Соблазны и беззакония достигнут своего предельного развития. Обольщенные злом люди изберут себе единого мирового правителя, которого апостолы именуют сыном беззакония, или антихристом. Гений и злодейство в нем найдут непостижимое сочетание. Нося на первых порах маску духовности и человеколюбия, затем он обнаружит в полноте свои поистине звериные качества: сатанинскую гордыню, коварство, ненависть и жестокость. Мир погрузится в смятение. " ...Восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам " . Антихрист, выдавая себя за Живого Бога, начнет гонение на Церковь Христову. Последователей Господа возненавидят все нечестивые и отступившие от веры народы. Христиан постигнет преследование, многие сподобятся в те дни венцов мученичества. Евангелие к тому времени будет проповедано уже во всех уголках вселенной - во свидетельство и обличение живущих беззаконно и несогласно с заповедями Господа. Вот тогда и придет конец. Кто из наших читателей желает обрести обстоятельные сведения о конце видимого мира, пусть возьмет в руки Новый Завет и с благоговением начнет изучать его - от Благовествования Евангелиста Матфея до книги Откровения, именуемой Апокалипсисом. А ныне выберем из Писания самое главное. " И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются " . " ...После скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего... Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные " . (Здесь Священное Писание говорит о явлении на небесах светоносного креста, который приведет в ужас всех противившихся Богу и Его заповедям. Для христиан же то будет великим ободрением и свидетельством близости второго пришествия Господа.) " Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2165...

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз , но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:21—22). «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк. 17:3—4). Святой Златоуст об этом Если малое простишь сослужителю, то совершенно все тебе отпустит Бог (Беседа 20 о тайной ненависти). Если не оставишь согрешений ближнему, не оставятся и тебе твои согрешения (Там же). К очищению грехов пространный и удобный путь показал нам Бог — отпущение согрешений ближнему (Беседа 19 на евангелиста Матфея, гл. 6). Для того научил нас Христос молиться: «Остави нам, якоже и мы оставляем», — чтобы мы узнали, что образ прощения от нас берет начало (На слова: «если враг твой голоден» , и прочее (Рим.12:20). Том 3, л. 170). Когда враг твой попадет в руки твои, не мсти ему, но подобает сохранить жизнь и достоинство его. (Беседа 1 о Давиде и Сауле). Нет ничего безопаснее, как врагу простить; нет ничего опаснее, как ему мстить (Беседа 2 о Давиде и Сауле). Если простишь врагу, замышляющему и желающему тебя жизни лишить, — за мученичество тебе вменится (Беседа 3 о Давиде и Сауле). Рассуждение об отпущении согрешений ближнему. Причины, по которым мы должны отпускать согрешения ближнему Первая. Христианская любовь того требует; сказано об этом выше, где говорилось о любви. Вторая. Требует того целостность общества, поскольку, если бы все друг другу мстили, общество бы не могло устоять: все бы друг друга истребили, что бывает следствием взаимной вражды, по слову апостола: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15). Третья. Друг пред другом согрешаем: против тебя сегодня согрешил ближний, а ты против него завтра, или уже и прежде согрешил; потому и должно друг другу прощать, — ты ему, а он тебе простит, и обоим Бог для общей любви оставит согрешения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

У Марка, в противоположность к Мф 5,13 в Нагорной проповеди, Двенадцать учеников не сравниваются с солью. Не сказано, как у Матфея, «Вы – соль земли». У Марка сказано нечто иное: «Всякий огнем осолится, … Имейте в себе соль». Что же такое соль у евангелиста Марка? Он не дает ясного ответа. Но кое-что мы все же можем понять из его слов. Соль связана с огнем. Следовательно, «осолиться», быть посоленным, иметь в себе соль – болезненный процесс очищения: «Всякий огнем осолится!». Это положительный процесс, так как он придает отдельному человеку ту «соль», которая очищает его жизнь, предохраняет от разложения и служит придающей вкус приправой. Огонь связан здесь с понятием очищения . Огонь очищает металл, отделяя все примеси. То есть, огонь означает все, что очищает жизнь. Богу угодна жизнь, выдержавшая очищающие испытания, трудности и опасности преследований и гонений. Мученичество и исповедничество – жертва, угодная Богу. Нельзя забывать также об огне Святого Духа в день Пятидесятницы. Конечно, соль может «потерять свою силу» и прийти в почти безнадежное состояние: «Ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?» ( Мк.9:50 ) 34 . Против такой опасности утраты своей «соленой» силы по причине теплохладности или стремления к комфорту звучит предостережение Иисуса Христа: «Имейте в себе соль!». В данной ситуации это означает: «Мир имейте между собою» ( Мк.9:50 ). Чтобы понять это, стоит оглянуться на всю речь Иисуса Христа Двенадцати ученикам. Мы видели, что предложенная Марком «Речь Иисуса Христа к Двенадцати» ( Мк.9,35–50 ) сформирована самим евангелистом. Цель, которой он при этом руководствовался, очевидна: По всей видимости, мир между Двенадцатью, то есть между ведущими лицами в общине первых учеников, мог быть нарушен тем, что по меньшей мере некоторые из них хотели быть первыми. Вспомним, что стало поводом для Речи к Двенадцати: Иисус спросил учеников: «О чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» ( Мк.9,33–34 ). А чем Речь заканчивается? – Словами Иисуса «мир имейте между собою» ( Мк.9,50 ). Примерно такая же картина встретится нам и в следующей, 10-й главе, где сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн просят Учителя: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Эта просьба вызывает негодование остальных десяти, а Сам Иисус выговаривает братьям: «Не знаете, чего просите» ( Мк.10,35–41 ). Да, стремление выдвинуться, быть первым, быть выше других, стать над другими – естественное стремление, характерное для животного мира и для человека в падшем состоянии: «Иисус, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими» ( Мк.10,42 ). Но против такого естественного инстинкта Марк напоминает:

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Христос на Тайной вечере говорит ученикам: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин 14:21). Апостол Иоанн Богослов называет Иуду «не Искариотом», ограждая для читателя его имя от возможной путаницы с предателем Спасителя. Иуда вопрошает Учителя: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Ин 14:22). Апостол смиренно недоумевает, что именно им, своим ученикам, Господь открывает Себя раньше, чем всему остальному миру. Кем был по профессии? Точно неизвестно, какую профессию имел апостол. Но в «Апостольских постановлениях» , раннехристианском памятнике, Иуда Иаковлев назван именно земледельцем. Был женат? Вероятно, апостол Иуда был женат и имел детей. Это следует из повествования древнецерковного историка Евсевия Кесарийского , который, ссылаясь на Егесиппа (сер. II века), говорит о том, что внуки Иуды, брата Господня по плоти, исповедовали свою веру во Христа перед гонителем христиан императором Домицианом (годы правления: 81–96). Написал послание? Мученичество апостола Фаддея. Нюрнбергская хроника. 1493 Соборное Послание апостола Иуды входит в состав Нового Завета. В начале послания автор сам себя называет: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова». Церковная традиция считает, что автор послания — Иуда, брат Господень, упоминаемый в Евангелии от Матфея и Марка (см.: Мф 13:55; Мк 6:3). Иуда называет себя не по имени отца, а по имени брата, видимо, потому что в общине был высок авторитет апостола Иакова. Несмотря на то, что церковная традиция относит авторство послания к Иуде Иаковлеву, среди исследователей нет единого согласия на этот счет. Где проповедовал? О проповеди и месте кончины апостола имеются различные сведения. Главная проблема заключается в том, чтобы разобраться в жизнеописании апостола Иуды и определить места его благовестия. Некоторые свидетельства говорят, что Иуда Иаковлев проповедовал в Иерусалиме, Иудее и Самарии. Другие источники указывают местом проповеди апостола Эдессу и Месопотамию, а также Арарду, где он и претерпел мученическую кончину и был погребен.

http://blog.predanie.ru/article/iuda-tre...

И. передала священникам все принадлежащие ей золото, серебро и драгоценности, чтобы на эти средства была построена ц. во имя ап. Матфея. Гиртак не оставлял своего намерения жениться на И. Он послал к ней жен всех знатных людей, чтобы те уговорили ее вступить в брак. Не добившись результата, он обратился к услугам магов и гадателей, однако их волхвования оказались бесполезными. Не достигнув своей цели, Гиртак приказал поджечь здание общины И. Во время пожара ей явились ангел и ап. Матфей, ободрявшие ее. Внезапно налетевший ветер перенес пламя на дворец Гиртака. Дворец сгорел со всем имуществом. Царю удалось спастись вместе с единственным сыном (Hist. Apost. VII 15// Fabricius. 1852; Acta Matthaei. I 22//ActaSS. Sept. Т. 6. P. 224; Passion de Matthieu. 33// Alibert D. e. a. 2005. P. 834). Вскоре Гиртака поразила т. н. слоновая болезнь, не в силах излечиться от нее, он покончил с собой. После Гиртака царство перешло к двоюродному брату И. Беору (Behor, в Vat. lat. 1188 - Ugor), которого ранее по просьбе И. ап. Матфей благословил на царство. Его мирное правление длилось 63 года. «Мученичество ап. Матфея» завершается кратким упоминанием о деятельности И. по распространению христианства в Эфиопии: благодаря ей во всех провинциях страны появились церкви. Исторический контекст По мнению Р. А. Липсиуса, «История апостолов» - результат компиляции, осуществленной неск. лицами, жившими в одном из франк. мон-рей в кон. IX в. Составление сборника Липсиус связывает с Каролингским возрождением . Труд компиляторов заключался в том, чтобы удалить из текстов, восходящих к VI в., сомнительную доктринальную составляющую с элементами гностицизма и развить исторический аспект для назидания верующих ( Lipsius. 1883. Bd. 1. S. 117). Современные исследователи признают, что различные части «Истории апостолов» имеют общие места, схожую структуру и элементы повествования, что говорит в пользу предположения о едином компиляторе или группе компиляторов ( Brossard- Dandré. 2000). Мученичества ап. Матфея и апостолов Симона и Иуды имеют много элементов, параллели с которыми в канонических деяниях этих апостолов отсутствуют. Это в полной мере касается истории об И. в «Мученичестве ап. Матфея». Большинство исследователей считают, что в основе лат. «Мученичества...» лежит несохранившееся греческое ( Carucci. 1945. P. 47, 50; Sauget. 1966. Col. 650).

http://pravenc.ru/text/1237951.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ХАЙ АГАФИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Агафия Хай (ок. 1894 / 1895 - 1900 ), мученица Память в числе Китайских мучеников Маньчжурка , дочь мученика Матфея Хай (см. подробнее) и мученицы Матроны Жуй . Приняла мученичество во время Боксёрского (ихэтуаньского) восстания в 1900 году в Пекине . Также мученичество приняли её родители и сестра Ирина . Использованные материалы   Фамилия указана по отцу   Первая приблизительная дата рождения - по " Списку православных христиан, избиенных в Китае в 1900 году (составлен по показаниям родствеников избиенных христиан, соседей и очевидцев) " , Известия Братства православной церкви в Китае, Г.I., 1 июля 1904, сс. 3-11, , где указано мученичество в 6 лет. Вторая версия - мученичество в 5 лет - по " Сказанию о Мучениках Китайской Православной Церкви, пострадавших в Пекине в 1900 году " , Китайский благовестник, 2000, 1, . Вероятно возраст приведён согласно китайской традиции того времени, по которой учитывается количество пережитых лунных новолетий. Таким образом, новорожденный считается годовалым, а если он родился незадолго до лунного нового года - вскоре становится двухлетним. См. Mitrophan Chin, " Coming of Age for a Young Chinese Martyr " , портал Православие в Китае, 23 июня 2004, http://www.orthodox.cn/catechesis/age_en.htm Редакция текста от: 29.02.2016 15:05:21 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ХАЙ АГАФИЯ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/13674129.h...

Кард. Дель Монте был заказчиком картины «Св. Екатерина Александрийская» (ок. 1598, музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), к к-рой стилистически близки полотна «Святые Марфа и Мария Магдалина» (1598, Ин-т искусств, Детройт), «Юдифь и Олоферн» (ок. 1600, Палаццо-Барберини, Рим), «Уверение ап. Фомы» (ок. 1601, Новый дворец, Потсдам). На этих полотнах предметы обрели подчеркнутую достоверность, свет - яркость и резкость, а тени и фон - глубину. Акцентированная светотень стала ведущим изобразительным средством К. Художник сосредоточился на показе сиюминутного события. Преобладание правдоподобия в передаче натуры, замена духовных связей предметными отношениями привели к содержательному и формальному кризису. В «Св. Екатерине Александрийской» очевидна инсценировка сюжета: простолюдинка, снабженная атрибутами мученицы, позирует перед зрителем. Призвание ап. Матфея. 1600 г. (капелла Контарелли, ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме) Призвание ап. Матфея. 1600 г. (капелла Контарелли, ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме) Документы позволяют восстановить творческий путь К. с 1599 г. Первый публичный заказ, принесший ему славу,- оформление капеллы Контарелли в принадлежавшей франц. землячеству рим. ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези (La cappella Contarelli in San Luigi dei Francesi. 2005; Caravaggio: La cappella Contarelli. 2011). В том же году художнику было предложено написать к юбилейному 1600 г. многофигурные крупноформатные композиции «Призвание ап. Матфея» и «Мученичество ап. Матфея». Их действие словно разворачивается на театральных подмостках. Современники отметили мощные контрасты света и тени. Дж. П. Беллори сообщал, что К. писал натурщиков в темной комнате, где свет падал сверху, и что «подобная манера лишена действия, а оно важно для хорошей исторической живописи» ( Bellori. 1672. P. 205). Биографы не уловили глубокого символического смысла в контрасте света и тьмы, к-рый оказался в центре внимания католических теологов XVI в. Примером интереса к противопоставлению света и тьмы были ежедневные молитвы и покаяния католического св.

http://pravenc.ru/text/1470379.html

Мученичество ап. Матфея. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XII в. Мученичество ап. Матфея. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XII в. В основу собственной композиционной модели Луц кладет представление о Евангелии от Матфея как об «истории конфликта». Как следует из данного обозначения, отправной точкой для исследователя служит повествование. Вместе с тем это повествование разворачивается вокруг конкретной проблемы, имеющей в конечном счете богословское измерение: соотношение учения Иисуса с евр. традицией. Снова и снова возвращаясь к этой проблеме, М. показывает постепенный - и радикальный - разрыв служения Иисуса и магистрального направления в иудаизме, сформированного книжниками и фарисеями, наиболее влиятельными религ. вождями евр. народа. Луц выделяет следующие этапы в развитии сюжета у М.: 1) пролог (Мф 1. 2 - 4. 6): рождение Мессии, исполнение обетований, Его явление Израилю; 2) начало служения Иисуса как Мессии. Он учит и исцеляет Свой народ (Мф 4. 23 - 9. 35); 3) начало конфликта: религиозные вожди Израиля, прежде всего фарисеи, начинают препятствовать Иисусу; 4) развитие конфликта, в результате чего Иисус и ученики вынуждены покинуть Палестину (данный вывод основывается на сообщении М. о том, что Иисус и Его ученики прибыли «в страны Кесарии Филипповой» (Мф 16. 13), т. е. в область, находящуюся за пределами Палестины); 5) формирование общины учеников в Израиле (Мф 16. 21 - 20. 34); 6) обличение книжников и фарисеев в Иерусалиме (Мф 23); слова «се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф 23. 38); 7) кульминация конфликта - суд над Иисусом в Иерусалиме и Его казнь (Мф 26. 47 - 27. 66); 8) встреча воскресшего Иисуса с учениками в Галилее (в этом случае Галилея противопоставляется Иудее; Мф 28). Эту схему Луца можно продолжить. Мотив конфликта М. доводит до конца своего текста: рассказ о Великом поручении, когда вопреки прежней заповеди (Мф 10. 5-6) ученики призываются проповедовать «всем народам», усиливается рассказом о том, как первосвященники пытаются отвратить евр. народ от веры в Воскресшего. При этом М. заканчивает текст «открытым финалом», выводя повествование за пределы евангельских событий: ложный слух о Воскресении проносится среди иудеев «до сего дня», т. е. до времени написания Евангелия; указание на проповедь язычникам подразумевает миссионерскую деятельность ранней Церкви. Т. о., конфликт, описанный М., не заканчивается вместе с текстом Евангелия: ситуация разворачивается на глазах у его читателей и, вероятно, непосредственно затрагивает их.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Матфея» зависят от этой компиляции. В рукописи XIII в. (ныне утеряна) из г. Клагенфурт (Австрия) содержалась анонимная проповедь об ап. Матфее, написанная на средневерхненем. языке. В проповеди упоминаются те же лица, что и в «Мученичестве...» Псевдо-Авдия, но отсутствует история об И., хотя автору проповеди она должна была быть, безусловно, знакома ( Jeitteles A. Mitteldeutsche Predigten//Germania: Vierteljahrsschrift für deutsche Alterthumskunde. W., 1872. Bd. 17. S. 350-351). В XIV в. «Золотая легенда» послужила источником поэмы, посвященной ап. Матфею (с упоминанием И.) и написанной на среднешотл. диалекте староангл. языка предположительно шотл. поэтом Джоном Барбуром († 1395) ( Metcalfe W. W., ed. Legends of the Saints in the Scottish Dialect of the 14th Century. Edinb.; L., 1896. Vol. 1. P. 190-207). Легендарий XV в., хранящийся в Лауренцианской б-ке Флоренции (Laurent. Ashb. 395. Fol. 68v - 71r), содержит Житие ап. Матфея, написанное на смешанном, ломбардско-венецианском диалекте итал. языка. Имя И. в этом Житии передано как Evienia, Envienia, Engenia, Hepigema, Hepigenia, Pigenia, Epigenia ( Verlato Z. Le Vite di Santi del Codice Magliabechiano XXXVIII. 110 della Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze: Un Leggendario volgare trecentesco italiano settentrionale. Tüb., 2009. P. 192-194). Молитва ап. Матфея при посвящении И. и ее сестер во Христе в девы входит в лат. литургические книги X-XIV вв.: в частности, она содержится в Романо-германском понтификале X в. ( Vogel C., Elze R., ed. Le Pontifical Romano-Germanique du 10me siècle. Vat., 1963. Vol. 1. P. 45. (ST; 226); Metz R. La consécration des vierges dans l " Église romaine. P., 1954. P. 205-206), а также в Понтификале XIV в., хранящемся в б-ке св. Женевьевы в Париже (Paris. Sainte-Geneviève. 148. Fol. 80v). В этой рукописи молитва имеет надписание: «Oratio beati Mathei evangelitae, quando benedixit Eugeniam (sic!), regis Eglippi filiam» (Молитва блаженного евангелиста Матфея, когда он благословил Евгению, дочь царя Эглиппа).

http://pravenc.ru/text/1237951.html

С. П. Петровский в исследовании «Сказание об апостольской проповеди по северо-восточному Черноморскому побережью» пошел дальше и глубже своих предшественников, причем по двум линиям. Опираясь на тексты, изданные Фабрициусом, Тишендорфом и Липсиусом и другими исследователями, С. П. Петровский выявил истоки текстов до возникновения первоначального текста и его эволюцию, пока текст не приобрел те формы, которые давно и широко известны в литературе по авторам VIII в. Второе направление исследования — это линия, намеченная и проведенная академиком В. Г. Васильевским в «Хождении апостола Андрея в стране мирмидонян». Если В. Г. Васильевский ограничивается общими выводами: о Скифии и др., то С. П. Петровский привязывает топонимы к более конкретной местности, к определенному региону, следствием чего является необычайная топографическая точность и конкретность. Если у какого-либо исследователя появилось бы желание проследить путешествие апостолов хронологически, т. е. составить описание по каким-то временным отрезкам, то на основании наблюдений С. П. Петровского это можно было бы сделать. С. П. Петровский учел и обработал все редакции и переводы апокрифов на все языки: эфиопский, коптский, сирийский и др.— и выявил эволюцию этих текстов на протяжении нескольких веков. Итогом всеобщего и тщательного анализа текстов является следующий вывод: «Резюмируя содержание двух первых глав нашего очерка, посвященных вопросу о времени происхождения оригинальных, переводных, переработанных и новообразованных апокрифических сказаний об апостольской проповеди по северо-восточному берегу Черного моря, находим, что а) самые ранние редакции этих сказаний возникли в I–II вв. и, следовательно, древнее аналогичных кратких церковных известий, из которых древнейшие, как увидим далее, относятся ко временам Пантена и Оригена. Так, наличные редакции греческих «Деяний апостолов Андрея и Матфея в городе антропофагов» и «Деяния апостолов Андрея и Петра в стране варваров» принадлежат половине II в. и, может быть, концу I-ro, началу II столетия. Из сказаний второй группы сирийская «История мучеников, апостолов Матфея и Андрея» в настоящем ее виде явилась между серединой II и IV вв.; эфиопские апокрифы «Фаддей в Сирии и Дакии» не древнее конца IV в.; англо-саксонская легенда «Андрей» составлена самое раннее во второй половине VII столетия. «Мученичество апостола Матфея», которым открываются легенды третьей категории, в редакции, сохранившейся поныне, принадлежит концу IV– началу V в.; древнейшая же чисто гностическая редакция его относится или к концу II го, или к началу III столетия» .

http://sedmitza.ru/lib/text/435723/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010