Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Топорков (Вощечников); † после 1547), мон., младший брат Вассиана (Топоркова) , племянник, ученик и 1-й биограф прп. Иосифа Волоцкого, писатель, книгописец. Из дворянского рода крупных вотчинников, род известен связями с митрополичьим домом с сер. XV в. ( Веселовский С. Б. Топонимика на службе у истории//ИЗ. 1945. Т. 17. С. 40-41). В записи на книге, вложенной Д. в Савватиев тверской Знаменский мон-рь, и в Кормовой книге Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря названы монашеские имена родителей Д.- Евфимий и Иулия. Д. был пострижен в монашество в Иосифовом Волоколамском мон-ре прп. Иосифом. Сведения об этом периоде жизни Д. содержатся в Кратком монастырском летописце, созданном в обители во 2-й пол. 20-х гг. XVI в., и в Житии прп. Иосифа (в редакции Крутицкого еп. Саввы (Чёрного) ). Оба источника сообщают об участии Д. и его брата Вассиана в кон. 1485 г. в росписи монастырского Успенского собора, осуществлявшейся под рук. Дионисия иконника. Нек-рые исследователи полагают, что Д. и его брат Вассиан, живя в Иосифовом Волоколамском мон-ре, учились у Дионисия иконописному мастерству. В рассказе о росписи Успенского собора в Волоколамском патерике, составленном Д., братья Топорковы не упомянуты (Древнерус. патерики. С. 323). В кон. XV - нач. XVI в. Д. в Волоколамской обители трудился над перепиской книг. В монастырских описях 1545, 1573 и 1591 гг. содержатся многочисленные упоминания о книгах (ок. 10), переписанных Д. (Псалтири, Октоих и Ирмологий, Лествица, к-рая «писана с святогорской», и др.). По-видимому, ранее 1515 г. Д. перешел в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . В сент. этого года Д. вместе с братом присутствовал на похоронах прп. Иосифа. Д. распорядился о распределении части книг, принадлежавших прп. Иосифу (см., напр.: ГИМ. Епарх. 357. Л. I). В 1516-1522 гг., как установил Б. М. Клосс , подтвердивший гипотезу А. Д. Седельникова, в стенах Иосифова Волоколамского мон-ря был создан Русский Хронограф 1512 г. (редакция из 208 глав; в извлечениях и переработке сочинение сохранилось в списке 20-х гг. XVI в.- РГБ. Ф. 113. Волок. 583), главная роль в этой работе принадлежала, по-видимому, Д. В выходной записи на начальных листах одного из древнейших списков (ГИМ. Увар. 356, 1538 г.) обозначено, что рукопись создана «замышлением и повелением... старца Досифея». В переписке Хронографа 1512 г. участвовали и др. монахи Волоколамского мон-ря (напр., Нил (Полев) и Фотий были писцами части кодекса РГБ. Ф. 113. Волок. 650). С деятельностью по составлению Русского Хронографа следует связывать упоминаемые в описи книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г. списки Хронографа 1512 г. («Бытие в десть») и Хронику Георгия Амартола («Криница») «перевода» Д. (т. е., по-видимому, им отредактированные).

http://pravenc.ru/text/180347.html

5 . По этому то Указу Патриарха Тихона и объединились все свободные части Русской Православной Церкви за границами СССР под Высшим Руководством Русского Заграничного Собора и Синода. Это объединение завершилось окончательно в 1935 году. К этому времени в Америке существовали особо Митрополия и особо Соборная Епархия (хотя уже подчиненная Заграничному Собору и Синоду, но имеющая свой Американский чартер). 6 . В 1935 г. в Югославии под председательством Сербского Патриарха Варнавы собрались представители 4-х Русских Митрополичьих Округов Заграницей (Дальне-Восточного, Ближневосточного, Западно-Европейского и Американского), выработали и подписали так называемое «Временное Положение об Управлении Русской Православной Церкви Заграницей». От Американского Округа участвовал в совещаниях и подписал все акты, в том числе и «Временное Положение», митроп. Феофил. 7 . Согласно этим актам и «Положению» и объединилась Американская Митрополия со всей Русской Заграничной Церковью , а здесь в Америке – наша Соборная Епархия с Митрополией, что потом подтверждено было в 1937 г. на Всеамериканском Церковном Соборе. 8 . Такое объединение всей Русской Заграничной Церкви существовало до 1946 г. За это время Американская объединенная Митрополия аккуратно выполняла свои обязанности к Центру: ежегодно посылала своего делегата-Епископа на Заграничный Собор и в Синод (еп. Макарий, Вениамин, Алексий), представляла туда же на утверждение протоколы своих Американских Соборов, передавала на суд, как последней высшей апелляционной инстанции, спорные дела (напр., о хиротонии Сирийского епископа Самуила, суд во второй инстанции над архиеп. Адамом и др.), представляла к высшим наградам духовенство и епископов (напр., протопресв. И. Недзельницкого, архиеп. Леонтия, Тихона, Алексия, к посвящению во епископы – Иоанна Аляскинского и т.д.). Благодаря такому правильному каноническому устроению в Американской объединенной Митрополии возможна была мирная, созидательная работа и Митрополия за эти 12 лет, вместо тяжб и судов, много преуспела в своем благоустроении и христианском просвещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

В иконописи XX в. образ И. (в округлом куколе) присутствует в группе Волынских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231, 236, 239). На подготовительных рисунках мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Iväskyla], 2000. С. 41) под 28 окт. образ И. дан в рост, в куколе, с посохом в правой руке и с развернутым свитком в левой, на фоне многоглавого храма. В сонме рус. святых, молящихся Господу Вседержителю на престоле, И. представлен в нижнем ряду на иконе 1948 г. (митрополичьи палаты ТСЛ), поднесенной Патриарху Алексию I в память 500-летия автокефалии РПЦ «от русских людей в Югославии». Прорись ростового образа И. традиц. иконографии создана для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 50). Изображения И. встречаются в совр. росписях церквей Украины и России, напр. в восстановленной после пожара стенописи 1987-1988 гг. ц. Покрова Богородицы МДА (на зап. стене), в кафедральном Преображенском соборе Белгорода (1999-2005, А. С. Работнов; надпись на свитке: «              »). Фронтальная полуфигура И. с благословляющей десницей и со свитком в левой руке, исполненная в визант. манере, помещена в одном из медальонов в росписи Троицкого собора Пахомиева Нерехтского Сыпанова жен. мон-ря Костромской епархии (2005, А. В. Алёшин). Некоторые изображения и сюжеты Жития И. введены в роспись семинарской ц. во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаеве («Прп. Иов отпускает вора», ок. 2006). Вместе с прп. Амфилохием Почаевским И. представлен на иконе письма Е. И. Николаевой (2009, кафедральный собор во имя Веры, Надежды, Любови и Софии в Тернополе, Украина), в составе избранных святых - на нижнем поле иконы «Прп. Сергий Радонежский, с избранными святыми» (2005, собрание архим. Луки (Головкова); см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 55, 77). Поясные иконы И. кон. XX - нач. XXI в., ориентированные на древнерусскую стилистику, хранятся в гроте возле мощей И., в ризнице ТСЛ и др. И. изображается на совр. иконах «Собор Волынских святых» (1996, М. Конский - ц. в честь Собора всех святых земли Волынской в Луцке Волынской обл.; после 2006 - ц. во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаевской ДС). Кроме того, иконы И. имеются в посвященных ему храмах и мон-рях (напр., в Мюнхене, Германия).

http://pravenc.ru/text/578150.html

Наряду с протопопами в нач. XVI в. в сев. части епархии (напр., в Слониме) действовали светские представители власти - десятинники из числа митрополичьих дворян, позднее они перестают упоминаться. Митрополиты поддерживали институт клиросов. Одно из ранних упоминаний виленского клироса (объединение священников приходских церквей Вильно и округи) относится к 1498 г., когда местные клирошане жаловались королю на то, что митрополит поручил наместничество в Вильно архимандриту Свято-Троицкого монастыря, игнорировав «древнюю традицию». Следующий, виленский клирос ранее имел прерогативу назначать наместника в Вильно. Виленские клирошане присутствовали на Соборе в 1509 г. В 1514 г. митр. Иосиф (Солтан) советовался с клирошанами, предоставляя ставропигию супрасльскому в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рю . В документе перечислены клирошане: новогрудский протопоп, никольский поп Иаков, михайловский поп Иван Каша, юрьевский поп Ифентий Масло, Роман Пятницкий,- представители духовенства Вильно и Новогрудка. По просьбе митр. Онисифора (Девочки) кор. Сигизмунд III Ваза 25 апр. 1589 г. издал универсал о том, что после смерти митрополита надзор за имениями Киевской кафедры будет осуществлять виленский клирос, имущество должен был принять протопоп со старшими священниками. (Ранее дело обстояло иначе - в первые десятилетия XVI в. по ходатайству митрополитов опекуном имущества Киевской кафедры был кн. Константин Иванович Острожский.) Виленский клирос составил оппозицию митр. Михаилу (Рагозе) после принятия митрополитом унии. На Брестском правосл. Соборе 1596 г. присутствовали виленские клирошане: свящ. Воскресенской ц. Леонтий Бобрикович, свящ. Юрьевской ц. Емельян. Очевидно, существовал клирос при Борисоглебском соборе в Новогрудке: в королевской грамоте 1517 г. о пожаловании собору управлять предоставленными селами поручалось клирошанам. Важную часть К. е. составляли православные учреждения на территории Слуцкого княжества. В Слуцке - центре протопопии - насчитывалось 14 приходов.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Митрополиту, стоявшему во главе управления русскою церковью, принадлежали следующие права: 1) Право созывать соборы, председательствовать на них и приводить в исполнение постановления соборов. 2) Надзор и руководство при избрании и рукоположении нового епископа. 3) Руководство и высший надзор за управлением во всех епархиях русской церкви. Он имел право вызывать к себе епископов и требовать от них отчёта по управлению епархией, иногда же и сам предпринимал путешествия для личного обозрения епархий. Кроме того, митрополит русской церкви имел громадное государственное значение; он был выразителем сознания церковного общества перед государством, посредником между князьями и, располагая правом непосредственных сношений с ними, обращался к ним и к народу с воззваниями и пастырскими поучениями. При кафедре русского митрополита постоянного собора не было, но в важнейших случаях он созывал временные соборы епископов и прочего именитого духовенства. При самом поставлении своём, епископы давали митрополиту обещание являться по его зову на собор, не обращая внимания на препятствия со стороны светских властей, если бы таковые случились. В 1589 г. учреждено было на Руси патриаршество. С этого времени русская церковь не только de facto, но и de iure стала независимою от Константинопольской. При учреждении патриаршества, было предположено дать русской церкви вид полного патриаршего округа, с подразделением его на митрополичьи округа, а этих последних – на епархии, но предположение такого устройства, возобновлявшееся на соборах 1667 и 1682 гг., не получило осуществления. Таким образом, кроме преимущества чести, новое патриаршее достоинство не прибавило первосвятителю русскому новой власти и особых прав по управлению русскою церковью, сравнительно с властью и правами прежнего митрополичьего достоинства. Избрание патриарха происходило на соборах, в которых принимали участие все епархиальные архиереи и настоятели первоклассных монастырей, а утверждение принадлежало царю. Соборы в патриарший период русской церкви были двух видов: одни из них назывались великими; другой же вид составляли соборы «из прилучившихся» в Москве епископов. На великие соборы приглашались все епархиальные архиереи, настоятели монастырей и представители от всей русской церкви (как напр., это было при избрании нового патриарха); а на соборах «из приучившихся» епископов присутствовали только епископы, временно пребывавшие в Москве, или приглашённые патриархом по особой надобности. 61

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

—422— На митрополичьих поместных церквах организация Церкви не закончилась. Она продолжалась в соответствии с административными делениями римской империи. В этой империи были административные области большие, нежели провинции – диоцезы (διοκησις). Поместные церкви, находившиеся в пределах одного диоцеза, скоро объединились между собой, так что поместной церковью стала церковь всего диоцеза. Как только совершилось это объединение церквей диоцеза, тотчас во главе поместной церкви нового типа над всеми митрополитами, становится опять первоиерарх. О таких поместных церквах говорит второй вселенский собор в правилах 2 и 6-м, называя первоиерархов – епископами диоцеза и разграничивая пределы их церковных областей. Четвертый вселенский собор именует тех же самых первоиерархов экзархами диоцеза (прав. 9 и 17), а константинопольского епископа называет и архиепископом (прав. 28). Так и при новой форме поместных церквей сохраняется неизменно закон о возглавлены! их высшего управления первоиерархом. Следующая ступень церковной организации – патриархаты, образовавшиеся от соединения в церковном отношении нескольких диоцезов. Так диоцезы фракийский, асийский и понтийский доставили константинопольский патриархат. Во главе патриархатов, этих поместных церквей позднейшего типа, стали патриархи. Византийская империя никогда не совпадала с одной поместной церковью; в ее пределах было несколько отдельных церквей с патриархами во главе. После поместные церкви создавались по принципу между прочим и национальному. В моменты подъема национального могущества и самосознания народы устраивали себе автокефальную церковь и возглавляли ее первоиерархом. Так было, напр., в Сербии в 14-м веке при Стефане Душане, когда была об явлена автокефалия сербской церкви и поставлен сербский патриарх. Наша русская церковь получила начало как митрополия константинопольского патриархата: с средины 15-го века стала автокефальной, под главенством московского митрополита, а с 1589 года сама стала патриархатом. В настоящее время православная Церковь состоит из 16 автокефаль-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8-го ч., в день общего христианского празднества в честь и славу Рождества Пресвятой Богородицы, в Киево-Софийском Соборе празднуется в честь Софии Премудрости Божией (в Новгородском Кафедральном соборе тоже празднество совершается 15-го августа – в день Успения Б. Матери). Я приглашён был к участию в служении литургии, и мы служили втроём – Митрополит и два епископа – я и Преосвященный Иоанн. За литургией из высших городских властей не было никого, но простого народа было очень довольно. После обедни в митрополичьих покоях был завтрак —775— 1878 г. и затем обед, к которому, кроме старшего духовенства, приглашены были и старшие профессора академии. У некоторых из духовных лиц, как, напр., у Протоиерея Фаворова 156 – профессора Богословия в Университете, я заметил нечто странное и необычайное, именно кольца на руках. В Москве – это неслыханное дело. После обеда, отпустивши прочих гостей, Владыка оставил меня на несколько минут у себя, и мы ещё кое о чём побеседовали с ним. Вот краткое содержание всех бесед, какие мне довелось иметь с досточтимым архипастырем в продолжение восьмидневного пребывания моего в Киеве. Владыка Филофей жаловался на недостаток единомыслия Членов Синода в важнейших делах церковных. Так по бракоразводным делам архиепископ Макарий и протопресвитер Бажанов были на стороне передачи этих дел в светские руки. Скорбел о предполагаемых раскольникам льготах. Сочувствует мысли о соборах, но почитает это делом несбыточным. Одобрял книгу Профессора А. Лаврова о церковно-судебной реформе и почитал автора её достойным степени доктора Богословия. С любовью вспоминал о Митрополите Московском Филарете, от которого сохраняет у себя более 100 писем. По смерти Митрополита, письма к нему Царских Особ возвращены были по принадлежности; из прочих бумаг более замечательные оставлены для хранения в Св. Синоде. Преемник Филарета, Митрополит Иннокентий обязан своим назначением на Московскую кафедру записке А.Н. Муравьева, представленной через Фрейлину Мальцеву Государыне Императрице.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Русской Церкви титул архиепископа был ниже митрополичьего. Ко времени учреждения Московского Патриархата в 1589 г. 4 кафедры в Русской Церкви возглавлялись архиепископами. В связи с возведением предстоятеля Русской Церкви свт. Иова в сан патриарха архиепископы Новгородский, Ростовский, Казанский и Крутицкий были удостоены сана М., но при этом они остались М. титулярными, т. е. без подчинения им др. епархий, и отличались от иных епархиальных епископов лишь преимуществом чести. Впоследствии, в XVII в., и другие кафедры Русской Церкви приобрели митрополичий титул, в частности Рязанская, Смоленская, Астраханская, Тобольская. В состав Московского Патриархата в 1686 г. вошла Киевская митрополия. В кон. XVII в. из 24 епископских кафедр Русской Церкви 14 имели митрополичий титул. В синодальную эпоху число М. резко сократилось при неуклонном росте численности епископата в целом. В разные периоды титул М. либо давался архиерею лично, либо был принадлежностью кафедры. Архиереи, занимавшие Новгородскую и С.-Петербургскую, а также Московскую и Киевскую кафедры, будучи членами Святейшего Синода, за редкими исключениями носили титул М. В отдельных случаях этого титула удостаивались и др. епископы: напр., в 1852 г. титула митрополита Литовского и Виленского был удостоен Иосиф (Семашко) . Начиная с восстановления Патриаршего Престола в 1917 г. титул М., оставшийся по традиции принадлежностью неск. кафедр (Киевской, Петроградской (Ленинградской, С.-Петербургской), Крутицкой и Коломенской, с 1990 - Минской), в то же время стал широко употребляться в качестве личной награды. Награждение этим титулом, как и др. архиерейскими отличиями, является прерогативой патриарха. В 2011 г. Свящ. Синодом было принято «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви», в соответствии с к-рым стали образовываться митрополии в границах прежних епархий с разделением их на 2, 3 или 4 новые епархии. Процесс образования митрополий и умножения числа епархий в наст. время продолжается. Т. о., в Русской Православной Церкви титул М. носят главы митрополичьих округов и митрополий, а также, в соответствии с Уставом РПЦ (V, 4), главы Украинской и Молдавской самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата, митрополиты С.-Петербургский и Крутицкий. Титул М. принадлежит также, в соответствии с «Положением Русской Православной Церкви Заграницей», главе этой самоуправляемой части Русской Церкви. Титула М. удостоены, уже в качестве награды, и др. правящие и некоторые викарные епископы. М. является также глава Японской автономной Церкви в составе Московского Патриархата. Прерогативой М. Русской Православной Церкви является ношение белого клобука.

http://pravenc.ru/text/2563394.html

Каждый исследователь, хорошо знакомый с древними нашими летописными источниками и с официальными известиями, иначе и не должен понимать этого места, если не хочет обличить себя в недостаточном знакомстве с древностью. Я могу показать сотни древних известий, которые ясно свидетельствуют, что выражения, подобные вышеупомянутому, говорят не об основании города, но о переделке укреплений; вот несколько примеров. По переписным книгам 7191 года значится: «Город Воронеж построен в 7179 году на реке Воронеже с Крымской стороны; а по сметным книгам 7193 года Курск построен в 7105 году», и пр. Неужели поэтому основание Воронежа и Курска относить к концу XVI и половине XVII веков, когда мы верно знаем, что они гораздо старше? 6 Может быть, скажут, что соименные с городскими улицами погосты могли быть позднейшими выселками из города; я не спорю, что могло быть и так; но история не допускает заключений от возможности к действительности, и особенно ежели предполагаемое возможное противоречит действительному. Сколько мы знаем, во-первых, ни один из пригородов выселков Новогорода не назывался именем какой-нибудь новогородской улицы; во-вторых, некоторые из погостов, соимённых с новогородскими улицами, получили свои названия от рек и других местных урочищ, которых в самом Новогороде не существовало, и в-третьих, наконец, в других городах мы также видим , что выселенцы из окрестных мест удерживали имена своих жилищ и после поселения в город; так, например, к Москве выселенцы из Дмитрова, Ростова, Новогорода, Устюга и других городов сообщали местам своего нового поселения имена оставленной ими родины; отсюда теперь ещё существуют в Москве улицы и урочища: Дмитровка, Ордынка, Татарская и другие, а прежде были ещё и слободы и сотни: Новогородская, Ростовская, Устюжская. Нельзя же по сим урочищам и улицам говорить, что Дмитров, Новгород, Ростов и проч. были выселками Москвы. 11 Даже в настоящее время о Москве можно насчитать до десяти слободских праздников и гуляний; таковы, напр.,праздник и гулянье при церкви Вознесения в день Вознесения, что на Гороховом поле, где были Черные слободы; в день рождества Иоанна Предтечи гулянье на Пресне и на Трех горах, где были Митрополичьи и Патриаршие слободы; в день Петра и Павла в Басманных слободах; в день Илии Пророка в Дворцовых слободах; в день Адриана и Натальи в Пушкарских и Стрелецких слободах; или гулянья у Страстного и Рождественского монастырей, которые прежде составляли главные слободские церкви этой стороны Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/g...

Примечание 2. Стоглав – не более, как записка частного лица о соборе 1551 г., а не канонический акт, а) В волоколамской записке о соборе 1553 г. (ркп. 404) сказано, что в 25 день октября 1553 г. царь говорил с митрополитом Макарием и епископами «о прежнем соборном уложении, о многоразличных делех и чинех церковных, и по книге соборной чли, которыя дела исправилися, и которыя еще не исправилися». И царь говорил: когда бы Бог помог, чтобы «впредь и прочия дела исправилися». По этим словам видно, что аа) в октябре 1553 г. существовали записки о соборе 1551 г. «о многоразличных делех и чинех», но бб) дела, описанные в этих записках, по отзыву собора 1553 г. не все исправилися. вв) Поскольку же нынешний Стоглав о многоразличных делех и чинех заключает в себе ответы на все вопросы царя: то остается заключить, что или многие главы Стоглава придуманы писцом Стоглава после собора 1553 г., или же, хотя в Стоглаве записаны рассуждения собора, но в таком виде, что многие оставались под сомнением, требовали пересмотра и не получили силы соборного определения; в том и другом случае Стоглав, очевидно, не каноническая книга, а сборник мнений частных. б) Сличая главы Стоглава с теми митрополичьими и царскими грамотами, которые по содержанию сходны с главами, находим, что ни царь, ни митрополит не повторяли буквально рассуждений Стоглава. в) По форме своей Стоглав аа) очевидное подражание земскому Судебнику, разделенному на 100 глав, притом подражание не умное, так как главы Стоглава разделены только числами, а не по содержанию. бб) Большая часть определений Стоглава ни в точном, ни в схожем виде не была разослана ни царем, ни митрополитом к епископам; равно не был разослан Стоглав и в целом его составе. А в это время рассуждения собора, в случае утверждения их общим голосом, рассылались царем или митрополитом к духовенству, как уже сказано выше. г) По содержанию Стоглав для самого беглого взгляда заключает в себе много такого, что не относилось к определениям собора 1551 г., что обличает в нем сочинение частного лица. Напр. 1-я гл. предисловие к Стоглаву; 2-я гл. введение в Уложение с началом царской речи; в 3-й гл. продолжение царской речи и удивление собора; в 4-й гл. – новая речь царя; в 5-й гл. царские вопросы; 6-я гл., с которой начинаются ответы на царские вопросы, начинается опять и притом странным: «Некогда вниде в слухы боговенчаннаго царя.... Он же вскоре повеле исписати... И вда на соборе». Если Стоглав о происходившем в 1551 г. говорит: «некогда вниде», то тут говорит не действующее лице собора 1551 г., тем более что и собор выставляется делом прошлого времени. В гл. 98 совещание митрополита Макария с царем, бывшее в 1550 г., следовательно, не принадлежавшее к собору 1551 г. В гл. 101 другое такое же дело – совещание митрополита с царем о церковных вотчинах, бывшее 21 мая 1551 г. Наконец, о предмете иных глав вовсе и помину нет в царских вопросах, тогда как собор отвечает на вопросы царя. V. Жизнь христианская

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010