657 Вас. В. 70. См. объясн. этого правила у Вальсамона и у Илии критского, отв. 1. и ср. Никифора пр. 117. 659 Афанас. алекс. посл. к Аммуну. Тимоф. алекс. 5, 6, 7, 12; ср. Никифора пр. 79, 80, 107, 151, 193 и 194. 660 Вальсам. отв. 11, 51 и 52 Марку алекс. Петра хартоф. отв. 7 и 8. Зонара написал даже особое рассуждение, для опровержения взгляда, что естественное истечение семени есть нечто само по себе нечистое (см. в конце IV тома синтагмы). 666 Вас. В. 4 и 50; лаод. 1. По вторые браки и третьи, подвергаемые церковному покаянию, могли, под этим условием, быть заключаемы и признаваемы церковью: так Василий Вел. (пр. 50) говорит, что хотя третий брак есть нечистота в церкви, но всенародному осуждению он не подвергается, как нечто лучшее, сравнительно с распутным прелюбодеянием. Церковного венчания, однако, вторые и третьи браки не были удостоиваемы, как это ясно видно из правил Никифора 8, 9, 69, 149. На третий брак в особенности неблагоприятный взгляд был настолько силен в практике, что сначала императрица Ирина около 800 г., потом император Лев Мудрый к концу IX в. безусловно воспретили третий брак (см. Zhishman, стр. 313, 437 и сл.). Но когда Лев же первый и нарушил этот закон вступлением в третий и даже в четвертый брак, последовавшие затем споры между двумя образовавшимися партиями вызвали так называемый τμοσ νσεος, т. е. примирительное решение, сосостоявшеся на констант. соборе 920 г. Второй брак признан не преступным (хотя н позднейшие канонисты все еще считают необходимою епитимию за двоебрачие, – напр. Илия критский, отв. 3, Никифор хартофилакс, отв. 1), третий брак для лиц, достигших 40 л. возраста и имеющих детей, безусловно воспрещен, для лиц не достигших этого возраста, или достигших, но не имеющих детей, дозволен, под условием церковного покаяния. 670 Правилом 30-м собора карфаг. и 14 халкид. воспрещается духовным лицам и детям духовных лиц вступать в брак с еретиками; но в лаод. 10 и 31, а также в 12 трул. устанавливается общее и безусловное для всех христиан воспрещение браков с еретиками, хотя и без расторжения брака, уже заключенного, в случае обращения одного из супругов в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

2943 Epistolarum lib. IV. n. 56, col. 576В. В этом случае, как и во многих других, св. Отец несомненно отражает взгляды своего знаменитого учителя – св. И. Златоуста. Ср., напр., его Беседы на 1 Посл. Тимоф. Homil. XII. T. LXII, col. 558–559. De fato et providentia. VI. T. L, col. 772. 2946 Ibid., col. 1069–1072. Cp. И Златоус. Бес. на 1 Посл. Тмф. H. XIL T. LXII, col. 558–559. Василий B. Sermo ascet. II. g 3–4. Τ. XXXI, col. 876C– 877A. 2948 Максим И. Lib. cit IV, 66. Τ. XC, col. 1064В; III, 9, col. 1020B; III, 40, col. 1028D–1029Α; 42, col. 1029AB. Марк П. О посте и смирении, col. 1109D– 1112С. 2956 Cp. ibid., ст. 22. Ср. Бл. Феодорит. Haeretic. fabul. compend. lib. V, c. XXIX. T. LXXXIU, col. 553A: воздержание от пищи или пользование ею находится «под властью убеждения». 2967 Ст. 3. В первые века христианства ложное, еретическое воздержание от пищи проповедовали и практиковали маркиониты и манихеи. Маркиониты становились воздержными именно по вражде к Божию созданию и, след., по нечестивому богоборству. Strom, lib. III, c. 3, col. 1113B. Cp. Исидор П. Epistolar. lib. I, 52, col. 213D–216A. Равным образом и манихеи воздерживались от снедей именно «по отвращению к добрым созданиям Божиим» Нил C. Epist lib. II, 10, col. 205В, по ненависти к ним. Исидор П. Epistol. lib. I. 52. col. 213D–216A. 2975 Lib. cit. T. XXXI, col. 968BC. Cp. col. 965B. Cp. Климент A. Paedagog. lib. II, C. I, col. 377CD. Бл. Феодорит. Rel. Hist. c. V, col. 1353A. 2977 Constitut. monast. C. IV. Τ. XXXI, col. 1318В. Cp. И. Кассиан. De coenobior. Institut. lib. V, c. V, col. 209–216. По словам Григория C., в деле питания телесного организма имеют большое различие, как сказали Отцы: для поддержание естественных сил своих одному требуется мало, а другому много, и каждый удовлетворяется пищею по силам своим и по навыку. Но безмолвствующий всегда должен быть голодающим, не насыщающимся досыта. Ибо, при отягченном желудке и помутившемся через то уме, не может творить молитву чисто и крепко, но под действием испарений от обильной пищи клонимый ко сну стремится поскорее лечь спать. Григорий C. Praecepta ad Hesychastas. T. CL, col. 1336D– 1337A.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Русские последователи смешали его с разными вольнодумными толками, и отсюда-то произошло явление, приводившее в недоумение многих ученых. Иосиф, игумен волоколамский, оставивший нам описание жидовствующей ереси, употребляет против нее такие обличения, которые скорее показывают заблуждения, несообразные с чистым иудейством, и заставляют предполагать или оттенки христианской секты, или чистый материализм. Таким образом, он обличает между ними таких, которые, опираясь на пример Иисуса Христа и апостолов, отвергали в принципе монашество и думали подкрепить свои мнения теми же текстами из апостола Павла (напр., посл. к Тимоф. IV, 1-3), которыми в XVI веке обыкновенно западные протестанты доказывали несообразность учреждения монашества с духом христианского учения. Для последователей иудейства не нужно было ссылаться на Павла, так как он им ни в каком отношении не мог быть авторитетом. Ясно, что Иосиф Волоцкий, ратуя против жидовствующих, поражал вместе с ними и другие существовавшие в его время еретические мнения. Согласно с этим и Геннадий жаловался, что в Новгороде, кроме " мудрствующих по-жидовски " , есть еретики, держащие ереси маркианскую (отвергающую Троицу), мессальянскую, саддукейскую (отвергающую будущую жизнь) и др. Для ревнителя православия все эти ереси равным образом были ненавистны и достойны истребления. Ознакомившись со своею епархиею, и заметивши, что в ней гнездятся ереси, Геннадий деятельно принялся их отыскивать. Нелегко ему это было. Еретики вели себя хитро и распространяли свои лжеучения, пользуясь благоприятными обстоятельствами, а перед людьми, твердыми в православии, казались сами не только православными, но и свирепыми врагами ересей и щедро рассыпали на них проклятия; клясться и уверять в своем православии у них не считалось грехом. Зато при всяком случае они совращали слабого и потакали разным порокам, чтобы привлекать к себе. Главною целью их было проводить на священнические места своих единомышленников, и это удавалось им. Не только в городах, но и в селах были на священнослужительских местах заклятые еретики, и они завлекали мирян, несведущих в делах веры, прельщали их ласковым обращением и делали им всякого рода послабления, чтобы привлечь к себе.

http://sedmitza.ru/lib/text/435591/

Для чего же сектанты украли св. Писание у Церкви Христовой — Православной?   Они украли св. Писание для того, чтобы по нему устроить новую церковь, вместо отвергнутой или истинной Церкви Христовой — Православной. Может ли св. Писание быть учебником, по которому можно было бы устроить Церковь Христову?   Нет, новой церкви на основании Писания нельзя устроить. Сектанты всех толков одинаково говорят, что они читают св. Писание и на основании его устраивают свои церкви и свои общества. Писание, украденное сектантами у Церкви одно, а сект множества; ясно отсюда, что не Писание учит устроять церковь. Св. Писание не может быть фундаментом-основанием, на котором можно было бы устроить Церковь Христову. Фундамент — основание должен быть прежде самого здания, а св. Писания Нового Завета появились через много лет после устроения Православной Церкви Христовой. Неужели мыслими Церковь Христова без Писания Новозаветного?   Вполне мыслима и, действительно, в первое время она существовала без всякого апостольского Писания, потому что первая новозаветная книга Священного Писания появилась около 40 — го года по Р.Х., то есть приблизительно, через 7 лет после Сошествия Св. Духа и после устроения Церкви Христовой. Когда же и в какой последовательности появились книги св. Писания Нового Завета?   1     Евангелие Ап. Матфея     около 40-го года по Р.Х.    2     1-е посл. Фессалоникийцам     52 г.    3     2-е посл. Фессалоникийцам     53 г.    4     Еванг. Марка     55 г    5     Еванг. Луки     56 г    6     Посл. к Галатам     56 г    7     1-е посл к. Коринфянам     58 г    8     2-е посл к. Коринфянам     58 г    9     Посл к Римлянам     58 г    10     Посл. Ап. Иакова     60 г    11     Посл. Ап. Петра     61 г    12     Посл. Филиппийцам     62 г    13     Посл. Ефесянам     62 г    14     Посл. Колоссянам     62 г    15     Посл. Филимону     62 г    16     Посл. Евреям     63 г    17     Кн. Деяний Апостольских     63 г    18     Посл. Титу     64 г    19     1-е посл Тимофею     65 г

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С другой стороны, при развитии жизни церкви и церковной дисциплины, появились церковные правила, запрещающие верующим в тех или других случаях приступать к причащению. За различные грехи полагались различные сроки отлучения от причащения – 2, 3, 6, 7, 10 и более лет (см. правила Анкирского собора 5, 6, 7, 8, 9,16, 21. Василия 61, 64, 82, 73. Первого Всел. Собора 12 пр. Петра Ал. 8 пр. Дионисия 2 и 4, Тимофея 5 и 7 пр.). Только умирающих никогда не лишали св. причастия, хотя бы они были величайшие грешники. (См. прав. 13 Первого собора, Карфагенского 7 пр., Григория Нисского 5 и 2 пр. и рассказ о старце Серапионе в Ц. Ист. Евсевия кн. VI. гл. XLIV.) Клирики, согрешившие грехом смертным, низводились со своей степени, но не лишались причастия Св. Тайн (Васил. 32, 51). Женам, находящимся в очищении, запрещалось причащаться (канон, послание св. Дионисия Алек, к епископу Василиду пр. 2. Тимоф. пр. 7). Двоеженцы отлучались от св. причащения на один или два года (Неокесар. пр. 7, Лаодик. 1 прав., Василия Великого 4 пр.). Вышедшие замуж без согласия отца или господина отлучались на 3 года от причащения (Васил. 38 пр.). Вдовица 60-летняя, если бы захотела выйти замуж, должна была лишаться св. причастия, доколе не оставляла страстной нечистоты (Васил. 24). Верные, одержимые бесом, ежели не нарушали тайны и не хулили, могли причащаться по временам (Тимоф. 3 пр.). Муж и жена, преспавшие ночью, по утру не должны были причащаться (Тимоф. 5). Готовящийся к причащению и нечаянно проглотивший воду мог причаститься (Тимоф. 16). Кто не ходил в церковь три недели, тот лишался св. причастия (Шест. 80 стр.). Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Относительно апостольского времени с несомненностью нужно сказать, что Св. Дары принимались не натощак, как это можно заключить из речи ап. Павла к Коринфским христианам (Коринф. 11 гл. 20–34 ст.). Но уже со II в. идут свидетельства другого рода. Так, Тертуллиан , имея в виду причащение на дому, говорит жене (кн. 2): «Не узнает ли супруг, что ты тайно прежде всякой пищи вкушаешь.» У св. Златоуста в беседе 27 на 1 Кор. мы читаем: «Ты постишься пред причащением, дабы всячески быть оного достойным» Св. Киприан (письмо 63), Василий Великий (беседа 1 о посте), св. Григорий Наз. (слово 40) и другие отцы представляют эту практику как результат традиции, сохраняемой везде. А бл. Августин даже видит благодать Св. Духа в этом общем единении церквей. Угодно было Св. Духу, пишет бл. Августин, почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот христианина прежде всякой пищи (epist ad Januar. Из Martigny 168 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Оглашение, как приготовительное и более или менее продолжительное действие, с точки зрения канонических правил есть весьма важное и необходимое условие для совершения крещения, и потому сокращение времени, назначенного для оглашения, допускалось только в крайних случаях. Так, Церковь дозволяла без предварительного более или менее продолжительного оглашения крестить таких больных, которым угрожала опасность смерти (Тимоф. Алекс. пр. 4); в случае смертной опасности она не отказывала в крещении даже бесноватым или одержимым злыми духами (Тимоф. Алекс. пр. 2), – женщинам, находящимся «в состоянии нечистоты» (Тимоф. Алек. пр. 6), еретикам, заявившим желание принять крещение при самой кончине, лишь бы заметно было искреннее раскаяние их и забота о спасении души (Васил. Велик, пр. 5). Только больных, лишившихся употреблении языка, не могущих давать ответов необходимых при крещении, правила церковные дозволяют крестить при соблюдении некоторых предосторожностей, а именно: больные, которые не могут отвечать за себя, должны быть крещены не иначе как по вере и желанию восприемников, т. е. если восприемники будут отвечать за них и под собственной ответственностью будут свидетельствовать об их желании креститься (Тимоф. Алек. пр. 4; Карф. Соб. пр. 54). Такая предосторожность имела целью предупреждать совершение крещения (по неведению) над лицами, вовсе не имевшими к тому расположения. Потому-то со стороны людей, близких к больному и требовалось не одно только выражение собственного их желания крестить больного, но главным образом их свидетельство и ручательство в том, что и сам больной имеет искреннее желание принять крещение, только не может сам выразить своего желания и доказать свою искренность. Предосторожность – далеко не излишняя, так как случается, по замечанию отцов Собора Неокесарийского, что между крещаемыми больными встречаются и такие, которых вера не от произволения, а от нужды (12 прав.). Больные крещеные по нужде лишь после краткого оглашения или даже по вере и желанию только восприемников, если выздоравливали, то обязывались довершить изучение веры (Лаод. Соб. пр. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Д.К., 31 ст., 4 п.). Есть правила, положенные Соборами и свв. Отцами на особые некоторые случаи: а) если возрастный, ищущий крещения, так болен или находится в лишении языка, что не может давать необходимых ответов при крещении, в таком случае правила повелевают крестить его по вере и желанию восприемников, т.е., сами восприемники будут отвечать за него и, под собственной ответственностью, свидетельствовать о его желании креститься (Карф., 54; Тимоф. Алекс., 4). б) Если оглашенный, маловозрастный или и совершеннолетний, по неведению будет приобщён св. Таин, то должно поспешить его крещением (Тимоф. Алекс., 1; см. Кур. цер. законовед. Арх. Иоанна, 2 т., 116–117 стр.). в) Крещение бесноватых, или одержимых злым духом, должно быть отлагаемо до времени их выздоровления; но в случае смертной опасности не запрещается крестить и их (Тимоф. Алекс., 2). г) Жену оглашенную, если ко дню крещения приключится ей «обычное женам», правила крестить воспрещают, доколе не очистится (Тимоф. Алекс., 6). Священники должны стараться утверждать новокрещённых в учении православной веры и отвращать от прежних обрядов. 518 В особенно нужных случаях епархиальное начальство входит о сем в сношение с гражданским 519 (Уст. Д.К., 32 ст.). Присоединение к православию по второму и третьему чину О принятии в Православную Церковь римско-католиков, армян, несториан, лютеран, реформатов, старообрядцев и сектантов Присоединение к православию по второму и третьему чину христиан инославных исповеданий 520 , а также старообрядцев и сектантов 521 (см. 1015–1017 стр. печатного оригинала), может быть совершено приходскими священниками 522 и без испрашивания каждый раз разрешения от епархиального Архиерея 523 ; присоединением к православию указанных лиц с предварительного разрешения епархиального Архиерея совершается только в сомнительных случаях 524 (Ук. Св. Син. 1840 г. II, 20; 1865 г., VIII, 25; Уст. Д.К., 22, 25). Иноверцев, желающих присоединиться к Православной Церкви 525 , священник прежде всего наставляет и утверждает в учении православной веры 526 ; самое же присоединение совершает по взятии от ищущих присоединения письменного показания 527 в следующей форме: «Нижеподписавшийся, или нижеподписавшаяся (звание, имя, фамилия, вероисповедание) сим изъявляю решительное намерение присоединиться к Православной Кафолической Восточной Церкви и обещание пребывать в послушании её всегда неизменно».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

—183— ст. 10 и 27). Относительно миропомазание мы в слове Божием видим указание, что миром были помазываемы только цари, избранники Божии. Так в ветхом завете Господь повелевал пророку Самуилу помазать на царство Саула, а потом Давида. В новом завете мы видим, что когда Мария, пред вступлением Иисуса Христа во Иерусалим, помазывала ноги Ему миром, то помазывала Его как Царя, Царя духовного царства? А как на Царя указывали на Него ещё пророки Захария (гл. 9 ст. 9) и Исаия (гл. 62 ст. 11). В настоящее время мы видим, что миром помазываются при Короновании только цари, почему они и именуются помазанниками Божиими. Наконец, мы признаём, как я уже говорил, и три чина иерархии, потому что они установлены словом Божиим. Но епископ должен быт таким, каким изображают его Апост. Павел в 1 Посл. к Тим. (гл. 3 ст. 1–16), Апост. Пётр в своём 1 Посл. (гл. 5 ст. 1–5) и Деян. Апост. (гл. 6 ст. 6–10). И так как епископ есть пастырь стада верующих, а священник тоже есть пастырь того же стада, то и священник должен быть таким же, каким изображает его приведённое мной слово Божие. Затем, диакон тоже должен быть таким, каким требуется ему быть по словам Апост. Павла в 1 Посл. к Тимоф. (гл. 3 ст. 8 и след. и гл. 4 ст. 5–16). Требование эти, впрочем, распространяются вообще на все чины священства и имеют в виду облачение и украшение не наружные, а нравственные, в сердцах служителей Церкви. – Чествование Матери Божией и угодников, молитв к ним, почитание креста, на котором был распят Христос, и икон, почитание мощей, поминовение усопших и празднование св. Пасхи и праздников, установленных православной Церковью , мы не признаём на том основании, что ни на что это не видим в слове Божием указаний и обязательных заповедей. Напротив, мы видим в нём положительное запрещение боготворить что-либо другое, кроме Единого Бога и Иисуса Христа, как единого Посредника между Богом и человеками (1 Посл. к Тимоф. гл. 2 ст. 5). Притом призывание в молитвах Матери Божией и угодников Божиих и бесцельно: они уже отошли, не живут с нами, следовательно не могут

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Будем почитать предстоятелей наших, уважать пресвитеров. (Св. Климент Р. 1-е посл. к Коринф., гл. 21). Все почитайте диакона, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви. (Св. Игнатий Антиох. Послан. к Тралл., гл. 3). Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома его служить диаволу. (Св. Игнатий Ант. Посл. к Смирнянам, гл. 9). Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам (св. Игнатий Ант. Посл. к Поликарпу, гл. 6). Диаконы – служители Бога и Христа, а не человеков. (Св. Поликарп Смирнский . Посл. к Филиппийцам, гл. 5). Все последуйте епископу, как Иисус Христос Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте, как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ; так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь . Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит епископ, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно. (Св. Игнатий Ант. Посл. к Смирнянам, гл. 8). Если (кто) станет тщеславиться, то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно. Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. (Св. Игнатий Ант. Посл. к Поликарпу, гл. 5). Бегайте разделений, как начала зла. (Св. Игнатий. Посл. ж Смирн., гл. 7). Питайтесь одной христианской пищей, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. (Св. Игнатий. Посл. к Тралл., гл. 6). А это удастся вам, если не будете надмеваться и отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей. Кто внутри алтаря, 48 тот чист, а кто вне его, тот не чист, то есть, кто делает что-нибудь без епископа, тот не чист совестью. (Св. Игнатий А. Посл. к Тралл., гл. 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вообще же правила церковного суда не безусловны. По разным уважительным причинам, Церковь изначала и всегда соразмеряла свой суд не только со степенями греховных падений, но и с обстоятельствами судимых лиц. Для одних она составляет суд гласный, открытый, торжественный, для других – сокровенный, частный; одних карает всей строгостью своих духовных наказаний, других снисходительно судит, принимая во внимание не одно духовное их состояние, но и общественное положение, как напр.: женщин, воинов и пр. (Вас. в. 34, 36, 53); умеряет свой суд и ослабляет наказания для лиц, имеющих важные духовные или физические немощи, как-то: больных (Тимоф. алекс. 10, I всел. 13, Григ. нисс. 5 и др.), несовершеннолетних (Тимоф. 18), умалишенных (Тимоф. 4, 14) и т. д. Сами преступления или грехи Церковь различает в своих правилах: – во-первых, по степени их внутренней важности. Одни из них почитаются тяжкими, другие – (сравнительно) менее тяжкими; одни, следовательно, более, другие менее строгому суду подвергаются. Основанием для такого разделения грехов принимается: а) сам предмет греха, или точнее правило, которое он нарушает. Так, грехи против Бога – вообще судятся как более тяжкие, чем против ближних; а эти – важнее, чем против обязанностей к самому себе. Но и в общем содержании правил или обязанностей к известному предмету различаются еще частные стороны его, по различию которых сами преступления получают неодинаковую степень важности. Напр., в лжеучении о вере различаются ереси, расколы, деизм, безбожье, и пр.; в грехах против ближних: убийство и отцеубийство, преступления против частных лиц и против властей, и еще – против царской власти; по отношению к себе самому – различаются грехи душевные и телесные (св. Григ. Нисс. пр. 1 и др.) 2 . б) свойство и степень душевных сил, действующих во грехе. Именно св. отцы различают действия добрые, или худые, происходящие от силы ума (το λογιον), силы вожделения, или сердца (επιϑυμητιον) и силы раздражения, или воли (ϑυμοειδες) 3 . От злого, или худо направленного употребления этих сил происходят греховные падения человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010