Большая суета и срам христианству – в том, что жены белилами, красками и мастьми лица намазуют. Ибо для чего оне сию безделицу делают? Причины иной отъискать невозможно, как только, чтобы людям показаться или, что хуже, в любовь войти... Не малая юным и неутвержденным сердцам брань от прелести сея належит. Но ежели любители украшения осмотрятся, вот что увидят. 1) Они выставляют на торг то, что не продаемо и что хранить должно, как зеницу ока. Ах, бедная та христианыня, которая лице свое разсвечает, но душу помрачает! Внешний вид свой украшает, но души своей благообразие теряет, и, как чудовище, душею пред Богом и ангелами является. 2) Суетным и прелестным украшением, кроме того, что целомудрие подкапывают и погубляют, – переправляют, или вернее, искажают Божие дело, – дело совершенное, и сим премудраго Создателя, каждому даровавшаго свой возраст, вид и доброту, унижают, подобно тому невежде-художнику, который прекрасно от живописца написанный образ переправил бы по-своему... Приличнее христианыням украшать себя, не внешним плетением власов, и обложением злата и лепотою одеяния риз, но потаенным сердца человеком, в неистлении кроткаго и молчаливаго человека ( 1Пет. 3:3, 4 )... 3) Худо делают, когда в прелестном украшении ходят на обеды, вечера; но, еще хуже того, что с теми же безделицами и в храмы святые дерзают входить, и себя входящим выставлять и выказывать... Храмы святые они обращают в позорища или в нечто безчестнее позорищ... «Что глаголеши, обличает их Златоустый? Приходя ли молиться Богу, облачаешися златом и плетеньми? Ликовать ли пришла ты? Браку ли приобщиться? На явление ли пришла ты? Тамо злато, тамо ризы, тамо плетение и пр. (Бесед. 8 на 1 к Тимоф.)». Вопр. Как св. Тихон вразумляет любителей прелестного и суетного украшения? Отв. 1) Тело, которое вскоре в прах и землю обратится, украшать, а о душе безсмертной нерадеть – великое есть безумие. Невозможно тому не нерадеть о душе, который тело свое на показание и тщеславие украшает... Едина добродетель есть украшение души.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   Чтецу принадлежала не одна механическая функция — чтение Священного Писания в собраниях, — но, что особенно важно, он имел право еще и толковать Священное Писание для верующих публично, в церковных же собраниях. Это новая и важная функция существенно приближала чтеца к харизматическим пророкам и дидаскалам. Харизматический учитель поучал народ, толковал Священное Писание, то же сделал и чтец; притом в то время вообще дар религиозного наставления, учительства считался подлинным даром Св. Духа, харизмой. В принадлежности чтецу функции — толковать Священное Писание публично, вообще наставлять верующих, — хорошо удостоверяет нас памятник Canones ecclesiastici. В нем прямо требуется, чтобы чтец «имел способность к поучению», «так как он занимает, — добавляется в памятнике, — место евангелиста», т. е. харизматического учителя. Каким образом возникла эта функция чтецов — толковать Священное Писание? Прежде всего нужно сказать, что по древним представлениям чтение Священного Писания и объяснение его стояли в тесной связи между собою: кто читал Писание, тот как бы обязывался и толковать его (I Тимоф., 4, 13). Но еще более важным условием появления рассматриваемой функции у чтецов служило то, что было особое время в положении церкви, когда чтец силой самих вещей побуждаем был взяться за дело толкования и поучения. Наступило время, когда не стало харизматических учителей, — это время наступило для одних церквей раньше, а для других позже, — а раз наступило такое время, нужно было занять место этих учителей, ибо поучение составляло тогда существенную принадлежность церковных собраний. Эту обязанность естественнее всего, по исчезновении пророков и дидаскалов, было всецело взять на себя епископам, из которых иные до этого времени, при существовании харизматических церковных учителей, могли и вовсе не заниматься этим делом. Но епископы далеко не всегда могли брать на себя это дело. Памятник Canones Ecclesiastici представляет возможность таких случаев: «когда епископ оказывался неграмотным (αγραμματος)». Подобным же образом и Постановления Апостольские (кн. II, гл. 1) не исключают таковой же возможности, повторяя слова памятника Canones. А церковная история действительно может указать немало необразованных епископов, живших около того времени, когда исчезают последние харизматические учителя. Естественно при таких условиях, что обязанность поучать общину, толковать Священное Писание перешла к чтецу, который принадлежал к наиболее просвещенным членам церковной общины и, пожалуй, клира. Нельзя утверждать, чтобы это золотое время в жизни института чтецов продолжалось долго, но оно все же было, — это исторический факт. Это было состояние во всяком случае переходное, и очень возможно, что не во всех церквах имело место возвышение чтеца на степень церковного проповедника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

115 Так думает проф. Funk . Kirchengeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen B. II, S. 251. Paderborn, 1899. 116 Заслуживает упоминания следующий факт: в знаменитом памятнике Διδακ 12 Αποστ . нет ни слова о пресвитерах, хотя в нем обстоятельно говорится о епископах и диаконах и хотя он современен «Canonibus». Гарнак старается объяснить этот факт, но его объяснение недостаточно (Lehre... . S. 142). 117 «Правила Ипполита» напечатаны в книге: Achelis . Die canones Hippolyti (Die ältesten Quellen des orientalischen Kirchenrechtes), Leipz. 1891. Так как памятник этот у нас неизвестен, то считаем нужным сделать о нем следующие замечания на основании книги Ахелиса. В заголовке Правил Ипполит именуется патриархом или архиепископом г. Рима (S. 212. Правила эти очень рано были переведены с греческого на коптский (египетский), с коптского на арабский, а с арабского позднее на латинский (этот последний текст и напечатан у автора). S. 215). Ахелис доказывает, что правила действительно написаны Ипполитом Римским. Ибо эти правила западного происхождения (219, 226), появились ранее эпохи Киприана и появились в Церкви римского характера (227, 229); писателем был епископ, и именно известный Ипполит (237. 251). Это одно из ранних его произведений и относится к 218—222 гг. (266. 267). 118 Цифры в тексте в дальнейшем, без других указаний, будут означать страницы книги: Die Quellen d. apostol. Kirchenordn. 119 Диакониссы или вдовицы — церковные должности в древней Вселенской церкви, которые занимали женщины высоких нравственных качеств. 120 Творения Иеронима в рус. пер. Том третий: письма, стр. 397 (письмо к Евангелу). Киев, 1880. 121 См.: Die Syrische Didaskalia (überzetz und erklärt von Achelis und Flemming). S. 271. Leipz., 1904. Это восточный памятник III века. 122 Один критик (в Моск. Церк. Вед . 1903, 24) утверждает (стр. 346), что будто третья гл. I Послан, к Тимоф. относится не к епископу, а к пресвитеру. Он говорит: «апостол здесь указывает требования, каким должен удовлетворять не епископ , в узком смысле слова, а пресвитер, которому поручено наблюдать за своим приходом».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

(Лев, 19, 12). Чтобы не нарушить буквы закона, иудеи приняли за обычай клясться небом и землею, Иеруеалимом, храмом и пр., даже и в том случае, когда клялись заведомо ложно. Обличая такой обычай (см. Мф. 23:16 — 22) Господь повелевает не клясться во лжи вышеуказанными предметами, ибо все, сотворено Богом: такой клятвой оскорбляется сотворивший и нарушается святость самой клятвы. Да будет слово ваше: да, да; нет, нет... Это не значит, что христианин всегда должен употреблять вместо клятвы именно эти слова, а значит только, что он должен просто и прямо утверждать истину или отрицать ложь, говорить правду и неговорить неправды. (Феофилакт). Запрещая клясться, Спаситель, очевидно, не разумеет клятвы законной, исобходимой и в частной, и общественной жизни, потому что Своим примером утвердил ее. (Мф. 26:63 — 64). 110 Библейские тексты о клятве . В ветхом завете находим весьма много сввдетельств, утверждающих клятву. См. Быт. 14:22 — 23; 21, 23 — 24; 32, 16; 24, 3. 9; 25, 33; 26, 31; 31, 53; Исх. 22:11; Лев. 19:12; Числ. 6:19; Второзак. 23:21; 29, 12 — 14; Сирах. 23:9 — 11 и мн. др. В новом завете И. Хр. примером Своим утвердил клятву. (Мф. 26:63 — 64), Ал. Павел клялся. Рим. 1. 9, ср. 9, 1; 2 Кор. 1:23; сравни 2, 17; Галат. 1:20; Филип. 1:8;1 Солун. 2, 5, ср. 2, 10; 2 Тимоф. 4, 1; Евр. 6:16 — 17. Законность клятвы и присяги . Излагать библейский взгляд на клятву только на основания евангельских и апостольских изречений, обходя свидетельства ветхозаветных книг свящ. Писания, было бы неправильным как потому, что в этих книгах излагается, как и в новозаветных, Богооткровенное же религиозно-нравственное учение, что засвидетельствовано Самим Спасителем (Тертуллиана же указывается и настоящая причина этого. «Мы, говорит он, не клянемся гением императоров и не божимся демонами, чтобы не воздать им честя, подобающей единому Богу... Божиться во имя тех, которых мы отвергли, не означало ли бы явного преступления, забвения веры и одобрения идолопоклонства“? Из этих слов Тертуллиана ясно видно, что он отнюдь не отрицает клятвенного призывания имени истинного Бога в потребных случаях, но только находит странным требовать языческой клятвы от христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Причащение. Евхаристия. Священнослужители, при совершении Приношения не причащающиеся без благословной причины, отлучаются, Апост. 8. Верные, не пребывающие в церкви на молитве до конца и отвращающиеся от Святого Причащения отлучаются, Апост. 9. Ант. 2. Хотящий причаститься, должен приступить, сложив руки во образ креста, и вместо руки не должен иметь из злата, или иного вещества, некоего вместилища для принятия Божественного Дара, Шест. 101. Всякий отходящий от сего жития должен сподобляться Причащения, Перв. 13, Карф. 7, Григ. Нисс. 2, 5. Муж и жена, переспавшие ночью, поутру не должны причащаться, Тимоф. 5. Жена, находящаяся в очищении, не должна причащаться, доколе не очистится, Тимоф. 7, Дион. Алекс. 2, Готовящийся к Причащению и нечаянно проглотивший воду может причаститься. Тимоф. 16. Беснуемый из верных, если не хулит, может причащаться по временам, Тимоф. 3. Имевший нечистое сновидение да испытует свою совесть, и если искушение от сатаны, должен причаститься, Дион. Алекс. 4, Тимоф. 12. Кто думает, что не должно принимать причащения от пресвитера, вступившего в брак, тот под клятвою, Гангр. 4. О причащении находящихся под епитимиею. См. Епитимия (эпитимия). Прокаженный. Прокаженным должно молиться с обуреваемыми, Анк. 17. Пророк. Против Пророков никто не действовал безбедно, Карф. 5. Псалмопение. См. Пение. Псалом. Не должно читать в церкви псалмы несвященные, Лаод. 59. ни совокуплять псалмы один к другому непрерывно, но через промежуток, по каждом псалме, должно быть чтению, Лаод. 17. Пустынник. Так называемых пустынников, которые в черных одеждах и с отращенными власами обращаются по городам среди мирских мужей и жен, определять в монастырь или выгонять в пустыни, Шест. 42. Пьянство. Предающиеся вину священнослужители должны быть извержены, а низшие клирики и миряне — отлучены, если не перестанут, Апост. 42, 43. Певец (церковный). Певцам не должно носить ораря, Лаод. 23. Певец, преданный игре или вину, если не перестанет, должен быть отлучен, Апост. 43. Пение. В церкви не должно употреблять бесчинных воплей, но петь со вниманием и умилением. Шест. 75. Только состоящим в клире петь в церквах, Лаод.15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Оглашение, как приготовительное и более или менее продолжительное действие, с точки зрения канонических правил есть весьма важное и необходимое условие для совершения крещения, и потому сокращение времени, назначенного для оглашения, допускалось только в крайних случаях. Так, Церковь дозволяла без предварительного более или менее продолжительного оглашения крестить таких больных, которым угрожала опасность смерти (Тимоф. Алекс. пр. 4); в случае смертной опасности она не отказывала в крещении даже бесноватым или одержимым злыми духами (Тимоф. Алекс. пр. 2), – женщинам, находящимся «в состоянии нечистоты» (Тимоф. Алек. пр. 6), еретикам, заявившим желание принять крещение при самой кончине, лишь бы заметно было искреннее раскаяние их и забота о спасении души (Васил. Велик, пр. 5). Только больных, лишившихся употреблении языка, не могущих давать ответов необходимых при крещении, правила церковные дозволяют крестить при соблюдении некоторых предосторожностей, а именно: больные, которые не могут отвечать за себя, должны быть крещены не иначе как по вере и желанию восприемников, т. е. если восприемники будут отвечать за них и под собственной ответственностью будут свидетельствовать об их желании креститься (Тимоф. Алек. пр. 4; Карф. Соб. пр. 54). Такая предосторожность имела целью предупреждать совершение крещения (по неведению) над лицами, вовсе не имевшими к тому расположения. Потому-то со стороны людей, близких к больному и требовалось не одно только выражение собственного их желания крестить больного, но главным образом их свидетельство и ручательство в том, что и сам больной имеет искреннее желание принять крещение, только не может сам выразить своего желания и доказать свою искренность. Предосторожность – далеко не излишняя, так как случается, по замечанию отцов Собора Неокесарийского, что между крещаемыми больными встречаются и такие, которых вера не от произволения, а от нужды (12 прав.). Больные крещеные по нужде лишь после краткого оглашения или даже по вере и желанию только восприемников, если выздоравливали, то обязывались довершить изучение веры (Лаод. Соб. пр. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

С другой стороны, при развитии жизни церкви и церковной дисциплины, появились церковные правила, запрещающие верующим в тех или других случаях приступать к причащению. За различные грехи полагались различные сроки отлучения от причащения – 2, 3, 6, 7, 10 и более лет (см. правила Анкирского собора 5, 6, 7, 8, 9,16, 21. Василия 61, 64, 82, 73. Первого Всел. Собора 12 пр. Петра Ал. 8 пр. Дионисия 2 и 4, Тимофея 5 и 7 пр.). Только умирающих никогда не лишали св. причастия, хотя бы они были величайшие грешники. (См. прав. 13 Первого собора, Карфагенского 7 пр., Григория Нисского 5 и 2 пр. и рассказ о старце Серапионе в Ц. Ист. Евсевия кн. VI. гл. XLIV.) Клирики, согрешившие грехом смертным, низводились со своей степени, но не лишались причастия Св. Тайн (Васил. 32, 51). Женам, находящимся в очищении, запрещалось причащаться (канон, послание св. Дионисия Алек, к епископу Василиду пр. 2. Тимоф. пр. 7). Двоеженцы отлучались от св. причащения на один или два года (Неокесар. пр. 7, Лаодик. 1 прав., Василия Великого 4 пр.). Вышедшие замуж без согласия отца или господина отлучались на 3 года от причащения (Васил. 38 пр.). Вдовица 60-летняя, если бы захотела выйти замуж, должна была лишаться св. причастия, доколе не оставляла страстной нечистоты (Васил. 24). Верные, одержимые бесом, ежели не нарушали тайны и не хулили, могли причащаться по временам (Тимоф. 3 пр.). Муж и жена, преспавшие ночью, по утру не должны были причащаться (Тимоф. 5). Готовящийся к причащению и нечаянно проглотивший воду мог причаститься (Тимоф. 16). Кто не ходил в церковь три недели, тот лишался св. причастия (Шест. 80 стр.). Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Относительно апостольского времени с несомненностью нужно сказать, что Св. Дары принимались не натощак, как это можно заключить из речи ап. Павла к Коринфским христианам (Коринф. 11 гл. 20–34 ст.). Но уже со II в. идут свидетельства другого рода. Так, Тертуллиан , имея в виду причащение на дому, говорит жене (кн. 2): «Не узнает ли супруг, что ты тайно прежде всякой пищи вкушаешь.» У св. Златоуста в беседе 27 на 1 Кор. мы читаем: «Ты постишься пред причащением, дабы всячески быть оного достойным» Св. Киприан (письмо 63), Василий Великий (беседа 1 о посте), св. Григорий Наз. (слово 40) и другие отцы представляют эту практику как результат традиции, сохраняемой везде. А бл. Августин даже видит благодать Св. Духа в этом общем единении церквей. Угодно было Св. Духу, пишет бл. Августин, почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот христианина прежде всякой пищи (epist ad Januar. Из Martigny 168 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Д.К., 31 ст., 4 п.). Есть правила, положенные Соборами и свв. Отцами на особые некоторые случаи: а) если возрастный, ищущий крещения, так болен или находится в лишении языка, что не может давать необходимых ответов при крещении, в таком случае правила повелевают крестить его по вере и желанию восприемников, т.е., сами восприемники будут отвечать за него и, под собственной ответственностью, свидетельствовать о его желании креститься (Карф., 54; Тимоф. Алекс., 4). б) Если оглашенный, маловозрастный или и совершеннолетний, по неведению будет приобщён св. Таин, то должно поспешить его крещением (Тимоф. Алекс., 1; см. Кур. цер. законовед. Арх. Иоанна, 2 т., 116–117 стр.). в) Крещение бесноватых, или одержимых злым духом, должно быть отлагаемо до времени их выздоровления; но в случае смертной опасности не запрещается крестить и их (Тимоф. Алекс., 2). г) Жену оглашенную, если ко дню крещения приключится ей «обычное женам», правила крестить воспрещают, доколе не очистится (Тимоф. Алекс., 6). Священники должны стараться утверждать новокрещённых в учении православной веры и отвращать от прежних обрядов. 518 В особенно нужных случаях епархиальное начальство входит о сем в сношение с гражданским 519 (Уст. Д.К., 32 ст.). Присоединение к православию по второму и третьему чину О принятии в Православную Церковь римско-католиков, армян, несториан, лютеран, реформатов, старообрядцев и сектантов Присоединение к православию по второму и третьему чину христиан инославных исповеданий 520 , а также старообрядцев и сектантов 521 (см. 1015–1017 стр. печатного оригинала), может быть совершено приходскими священниками 522 и без испрашивания каждый раз разрешения от епархиального Архиерея 523 ; присоединением к православию указанных лиц с предварительного разрешения епархиального Архиерея совершается только в сомнительных случаях 524 (Ук. Св. Син. 1840 г. II, 20; 1865 г., VIII, 25; Уст. Д.К., 22, 25). Иноверцев, желающих присоединиться к Православной Церкви 525 , священник прежде всего наставляет и утверждает в учении православной веры 526 ; самое же присоединение совершает по взятии от ищущих присоединения письменного показания 527 в следующей форме: «Нижеподписавшийся, или нижеподписавшаяся (звание, имя, фамилия, вероисповедание) сим изъявляю решительное намерение присоединиться к Православной Кафолической Восточной Церкви и обещание пребывать в послушании её всегда неизменно».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Родство Духовное. в) находящимся в родстве плотском. См. Родство Плотское. — Обязанности вступивших в брак. Вступившие в брак должны воздерживаться друг от друга по согласию, для упражнения в молитве, особенно в день субботный и воскресный, Дионис. Алекс. 3, Тимоф. 13. — Обязанности при праздновании браков. Христианам, ходящим на браки, не прилично плясать там, но должно вечерять благоговейно, Лаод. 53. — Епитимий за некоторые незаконные браки. Пресвитер, диакон и иподиакон, вступившие в брак по своем рукоположении, извергаются из своего чина. Шест. 6. Неок. 1. Если пресвитер обязался неправильным браком, по неведению правила, то удерживается только от пресвитерских действий, брак его расторгается, но священства и священнической чести он не лишается, Шест. 26. Брак верного с женой еретической, возбранен, Шест. 72. Монах, монахиня и дева, посвятившие себя Богу, вступившие в брак, лишаются церковного общения (Четв. 16) и брак их расторгается, Васил. 6, 18. Второй брак. См. Двоеженец. Третий брак. См. Троеженец. Четвертый брак запрещен, и не брак. См. Троеженец и Многоженство. Брань. См. Война. Беснующийся не должен быть принят в клир, ни допущен молиться с верными. Апост. 79. Не очистившийся от нечистого духа может принять Святое Крещение только при исходе жизни, Тимоф. 2. Но верный, одержимый бесом, если не нарушает тайны и не хулит, может причащаться по временам, Тимоф. 3. Лицемерно беснующихся должно наказывать, Шест. 60. В Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Святой, блаженный, (Шест. 2), богоносный Отец, Шест. 54. Его правила приняты в Церковный закон, Шест. 20. Вдова независимая. Вдова может сочетаться, Васил. 41. Вдова, причисленная в число вдовиц, снабжаемых от Церкви. Если выходит замуж, то оставляется без церковного попечения, Васил. 24. В число вдовиц должны быть причисляемы не прежде шестидесяти лет. Там же. Кому позволяется посещать вдовиц? Карф. 47. Вдовство ниже девства. Падшая вдовица осуждается, как растленная раба, Васил. 18 Вдовицу шестидесятилетнюю, если захочет выйти замуж, должно лишать Св. Причащения, доколе не оставит страстную нечистоту, Васил. 24.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Но и указанные в новозаветных свящ. книгах церковные правила и установления, все ли должны быть неизменными и оставаться неприкосновенными для церковного законодательства? Что неразрывно связано с существом Церкви и ее учением, что относится к ее существенным целям и средствам, что представляет собой общие, основные правила ее устройства и жизни, то всегда остается в ней неизменным, как неизменны в ней истины веры и нравственные правила. Но видимое положение Церкви в его частностях подвержено изменениям соответственно различным обстоятельствам места и времени. Поэтому не могут оставаться вечно неизменными такие церковные установления, указанные в св. Писании, которые состоят только в применении основных начал церковного благоустройства к внешнему положению Церкви, и имеют значение только частное. Так, например, предписание Апостола о суде перед язычниками (1 Коринф. 6:1-6), или о покрывалах женщин (1 Коринф. 11:5-10), или о сборах пожертвований для Церквей (16:1-2), - очевидно, имело отношение к обстоятельствам, среди которых находилась первенствующая Церковь, или к обычаям народа; следовательно, они не могут быть принимаемы как правила обязательные для христиан всех мест и времен. С изменением внешних условий церковной жизни изменены или заменены правила Апостолов, напр., о публичном обличении согрешающих (1 Тимоф. 5:20), о порядках в церковных собраниях (1 Коринф. 14:26-31), о том, чтобы епископ был мужем единой жены (1 Тимоф. 3:2), о служении в Церкви вдовиц или диаконис (1 Тимоф. 5:9-14), о вечерях любви (1. Коринф. 2:20-22). Что именно в церковных установлениях, указанных в свящ. Писании, должно быть безусловно обязательно и неизменно, это может быть определено только самой Церковью, как верной хранительницей божественных истин. Священное и церковное предания Не все правила церковного устройства и порядка, данные И. Христом и Апостолами, заключены в апостольских писаниях; многие из них, даже большая их часть, переданы Апостолами устно, введены в Церковь личными их распоряжениями (1 Коринф. 11:34), Иное, чего они не успели устроить непосредственно, поручили докончить своим ближайшим приемникам - ученикам (Тит. 1:5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010