860 Церк. ист. кн. 3 и 4, стр. 116. 861 «Беседы на послания к Тимофею», стр. 4 — 5 русского перевода, изд. 1859 г. 862 Напр, блаженный Феодорит, толков, на поел. Тимоф., ч. 7 стр. 684 — 685. 863 Толков, на послание Филипп., стр. 12 — 13 русского перевода, изд. 1844 г. 864 Беседы на 1 Тим., б. XI, стр. русского перевода 145, изд. 1859 года. 865 В знаменитом творении древней церковной письменности, известном под именем св. Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии» , мы встречаем очень определенно формулированное учение о существовании в Церкви трех различных степеней иерархии. Церковная иерархия «подобно подзаконной и той, которая Божественнее нашей, делится по силе на три степени: первую, среднюю и последнюю.... Чин священнослужения в первой степени своей очищает несовершенных тайнодействиями, в средней световодствует очищенных; в последней и самой высшей из степеней священнослужительских — возводят приобщившихся Божественного света к совершенству самого священносовершения. Божественная степень иерархов есть первая в ряду других.... а вместе она есть самая высшая и последняя: потому что в ней заключается совершенство и полнота всего состава нашего священноначалия; ибо как все вообще священноначалие мы видим сосредоточенным в Иисусе, так всякая иерархия в частности сосредоточивается в своем богопросвещенном иерархе. Сила степени иерархической обнимает все отдельные святыни и чрез все другие степени священства совершает усвоенные ее священноначалию таинства.... Ибо хотя и иереи совершают некоторые из священных символов, но иерей никогда не совершает ни священного богорождения без Божественного мира, ни таин Божественного общения, не возложив символов литургийных на Божественный жертвенник, ни, наконец, сам не будет иереем, если не будет введен в это чрез иерархические тайнодействия». Глава 5 § 2, 3, 5 стр. 159 — 162 русского перевода в «Писаниях свв. отцов Церкви, относящихся к истолкованию православного богослужения», т. 1-й. 866 Творен, в рус. перев., гл. 3, стр. 595.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

   Bona, Rer. liturg. II, c. 19, § 2.    Прав. исп. ч. 1, otb. на вопр. 107; снес. св. Дионис. алекс. прав. 2. 4; св. Тимоф. алекс. прав. 5. 7. 12.    См. «чин погребен. младенческ. в Требнике.    Concil. Trident. Sess. XXI, can. 1. 2.    Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Eucharistia, P. 1, c. III, propos. IV.    Ibid. n. 224.    Ibid. n. 197. 199.    «После того, как предстоятель совершит благодарение и весь народ возгласит: аминь, так называемые у нас диаконы каждому из присутствующих дают приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды да и к небывшим относят» (Apolog. 1, 85, в Хр. Чт. 1825, ΧVII, 98—99).    Contra haeres. XV, 18, n. 4. 5; V, 2.    De resurrect. carn. c. 8,    Quos excitamus et hortamur ad proelium, non inermes et nudos relinquamus, sed protectione corporis et sanguinis Christi muniamus… Nam quomodo docemus aut provocamus eos in confessione nominis sanguinem suum fundere, si eis militaturis Christi sanguinem denegamus? (Epist. LIV).    Кирилл. иерус. поуч. тайновод. IV, n. 3. 6; Златоуст. на Матф. бесед. LXXXII, п. 5; Амврос. de myster. c. VIII, n. 48.    Serm. IV de Quadrages., in Bibl. P. P. max. t. VII, p. 1015, Lugd. 1677.    Apud Gratianum. Decr. III de consecr. dist. 11, c. 12.    Bona, Rer. liturg. IX, c. 18, § 1; c. 19, § 3; cfr. Buttenstock., Hist. eccles. N. T. III, p. 252.    Concil. Trident. Sess. XXI, can. II; cfr. Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. V.    Вот главнейшие из этих причин: а) опасность пролития крови; б) трудность сохранять вид вина для больных, особенно в странах жарких и холодных; в) недостаток такого вина во многих местах отдаленных; г) естественное отвращение от вина многих и под. (Pernone, loc. citat. n. 214).    Perrone, Ibid. n. 215.    Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. IV, n. 192.    Ibid. n. 189. 191.    Иустин. Apolog. 1, n. 85 (см. выше примеч. 1258). Cfr. Baronii Annal. eccles. T. V, ad an. CCCCIV.    Бароний пишет: habes id quoque probatum auctoritate S. Gregorii, Rom. pontificis, quum ait (Dialog. III, c. 36), in navi portasse navigantes Christi corpus et sanguinem (Annal. eccl. loc. cit.). Кардинал Бона то же самое подтверждает касательно пустынников (Rer. liturg. II, c. 18, n. 11), где, в частности, указывает на пример препод. Марии египетской, удостаившейся приобщиться в пустыне и тела и крови Господней из рук препод. Зосимы (см. Чет. Мин.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На что же чистейший из чистейших Сам Господь-то постился? Примером своим указать нам потерянную дорожку в рай! Господь чрез церковные заповеди о посте не испытывает ли и нас в покорности к Себе, как когда-то испытывал Адама, дав ему в раю заповедь о посте? Коль хочешь возвратиться в потерянный Адамом рай, живи по Адамову, – как он был до падения верен заповеди о посте, – тогда спасение несомненно и для тебя. Вольничать и умничать против предписаний церкви в отношении поста страшно, душепагубно, – это лжемудрие не православное!» и пр. (Достопам. соб. жиз., назид. изреч. и кел. зап. старца Адреана, подвиж. Югск. ст. 61). Вот основания, по которым некоторые из нас не соблюдают постов; вот возражения, которые делают против поста противники его. Судите, тверды ли сии основания, неопровержимы ли сии возражения, – и правы ли потому нарушители постов? Можно ли слушать их и поступать по их примеру другим? Все, что говорят противники постов, есть мудрование плоти, об умерщвлении которого мы особенно молимся Великим постом на 9 часе: «Иже в девятый час нас ради плоти смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование». Несоблюдение постов – это недавнее между нами явление, перешедшее к нам от не православных, еретиков. Это подтвердят наши деды и прадеды. Судите, должно ли быть между нами так? Нет, мы православные, будем и жить во всем по православному. Мы и без того много угождаем своей плоти; будем ли дерзать угождать еще ей по примеру не православных и несоблюдением постов, когда все истинные христиане постятся? Мы и тем нарушаем посты, что во дни их рано – раньше полудня, не как предписывает устав церкви – вкушаем пищу; еще ли будем нарушать тем, что во дни их станем есть скоромное вместо постного? Будем подражать примеру древних христиан, о которых св. Златоуст пишете так: «Иной, хотя бы кто в наступивший пост тысячу раз заставлял и принуждал его пить вино или вкусить чего-либо неположенного в посты, скорее решится потерпеть все, чем прикоснуться к запрещенной пище» (13 бес. по низверж. царск. статуй). Займемся теперь решением вопросов: Кому когда разрешается пост? В том ли только состоит пост, чтобы не есть скоромного и есть умеренно? Церковные правила говорят о разрешении поста: «Аще кто болен и от сильныя болезни совершенно истощен, непременно ли должен поститися или по причине сильного изнеможения его, священнослужитель разрешит ему употреблять, что может, или и елей и вино? Должно разрешить больному примати питие, смотря по тому, что может он понести 04 (Кн. правил. Канон, отв. Тимоф. Алекс. 10). «Рождшая в великую седмицу, т. е. страстную, ест масло и вино пьет. Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она (родившая) принимать пищу и питие, как хочет и понести может» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

(Тимоф. Александр, правило 14 сравн. номокан. при больш. требнике, пр. 178), также скончавшихся с хулою на Св. Духа, или что тоже в смертном грехе, и не раскаявшихся, и за явных безбожников, и т.п. (правосл. Догмат. Богословие пр. Макар. о Боге, как Судии для каждого порознь, XI). §139. Впрочем, что касается в частности до самоубийц, скончавшихся не в умоповреждении и потому не удостаиваемых христианского погребения, но о которых родственники или друзья пожелали бы молиться во чтобы то ни стало, и об этом не переставали бы докучать священнику долгое время, со слезами и глубокою мольбою о молитве за усопшего, то для успокоения потрясенных сердец их, священник может смиренно поминать имена несчастных на проскомидии и вообще на литургии предоставляя решать вопрос об их виновности или невинности праведному Суду Божию, и возлагая на Господа милосердого упование, что Он и в сердце самого отчаянного самоубийцы найдет искру христианской любви, достойной Его бесконечного сострадания, а потому и помилует его, если только сие не противно будет бесконечному правосудию небесному. Таким же точно обр. по просьбе ближайших друзей или родственников священник может скромно поминать на литургии и имена казненных преступников, скончавшихся после исповеди и Св. Тайн и Причастия, в надежде на всепрощение Божественное. Но совершать об них, а равно и о произвольных самоубийцах, торжественные заупокойные литургии, также гласно поминать их имена на заупокойной ектении, с панихидами и т.п. ради соблазна народного, и из уважения к строгому суду церковному и гражданскому отнюдь запрещается. (Сравн. Номок. при больш. требн. пр. 178). Кроме того и на самой проскомидии имена таковых всего лучше поминать под условием: аще хощеши , помяни Господи раба твоего NN.... и т.д. (Сравн. воскреси, чтение 62 / 63 г.). §140. В нашем Номоканоне, что при большом требнике, есть правило, что если по нерадению священника или диакона звездица каким-либо обр. ниспадет с дискоса, то допустивший это должен быть празден (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

§34. Если бы случилось так, что дитя православных родителей по чему-либо не было крещено до семилетнего возраста, то оно также, как и неверные не иначе может быть допускаемо ко Крещению, как по обычном изучении основных молитв и оглашении в истинах веры и жизни христианской. (Тимоф. Алекс. прав. 1). Детей не свыше шестилетнего возраста можно крестить и без оглашения под ответственностью родителей и восприемников. Отделение VI. Особые постановления Правительствующего Сената на счет принятия православной веры неверными и крещения их, от 22 января 1862 г. §35. Евреи, магометане и язычники, не достигшие четырнадцатилетнего возраста крещаются не иначе, как с письменного согласия их родителей или опекунов. Исключения из этого делаются только с разрешения св. синода (§1). Достигшие 14-ти летнего возраста неверные крещаются по их собственному изволению, на основании общих правил о крещении возрастных (§2). §36. Не достигшие гражданского совершеннолетия, т.е. 21 года иноверцы приготовляются ко крещению не менее шести месяцев; остальные могут приготовляться только 40 дней, хотя впрочем тот и другой сроки могут измениться, смотря по степени восприимчивости и убеждения готовящихся ко крещению (§3). Опасно больные крещаются и без соблюдения обычных правил, лишь бы только они не были в бессознательном состоянии, которое бы лишало их возможности выразить так или иначе свою волю касательно Крещения. Затем о таковом Крещении безотлагательно доносится Епархиальному Преосвященному, который в случае выздоровления подобного рода новокрещенных поручает их опытным духовникам для наставления и утверждения в истинах христианства (§4). §37. Обряд Крещения иноверцев непременно должен быть совершаем в церкви, за исключением разве болезни иноверца; при чем должны находиться благонадежные свидетели и в особенности представители местного начальства, из коих последние вместе с сим обязаны также скрепить и метрическую запись о крещении своею собственною подписью (§5). Подпись эта делается в графе под наименованием: «рукоприкладство свидетелей записи» и пр. Отделение VII. О восприемниках

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

79-е Апост. Беснующиеся, постоянно ли, или по временам, в случае смертной опасности неотменно должны быть причащаемы способом, какой найдет лучшим священник. Ибо если обретающиеся в смертных грехах и кающиеся перед смертью допускаются милосердием церкви к причащению, то тем более должны быть причащаемы беснующиеся, которые часто, и без смертных грехов, по судьбам Божиим, повергаются во власть дьявола. Если беснующиеся, по 2-му Тимоф., в случае смертной опасности, крещаются, следовательно, в подобном случае и причащаются. 13-е 1-го. По Илии Крит., если кто, находясь при последнем издыхании, не может ни есть, ни пить, и извергает все, что ни положат ему в уста, то священник должен осторожно (μετ προσοχς ν σφραγζη) запечатлеть уста и язык его помазанием и возливанием таинств (μ πχυσιν τν μυστηρων). 58-е 6-го. Пустынники, по Сим. Фессал. (41 отв.), с дозволения архиерея могут иметь при себе преждеосвященные дары и, если не случится священника, причащаться сами по себе таким образом: на чистом месте простирают священную пелену, сверху её полагают покров (κλυμμα) и на покрове – лжицу с частицей тела, и таким образом, после пения псалмов и молитв, трисвятого, каждения и троекратного поклонения, причащаются, но не рукой, а устами, омывая потом их вином и водой. В случае отсутствия священника или дьякона может чтец, или мирянин причастить больного, находящегося при смерти (рассказывается случай причащения через мальчика, с которым священник, будучи сам болен, послал к больному дары). 22-е Никиф. Должно принимать причастие и от такого священника, которого собственными глазами видели в плотском грехе. 73-е Ап. и 2-е Никиф. По 7 отв. И. Китрского, нет нужды оставлять без употребления (ργ), или бросать в море орудия, которые служили к исправлению испорченных свящ. сосудов; ибо от прикосновения к священному они не делаются и сами священными. Нет надобности выскабливать и место, где работали мастера, или прикрывать его другим веществом, чтобы сделать его недоступным. Ибо как мы не считаем святыми своих рук в том случае, когда прикасаемся ими к святому, ни нечистыми, когда прикасаемся к нечистотам тела, также должно рассуждать и относительно орудий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

«Находясь в несчастном семейном положении прибегаю к вашему покровительству и со слезами припадаю к Вашим стопам смиренная раба Александра Тимоф. Конашкина прося Вашей всесильной молитвы наставления и вразумления моего заблудшего мужа… [который] ужасно пьянствует напившись водки всегда начинает ругаться скверными срамными и матерными словами не стыдясь ни малых своих детей ни жены ни старых людей и даже на своих родных наприм. на сестер и братьев часто ругается скверными матерными словами. Моя же супружеская жизнь самая невыносимая, от пьяного я терплю всегда оскорбления и насилия оскверняя свое супружеское ложе не сознавая ни праздников ни постов не меры не времени. На пути кабаков он никогда не минает, как будто его тянет какая невидимая сила , когда же приезжает домой всегда пускается в брань в скверные песни в пляски работники часто скрываются не ужинавши детишки малые как птицы от хищного коршуна стараются скрыться куда либо в угол и льют слезы видя отцовские беспорядки… Помолитесь за нас грешных дабы нам не погибнуть в бездне греховной чтобы Господь избавил моего мужа от этого яда от врагов и губителей но наипаче всего хоть бы Господь его избавил от наглой смерти, хоть дал ему Бог смерть да с покаянием, так как… напившись водки он часто впадает в какой-то бред выражая нечистые слова вспоминая нечистых духов например: отыдите от меня я вам ничего не должен, а вам только должен за водку да за табак» 365 . Более разнообразны по содержанию письма, ходатайствующие за тех или написанные теми, кого называют «душевнобольными». Это понятие включало в себя целый спектр поведенческих моделей, от одержимости до простого своенравия, и, по-видимому, применялось всякий раз, когда поведение человека отклонялось от нормы или когда он был сломлен тяжелой ситуацией. В некоторых случаях психическое заболевание было связано с алкоголизмом: по свидетельству родственников, у многих жен психика не выдерживала пьянства мужей, и они превращались в истеричных кликуш. Как для мужчин, так и для женщин одним из главных симптомов душевной болезни являлся страх чего-либо, однако страхи у них часто были разными. Русские женщины, как и француженки той эпохи, чаще боялись духовенства, тогда как мужские страхи в большинстве случаев проявлялись в мыслях о самоубийстве и обычно приписывались проискам дьявола 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тимоф. 2). Данную норму применяют и по отношению к буйно помешанным, а также и вообще к лицам с поврежденным умом и подавленной волей, хотя, разумеется, душевную болезнь нельзя отождествлять с беснованием. В крещении детей и взрослых с древности участвовали восприемники. При крещении взрослых они являются свидетелями и поручителями за серьезность намерения и за правую веру крещаемого, а при крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, они дают за них крещальные обеты и произносят Символ веры . Институт восприемничества существует в Церкви с древности. Древнейшее свидетельство о поручителе, участвовавшем в приеме нового члена в христианскую общину, содержится в «Апостольском предании» святого Ипполита Римского . Впрочем, у него речь идет не о восприемничестве в собственном смысле слова, ибо поручитель участвовал в оглашении, а не в самом крещении. Участие поручителя (восприемника) в самом крещении зафиксировано в 54-м правиле Карфагенского Собора: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию». Функции восприемника описаны в книге «О церковной иерархии», которую церковная традиция усваивает святителю Дионисию Ареопагиту . Обстоятельства крещения, описываемые в этой книге, относятся, вероятно, к 5 столетию. На восприемников возлагается обязанность следить за ростом религиозного и нравственного сознания новокрещеного. В случае необходимости восприемники должны оказывать покровительство своим крестникам или даже брать их на свое попечение. По обычаю Древней Церкви в крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости. Но впоследствии в крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник, и восприемница – крестные отец и мать. Этот обычай легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   Церк. ист. кн. 3 и 4, стр. 116.    «Беседы на послания к Тимофею», стр. 4 — 5 русского перевода, изд. 1859 г.    Напр, блаженный Феодорит, толков, на поел. Тимоф., ч. 7 стр. 684 — 685.    Толков, на послание Филипп., стр. 12 — 13 русского перевода, изд. 1844 г.    Беседы на 1 Тим., б. XI, стр. русского перевода 145, изд. 1859 года.    В знаменитом творении древней церковной письменности, известном под именем св. Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии», мы встречаем очень определенно формулированное учение о существовании в Церкви трех различных степеней иерархии. Церковная иерархия «подобно подзаконной и той, которая Божественнее нашей, делится по силе на три степени: первую, среднюю и последнюю.... Чин священнослужения в первой степени своей очищает несовершенных тайнодействиями, в средней световодствует очищенных; в последней и самой высшей из степеней священнослужительских — возводят приобщившихся Божественного света к совершенству самого священносовершения. Божественная степень иерархов есть первая в ряду других.... а вместе она есть самая высшая и последняя: потому что в ней заключается совершенство и полнота всего состава нашего священноначалия; ибо как все вообще священноначалие мы видим сосредоточенным в Иисусе, так всякая иерархия в частности сосредоточивается в своем богопросвещенном иерархе. Сила степени иерархической обнимает все отдельные святыни и чрез все другие степени священства совершает усвоенные ее священноначалию таинства.... Ибо хотя и иереи совершают некоторые из священных символов, но иерей никогда не совершает ни священного богорождения без Божественного мира, ни таин Божественного общения, не возложив символов литургийных на Божественный жертвенник, ни, наконец, сам не будет иереем, если не будет введен в это чрез иерархические тайнодействия». Глава 5 § 2, 3, 5 стр. 159 — 162 русского перевода в «Писаниях свв. отцов Церкви, относящихся к истолкованию православного богослужения», т. 1-й.    Творен, в рус. перев., гл. 3, стр. 595.    Communi presiyterorum consilio Ecclesiae gubemantur.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

По разрешении больного, входят в комнату окружавшие его (Духовн. Реглам.); священник, влив в сосудец воды и вина, опускает в него частицу запасных Даров и, после прочтения молитв: «Верую, Господи, и исповедую... Вечери Твоея тайныя...» и «Да не в суд и не во осуждение...», которые больной повторяет за священником, причащает больного со лжицы. Потом читается: «Ныне отпущаеши...» , Трисвятое и пр. начинательные молитвы, тропарь дневной и Богородичен: «Молитвами всех святых...» и малый отпуст. Церковные правила О причащении мирян Священники обязываются всегда сами приобщать мирян Святых Таин; посылать же через кого-нибудь Святые Дары в домы прихожан, также, вместо непосредственного сообщения в уста, передавать их в какой-либо сосуд – строго запрещено (VI Всел. Соб. 101). Диакон не имеет права причащать других ни в каком случае «ниже самому себе самого или иного кого причастити когда» (Диаконск. Ставл. грам.). Каждый православный христианин неотложно должен причащаться Святых Таин каждый год, по крайней мере – однажды, а более усердные и могущие достойно приготовлять себя к Таинству – четырежды в год – в установленные Церковью посты, хотя не возбраняется и чаще (Нрав. Испов. ч. I, вопр. 90. Прав. Катих. стр. 91). К причащению Святых Таин верующие, свыше семилетнего возраста, должны приступать не иначе, как после исповеди и разрешения грехов от священника, в чистоте душевной и телесной, по надлежащем приготовлении и исполнении всего установленного Церковью правила молитвенного, какое требуется и от священнослужащих (Дион. Александ. пр. 2. Тим. Алекс. 7, Учит. Извест. при служб.). Яснее говоря, приготовление мирян к принятию Святых Таин должно состоять в посте и молитве, в делах милосердия и воздержания от плотских супружеских наслаждений, и должно продолжаться семь дней; а по нужде – три или, в крайнем случае, один день (Тимоф. Алекс. 5. Учит. Изв.). В дни приготовления к принятию Святых Таин (говения) миряне обязаны неопустительно бывать в храме при всех общественных службах церковных, а накануне причащения должны выслушать церковное правило, положенное для священнослужащих, то есть:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010