A мы торжествуем воскресение Господне утром» 88 . И Златоуст говорит 89 : «а ты если прежде причащения постишься, чтобы сколько-нибудь оказаться достойным причащения, то после причащения, когда надлежало бы усилить воздержание, погубляешь все». О том же свидетельствует Василий Великий (беседа о посте) и Григорий Богослов . «Христос, говорит последний, таинственно преподает ученикам пасху в горнице, по вечери, и за день до страдания, a мы совершаем в молитвенных домах, до вечери, и по воскресении» 90 . Перейдем теперь к вопросу о том, в каком положении тела, древние христиане обыкновенно приступали ко святому причастию. «На этот вопрос, говорит Bingham 96 следует ответить: иногда они причащались стоя, иногда на коленях, но никогда не получали причастия сидя». Что верующие в древней Церкви имели обыкновение получать св. причастие стоя, об этом говорят прежде всего те слова, из литургии Апостольских Постановлений, которые произносились диаконом перед началом литургии верных: «прости (прямо) ко Господу со страхом и трепетом стояще, станем приносити» 97 . На такую же практику причащения указывает и целый ряд свидетельств из святоотеческой письменности. Так, напр., Дионисий Александрийский , повествуя об одном христианине, часто приступавшем ко св. причастию, «представляет его стоящим пред трапезою» (τραπζ παραστντα) 98 . И Кирилл Иерусалимский , преподавши совет о том, как должно подходить к получению св. Тела Христова, продолжает свою речь такими словами: «приступи и к чаше Крови: не простирая рук, но наклоняясь (κυπτων) 99 . Равным образом, и Златоуст 100 изображает и священника, и народ стоящим перед жертвенником. «Страшнее сего жертвенника или престола, Тот, перед Которым предстоишь ты, мирянин»; и немного ниже: «и как здесь предстоит иерей, призывающий Духа Святого, так и ты призываешь Духа, не словами, a делом». Наконец, о том же говорит 101 блаж. Августин. «Но слышал ли кто-нибудь из верных когда-либо, чтобы священник, стоя перед жертвенником, построенным даже в честь и почитание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  I. 0БЩАЯ ИСПОВЕДЬ В прежнее время мы знали об общей исповеди разве лишь при многотысячном скоплении народа у о. Иоанна в Кронштадте. И редко-редко где-либо в другихъ местах (у о. Николая Смирнова в Москве в храме Воскресения на Кадашах, в воинских частях пред сражениями и т.п.). А теперь вот что читаем в журналах Московской Патриархии, от 30 октября 1929 г.: «СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященных (не одного, а нескольких) об общей исповеди, и по бывших суждениях ПОСТАНОВИЛИ: Обратить внимание епархиальных преосвященных на часто повторяющиеся случаи злоупотребления общею исповедью и т.д. И потому предложить: I. допускать общую исповедь только в исключительных случаях, и каждый раз с нарочитого разрешения Епарх. Преосвященного или викарного – по принадлежности...» Далее дается целый ряд подробных указаний о подготовке и способе совер­шения общей исповеди. А затем Высшая Церковная Власть, воспользовавшись таким поводом, дает распоряжения и вообще по поводу обычного чина испове­ди: «II. обратить внимание Епархиальных Преосвященных вообще на должное совершение духовенством таинства исповеди (частной), требуя, чтобы приступаю­щие к исповеди проходили говение, чтоб исповедь не была торопливой, избегая совершения ее во время литургии, как это иногда практикуется, к вели­кому искушению верующих, даже во время чтения Апостола, Евангелия, перед самым причащением и пр. В случаях же, когда в приходе бывает много говеющих – располагать их приступать к говению в течение всего года; в Великом же посте – не откладывать исповеди до последней недели, не сосредоточивая говельщиков на одной (напр. первой или последней) неделе Поста. При множестве говеющих может быть допускаема общая исповедь, как введение к частной и т. д.» Из того постановления и самого повода несомненно видно, что в России, и притом не в одном месте, а у многих Преосвященных возбудился та­кой вопрос, очевидно, ввиду множества говеющих, так что один свя­щенник не может справиться со своим делом в обычном порядке частной исповеди каждого в отдельности.

http://bogoslov.ru/article/1691670

В конце XVII в. патр. Иоаким, издавая свой «Остен» также понимает на одной линии и еретика и тех, кто «явно грешит и живет нераскаянно», причем, как основание, отмечает выше указанное нами место в творениях Симеона Солунского 942 . Патриарх Адриан, требуя, чтобы чада Церкви – «врачевали душевные немощи частым исповеданием грехов своих ко отцем духовным», – в тоже время добавляет: «небреги бо о сем, аще умрет, недостоин есть погребения христианского» 943 . Вообще, по воззрению древне-русского церковного права, только сакраментальное покаяние примиряло грешника хота бы и весьма тяжко согрешившего) с Церковью. «[#Аще без пока#][##][#ни#][##][# бe#][#i#][#л боудет человеке и разболиться на смерть, читаем в вопросах Кирика еп. Новгородскому Нифонту, а оже ся к тобе пока#][##][#ть добре, да иже аще и велми грешен #][##][#сть, причащени дай #][##][#му#]» 944 . Впрочем, в самое раннее время Русской церкви, по-видимому, не было еще столь неукоснительного взгляда на абсолютную обязательность исповеди. Поэтому-то, в только что помянутом памятнике мы читаем в другом месте:... «[#Над великим человеком, не покавшимся, иномоу попоу веляше (епископ) пети, а без риз. Аз (Кирик) слышах, идох к нему #][#(еп. Нифонту), #][#и рече ми: тобе поведаю, Кюриче: того ради взбраниваю инем, ат и дроугыи #][#бося #][#того же, аж #][#без #][#риз (поють), покаються#]» 945 . Представление об исповеди, как акте безусловно обязательном само собою вызывает два вопроса, это – 1) с какого же именно момента для каждого верующего становится обязательным принятие исповеди? и 2) сколь часто обязательно это принятие? – иначе говоря, – вопросы – о возрасте исповедников и сроке принятия исповеди. – Останавливаемся на исследовании первого вопроса. Возраст, с которого каждому члену православной Церкви вменяется в обязанность чрез известный срок принимать таинство исповеди, ни одним правилом ясно не определяется в обще-каноническом кодексе правиле Восточной церкви. Самое раннее и лишь косвенное указание по настоящему предмету мы знаем только в известном уже нам епитимийном номоканоне X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Далее следует ряд статей из Никона Черногорца, начинающийся 32-й главою, о жизни общежительного пребывания и т. д. до 48 включительно, где речь идет о посте Пресвятой Богородицы, т. е. Успенском, причем в 34 главе повторена выноска из Никона о 50-це, уже приведенная в гл. 29. В 57 о праздниках в них же поется Бог Господь (в тогдашних уставах о знамении господских праздников) с дополнением о предпразнестве Рождества Христова из того же Никона. Вообще о выдержках из Никона нужно заметить, что они проводятся в очень широких размерах, и составитель черпает из этого источника щедрою рукою и вводит много лишнего и ненужного. Но, во всяком случае, брал он эти выдержки не из самого Никона и не из перевода его сочинений, а из прежних списков устава, где эта статья также приводилась in exmenso. Тот же широкий захват без обдуманного выбора замечается в триодной и синаксарной части. Так, относительно поста в день Воздвижения и в Успенский пост приводятся по две рубрики одинакового содержания, но взятые из разных списков; в службе накануне Рождества описывается обычай иного летствования игумена, угощение гликизмою в его кельях. Эта подробность зашла в наши уставы из южно- славянских, сербских. О посте в 1-ю и последнюю недели Великого поста приводятся сравнительные выдержки из разных уставов, известные по многим славянским спискам. Наконец, в службе по Триоди внесены следующие статьи: из Апостольских Постановлений о Пятидесятнице и послепасхальном посте; из синопсиса Афанасия Александрийского о посте середы и пятка и о разрешении их в 50-цу и статьи о том же из панария Епифания Кипрского . Эти статьи, за исключением введения к извлечению из Апостольских Постановлений, читаются в 57 ст. пандект, но в печатные издания попали не отсюда, а из славянских списков устава, где они читаются на этом месте и в том же самом объеме. После устава службы в Петров пост (л. 201) приводится выдержка из Никона под заглавием «От слова 57 о посте от состава (из пандект) св. Никона». По славянскому переводу нашей рукописи л. 565, 566 об. Здесь речь идет о посте после Пятидесятницы, о празднике апостолов Петра и Павла, о соблюдении постов середы и пятка и о посте в понедельник. Выписки сделаны не сплошь, но с пропусками и не везде толково; удержаны, напр., ссылки на прежде сделанные указания, что имело смысл и у Никона, где речь идет последовательно, а на самом конце, где говорится о посте Воздвижения, читается: «...не от писаний, но от общего (sic) прияхом» (пропущено – предания).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Христианин должен упражняться в посте: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве ( 1Кор. 7, 5 ). Апостолы почитали пост служением Богу: но во всем являем себя, как служители Божии... под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах... ( 2Кор. 6; 4 – 5 ; см. Дeяh. XIII, 2 – 3 ). ж) Свидетельства св. отцов и учителей церкви о пользе и необходимости поста. I. Св. И. Златоуст так учит о посте: «не дозволяй телу жить теперь, чтобы оно жило тогда; сделай его мертвым, чтобы оно не умерло, – ибо, если пребудет живо, не поживет; если же умрет, оживет. Это же бывает и в общем воскресении: сперва нужно ему умереть и быть погребенным, и после того уж быть бессмертным. Тоже было и с телом Господним, ибо Он сначала был распять и погребен, а потом уже воскрес. Также и нам должно поступать: умерщвлять тело, не в существе его, да не будет сего, а в стремлениях его на лукавые деяния» (чит. 13-е нравоучение; сн. бес. на 8 гл. рим.). Тот же отец церкви говорит: «постися, потому что согрешил; постися, чтобы не грешить; постися, чтобы получить (все доброе); постися, чтобы не потерять того, что получил». (перв. слово о посте). Он же говорит: «общий всех нас Господь, как чадолобивый Отец, любящий нас, детей Своих, изобрел для нас врачевство, заключающееся в посте». (1-я бес. на кн. Бытия). – «Как телесная пища утучняет тело, учит тот же св. отец церкви, так пост укрепляет душу, сообщая ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту, помышлять о горних и поставлять небесное выше удовольствий и приятностей жизни». (Бесед. 1-я на кн. Быт. 7 ). II. Св. Афанасий Великий учит: «видишь ли, что делает пост: болезни врачует, мокроты иссушает, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет, сердце делает чистым. Если бы кто даже одержим был нечистым духом, да будет ему известно, что сей род, по слову Господа, изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 21 ). (кн. о девстве). III. Св. Василий Великий в первом слове о посте, говорит: «постом можем и будущих зол избавиться и грядущих благ насладяться. Впали мы в недуг грехом, восприимем врачевство покаянием, которое без поста не бывает плодоносно». (Перв. слово о посте).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Противоречие можно примирить разве тем, что в первом показании речь идет просто о бельцах, а во втором о несущих епитимию. 3) Правило митрополита Максима. Оно назначено в руководство всем христианам правоверным и имеет в виду преимущественно мирян. Содержание его состоит в изложении правил о посте на круглый год и в решении спорных вопросов относительно поста в некоторые праздники, приходящиеся на среду и пятницу. Эти решения митрополит Максим дает на основании Иерусалимского устава, «якоже святая Вселенская Церкви Божия пресвятое Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преда нам». В конце XIII и начале XIV в., к которому относится этот памятник, у нас держался в полной силе устав Студийский, но на Востоке он уже потерял силу, и вместе с Иерусалимским уставом вошли новые обычаи, которых Студийский устав не знал. Правило митрополита Максима имеет в виду преимущественно эти разногласия и устанавливает их для руководства Русской Церкви, придерживаясь устава Иерусалимского. Слово это издано в «Истории Р. Ц. митрополита Макария» и в VI т. Р. И. Библиотеки, где перечислены и главные списки, по которым оно издано. Стр. 139 – 142. 4) Грамота Фотия к Псковскому духовенству и его же поучение о важности священного сана (Р. И. Б. 43, 60). К нашему предмету относится в них лишь очень небольшая часть, где дело идет о провождении некоторых праздников и постных дней. Здесь нет последовательного очерка правил о посте на целый год, а митрополит отвечает между разными вопросами, предложенными ему псковичами, и на те, которые касались должного соблюдения постов и праздников, а именно: в первой грамоте говорится о посте в продолжении двенадцати дней между Рождеством и Богоявлением, в преполовение 50-цы, день Усекновения и Воздвижения креста; во второй речь идет о годовых постах (перечисляются все четыре), о непостных седмицах и о некоторых больших праздниках, в которые псковичи допускали разрешение на мясо, следуя более снисходительным правилам устава Студийского. Далее следует целый ряд мелких статей подобного же содержания, частью изданных, частью остающихся в рукописях. Таковы, например, слово о посте Великом и о Петрове говейне и о Филиппове, слово св. Иоанна Златоуста о Великом посте о апостольских, слово о Филипове посте, «Яко нелепо есть держати мясопуст другий по Пянтикостии», слово о праздниках и постах и коленокланяниях, сказание о понедельнике, указ, како в который пост поститися, устав бельцем в Великое говенье... и в Петрово и в Филиппово, поучение сынам и дщерям духовным (Р. И Б. VI, 10), слово св. отцов о посте Устава Церковного (Правос. Собес. 1858. 1.), заповедь и уставы св. отцов 818 (Starine кн. VI, 127) и друг. Но об этих источниках подробная речь будет далее. II. Историческое обозрение постов Восточной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Апостолы Павел и Варнава после молитвы и поста оставили христиан Антиохии, Листры и Иконии ( Деян.14: 21–23 ). Корнилий сотник пред своим крещением постился около четырех дней ( Деян.10:30 ). 9. Как говорит о своем посте ап. Павел? «Был часто в посте» ( 2Кор.11:27 ). «Являем себя в постах»... ( 2Кор.6:5 ). «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). 10. Какой совет дает ап. Павел о посте мужу и жене? «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ). 11. Откуда видно, что у первых христиан было особое время для поста? « ...Плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел... » ( Деян.27:9 ). 12. С какою целью Церковью установлены общие для христиан посты? 1. Для единодушия: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ). 2. Для устранения соблазна: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» ( 1Кор.8:13 ). История Церкви и свидетельства св. отцов с несомненностью доказывают апостольское происхождение св. постов. 69-е апостольское правило о Великом посте говорит так: «Аще кто епископ, или пресвитер или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу пред св. Пасхою или в среду или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Св. Игнатий Богоносец , поставленный в 66 году по Рождестве Христовом в епископа Антиохийского, в послании к Филиппийцам дает такое наставление о посте: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». О Петровом посте в постановлениях апостольских говорится так: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу, а после нее одну седмицу поститесь: ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления» (5 кн. 20 гл.). Седмица эта – первая неделя Петрова поста. История древней христианской Церкви представляет многочисленные примеры великого постничества и высокого подвижничества, благодаря чему постники удостаивались божественных откровений, даров прозрения, исцеления и высочайшей святости. Евангелист Матфей, по свидетельству св. Климента Александрийского , питался одними только хлебными семенами 48 . Ап. Иаков воздерживался от мяса и вина 49 . Первенствующие христиане Александрийские, по постановлению Евангелиста Марка, вкушали пищу только к вечеру, а мяса и вина вовсе не употребляли 50 . 2. Монашество

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Можно предполагать, что в эпоху Стоглавого собора споры о посте в этот день еще не были окончательно решены, являясь отголоском ожесточенных споров о посте в среду и пятницу, если в эти дни случаются двунадесятые праздники. Происхождение этих споров весьма древнее: они начались еще в IX веке на Востоке, усилились в XI и XII веках и наконец в первой половине XII же века появились и в русской церкви. Ранее XII века у нас этот вопрос не возникал, хотя, как видно из послания преп. Феодосия Печерского в. к. Изяславу Ярославичу, во второй половине XI века на Руси не было определенных правил относительно поста в среду и пятницу. 360 В первой половине XII века образовались две партии: одна, представителем которой был Леон, епископ ростовский, не разрешала поста в среду и пятницу ни для каких праздников; другая, во главе которой стоял Поликарп, игумен Киево-Печерского монастыря, держалась противоположного мнения. В 1158 году состоялся в Киеве собор, на котором Леон был осужден. Но на соборе 1168 года был осужден и Поликарп, и было постановлено, что пост в среду и пятницу разрешается только для вух праздников: Рождества Христова и Богоявления. 361 Таким образом, спор не был решен окончательно, и сомнения продолжали существовать. Определенного мнения о посте в среду и пятницу не было даже в начале XIV века, что видно из вопросов Феогноста, епископа Сарайского, Константинопольскому патриаршему синоду (1301 г.). 362 По всей вероятности в связи с вопросом о посте в среду и пятницу находился и вопрос о посте в день усекновения главы Иоанна Предтечи. Но этот вопрос уже в конце XIV века считается решенным, как можно заключить из следующего места в послании митрополита Киприана игумену Афанисию (1390 – 1405 г.): «На Усекновение главы Ивана Предтечи и Крестителя мяса не ясти, ни млека, ни рыбы, аще в который день ни пригодиться»… «О дне же святыя Парасковее в прошаеше: и се ти ведомо буди, яко несть поста в той день, кроме среды и пятка» (А. И., т. 1, 253, стр. 476). Из последних слов митрополита Киприана можно заключить, что пост в среду и пятницу был так уважаем, что даже считали нужным поститься в день св. Параскевы, вероятно на том основании, что имя «Параскева» (греч. Παρασκευ) значит «пятница». Постановление митрополита Киприана о посте в день усековения главы Предтечи было повторено и митрополито Фотием в его поучении Псковскому духовенству 1416 г.: «на Усекновение главы Иоанна Предтечя… мяса и млека не ясти» (А. И., т. 1, 22). Постановлениям митрополитов Киприана и Фотия следует и Стоглавый собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, в правилах о посте на круглый год, которыми начинается этот сборник, об Успенском посте не упоминается, так как эта статья принадлежит к первоначальной редакции, но этот пост записан в 14 § (по разделению в издании г. Голубинского), согласно с указаниями позднейших уставов и правилами митроп. Максима. Для нашей цели важны собственно правила о посте, помещенные в самом начале «Заповеди», да еще небольшое число их в средине, брошенных без связи и как бы случайно. В начальной статье сначала идет речь о посте от Пасхи до Петрова поста, затем Петрово говейно, в мясоед до Филиппова поста, в Филиппов пост, в период от Рождества Христова до Крещения и т. д. до Великого поста, которым изложение оканчивается. 14-ое правило говорит о посте Успенском, 41 – о неядении мяса и сыра в день Воздвижения, 67 – о посте в неделю Крестопоклонную, 106 – о несоблюдении мясопуста после Пятидесятницы. В сравнении с правилами, помещаемыми в уставах, здесь проводится различие между постом мирян и монахов и показывается, чем отличается первый от последнего. Другие имеют в виду собственно покаяльников, т. е. лиц, находящихся под епитимиею, но, к сожалению, эти последние правила недостаточно выделены от общеобязательных. Вообще, статья эта сохранилась в списках неисправных, испорченных вставками и ошибками писцов, а иногда эти разности чтения зависели от изменившихся условий церковной практики. Кроме списков, указанных проф. Голубинским, многие из правил читаются в болгарских канонических сборниках, исследованных проф. Ягичем, (См. Starine Во многих случаях список Ундольского исправнее и передает текст вернее, чем Троицкий, по которому «Заповедь» издана г.г. Тихонравовым и Голубинским. Напр., по Троицкому списку о празднике Обретения главы Предтечи и 40 мучеников, если они случатся в первую седмицу Великого поста, сказано «ясти рыбы». В списке Ундольского вернее – «не ясти рыбы». Точно также и в Благовещание не разрешается на рыбу, если оно случится в пятницу или в субботу Страстной недели. Противоречит список Троицкий и самому себе, когда, сказавши о разрешении во все субботы и недели Великого поста на рыбу, а по вторникам и четвергам на масло, говорит далее: «...а вариво и сочиво с маслом древяным только ясти в субботу и в неделю, а во вторник не ясти, ни в четверток древяного масла».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

До сих пор говорилось о посте вообще, и было показано, что он проис­ходит от заповеди Божией и утверждается Священным Писанием. Было по­казано и то, что Церковь Христова имеет полномочную власть устанавливать законы и посты по своему собственному благоизволению и усмотрению. В данном разделе нам предстоит рассказать о постах в отдельности. Для этого необходимо раскрыть четыре установления, в соответствии с ко­торыми предстоит изложить этот вопрос. Первое установление относится к Великому сорокадневному посту. Второе установление – о трех остальных постах. Третье установление – о качестве постной пищи. Четвертое установление – о посте в среду и пятницу. Установление первое. О сорокадневном посте. Святой сорокаднев­ный пост берет свое начало от святых Апостолов. В 69 Апостольском правиле ясно говорится: «Если кто-либо из Епис­копов, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец, певец или имеющий священни­ческий чин не постится в течение сорока дней, то есть в Великий Пост, и в течение всего года по средам и пятницам, да будет извержен, если только ему не препятствует телесная болезнь, ибо немощному разрешается по силе вкушать растительное масло и вино. Если же не постится мирянин, да будет отлучен». Смотри Кормчую книгу, лист 19, на обороте. Глава 1. Твердость установления о святой Четыредесятнице от Святых Вселенских и Поместных Соборов На Первом Вселенском Святом Соборе, состоявшемся в Никее, богоносные Отцы упоминали о святом сорокадневном посте и в правиле пятом сказали следующее: «Отлу­ченные своими Епископами да не будут приняты другими, если отлучение произошло не из-за малодушия, спора или подобного этому». Поэтому было принято решение дважды в год проводить Соборы в каждой области: первый перед сорокадневным святым все­ленским постом, второй после сбора овощей. Смотри Кормчую книгу, лист 33. Обратите здесь внимание на то, что Отцы этого Вселенского Собора только упо­минают о Великом посте, а не устанавливают его. Но почему? Потому, что Великий пост уже был установлен до этого Собора, причем самими Апостолами, и строго соблюдался всеми верующими. И потому об этом святые Отцы только упоминают, как о всем извес­тном предмете, а не устанавливают его заново.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010