Может быть, по виду, он принял их за людей благочестивых, а потому и « просил у них милостыни ». 2. Смотри, как он не остается в покое, частью от удовольствия, а частью для того, чтобы заградить уста иудеям. А мне кажется, что он скакал и для того, чтобы не подумали, будто он притворяется, так как это уже не могло быть делом притворства. В самом деле, если прежде он не мог даже просто ходить, несмотря на то, что его принуждал (к тому) голод, — иначе он не захотел бы делить милостыню с носившими его, если бы сам мог ходить, — то тем более (не мог скакать) тогда. Да и к чему он стал бы притворяться в пользу тех, которые не подали милостыни? Нет, это был человек благодарный и по выздоровлении. Итак, и то, и другое обстоятельство являет его верным, — и его благодарность, и то, что с ним случилось. Не всем, конечно, он представлялся известным, почему и старались узнать, кто он. « И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма » (ст. 9, 10). И хорошо сказано: узнавали, так как после того, что случилось с ним, можно было и не узнать его. Это выражение мы обыкновенно употребляем о тех, кого едва узнаем. Итак, следовало поверить тому, что имя Христово отпускает грехи, если оно совершает и такие дела. « И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов » (ст. 11). По благорасположению и любви к ним, (хромой) не разлучался с ними, а может быть, и благодарил и прославлял их. « Увидев это, Петр сказал народу » (ст. 12). Опять Петр и действует, и проповедует. Прежде возбудило иудеев к слушанию чудо (огненных) языков, а теперь — это. И тогда Петр начал речь с их обвинений, а теперь — с их тайной мысли. Посмотрим же, чем эта проповедь отличается от той и что имеет общего с нею. Та была в доме, когда никто еще не присоединился (к апостолам) и когда они ничего еще не совершили, а эта — когда все удивлялись, когда подле стоял исцеленный, когда никто не сомневался, как в то время, в которое говорили, « они напились сладкого вина » (Деян. 2:13). И тогда Петр говорил, находясь вместе со всеми апостолами; а теперь — с одним Иоанном: он уже не боится и говорит сильнее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Он приобщается миру духов падших, духов лжи и заблуждения. Это приводит к лжевидениям, лжеоткровениям, к прелести. И поскольку никто не защищен от духовной слепоты и скрытой гордости, то неизменное и твердое правило Церкви – не принимать никаких откровений, но пребывать в покаянии и смирении. § 4. Экзорцизм Прелесть, т.е. высокое мнение о себе, невидение своего духовного убожества, горделивое чувство способности к получению благодатных даров Божиих: исцелений, прозорливости, власти над бесами и т. д., – проявляет себя в самых разнообразных формах. Чаще всего – это дерзкие требования беспрекословного послушания себе от духовных чад (лжестарчество), претензии на пророчества, на совершение чудес и знамений и прочее. Одним из подобных деяний является и распространяющееся в последние два-три десятилетия ХХ-го века так называемое отчитывание (экзорцизм). Экзорцизм имел место среди первых христиан в век чрезвычайных дарований, когда христиане явно получали различные дары Святого Духа. Об этом, например, апостол Павел писал: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12: 4–11 ). В послании под именем святителя Климента Римского (I в.) «О девстве» подвижникам-экзорцистам предписывается «...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». О тех же, кто не получил этого дара, но самочинно начинал заниматься изгнанием бесов, сообщает книга Деяний Апостолов: Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Сие не значит, что Бог имеет чрево, но поскольку истинные, а не ложные порождения обыкновенно рождаются из чрева родителей, то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя помыслив о собственной своей природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца как исходящий из Его чрева. Итак, что от другого, то от него или чрез созидание, или чрез рождение, или по естеству, как от нас действование наше или от солнца солнечное сияние. Поэтому если премирное тело Христово от Духа Святого, но рождением Его быть не может, потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6), и если оно опять от Духа не как действование Его, потому что в простом и бестелесном естестве действование в отношении к сущности подлежит тому же закону, то остается заключить, что тело Христово от Духа, как тварь Его.    Но и тот перст Божий (см. Исх. 8:19), который в Египте претворял персть в животных, указывая сим на первоначальное произведение животных, был Утешитель, Дух истины. Ибо, по свидетельству трех евангелистов, Господь сказал иудеям: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28), а Лука говорит, что Он сказал: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Лк. 11:20). Поэтому как знамения, бывшие в Египте чрез Моисея и произведенные перстом Божиим, так дивные знамения Самого Бога совершены действием Духа. Но как в чудесах Моисеевых, так и в чудесах Господних Дух называется перстом Божиим не потому, что Он такая же малая сила у Бога, как у тела перст. Но поскольку одно из дарований, раздаваемых Духом, есть дарование чудес и исцелений, то одно дарование, а не все дарования Духа, называет Писание перстом. «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

Сказанное в полной мере относится и к пророчеству. Конечно, это не значит, что для понимания пророка нужно буквально повторять то, что делал пророк. Следование внешней канве чьей-либо жизни бессмысленно, ведь о каждом человеке есть свой промысел Божий. «Подражание жизни» означает вхождение в тот дух жизни с Богом, в тот внутренний опыт Боговедения и Богообщения, которым жил пророк. Каждому христианину дается от Бога свой дар, не тождественный дару другого. И общение даров составляет жизнь Церкви. Как говорил святой апостол Павел: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12: 8–11). Различие даров – не повод для зависти (мол, «я тоже хочу такой же дар, как у моего соседа»), а повод поблагодарить Бога за то, что в Церкви есть многообразие даров, и каждый может служить своим даром Богу и ближнему. А что до причин различия даров – это ведомо только Богу, но не человеку. Как писал святитель Василий Великий: «Выше человеческой природы объяснить причину, по которой Дух Божий различно действует в достойных: одному вверяется пророчество, и притом до известной степени, другой получает дарование исцелений, и то в определенной мере, а иной – действия больших или меньших сил. Ибо знает сие Тот один, Кто вникает в душевные достоинства каждого и каждому по незримым мерам Правосудия уделяет, чего он достоин» . По словам святого апостола Павла, каждому дается проявление Духа на пользу (1 Кор. 12: 7). И всё это – по благодати Божией». В другом месте святой апостол Павел пишет: И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (Рим. 12: 6–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Следующий раздел – о даре исцеления. «Исцеление – это неотъемлемая часть евангелизма» 32 . Из прочитанного раздела можно сделать вывод, что после Крестной смерти Христа болезнь человека – просто недоразумение. «Исцеление – это часть нашей проповеди » 33 . Исцелять должны все – это как «доказательство» собратьев. Поэтому каждый христианин может и даже обязан дерзновенно просить исцеления у Бога, возлагая на болящего руки. Обычай возлагать руки на голову человека с молитвой о сошествии Святого Духа преподносится здесь в качестве нормативного. «Возложение рук – это не вопрос нашего героизма, а вопрос любви» 34 . Благословения с возложением рук в православной традиции осуществляют лишь архиереи и священники. Здесь возложение рук, как видим, не просто рекомендуется, а настоятельно требуется от каждого последователя этого неопятидесятнического движения. А право такого самочинного решения дает им ими же придуманная идея о всеобщем священстве. Следующий раздел – это какая-то неистовая погоня за чудесами. По мнению автора, «дар чудотворения необходим», «дар чудотворения раздвигает диапозон служения», рекомендуется постоянно искать чудес, думать о них, восторгаться. «Мы должны рассуждать о чудесах Божиих, восхищаться ими, чтобы они стали частью нашего сознания» 35 . «Чудо, – продолжает автор, – это катализатор веры» 36 . Отсюда очевидно следующее: если нет чуда, утратится вера. Человек, строящий свою веру на желании видеть и ощущать чудеса и знамения, потерпит разочарование, если не получит очередного чуда, ведь затем последует уныние и «кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). Люди во времена земной жизни Христа часто требовали от него знамений и чудес.«вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» ( Ин.4:48 ). Настолько их сознание было приучено к исканию чудес, и рассудок помутился до такой степени, что лишь бы только насладиться восторгом очередного чуда. они обращались к висевшему на Кресте Спасителю: «пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» ( Мк.15:32 ). Не творил Христос чудо ради чуда. И апостолы не гонялись за ними. Так, апостол Павел в первом послании к Коринфянам пишет: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого» ( 1Кор. 1, 22 ). Очень опасно утверждать свою веру на факте чуда. Ведь чудеса бывают и ложные. Не всё, что с неба, – от Бога. И Господь наш Иисус Христос, и апостолы предупреждали о лжепророках и ложных знамениях: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф.24:24 ). 4. Дар языков в Апостольской Церкви и у «новопоколенцев»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

Суть дарований Духа Святого можно уяснить из пророчества Исайи о Мессии: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится». 198 Каждый лично заинтересован в получении таких важных Даров. Иногда верующие через это возложение рук получали и особые Дары Духа Святаго, выражавшиеся в даре пророчества, языков 199 . Но эти дары не носили всеобщего характера, что особенно важно отметить, так как существуют секты, считающие, что крещение происходит только Духом и обязательно проявляется в особых Дарах: «И иных Бог поставил в Церкви, во–первых, Апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственые, так же дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители; Все ли Чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» 200 . На это место следует обратить внимание – особые Дары Духа Святого не носили всеобщего характера, а были исключительным явлением. Способ проверки получения Даров По сути, необходимо проверить, имеет ли человек, заявляющий о подаче Даров Святого Духа Апостольское преемство. Способ проверки наличия Апостольского преемства рассмотрен выше. Дополнительно следует выяснить, о каких Дарах Святого Духа идет речь – пусть сам проповедник без наводящих вопросов перечислит подаваемые Дары и укажет, на каких местах в Писании основывается их получение. Эти места можно потом сверить с контекстом и параллельными местами. Никогда не нужно спешить принимать серьезное решение, лучше повременить и все досконально проверить. Можно получить не дары Святого Духа, а в человека может вселиться дух бесовский или может оказаться, что диавол окажет какое–либо воздействие на человека (дополнительно см. ниже разделы о прелести, ложных чудесах, глоссолалии). Православное учение о получении прощения грехов Прощение грехов мы получаем при исповеди. Это Таинство. О прощении грехов говорил Сам Христос, когда отдельно дал Апостолам Дары Святого Духа прощать грехи: «Сказав это, дунул, и говорит им; приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». 201

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Читая Евангелия, мы почти на каждой странице находим Христа проповедующего и учащего. Для Христа всякое время и всякое место были пригодны для проповеди Царствия Божьего. Христос учил и ночью, и днем; сидя на вершине горы, и стоя в лодке; в синагоге, и в храме; в доме за трапезой, и в пустыне. «Если пребудете в слове Моем, — говорит Иисус, — воистину вы ученики Мои, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин 8:31-32 ). Христианское образование есть именно «пребывание в слове Христа». Катехизация, повторяю, была установлена в церкви Самим Христом, точно так же, как Им были установлены таинства Крещения и Евхаристии. Последующее развитие и усложнение огласительной практики было творчеством во Святом Духе. Катехизация есть явление духоносное. Призвание катехизатора есть дар Святого Духа. Ап. Павел в первом послании к Коринфянам говорит: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Ибо кому чрез Духа дается слово мудрости; кому же — слово знания, в согласии с тем же Духом; иному — вера в том же Духе; другому же — дарования исцелений в едином Духе; другому же — сила, являемая в чудесах; другому — пророчество; другому же — различение духов; иному — разные языки; другому же — толкование языков… И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, втретьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки» . Дар учителя, по апостолу, ничуть не менее значителен, чем дар пророка, или дар целителя, или дар чудотворца, так как все они подаются одним Духом. Однако современное церковное сознание оценивает эти дары иначе: мы далеки от того, чтобы поставить катехизатора на одну ступень с пророком или чудотворцем. Катехизация по-прежнему занимает в церкви униженное и оскорбленное положение. В большинстве приходов она является чем-то сверхурочным и необязательным, лежащим за пределами повседневной церковной жизни. Для нее не существует ни календарей, ни заведенной дисциплины, ни канонической практики. Однако, в древности все было совершенно по-другому. Прежде чем появились на свет письменные Евангелия, катехизация, то есть устное наставление в вере всех желающих, уже шла полным ходом. Так, например, Лука в начале своего Евангелия говорит о цели, с которой оно было написано: «Решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходнейший Феофил, чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был катехизирован» ( Лк 1: 3–4 ). То есть Лука считал свой труд систематическим изложеним устного катехизиса.

http://azbyka.ru/katehizacija/puti_vozro...

12 . И для чего духовную благодать наименовал Он водой? Поскольку через воду составляется все. В воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет действия. Один источник весь рай напаяет: один и тот же дождь идет во всем мире, но в лилии бывает он белым, в розе румяным, в фиалках и гиацинтах багряным и во всяком роде цветов инаковым и многоразличным. В финике он такой, а в винограде другой и всему дает особливый вид, между тем как он единовиден и не инаков сам в себе. Ибо не изменяющийся сам в себе дождь не сходит то в том, то в другом виде; но, входя в состав тех вещей, которые его приемлют, в каждой производит свое действие. Так и Дух Святой, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое древо, напаяемо будучи водой, пускает отрасли, равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он, будучи одинаков, по воле Бога Отца, именем Христа различные производит действия. У одного язык обращает на слово мудрости, у другого душу просвещает пророчеством; иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность изъяснять Божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию; иного научает посту и подвигам, другого научает презрению того, что относится до тела, иного уготовляет к мученичеству; в других другое производит, но Сам в Себе не различен, как написано: Но каждому дается проявление Духа на пользу ( 1Кор.12:7 ). Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом ( 1Кор.12:8 ); иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом ( 1Кор.12:9 ); иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков ( 1Кор.12:10 ). Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор.12:11 ). 13 . Но поскольку просто о Духе многое и различное сказано в Божественном Писании и опасно, чтобы кто-либо по неведению не впал в смешение понятий, не зная, о каком духе разуметь написанное, то хорошо теперь в предосторожность изъяснить, какого Духа называет Писание Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

12: «То, что в Евангелии называется талантом, апостол Павел именует духовным дарованием. Дарования различны, но они имеют один общий источник – Духа Святого. Каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие, как бы особенно подчеркивает апостол, производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12: 4–11). Таким образом, все способности человека-христианина не что иное, как духовные дарования» . Но все добродетели и способности как дары Святого Духа подаются христианину в Церкви не только и не столько для него одного, для его личного совершенствования, но и для других, для всей совокупности церковного тела. Точнее, возрастание, совершенствование тела Церкви и заключается в личном совершенствовании каждого члена Церкви, которое связано со служением другим, с реализацией подаваемых каждому Духом Святым дарований, данных для служения Церкви: «Уже то, что каждому человеку дано особенное дарование и все дарования имеют один общий источник, уже это указывает на некоторую особую цель бытия всех этих духовных дарований. Не ради этого человека и не для него лично дано ему Духом дарование. Действительно, апостол лишь только сказал о разделении духовных дарований, сейчас же начинает говорить о том теле, которое составляют христиане… Ни один из членов тела не составляет какого-то самостоятельного и самозамкнутого бытия… Ради всего тела и каждый отдельный его член одарен духовным дарованием. Каждый отдельный член только тогда жив и действует согласно со своим назначением, когда он неразрывно связан со всем организмом тела… Тело Христово – Церковь и возрастает в своем духовном совершенстве при действии в свою меру каждого члена всяцем осязанием подаяния… то есть разнообразным восприятием подаяния даров Духа (Еф.

http://pravoslavie.ru/69130.html

136 . Не измышляй различия в действии между Отцом и Сыном, ни по времени, ни по порядку следования, но верь в единство одного и того же действия, по слову Господа: «Дела, которые творю Я, Он Сам творит» 88 . И еще: не думай о разделении на различные действия, но убедись, что Отец и Сын желают одного и того же, делают одно и то же, могут одно и то же, как Премудрость говорит тебе об Отце: Что творит Он, то и Сын творит также ( Ин. 5:19 ). Итак, нет действия предшествующего и действия последующего, но лишь единый результат одного действия, и поэтому сказано, что Сын не может творить ничего от Себя, так как Его действие не может быть отделено от Отца. Равным образом не отделено и действие Святого Духа, и то, что Дух говорит, Он, по слову Писания, слышит от Отца 89 . 137 . Что если я докажу, что Отец внимает Сыну так же, как и Сын Отцу? Ты читаешь в Евангелии слова Сына: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня ( Ин. 11:41 ). Каким образом Отец услышал Сына, если Сын ничего не сказал Ему о Лазаре 90 , как мы видим из евангельского повествования? И не думай, что лишь единожды Отец услышал Сына, поскольку Сын добавил: Я знал, что Ты всегда слышишь Меня ( Ин. 11:2 ). Это слышание свойственно не подчинению и покорности, но вечному единству. 138 . В этом же смысле сказано, что и Дух слышит Отца и прославляет Сына. Дух прославляет Его, научая нас, что Сын Божий есть образ Бога невидимого ( Кол. 1:15 ), сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр. 1:3 ). Дух говорил в патриархах, пророках и апостолах, которые, приняв Святого Духа, становились более совершенными. Значит, нет различия ни в божественной силе, ни в благодати. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех ( 1Кор. 12:4–6 ). Различия здесь относятся к дарам и не свидетельствуют о разделении в Троице, 139 . потому что Бог один и тот же, производящий все во всех. Признай, что нет никакого разделения в действии Бога Отца и Святого Духа, если то, что совершает Дух, совершает и Отец, Бог, производящий все во всех. Отец производит все во всех, но одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010