Как вы знаете, братие, Господь совершил наше спасение не духовно только, но и телесно. Он воплотился, жил на земле, как человек и понес действительные крестные страдания и смерть. Во время Своей земной жизни, подавая исцеления больным, Он по большей части сопровождал их видимыми действиями, словом, прикосновением руки и под. Своим примером Он освятил, как мы уже говорили с вами, видимое, телесное служение Богу. Точно также и, спасающую нас благодать Он благоизволил подавать под видимыми действиями в установленных Им таинствах, так напр., для таинства крещения Он указал воду, для причащения – хлеб и вино. После Своего воскресения из мертвых, явившись ученикам Своим, Господь преподал им благодать Святого Духа чрез дуновение ( Ин.20:22 ). В пятидесятый день по воскресении Господнем, Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков. Точно также и апостолы, как известно, свое служение Богу сопровождали видимыми, телесными действиями, молились напр., с коленопреклонением и воздеянием рук ( Деян.20:36; 21:5 ; 1Тим. 2:8 ); вместе с верующими устрояли молитвенные собрания, пели на них псалмы, совершали таинство причащения ( Деян.2:42 ; 1Кор.11:3–17; 14:13–19, 26 ), при личном участии в молитвенных собраниях предлагали правила для их благоустройства ( 1Кор.11:34 ). Благодатные дары апостолы сообщали также чрез видимые посредства, напр., совершали таинство крещения в воде ( Деян.8:35–38 ), чрез возложение рук преподавали Святого Духа ( Деян.8:17–18 ), и совершали таинство священства ( Деян.6:6;14:23 и др.), для таинства причащения употребляли хлеб и вино ( 1Кор.11:26 ) и др. Из приведенных примеров вы видите, братие, что Самому Господу угодно было соединить преподание благодати и служение Богу с видимыми действиями. По воле Его также поступали и научили своих преемников и Его апостолы, заповедуя вообще христианам, чтобы их священнодействия совершались благообразно и по чину ( 1Кор.14:40 ). По воле Господа и по научению апостолов поступала, следовательно, и Православная Церковь , когда, имея в виду важность и необходимость видимого, телесного служения Богу для религиозно-нравственного воспитания людей, как состоящих не из одной души, но и из тела, устрояла и определяла видимую, обрядовую сторону своего богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Таков был характер харизматического служения Церкви. Впоследствии все это, с течением времени, утратилось, извратилось и изменилось, заменилось лицемерием и одними риторическими фразами без внутреннего содержания. Однако, след первоначальных, так сказать, первобытных церковных отношений остался; и даже римский папа, как ни лицемерно его смирение, находясь на самой высоте своей епископской власти, никогда в своих буллах не забывает все-таки называть себя servus servoium Dei – рабом рабов Господних. Ко всему сказанному остается только прибавить замечание немецкого пастора Лаутербурга о том, что «нет надобности предполагать (вместе с Тиршем, который следовал здесь воззрению Баура), что Церковь находилась в то время в состоянии анархии. Харизмы вытекали из свойственного общинам общественного духа жизни, и им с самого начала присущ был в их взаимодеятельности дух организации. Именно διακρσεις πνευμτν и κυβερνσεις производили своею деятельностью известные ограничения и дисциплинарные установления. Община, как целое, выражала свое одобрение или неодобрение отдельных проявлений духа (κωλειν, μ κωλειν, 1Кор. 14:40 ) 230 . 2. Разные виды христианского служения. 1 Кор. 12:27–30 27. μες δ στε σμα Χριστο κα μλη κ μρους. 28. κα ος μν θετο θες ν τ κκλησ πρτον ποστλους δετερον προφτας τρτον διδασκλους πειτα δυνμεις πειτα χαρσματα αμτων ντιλμψεις κυβερνσεις γνη γλωσσν. 29. μ πντες πστολοι μ πντες προφται μ πντες διδσκαλοι μ πντες δυνμεις. 30. μ πντες χαρσματα χουσιν αμτων μ πντες γλσσαις λαλοσιν μ πντες διερμηνεουσιν; Вы же тело Христово и члены от части. И некоторых Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями, потом поставил силы, потом – дары исцелений, вспоможения, управления, роды языков. Неужели все апостолы? Неужели все пророки? Неужели все учители? Неужели все имеют дары исцелений? Неужели все говорят языками? Неужели все истолковывают? У одних и тех же церковных писателей, напр. Оригена , Евсевия, Феодорита, встречаются в 27 стихе разночтения κ μρους (отчасти) и κ μλους (от члена). Севериан (V в.) объясняет: апостол не сказал –«члены ох членов», но «члены многие от члена одного». Ибо глава есть член всего тела. Чтение ντιλμψεις подтверждается Син. AFG; но ντιλψεις принято в Эльзев. взд., CEKL и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Что было бы с тварию, если бы вслед за падшим человеком она не покорилась суете и истлению, – это, как и большею частию другие условные истины, от нас сокрыто. По крайней мере, руководствуясь свидетельством откровения, разум может отвечать на эти вопросы следующими предположениями: 1) Размножение человеческого рода, по Божественному предназначению, могло и должно было происходить своим порядком, потому что идея человека требует развития. Но направляясь не похотью плотскою, которая есть дщерь и мать греха, – а духовною ревностию к славе Божией (как напр. в Аврааме, Моисее, Захарии и Елисавете), оно могло бы иметь свои пределы, согласные с порядком вещей и именно простираться дотоле, доколе раскрывалась бы идея. Между тем, живя более духовною жизнию, нежели чувственною, человек должен был постепенно одухотворять в себе своё телесное естество и освобождать себя от условий настоящего, вещественного образа жизни. И теперь, при настоящем порядке вещей, св. история представляет нам на то примеры во все периоды Церкви: патриархальной – в Енохе, подзаконной – в пр. Илии и в новозаветной – в Самом Богочеловеке. Особливо Богочеловек, как новый Адам, в различных моментах своей жизни, как-то: в четыредесятидневном посте, хождении по водам, преображении, воскресении, – показал нам как бы ступени лествицы, по коим первый Адам мог и должен был возводить своетело от чувственной жизни к духовной. 2) И царство неразумных тварей также могло и должно было размножиться, но тоже – до известных пределов, или дотоле, пока исполнилось бы их надлежащее число, – до пределов, требуемых назначением в целом порядке бытия. Такому назначению расширения и развития неразумного царства смерть была бы противоречащим явлением. Те, которые не могут представить в низшей природе другой жизни, кроме настоящей, тленной, обличают этим только ограниченность своего воззрения. По мере того, как каждый человек в то время одухотворял бы в себе животную, растительную природу, – и весь человеческий род мог бы постепенно облагораживать и утончать животное – растительное царство, препровождая в него, чрез себя, жизнь, сходящую свыше; подобно как и в будущей жизни река животная ( Апок. 22:1 ), исходяща от престола Агнча, протекает по всем тварям и напаяет древо животное в насыщение и исцеление языков. И ныне неразумная природа обнаруживает жажду высшего, истинного бытия: растения стремятся к свету, животные – к человеческому сообществу; те и другие, в преемстве родов, как бы силятся породить какое-то лучшее, соответствующее Божественному назначению, бытие, которого они так жаждут.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1 . Защитники этой мысли указывают обыкновенно на св. Киприана и современных ему святителей, как на виновников перемены в церковном управлении 222 ; но положительных доказательств на это они никаких не представляют и тем самым обличают уже себя в неправоте на сей раз. И кто поверит им, будто святители, жившие в смутные времена, поставленные в необходимость постоянно видеть смерть пред глазами, всегда расположенные к пролитию крови своей за Веру; не осмеливавшиеся и помыслить о ниспровержении богоустановленных порядков, напитаны были крайним честолюбием, а не вменяли уметы быти ( Фил. 3:8 ) какие бы то ни было, тем паче богопротивные, права, преимущества, авторитет, которых они имели лишиться если не сегодня, то завтра? Как, с другой стороны, могло случиться, что святители Азии, Сирии, Египта, Африки, Италии, святители всего вообще христианского мира в одно и то же время, без взаимного сношения и соглашения, вдруг объялись одним и тем же духом честолюбия и страстию к господству и решились уничтожить управление Церковию, учрежденное, как и сами они верили и как действительно было, Господом, ее основателем, и устроенное апостолами, ее насадителями, и таким образом лишить общество верующих богодарованного ему права? Как могло случиться и то, что общество верующих, обладавшее будто бы правом сим по воле самого Господа, не вступилось за него, не восстало против богоборных честолюбцев и властолюбцев, дерзнувших вводить в Церковь самоизмышленный порядок вещей, лишающий общество то существенных прав его? Как могло случиться, наконец, что ни раскольники, ни еретики, в которых не было недостатка и в III веке, и которые имели несчастный обычай даже в хорошем бывшем в Церкви, видеть худое, не возвысили укоризненного голоса на святителей, дерзнувших тогда ниспровергнуть первоначальное устройство Церкви, самим Господом ее учрежденное, – по крайней мере не указали на обстоятельство это в оправдание правоты своей относительно разрыва общения своего с нею? Нет: и из свящ. Писания видно, что иерархия получила начало свое от самого Господа, а не явилась в III напр. веке, как порождение честолюбия и страсти к господству. Той, говорит св.апостол об Иисусе Христе, Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители. Овых положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей ( Еф. 4:11 . 1Кор. 12:28 ). Очевидно, что если бы установление пастырей, учителей, епископов, пресвитеров и диаконов было делом – не говорим уже честолюбцев и властолюбцев, живших с половины III века, но – самого общества верующих; то св. Павел не сказал бы: Той дал есть, и: овых убо положи Бог . Очевидно и то, что если бы св. апостол не признавал учреждение пастырства делом самого Бога, разделяющего служения ( 1Кор. 12:5 ); то не упомянул бы вслед за тем о Нем, творящем чудная ( Суд. 13:19 ), сказав: потом же (положи Бог в Церкви) силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков ( 1Кор. 12:28 ) 223 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Что же? Считать по этому опущению синайскую рукопись еретическою? Но в таком случае а) надобно считать еретическими множество древних кодексов, начиная с александрийского, и ватиканский, и найденный при творениях св. Ефрема Сирина (С) и др., в которых также опущено это повествование; но этих кодексов еще никто не заподозривал в ереси, равно как и многих других, сходных с ними в этом отношении; б) надобно считать еретическими многие древние переводы, начиная с сирского-Пешито, в которых нет этого повествования; в) надобно заподозрить в ереси Кирилла Александрийского , Златоуста и Феофилакта, у которых (в толкованиях) нет всего этого отделения? – Конечно, не решится на это о. архимандрит Порфирий? Он говорит, что это отделение опустил (первоначально?) еретик Аполлинарий (IV в.) в своем издании Евангелия. Но как же это опущение оказалось в переводах, которые сделаны были задолго до этого еретика, напр. в сирском-Пешито (II в.) коптском и фивском (III в.) и древне-италийском (до-Иеронимовом)?... Затем, указав на вышеприведенные свидетельства Августина и Никона и на две (тоже вышеприведенные) приписки на древних кодексах, свидетельствующие, что в древних рукописях читалось рассматриваемое отделение, о. Порфирий опять неосмотрительно (по вышесказанному) заключает: «после таких (!) свидетельств нельзя было не отнести синайскую рукопись к разряду еретических» 6 . «Вся кафолическая церковь испокон веков читает в Евангелии Иоанна (гл. 1(> . ст. 14): Той Мя прославит (Дух истины), яко от Моего приимет и возвестит вам; (ст. 15) вся, елика имать Отец, Моя суть. Сего ради рех, яко от Моего приимет и возвестит вам. А в синайской рукописи этот 15 стих опущен, как будто издатели ее не верили, что Христос есть Сын Божий, и что Он имеет все, что имеет Отец Его». 7 . «Вся кафолическая церковь испокон веков читает в первом послании к Коринфянам (гл. 12, ст. 28. 29): положи Бог в церкви третье Апостолов… дарования исцелений, заступления, правления, рòди языков; а в синайской рукописи слово – роди опущено, может быть, по ошибке писца; но может статься и то, что издатели ее два слова – правления языков – читали совокупно и разумели, что Бог даст христианам власть управлять языками, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Место ее создания неизвестно, время - предположительно сер. XI в. Не указано и точное богослужебное предназначение, однако есть основания предполагать, что Л. д. исполнялась в церкви во время пасхальной утрени (или вечерни). Стихи на народном языке могли быть в данном случае комментарием к латинским, но не исключено, что двуязычие присутствовало изначально. Впервые в истории Л. д. в «Женихе» вводятся бытовые фигуры - купцы (торговцы маслом для лампад), произносящие свои 8 строк текста на окситанском диалекте. В позднейших Л. д. о девах эти персонажи не фигурируют, однако персона купца, продающего благовония, вскоре входит во мн. Л. д. о посещении Гроба Господня женами-мироносицами; впервые она зафиксирована в нач. XII в. в «Visitatio sepulchri» из Тропария монастыря Девы Марии в каталон. г. Риполь. Хотя переход с латыни на народные языки во мн. случаях был связан с введением сцен бытового или куртуазного содержания (что сказывалось и на характере музыки), спектр открывавшихся благодаря смешению языков возможностей был достаточно широк: напр., в плачах это же явление могло означать повышение уровня экспрессии и «непосредственность» выражения чувств. Возникновение паралитургического театра в кон. XII-XIII в. становится понятно в контексте стремления католич. Церкви этого времени активнее влиять на позднесредневек. общество, в особенности на духовную жизнь горожан. Миракли и др. духовные игры развивались параллельно проповеди монахов нищенствующих орденов, призывавших к покаянию и доказывавших его благотворное действие с помощью поучительных примеров (exempla); в свою очередь церковная доктрина начиная с IV Латеранского Собора (1215) подчеркивала значение таинства Покаяния и исповеди в жизни христианина. Тематика Л. д. данной эпохи пополнилась мотивом покаяния, которое способно моментально изменить участь даже самого закоренелого грешника. Этим объясняется, в частности, выбор сюжетов для больших бенедиктбойернских пассионов: в начале Л. д.- сцены призвания апостолов, исцеления слепого и покаяния мытаря Закхея, а также особая значимость блока эпизодов, посвященных духовному преображению Марии Магдалины, с примыкающей к нему сценой воскрешения Лазаря.

http://pravenc.ru/text/2110590.html

Разделы портала «Азбука веры» «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, втретьих – учителями, далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя? Все ли чудотворцы? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь превосходнейший» ( 1Кор.12:28-31 ). Протестантские богословы о сущности дара языков в Апостольской Церкви Богословы Запада предложили несколько теорий, объясняющих дар языков. Почти все они отвергают дар языков как способность человека вести проповедь на иностранных языках. Авторы так называемой экстатической теории утверждают, что глоссолалия возможна только в момент сильного духовного возбуждения. Немецкий ученый Блек считает, что под влиянием экстаза «глоссолалисты говорили необыкновенные, устарелые, никому не известные слова». Согласно теории Визелера, высказанной еще в прошлом веке, «в глоссолалической речи слышались только звуки, а самого содержания нельзя было расслышать», поскольку «они (глоссолалисты) всеми своими чувствами и мыслями погружались в себя и в созерцание Бога». Поэтому и молитвенные благодарения и славословия не были понятны для окружающих. Согласно теории Гильгенфельца, изложенной в книге Die glossalalie in die alter Kirche (1850), глоссолалией обозначается религиозное говорение языком, не находящееся в связи с мысленным процессом. Таким образом, под словом следует понимать особый, преподаваемый Богом язык. На основании чего же строятся подобные теории, если книга Деяний вполне определенно указывает на природу этого явления? Их авторы идут путем филологического осмысления термина греческого оригинала glossa (голос, язык). Когда слово glossa переводится немецким Zunge, то дар языков начинают истолковывать сугубо филологически, т.е. glossa lalin (говорить) есть речь только языком, причем воля в состоянии глоссолалии отсутствует. Другие понимают слово glossa как обозначающее совокупность устарелых выражений, не понятных современникам. Третьи трактуют слово glossa в значении «язык» – «диалект», однако не согласны с тем, что «языки» глоссолалов были обычными языками современных им народов. Как бы ни разнились характеристики глоссолалии, данные сторонниками экстатической теории, но все они согласны с мнением известного немецкого богослова второй половины XIX века Шульца, резко критиковавшего понимание глоссолалии как говорения на иностранных языках. «В настоящее время, – писал Шульц, – ни один беспристрастный или знакомый с делом человек не может говорить, будто дар языков заключается в говорении на иностранных языках».

http://azbyka.ru/o-dare-yazykov

Из многочисленных сочинений великого страдальца истины Особенно драгоценен для православной церкви «ответ об исправлении книг» 231 . Доказав примерами, что в Славянские книги вошли многочисленные ошибки, и иные из них до того изменили точный вид подлинников, что выставляют словами своими мысли еретические, противные св. вере, св. Максим говорит: «что скажут на это те, которые так неосновательно клевещут на меня, называя меня растлителем св. писания и осуждая меня за оправдание своё? Порчу ли я книги, когда правильно поправляю не священный писания, а то, что в них составляет неодобрительную ошибку, допущенную по недоразумению, по недосмотру, по забывчивости древних переводчиков, или по невежеству и небрежности переводчиков? Пусть перестанут злословить ближнего, который трудится для славы Божьей и для пользы всякому рассудительному и правоверующему брату своему». Противники скажут: «ты делом своим наносишь оскорбление великим чудотворцам, давно прославившимся в Русской земле? Они с этими священными книгами угодили Богу и по смерти прославлены чудесами». Не я буду отвечать им, но пусть блаженный Павел вразумит их. Он говорит: «одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом; иному – вера тем же Духом, одному дар исцелений тем же Духом, другому чудесные действия; иному пророчества, другому различение духов; одному дар языков, другому истолкование языков: всё же сие совершает один и тот же Дух, разделяя властью каждому, как Ему угодно» ( 1Кор.12:7–11 ). Ясно, что не даются одному все дарования духовные. И я исповедую, что по дарованию свыше прославлены в земле Русской св. чудотворцы, и что Богоносные отцы, как были прежде, так и ныне есть; и я поклоняюсь им, как истинным угодникам Божьим. Но они не приняли свыше ни дара языков различных, ни истолкования их. Потому не должно удивляться, если при их величии прошло мимо их разумения исправление описок, исправленных мною. Им, по их Апостольскому смирению, кротости и святости жизни, даны дары исцелений и чудес; другому же, хотя и грешен он больше всех, даны знание и толкование языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Явившись после воскресения ученикам Своим, Господь преподал им благодатную силу Духа Святого со словами: " Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Иоан. 20:22 и 23). И через десять дней по вознесении Своем, Господь, согласно Своему обетованию, ниспослал на учеников в день Пятидесятницы Духа Святого в виде огненных языков. Нисшествие в мир Духа Святого выразилось, во первых, в чрезвычайных дарованиях Апостолом в виде знамений, исцелений, пророчеств, дара языков, — и, во вторых, во всех благодатных силах, ведущих верных Христовых к духовному совершенствованию и ко спасению. В Духе Святом, в Его Божественной силе, " Даровано нам все потребное для жизни и благочестия " (2 Петр:1 и 3). Эти благодатные дары находятся в созданной Господом Его Святой Церкви на земле. Они составляют средства нашего освящения и спасения. Рассмотрение этих средств составляет предмет нового отдела Догматического Богословия, отдела о Церкви Христовой . Часть пятая. Церковь Христова Господь Иисус Христос в беседе с учениками обетовал им послать Духа Святого, Утешителя, Который пребудет с ними во век, Духа истины, Который научит их всему и напомнит все, что Он Сам говорил им, и будущее возвестить им. Явившись после воскресения ученикам Своим, Господь преподал им благодатную силу Духа Святого со словами: " Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Иоан. 20:22 и 23). И через десять дней по вознесении Своем, Господь, согласно Своему обетованию, ниспослал на учеников в день Пятидесятницы Духа Святого в виде огненных языков. Нисшествие в мир Духа Святого выразилось, во первых, в чрезвычайных дарованиях Апостолом в виде знамений, исцелений, пророчеств, дара языков, — и, во вторых, во всех благодатных силах, ведущих верных Христовых к духовному совершенствованию и ко спасению. В Духе Святом, в Его Божественной силе, " Даровано нам все потребное для жизни и благочестия " (2 Петр:1 и 3). Эти благодатные дары находятся в созданной Господом Его Святой Церкви на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2222...

Ст. 4. Ученики Христовы начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Этот дар языков служит неизбежным, действительным средством к сообщению истины Христовой разным народам. Но вместе с даром говорить на разных языках апостолы, как вселенские учители, получили и дар сказания языков, т. е. дар истолкования на туземном языке того, что было говорено на языке иноземном. Кроме того, ум апостолов и первых проповедников получил от Духа Святого и дар премудрости – т. е. дар научения других вере; слово разума – дар глубочайшего уразумения тайн веры; дар различения духов – людей с добрым или дурным направлением духа. Воля их сподобилась дара управлять Церковью , а также дара исцелений и чудес. Наконец, по сошествии Святого Духа, апостолы объединились и прониклись союзом совершенства – любовью к Христу и человечеству, искупленному кровью Христа. От такой любви не могли отклонить их никакие скорби и стеснения, ни гонения, ни бичевания, ни самая смерть. Апостолы, боговдохновенные такими дарами, были истинными вестниками учения Христова и верными строителями Церкви Божией на земле среди людей. Ст. 5 и 6. Боговдохновенные апостолы, на празднике Пятидесятницы в хвале Бога проявившие дар языков, изумили собравшихся около них людей. Набожные иудеи, пришедшие в Иерусалим на праздник из разных стран света – из Азии, Африки и Европы, из всякого исторического народа под небом – вдруг услышали галилеян, людей по природе не отличавшихся знанием языков, говорящими на разных языках и удивились, (ст. 7) и в недоумении и смятении говорили между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? (ст. 8) Как же мы слышим из их уст каждый собственное наречие, в котором и с которым мы родились. (ст. 9) Мы, Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, (ст. 10) Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, есть между нами и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, (ст. 11) критяне и аравитяне, мы слышим их нашими языками говорящих, проповедующих, о великих делах Божиих?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010