д) Практико-аскетические произведения Оригена . Те условия, которые так неблагоприятно отразились на судьбе экзегетических и догматических произведений Оригена , не оказали влияния на практико-аскетические его творения: хотя они и не свободны совершенно от своеобразных суждений Оригена , тем не менее темы их давали мало повода для ясного выражения богословских особенностей в его учении. Поэтому два практико-аскетических произведения – " О молитве» и «Увещавание к мученичеству» сохранились полностью в Греческом тексте. Они свидетельствуют о глубокой религиозной настроенности автора и для позднейших поколений служили источником назидания. Περì εχη ς, «О молитве» – принадлежность этого произведения Оригену засвидетельствована уже Памфилом (Apol. pro Orig., 8), поэтому, хотя оно не указывается в списке сочинений Оригена у Иеронима, его подлинность не подвергается сомнениям. Произведение написано вследствие письменной просьбы Амвросия и его жены (или сестры) Татианы (De orat., 5:6) – к ним обращено заключение его. Оно распадается на две части, из которых в первой (1–17) автор говорит о значении, пользе, необходимости, силе и действии молитвы. Ангелы, Христос, святые молятся с нами и за нас. На возражение, что молитва не может произвести никакого изменения в плане Божественного мироправления, Ориген отвечает разъяснением, что Бог, сообразно с Своим всеведением, принял в этот план и фактор человеческой свободы и все благое, что Он хотел дать по молитвам. Против возражения, что Бог Сам знает наши нужды и что Он от вечности неизменно предопределил судьбу каждого из нас, Ориген весьма подробно говорит о цели, необходимости и пользе молитвы. С особенною силою он указывает на удостоверяемый Священным Писанием и ежедневным опытом факт, что возвышение сердца к Богу, представление себя в Его присутствии, богобоязненное настроение уже сами по себе производят освящающее влияние на всю деятельность человека. Содержание, характер и способ молитвы определяются образцом, данным Самим Господом, и вторая часть (18–30) произведения посвящена изъяснению молитвы Господней, причем на основании особенностей текста у Матфея (6:9–13) и у Луки (11:2–4) Ориген склонен признать две различные молитвы, весьма похожие по своему словесному выражению. Изъяснение молитвы Господней отличается оригинальностью и глубокими мыслями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

И вот, он полежал на одном боку, а потом спокойно сказал: «Уже испеклось, можете поворотить». Какая у этого человека была великая радость, какое утешение, что он так спокойно все это переносил! Своими силами человек, в самом лучшем случае, может показать нечеловеческую волю и с проклятиями, со злобой вытерпеть пытку. Но терпеть мучения с благодушием без содействия благодати Божией невозможно. Такое благодушие свидетельствует об обилии благодати. И это тоже исполнение заповеди: Блажени будете, егда возненавидят вас человецы. История сохранила имена языческих героев, которые показывали огромное мужество. Например, римлянин Муций Сцевола, когда враги стали его допрашивать, сжег собственную руку на огне, чтобы показать, что он их не боится. Им руководило чувство патриотизма и сильнейшая ненависть к врагам. Человек может совершить подвиг под действием сильного чувства, но у него не будет при этом того благодушия, той душевной радости, которая возможна только тогда, когда подвижника утешает благодать Святого Духа. Кроме того, таких людей, как Муций Сцевола, все-таки немного, они считаются героями. А вот когда спокойно переносит пытку девятилетняя девочка, я говорю о мученице Любови, то это уже рационально никак не объяснишь. Многие люди проявляют героизм во время боя. А много ли людей, которые отстаивают свои убеждения, принимая за них нечеловеческие страдания, как это делали христианские мученики? Поэтому не нужно путать героизм с мученичеством или, как мы раньше говорили, мужество человеческое с евангельским. Далее у апостола Луки идет рассуждение, которого у евангелиста Матфея совсем нет. Обаче горе вам богатым, яко отстоите утешения вашего 152 ( Лк.6:24 ).Мне кажется, что эти слова можно понимать даже и буквально, то есть: «горе вам, богатым, ибо вы далеко отстоите от истинного, благодатного утешения». Если нищие духом получают Царствие Божие, то надеющийся на свое богатство далеко отстоит от того утешения, которое ожидает человека как награда в вечности и которого он отчасти сподобляется в этой жизни. Горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете 153 ( Лк.6:25 ). Тем, кто пытается насытиться земными благами и видит счастье только в этом, – горе, потому что когда-нибудь эти люди увидят духовные блага и взалчут их, но не получат. А если бы они захотели получить их в этой жизни, то и это для них оказалось бы трудно или даже невозможно. Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете 154 ( Лк.6:25 ). Не думаю, что эти слова нужно понимать слишком буквально: якобы всякий смех вообще запрещен. Это не так, но если мы будем стремиться к земной радости и считать, что в этом состоит цель человеческой жизни, то в конечном счете возрыдаем и восплачем. К сожалению, нужно сказать, что все мы подвержены такому суеверию, будто счастье состоит в том, чтобы мы всегда радовались и никогда не плакали.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

23)  Мученичество Онана, Андрея и Феклы. 24)  Григория монаха. 25)  Успение пророка Ионы, его же воскреси Фесвитянин. 26)  Благовещение Архангела Захарии и зачатие предтечи. 27)  Мученичество Евстафия и чад его 28)  Мученичество Ападера и Крины сестры его. 29)  Мученичество Арапсимеи девицы. 30)  Чудо бывшее десницею Афанасия апостольского. Месяц Папе (Октябрь) Первый день. – Мученичество Анастасии. 2)  Пришествие Севера патриарха Антиохийского. 3)  Успение Григория просветителя Армении. 4)  Апостола Анании, и мученичество св. Вакха. 5)  Павла патриарха Константинаграда. 6)  Анны, матери Самуила пророка. 7)  Успение аввы Павла Илтамуха. 8)  Мученичество Матара старца и иже с ним. 9)  Память Симеона епископа. 10)  Сергия и Вакха. 11)  Аввы Иакова патриарха Антиохийского. 12)  Мученичество Матфея апостола, и успение Димитрия. 13)  Мученичество Захарии монаха. 14)  Филиппа единого от седьмидесяти. 15)  Святого Пантелеимона. 16)  Аввы Агафона папы Александрийского. 17)  Память Григория, брата Василиева. 18)  Феофана и супруги его; и собор. 19)  Феофила патриарха. 20)  Априуанна малорослого и иже с ним. 21)  Перенесение мощей Лазаря, и пророка Иоиля и аввы Риеса, и память Парфении. 22)  Мученичество Луки врача и евангелиста. 23)  Успение аввы Иоасафа, и память Дионисия. 24)  Память аввы Илариона монаха, иже в Газе. 25)  Успение аввы Апла и аввы Епида. 26)  Мученичество Тимона апостола единого от седьмидесяти. 27)  Апо-Макара епископа Едкийского. 28)  Мученичество Иулии и Меркурия. 29)  Мученичество Димитрия Солунского. 30)  Рахима монаха. Месяц Хатор (Ноябрь) Первый день. Максима, Дометия и Петра. Петра папы Александрийского, и Афанасия. Успение Киприана и мученичество Афанасия. Успение Иакова и Иоанна, и мученичество Фомы епископа. Память Тимофея, и обретение св. главы Лонгина. Собор Сотира и учеников его в монастыре, именуемом Мухрек. Мученичество Георгия Александрийского, и обновление великий церкви его. Память четырех животных. Собор трехсот осьмнадесяти отец, иже в Никеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мученичество пятидесяти инокинь матери их Софии. Анны матери Пресвятыя Девы, и Елисаветы. Архангела Михаила. Тимофея и Захарии. Трех отроков и Мартина епископа. Мученичество св. Апсамны. Обновление храма Апо-Макара подвижника. Успение Иаонна златоустого и перенесете мощей его. Апостола Филиппа и мученичество святых дщерей его. Обновление храма Сергия и Вакха, и память Варфоломея. Обновление храма Феодора, Иоанна, и Феодора патриарха. Успение Григория Богослова , и Козмы. Мученичество Козмы и Дамиана и матери их. Успение Конидия, и память Марины. – Мученичество Меркурия. Мученичество св. Пеладиака и братии его. Иакова Персянина, и обновление храма св. Виктора. Мученичество Сарапамона епископа Некиосийского. Мученичество патриарха Петра, иже есть печать мучеников. Успение Акакия папы Александрийского, и память Макария. Месяц Квхак (Декабрь) Успение Петра епископа Едесского. Апахора монаха, и Вениана ерестителя. Введение пресвятой Богородицы во храм, и мученичество Ставра. Мученичество апостола Андрея. Память Иоанна Ираклийского. Память пророка Наума и Исидора мученика. Успение Матфея нищего, игумена горы Есван. Успение Варалана, и аввы Самуила, и аввы Иессея, и Феклы. Пимена исповедника. Перенесение мощей Севпра в обитель птичью, и успение Феофания. Успение аввы Пахомия, мученичество Птоломея. Собор в Риме, и память Апо-Хедра. Зачатие св. Анны, и обновление храма подвижника Михаила. – Григория, и Луки столпника. Успение Гедеона и память Анании мученика. Перенесение мощей Луки и Моисея, в Константинополь. Перенесете мощей апостола Тита, и память Филимона. Успение Иоанна епископа Елперлесского, и память трех отроков. Пророка Аггея, иже от меньших пророков. Мученичество апостола Варнавы . Память ангела Гавриила, и успение Евстафия. Успение Тимофея подвижника, и пророка Давида. Мученичество Игнатия ученика апостола и евангелиста Иоанна. – Мученичество Анастасии и Иулиании и иже с ними. Мученичество аввы Епсада епископа. Препразднство рождества Христова. Рождество Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Между историей об И. из «Мученичества ап. Матфея» и греч. мифом существуют явные параллели. Дочь Клитемнестры была привезена в Авлиду, чтобы быть выданной замуж за царя Ахилла; Гиртак привел И. в церковь, чтобы ап. Матфей склонил ее к браку с царем. Мифическая Ифигения освобождается Артемидой от смерти на жертвенном алтаре, остается девой и становится жрицей. В «Мученичестве...» И. становится посвященной девой и избавляется от гнева Гиртака благодаря заступничеству ап. Матфея, к-рого убивают ножом у алтаря как своего рода жертву во имя сохранения девства И. Имя Гиртак не упоминается в ранней христ. лит-ре, оно встречается только у Вергилия ( Vergil. Aen. IX 406). Согласно греч. мифологии, Гиртак был троадским царем, сопровождавшим Энея в Италию и отнявшим у царя Приама его жену. Этот образ царя, претендующего на чужую супругу, также мог быть привнесен в легенду об ап. Матфее. Не исключена возможность того, что языческий миф об Ифигении был известен в народных преданиях Тавриды и Колхиды. По заключению Каруччи история об И. вошла в первоначальные рассказы на греч. языке о проповеди ап. Матфея в этом регионе, затем эти рассказы или их переработки (возможно, в лат. версии) послужили источником для компиляции «Истории апостолов» Псевдо-Авдия. Т. о., по мысли Каруччи, миф об Ифигении, дочери Агамемнона, был христианизирован в III-IV вв. к.-л. христ. знатоком античной лит-ры, когда еще было живо предание о языческом прошлом региона, либо чуть позднее. Этот миф тесно связан с идеей девства, к-рая является центральной в лат. «Мученичестве ап. Матфея». Однако заимствование христианами нек-рых языческих мотивов не исключает возможности того, что рассказ «Мученичества...» об И. имеет исторические основания: в окружении ап. Матфея вполне могла быть дева, решившая посвятить себя Богу. Помимо языческого мифа на формирование истории об И. повлияло лит. движение той эпохи, когда эта легенда получила окончательное завершение. Компиляторы IX в. не столько хотели дать точное историческое описание событий, сколько преследовали воспитательную цель. В «Мученичестве...» есть неск. черт, характерных для т. н. песней о деяниях - жанра франц. средневек. литературы, представляющего собой эпическую поэму о жизни к.-л. героя или его семьи (самая известная из таких поэм - «Песнь о Роланде»). Как правило, в этих произведениях образ женщины либо отсутствует, либо появляется в конце поэмы. Чаще всего восхваляются целомудрие женщины, ее верность и преданность жениху или мужу, готовность умереть, но не вступать в брак (или во 2-й брак). Похожие мотивы присутствуют в «Мученичестве ап. Матфея»: образ И. появляется в конце повествования, она не уступает уговорам царя и знатных дам и готова умереть ради того, чтобы сохранить девство и быть посвященной Богу. Распространение легенды

http://pravenc.ru/text/1237951.html

«Мученичество ап. Матфея» составляет 7-ю кн. «Истории апостолов»; в рукописях за ним непосредственно следует «Мученичество апостолов Симона и Иуды», к-рое изначально если не составляло единое целое с «Мученичеством ап. Матфея», то было тесно связано с последним. В обоих апокрифах действующими лицами являются 2 мага - Зароэс (Zaroes) и Арфексар или Арфаксат (Arfexar, Arfaxat), изгнанные из Эфиопии ап. Матфеем и противодействовавшие апостолам Симону Кананиту и Иуде Иаковлеву в Персии. «Мученичество...» повествует о 23-летней проповеди ап. Матфея в Эфиопии и об обращении им в христианство эфиоп. царя Эгиппа или Эглиппа (Egyppus, Eglyppus), его жены царицы Евфениссы (Eufenissa, Euphoenissa), сына Евфранана или Евфранора (Eufranan, Euphranor) и дочери И. После крещения И. посвятила себя Богу и была поставлена ап. Матфеем во главе общины, состоящей более чем из 200 дев (Hist. Apost. VII 8// Fabricius. 1852; Acta Matthaei. I 15//ActaSS. Sept. Т. 6. P. 222; Passion de Matthieu. 19// Alibert D. e. a. 2005. P. 825). После смерти Эгиппа власть в Эфиопии захватил его племянник Гиртак (Hyrtacus). Он захотел взять И. в жены и надеялся при помощи ап. Матфея убедить ее выйти за него замуж. Гиртак пообещал апостолу половину царства, если тот сможет склонить И. к браку. Ап. Матфей предложил Гиртаку явиться в церковь в ближайшую субботу, когда он обычно проповедовал. В это же время в церкви должна была присутствовать И. вместе с посвященными Богу девами (Hist. Apost. VII 9// Fabricius. 1852; Acta Matthaei. I 16//ActaSS. Sept. T. 6. P. 223; Passion de Matthieu. 21// Alibert D. e. a. 2005. P. 826). В назначенный день ап. Матфей в присутствии царя и И. произнес длинную речь о святости христ. брака. Его проповедь была восторженно встречена царем и народом. Однако неожиданно для всех апостол сказал, что брак не должен нарушать божественных законов. Если кто-либо захочет взять в жены супругу царя, тот должен быть казнен, а поскольку Гиртак возжелал ту, которая стала супругой Царя Небесного, то намерение жениться на ней также преступно. Гиртак пришел в ярость, а И. простерлась у ног апостола и просила его посвятить ее и ее сестер во Христе Богу и защитить от гнева царя. Ап. Матфей покрыл голову И. и головы сопровождавших ее дев покрывалом и произнес молитву посвящения, в к-рой он испрашивал у Бога дать им силы и благодать для сохранения девства. Затем ап. Матфей отслужил литургию и продолжал молиться у престола. В это время воин, посланный Гиртаком, вонзил меч в спину апостола и убил его.

http://pravenc.ru/text/1237951.html

Евсевий говорит (III, 24, 6) «Матфей, первоначально проповедовавший евреям, когда вознамерился идти и к другим (народам), изложил свое Евангелие письменно на родном языке» Что это было 8 лет после Воскресения, передает, по древнему преданию, Феофилакт Охридский в XI–XII вв. См. Resch, с. 276. С этим преданием вполне согласуется указание старого апокрифического «Странствования и мученичества Св. Апостола Варнавы » (в основе которого лежат очень древние и достоверные воспоминания), что уже немедленно после Апостольского Собора в Иерусалиме (около 50–51 гг.) у Ап. Варнавы находилась в руках полученная им от ев. Матфея «Книга слова Божия, запись о чудесах и учении». Этот экземпляр Евангелия от Матфея – одна из древнейших реликвий христианской письменности – по преданию был найден в конце V века на Кипре вместе с останками Ап. Варнавы и около 485 г. поднесен имп. Зенону Ср. Heusser, II, с 304. С другой стороны, еще в конце II века Пантэн, учитель Климента Александрийского , видел в Индии, у тамошних христиан, арамейское Евангелие от Матфея, принесенное туда, по преданию, Ап. Варфоломеем. См. там же, с. 239 и Евсевий V, 10 3. Таким образом, нет никакого серьезного основания сомневаться в существовании древнейшей редакции этого Евангелия уже во время Апостольского Собора в Иерусалиме и разделения Апостолов для проповеди по разным странам и относить его только к 60-м годам нашей эры Напротив, не подлежит сомнению, что канонический греческий текст Евангелия от Матфея (или, правильнее, «по Матфею» – κατ Ματθαον) относится к значительно более позднему времени и опирается уже на греческое Евангелие Марка, представляя собой вообще не столько перевод подлинного арамейского Евангелия Ап. Матфея, как его переработку – «une composition d’une allure libre par raport â son original», как говорит строго католический ученый Лагранж (Lagrange R. Р. в Revue Biblique, 1896, с 26 сл.) ср. также, Calmes Th. Comment se sont formés les Evangiles (Париж, 1904, 7 изд. в серии «Science et Religion») с. 34. К тому же выводу приходит и филологическая критика текста, согласно которой наше греческое Евангелие от Матфея «вообще не перевод, а греческий оригинал». Редактор же его, по-видимому, лично был даже мало знаком с палестинскими условиями. См. Chamberlain Н. St., с. 18 прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

Беседа 35. Евангелие от Матфея, глава 10, 38–42. «О несении креста» Сегодня мы продолжаем наши беседы по тексту Евангелия от Матфея. И сегодня мы рассмотрим текст 10-й главы с 38-го по 42-й стих. Здесь говорится о необходимости несения Христа, то есть преодолении всех испытаний, посылаемых нам от Бога. Далее говорится о том, как правильно реагировать на служение священников в Церкви. Итак, мы читаем: Мф.10:38 . «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Блаженный Иероним так истолковал этот стих: «Крест должно носить на себе всегда, не думая, что может быть достаточно только пылкой веры; мы всегда должны обнаруживать [свою] любовь ко Христу» . «Крест» в широком понимании – это все те трудности, которые посылаются нам от Бога в этой жизни. Иногда родители говорят о тяжелых по характеру детях: это у меня такой крест. Или человек говорит о своем заболевании: Бог послал мне тяжелый крест. Но иногда «крест» и следование за Христом означает нечувствие гонений и стремление со всяким прилежанием исполнить волю Бога (Его святые заповеди). Блаженный Феофилакт пишет: «Кто, говорит, не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на поносную смерть (ибо так древние думали о кресте), тот недостоин Меня. Поскольку же распинают многих, как разбойников и воров, то присовокупил: и в след Мене грядет, то есть, живет по Моим законам» . Итак, несение креста означает безропотное преодоление испытаний в гонениях и твердое намерение несмотря на все трудности исполнять Божий Закон. В этом смысле мученик в христианстве не только тот, кто безропотно переносит гонения и сами страдания, но и тот, кто несмотря на трудности – бессилие собственной души и тела стремится исполнить Закон Божий. То есть если ты несмотря ни на какие страдания принимаешь решение не принимать наркотики или не выпивать – это мученичество в глазах Бога. Хотя каждая клетка твоего тела стремится ко греху – ведь ты оказался в химической зависимости от зловредных веществ, но ты продолжаешь свою борьбы за верность Божьей заповеди, в глазах Бога, – ты поступаешь именно как исповедник (мученик). Или ты борешься с собственной блудной страстью – Бог воспринимает твои переживания, страдания и боль именно как исповедничество (мученичество). Причем, здесь твой гонитель – не император Нерон или Домициан,  но сам дьявол . И твоя брань с «фараоном мысленным» более чем угодна и приятна Богу. В этом смысле следование за Христом всегда означает удаление от дьявола и греха и приближение к праведности и святости. Апостол Павел писал: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» ( 1Сол.4:3 ).  Здесь мы видим, что для апостола Павла освящение не есть нечто сугубо отвлеченное, сакральное, но, скорее, практическое и деятельное. Смысл его слов более чем лаконичен: хочешь стяжать освящение – не блуди. Да! Тяжело и трудно, но ты постарайся!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Апо-Иоанна иконома, и мученичество Диоскора. Месяц Тупе (Январь) 1) Мученичество архидиакона Стефана, и Леонтии. 2) Мученичество епископа Галлика, и патриарха Феоны. 3) Младенцев избиенных от Ирода. 4) Преставление Иоанна Богослова и евангелиста, и царя Константина. 5) Мученичество Арсения, и успение Матфея. 6) Обрезание Господне, с взятие пророка Илии на небо. 7) Успение Сал-Петра, и перенесена мощей Психсрона. 8) Успение Вениамина, и память Андроника. 9) Память пророка Малахии, иже от меньших. 10) Препразднство Богоявления. 11) Богоявления, и мученичество Анатолия. 12) Мученичество Феодора Тирона, и память архангела Михаила. 13) Брак в Кане галилейской, и перенесение мощей аввы Пеора. 14) Успение Архилина, и Максима брата Дометиева. 15) Пророка Авдия, и успение Григория. 16) Мученичество Филофея, и успение Иоанна. 17) Память Максима и Дометия. 18) Успение аввы Иакова епископа Низибийского. 19) Обретение мощей Пахора, и Пеора и Авирона. 20) Успение Прохора, единого от седмидесяти. 21) – 22)  Антония великого . 23) Тимофея и Афанасия волхва. 24) Успение Марии подвижницы, и память аввы Псада. 25) Успение Петра Кананейского, и Феклы мученицы. 26) Мученичество сорока седьми в Хэхате, и Анастасии. 27) Память ангела Сориэла, и мученичество Серапиона. 28) Мученичество Климента, и Апако. 29) Ксении и Кориана. 30) Мученичество дев и Софии матери их. Месяц. Емсор (Февраль) 1) Собор ста пятидесяти отец, иже в Константинополе. 2) Аввы Пула, и Лонгина игумена обители птичьей. 3) Иакова монаха. 4) Агапия единого от седмидесяти. 5) Егрипиана, и Апо-Еппе, и Апанона. 6) – 7) Александра и Феодора. 8) Сретение Господа десницею Симеона священника. 9) Аввы Варсамы Сирина, и аввы Павла Сирина. 10) Мученичество апостола Иакова Алфеева, и Диста. 11) Мученичество Влахлиоаса, и аввы Иоанна патриарха. 12) Пахомия и Геласия. 13) Рождество св. Виктора, и мученичество Феодора сына Василиды. 14) Аввы Севира, и аввы Иакова. 15) Пророка Захарии. 16) Сорока мучеников иже в Севастии, и успение Елисаветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Житие прп. Нила Младшего [Россанского]. XII Когда он [прп. Нил] входил в город [Капуя], ему навстречу со всех улиц стали стекаться все, чтобы узреть его досточтимый лик и принять его благословение. Среди них [была] одна диаконисса, игумения монастыря, со своим пресвитером, еще молодым и цветущего вида, [которая], собрав подчиненных ей дев, вышла навстречу преподобному. Martyrium Matthaei. 28 Мученичество св. Матфея. 28 Acta apostolorum apocrypha/Ed. R. A. Lipsius, M. Bonnet. Vol. 1. Pars 2. Lipsiae: H. Mendelssohn, 1898. P. 259. «Мученичество св. Матфея» (непонятно, апостола или мученика) – довольно поздний текст неизвестного происхождения, сохранившийся в двух средневековых греческих рукописях, а также в латинском, древнеславянском и армянском переводах. Св. Матфей является в видении ученику Платону и своему мучителю царю, который кается и со своим домом принимает Крещение, а св. Матфей рукополагает царя в пресвитеры. Ниже приводятся две греческие и латинская версии «Страданий» по трем манускриптам. По справедливому замечанию К. Мадигэн и К. Осайек, в первом греческом манускрипте под пресвитидой и диакониссой могли подразумеваться жены клириков, тем более что в диакониссы по церковным канонам можно было рукополагать не ранее сорока лет 208 . На основании двух других версий текста такой вывод однозначно сделать нельзя. (Ms. PF) Κανατη τη сорахаτστησεν Ματθαος τν μν βασιλα πρεσβτερον, ν δ τν τρικοντα πτ· κα τδν υιν το βασιλως κατστησεν δικονον, τν δκα πτ· κα τν γυνακα το βασιλως κατστη σεν πρεσβτιδα, κα τν γυνακα το υο ατο κατστη σεν διακνισσαν· ν δ κα ατ τν δκα πτ. κα γνετο χαρ μεγλη ν τη κκλησ, κα πντες φνησαν λλλοις· » Αμν, δεδοξασμνη ερωσνη κα νλογισμδς 209 τω Χριστ. Αμν (Ms. VUE) χειροτνησεν δ μακριος Ματθαος τν μν βασιλα πρεσβτερον, τν δ υιν ατο δικονον, μοως δ κα τν γυνακα ατο κα τν νμφην εις διακονσσας. Κα εθ’ οτως ελγησεν αυτος επν· » σται ελογα κα χρις το Κυρου μν ’Ιησο Χριστο εις τν αινα χρνον με’ μν’ 210

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010