Уровень строительного мастерства малой церкви так же высок, как и кафоликона (кладка стен, облицованных тесаным камнем, точно выведенный цоколь, карниз). Однородность строительного материала, общий характер системы декора и композиционное решение (функциональность, гармоничное расположение относительно друг друга и в природном ландшафте) свидетельствуют о том, что обе церкви были задуманы как ансамбль и были возведены в одно время ( Гомелаури. 1982. С. 56). Колокольни Древняя колокольня представляет собой квадратное 2-этажное здание, расположенное к юго-востоку от кафоликона. На нижнем этаже находятся 3 арочных выхода на восток, север и запад; с юж. стороны строение практически примыкает к отвесной скале. Узкое арочное окно прорезано в юж. стене. Колокольня выстроена аналогично кафоликону, что позволяет датировать ее временем постройки главной церкви: использован тот же материал (золотисто-желтый известняк), аналогичны кладка стен и способ обработки камня. После постройки в XIX в. в зап. части комплекса новой 2-этажной каменной колокольни старая колокольня была переделана в 2-этажное жилое помещение; с вост. стороны к ней примыкает жилое помещение. Святыни Наиболее древние святыни кафоликона М. относятся к XI в.: это 3 серебряные чеканные иконы из Деисуса: св. Иоанна Предтечи, Христа Спасителя и Пресв. Богородицы (дар рачинского эристава и его супруги Русудан), а также Распятие (все в ГМИГ) и деревянные врата иконостаса, украшенные чеканными пластинами (в 1923/24 г. перенесены в ГМИГ, сохр. фрагментарно) ( Сакварелидзе, Алибегашвили. 1994. С. 28). Двери врат 3-частные, внутри каждой части помещено живописное изображение святого, чеканкой выполнены окаймление фигур и нимбы арх. Гавриила и Пресв. Богородицы ( Кения. 1969. С. 22-27). Деревянная входная 2-створчатая дверь кафоликона (ГМИГ) является образцом высокохудожественной резьбы по дереву, датируется на основе палеографического анализа надписей. Н. Г. Чубинашвили считает, что дверь относится к XI в. (т. к. фрагмент 4-строчной надписи асомтаврули на задней стороне правой створки относится к этому времени), другие ученые датируют ее XV в. на основе наличия на деревянных вертикальных и поперечных перекладинах надписей асомтаврули. Очевидно, дверь была привезена из Рачи во время 2-й росписи церкви (XV-XVI вв.) и на ней были сделаны надписи позднего периода. Надпись XI в. не читается (сохр. неск. букв), в надписях XV в. упоминаются установивший дверь «пришедший из Иерусалима» свящ. Авессалом (Абесалам) Ломинасдзе и его жена Тамара (горизонтальные планки), а также еще 2 чел. (24-строчная надпись на вертикальной планке) и 9 чел. (30-строчная надпись), в т. ч. «писец этого Керобин» ( Чубинашвили Н. Г. 1958. С. 61-68; Гомелаури. 1982. С. 70-71).

http://pravenc.ru/text/2562748.html

С XI в. цикл И. П. встречается на иконах. Это либо изображения «Рождества Пресв. Богородицы» или «Введения во храм Пресв. Богородицы» на отдельных иконах, диптихах или минейных иконах (мон-рь вмц. Екатерины на Синае: «Зачатие Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы»; кон. XI - нач. XII в.); либо повествовательные циклы на иконах-эпистилиях темплонов (мон-рь вмц. Екатерины: «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы»; XII в.; Ватопедский мон-рь, XII в., включена также сцену «Обручение Марии с Иосифом»); либо изображение протоевангельских событий в качестве житийных клейм, окружающих расположенный в среднике образ Богоматери. На фрагментарно сохранившейся серебряной чеканной груз. иконе с клеймами (1-я четв. XI в., ГМИГ) из Зарзмы представлены сцены: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Благовестие прав. Анне», «Благовестие Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», «Обручение Марии с Иосифом»; на чеканной иконе «Богоматерь Умиление» (1-я четв. XI в., ГМИГ) из Шемокмеди с евангельскими сценами и житием Марии 5 протоевангельских сюжетов расположены на нижнем поле под средником: «Отвержение даров», «Благовестие прав. Анне», «Благовестие прав. Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», «Обручение Марии»; на боковых створках живописного складня из Убиси (XIV в., ГМИГ) представлены сцены от «Зачатия Пресв. Богородицы» до «Встречи Марии и Елисаветы». На резной стеатитовой иконе Божией Матери «Одигитрия» в рост с 10 житийными сценами (XII в., часть диптиха - Гос. музеи Берлина) изображены: «Зачатие Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Вручение Марии Иосифу», «Благовещение», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и Елисаветы», «Сретение», «Смертное Благовещение», «Успение Пресв. Богородицы». Две последние композиции относятся к циклу «Успение Пресв. Богородицы», к-рый и в монументальных Богородичных циклах часто присоединяется к рассказу И. П. (ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Македония, 1295).

http://pravenc.ru/text/200365.html

Большинство сохранившихся складней снабжены вкладными надписями, содержащими моление о спасении ктиторов и членов их семей, что указывает на их обетный характер. Программы складней, связанные с идеей божественного заступничества и с эсхатологической темой, служили вспомогательной визуальной формулой спасения. Сохранившиеся живописные изображения заказчиков не поддаются идентификации из-за сильно поврежденного состояния икон. Костюмы указывают, как правило, на принадлежность ктиторов к феодальной знати (икона «Собор архангелов» из ц. св. Архангелов в с. Пхотрери; икона Божией Матери с Младенцем из ц. вмч. Георгия в с. Лахушти, XIII в.; маленький складень из Ипрари с образом Божией Матери в центральной части, поздний XIII в., утерян). Исключением являются иконы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, представляющие заказчиков: иером. Иоанна Тохаби, к-рый являлся также и художником (икона с 5 чудотворными образами Божией Матери и икона «Страшный Суд», обе рубежа XI и XII вв.), и мон. Иоанна (изображен на иконе вмч. Георгия со сценами из Жития на полях, 1-я пол. XIII в.). В том же мон-ре сохранилась икона вмч. Георгия (1-я пол. XIII в.), на к-рой изображен груз. царь, фрагментированная надпись на иконе и грубая поздняя перепись усложняют идентификацию его персоны. Среди груз. икон можно выделить особую группу образов, содержащих св. частицы Голгофского Креста, т. н. ставротеки (икона-реликварий с Распятием (кон. XI - нач. XII в.); 4-частная икона, заказанная Силихан (ранний XIII в., ИЭМС); икона Спасителя из Цаленджихи (XI в.) с вставкой (XIII в.) с частицами Животворящего Древа (ГМИГ)). В кон. XIII в. крупные феодалы Дадиани заказали диптих для наперсного креста св. царицы Тамары с частицами Животворящего Древа, т. н. Хобский диптих. Такого рода иконы имели двойное значение, символическое и функциональное: являясь моленными иконами, они одновременно служили вместилищем для св. реликвий. Груз. живописные реликварии Голгофского Креста повторяют драгоценные эмалевые и серебряные визант. ставротеки, следуя их иконографии с традиц. изображением «Распятия». Груз. мастера подчеркивают тему Голгофской Жертвы, визуально акцентируя тему спасения. Так, на иконе Силихан «Распятие» дополнено композициями «Благовещение», «Рождество Христово» и «Сошествие во ад»; изображенные на полях иконы Божией Матери «Умиление» (в центре вверху) и Христос «Царь Славы» (в центре внизу, под крестообразной ячейкой для св. частиц) подчеркивают догматическое значение иконы - воплощение Христа и спасение через Крестную Жертву. Частицы Животворящего Древа помещены на лицевой стороне иконы, между композициями «Благовещение» и «Рождество Христово», тогда как обычно они вкладывались во внутреннюю часть икон-реликвариев.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Священномученика Афанасия епископа, преподобныя Анфусы и слуг ея мучеников Харисима и Неофита (III). Мученицы Евлалии девы (ок. 303). Иконы Божия Матери Грузинския (1650). 23. Отдание праздника Успения Пресвятыя Богородицы. Святаго мученика Луппа (IV). Священномученика Иринея, епископа Лионскаго (202). Преподобных Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Святителя Каллиника, патриарха Константинопольскаго (705). 24. Священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова (I). Митрополита Петра, святителя Московскаго (перенесение мощей, 1479). Преподобнаго Арсения Комельскаго (1550). Мученика Татиона (305). Мученицы Сиры, девы Персидския (558). Преподобнаго Георгия Лимниота (VIII). Иконы Божия Матери Петровския. 25. Перенесение мощей святаго апостола Варфоломея (VI). Апостола от 70-ти Тита, епископа Критскаго (I). Святителей Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, епископа Каррийскаго, исповедника (IV). Святителя Мины, патриарха Цареградскаго (536–552). 26. Сретение Владимирския иконы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы в 1395 г.). Святых мучеников Адриана и Наталии (IV). Преподобнаго Адриана Ондрусовскаго (1550). Иконы Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524). 27. Преподобнаго Пимена Великаго (ок. 450). Преподобных священномучеников Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (XII). Святителя Осии исповедника, епископа Кордувийскаго (359). Святителя Ливерия исповедника, папы Римскаго (366). Преподобнаго Пимена Палестинскаго (ок. 602). Мученицы Анфисы. Преподобнаго Саввы. 28. Преподобнаго Моисея Мурина (IV). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобнаго Феодосия) почивающих: Моисея чудотворца (XIII – XIV), Лаврентия затворника (XIII – XIV), Илариона схимника (XI), Пафнутия затворника (XIII), Мартирия диакона (XIV), Феодора, князя Острожскаго (ок. 1438), Афанасия затворника (XIII), Дионисия иеромонаха, затворника (XV), Феофила, епископа Новгородскаго (1482), Зинона постника (XIV), Григория чудотворца (XIV), Ипатия целебника (XIV), священномученика Лукиана (1243), Иосифа Многоболезненнаго (XIV), Павла Послушливаго (XIII), Сисоя схимника (XIII), Нестора некнижнаго (XIV), Памвы затворника (1241), Феодора молчальника (XIII), Софрония затворника (XIII), Панкратия иеромонаха, затворника (XIII), Анатолия затворника (XIII), Аммона затворника (XIII), Мардария затворника (XIII), Пиора затворника (XIII), Мартирия затворника (XIII–XIV), Руфа затворника (XIV), Вениамина (XIV), Кассиана затворника (XIII–XIV), Арсения трудолюбиваго (XIV), Евфимия схимника (ХГ), Тита воина (XIV), Ахилы диакона (XIV), Паисия (XIV), Меркурия (XIV), Макария диакона (XIV), Пимена постника (XII), Леонтия и Геронтия канонархов (XIV), Захарии постника (XIII–XIV), Силуана схимника (XIII–XIV), Агафона чудотворца (XIII–XIV), Игнатия архимандрита (1435) и Лонгина вратаря (XIII–XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(об. 8) Икон на болших тяблех, у деисуса над царьскыми дверми, пядниць, обложеных серебром и золочены, на нижнем тябле: икона Иван Богослов, икона святых седмь отроков, икона явление пречистые Богородици Сергию чюдотворцу, икона пречистые Богородици, да у ней три гривны серебрены. Икона пречистые Богородици к лицу же, Феодосей поставил, да у ней три гривны серебрены, да круг её жемчюгом осажено, да в венце три камени да два жемчюга; да у Младенца гривна маленка да в венце жемчюжек, а венци оба сканные. Икона пречистые Одигитриа, в венце у Пречистые три камени, да у Младенца три ж камени, да гривна не велика басмянная, да цатка маленка с каменем. Икона образ Спасов седячей. Икона Спасов же образ, ве (л. 9) нец у него сканьной. Икона Спасов же образ на престоле, с сторону Пречистая, а з другую Прдтечя, письмо старое. Да две иконы: распятие Христово да въскресение Христово, обе Дионисьева письма. Икона образ Спасов Нерукотворенной. Икона Никола чудотворец седячей. Да на середнем тябле обложеных же икон серебром пядниц и золочены: икона Иван Предтечя седячей, икона образ Пречистые Рублева письма, да у ней гривна серебрена, а другая золо (об. 9) тая, на лице сель. Икона образ Спасов Нерукотворенной, да у него в венце два жемчюга да камень. Икона преображение Христово. Икона Спас на престоле, с сторону Пречистая да Предотечя, да за ними архааггелы. Икона образ Пречистые Владимерская, да у нее в венце пять каменей. Икона образ Пречистые ж. Икона О тебе радуется. Икона Феодор да Андрей Стратилаты, венци у них у обеих сканные: поставил тое икону княз Феодор Борисович. Да туто ж поставил икону, образ пречистые Богородици, Герман Слепушкин, обложена серебром и золочена. И по лета 7055 маиа 16 всех пядниц икон, обложенных серебром и золочены, 39. (л. 10) Да на правом столпе обложеных же икон серебром и золочены, что ставил Марко старець, в верхней ряду: икона об- —191— раз Пречистые, Тихвиньской образец: икона-образ Спасов седячей; икона-образ Спасов Еммануил, манастырская, а Марков оклад; икона въскресение Христово; икона Иван Предтечя седячей, а вверху Троица святая, а поставил и обложил тое икону Тит Кандратовской. Да в другом ряду обложеных же икон, Марко ставил: икона Макарей чюдотворец Калязинской; икона пречистые Богородици, Тихвиньской образец, болшая пядница, манастырская, а Марков оклад, венци у Пречистые и у Младенца сканные. Икона-образ Пречистые, болшая ж пядница; икона Ни (об. 10) кола чюдотворец стоячей; икона Варламей, чюдотворец Футыньской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церкви. Так, надписанная именем прп. Симеона Нового Богослова стихотворная молитва из совр. редакции правила ко св. Причащению (нач.: Απ υπαρν χειλων/π βδελυρς καρδας -            ), вошедшая в его состав не позднее XIV в., составлена на основе неск. гимнов преподобного - преимущественно 17-го (см.: Асмус В., прот. Гимны прп. Симеона Нового Богослова в богослужебных книгах Русской Церкви//БВ. 2004. 4. С. 212-217). В этой молитве подчеркивается необходимость покаяния, слез, твердой веры в таинство и говорится о том, что Христос в Е. дает причастникам вкушать Свою Плоть и пить Свою Кровь и через них дарует оставление грехов и единение с Собою (со ссылкой на Ин 6. 56) и делает их «общниками Божества» (κοινωνος Θετητος). Спор об опресноках Распятие. Эмалевый квадрифолий из Ше-мокмеди, Грузия. Х в. (ГМИГ) Распятие. Эмалевый квадрифолий из Ше-мокмеди, Грузия. Х в. (ГМИГ) Критика практики совершения Е. на опресноках заняла одно из центральных мест в догматико-полемической литературе Византии XI-XIII вв. Почти в каждом антилат. и антиарм. сочинении этого времени так или иначе затрагивается вопрос об опресноках (тогда как, напр., тема Filioque, поднятая еще свт. Фотием К-польским, вновь выступила на первый план лишь в XII-XIII вв.). Именно этот вопрос имел принципиальное значение в истории конфликта между К-польской и Римской Церквами. В греч. богословской лит-ре обвинение в употреблении опресноков оставалось одним из главных пунктов антилат. полемики вплоть до XVIII в., хотя набор аргументов претерпел после XIII в. нек-рые изменения. Рус. исследователь М. В. Чельцов, автор монографии об этом споре, не потерявшей актуальности и в наст. время, насчитал ок. 70 сочинений правосл. авторов XI-XVIII вв., посвященных теме опресноков, причем примерно половина из них были созданы в XI и XII вв. ( Чельцов. 1879. С. 1; см. также: Jugie. 1926. T. 1. P. 311-344; 1930. T. 3. P. 232-256; Hanssens. 1930-1932. § 230-282; Erickson J. H. Leavened and Unleavened: Some Theological Implications of the Schism of 1054//SVTQ.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Часть коллекции составляют святыни, к-рые были перенесены в М. из церкви Магалашвили (в с. Цинарехи, ныне в муниципалитете Каспи) на рубеже XVIII и XIX вв. (Там же. С. 185-187). Среди них примечательна икона Божией Матери «Одигитрия» (ГМИГ. Q 757, 2-я пол. XVII в.). В 1886 г. вдове полковника Н. Сакварелидзе из с. Чочети (ныне в муниципалитете Каспи) во сне явилась Метехская икона, и Пресв. Богородица на ней велела сообщить священнику о том, что икона и Метехское Четвероевангелие (8,5×7 см; НЦРГ. H 2903, 1581 г. 270 л.) спрятаны в квеври (глиняном сосуде для вина) над алтарным сводом церкви. Икону и рукопись нашли в указанном месте; образ Пресв. Богородицы положили у юго-вост. столба храма, где раньше покоилась большая храмовая Метехская икона Божией Матери ( Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 15-17; Читишвили. 2014. С. 177, 185). Метехское Четвероевангелие, получившее благодаря чудесному обретению известность в широких научных кругах, в 1923 г. привез из М. в Тифлис груз. историк С. Н. Джанашия ( Читишвили. 2014. С. 185-186). Текст Четвероевангелия выполнен на пергамене письмом нусхури (заглавия и начальные буквы - асомтаврули). Сщмч. Кирион III (II), М. Джанашвили, Ф. Д. Жордания и К. С. Кекелидзе ошибочно датировали его 1049 г. На первых листах рукописи помещены таблицы Пасхалии в арочном обрамлении с узорчатыми архитектурными украшениями и цветами, над арками помещены фигуры 2 львов. На обороте 4-й страницы Пасхалии, где прежде были нарисованы 3 арки, переписчик указал: «Здесь должно быть две колонны, а третья мною выскоблена» ( Садзагелов-Ивериели. 1892. С. 14). Рукопись содержит неск. приписок, исполненных нусхури и мхедрули. Четвероевангелие было переписано Виссарионом (Л. 228 об.) и пожертвовано Метехской Богородице католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Николаем VIII (Багратиони) (1584-1589) (Л. 229 об.- 230 об.). В нач. 70-х гг. XVII в. свящ. Димитрий обновил рукопись; в приписке упоминаются также заказчик - Анна (дочь Шермазана Бараташвили) и ее дети: сын Кайхосро и дочь Дареджан (Л. 231) ( Джоджуа. 2005. С. 190-200). Супругом Анны Бараташвили был Ашотан Мухранбатони, брат католикоса-патриарха Доментия III (Аннотированный словарь. 1991. Т. 1. С. 230-231). В 1672 г. по приказу Ашотана был изготовлен ковчег для Четвероевангелия (8,2×5,2 см, серебро, с 5 золотыми крестами; ГМИГ. Q 783, НЦРГ. H 2903). Имена заказчика и мастера, а также дата изготовления выгравированы на ковчеге на асомтаврули и араб. языке. На ковчеге изображены Пресв. Богородица с Младенцем, Христос Вседержитель, ангелы, св. апостолы Петр и Павел, поясные фигуры 4 евангелистов ( Читишвили. 2014. С. 179-180).

http://pravenc.ru/text/2563072.html

125. Фрагменты резьбы: конец XVIII — начало XXI века; 126. Фрагменты резьбы: конец XVIII — начало XIX века; 127. Фрагменты резьбы: конец XVIII — середина XIX века; 128. Фрагменты резьбы: конец XVIII — середина XIX века; 129. Фрагменты резьбы иконостасов и киотов: конец XVIII — вторая половина XIX века; 130. Скульптура «Иоанн Богослов» из распятия. Размеры: высота 21 см X 7,5 см; 131. Пара декоративных накладок. Размеры: 19 см X 12 см каждый; 132. Икона «Избранные святые: святитель Феодор, архангел Михаил, пророк Илия»; 133. Икона «Богоматерь Толгская»; 134. Икона двухчастная: «Деисус трехфигурный»; «Воскресение — Сошествие во ад с двунадесятыми праздниками»; 135. Икона «Архангел Михаил» в резной раме; 136. Икона «Архангел Гавриил» в резной раме; 137. Икона «Архангел Михаил» в резной раме; 138. Икона «Архангел Гавриил» в резной раме; 139. Икона «Богоматерь с Младенцем и Ангелом» с резной рамой; 140. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская»; 141. Икона «Богоматерь Владимирская»; 142. Икона «Крест-Распятие, с предстоящими и избранными святыми на полях»; 143. Икона «Воскресение — Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками и евангелистами в углах»; 144. Икона «Архангел» в резной раме; 145.Икона «Воскресение — Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками»; 146. Икона «Святая Троица Новозаветная» (фрагмент); 147. Икона «Рождество Христово (Поклонение пастухов)» в фигурной раме; 148. Икона «Архангел Гавриил из композиции Благовещения» в резной раме (фрагмент царских врат иконостаса); 149. Икона «Святитель Николай Чудотворец» в окладе и раме от киота; 150. Икона «Святитель Николай Чудотворец»; 151. Икона «Богоматерь Неопалимая Купина»; 152.Икона «Воскресение — Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками»; 153. Икона «Господь Вседержитель» в окладе; 154. Икона «Собор Архангела Михаила» в окладе; 155. Икона «Преображение Господне»; 156. Икона «Богоматерь Владимирская с восемью избранными святыми на полях»; 157. Икона «Троица Ветхозаветная (с гостеприимством Авраама)»; 158. Икона «Богоматерь Казанская»;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209536...

и Феодосия Киево-Печерскаго, общих житий начальника, в Дальних пещерах почивающаго (†1074) и преподобных отец Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих: Варлаама игумена (†1065) Иеремии прозорливаго (†ок. 1070) Дамиана пресвитера, целебника (†1071) Матфея прозорливаго (†ок. 1085) Никона игумена (†1088) Исаакия затворника (†1090) Иоанна игумена (†1092) дванадесяти греков, здателей великия церкве Киево-Печерския обители (XI) Агапита, врача безмезднаго (†ок. 1095) Иоанна (†до 1088) и сына его Захарии (†после 1098) Марка гробокопателя (XI †XII) Феофила слезоточиваго (XI †XII) Иоанна богоугодника (XI †XII) Феофила другаго (XI †XII) Феодосия другаго (XI †XII) Иоанна другаго (XI †XII) Прохора чудотворца, лебедника (†1107) Пимена многоболезненнаго (†1110) Алипия иконописца (†1114) Григория иконописца (XII) Никона сухаго (нач. XII) Нестора летописца (†ок. 1114) Пимена постника (†после 1114) Исаии чудотворца (†1115) Спиридона просфорника (†ок. 1141) Никодима просфорника (†ок. 1141) Николы святоши, князя Черниговскаго (†1143) Онисифора исповедника (†1148) Иоанна многострадальнаго (†1160) Еразма черноризца (†ок. 1160) Афанасия затворника (†ок. 1176) Поликарпа архимандрита (†1182) Илии муромца (†ок. 1188) Арефы затворника (†не позже 1190) Тита иеромонаха (†1190) Сильвестра чудотворца (XII) Нектария послушливаго (XII) Иоанна постника (XII) Макария постника (XII) Феофана постника (XII) Анатолия затворника (XII) Авраамия затворника (XII †XIII) Онуфрия молчаливаго (XII †XIII) Саввы богоугодника (XIII) Авраамия трудолюбиваго (XIII) Елладия затворника (XII †XIII) Луки иконома (XIII) Сергия послушливаго (XIII) Сисоя затворника (XIII) Феофила затворника (XIII) Онисима затворника (XII †XIII) Алексия затворника (XIII) тридесяти отец мироточивых глав Ефрема пресвитера (XIII) Евстафия златаря (XIII) Иеронима затворника (XIII) Меладия старца (XIII) Пергия старца (XIII) Павла чудеснопослушливаго (XIII) Мелетия иерея (XIII) Серапиона иерея (XIII) Филарета иерея (XIII) Азарии постника Вассиана

http://pravoslavie.ru/2368.html

Царь мч. Ашот I Великий подносит мон-рь Опиза Христу. Ктиторский фриз кафоликона мон-ря Опиза. XI в. (ГМИГ) Царь мч. Ашот I Великий подносит мон-рь Опиза Христу. Ктиторский фриз кафоликона мон-ря Опиза. XI в. (ГМИГ) Помимо основателя монашества в Кларджетской пуст. прп. Григория Ханцтели в число К. п. входят: св. Амона, «искуснейший строитель» новой церкви в Хандзте, возведенной при игум. прп. Арсении; отшельник Анатолий (Антоний), который удостоился вместе с деканиссой прп. Феместией (Теместией) видения о кончине чудотворца прп. Матоя; прп. Андрей, 2-й настоятель мон-ря Опиза; прп. Анастасия (в миру Бюрила), дочь местного властителя Баграта Шароели, которая монашеским подвигом «совершенно осрамила дьявола» и исцеляла страждущих; свт. Арсений I Великий, сын властителя Мириана, католикоса Картли, сподвижника свт. Ефрема Великого, митр. Ацкурского; прп. Арсений, настоятель Хандзты; прп. Василий III Кларджетский, настоятель Хандзты, сын служанки матери прп. Григория Ханцтели, в Житии описано его чудесное исцеление прп. Григорием; св. Гавриил (Габриел) Дапанчули, азнаур царя св. Ашота I, сделавший значительные пожертвования на монастырское строительство прп. Григория, благодаря ему в т. ч. был основан жен. мон-рь Гунатле; прп. Гавриил, «учитель, большой подвижник, блаженный святой отец», насельник Хандзты, рассказавший составителям Жития прп. Григория о прп. Василии III; свт. Георгий, еп. Ацкурский; прп. Георгий Мерчуле , один из составителей Жития прп. Григория; прп. Георгий Опизели , 3-й настоятель мон-ря Опиза (после преподобных Самуила и Андрея), при нем прп. Григорий пришел в Кларджети и поселился в Опизе; свт. Георгий, еп. Ацкурский; прп. Григорий Хандзтийский , сын Липарита, настоятель монастыря Шатберди; прп. Давид, игум. монастыря Мидзнадзори (Миджнадзори), «строитель монастырей»; прп. Димитрий, ученик прп. Февронии, один из первых учеников прп. Григория, назван в Житии «Христоносцем»: его ученики неоднократно видели над ним столп света, поскольку «на нем постоянно покоился Святой Дух»; прп.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010