(Святитель Игнатий (Брянчанинов). 2. Абсолютно верно! Смотреть будут как на безумных! И правильно сделают. " сыны века сего догадливее сынов света в своем роде " (Лк.16:8) Потому что основывать миссию на распространении методических указаний со списком смертных грехов среди знакомых и незнакомых - это весьма неизвестная Евангелию, которое переводится как " Благая весть " , практика. Разумеется, распространение списка грехов среди людей, грехов не чувствующих, является формой лжи, как и является ложью, то, что причащаться обязательно надо чаще, чем раз в три недели (святая Мария Египетская причащалась только дважды в жизни). Очень часто борцы за чистоту у нас любят сделать какую-нибудь провокацию, даже нарушить уголовный кодекс, а потом вскрикивать, что не принимает их безумный мир. Пусть помнят любители подобных брошюр, что тот, кто вызовет страх и невротический испуг у детей подобными " педагогическими " методами сам загремит в Тартар, ибо сказано: " а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. " (Мф. 18:6). Тот, кто основывает свою миссию на проповеди ада, уменьшая милосердие Бога нашего, навешивая " бремена неудобоносимые " , вводя ещё и новые невиданные до этого правила " благочестия " типа " ел шоколад " (это не к автору претензия, а предостережение всем любителям подобных благочестий) уподобляется еретикам-арианам, всего-то заменившим одну букву и преуменьшившим Бога. И пусть распространение данных списков грехов начнётся в высоких боярских палатах, а не в холопских избах. 1. Частота причащения Вы написали " не имея препятствий, причащались реже, чем раз в три недели (Дух Святой отлучает таких от Церкви – так гласит 80-е правило Шестого Вселенского Собора) " . Это неправильное толкование данного правила. Правило 80/Правила Шестого Вселенского собора/Пидалион

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/28/o_...

Святые отцы, подчеркивая, что никто не может быть достоин Причащения, постоянно напоминали о том, что всякий приступающий к таинству должен быть готов к встрече со Христом. Перед принятием Святых Таин православные христиане стараются внутренне сосредоточиться и духовно собраться. К Причастию они приготовляют себя говением, которое состоит в посте, молитве, творении добрых дел. Перед причащением христианин должен очистить совесть; для этого, по традиции Русской Церкви, ему необходимо прийти на исповедь, чтобы получить прощение в своих грехах. Если человек, готовящийся к Причастию, с кем-то враждует или имеет обиду на кого-то, или осознает, что кто-то обижается на него, то необходимо путем примирения уладить ситуацию: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23–24). Эти предписания относительно подготовки к Евхаристии направлены на то, чтобы человек осознал свою греховность и приступил к таинству со смирением, трепетом и сердечным сокрушением, осознавая свое недостоинство перед величием Небесного дара. Именно в этом контексте звучат слова апостола Павла: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11:28–29). То есть: пусть задумается человек, что перед ним не обычная пища, а бессмертная трапеза Господня — Пречистые Тело и Кровь Агнца Божия, причащаться которых надлежит со страхом Божиим и верою, неблагоговейное же отношение человека к таинству подвергает его суду и осуждению. Господь в Евхаристии очищает, освящает и обоготворяет человека. В Евхаристии благодать Святого Духа прелагает хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы и через Святые Дары прелагает причащающегося из ветхого человека в нового, свободного от груза грехов и просвещенного Божественным светом.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа – это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется Таинством. Причастив Апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство, Он сказал: « Сие творите в Мое воспоминание » (Лк.22:19). Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой, и будет совершаться до скончания века. К Таинству св. Причащения христиане готовятся говением , которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем – исповедью , т. е. очищением своей совести в Таинстве Покаяния. В дни говения верующие обычно прочитывают каноны ко Господу, Божией Матери и Ангелу-Хранителю, а также Правило ко Святому Причащению. Совершение Таинства Евхаристии во время Божественной Литургии Божественная Литургияэто служба, во время которой совершается Таинство Евхаристии, установленное Господом нашим Иисусом Христом. На Литургии хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются (пресуществляются), в истинное Тело и в истинную Кровь Христову. Слово «литургия» греческое, оно означает «общее дело». На Литургии христиане все вместе (соборно) возносят молитвы Богу друг за друга и за весь мир. На этой службе приносится бескровная Жертва за спасение всех людей. На Литургии, причащаясь от одного Хлеба и из общей Чаши в единении духа, все верующие соединяются в единое тело с Единым Главой – Иисусом Христом; таким образом, Божественная Литургия есть осуществление молитвы Спасителя к Отцу после Тайной Вечери: « Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино » (Ин.17:21). Литургию иногда называют «обедней», потому что ее положено совершать в полуденное (обеденное) время. В настоящее время в Православной Церкви большую часть года совершается Литургия по чину свт. Иоанна Златоуста . Литургия по чину свт. Василия Великого совершается всего 10 раз в год. Литургия свт. Иоанна Златоуста отличается от Литургии свт. Василия Великого более краткими молитвами священника во время преложения Святых Даров, а также иным текстом некоторых других тайных (негромко произносимых в алтаре) молитв священника.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Собственно, этот нетварный свет, который святые отцы называют Фаворским светом (людям он был показан именно на святой горе Фавор), может узреть каждый человек, который искренне хочет жить во Христе, и это желание сопрягает с определенными действиями. Если он хочет ради Господа делать добрые дела и жить так, как заповедано в Евангелии, так, чтобы уподобиться Христу. Мы знаем, что апостол говорит: «Подобны мне бывайте, как я Христу» (I Кор. 4:16). Слова дерзновенные, но раз апостол такое пишет, то, действительно, для нас всех это возможно. И если мы возлюбим Бога всем сердцем, то или в этой, земной жизни — если будем как-то особо усердно подвизаться, или в будущей увидим ту славу Фаворского света, которую видели апостолы. Еще раз подчеркну: Христос не изменился на Фаворе, Он не стал другим. Мы знаем, что Христос в воплощении стал таким же, как мы, человеком, ведь Он был и истинным Богом, и истинным человеком, со всем человеческим, кроме греха. Окружающие не видели за Его человеческой оболочкой ту славу Божества, которую Он носил в себе, но в Преображении Господь частично, немножечко показал ученикам сияние своей Божественной славы. 10. Придите ко Христу в день Его Преображения и соединитесь с Ним, причастившись Его Тела и Крови Прийти ко Христу невозможно без исполнения Его заповедей. И одна из важнейших заповедей — о причащении Его Тела и Крови. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан.6:53,54). Без исполнения этих слов Спасителя невозможно прийти к Нему. Сейчас пост – и все — и воздержание в пище, и богослужения Православной Церкви — все способствует тому, чтобы подготовиться и приступить в день Преображения к таинству Причастия. Этот праздник один из наиболее христоцентричных в Православной Церкви. В этот день обязательно нужно постараться соединиться с Преобразившимся и Воскресшим Христом, причастившись Его Тела и Крови.

http://pravmir.ru/10-zamechanij-o-poste-...

Старец с любовью выслушал их совет, и все они затворились каждый в келии своей на всю неделю и проводили время в посте и молитве. Старец тот молился к Богу так: — Господи! Ты знаешь, что я мыслю так не по злобе, но своим простым умом не могу постигнуть тайны этой. Открой же мне, по благодати Твоей, истину, дабы я не заблуждался в неверии. Другие же два старца говорили в молитве своей: — Господи! Открой брату нашему великую тайну Твою, дабы он не остался неверующим в нее и не погубил бы своих трудов и добродетелей. Бог послушал рабов Своих и открыл им страшную тайну ту таким образом. По прошествии недели с тех пор, как старцы начали свой пост и молитву, и наступило воскресенье, то те три старца пошли в церковь, для слушания божественной литургии; в церкви стали они друг около друга. Господь открыл духовные очи их. Когда для святой трапезы был приготовлен хлеб, они увидели вместо хлеба юного младенца. В то время как священник простер руку для того, чтобы преломить хлебе старцы увидели ангела Божия, сошедшего с неба и имевшего в руках нож. Заколов младенца, ангел вылил Кровь в чашу. Когда священник преломлял хлеб, ангел раздроблял Тело на части. Между тем наступило время причащения. Вместе с прочими братиями пошел причащаться и неверовавший брат. Приняв в руки кусок мяса сырого и источавшего кровь, и видя кровь в чаше, старец этот в ужасе воскликнул: — Верую Господи, что хлеб сей есть Твое Тело, и вино сие — есть Твоя Кровь. Тотчас мясо обратилось в хлеб и кровь в вино. Тогда старец причастился святым Тайнам Христовым с великим страхом и умилением сердечным. Другие два старца сказали ему: — Христос Бог знает, что человек не может есть сырого мяса и пить кровь. Поэтому он и предлагает верующим пречистое Тело Свое под видом хлеба и животворящую Кровь Свою под видом вина. Затем старцы возблагодарили Господа за откровение и за то, что Он не попустил погибнуть в неверии тому добродетельному старцу. Однажды некоторый брат спросил Арсения о том, что полезно для души. Преподобный же ответил ему: — Всячески заботься о том, чтобы то, что ты мыслишь в уме своем, было бы угодно Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Так просияли постом светильники и столпы Церкви, и нам показав тот же путь ко спасению. " Освятите пост! Но разве пост сам по себе не свят? Он может не быть святым из-за нашей нечистоты. Посмотрите на постящихся: один презирает всех, кто не постится. Другой в жару ревности не по разуму постится до того, что становится неспособным к труду. Третий постится телом, но не думает о пощении духовном. Пост должен быть понят только как средство к ослаблению плотских страстей. Гордятся ли больные множеством употребляемых ими лекарств? И как употребляются лекарства? - Постепенно. Святые подвижники постились долгое время, постепенно приучая себя к посту. Какие занятия приличны посту? - Молитва, исследование своей жизни и совести; размышления о жизни, учении, страданиях и смерти за нас Спасителя; примирение с ближними, чтение Слова Божия и душеспасительных книг, беседы с благочестивыми людьми. Надо иметь в виду главную цель поста; покаяние, исповедь и причащение Святых Тайн. Для многих при пощении может открыться необходимость в совете опытных людей - духовников. Не пренебрегайте этим важным средством, потрудитесь найти для себя благоразумного руководителя. " Свт. Иннокентий Херсонский РАЗДЕЛ II. СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ И ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ О ПОСТЕ Святая Православная Церковь имеет полномощную власть устанавливать законы о святых постах, применяясь к потребностям времени, и побуждать истинных христиан к соблюдению оных по совести. 1. Ветхозаветная Церковь и пост Во Второзаконии Господь Бог повелевает слушать установления священников и левитов и всячески им повиноваться: И постарайся исполнить все, чему они научат тебя; по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни на право, ни на лево от того, что они скажут тебе. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника... да умерет человек тот (Втор. 17, 10-12). Посему, если священники и старейшины иудейские имели власть устанавливать законы и если народ иудейский должен был повиноваться им, то не гораздо ли более облечены этой властию учители Церкви - люди святые, просиявшие равноангельскою жизнью; мы же призваны повиноваться их законам и установлениям. Иначе священный чин Моисеев (ветхозаветный) будет иметь более преимущества в сравнении со священным чином Христовым (новозаветным).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Такое испытание необходимо для того, чтобы, сознавая свои грехи, мы сокрушались о них пред Богом, и в сокрушенных молитвах просили милости у Бога, полагая твердое намерение в последующее время удаляться сознаваемых грехов, и с таким расположением раскрыли их на исповеди, пред отцом духовным. Братия! помышляйте о своих грехах и сокрушайтесь о них. Бог создал нас для прославления имени Своего, для святости и блаженства: а мы оскорбляем Его своими грехами, и тем подвергаем себя праведному гневу Его: как же не скорбеть нам, помышляя о своих грехах! – Христос Спаситель пострадал и умер для того, чтобы мы, оправдившись верою в Него, жили свято и праведно, и наследовали вечное блаженство; а мы, предаваясь порокам, презираем Его заслуги, и своими грехами прогневляем своего Спасителя и Господа, произвольно делаемся недостойными Его милостей и произвольно стремимся к вечной погибели: как не сокрушаться нам о своей беспечности! – Братия! помышляйте о грехах своих; сокрушайтесь о них пред Господом, прося Его милости. Господь милует таковых. Царь Давид, опытно зная силу сердечного сокрушения о грехах, говорит: жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ). Пророк Иоиль именем Божиим призывал иудеев к покаянию так: ныне глаголет Господь вам: обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему ( Иоил. 2:12, 13 ). Блудный сын, изображаемый в евангельской притче, представляет пример истинного покаяния и сокрушения о своих грехах. Он, сокрушаясь, говорил: Отче! я согрешил против неба и перед тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих ( Лк. 15:18, 19 ). Сокрушаясь о своих грехах, мы должны полагать твердое намерение удаляться сознаваемых за собою грехов, и стараться всеми силами исполнять заповеди Божии. Только такая скорбь или такая печаль о грехах производит спасительное покаяние, о которых говорит апостол: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению ( 2Кор. 7:10 ). С этим сокрушением о своих грехах должны необходимо соединяться живая вера во Христа Спасителя и непоколебимое упование на Его заслуги: ибо Он, по слову апостола, есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин. 2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Церковь не зафиксировала никакой программы сожительства, ведь она не может вникать во все бытовые детали. Но предоставила всё на усмотрение супругов и на их возможность располагать друг другом в соответствии с естеством, силами и идеалами каждого. В целом супруги должны помогать друг другу как в счастье, так и в беде, особенно в болезни и жизненных невзгодах вообще. Верность друг другу нужно хранить свято, детей надо воспитывать хорошо, хозяйство вести рачительно и тщательно блюсти своё нравственное и социальное достоинство, как говорит святой апостол Павел: брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог ( Евр. 13, 4 ). Один из отцов Церкви говорит: «Связанные браком должны быть судьями сами себе, ибо слышали Павла, пишущего, что подобает отдаляться друг от друга на некоторое время, по согласию, чтобы упражняться в молитве, а затем снова быть вместе (см.: 1Кор. 7, 5 )» (св. Дионисий, правило 3). 184 Состоящим в законном браке тот же святой апостол говорит: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление ( 1Кор. 7, 5–6 ). «Однако необходимо воздерживаться от совокупления в субботу, воскресенье и постные дни, потому что в эти дни Господу приносится духовная жертва» (св. Тимофей, правило 13) 185 . «Мужу и жене не запрещено совокупление плотское, за исключением того времени, когда они хотят подготовиться к молитве и Святому Причащению» (Великое правило, гл. 170). 186 Святой Симеон Фессалоникийский учит женатых: «Следует знать, что сочетавшиеся браком связаны от Бога и чисты в силу призвания их Чистым. Посему они должны блюсти свой брак незапятнанным и жить в мире и благочестии. Сочетавшиеся от Бога с честью, в чистоте и любви должны хранить союз свой в единомыслии, мире и великой благодати, потому что будут отвечать пред Господом, наряду с другими Божественными обязанностями, заботились ли они не об одном только теле, но и о душе своей. Ибо только так Бог пребудет с ними. Пусть растят детей своих в страхе Божием (см.: Еф. 6, 4 ), подают милостыню и спасаются». 187

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

«Я есмь хлеб живый, сшедший с небес» ( Ин.6:51 ); «Плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ); «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Пребывание же со Христом и во Христе и есть жизнь, полная освящения или плодов добра: «Кто пребывает во Мне и Я – в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не может делать ничего» ( Ин.15:5 ). Поэтому, «если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ); «ядущий же хлеб сей жив будет во век» ( Ин.6:53 ) 136 . Посему истинные ревнители о жизни по воле Божией с самого начала христианства приступали к Святому Причащению весьма часто. При св. апостолах христиане преломляли хлеб, т. е. приобщались всякий раз, как собирались вместе для молитвы. Св. Василий Великий в послании в Кесарию говорит, что спасительно приобщаться Телу и Крови на всякий день, а о себе пишет: «Мы причащаемся четыре раза в неделю» И это общее мнение всех святых, что нет спасения без причащения (см. Добротолюбие, ч 2-я иноков Каллиста и Игнатия, гл. 92). Приобщаясь всегда, когда только может, возрождённый может и не приступать к Святому Таинству Покаяния, потому что он не впадает в тяжкий грех, лишающий его благодати оправдания. Но зато вся его жизнь есть непрестанное говение: он не только находится в состоянии самособранности зрения нового мира, в чувствах и расположениях покаянной веры, но и прилежит чтению и слышанию Слова Божия, общественному и домашнему богослужению, соблюдает все уставы церкви и при всём этом всякий простительный грех, т. е. невольные движения злых помыслов и пожеланий, возникающие в нём вопреки инициативе его собственного «я», исповедует как Богу ежедневно среди молитвы, так и при первом случае своему духовному руководителю или другому единомысленному с собой христианину; короче: не говея перед Святым Таинством Причащения, возрождённый так устраивает всю свою жизнь, что она становится непрестанным говением. Занятие Словом Божиим и участие в богослужении, воспитывая дух ревности и жизни по воле Божией и созидая молитвенный дух в христианине, через Святое Таинство Евхаристии удерживая его в единении с Источником оправдания и освящения – Самим Богом, через все прочие уставы церковные содействуя ему в посте и бдении, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

С первого взгляда, например, присутствие в КО глав о крещении, посте и вечерях остается непонятным. Если же обратиться к «Учению XII апостолов», то порядок их совершенно естественен. Он соответствует его VII-X главам, которые говорят именно о крещении, посте и Евхаристии. Особенно много, как мы видим, в КО вторичных дополнений в копии этого памятника. Но и их присутствие здесь непременно поддастся объяснению, если применить к ним указанный выше метод. Нужно еще только привлечь сюда для сравнения все существующие редакции КО и других родственных ему памятников. Если мы обратимся к одному только «Завету Господа нашего Иисуса Христа», то в его части, соответствующей указанным отделам КО, мы увидим богатейшее собрание правил и предписаний, связанных между собою весьма часто самыми рискованными ассоциациями сходства и смежности. Какая, например, связь между правилами о посте пред Пасхой, о посещении епископом больных, о частной молитве поутру, о причащении натощак? В «Завете» она понятна: Iubeat episcopus proclamari, ne quis quidpiam gustet, donec sacrificium expletum fuerit, et universum ecclesiae corpus novam escam suscipiat (речь идет о Великой Субботе и Пасхе)... Si quis fldelium morbi causa domi maneat, diaconus ipsi deferat sacrificium (Следуют еще два пункта о больных). De iis, qui aegrotant, faciant certionem episcopum, ut episcopus pro facultate eos visitet; ingenti enim solatio afficitur aegrotus, et praesertium, si fldelis est, cum summus sacerdos eius meminerit. Еи, qui in ecclesia psallit (вероятно, в связи с предшествующим описанием великосубботней службы), virgines et pueri respondeant psallentes. Si et domi privatim psallant duo vel tres, similiter sibi invicem respondeant psallentes: similiter et viri (XX-XXII). Указанная особенность в плане КО, Т и, отчасти, КН, то есть присутствие в них ряда глав о крещении, посте и вечерях, имеет большое значение в вопросе о происхождении всех данных па­мятников. Несомненно, что относительно, например, агапы они дают более древние известия, чем Апостольские Постанов­ления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010