Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Вселенская Церковь в первые 2 столетия состояла из общин, возглавляемых епископами . Образование поместных Церквей, объединяющих неск. епископий и возглавляемых первыми епископами, относится к эпохе не ранее III в. Исторически первой формой объединения неск. епископий в одну поместную Церковь явились Церкви провинций (греч. παρχα) Римской империи. Первый епископ Церкви отдельной провинции носил титул митрополита . Митрополиты были епископами первенствующих, столичных городов провинции, такой город именовался «город-мать» (греч. μητρπολις, отсюда и «митрополит»). Под председательством митрополитов проходили епископские Соборы. В 34-м Апостольском правиле, к-рое гласит: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу...» - по сути дела подразумеваются митрополиты. В названии многих провинций воспроизводилось имя народа, населявшего провинцию до ее завоевания Римом и потом в большинстве случаев ассимилированного, напр. Галатия , Фригия , Лидия . Иоанн Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии». 9-е прав. Антиохийского Собора , содержательно почти идентичное 34-му Апостольскому, вместо первого епископа говорит уже о епископе митрополии. Поскольку на территории митрополии, или «епархии», находилось неск. епископий (епархий - в нашем понимании), то значение греч. слова «епархия» соответствует, когда речь идет о церковно-территориальном делении, митрополичьему округу (в наст. время такие округа существуют в Румынской Церкви ). В пределах Римской империи в IV в. существовало не менее 200 провинций и, следов., примерно столько же митрополичьих округов, по сути дела автокефальных поместных Церквей. Своеобразие устройства Африканской (Карфагенской) Церкви заключалось в том, что в ее провинциях, митрополичьих округах, первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии .

http://pravenc.ru/text/63554.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Топорков (Вощечников); † после 1547), мон., младший брат Вассиана (Топоркова) , племянник, ученик и 1-й биограф прп. Иосифа Волоцкого, писатель, книгописец. Из дворянского рода крупных вотчинников, род известен связями с митрополичьим домом с сер. XV в. ( Веселовский С. Б. Топонимика на службе у истории//ИЗ. 1945. Т. 17. С. 40-41). В записи на книге, вложенной Д. в Савватиев тверской Знаменский мон-рь, и в Кормовой книге Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря названы монашеские имена родителей Д.- Евфимий и Иулия. Д. был пострижен в монашество в Иосифовом Волоколамском мон-ре прп. Иосифом. Сведения об этом периоде жизни Д. содержатся в Кратком монастырском летописце, созданном в обители во 2-й пол. 20-х гг. XVI в., и в Житии прп. Иосифа (в редакции Крутицкого еп. Саввы (Чёрного) ). Оба источника сообщают об участии Д. и его брата Вассиана в кон. 1485 г. в росписи монастырского Успенского собора, осуществлявшейся под рук. Дионисия иконника. Нек-рые исследователи полагают, что Д. и его брат Вассиан, живя в Иосифовом Волоколамском мон-ре, учились у Дионисия иконописному мастерству. В рассказе о росписи Успенского собора в Волоколамском патерике, составленном Д., братья Топорковы не упомянуты (Древнерус. патерики. С. 323). В кон. XV - нач. XVI в. Д. в Волоколамской обители трудился над перепиской книг. В монастырских описях 1545, 1573 и 1591 гг. содержатся многочисленные упоминания о книгах (ок. 10), переписанных Д. (Псалтири, Октоих и Ирмологий, Лествица, к-рая «писана с святогорской», и др.). По-видимому, ранее 1515 г. Д. перешел в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . В сент. этого года Д. вместе с братом присутствовал на похоронах прп. Иосифа. Д. распорядился о распределении части книг, принадлежавших прп. Иосифу (см., напр.: ГИМ. Епарх. 357. Л. I). В 1516-1522 гг., как установил Б. М. Клосс , подтвердивший гипотезу А. Д. Седельникова, в стенах Иосифова Волоколамского мон-ря был создан Русский Хронограф 1512 г. (редакция из 208 глав; в извлечениях и переработке сочинение сохранилось в списке 20-х гг. XVI в.- РГБ. Ф. 113. Волок. 583), главная роль в этой работе принадлежала, по-видимому, Д. В выходной записи на начальных листах одного из древнейших списков (ГИМ. Увар. 356, 1538 г.) обозначено, что рукопись создана «замышлением и повелением... старца Досифея». В переписке Хронографа 1512 г. участвовали и др. монахи Волоколамского мон-ря (напр., Нил (Полев) и Фотий были писцами части кодекса РГБ. Ф. 113. Волок. 650). С деятельностью по составлению Русского Хронографа следует связывать упоминаемые в описи книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г. списки Хронографа 1512 г. («Бытие в десть») и Хронику Георгия Амартола («Криница») «перевода» Д. (т. е., по-видимому, им отредактированные).

http://pravenc.ru/text/180347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОПОЛИЧЬЯ ОБЛАСТЬ Каноническая территория, находившаяся в прямой юрисдикции предстоятеля Русской Православной Церкви (митрополита Киевского и всея Руси, впосл. Московского и всея Руси) в XIII-XVI вв. Судя по многочисленным буллам Киевских митрополитов и подчиненных им южнорус. архиереев, найденным преимущественно в Ср. Поднепровье, в прямом подчинении предстоятеля в домонг. период находилась Киевская епархия , а также, возможно, некоторые земли по берегам рек Ирпень и Рось. Обязанности главных помощников митрополитов в управлении М. о. исполняли викарии . В домонг. время (до сер. XIII в.) викариями предстоятелей Киевской митрополии в Ср. Поднепровье нередко выступали епископы Белгородские и Юрьевские (Каневские) ( Голубинский. История РЦ. 1901. Т. 1. 1-я пол. С. 668-669). При этом известен случай, когда Белгородскому архиерею была подчинена Юрьевская епархия ( Щапов. 1989. С. 37). К сер. XIII в. для управления митрополичьим хозяйством в Ср. Поднепровье сформировался штат митрополичьих слуг. До 1240 г. в Киеве лишь только один «митрополичий двор занимал площадь около 3,5 га» ( Толочко П. П. Древний Киев. К., 1983. С. 70). Помимо него у Киевских митрополитов должны были быть загородные и путевые дворы. Поскольку со 2-й пол. XIII в. в источниках начинают фигурировать владычные наместники из числа светских лиц (напр., у епископа Смоленского), то они должны были появиться и при митрополичьем дворе. Военную знать к переходу на службу к митрополитам Киевским и всея Руси подталкивали перспектива более высокого финансового обеспечения и отсутствие сильной княжеской власти в Ср. Поднепровье на фоне возрастающего значения митрополита и укрепления его авторитета. В связи с разорением Ср. Поднепровья в 1238-1240 гг., во время монг. нашествия во главе с Батыем и жестокого разгрома Киева и его пригородов (1240), постоянное присутствие здесь вел. князей закончилось. Ордынские власти забрали под свой контроль часть южнорус. волостей и разместили свои войска в Каневе и Переяславле Русском. С 1243 г. в Киеве при св. блгв. вел. кн. Ярославе (Феодоре) Всеволодовиче находился лишь штат его слуг во главе с наместником Дмитрием Ейковичем. По-видимому, аналогичным образом с 1249 г. в Киеве должна была развиваться ситуация и в правление его сына св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского . Отсутствие вел. князей в Киеве и утверждение ими своей основной резиденции во Владимире-на-Клязьме вынуждало митрополитов длительно пребывать в Сев.-Вост. Руси при дворе вел. князей Владимирских.

http://pravenc.ru/text/2563400.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВОСТРУЕВ Капитон Иванович (28.02.1815, Елабуга Вятской губ.- 29.11.1872, Москва), археограф, палеограф, филолог и археолог, чл.-кор. Российской Имп. АН, проф. богословия МДА, член Сербского ученого об-ва в Белграде и Югославянской академии в Загребе. Род. в многодетной семье (у Н. было трое братьев и сестра) свящ. Ивана Феодосиевича Невоструева (1778-1831). Мать - Татьяна Ивановна (род. 1789), старший брат - Александр (1806-1872), проф. Вифанской ДС, протоиерей московского собора в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1823-1830 гг. Н. учился в Елабужском уездном уч-ще, в 1830-1836 гг.- в Вифанской ДС, где начал изучать древние рукописи под влиянием ректора архим. Венедикта (Григоровича) и др. преподавателей. В 1836-1840 гг. студент МДА, ректором к-рой был архим. Филарет (Гумилевский) , обучавший студентов навыкам работы с источниками. Очевидно, уже в это время Н. обратил на себя внимание профессора кафедры церковной истории и сотрудника б-ки МДА А. В. Горского , что сыграло решающую роль в его биографии. 17 сент. 1840 г. Н. окончил академию со степенью магистра богословия и был распределен профессором во вновь открытую Симбирскую ДС. 7 нояб. того же года прибыл в Симбирск. Преподавал в семинарии Свящ. Писание, герменевтику, патристику, евр. язык, учение отцов Церкви греческих и латинских на высшем отд-нии. Одновременно активно занимался археографической и археологической деятельностью в губерниях Ср. Поволжья. В 1840-1849 гг. составил описание 7 существовавших и ок. 20 упраздненных мон-рей, церквей и пустыней Симбирской и Самарской епархий, написал «Историческое обозрение Симбирска», которое опубликовал А. И. Соловьёв в 1909 г. Привел в порядок архивы и хранилища десятков храмов и обителей, составил их описание. Знакомился и с частными рукописными собраниями (напр., симбирских помещиков Языковых). Летом 1849 г. митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) предложил Горскому взяться за описание слав. рукописей Синодальной (Патриаршей) б-ки с правом выбрать себе сотрудника. В качестве помощника Горский пригласил Н., к-рый в авг. 1849 г. переехал на постоянное жительство в Москву с сохранением жалованья семинарского преподавателя. Н. был размещен в 3 кельях митрополичьих покоев Чудова мон-ря в Кремле, где он и прожил до кончины. 2 сент. 1849 г. Н. и Горский приступили к трудам по описанию древних слав. рукописей, хранившихся в Синодальной б-ке, по предварительно разработанным плану и принципам. Горский жил в Сергиевом Посаде, между соавторами шла активная переписка; Горский написал более 500 писем Н., а тот ему - ок. 650. (Подробнее о работе над описанием Синодального собр. см. ст.: Горский А. В.//ПЭ. Т. 12. С. 150-151.)

http://pravenc.ru/text/2564818.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРГИН Вáргин Константин Константинович (15.05.1876, С.-Петербург - 31.05.1912, Москва), композитор, регент, педагог. Сын певчего Придворной певческой капеллы . До 1902 г. жизнь В. была связана с капеллой, где он начинал малолетним певчим (17 янв. 1886 - 1 нояб. 1889 г.); по окончании регентского класса (1894) был удостоен звания учителя церковного пения и теории музыки, а также аттестата регента 1-го разряда, выданного в 1902 г. за подписями С. В. Смоленского и Н. С. Кленовского . Здесь же, в капелле, В. преподавал фортепиано (1892-1902) и скрипку (1896-1902) в инструментальном классе и с 3 апр. 1897 г. по 2 янв. 1902 г. выполнял обязанности помощника учителя пения, дирижируя отд-нием певчих в «Большой церкви». Последние 10 лет жизни В. прошли в Москве. В 1902 г. он поступил учителем церковного пения в Филаретовское епархиальное уч-ще, затем преподавал церковное пение, дирижирование и фортепиано в регентских классах Б. В. Решке, открывшихся осенью 1906 г. Руководил московскими церковными хорами Г. Е. Захарченко (бывш. капелла С. П. Губонина) в 1906-1909 гг. и по назначению митр. Московского и Коломенского Владимира - митрополичьим Чудовским (с лета 1909 по весну 1911). Внимание В. как композитора духовной и светской музыки привлек обычный (московский) распев, который он использовал в своем творчестве. В 1910-1914 гг. Решке издал все 30 духовно-муз. сочинений В., за исключением «Боже, приидоша языцы» (опубл. в 1913 Юргенсоном). Мн. сочинения В. исполнялись в концертах, напр. хором в составе до 600 чел., созданным А. А. Архангельским . Большая часть сочинений написана для смешанного хора: Литургия св. Иоанна Златоуста (соч. 1907-1908), «Свете тихий» (1910 [здесь и далее в скобках указан год издания.- А. Н.]), «Помяни нас, Господи» обычного распева (1910), «Песнопения 1-й недели Великого поста обычного распева» (1910), «Песнопения Страстной седмицы Великого поста» обычного распева (1911), «Блажен муж» с посвящением московскому Чудовскому хору (1911), «Милость мира» 2 (1911), «Господи, воззвах» и «Бог Господь» 8 гласов, обычного распева в простейшей гармонии (1912), «От юности моея» для трио муж. голосов и смешанного хора (1912), «Постимся постом приятным» (вместо причастного стиха Великим постом) (1912), «Святейшая херувим» (вместо причастного стиха в богородичные праздники) (1912), «Милость мира» (на литургии свт. Василия Великого) (1912), «Плотию уснув» и «Да воскреснет Бог» (стихиры Пасхи, обычного распева в простейшей гармонизации) (1912), «Ныне отпущаеши» 2 (1913), великое славословие (1913), «Хвалите Господа с небес», соч. 1899 г. (1913), Херувимская Es-dur (1913), «Ныне силы небесныя» 1 (1913), Ирмосы богородичные (1914), Херувимская 2 E-dur (1914), «Тебе поем» 1 F-dur (1914), «Тебе поем» 2 Es- dur (1914).

http://pravenc.ru/text/154111.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕРОССКАЯ, КАЛИМНОССКАЯ И АСТИПАЛЕЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Λρου, Καλμνου κα Αστυπαλαας], епархия К-польского Патриархата, одна из Додеканесских митрополий; помимо Лероса, Калимноса и Астипалеи охватывает Телендос, Псеримос и др. близлежащие небольшие острова. Митрополичьи резиденции находятся на Леросе, Калимносе и Астипалее, кафедральные соборы освящены в честь Благовещения Пресв. Богородицы (на Леросе), в честь Преображения Господня (на Калимносе) и во имя Пресв. Богородицы Портаитиссы (на Астипалее). Исторический очерк Церковь Пресв. Богородицы Портаитиссы на Астипалее. Сер. XVIII в. Церковь Пресв. Богородицы Портаитиссы на Астипалее. Сер. XVIII в. Базилика «Христос Иерусалимский» на о-ве Калимносе. VI в. О распространении христианства на этих островах не сохранилось сведений. Несомненно этому процессу способствовали тесные контакты с Родосом и городами малоазийского побережья. О расцвете христ. строительства в V-VI вв. можно судить по значительному числу сохранившихся на этих сравнительно небольших островах базилик. На Леросе их обнаружено 11: 3 базилики - в Алинде (рядом с ц. 40 мучеников, у муниципальной гостиницы и в местности Панайес), 2 - в Лаки (ап. Иоанна Богослова и Пресв. Богородицы Лимниотиссы), Пресв. Богородицы - в Палеокастро, Пресв. Богородицы - в Партени, вмц. Варвары - в Айия-Марина, свт. Николая Чудотворца - в Ксирокамбо, ап. Петра - в Дримонасе, св. Иоанна - в Факудье; на Калимносе насчитывается ок. 20: базилики «Христос Иерусалимский» и Св. Софии - в Пигадии, Евангелистрии - в Потии, св. Иоанна Предтечи - в Мелицахе, Живоносного Источника - в местности Кандуни, без названия - в Скалья, в Эмборьо и др., 10 базилик - в Ватисе и его окрестностях (Воскресения Христова, на участке Халкитиса, вмч. Георгия, вмц. Ирины, без названия, Честного Креста с парекклисионом мч. Кирика, прав. Анны, арх. Михаила, Палеопанагия); на Астипалее - 7 базилик (напр., вмц. Варвары в Аналипси (Малтезане)); на Псеримосе - 6: арх. Михаила, Успения Пресв. Богородицы, равноап. Константина, вмч. Георгия, свт. Николая и Пресв. Богородицы Графиотиссы и др.; на Телендосе - 5: свт. Василия Великого, Успения Пресв. Богородицы, Св. Троицы, без названия в местности Пота, равноап. Константина.

http://pravenc.ru/text/2463585.html

С сер. XIV в. в источниках начинают поименно упоминаться члены митрополичьего военно-служилого двора, ведавшего судом и управлением от имени митрополита. Среди бояр и слуг в XIV в. встречаются и выходцы из Византии (напр., Михаил Щербатый Гречин). На Руси в отличие от Болгарии, Молдавии и Валахии далеко не все из них сумели сохранить высокий служебный статус для своих потомков. В основном митрополичьи бояре, стольники, дьяки и слуги упоминаются в связи с исполнением ими посольских поручений (в К-поле, Новгороде или Галиче), что отмечено в рус. летописях и греч. актах К-польского Патриархата. В кон. XIV в. в Сев.-Вост. Руси нек-рые митрополичьи бояре одновременно были монахами (напр., Андрей (Ослябя)) (см. ст. Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) Радонежские ). При епископских дворах такие служебные назначения среди вотчинников были распространены еще в XV в. (напр., в Ростовской епархии). М. о. в Сев.-Вост. Руси делилась на адм. округа, во главе к-рых со 2-й пол. XIV в. были десятинники. До этого времени, как свидетельствуют записи свт. Феогноста, митрополиты нередко сами объезжали территорию М. о. в Сев.-Вост. Руси, где собирали положенную им десятину ( Присёлков, Фасмер. 1916). Размеры этих округов не были равными. В ряде случаев они могли достигать площади уездов, станов или «более мелких территориальных единиц» ( Флоря. 2007. С. 93). Возможно, подобное неравенство в размерах округов отражает первоначальную плотность их населения. Во 2-й четв.- сер. XV в. ключевые должности в управлении митрополичьим домом занимали представители черного духовенства, к-рые были дворецкими, казначеями и нередко становились митрополичьими наместниками в важнейших городах Руси (напр., они известны во Владимире-на-Клязьме, Вильно, Киеве, Новгородке-Литовском, Кричеве, Галиче и др.), где возглавляли штат светских слуг. Так, обвиненный в нач. янв. 1396 г. в отравлении Киевского вел. кн. Скиргайло (Иоанна) Ольгердовича выходец со Св. Горы Фома (Изуфов) держал у свт. Киприана наместничество у Св. Софии на митрополичьем дворе (ПСРЛ. Т. 32. С. 71, 147; Т. 35. С. 65, 72, 90, 101-102, 138, 159, 186, 207, 228). Настоятель нижегородского Благовещенского муж. мон-ря архим. Малахия Философ стал митрополичьим наместником во Владимире-на-Клязьме ( Гранстрем Е. Э. Чернец Малахия Философ//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 69-70; Кучкин В. А. Подделки действительные или мнимые?// Он же. Волго-Окское междуречье и Нижний Новгород в средние века. Н. Новг., 2011. С. 216, 217, 222). В авг. 1404 г., приехав в Киев, свт. Киприан «наместника своего Тимофея архимандрита и слуг своих тамошних поима и отосла на Москву, и постави тамо наместника своего Феодосия, архимандрита Спаскаго; сице же и слуг своих избра, повеле им на Киеве быти со архимандритом наместником его» ( Присёлков. 1950. С. 458).

http://pravenc.ru/text/2563400.html

Большая часть сохранившихся документов связана с раздачей поместий в софийской вотчине в Обонежской пятине дьякам и софийским детям боярским. Следует выделить грамоту от 13 мая 1574 г. боярину В. Г. Фомину с указанием, что ему дано поместье временно, до государева пожалованья. Очевидно, Фомин принадлежал к известной семье митрополичьих бояр и прислан был Иоанном IV в Новгород наблюдать за действиями иерарха. Ряд документов характеризует отношения архиепископа с подчиненным ему духовенством. Обвиненное вместе со всем Новгородом в «измене», оно вызвало подозрение царя, поэтому он предоставил присланному им иерарху большую власть. Лишь по тяжелым уголовным делам духовные лица подлежали юрисдикции светских властей, но и в этом случае в суде должны были участвовать владычные наместники. В грамотах Л. мон-рям и церквам неоднократно говорится об уплате пошлин в пользу кафедры «по книгам», т. е. к этому времени стали проводиться переписи церковных учреждений с их обязанностями по отношению к кафедре. Уже предшественники Л. ввели практику замены выплат кафедре и кормов десятинникам ежегодным фиксированным денежным оброком. Этой практике следовал и Л., подтверждая старые пожалования и выдавая новые, хотя размер такого оброка был повышен. Отмечалась и обязанность давать «подъезд и десятину» в случае поездки архиепископа в Москву. Но были и обители, как, напр., старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь , к-рые Л. освободил от всех выплат в пользу кафедры. После решений Стоглава духовенство стали освобождать от суда светских лиц ( десятильников ), подчиняя их церковному суду. Та же тенденция, отмеченная у предшественников Л., присутствует и в некоторых грамотах, выданных им. Обязанность десятильников теперь состояла только в доставлении обвиняемых на суд архиепископа, наиболее поздняя грамота Л. датируется 14 авг. 1575 г. В ряде источников сохранились известия об опале и даже о казни Л. В «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского говорится, что после смерти архиеп.

http://pravenc.ru/text/2463433.html

В «К. с.» включено необычное для нее полное Житие Даниила Переславского (в памятник полностью включались лишь княжеские и митрополичьи жития) - наставника Андрея (Афанасия). На одном из древнейших списков «К. с.» - Чудовском - помещена запись XVI в.: «Книга Чудова монастыря, собрана смиренным Афанасием, митрополитом всея Русии» (ГИМ. Чуд. 56/358. Л. 3-9). Кроме того, составитель «К. с.» обнаруживает близость к митр. Макарию, поручившему ему написание «К. с.», и к московским обителям, в к-рых могли собираться рассказы, использованные при составлении «К. с.». Андрей (Афанасий) пользовался помощью др. книжников (их имена неизвестны), переписывавших для него крупные фрагменты источников (напр., Жития Ольги, митрополитов Ионы, Петра и т. д.), а возможно, и редактировавших некоторые из них перед включением в «К. с.». Андрей (Афанасий), судя по всему, сам создавал значительные части текста «К. с.» (первые главы степеней и др.), редактировал данные источников при составлении текста произведения и координировал деятельность ок. 2 десятков писцов, создававших и правивших Волковский, Томский и Чудовский списки. По всей видимости, Андрей (Афанасий) принимал личное участие в редактировании этих списков: согласно одной т. зр., он собственноручно вносил правку, согласно другой - он инициировал и, возможно, контролировал ее внесение ( Сиренов. 2007. С. 160-164, 439-442). Источники К созданию «К. с.» было привлечено значительное число источников; речь может идти об использовании не менее 68 разножанровых памятников древнерус. оригинальной и переводной лит-ры XI - сер. XVI в. В «К. с.» включен ряд произведений житийной литературы: Жития митрополитов Алексия (редакции Пахомия Логофета ), Петра (редакции митр. Киприана ) и Ионы (согласно предположению А. С. Усачёва, т. н. 3-й ред., см.: Усачёв. 2009. С. 205-216), а также Житие Даниила Переславского, вероятно написанное непосредственно Андреем (Афанасием), пространная редакция Жития св. кнг. Ольги, Поучение на память Владимира, Сказание и Чтение о Борисе и Глебе, Жития св.

http://pravenc.ru/text/степенны.html

засвидетельствовано лишь настенными граффити на сев. и зап. стенах собора XI в., к-рые лучше всего сохранились (см.: Там же. С. 49-52). Еще в XVIII в. обитель доказывала во всех земельных судебных процессах, что князья Всеволод, Владимир Мономах и Рюрик подарили мон-рю основные земельные владения: Зверинец (весь), оз. Затон, Наводничи (Неводничи) с пристанью и паромной переправой через Днепр, Перепеличью долину и Лыбедское имение. Монастырский архив сохранил документы на земельные владения с нач. XVI в.: Зверинецкие, Лыбедские, Багриновские, Осокорские, Гнилецкие, Свиноедские, Рожновские, Трипольские, а также перевоз через Днепр, из которых известны имена выдубицких игуменов. До 1515 г. К. В. м. возглавлял игум. Евстафий, в 1531-1536 гг.- игум. Иоаким (Сапега), принадлежность к-рого к шляхетскому роду указывает на высокий статус монастыря. С 1531 г. по благословению игум. Иоакима была отстроена деревянная трапезная с храмом, что указывает на материальные возможности обители. Известны имена игуменов Ефрема (Кошеля; 1536-1541), Евфимия (1541 - нач. 50-х гг. XVI в.), Алексия (50-е гг. XVI в.), Дионисия (упом. в 1560), Феофила (1564), Антония (1564-1566), Никона (1567), Григория (Шваба; 1568 - нач. 70-х гг. XVI в.), Сергия (до 1576). В 1576 г. К. В. м. «был впусте», в нем проживал лишь свящ. Сергий Иголниченко (НБУВ ИР. Ф. 194. Ед. 114. Л. 7), причиной чему, очевидно, было татар. опустошение Киевщины 1575 г. С 1577 г. К. В. м. находился в подчинении Киевскому митрополиту и управлялся назначаемыми светскими администраторами (напр., в 1587 - Захарием Философовичем). В 1588 г. в К. В. м. упоминается игум. Серапион, однако, поскольку он «не сидел» в обители, ею управляли митрополичьи урядники. 13 марта 1593 г., при игум. Каллисте, было составлено подробное описание всех владений и имущества (включая отобранные различными лицами). После провозглашения Брестской унии в окт. 1596 г. К. В. м. стал единственным из киевских и окрестных обителей, переведенных в унию. Но в тексте определений антиуниатского православного Собора в Бресте стоит подпись выдубицкого старца Никона (АрхЮЗР.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010