Одному дается Духом ( ου εο) слово мудрости. Какое имел Иоанн Богослов, также и сам Павел. Заметь и то, что о Духе употреблен здесь предлог (чрез). Другому слово знания, тем же Духом. Какое имели многие из верующих, сами имевшие знание, но других научить не могшие. Ибо мудрость (ο) учит, будучи некоторой ясностью (ε), так как она обнаруживает и сокровенное. Везде упоминает об одном и том же Духе, чтобы утешить (как много раз говорено) того, кто получил меньше. Иному вера, тем же Духом. Вера не в догматы, но чудодейственная, которая и горы переставляет (Мф.7:20). Иному дары исцелений, тем же Духом. Дар исцелять всякую болезнь и всякую немощь. Иному чудотворения. Такой мог и наказать непокорных, как, например, Павел поразил Елиму слепотой (Деян.13:11), а Петр Ананию поразил смертью (Деян.5:3-5). Получивший дарования исцелений не мог совершать этого. Иному пророчество, иному различение духов. То есть способность знать, кто духовен, а кто недуховен, кто пророк, а кто обольститель. Иному разные языки, иному истолкование языков. Дар языков у коринфян был в изобилии; им-то они более и превозносились, так как он первый дан апостолам и потому почитался важнейшим прочих. Но это не так. Ибо дарование учительства важнее, и истолкование языков важнее, нежели дар просто говорить на языках. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Опять предлагает то же утешение, то есть что все производит один и тот же Дух. Особенно же заграждает уста тому, кто не доволен своим уделом; ибо говорит: как Ему угодно, так и творит. Кто же ты такой, что не доволен? Заметь это изречение и против восставших на Духа. Ибо Он действует не как Ему поведено, но как Ему угодно. Посему Он - Владыка и Бог. И действует, как и Отец, производящий все во всех (выше, ст.6). Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. И примером тела утешает скорбящего о меньшем даровании, доказывая ему, что он не обделен. Ибо как тело есть и единое, и многое, потому что имеет члены, так и члены суть многие, и едино, потому все вместе составляют едино тело. Где же различие? где большее? Где меньшее? ибо все едино. Так, говорит, и Христос, то есть Церковь Христова. Поскольку Христос есть глава Церкви, то именем главы назвал Церковь. Ибо как тело и голова есть один человек, так, зная, что и Церковь и Христос, как тело и глава, суть едино, вместо Церкви поставил имя Христа. Итак, говорит, что в Церкви, хотя она слагается из разных членов, все мы составляем нечто единое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

Ответ на возражение 3. Хотя следствия благодати могут быть бесконечными по числу (ведь и человеческие действия бесконечны), однако все они сводятся к нескольким определенным видам и, кроме того, всем им общо то, что одни из них предшествуют другим. Раздел 4. НАДЛЕЖАЩИМ ЛИ ОБРАЗОМ РАЗДЕЛИЛ АПОСТОЛ ДАРОВАННУЮ БЛАГОДАТЬ? С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что апостол разделил дарованную благодать напрасно. В самом деле, любой дар, которым удостоил нас Бог, может быть назван дарованной благодатью. Но тех даров, коими Бог одарил нас в отношении душевных и телесных благ, может быть бесконечно много по числу, и при этом они не делают нас угодными Богу. Следовательно, дарованную благодать не должно подвергать какому-либо разделению. Возражение 2. Далее, дарованная благодать отличается от освящающей благодати. Но вера, коль скоро мы ею оправдываемся, согласно сказанному [в Писании]: «Итак, оправдавшись верою» ( Рим. 5, 1 ), относится к освящающей благодати. Следовательно, было ошибкой причислить веру к дарованной благодати, тем более что другие добродетели, а именно надежда и любовь, к ней причислены не были. Возражение 3. Далее, исцеление и говорение на разных языках – это чудеса, истолкование же языков, со своей стороны, принадлежит скорее мудрости или знанию, согласно сказанному [в Писании]: «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости» ( Дан. 1, 17 ). Следовательно, при разделении благодати неправильно было отделять исцеление и знание от чудотворения, а истолкование языков – от мудрости и знания. Возражение 4. Кроме того, как уже было сказано (68, 4), дарами Святого Духа являются не только мудрость и знание, но также разумение, совет, благочестие, мужество и страх. Следовательно, и они должны были быть упомянуты [в рассматриваемом разделении]. Этому противоречат следующие слова апостола: «Одному дается Духом слово мудрости, другому – слово знания (тем же Духом), иному – веры (тем же Духом), иному – дары исцелений (тем же Духом), иному – чудотворение, иному – пророчество, иному – различение духов, иному – разные языки, иному – истолкование языков» ( 1Кор. 12, 8–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

148 . Единое действие Отца, Сына и Святого Духа мы находим не только в Петре – во всех апостолах проявляются единство божественного действия и изъявление высшей воли. Божественное действие повелевает, а не подчиняется. Бог созидает все и творит без труда и усилий: Он сказал, – и сделалось ( Пс. 32:9 ), Он повелел: Да будет свет, и стал свет ( Быт. 1:3 ). В самом повелении Божьем – исполнение действия. 149 . Если есть желание, мы можем рассмотреть свидетельства Писания о такой царственной власти Святого Духа. Мы легко увидим, что все апостолы были не только учениками Христа, но и служителями Отца, Сына и Святого Духа, как наставляет учитель языков 95 : Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы, также благодать исцелений, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор. 12:28 ), которые являются Его дарами. 150 . Итак, Бог поставил апостолов, пророков и учителей, даровал благодать исцелений, и ты уже прочитал 96 , что она подается Святым Духом, даровал разные языки. Однако не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все чудотворцы, не все имеют дары исцелений, не все говорят языками 97 . Действительно, если посмотреть внимательно, то в одном отдельно взятом человеке не могут обретаться все дары Божии, но каждый получает в соответствии со своими возможностями то, чего желает и заслуживает. Но эта ограниченность земная не касается могущества Троицы, щедро раздающей всякую благодать. 151 . Бог поставил апостолов, и тех, кого Бог поставил в Церкви, Христос избрал, утвердил и отправил в мир, говоря: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк. 16:15–18 ). Итак, Отец поставил учителей в Церкви, поставил их и Христос; Отец сообщает благодать исцелений, сообщает ее и Сын; Отец подает дары разных языков, наделяет ими и Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Святость и чистота жизни человека, существа все же несовершенного, не безгрешного, не есть еще необходимое условие его мудрости и непогрешимости в учении веры и в различных обрядах. Св. Апостол Павел говорит в первом послании к Коринфянам: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различие духов, иному разные языки, иному истолкование языков» 1278 . Значит дарования бывают различны: тот, кому даны «дары исцелений» или «чудотворения», еще может не иметь «слова мудрости», и «слова знания», «истолкования языков». Вполне понятно, поэтому, что многие святые мужи, принимавшие постановления Стоглавого собора, хотя за угождение Богу своей жизнью были сподоблены от него дара исцелений и чудес, но, не имея «слова мудрости», по простоте и неведению могли держаться взглядов Стоглавого собора на —378— те обряды, которые служат предметом пререканий между старообрядцами и православными. Преподобный Максим Грек , уважаемый и старообрядцами, так говорит об этом: «дадеся им апостоло-подражательного ради их смиренномудрия, и простоты и жития святолепного, дарование исцелений, чудес предивных, но не дадеся языкам разум и сказание» 1279 . Как могут поступать по неведению в делах веры и богоугодные мужи, и при этом все же оставаться богоугодными – пример этому находим в древнем Прологе 1280 . Здесь рассказывается, что «бе пресвитер свят и чист; егда же творяше службу, ангела видяше одесную себе и о левой. Бе же убо сей от еретик приял службу литургийную, яко прост сый и неискусен божественных таин и словес. Егда же литургию служаше в простыни и беззлобии, глаголаше и то, о нем же ся блазняше, и не ведяше, яко зло прия». Но когда этому пресвитеру объяснено было, какие именно слова еретические в его служебнике, он немедленно перестал произносить их, не удержавшись от этого и тем, что ангел не отступал от него и тогда, когда он ранее произносил слова еретические во время своей службы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В-третьих: В этой главе наряду с «неудобовразумительным» мы видим очень даже вразумительные вещи: 1) языки суть знамение не для верующих, а для неверующих (ст.22), и 2) Если кто говорит на незнакомом языке …, (и) не будет истолкователя, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу (ст. 27-28), – т.е. экстатические чувства, не выражаемые понятно, испытывай лишь внутри себя, не вынося их из сердца к соблазну других. (Замечу: это – весьма важное положение аскетического Предания Церкви, и полностью совпадает с Мф. 6, 5/6). 5. В 1 Кор 12 ап. Павел пишет, что дары Духа различны, но каждому даётся проявление Духа на пользу. Не у всех был дар языков: одному даётся… слово мудрости, другому слово знания…, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков… Все ли Апостолы?.. все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи… и т.д. И дальше Апостол проводит такую мысль: вот дары, кому Бог дал; но это ничто по сравнению с любовью, и достигать все христиане обязаны любви, а дары – как Дух даст, по Своим соображениям. А у харизматов как раз все, прошедшие «крещение духом», должны говорить на языках, а также исцелять, немедленно получать просимое и проч. То есть вроде «возвращается к Новому Завету», а смысл на деле подменяется. 6. Выводы: 1. Крещение Святым Духом человек получает в Таинствах Крещения и Миропомазания. Его задача – развить, взрастить полученное семя Духа, о чем я уже много писал. 2. Экстатические дары, как прикладные, ушли из Церкви, вместе со всем строем Древней Церкви – дидаскалами, экзорцистами, диаконисами, хорепископами и проч. и проч. 3. Вместе с тем повысилось значение личной внутренней работы человека по стяжанию плодов Святого Духа. 4. «Возродился» «дар» языков (изъятый – исторически – первым из Церкви, из-за (предположительно) того, что его «экстатическая» составляющая стала для людей самоценной и заслонила церковное значение дара) вне Церкви в наши дни, под влиянием не Церковных причин (нужд), а иных, разбор которых я дал в другом месте.

http://pravmir.ru/o-svyatom-duhe-polemik...

Во–вторых: Тон главы очень похож на эпизод из Деян. 17: Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов (ст. 16), но в проповеди не излил это возмущение на Афинян, но подошел к делу пастырски, сказав им: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны (ст. 22). Так же и тут. Апостол явно обеспокоен употреблением дара языков вне прикладных рамок, т. е. вне назидания Церкви, вне смысла; но пастырски пишет об этом Коринфянам мягко, как–бы в сравнении показывая большую нужность дара пророчества (не лично, а для Церкви). В–третьих: В этой главе наряду с «неудобовразумительным» мы видим очень даже вразумительные вещи: 1) языки суть знамение не для верующих, а для неверующих (ст.22), и 2) Если кто говорит на незнакомом языке…, (и) не будет истолкователя, то молчи в Церкви, а говори себе и Богу (ст. 27–28), — т. е. экстатические чувства, не выражаемые понятно, испытывай лишь внутри себя, не вынося их из сердца к соблазну других. (Замечу: это — весьма важное положение аскетического Предания Церкви, и полностью совпадает с Мф. 6, 5/6). 5. В 1 Кор 12 ап. Павел пишет, что дары Духа различны, но каждому даётся проявление Духа на пользу. Не у всех был дар языков: одному даётся… слово мудрости, другому слово знания…, иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков… Все ли Апостолы?.. все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи… и т. д. И дальше Апостол проводит такую мысль: вот дары, кому Бог дал; но это ничто по сравнению с любовью, и достигать все христиане обязаны любви, а дары — как Дух даст, по Своим соображениям. А у харизматов как раз все, прошедшие «крещение духом», должны говорить на языках, а также исцелять, немедленно получать просимое и проч. То есть вроде «возвращается к Новому Завету», а смысл на деле подменяется. 6. Выводы: 1. Крещение Святым Духом человек получает в Таинствах Крещения и Миропомазания. Его задача — развить, взрастить полученное семя Духа, о чем я уже много писал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

«Если вся Церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь» ( 1Кор. 14, 23 ). Точнее невозможно сказать. Посещение собраний, где все говорят «языками», оставляет тягостное впечатление невменяемости «молящихся». В Священном Писании мы читаем: «Языки, суть знамение не для верующих, а для неверующих» ( 1Кор. 14, 22 ). Если так, то как же неверующие могут говорить о бесновании глоссолалов, если этот удар предназначен для них? Он предназначен для неверующих иноплеменников. Когда же он употребляется не по назначению, в собрании верных, то этот дар не полезен, а даже вреден, ибо через него может хулиться имя христиан. Что вполне могло иметь место в Коринфской Церкви. Дар языков предназначен для слушателей, о чем свидетельствует и следующий стих: «Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» ( 1Кор. 14, 14 ). Но как же тогда понимать слова о том, что «глоссолал сам себя назидает» ( 1Кор. 14, 4 ). Вот как разрешает это кажущееся недоразумение святой Иоанн Златоуст : «Плодом для говорящего служит польза слушателей. Сие сказал Апостол в послании к Римлянам: «Да, некий плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех» ( Рим. 1, 13 )» 199 . Этим апостол Павел еще раз запрещает бесплодную не назидательную молитву. Сам по себе, без истолкования, дар языков для Церкви не назидателен. Даже и при истолковании разрешается говорить двоим, много – троим, «и то порознь» ( 1Кор. 14, 27 ). У пятидесятников на собраниях все говорят «языками», при этом никто никогда «языки» не толкует. Сколь же далека от этого практика сектантов. Остается только догадываться: то ли они вовсе не знакомы с наставлениями апостола Павла, то ли не желают их исполнять... 13. О даре языков «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих – учителями, далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя? Все ли чудотворцы? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и Я покажу вам путь превосходнейший»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Если указывают в современном движении на случаи исцелений и других необычных, как бы чудесных, действий, то нам не принадлежит их оценка. По существу, нужно лишь сказать, что душа человека не настолько изучена, да и не поддается изучению ее методами изучения материальной природы. Не легко указать границу между обычными естественными способностями души и возможностями для нее действий выше обычных, а равно и возможностью подчинения ее темным силам, невидимым для наших глаз. Сказал Господь в Нагорной проповеди : «Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие». Глоссолалия Останавливаем внимание на «даре языков», составляющем предмет внимания ап. Павла в 14-й главе первого послания к Коринфянам. Были ли те явления γλσσαι – «дара языков» выражением благодатного дара «новых языков» дня Пятидесятницы? Нет. Здесь два разных явления. Речи апостолов в тот день понимали все; а этих, в собраниях коринфских христиан никто не понимал без истолкования другим лицом. Само существо физического произношения было разное. Здесь допускалось некое лепетание. Слово «глоссолалия» составлено из γλσσα и λαλω: «язык» и «говорю». Λαλω обычно употребляется в Евангелии в смысле «говорю», «говорил», «сказал». Но оно имеет и определенно другое значение : бормотать, лепетать 3 ). Вообще ясно, что эта форма славы Божией беспокоит апостола; однако, он опасается огорчить сих младенцев во Христе, поэтому ограничивается требованием, чтобы каждое такого рода выступление имело своего истолкователя. Ап. Павел ставит в пример себя: «я более всех вас говорю языками», пишет он. А им проповедывал и молился с ними, конечно, на греческом (эллинском) языке, на коем он и пишет, – хотя владел и римским, и арамейским – Палестины, и древнееврейским – Священного Писания, и, несомненно, народными наречиями тех стран на восток от Малой Азии, где он родился и которые посетил с проповедью о Христе сразу после собственного обращения ко Христу (Аравия, Сирия, Киликия). В данном же случае он увещевает: «Не будьте дети умом»; ... «если все станут говорить «языками» и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» О себе же он, конечно, говорит в обычном смысле владения разными языками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Если указывают в современном движении на случаи исцелений и других необычных, как бы чудесных, действий, то нам не принадлежит их оценка. По существу, нужно лишь сказать, что душа человека не настолько изучена, да и не поддается изучению ея методами изучения материальной природы. Не легко указать границу между обычными естественными способностями души и возможностями для нея действий выше обычных, а равно и возможностью подчинения ея темным силам, невидимым для наших глаз. Сказал Господь в Нагорной проповеди : «Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем многия чудеса творили? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие». Глоссолалия. Останавливаем внимание на «даре языков», составляющем предмет внимания ап. Павла в 14-й главе перваго послания к Коринфянам. Были ли те явления γλ σσαι – «дара языков» выражением благодатнаго дара «новых языков» дня Пятидесятницы? Нет. Здесь два разных явления. Речи апостолов в тот день понимали все; а этих, в собраниях коринфских христиан никто не понимал без истолкования другим лицом. Само существо физическаго произношения было разное. Здесь допускалось некое лепетание. Слово «глоссолалия» составлено из γλσσα и λαλω: «язык» и «говорю». Λαλω обычно употребляется в Евангелии в смысле «говорю», «говорил», «сказал». Но оно имеет и определенно другое значение : бормотать, лепетать 1 . Вообще ясно, что эта форма славы Божией безпокоит апостола; однако, он опасается огорчить сих младенцев во Христе, поэтому ограничивается требованием, чтобы каждое такого рода выступление имело своего истолкователя. Ап. Павел ставит в пример себя: «я более всех вас говорю языками», пишет он. А им проповедывал и молился с ними, конечно, на греческом (эллинском) языке, на коем он и пишет, – хотя владел и римским, и арамейским – Палестины, и древнееврейским – Священнаго Писания, и, несомненно, народными наречиями тех стран на восток от Малой Азии, где он родился и которыя посетил с проповедью о Христе сразу после собственнаго обращения ко Христу (Аравия, Сирия, Киликия). В данном же случае он увещевает; «Не будьте дети умом»; ...«если все станут говорить «языками» и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» О себе же он, конечно, говорит в обычном смысле владения разными языками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Православие в этом случае исходит из того, что здесь вовсе не утверждается постулат о всеобщности дара языков. Иначе мы должны признать, что и даром истолкования обладали все христиане. Но если это дар всеобщий, зачем апостол Павел советует коринфянам молиться о его приобретении ( 1Кор. 14, 13 )? В своем толковании на это место Священного Писания святой Феофан Затворник учит: «Каждый имеет какое-либо (дарование. – И.Е.) от Духа Божия, кто псалом, кто учение... кто откровение... кто язык» 179 . Отнюдь не свидетельствует о правоте пятидесятников и часто приводимый ими текст: «Желаю, чтобы вы все говорили языками, но лучше, чтобы вы пророчествовали ( 1Кор. 14, 5 ). Даром пророчества обладали, конечно, не все христиане. Не могут им похвастать и современные пятидесятники. Апостол Павел, говоря о дарах духовных, советует ревновать о даре пророчества. На основании пятого стиха можно как будто заключить, что даром пророчества обладали все христиане, но этого не позволяет нам сделать первый стих той же главы ( 1Кор. 14, 1 ). Языкоговорение всеми христианами Коринфской Церкви – это еще не реальность, а только пожелание Апостола. «Дабы не подумали, будто он по зависти к ним унижает языки», – пишет святой Иоанн Златоуст » 180 . Если внимать букве, а не духу Послания святого Павла, мы должны со всей категоричностью утверждать, что все в Коринфской Церкви обладали даром пророчества, буквально толкуя следующий стих: «Когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий» ( 1Кор. 14, 24 ). Но как могут все пророчествовать, если Апостол советует ревновать об этом даре ( 1Кор. 14, 1 ), чтобы получить его к назиданию Церкви? О том, что в Апостольской Церкви не все говорили языками, наглядно показывают следующие выдержки из Священного Писания: «Каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости... иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор. 12, 8 – 10 ). «Все ли чудотворцы? Все ли имеют дар исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» ( 1Кор. 12, 29 – 30 ). Учение пятидесятников о сообщении Церкви дара языков до скончания века

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010