Мефодию, расположен архондарик, украшенный портретами болгарских королей. Среди святынь Зографа несколько чудотворных икон. Особо почитаемые святыни монастыря – три большие иконы святого Георгия Победоносца. Древнейшая чудотворная икона святого Георгия сама собою изобразилась на доске. Эта икона называется «Фануилева», от имени палестинского монастыря, где, согласно преданию, первоначально пребывал образ. С иконой связано еще одно знаменитое чудо. Некий маловерный епископ, усомнившийся в том, что икона действительно нерукотворная, дерзнул пальцем коснуться лика великомученика. Дерзость была наказана – палец прирос к образу, так что часть его пришлось отрезать (и сегодня эту часть перста можно увидеть на чудотворном образе). Эта икона находится при колонне правого клироса. Она помещена в серебряный киот, изготовленный в 1837 году в Санкт-Петербурге. Вторая икона великомученика Георгия, согласно преданию, приплыла морем из Аравии. Она называется «Аравийская». Этот образ укреплен на колонне близ левого клироса. Третья чудотворная икона Георгия Победоносца – «Молдавская», дар государя Молдавии Стефана III Великого. Эта икона была найдена им по видению и сопутствовала ему в боях. Также в Зографе пребывают несколько чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Икона Богородицы «Акафистная» (Предвозвещающая) находится в одноименной часовне, которая была построена в 1764 году. Изначально икона находилась вне монастыря в келье у одного из старцев, который ежедневно читал перед иконой акафист. В один из октябрьских дней 1274 года монах услышал голос, исходящий от иконы. Богородица предупредила старца, что на монастырь собираются напасть латиняне. Икона Богородицы «Эпакуса» (Услышательница) XIV века находится в алтаре. Раньше икона была частью фрески старого собора. При постройке нового собора в 1818 году икона была тщательно вырезана и установлена на сегодняшнем месте. Согласно преданию, в конце XIII века еще преподобный Косма Зографский слышал от нее глас, укрепляющий его в духовном рвении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Серебряная икона прп. Симеона Столпника (20-е гг. XI в.; ГМИГ) выполнена по заказу архиеп. Антония (I) и содержит его прижизненное изображение. В центральной части иконы, справа от столпа прп. Симеона, выбита надпись, позволяющая представить состояние И. в это время: «Убогий Антон Цагерели в бытность мою в Ишхани нашел красивое место заброшенным и обустроил, и святому Симеону пожертвовал, и создал эту икону, в церкви ее установил для помощи души моей; кто малое это мое услужение изменит, святой Симеон будет покорителем его перед Христом в тот День Суда, аминь». Архиерей изображен в полный рост слева от поясной фигуры столпника, по сторонам от него выкована надпись: «Антон Цагерели». По мнению В. Силогавы, архиеп. Антоний занимал Цагерскую кафедру, когда посетил И. и нашел мон-рь в запустении. Он возродил «красивое место» и заказал золотых дел мастеру Филипе икону прп. Симеона. Историк считает, что факт дарения кафоликону И. именно этой иконы может указывать на раннее посвящение церкви прп. Симеону Столпнику. Интерьер кафоликона мон-ря Ишхани Интерьер кафоликона мон-ря Ишхани В 1014-1027 гг. архиеп. Антоний (I) выстроил кафоликон И. и включил в него хорошо сохранившиеся до того времени части предыдущей постройки. На стенах храма различаются 2 принадлежащие архиеп. Антонию (I) строительные надписи: 1-я - на архитраве юж. входа о возобновлении юж. портала храма (нач. XI в.); 2-я (1032) - на юж. стене храма о завершении строительства. К этому времени были окончательно достроены стены кафоликона и поставлен купол. В надписи упомянут зодчий Иване Морчаис-дзе. По наблюдению прав. Евфимия Такаишвили , в этот период «храм... получил те богатые украшения, которые и теперь восхищают нас великолепием и изяществом выполнения». К этому времени относятся вырезанные на камнях и вставленные в разные участки стен храма орнаментальные процветшие кресты ( Такаишвили. 1952. С. 28-29. Табл. 11). На северной стене кафоликона И. есть еще одна обширная лапидарная надпись, сохранившаяся фрагментарно.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Первая его монументальная работа в соборе - изображение арх. Гавриила, выполненное по древней графье на западном пилоне северного столба триумфальной арки для сцены «Благовещение Пресв. Богородицы». Образцом для художника стала икона Божией Матери «Благовещение Устюжское» (нач. XII в., ГТГ). На сев. и юж. стенах Врубель выполнил композицию «Вход Господень в Иерусалим» (под юж. частью княжеской молельни) и дополнил частично сохранившиеся фрески XII в. «Успение Пресв. Богородицы»; ему помогал в этих работах Зозулин. В композиции «Успение Пресв. Богородицы» изображение Божией Матери скрыто крышкой гроба, расположенного вертикально и украшенного белыми лилиями; рядом - коленопреклоненные апостолы. Несоответствие как древнему рисунку, так и иконографическому канону объясняется перестройкой сев. портала церкви - он был расширен и увеличен в высоту, что не позволило повторить композицию XII в. Во время раскрытия древней живописи большая часть врубелевской росписи была уничтожена ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 303-304). Несмотря на переосвящение главного престола собора в XVII в. во имя Св. Троицы, соответствующей композиции в соборе не было. На своде зап. части хор Врубелем была написана композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов», которая занимает весь свод хор. Известно, что придел Св. Духа в XVII в. размещался в сев. части нартекса, в месте, где находились погребения родителей и сестер свт. Димитрия Ростовского. Вероятно, это стало одной из причин, по к-рой Прахов предложил Врубелю написать именно этот сюжет на свободном от древней живописи пространстве свода хор. Композиция выполнена по аналогии с изображениями на чеканном складне визант. работы (XII в., ГМИГ) и в росписи ц. Рождества Пресв. Богородицы Гелатского мон-ря в Грузии (XII в.). Врубель использовал технику, имитирующую мозаику,- прерывистый, пастозный мазок. В фигурах апостолов ощущается могучая, но в то же время благородно-сдержанная экспрессия: они словно высечены из мрамора, объемность подчеркивает вогнутая полуциркульная поверхность свода.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

чеканного искусства ( Чубинашвили. 1931. С. 296-314; Он же. 1959. С. 55-60). Лагамская чеканная серебряная икона прп. Симеона Чудотворца (ГМИГ) датируется Чубинашвили 20-ми гг. XI в. Она долгое время хранилась в сванском с. Лагами (Местийский р-н), откуда и получила свое название ( Такаишвили. 1937. С. 284-286; Sanikidze, Abramishvili. 1979. fab. 12). В центре иконы помещено поясное изображение прп. Симеона на столпе, слева от него в полный рост представлен епископ в архиерейском облачении, изображение по обеим сторонам снабжено подписью: «Антон Цагерели». Справа от столпа письмом асомтаврули исполнена надпись: «Я, убогий Антон Цагерели, в бытность мою в Ишхани, нашел красивое место заброшенным и обустроил, и святому Свимеону пожертвовал, и создал эту икону, в церкви его (прп. Симеона.- Авт.) установил, для помощи души моей; кто малое это мое услужение изменит, святой Свимеон будет покорителем его перед Христом в тот День Суда. аминь». Др. надпись исторического содержания находится на трехступенчатом основании столба: «Христос, помилуй Филипе, золотых дел мастера. Св. Свимеон, помилуй Антона» ( Такаишвили. 1937. С. 258; Чубинашвили. 1959. С. 301-308). Икону с кон. XIX в. изучали груз. исследователи. Считается, что на Лагамской иконе сохранилось портретное изображение архиеп. Ишханского Антония (I) в те годы, когда он занимал Цагерскую кафедру. Сборник аскетических произведений (НЦРГ. А 35, кон. X - нач. XI в.) был переписан Иоване-Германе по заказу архиеп. Ишханского Илариона (I), о чем сообщается в колофоне (Л. 26 об.), выполненном письмом мдиванмцигнобрули. В сборнике помещен Патерик, переведенный прп. Евфимием Святогорцем в кон. X в. (Древнегруз. переводы. 1966. Т. 1). В рукописи также содержатся 17 приписок с текстом «Иисусе Христе, возвеличь архиепископа Илариона», и 8 приписок «Иисусе Христе, возвеличь Илариона, архиепископа Ишханского, аминь» (Описание груз. рукописей: Колл. А. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 109). Местийское Четвероевангелие (ИЭМС. Ркп. 1, 1033 г.) было переписано для кафоликона Ишхани по заказу занявшего в 1033 г.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Крупные камни с сапфиром в центре повторяют абрис фигуры Пресв. Богородицы, обрамление иконы также украшено растительным орнаментом и медальонами из перегородчатой эмали. В верхней части обрамления помещен узор из 3-лепестковых листьев, по боковым рамам пущены побеги с листьями и крупными цветами, имеющими большие зерненые сердцевины; фон пунсонированный, орнаментальные элементы крупные. Эмалевые вставки с изображением Иисуса Христа, Пресв. Богородицы (по сторонам от свода арки), евангелистов (в углах обрамления) и святых (ап. Петр, мч. Маркиан, свт. Василий Великий на верхней раме; мч. Кирион на боковой раме слева, ап. Павел на боковой раме справа). Фон золотой, надписи греческие. Медальоны с евангелистами относятся к 1-й пол. XII в. и исполнены груз. мастером, остальные - византийскими (медальон с ап. Петром IX в., остальные X-XI вв.). Образ является груз. копией визант. иконы (X в., ГМИГ), выполненной из бронзы и хранившейся в М. В 1644 г. был заказан триптих с изображением двунадесятых праздников, в XVIII в. в него вставили вкладную икону «Древо Иессеево» (1784), поверх к-рой была помещена визант. икона Божией Матери X в. Обе иконы Божией Матери «Одигитрия» - и византийская, и грузинская - почти одинаковы как по размеру, так и в деталях (напр., орнаментальный плат в руках Божией Матери, свиток в левой, а не в правой руке Младенца, его правая рука лежит на груди у Матери и др.), однако есть и различия. На византийской иконе образ Божией Матери строгий и церемониальный, драпировка подчеркивает его монументальность; на груз. иконе формы более пластичные, драпировки мягче, трафаретная форма не повторяется. Пресв. Богородица на визант. иконе стоит на подиуме, усыпанном камнями и подчеркивающем большую торжественность образа, на грузинской - на рельефно выступающем подиуме. В церкви Земо-Крихи (груз. историческая пров. Рача) была выполнена еще одна копия бронзовой визант. иконы (ныне в Кутаисском историко-этнографическом музее). Иконы служат редким примером того, что до наших дней дошли и оригинал, и его копии.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

В Латинской капелле находится Киккская икона Божией Матери (XIV в.), ранее хранившаяся в ц. Пресв. Богородицы «Феоскепасты» в Калопанайотисе (см. подробнее в ст. Киккская икона Божией Матери ). Длинные 2-этажные корпуса келий образуют монастырский двор. В 1782 г. были построены синодикон (зал для торжественных заседаний, в т. ч. совета старцев) и келья игумена. По сведениям Григоровича-Барского, в 1735 г. в И. Л. м. подвизались 10 монахов, терпевших притеснения от турок ( Григорович-Барский. 1886. С. 265). Согласно описям монастырского имущества 1763 и 1773 гг., И. Л. м. имел 4 подворья: 1 - в с. Прастио, 2 - в с. Геракьес, 1 - на месте совр. с. Айос-Димитриос в горах Троодос. В 1788 г. архим. Киприан упоминает И. Л. м. среди мон-рей Киринийской митрополии. В сер. XIX в. мон-рь был превращен в приходскую церковь. В кельях была размещена начальная школа, к-рая была впосл. переведена в здание, построенное в 1920 г. за юж. воротами мон-ря. В наст. время в этом здании открыт Византийский музей, в к-ром собраны иконы не только из И. Л. м., но и из др. храмов Калопанайотиса - из церквей Пресв. Богородицы «Феотокос», Пресв. Богородицы «Феоскепасты», мч. Сергия, прп. Андроника, вмц. Марины, вмч. Георгия. В музее хранятся иконы Божией Матери с Младенцем XII-XIII вв., Божией Матери «Елеусы» XIII в., Киккской Божией Матери XIV в. (из ц. мч. Сергия), Киккской Божией Матери XV-XVI вв. (из ц. Пресв. Богородицы «Феотокос»), прп. Иоанна Лампадиста, с житием XIII в., бессребреников Космы и Дамиана XIII в., Христа Вседержителя с редким эпитетом Πληροφορν Κριος, т. е. «Извещающий Господь», XIV в. (из ц. прп. Андроника), 2 образа Божией Матери XIII в. из И. Л. м., недавно обнаруженный в мон-ре деисусный чин XIII в. и др. В музее также находится 2 эпистилия XIII в.- из ц. Иоанна Лампадиста со сценами «Умовение ног» и «Моление в Гефсиманском саду» и из ц. Пресв. Богородицы «Феоскепасты» с расположенными в 2 ряда 22 сценами христологического цикла, Успением Пресв. Богородицы и изображениями пророков Давида и Исаии в нижних углах, отчасти позволяющие составить представление об облике византийского иконостаса в палеологовскую эпоху. Особого внимания заслуживает также бронзовый оклад кон. XI - нач. XII в. с изображением арх. Михаила, в который заключено печатное Евангелие 1550 г.

http://pravenc.ru/text/577896.html

был связан в т. ч. с монашескими орденами францисканцев и доминиканцев, принимавшими активное участие в жизни города: в 1-й пол. XIII в. они получили земельные пожалования в городе. Ими построены, напр., доминиканская ц. Санти-Джованни э Паоло (фундаменты XIII в., 1246-1430), крупнейшая из церквей В., место погребения мн. видных деятелей республики, или францисканская ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари (1250, ок. 1330, освящена в 1492). Часто перестраивались и более древние церкви, не имевшие отношения к монашествующим орденам, как, напр., ц. Сан-Джакомо дель Орио (в основе - кон. X в., перестроена полностью в 1-й пол. XIII в., фасады, за исключением апсиды,- XIV-XVII вв.). Церкви XIII в. близки по типу храму на Мурано или повторяют планировку и тип Сан-Марко, с упрощенной конструкцией сводов. Начиная с XIII в. религ. братства строят в В. скуолы (школы), напр. Скуолу ди Сан-Джованни Эванджелиста (1261). Икона Божией Матери Никопеи в соборе Сан-Марко. Кон. XI в. Икона Божией Матери Никопеи в соборе Сан-Марко. Кон. XI в. Памятники художественной культуры В. 2-й пол. XIII в. представляют собой гармоничный синтез визант. и западноевроп. искусства. Напр., визант. черты присутствуют во фресковой росписи из капеллы Распятия в ц. Сан-Джованни Деколлато, с изображением в верх. части композиции св. Елены в архитектурном обрамлении, исполнение к-рого сложным ракурсом и 3-мерным эффектом напоминает древнерим. триумфальную арку. в сравнении с мозаичной композицией «Благовещение» 1277 г. в кивории собора в Паренцо (совр. Пореч, Хорватия), приписываемой мастерам из В., фреска может быть датирована 2-й пол. XIII в. др. памятники того времени могут не иметь ничего общего с классическими традициями, напр. живопись ларца блж. Иулианы из Коллальто (90-е гг. XIV в., музей Коррер, Венеция), деревянного сундука-реликвария, особенно роспись на его внутренней крышке с изображениями св. Власия, св. Катальдуса и коленопреклоненной фигурки св. Иулианы меньшего масштаба. эта живопись зап. происхождения, повторяющая стиль таких произведений, как, напр., миниатюры Большой библии Сан-Марко.

http://pravenc.ru/text/150247.html

«Летом 1675 года, во время Збаражской войны с турками, по молитвам перед чудотворным образом Почаевская обитель была спасена от нашествия татарского хана Нурредин. Во время пения акафиста над храмом внезапно явилась Пресвятая Богородица с распростертым омофором в руках. Татары стали стрелять в Божию Матерь, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал», — рассказал отец Виктор. Ахтырская икона Божией Матери Ахтырская икона Божией Матери Ахтырская икона Божией Матери с момента своего явления в 1739 году помогала страдающим лихорадкой. «Вода, которой омывали икону, получала чудодейственную силу, а пьющие ее получали исцеление. Иконографической особенностью данного способа является то, что в разных списках Богородица изображается в мафории, в короне или с непокрытой головой», — говорит спикер Киевской Митрополии УПЦ. Касперовская икона Божией Матери Касперовская икона Божией Матери Касперовская икона Божией Матери стала защитницей Одессы во время Крымской войны. «При осаде города британским флотом одесситы, с благословения святителя Иннокентия Херсонского, крестным ходом перенесли икону из села Касперова и пронесли по улицам города. Заступничеством Пресвятой Богородицы Одесса осталась невредимой, а через полгода осада была снята», — рассказал отец Виктор. Песчанская икона Божией Матери Песчанская икона Божией Матери Песчанская икона Божией Матери была явлена во сне святителю Иоасафу Белгородскому и найдена им вблизи города Изюм. «По молитвам перед чудотворным образом была остановлена эпидемия холеры в Харьковской губернии в 1830 году. Во время Первой мировой войны икона находилась в ставке верховного командования несколько месяцев до конца 1915 года. В этот период поражений на фронте не было, а наоборот, одерживали победы», — отметил архимандрит. Святогорская икона Божией Матери Святогорская икона Божией Матери Святогорская икона Божией Матери относится к XIX веку. «Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы в 1844 году по открытии монастыря, очень понравилась Святогорская обитель.

http://pravmir.ru/sem-chudotvornyih-ikon...

—192— соус в киоте, три иконы на лазори, икона образ Пречистые, пядница, обложена медью, золочена. Икона образ (об. 12) Пречистые, пядница, обложена медью, стоит над гробом князь Семеновым Серебренаго; да две иконы, на гладком золоте, пядници: Никола чюдотворець да Макарей, Калязиньской чюдотворець. Да на столпе деисоус, три иконы, на праземни, пядници болшие; икона образ Пречистые Владимерская, пядница, на гладком золоте. (л. 13) Да в гробнице в старцеве деисус, три иконы, на празелени, Денисьева письма. Да деисус, три ж иконы, на празелени, поставил Денисей Звенигородской. Да крест распятие Христово, да под ручками страсти апостольскые; Денисей же Звенигородской поставил. Да в старом приделе крест, распятие Христово, Денисей Звенигородской поставил. Да за крестом в тябле 4 иконы, на золоте, Денисьева письма, старые иконы, а на них два апостола да два страстотерпца, да того ж деисуса на дву иконах четыре пророкы. Да две иконы образы Пречистые, пядници болшие, на гладком золоте, Денисьева письма; да три иконы пядници болшие: Спасов образ да Пречистая с Младенцем да Предтечя, а поставил ях Иван Пищуля. Икона Семион Богоприимец, пядница, на празелени. Да две иконы, на золоте, празникы, пядници малые: поставил Арсеней Невежа. Икона пядница, на золоте, чюдо архааггела Михаила. Икона пядница, на золоте, Флор и Лавер. Икона пядница. на золоте, Сергий чюдотворець да Кирила Белозерский да в верхнем поле Троица святая. Да в том же приделе икона образ Пречистые, обложена серебром, стоит над гробом княж Ива(л.14)новым Косого. Икона на гладком золото образ Пречистые: стоит над гробом княж Федоровым Хованскаго Телицина. Да на столпе икона, на золоте, Сава Сербьскый да Иван Кущник, да в верхнем поле Спас в облаце. Да противу на другой стене икона, пядница болшая, на золоте, видение Сергиево чюдотворцево. Да икона болшая на столпе три святители, на золоте, да другая икона на том же столпе, на золоте ж, чюдо архааггела Михаила. (л. 15) В олтаре Пречистая за престолом, к лицу обложена серебром, а на другой стороне писан Иван Златауст, на гладком золоте, пиьмо Дионисьево. Да у тое ж иконы покров тафта червчета, а по тафте кресты сажены в дробницах, дробници серебрены золочены: крестов 26, а в кресте по 5 дробниц, а дробници обшиваны серебром Да крест болшой выносной, резаны образы святых на рыбьем зубе, а рез золочена Да въздвизалной крест, серебром окладыван; одна сторона делана сканью, з жемчюгы и с каменьем, а распятие вольячное, а другая сторона гладкое серебро золочено. Да другой крест въздвизалной же, Осифов словет, оклад серебро басмянное, (об. 15) а распятье вольячное ж. Да третей крест въздвизалной ж, на сандале, распятие вольячное серебреное, а конци все серебром закованы. Да четвертой крест въздвизалной ж, силалоен, тем же обычаем закаван серебром и распятие вольячное таково ж.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Литературная функция. То, что икона тесно связана со словом, с церковной поэзией, а изобразительный образ со словесным, не вызывает сомнений. В теме «слово и икона» мы выделяем семь аспектов: 1) слово как икона, 2) слово как вербальный источник иконы, 3) слово в иконе как надписание и текст, 4) икона как невербальный текст, 5) икона как источник, основа и вдохновительница церковной литературы, 6) различные жанры церковной поэзии, богослужебные тексты как вербальные иконы, 7) икона в светской художественной литературе. Прокомментируем коротко эти семь аспектов. 1. В каком смысле слово можно называть иконой? – Слово есть прежде всего Второе Лицо Пресвятой Троицы, – Логос. Это ипостасное Слово. «…Веки устроены Словом Божиим, – пишет апостол Павел, – так что из невидимого произошло видимое» ( Евр. 11:3 ). Но второе Лицо Пресвятой Троицы не только Логос, но и «Образ Бога невидимого» ( Кол.1:15 ; ср. 2Кор.4:4 ). Поэтому мир, сотворенный Богом, не только логосен, но и иконичен, – в его внутренней онтологической структуре логос и образ, слово и икона совпадают. Поэтому слово и можно рассматривать как икону. 2. Второй аспект названной темы состоит в том, что в содержании и композиции иконы всегда лежит слово – какой-либо священный текст, который составляет неизменную основу любой иконы. 3. Следующий аспект названной функции вызван к жизни такой формой взаимосвязи иконы и слова, как подписывание иконы и наличием в иконе разного рода и объема текстов. VII Вселенский Собор, который специально занимался вопросами иконописания, отвергая обвинения в идолопоклонстве, подчеркивал: «Икона, конечно, только по имени имеет общение с Первообразом, а не по самой сущности», а чуть ниже Собор еще раз разъяснял: «…Икону признаём не за что-либо другое, как за икону, представляющую подобие Первообраза. Потому-то икона получает и самое имя Господа; чрез это только она находится и в общении с Ним» ( Деяния. 1891:268). 16 Надписание устанавливает единство имени и изображения. Вписанное в икону Имя Божие или имя святого есть священная печать, удостоверяющая соответствие изображения изображаемому, а также подтверждающая реальное присутствие второго в первом. Надписанием имени на икону призывается энергия изображаемого, и, благодаря этому, икона выдвигается на границу двух миров – видимого и невидимого, – икона становится явлением Божественной энергии и в этом смысле потенциально чудотворной. Значение слова в иконе столь велико, что без надписания икона не действительна, она перестает быть иконой в собственном смысле и перед ней нельзя молиться (см. более подробно там же).

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010