динамического стиля (фрески ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, 1164, и др.). К умеренному варианту динамического стиля принадлежат мозаики пресбитерия кафедрального собора в Чефалу и зап. части Палатинской капеллы. Сходство ряда мотивов с подобными мотивами в др. произведениях этого круга свидетельствует о непосредственном знакомстве мастеров с новшествами в к-польском искусстве. Мозаики собора в Монреале по стилю заметно отличаются от предшествующих ансамблей и не связаны с ними прямой преемственностью; только небольшая их часть может быть атрибутирована артелям, работавшим над более ранними ансамблями. Видимо, из К-поля прибыли мастера, которые владели новыми формами появившегося в посл. десятилетия XII в. позднекомниновского стиля. В мозаиках собора в Монреале присутствуют все характерные черты нового стиля: сильная графическая стилизация, активный световой рисунок, динамичный ритм композиций. Приспосабливаясь к непривычной для них архитектуре, мастера заполняли большие ровные поверхности стен огромного собора многочисленными деталями, что соответствовало характеру позднекомниновских композиций. При этом, как и в мозаиках эпохи кор. Вильгельма I, в движениях персонажей, в выражениях их лиц чувствуется гораздо большая сдержанность, чем во мн. др. произведениях позднекомниновского искусства. В целом в мозаиках собора в Монреале преобладает спокойная и торжественная интонация, соответствующая величию архитектуры и грандиозности замысла. В нише над южным порталом Палермского собора сохранилась еще одна мозаика кон. XII в. Богоматерь с Младенцем восседает на троне, по сторонам изображены поклоняющиеся Ей архангелы с орудиями Страстей. Это один из самых ранних примеров иконографии «Богоматерь Страстная» наряду с фреской 1192 г. в ц. Панагии-Аракос близ Лагудеры на Кипре. Вопрос о том, мог ли этот образ быть частью мозаичной декорации, исполненной вскоре после возведения собора архиеп. Гуалтьеро Оффамильо (1169-1194), остается дискуссионным (О. Демус, М. Андалоро). Еще 3 мозаичных ансамбля XII в.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕРЕЗИ Муж. мон-рь во имя вмч. Пантелеимона Скопской епархии не признанной правосл. миром Македонской Православной Церкви; расположен в с. Горно-Нерези муниципального образования Карпош г. Скопье (Республика Македония). Ктиторская надпись, высеченная на мраморном архитраве над порталом, ведущим из нартекса в наос церкви Н., гласит: ΕΚΑΛΛΙΕΡΓΗΘΗ Ο ΝΑΟΣ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΚΑΙ ΕΝΔΟΞΟΥ ΜΕΓΑΛΟΜΑΡΤΥΡΟΣ ΠΑΝΤΕ(Λ)ΕΗΜΟΝΟΣ ΕΚ ΣΥΝΔΡΟΜΗΣ ΚΥΡΟΥ ΑΛΕΞΙΟΥ ΤΟΥ ΚΟΜΝΗΝΟΥ ΚΑΙ ΥΙΟΥ ΤΗΣ ΠΟΡΘΥΡΟΓΕΝΝΗΤΗΣ ΚΥΡΑΣ ΘΕΟΔΩΡΑΣ ΜΗ(ΝΙ) ΣΕΠΤΕΜΒΡΙΩ ΙΝΔ(ΙΚΤΙΩΝΟΣ) ΙΓ ΕΤΟΥΣ ΣΧΟΓ ΗΓΟΥΜΕΝΕΥΟΝΤΟΣ ΙΩΑΝΝΙΚΙΟΥ ΜΟΝΑΧΟΥ (Сей храм святого и славного великомученика Пантелеимона сооружен (изукрашен) иждивением господина Алексея Комнина и сына порфирородной госпожи Феодоры в сентябре месяце 13 индикта 6673 года при игумене монахе Иоанникии; см.: Кондаков Н. П. Македония: Археол. путешествие. СПб., 1909. С. 174). После непродолжительной дискуссии по поводу того, какой год - возведения храма или его росписи - указан в записи, исследователи установили, что фрески были выполнены сразу после постройки здания храма. Ктитора Алексея Комнина ( Evans A. J. Antiquarian Researches in Illyrium. Wiestminster, 1885. Pt. 3/4. P. 96-97) идентифицировали с сыном Феодоры Комнины, дочери визант. имп. Алексея I Комнина и жены Константина Ангела, и двоюродным братом правящего визант. имп. Мануила I Комнина . Отец Алексея Константин был военачальником визант. армии и часто находился в зап. областях империи, что могло стать основанием для выбора его сыном предместья Скопье как места для устройства задужбины. Античный рельеф с надписью, сохранившийся в нартексе храма, позволяет предполагать, что на этом месте находилось некогда языческое культовое строение, а потом раннехрист. храм. Храм во имя вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Храм во имя вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Но, вероятно, храм недолго имел богатых ктиторов: в 1300 г., согласно грамоте серб. кор. Милутина , он был передан в качестве метохии мон-рю вмч. Георгия в Скопье, к-рый позже и сам, по грамоте 1376/77 г. Вука Бранковича (см. в ст. Бранковичи ), перешел в собственность афонского мон-ря Хиландар . Церковь сильно пострадала во время землетрясения в 1555 г., вскоре после к-рого была отремонтирована.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

«Оплакивание». Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. «Оплакивание». Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Остальные сохранные фрески и их фрагменты относятся к житийному циклу небесного патрона храма - вмч. Пантелеимона. На вост. стене - «Мучение железом и огнем», в юж. части верхнего регистра и ниже - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от казни на колесе». На юж. стене в вост. части верхнего регистра - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от утопления в море», в нижнем регистре - «Святые Ермолай, Ермипп и Ермократ перед императором» и их «Усекновение мечом и погребение». На сев. стене в зап. части нижнего регистра - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от казни мечом», в вост. части верхнего регистра - «Усекновение вмч. Пантелеимона мечом», ниже - «Погребение вмч. Пантелеимона». Благодаря сохранившимся надписям, а в случае их утраты - по характерным внешним признакам идентифицируются следующие образы святых: в жертвеннике - епископы Модест, Спиридон, Антипа, Елевферий, Парфений, Ахиллий, Поликарп; в диаконнике - святые целители Кир и Иоанн, Косма и Дамиан, Ермолай, а также Сампсон Странноприимец на зап. стене прохода из диаконника в алтарь; в сев. рукаве креста на сев. стене - святые гимнографы Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Феофан Начертанный, Иосиф Сицилийский; в юж. рукаве на юж. стене - преподобные Антоний Великий, Павел Фивейский, Евфимий Великий, Савва Освященный, на зап. стене - Арсений Великий и Ефрем Сирин; в зап. рукаве креста на сев. стене - святые воины Феодор Тирон, Феодор Стратилат и Прокопий, на юж. стене - Георгий, Димитрий, Нестор, на зап. стене к югу от выхода в нартекс - Артемий и Никита; в сев.-зап. компартименте - мученики Авксентий, Евгений, Евстратий, Мардарий и Орест Севастийские, Мина, Виктор, диак. Викентий и еп. Валерий, Трифон, Мамант и Власий (все трое с пастушескими посохами, последний - еще и с животным на руках), а также некий св. Александр. На иконографическую программу росписи оказал влияние богословский спор сер.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

С сер. XII в. в качестве ктиторов храмового строительства в Македонии все чаще выступали представители знатных к-польских фамилий. В 1164 г. по заказу Алексея Комнина Ангела, сына Феодоры (дочери Алексея I Комнина) и Константина Ангела, была построена и украшена фресками ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (близ Скопье). Об этом сообщает ктиторская надпись на греческом, расположенная над входом из нартекса в храм. Церковь в Нерези - большой 5-главый храм, архитектура и живописное убранство к-рого свидетельствуют о работе лучших столичных мастеров. Сохранившаяся роспись позволяет представить программу храмовой декорации. Фрески малых куполов (центральный обрушился в XVI в.), в к-рых представлены 4 иконографических варианта изображения Христа, в т. ч. образ Христа иерея, являются самым ранним примером декорации классического 5-купольного храма. Фрески расположены 3 регистрами, отделенными друг от друга красными полосами, 2 верхних яруса занимают сюжетные композиции, разделенные фризом медальонов с полуфигурами святых, в нижнем - изображены святые в рост. На вост. столпах - фресковые иконы: на сев. стороне Богоматерь с Младенцем, на юж.- вмч. Пантелеимон. Образ вмч. Пантелеимона в резном по штукатурке обрамлении-киоте - один из самых возвышенных в искусстве XII в. Лик святого идеально прекрасен, его выражение сдержанно. В алтаре находятся композиции «Евхаристия» и «Служба святых отцов» («Поклонение Этимасии»). Все святители изображены в 3/4-ном повороте к центру, с развернутыми свитками евхаристических молитв. В конхах жертвенника и диаконника - полуфигуры Богоматери Оранты и св. Иоанна Предтечи. На стенах, занимая по ширине весь пролет, расположены сцены евангельского и протоевангельского циклов, в нартексе - житийный цикл вмч. Пантелеимона. Самая известная композиция росписи - «Оплакивание». Иконографически она близка фреске ц. Св. Троицы мон-ря Хризостома, но по композиционному совершенству, гармонии цвета и формы, виртуозному рисунку и глубине переданного чувства этой сцене нет равных. Изображая святых, преподобных, художник умело варьирует одежды, позы, жесты, положения развернутых свитков, но его внимание сосредоточено на ликах, каждый из к-рых обладает индивидуальной характеристикой. В Нерези в полной мере проявилось новое качество комниновской живописи - основным художественным средством стала линия. С помощью ее живописных средств моделируют личное письмо, создавая своеобразную, вибрирующую поверхность, изображают лежащие каскадами складки одежды; яркие пробела и широко использующийся красный цвет придают краскам светоносность. Для стиля Нерези характерен контраст суровой духовной сосредоточенности образов и артистической виртуозности живописного исполнения.

http://pravenc.ru/text/387113.html

В связи с этим интересен сборник X в. с рассказами о чудесах в храме Богоматери Пиги («Источника») близ К-поля; в одном из них говорится о видении Богоматери вместе с П. некоему Иоанну Протоспафарию ( Maguire. 1996. P. 42-43). Мон-рю вмц. Екатерины на Синае принадлежит икона позднего X в. со свт. Николаем Чудотворцем и с образами святых Космы, П. и Дамиана на нижнем поле ( Weitzmann. 1976. Cat. B. 61). На рубеже X и XI вв. были созданы серебряная ставротека из Сан-Марко (975-1025; The Glory of Byzantium. 1997. Cat. 37) и триптих из слоновой кости (Музеи Ватикана; см.: Ibid. Cat. 79), на к-рых образ П. в числе др. святых сопровождает центральные композиции «Распятие» и Деисус, а также 4 керамические расписные плитки, на к-рых святой представлен единолично (Художественный музей Уолтерса, Балтимор; ГИМ; частная коллекция в Лондоне). На обороте плитки из ГИМ имеется позднейшая запись о происхождении из Никомидии - родного города П., где он прославился чудесными исцелениями и принял мученическую смерть ( Этингоф. 2005. Кат. 8). Все 4 памятника предположительно были созданы в одной вифинской мастерской и носили вотивный характер ( Gerstel. 2012). Вмч. Пантелеимон. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Вмч. Пантелеимон. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. На провинциальных фресках Ст. Токалы-килисе в Каппадокии (1-я четв. X в.; Epstein. 1986. Fig. 42) и ц. вмч. Пантелеимона в Ано-Буларии в Мани (991-992; Δρανδκης. 1995. Εικ. 10, 91) образ святого как по физическим характеристикам, так и по виду одеяния заметно отличается от сложившегося к этому времени иконографического типа. Ко 2-й пол. X в. (предположительно) относилась утраченная икона с образом П. из Музея КДА ( Этингоф. 2005. Кат. 24). Вмч. Пантелеимон. Роспись кафоликона мон-ря вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Вмч. Пантелеимон. Роспись кафоликона мон-ря вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. С XI в. число сохранившихся визант. памятников с образом П. существенно возрастает (подробный перечень см.: Πσσαρης.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Алтарная преграда восстановлена с использованием первоначальных элементов - украшенных резьбой мраморных архитрава и внутренних колонок. Другие ее фрагменты (части парапета) в наст. время находятся в Археологическом музее г. Скопье. Частично сохранились первоначальные резные стукковые рамы предалтарных фресок-икон. В сев.-зап. компартименте имеется оформленное аркосолием в сев. стене место под захоронение, предположительно ктиторское. Богоматерь «Оранта». «Причащение апостолов». «Служба святых отцов». Роспись алтаря ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Богоматерь «Оранта». «Причащение апостолов». «Служба святых отцов». Роспись алтаря ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Росписи XII в. в центральной части сохранились до основания сводов, в угловых компартиментах - на всю высоту строения, в нартексе - на вост., юж. и сев. стенах. На стенах вимы и главной апсиды представлены композиции: «Служба святых отцов» (в нижнем регистре) и «Причащение апостолов» (в центральном регистре). Последняя дает самый ранний в визант. искусстве пример изображения 2 апостолов (в данном случае Андрея и Луки) в момент целования. В куполах жертвенника, диаконника, юго-зап. и сев.-зап. компартиментов представлены погрудные образы благословляющего Иисуса Христа со свитком в иконографических типах «Еммануил», «Ветхий денми», «Священник» и «Пантократор». В барабанах всех этих куполов впервые в визант. купольных росписях нашел отражение церковный ритуал: фигуры ангелов, в диаконских стихарях, с орарями, показаны шествующими, каждый с дароносицей в левой руке и с кадилом в правой. В апсидах жертвенника и диаконника - полуфигуры Богоматери «Оранты» и св. Иоанна Предтечи со свитком в руке, текст к-рого призывает к покаянию (Мф 3. 2). На зап. гранях предалтарных столбов - фрески-иконы с полнофигурными образами Богоматери с Младенцем (с севера) и вмч. Пантелеимона (с юга). По сторонам от них, над проходами в жертвенник и диаконник,- фигуры арх. Гавриила и Богоматери, составляющие «Благовещение». В том же регистре в юж. рукаве креста на юж. стене - «Сретение», на западной - «Преображение»; в зап. рукаве на юж. стене - «Воскрешение Лазаря», на западной - «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм», на северной - «Вход Господень в Иерусалим»; в сев. рукаве на зап. стене - «Снятие с креста», на северной - «Оплакивание». В нартексе в люнете над порталом, ведущим в наос,- «Деисус», к северу от этого портала - часть фигуры святого в хитоне и гиматии и с развернутым свитком, к северу от входа в сев.-зап. компартимент - прп. Симеон Столпник.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

XI в.; мозаика в Палатинской капелле в Палермо, Сицилия, 40-е гг. XII в.; росписи в ц. св. Димитрия в Печской Патриархии, Косово и Метохия, 1321-1324) или с коробочками с отделениями (росписи экзонартекса кафоликона Ватопедского мон-ря на Афоне, XIV в.), а также со свитками (у Д. в росписи ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония, 1164). В правой руке у каждого из святых, как правило, бывает представлен медицинский инструмент с длинной тонкой ручкой, напоминающий копие или скальпель (икона «Св. Косма», VII в., и икона «Св. Дамиан», X в.,- обе в мон-ре вмц. Екатерины на Синае; мозаика с изображением Д., Палатинская капелла в Палермо; росписи в наосе мон-ря Христа Пантократора в Дечанах (Косово и Метохия, 1335-1348), лжица (в крипте Сан-Леонардо в Массафре, Юж. Италия, XI-XII вв.) или крючки (росписи в нартексе в Печской Патриархии). Св. бессребреник Дамиан. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония). 1164 г. Св. бессребреник Дамиан. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония). 1164 г. На Руси образы св. врачей, по-видимому, присутствовали уже во фресках Софийского собора в Киеве (40-е гг. XI в.). Наиболее ранние сохранившиеся изображения К. и Д. известны по памятникам, имеющим новгородское происхождение. Их образы входят в состав избранных святых на полях серебряного чеканного оклада иконы «Апостолы Петр и Павел» из собора Св. Софии Новгородской (сер.- 3-я четв. XI в., НГОМЗ) - изображения К. и Д. на окладе иконы следуют визант. иконографии, святые представлены в рост, в руках - ларцы, физиогномический тип неясен; помимо К. и Д. представлены св. целители Пантелеимон, Кир, Иоанн, воины Евстафий, Прокопий, Димитрий, мученицы Фекла и Варвара. Храмы во имя К. и Д. в Новгороде упоминаются с сер. XII в., однако составить цельное представление об изображении бессребреников в монументальной живописи, в т. ч. проследить варианты их размещения в системе росписи, возможно лишь по памятникам XIV-XV вв. Изображения К. и Д. находились в росписях неск. новгородских церквей XIV-XV вв.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Николая, Космы и Дамиана с житием свт. Николая, 1-я пол. XIV в., ГРМ; на иконе XVI в., ЦМиАР); на серебряном окладе иконы апостолов Петра и Павла (святые Косма, Дамиан, Пантелеимон, Кир и Иоанн, XII в., НГОМЗ). Почитание Б. выразилось в посвящении им храмов. В К-поле святым Косме и Дамиану были посвящены 4 храма. Известно, что в ц. святых Космы и Дамиана получил чудесное исцеление имп. Юстиниан. Им же в К-поле была основана ц. вмч. Пантелеимона. Ц. святых Космы и Дамиана (Санти-Косма э Дамиано) и 4 церкви вмч. Пантелеимона были в Риме, мон-рь в честь вмч. Пантелеимона в Иорданской пустыне в Иерусалиме, ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164 г., ц. Б. в Кастории, ц. Малые св. Врачи в Охриде (Македония), XIV в., капелла Б. в мон-ре Ватопед, XIV в. (Афон), мон-рь вмч. Пантелеимона (Афон), ц. святых Космы и Дамиана мон-ря св. Врачей на Косовом Поле, 1327 г. (разрушена в 1999) и др. церкви, посвященные Б., часто имели специальные помещения для больных, т. н. врачебные палатки, к-рые могли находиться в храме или в нартексе. При храмах строились дома для ожидающих исцеления. О почитании Б. на Руси свидетельствует рассказ в рукописи XII в. (обнаружена А. В. Назаренко в архиве г. Кёльна) о чудесном исцелении раненного на охоте кн. Мстислава Владимировича явившимся ему вмч. Пантелеимоном. В честь святого в Крещении был назван сын князя, Изяслав, в XI в. в Новгороде был основан мон-рь вмч. Пантелеимона, в княжеской резиденции на Городище ц. святых Космы и Дамиана (сгорела в 1386). Неск. храмов, посвященных Б., имеется в Москве: святых Космы и Дамиана на Б. Полянке, XVII в., св. Трифона в Напрудном, XIV в. Лит.: Reau. Vol. III/1. P. 332-338; Wendt C. H. Die Heiligen Artze in der Ostkirchenkunst: Centaurus. Copenhagen, 1950/1951. Vol. 1. P. 132-139; Skrobucha H. Kosmas und Damian. Recklinghausen, 1965. (Iconographia ecclesiae orientalis); RBK. Bd. 2. S. 1077-1082; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож.

http://pravenc.ru/text/149067.html

Все же это не помешало расцвету новой палестинской школы мелодов, наиболее выдающимися представителями к-рой были преподобные Иоанн Дамаскин († ок. 750) и Косма Маюмский († 787). Вместе они создали значительный корпус гимнов различных жанров, различающихся по форме и богослужебному употреблению: стихиры, седальны, каноны. Песнопения (стихиры, седальны, также кондаки) могут иметь оригинальную мелодию (διμελον - самогласен ) или быть «слепками» (contrafacta) - подобнами (προσμοια), сделанными с мелодического образца - самоподобна (ατμελον). Преподобные Иосиф Песнописец, Феофан Начертанный и Феодор Студит. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Преподобные Иосиф Песнописец, Феофан Начертанный и Феодор Студит. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Система мелодических моделей присутствует и в гимнографическом каноне - комплексной многострофной поэме, насчитывающей до 9 песней (δα), состоящих из тропарей, припеваемых к библейским песням утреннего правила псалмопения. Каждая песнь гимнографического канона, в идеале тесно связанная с темой соответствующей библейской песни, включает строфу-модель - ирмос и идентичные ему по метрике и мелодике тропари. Собрания ирмосов записывались отдельно от тропарей в Ирмологии , чтобы облегчить применение мелодических моделей к текстам тропарей. Расцвет канона, по-видимому, происходил параллельно с важным новшеством в муз. области: введением в Палестине системы осмогласия - октоиха (κτηχος, так же стало называться и собрание гимнов, сгруппированных по ладовому признаку). Свидетельства греч., груз., слав., сир., арм. и лат. источников указывают на то, что принцип организации песнопений на основе ладово-мелодической системы октоиха появился в районе Иерусалима в VIII в. (см.: Jeffery P. The Earliest Oktoechoi: The Role of Jerusalem and Palestine in the Beginnings of Modal Ordering//The Study of Medieval Chant: Paths and Bridges, East and West: In Honor of K. Levy/Ed. by P. Jefferey. Woodbridge (Suffolk), 2001. P. 147-209).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Исследования М. в области церковной архитектуры обобщены в неск. публикациях. С докладом о визант. архитектуре после Х в. М. выступал на 4-м Международном конгрессе византинистов в Софии (1934). На 5-м Международном конгрессе византинистов в Риме (1936) он представил доклад о появлении и эволюции крестово-купольного типа церквей в византийской архитектуре. В своих работах М. пытался определить различие между памятниками храмовой архитектуры болг. земель и архитектурным наследием Византийской империи. Тогда же М. ввел понятие «византийский стиль», уточнив, что этим термином обозначается архитектурный стиль не только Византии, но и Армении, Грузии, Болгарии, Сербии, Румынии и др. М. уделял внимание внешнему декору церквей, на разнообразном материале Византии и Балкан уточнил границы появления и масштаб развития его различных форм. В обобщающем труде М. «Древнеболгарское искусство» (1959-1966) представлено искусство болгарских земель до образования Болгарского гос-ва (681), 1-го Болгарского царства (681-1018), времени византийского владычества на болг. землях (1018-1185) и 1-го века существования 2-го Болгарского царства (кон. XII-XIII в.). В 1-м томе М. рассмотрел фракийские гробницы и произведения торевтики, рим. и раннехрист. искусство на болг. землях, архитектуру Плиски, произведения из керамики и золота. Особое внимание было уделено церковной архитектуре Болгарии после Крещения болгар и анализу храмов в Плиске, Преславе, на территории совр. Республики Македонии (Охрид, Прилеп) и Греции (Кастория); исследовал скульптурный и керамический декор церквей, настенную живопись. Второй том охватил период визант. господства в Болгарии (с 1018); он посвящен архитектуре и настенной живописи сохранившихся церквей на территории современной Зап. и Юж. Болгарии (Земен, Бояна, Кюстендил, Мелник, Несебыр) и Республики Македонии (Велюса, Горно-Нерези). М. тщательно изучал фрески в костнице Бачковского монастыря и в ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези. Из искусства времени 2-го Болгарского царства представлены церкви его столицы Тырново. Особо рассмотрены фрески в ц. 40 мучеников Севастийских в Тырново, в ц. вмч. Пантелеимона в Бояне и в Боянской во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского церкви . Фрескам последней М. посвятил монографию (1972), в которой рассмотрел этапы строительства храма, выделил 2 живописных слоя в росписи, признав основным слой 1259 г. М. считал боянские фрески произведением т. н. Тырновской художественной школы, связанной со столицей 2-го Болгарского царства. В этом исследовании М. также попытался определить особенности болг. средневек. искусства, отделив его от искусства Византии, ввел термин «славянское искусство» в границах средневек. христ. гос-в Болгарии и Сербии.

http://pravenc.ru/text/2561158.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009