушла из этой жизни, отец мой также, брата у меня нет, родственников тоже! Зачем мне оставаться в миру? Не уйти ли мне в пустыню и когда Бог пожелает, пусть заберет мою душу? Таким образом, я избегу опасности быть обнаруженной, что я женщина, чем поврежу своей душе. Тогда какая мне будет польза, что я родилась человеком в мир, если буду лишена общения с Господом нашим Иисусом Христом?». Раздумывая об этом, я решила, если есть на то воля Божия, пойти в пустыню и предать себя, подобно Марии Египетской, на милость многомилостивого Бога. На следующий день рано утром я вышла из Храма Воскресения Христова и обходила Иерусалим, говоря себе следующее: «Я должна оставить мир и все, что в мире». Я не замечала встречных людей, меня не беспокоило, слышат ли они то, что я нашептывала, но шла в совершенно отвлеченном состоянии, полностью погруженная в свои тяжелые мысли. Проходя мимо святогробской больницы, я повстречала двух арабок, покрытых зарой (местная накидка). Увидев меня, говорит одна другой на арабском языке: «Безбородый монах!». А другая ответила: «Скажи лучше – монашка». Они смеясь продолжили свой путь, не зная о том, что я понимаю арабский. Там рядом есть монастырь святых Феодоров. Войдя на передний двор монастыря, и побыв там несколько минут, я вышла, не обмолвившись ни с кем ни словом, и направилась по дороге, ведущей в Вифлеем, не замечая никого на пути, как я уже сказала, по причине тяжелых мыслей, обуревавших меня. Придя в Вифлеем, я направилась в монастырь святого Саввы, где пробыла десять дней. Оттуда отправилась в монастырь святого Георгия Хозевита, который был разрушен, а затем восстановлен монахом Каллиником, приехавшим со Святой Горы. Тот день я провела в Хозева, чтобы посетить пещерные келлии потока Хораф, по которому протекают воды Энона, в которых крестил честной пророк Иоанн Предтеча.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой пророк Илия: житие, статьи, иконы, молитвы (+Видео) По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. 1 августа, 2015 По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. 2 августа Церковь празднует память святого пророка Илии — одного из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Житие Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностно бороться за поклонение единому Богу и своими делами являть Его могущество. Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию. В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо. Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

http://pravmir.ru/svyatoj-prorok-iliya-z...

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице 2 августа. ПРАВМИР. Святой пророк Илия — один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета — родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова. Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Пророк Илия — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. Пророк Илия Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. По всей России воздвигались храмы в честь Илии пророка. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. Пророк Илия — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава . Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию. В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

http://pravmir.ru/prorok-iliya-vtoroj-pr...

   001   002     003    004    005    006