Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Описание Образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами. Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов. Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица… По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: « Θες ν μσ ατς κα ο σαλευθσεται·βοηθσει ατ  Θες τ πρς πρω πρω – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» ( Пс. 45:6 ). Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.3 млн. Всего записей 1129 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/bogomater-oranta/

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Описание Большую часть полотна занимает могучая фигура инока в чёрном подряснике. Локоть его стоит на Священном Писании, кисть правой руки обмотана чётками, а на окне можно заметить ветки вербы, которые указывают нам на Вербное воскресенье, а за спиной стену украшает внушительный крест. Но разве спокоен герой полотна Савицкого? Вся его стать говорит о каком-то нерешённом вопросе, а взгляд отображает целую гамму эмоций… О чём думает инок? Считается, что мысли его занимают тяжелые размышления о правильности выбранного им пути. Возможно в этот светлый день он размышляет о собственных грехах, или же его душа погружена в созерцание страстей Господа, Его Распятия – ведь впереди Страстная неделя. Художнику было важно показать внутренний мир человека, его неоднозначность, сложность. Особенно это касается монашеского пути, где ведется постоянная борьба с самим собой с собственными страстями. Колорит полотна включает в себя чёрный, золотой, бежевый, коричневый. С особенной тщательностью художник выписывал предметы в келье: вербу на окне (намёк на Вербное воскресенье), Священное Писание, вервь, которую судорожно сжимает рука инока, погрузившегося в раздумье. История Известно, что в качестве натурщика Савицкий пригласил ученика художественного училища Пензы, которое художник возглавлял до самой смерти. Позже этот молодой мужчина станет эсером и в смутные времена первой русской революции возьмётся за оружие – выстрелит в жандарма, начальника пензенского управления жандармов. С этой точки зрения сложно не согласиться, что Савицкий нашёл точный типаж человека, который не согласен с окружающими условиями, раздираем противоречиями и готов биться за благо (в случае с натурщиком, а не с изображаемым им персонажем, за благо в его субъективном понимании (как будущего эсера)). Идеальный натурщик для написания инока с мятежной, сомневающейся душой. Студент, с которого писал картину Савицкий   Эскиз картины Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 34  чел. Всего просмотров 1.3 млн. Всего записей 1129 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/inok/

Разделы портала «Азбука веры» ( 47  голосов:  4.5 из  5) Он же наш «депутат» В связи с наступившими новыми временами, в нашем отечестве открылась возможность совершать паломнические путешествия по святым местам. Два места особенно вожделенны для православного христианина — Афон и Иерусалим. — Поэт! Давай поедем на Святую Землю. Билеты возьмем в июне, выборы нового президента вовсю идти будут, вдруг опять атеисты власть в стране возьмут. Сейчас золотой, а потом железный занавес опустится, и нам вообще невозможно будет попасть, разве только в «Небесный Иерусалим». От аэропорта «Бен-Гурион» до Иерусалима добрались на автобусе благополучно. В самом Иерусалиме, прячась от невыносимой жары, долго стояли на остановке. Рядом с нами томились в ожидании нужного автобуса два ортодоксальных еврея. Один — средних лет, толстенький, маленький. Другой — лет тринадцати, подросток. Оба с пейсами и в шляпах. Тот, что старше, возбужденно объяснял что-то подопечному, но он, видимо, не совсем понимал, о чем идет речь. Тогда взрослый подошел ближе и пальцем стал бесцеремонно тыкать в священнический крест на моей груди. Внезапно мальчик что-то крикнул, и они побежали вниз с пригорка к другой остановке, где стоял нужный им автобус. Резкий ветер неожиданно сбросил с головы старшего еврея черную шляпу, и она заколесила между проезжающими машинами. Пока он ловил ее и подбегал к автобусу, водитель, широко улыбаясь и помахивая рукой, закрыл перед ним дверцы. Пыхтя от жары, два «ортодокса» поплелись назад в гору, к нашей остановке. — Во, поэт. Каждому падению предшествует гордость. Поругались только что над распятием, и вот результат. Из окон автобуса, сверяясь с видами Горненского монастыря из альбома, мы искали знакомый пейзаж. — Быстрей, выходим! Видишь, здесь две башни, и там — тоже, — прокричал Николаю, и мы выскочили из автобуса на дорогу. Около небольшого источника с водой, перед подъемом в гору, к нам подошла группа высоких представительных мужчин — евреев. — Вы, видимо, из России? — спросил один из них. — Да. А что такое? — в свою очередь поинтересовались мы. — В России выборы идут. Вы за кого голосовали, за Зюганова или за Ельцина? — Мы всегда за одного и того же голосуем — за вашего земляка, — ответил я. От удивления лица солидных мужчин вытянулись. — А кто наш земляк? — недоуменно зашумели они. — Иисус Христос. За Него мы голосуем. Он — наш «депутат» уже вторую тысячу лет. Рекомендуем 3 комментария Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2103  чел. Всего просмотров 71 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/shyol-k-bogu-ch...

Разделы портала «Азбука веры» ( 28  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Аполлон и музы Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины , – постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют Каллиопа – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии и Полигимния – муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению. Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется на Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает все. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом – все участвуют в веселом хороводе, а впереди идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут боги под звуки кифары Аполлона. Мнемосина  – богиня памяти. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2134  чел. Всего просмотров 71 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/podvigi-gerakla...

С одной стороны, свет – это физический свет, ясность, позволяющая видеть мир и выявляющая формы вещей. С другой стороны, может быть избыток света, свет Фаворский – блистание, восхищающее душу, изумляющее ум и слепящее глаза. Говоря конкретно о золоте, можно сказать, что из-за отсутствия прозрачности в нем блеск соединен с тяжестью. Оно одновременно совершенно непрозрачно и светоносно. И оба этих аспекта света присущи Небесному Иерусалиму: прозрачная ясность и тяжелое блистание в нем соединены, причем для иллюстрации соединения евангелист берет субстанции стекла и золота: «…город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр 21:18). И десятый стих: «И перенес меня высотами Духа на огромную, высокую гору и показал мне святой город Иерусалим. Он спускался с неба от Бога в славе Божьей светоносной, подобно самоцветному камню – камню яшме кристальной чистоты». Этот символ вещества, пронизанного божественными энергиями, важен для всей христианской традиции, но воплощается по-разному на Востоке и на Западе. Византийские художники в огромном большинстве икон и монументальных изображений делали фон из золотой смальты или сусального золота, в то время как западные художники делали витражи. Сусальное золото на мозаике и на иконе принимает свет в себя и немедленно отражает его, а в стекле воплощается сам принцип прозрачности – способности пропускать через себя. В отношении золота уместно будет вспомнить псевдо-Дионисия Ареопагита в его «Мистическом богословии»: «Свет этот незрим по причине чрезмерного блеска и недосягаем по причине преизбытка сверхсущностного светолития, и в этот мрак вступает всякий, кто сподобился познавать и видеть Бога именно через не-видение и не-познавание, но воистину возвышается над видением и познаванием». Мы также можем сказать вместе с пророком Давидом: дивно знание Твое для меня, укреплено оно, и не могу я подняться к нему». На Западе похожие слова о тьме Божественной мудрости говорят мистики, но на Западе мистика уравновешивается схоластикой, стремящейся к ясности и прозрачности.

http://blog.predanie.ru/article/zoloto-v...

Описание. Крест-мощевик семиконечный, золотой, с заострённым нижним концом. На лицевой стороне чеканное Распятие и сплошной сканый орнамент мелких кружков и спирально-загибающихся завитков. На боковых, гладких, частях креста восемь жемчужин на спнях. На оборотной стороне креста накладная пластинка с резной надписью: МОЩИ Оглавие серебряное, позолоченное, дутое, гранёное, с резным Нерукотворным образом и отверстием для цепи, соединено с крестом шарниром, закреплённым двумя жемчужинами на спнях. Сохранность. По краю – отверстия от утраченной обнизи жемчугом. Верхняя крышка креста неплотно прилегает и слегка отходит. Публикации. Постникова-Лосева М. М. Русская золотая и серебряная скань. М., Искусство, 1981. 42; каталог выставки «Россия. Православие. Культура». М., 2001. 93. 17. Крест-мощевик Инв. ГИМ 4725щ ОК 7268. XVI век. Россия. Серебро, жемчуг; скань, золочение, литьё. 6.8×3.0 см. Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик семиконечный, серебряный, позолоченный, с заострённым нижним концом, с оглавием на шарнире. На лицевой стороне накладное Распятие. Фон сплошь покрыт сканым орнаментом мелких кружков. По концам креста четыре жемчужинки в гнёздах. В дутом оглавии зелёное стекло в гнезде. Боковые и оборотная стороны гладкие. Сохранность. Шарнир поломан. 18. Крест-мощевик Инв. ГИМ 3152щ ОР 7724. XVI век (стёкла XIX века). Россия. Серебро, стёкла; скань, золочение. 5.9×3.4 см Поступил в составе собрания П. И. Щукина. Описание. Крест-мощевик серебряный, позолоченный, семиконечный, на лицевой стороне сканый орнамент кружков и завитков, накладное Распятие и четыре цветных стекла в круглых гнёздах. Оборотная и боковые стороны креста – гладкие, позолоченные. Сохранность. Оглавие утрачено, позолота потёрта. 19. Крест-мощевик Инв. ГИМ 40280 ОК 7754. XVI век. Россия. Новгород. Серебро; эмаль, скань. 8.0×3.2 см. Описание. Крест-мощевик серебряный, пятиконечный, с расширенными верхним и нижним концами. На лицевой стороне – Распятие и сканый орнамент мелких кружков, на фоне которого два четырёхлепестковых цветка синей и зелёной эмали и четыре лепестка.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

И она без всякой робости пошла впереди меня по крутой и тесной каменной лестнице этого дома, слегка откинувшись, свободно напрягая свое извивающееся тело, настолько обнажив правую руку, державшую на голове на кубовом платке круг сыру в холсте, что видны были черные волосы ее подмышки. На одном повороте лестницы она приостановилась: там, глубоко внизу за узким окном, виден был древний «Водоем пророка Иезекииля», зеленоватая вода которого лежала, как в колодце, в квадрате соседних сплошных домовых стен с решетчатыми окошечками, – та самая вода, в которой купалась Вирсафия, жена Урия, наготой своей пленившая царя Давида. Приостановясь, она заглянула в окно и, обернувшись, с радостным удивлением взглянула на меня своими удивительными глазами. Я не удержался, поцеловал ее голое предплечье – она взглянула на меня вопросительно: поцелуи не в обычае у бедуинов. Войдя в мою комнату, она положила свой сверток на стол и протянула ко мне ладонь правой руки. Я положил в ладонь несколько мелких монет, потом, замирая от волнения, вынул и показал ей золотой фунт. Она поняла и опустила ресницы, покорно склонила голову и закрыла глаза внутренним сгибом локтя… – Когда опять принесешь сыр? – спросил я, провожая ее через полчаса на лестницу. Она легонько помотала головой: – Скоро нельзя. И показала мне пять пальцев: пять дней. Недели через две, когда я уезжал от Аида и отъехал уже довольно далеко, сзади меня хлопнул выстрел – и пуля с такой силой ударилась в камень передо мной, что он задымился. Я поднял лошадь вскачь, пригнувшись к седлу, – хлопнул второй выстрел, и что-то крепко хлестнуло мне под колено левой ноги. Я скакал до самого Иерусалима, глядя вниз на свой сапог, по которому, пенясь, лилась кровь… Дивлюсь до сих пор, как мог Аид два раза промахнуться. Дивлюсь и тому, откуда он мог узнать, что это я покупал козий сыр у нее. 1946 Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1907  чел. Всего просмотров 71 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/temnye-allei-bu...

Известный египтолог Георг Эберс, издавая на страницах своей брошюры 53 одну хорошо сохраненную мумию, прибавляет, что самые рамки портретов делались золочеными и заканчивались вверху или овалом или копытообразной формой. Известный портрет этрусского музея во Флоренции срезан наподобие нашей иконы. Но то, что вполне понятно в дощечке, дополняющей мумию, является крайне странною традицией в иконе. Она исполнена на тонком лубке кипариса; с правого бока видна, приклеенная позднее, полоска; дощечка покрыта слоем левкаса, замечательно крепкого и очевидно тождественного с современною композицией, носящей название «массы из слоновой кости». Фон изображения темно-синий, индигового оттенка, головы заключены в золотой нимб, орнаментированы наколами, но эти нимбы оказываются покрытыми тонким слоем черного асфальта (который, быть может, и подал первый повод Порфирию изобрести свое странное название «черных икон» для этих лучших образцов энкаустики, вовсе не темных и вполне доступных фотографическому снимку). Богоматерь является в этом изображении с тем матрональным характером молодой полной женщины, который мы знаем только в лучших фресках римских катакомб: у нее большие выпуклые глаза, полные щеки, отличающиеся белизною и румянцем, широкий подбородок с румяным оттенком; тело выполнено бледно-лиловыми и голубоватыми рефлексами. И Богоматерь и Младенец одеты в темно-пурпуровые одежды, но цвет фелони темнее прочих; над челом фелонь украшена изображением креста; хитон Младенца клавами. Фигура Божьей Матери, держащей Младенца на левой руке и придерживающей его правою, судя по взгляду обоих, напряженно устремленному направо, или взята из сцены поклонения волхвов или сочинена по ее образцу. Рука Младенца протянута направо, и ладонь ее раскрыта в знак привета и приглашения, тогда как рука Матери поддерживает живое движение Младенца. Вплоть до произведений высокого искусства Италии в XVI в., мы не можем указать аналогий этому живому образу Матери и Младенца и только в античном искусстве можем встретить художественные достоинства этой артистической живописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Так получилось, что после перехода на юлианский календарь, совершенного после революции, Новый год празднуется сначала, а Рождество – потом. По старому стилю все ровно наоборот – и это очень созвучно детскому восприятию. Дети главным считают тот праздник, который идет первым. Поэтому, желая выделить значимость Рождества, нужно всячески «приглушать» новогоднее буйство. Елку мы ставим на Новый год – это так привычно, что редкие семьи отваживаются что-то тут менять. Но ведь можно перед Рождеством помимо шариков украсить елку сластями, фруктами, печеньем, орешками в золотой и серебряной бумаге. Это будет так волшебно, что ребенок наверняка запомнит рождественское превращение елочки. И главные подарки тоже можно дарить на Рождество. В некоторых семьях детям говорят, что на Новый Год под елочку приносит подарки дед Мороз, а на Рождество – ангелы. Малыши верят всему, и кто же не обрадуется еще одному подарку. Основные ошибки активных родителей Что касается дошкольников, то перегрузка впечатлениями в праздники для них может обернуться серьезными сбоями в поведении. Ведь если ты съел слишком много, то вместо приятной сытости ощущается тяжесть и раздражение. Кроме того, большое количество мероприятий почти всегда связано со спешкой родителей. А значит и с неспокойным эмоциональным фоном. Первым неблагоприятным последствием может стать общий фон перевозбуждения у ребенка, склонность к слезам и капризам. Второе негативное последствие – снижение впечатлительности. Если ребенок систематически подвергается перестимуляции, он, чтобы не слишком уставать, просто начинает хуже воспринимать стимулы, поступающие извне. Это целиком защитное поведение, у ребенка, говоря бытовым языком, просто вырастают «бананы» в ушах. И до него становится трудно достучаться, даже когда это очень нужно. Дети, которые систематически перегружаются впечатлениями менее восприимчивы. Вспоминаем праздники Новогоднее время такое насыщенное и так быстро пролетает. Остаются фотографии, видеосъемки, и их обязательно нужно смотреть в течение года.

http://pravmir.ru/novyj-god-s-detmi/

У невнимательного читателя книги Мельгунова может сложиться неправильное представление, что будто бы только финансовая помощь из Германии и привела к власти большевиков. Это, конечно же, было далеко не так. Финансы партии, масштабы ее пропаганды играют, естественно, существенную роль в укреплении партийных позиций. Однако вопрос о власти не решается лишь газетами и деньгами, многое зависит от четко выверенных лозунгов партии, ее последовательности, твердости в проведении выбранного курса, использовании ею недостатков противника, ситуации, складывающейся в стране, и т.д. Если у большевиков и был «золотой немецкий ключ», то наряду с ним, несомненно, были и другие ключи, позволившие открыть «потайную дверь» со многими засовами и замками. Мельгунову принадлежит интересная мысль о том, что неизбежной победу большевиков сделали не они сами, а скорее ошибки их противников. Примерно ту же мысль разделял В.Г. Короленко, справедливо утверждавший, что в любой революции на 2/3 повинна власть, ее допустившая, и лишь на 1/3 революционеры. Надежда Мельгунова на то, что в архивных тайниках найдутся более документальные следы «золотого немецкого ключика», оправдалась. В 1956 г., в год смерти историка, в журнале «International Affairs» (1956, Vol. 32, 2, April, p. 181–189) была опубликована статья профессора Оксфордского университета Г. Каткова «Документы Министерства иностранных дел Германии о финансовой поддержке большевиков в 1917 году». В ней на документальной основе нашли подтверждение основные выводы Мельгунова, и в первую очередь сам факт финансирования из Германии большевистской партии. В частности, Катков опубликовал очень важную телеграмму министра иностранных дел Германии барона фон Кюльмана Вильгельму II. Текст ее гласит: «Лишь после того, как большевики получили от нас постоянный поток финансовых средств по различным каналам и под разными прикрытиями, это позволило им укрепить их главный орган, «Правду», и вести активную пропаганду, которая существенным образом расширила первоначально узкую базу их партии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010