Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Осии I. К.п.О. входит в состав ветхозаветного канона. Пророк Осия был жителем Северного царства, однако, к какому из десяти колен он принадлежал, неизвестно. Согл. Ос. 1:1 , пророк жил во времена израил. царя Иеровоама II и иуд. царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. Осия появился на историч. сцене позднее пр. Амоса, прим. в одно время с пророками Исаией и Михеем. Начало его пророческого служения приходится на последние дни правления Иеровоама, а конец – на трагическое время гибели Северного царства. II. Это был период бесконечной смуты. После смерти Иеровоама II его сын Захария, правивший всего полгода, был убит Селлумом, израильтянином из колена Манассии, оспаривавшего власть колена Ефрема. Через месяц Селлум был свергнут и убит Менаимом, что стало ответом ефремлян на притязания колена Манассии. Менаиму пришлось покориться ассирийцам и выплачивать Тиглатпаласару III большую дань. Сын Менаима Факия через два года после своего воцарения был убит Факеем, предводителем партии колена Манассии. Факей стоял на стороне Дамаска, выступая против Ассирии, и его политика потерпела полный крах. Через семь лет Осия (3), сын Илы, организовал заговор против Факея и, убив его, стал израил. царем. Присоединение царя Осии к антиассир. союзу привело к его пленению ассир. царем. Самария после трехлетней осады пала, а израильтяне были уведены в плен. III. Эти события образуют историч. фон К.п.О. Израильское царство вступало в союз то с Египтом, то с Ассирией, позднее оно вновь искало помощи у Дамаска в борьбе против Ассирии. Иудейское, и Израильское царства постоянно нарушали верность Господу, больше ожидая помощи от Ассирии или Египта, чем от Бога. Как житель Израильского царства, Осия болезненно воспринимал события, происходившие в областях, принадлежавших десяти коленам. Во всем он видел нарушение верности Богу, и прежде всего это касалось богослужения (золотой телец; Ос 8 и след.), поставления царей и князей, а также внешней политики (союзы с языч. державами; Ос. 5:13 ). Вряд ли найдется другой пророк, который своими обличительными речами заставлял так содрогаться перед Божьим гневом (см., напр., Ос. 5:14 ; Ос 13:7 и след.); но вместе с тем Осия говорит и о любви Господа ( Ос. 2:16,21 и Ос 14 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АССИСТ Пример ассистной разделки. Фрагмент иконы " Спас в силах " . 1-я треть XVI в. (ТОКГ) Пример ассистной разделки. Фрагмент иконы " Спас в силах " . 1-я треть XVI в. (ТОКГ) (Асист, сиаст), в рус. иконописи название густого клеящего состава (томленый чесночный сок или пивное сусло), служащего основой под сусальное (листовое) золото или серебро; наносится кистью на красочную поверхность в виде штриховки. Впосл. А. стали называть саму сеть золотых штрихов (инокопь), исходящих из золотого пятна - «силка». А. подчинен созданию образа и значим для художественного восприятия иконы. Как и золотой фон, он инороден красочному слою и является иконическим изображением Нетварного света (более чем пробел и вохрение). А. обычно выявлялись формы на одеждах Спасителя, Богородицы, ангелов, иногда и на одеждах святых, а также им оформлялись Евангелия, престолы, седалища и подножия. В XII-XIII вв. им разделывались власы Спасителя и архангелов (напр., на иконах «Спас «Златые власы»», кон. XII-XIII в. (ГММК), «Ангел «Златые власы»», XII в. (ГРМ)). На псковских иконах XIII - нач. XVI в., как и на нек-рых греч. образах, А. присутствует на одеждах всех изображенных. А. может быть разным по интенсивности и толщине, выполняться красками, при этом без имитации золота. Применялся и цветной А. (напр., на иконе «Лоратный арх. Михаил с Чудом в Хонех», кон. XV в. (РязХМ)). В XVII в. А. нередко заменялся золотопробельным письмом, выполнявшимся твореным золотом. Лит.: Иулиания (Соколова), мон. Труд иконописца/ТСЛ. Серг. П., 1995. С. 101-104; Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV-XIX в. СПб., 1995; Флоренский П. А. , свящ. Иконостас. М., 1995. С. 114-122, 131, 216-218; Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. М., 1997. С. 22, 73-74; Филатов В. В. Словарь изографа. М., 2000. С. 18, 85. Игум. Лука (Головков) Рубрики: Ключевые слова: АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ слова, относящиеся главным образом к характеристике икон, на которых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола ВЕЛУМ в восточнохрист. искусстве - изображение ткани в верхней части композиции, перекинутой между архитектурными сооружениями

http://pravenc.ru/text/76694.html

Иконография Г., очевидно, восходит к виду его нетленных мощей, со сложенными крестообразно на груди руками и крестом. В Успенской ц. Заблудува (приходском храме святого) находятся 3 единоличных изображения одного извода: на двусторонней иконе кон. XIX - нач. XX в. Г. представлен поколенно, в белой рубашке с воротничком, подпоясанной оранжевым поясом, в руках сжимает большой деревянный крест, у него юное округлое лицо с короткими волнистыми русыми волосами и высоким лбом, голубые глаза устремлены вверх; фон золотой, надпись славянская. Образ 2-й пол. XIX в. воспроизводит этот же вариант иконографии, но мученик изображен на пейзажном фоне с низкой линией горизонта и голубым небом; он стоит босой на песке и траве; лик славянского типа с прической на прямой пробор исполнен в академической манере; 3-я икона близка 1-й, но является ростовой. Др. иконографический тип - Г. с соединенными на груди крестообразно руками, напр. на иконе 1900 г. из храма ап. Иоанна Богослова супрасльского Благовещенского муж. мон-ря. В ц. св. Космы и Дамиана в Рыболах находится икона XIX в., где в облаках над фигурой св. младенца - поясной образ благословляющего Иисуса Христа с большим крестом. На иконе кон. XIX в. в левом приделе кафедрального Свято-Духова собора Минска Г. в белом одеянии с голубой каймой написан на поземе, украшенном разнообразными травами, руки покоятся на груди. В Почаевской Успенской лавре существует неск. образцов изображения Г. в монументальной декорации храма: мозаика по рисунку Н. К. Рериха 1912 г., осуществленная в материале В. А. Фроловым (см. ст. Фроловы ), на зап. портале Троицкого собора - Г. в розовой рубашке помещен крайним слева среди волынских святых, предстоящих Почаевской иконе Божией Матери (в сокращенном изводе); роспись на юж. стене интерьера того же храма (выполнена в 70-х гг. XX в., возможно, по эскизам В. С. Щербакова 1912 г.) - с каноническим типом иконографии мученика; композиция с группой чудотворцев XVII в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. лаврских иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), - св. младенец представлен в соответствии с хронологическим принципом размещения святых в конце ряда со сложенными в молении на груди руками, смотрящим на зрителя.

http://pravenc.ru/text/161257.html

А. В. Дубаков Иконография Сщмч. Иосиф, митр. Астраханский. Икона. 1958 г. (ц. св. Иоанна Предтечи, Астрахань) Сщмч. Иосиф, митр. Астраханский. Икона. 1958 г. (ц. св. Иоанна Предтечи, Астрахань) И. начала складываться в Астрахани в 10-х гг. XX в., в период подготовки канонизации святителя. Попытка создать иконописный образ святого была предпринята в 1903 г., к торжествам 300-летия Астраханской епархии. Городская дума заказала московскому ювелиру, поставщику имп. двора И. П. Хлебникову икону И. в серебряном позолоченном окладе с эмалями, в киоте, (размер 0,7×1,1), с лампадой, с памятной надписью от Астраханского городского об-ва (ГА Астраханской обл. Ф. 94. Оп. 1. Т. 3. Д. 20416). Однако этот проект не был осуществлен, вместо образа И. была заказана икона Св. Троицы. Очевидно, на иконах воспроизводился живописный портрет святителя из портретной галереи архиерейского дома в Астраханском кремле, к-рая начала формироваться с кон. XVIII в. попечением Платона (Любарского), архиеп. Астраханского и Кавказского ( Марков. 2004. С. 106). На портрете И. был представлен почти поколенно, вполоборота вправо, в саккосе, в омофоре, с палицей, в митре, на груди - панагия и крест; ладонь правой руки раскрыта перед грудью, в левой - архиерейский посох без сулока. И. средних лет, с крупными чертами лица, густыми темными волосами до плеч и окладистой округлой бородой. Иконы такого извода, отличающиеся по рисунку деталей и художественному исполнению, хранятся в Астраханском гос. объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике, в храмах и частных собраниях Астрахани. Поясные или поколенные изображения святителя выполнены в живописной манере темперой или маслом. Поля икон и нимб нередко украшены цветочным орнаментом, имитирующим эмаль, а золотой фон - тиснением или гравировкой по левкасу (напр., 2 иконы 10-х гг. XX в. из Астраханского гос. объединенного историко-архитектурного музея-заповедника). В надписях И. именуется митрополитом Астраханским. Если на иконах нач. XX в. И. изображался, как правило, человеком преклонных лет, с редкой проседью в бороде, то начиная с сер. XX в. и в совр. иконописи - седобородым старцем. Таков его образ на иконе 1958 г. в ц. св. Иоанна Предтечи в Астрахани. Святой представлен в рост с атрибутами, присущими архиерейскому сану (в митре, в омофоре, с посохом, на груди - панагия), однако облачен не в саккос, а в мантию. В 1998 г. была изготовлена новая деревянная резная рака для мощей И., на ее крышке - образ святого в рост. Над ракой, находящейся в нижнем храме Успенского кафедрального собора, тогда же была выполнена роспись со сценой из Жития И., где он изобличает окруживших его изменников. В росписи ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани (2000-2002) И. включен в композицию с образами Астраханских святых.

http://pravenc.ru/text/578416.html

Пастырь с овцами. Фрагмент композиции «Рождество Христово» росписи ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Ок. 1275 г. Пастырь с овцами. Фрагмент композиции «Рождество Христово» росписи ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Ок. 1275 г. Очевидно, образцом для художников, расписавших ок. 1275 г. градацкий храм, были росписи ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница (1208–1209): одинаковы пространственное расположение главных тем евангельского цикла и золотой фон фресок, имитирующий мозаику. Однако в стиле живописи Г. ни заказчица, ни работавшие для нее мастера не стремились к воспроизведению образцов нач. XIII в. Самый близкий аналог этих росписей —фрески ц. Св. Троицы в мон-ре Сопочани (ок. 1265). Впечатление более высокого уровня исполнения росписи в Сопочани по сравнению с Г., возможно, усилено плохой сохранностью последних. В целом же живопись Г. принадлежит к лучшим произведениям серб. и визант. искусства 2-й пол. XIII в. В ней появился ряд новых иконографических тем, обусловленных литургическим влиянием: в алтаре — композиция «Служба святых отцов», расположенная в 2 яруса, в конхе диаконника — «Христос во гробе», а в конхе жертвенника — оплакивающая Его Богородица — тема, связанная с Плачем Богородицы над Христом из повечерия Великой пятницы. В куполе, как обычно, были изображены пророки с развернутыми свитками в руках, в парусах — евангелисты, а на стенах наоса — сцены Великих праздников. Между ними на сев. стене — «Успение Богородицы», на южной — «Рождество Христово». Эти соотнесенные друг с другом композиции имеют достаточно редкое размещение — в люнетах под куполом. Обширная иконография «Рождество Христово» мн. деталями, связанными, напр., с сюжетом «Поклонение волхвов» и др., напоминает иконы или миниатюры XII в. и, несомненно, сформировалась под влиянием литургии (см.: Maguire H. The Art of Comparing in Byzantium//The Art Bulletin. N. Y., 1988. Vol. 70. P. 88–103). В зап. части наоса, где находится погребение кор. Елены, размещены: на зап. стене — «Распятие Христово», на ближайшей арке — Этимасия и херувимы.

http://pravenc.ru/text/590597.html

Работы Б. в поздний период творчества (1510-1516) проникнуты чувством глубокого гуманизма и психологизма. В серии картин «Страсти Господни» наиболее известной является «Несение креста» (1515, Музей изящных искусств. Гент). Если для «больших триптихов» характерны черты «пламенеющей готики», то в этой работе нет легкости и вытянутости пропорций, высокого горизонта, отсутствует пейзажный фон. Почти всю поверхность холста занимает изображение толпы, показанной в неистовом возбуждении. Иисус Христос изображен спящим, так что все окружающее кажется кошмарным сном. Здесь Б. взял за основу принцип, к-рый первым использовал Джотто: передачи пространства через наложение профильных изображений на фигуры, нарисованные анфас. Др. линию позднего творчества Б. представляют ренессансные работы, напр. «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (1505, Картинная галерея. Берлин-Далем). Фигура святого показана на фоне пейзажа - одного из лучших в творчестве мастера. Картина проникнута духом умиротворения, лишь небольшое изображение горящего корабля напоминает о грядущем Апокалипсисе. То же настроение характерно и для последнего из сохранившихся триптихов - «Поклонение волхвов» (1510, Музей Прадо. Мадрид). В центральной части представлена сцена поклонения, на боковых створках - донаторы и их святые покровители. В закрытом виде триптих представляет гризайльное изображение мессы св. папы Георгия, к-рому явился Христос, окруженный орудиями Страстей. В верхней части помещены сцены мучений Спасителя. Т. о., идея триптиха - жертва Христа, искупающая человеческие грехи. Творчество Б. является завершающим этапом ранненидерланд. живописи, финалом ее «золотого века». Сложный символизм и философская многоплановость образов Б. уже к XVII в. становятся трудны для восприятия, только в XX в. его произведения были заново осмыслены. В наст. время о Б. говорят как о провозвестнике совр. понимания искусства, находя параллели его творчеству в сюрреализме. Лит.: Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973. С. 126-146; Фомин Г. Иероним Босх. М., 1974; Fraenger W. Hieronymus Bosch. Dresden, 1975; Marijnissen R. H. Hieronymus Bosch. Weinheim, 1988 (рус. пер.: М., 1998); Тольнай Ш. , де. Босх. М., 1992; Баттилотти Д. Босх. М., 1998-2000. 2 т.; Никулин Н. Н. Золотой век нидерландской живописи: XV в. М., 1999. С. 232-279.

http://pravenc.ru/text/153253.html

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. множество списков чудотворного образа было написано и освящено в рус. мон-рях на Афоне, а затем прислано в Россию, напр. в 1858 г. в Оренбург для жен. обители, к-рую предполагали построить. В нач. XX в. прославленный чудесами список образа находился в храме с. Юрьева Котельничского у. Вятской губ. ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 346). Для одной из таких икон, привезенной ок. 1887 г. миссионером иером. Арсением с Афона, был построен храм в Галерной гавани в С.-Петербурге с одноименным посвящением главного престола ( Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 114). В 1950 г. по благословению митр. Григория (Чукова) образ был передан в ц. Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в С.-Петербурге, где в его честь освящен сев. придел. Списки «Д. е.» и. находятся в домовой ц. во имя мц. Александры царицы в здании Русской духовной миссии в Иерусалиме (1910, работа афонского иером. Серафима (Титова)), в Троицком соборе в Иерусалиме, над входом в гробницу праведных Иоакима и Анны в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Гефсимании, в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в ТСЛ, в Троицком соборе Данилова мон-ря в Москве, в церквах во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве, в честь Казанской иконы Божией Матери в Рыбинске (с частицами мощей, из ц. Св. Троицы с. Верхне-Никульского Ярославской обл.), в честь Успения Богородицы в Чухломе (мироточивый образ), в нижегородской Троицкой ц. в Высокове (написана в афонском Пантелеимоновом мон-ре), в Покровском соборе Самары (в шитом окладе) и др., в частных собраниях (напр., своеобразная по стилю икона нач. XIX в. с текстом песнопения «Достойно есть» вверху на свитке, руки ангелов сложены на груди). Икона Божией Матери " Достойно есть " . Кон. XIX в. Афон (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря) Икона Божией Матери " Достойно есть " . Кон. XIX в. Афон (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря) За редким исключением это иконы большого размера, написанные в академической манере в традициях поздней святогорской иконописи на голубом или золотом фоне (на иконе из Троицкого собора Серафимо-Дивеевского мон-ря, с частицами мощей святых, вверху - голубой фон, под облаками - золотой), с текстом на свитке на рус. или греч. языке: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя…» (Ис 61. 1; Лк 4. 18). Младенец одет в белую рубашку с препоясанием, Богородица - в мафорий красного оттенка и светлый (розовый) плат, у Обоих на головах венцы (как правило, у Иисуса Христа - закрытый венец, у Богородицы - корона); левая рука Иисуса Христа спрятана под плат. Корону или нимб Божией Матери поддерживают 2 ангела на облаках, вверху - Господь Саваоф, Св. Дух в виде голубя и херувимы (рисунок фигур и цвета одеяний ангелов, расположение надписей варьируются). Иногда на обороте иконы врезаны афонские сургучные печати, сделаны вкладные надписи.

http://pravenc.ru/text/180369.html

М., 2013. Кн. 1: Иконогр. и худож. редкости. С. 280-281, 364-365. Кат. 111, 148) созданы в иконописных слободах Владимирской губ., где, возможно, разработка этой иконографии в XIX в. получила новый импульс. Мстёрская икона кон. XIX - нач. XX в. выделяется качественным письмом и подробными текстами: «        »; «                »; «                  »; «                  »; «                    ». В отличие от ряда др. произведений на нижнем поле имеется подпись: «      ». Две маленькие иконы (2-й пол. и кон. XIX в.), писанные на золотом фоне, похожи на паломнические или «раздаточные» образы. На иконе-пяднице 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Образ священный: Редкие иконы XV - нач. XIX в. из частных собр. М., 2014. С. 109. Кат. 221) справа и слева в архитектурных нишах представлены избранные святые (святитель и преподобный), надписей нет. На обороте процарапаны тексты о заказе, относящемся к др. изводу («Кунавино… Федосье Ивановой Калиничевой…» и др.). Существуют совр. иконы «К. р.». Икона «Ключ разумения». 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Икона «Ключ разумения». 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Кроме того, существовал др. тип икон с подобным наименованием, на к-рых изображалась в рост Пресв. Богородица, а в нижней части композиции был нарисован ключ. Местночтимый образ, празднование которому совершалось 1 апр., находился в нач. XX в. в кладбищенской Троицкой ц. г. Балахна Нижегородской губ. Перед иконой служили молебны перед началом учения, прося о помощи в овладении знаниями ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 227). Сохранилась икона с таким названием кон. XIX - нач. XX в., которая, согласно штампу на обороте, была создана иконописцем К. А. Першиным в Палехе (частное собрание). Богородица стоит на облаках вполоборота вправо, Младенец восседает на Ее левой руке (тип «Одигитрия»), изображение ключа под ногами плохо читается или отсутствует; фон золотой с полями «на эмалевое дело». По-видимому, в этом изводе отразился один из прославляющих Божию Матерь эпитетов из Великого Акафиста: «Радуйся, ключу Царствия Христова» (икос 8). Название «К. р.» иногда встречается на иконах Божией Матери «Прибавление ума», напр. на мстёрских образах 2-й пол. XIX в. (ГИМ, ЦМиАР, частные собрания; см.: Образ Богородицы: Иконы XVI - нач. XX в./ГИМ. М., 2012. С. 78-79. Кат. 30; О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в.: Кат. выст./ЦМиАР; сост.: Л. П. Тарасенко. М., 1995. С. 67. Кат. 58). Э. В. Ш., Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник

http://pravenc.ru/text/1841536.html

К. известен как публицист и популяризатор византийского наследия. С 1950 г. он сотрудничал в газ. «Элефтерия», в разд. «Воскресные темы» помещал свои рассказы о морских и других приключениях, о православных традициях, праздниках, писал на патриотические темы. Кроме того, в 1952-1954 гг. вместе с богословом Василисом Мустакисом выпускал ежемесячную брошюру «Кивот», призывающую к борьбе за православные ценности. В 1952 г. К. перевел на греческий язык сочинение Л. А. Успенского «Икона: Несколько слов о ее догматическом значении» ( Ouspensky L. L " Icône: quelques mots sur son sens dogmatique. P., 1948). В круг соратников и учеников К. входили Г. Глиатас, Н. Энгонопулос, Царухис, Я. Терзис, П. Вабулис, Р. Копсидис, К. Георгакопулос, С. Папаниколау, П. Одабасис, Д. Сендукас (или Дукас), К. Ксинопулос, Й. Хохлидакис, Н. Иоанну и др. Вместе с помощниками он расписывал столичные церкви: парекклисион вмч. Георгия Победоносца под ц. равноап. Константина близ пл. Омония (1952), сщмч. Харалампия близ Педион-Ареоса (1954-1958), вмч. Георгия Победоносца в Кипсели (1954-1961, впервые использовал золотой фон), свт. Николая Чудотворца в Като-Патисии (1957-1962), домовые церкви семей Патерасов в Психико (1958-1959), Камбанисов в Пикерми (1960) и Гуландрисов в Экали (1961), парекклисион св. Герасима в Афинской поликлинике (1965), а также некоторые провинциальные храмы: напр., Благовещения Пресв. Богородицы в Родосе на одноименном острове (1952) и вмч. Георгия Победоносца в Стемнице (1953). Кроме того, К. выполнил отдельные композиции в ц. вмч. Артемия в Гуве (1951) и кафоликоне монастыря Пендели (1955). По его эскизам были расписаны некоторые храмы не только в Греции, но и за рубежом (напр., ц. Св. Троицы в Чарлктоне, США). Свой опыт иконописца К. обобщил в 2-томной книге «Изложение православной иконописи» (1960), к-рая до наст. времени используется иконописцами в качестве руководства. Для К. характерно особое внимание к иконографии и к житиям святых. Многие жития пересказаны им трогательно и назидательно (книги «Незыблемая основа», «Смиренные гиганты» и др.), к другим он написал предисловия (Житие прав. Николая Планаса) или раздел о чудесах (Житие прав. Иоанна Русского). В 1962 г. изд-во «Астир» начало публиковать 10-томное собрание сочинений К. В его лит. творчестве на протяжении мн. лет основными оставались 2 темы - Византия и морские приключения. Просветительская деятельность К. была нацелена на освоение визант. наследия и ознакомление с ним греч. аудитории, подбор сведений и способ их изложения имели задачи приобретения правосл. читателем не только знаний, но и душевной пользы.

http://pravenc.ru/text/1841906.html

Изображение Богомладенца с опущенными и покровенными руками сохраняется на иконах, созданных как точные копии чудотворного образа, о чем удостоверяет надпись на нижнем поле: «Истинное Изображение и Мера Чюдотворнаго образа Знамения Пресвятыя Богородицы Курския». Колорит на этих списках соответствует краскам подлинника, каким он предстал после раскрытия в 40-х гг. XX в.: фон средника темный, оливковый или зеленый, на полях с изображением пророков - золотой фон; фон широких полей с надписью зеленый (напр., списки: «Богоматерь Курская Коренная», 2-я пол. XVIII в., ГМИР, 40,2×35×2,1 см. Тыльная сторона иконы обтянута голубым выцветшим шелком, на к-ром прописью черными чернилами написано: «Симъ образомъ благословили Князь Павелъ//Васильевичь Голицынъ и Княгиня Аглаида…//Голицына Княжну Марью Павловну Голицину. 7го Апреля 1871 года» (см.: Русское искусство в собр. ГМИР. М., 2006. Кат. 244. С. 160). Известно, что икона «Богоматерь Курская» была в войске кн. В. В. Голицына в кон. XVII в., возможно, эта икона - родовая святыня Голицыных; «Богоматерь Курская» из ц. свт. Николая Чудотворца (?) г. Нерехты, Костромской обл., сер. XVIII в., ЯХМ, 43×35,5 см,- у Младенца руки скрыты, изображение на золотом фоне в изящном картуше, фон полей темно-коричневый, на нижнем поле надпись: «Изображение и мера с чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Знамения Курския» (см.: Похвала Богоматери: Иконы Ярославля из собр. ЯХМ: Кат. выст. М., 2003); близок к иконе из ЯХМ образ 1-й трети XIX в. в окладе 1835 г. московской фирмы П. Ф. Сазикова из частного собрания (41×34 см). В издании 1904 г. воспроизведена икона маслом 2-й пол. XIX в. с крупной надписью на нижнем поле: «Точное изображение чудотворной иконы Знамения Пресвятыя Богородицы Курския (воспроизводится по оригиналу)». К этой же группе примыкает икона из курского Знаменского мон-ря 1902 г., написанная, возможно, в мастерской известного курского иконописца Г. А. Шуклина (1869-1947) (40×33,5 см), в шитом окладе с надписью: «Изображение и мера чудотворнаго образа Знамения Пресвятыя Богородицы Курския». На тыльной стороне иконы находится металлическая пластина с гравированной надписью: «Сия св. икона написана в Курск. Знаменском монастыре и освящена наместником игуменом Сильваном 1902 г. Мая 18 дня». Важно отметить, что Шуклин был одним из тех, кто видели чудотворный образ без риз и копировали его. В 1993 г. этот список (экспертное заключение В. И. Склярука, 2006) был передан Знаменскому мон-рю женщиной, хранившей его в своей семье; в наст. время он находится в Знаменском соборе, слева от иконостаса, на специальном возвышении под киворием, это главная святыня собора, к-рая переносится в Коренную пуст.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010