О Причащении на Пасху Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra. 5 апреля, 2010 Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra. Источник: Лампада 2(53) Вопрос о Причащении мирян в течение всего года и особенно на Пасху, на Светлой седмице и в период Пятидесятницы многим представляется дискуссионным. Если ни у кого не вызывает сомнения, что в день Тайной Вечери Иисуса Христа в Страстной Четверг мы все причащаемся, то о Причастии на Пасху есть разные точки зрения. Сторонники и оппоненты находят подтверждение своим доводам у разных отцов и учителей Церкви, указывают свои pro et contra. Практика Причастия Святых Христовых Тайн в пятнадцати Поместных Православных Церквах изменяется во времени и пространстве. Дело в том, что эта практика не является догматом веры. Мнения отдельных отцов и учителей Церкви разных стран и эпох воспринимаются как teologomene, то есть как частная точка зрения, поэтому на уровне отдельных приходов, общин и монастырей очень многое зависит от конкретного настоятеля, игумена или духовника. Есть на этот предмет и прямые постановления Вселенских Соборов. Во время поста вопросов не возникает: мы все причащаемся, сугубо готовясь в посте, молитве, в делах покаяния, на то и десятина годичного круга времени – Великий пост. Но как причащаться на Светлой седмице и в период Пятидесятницы?

http://pravmir.ru/o-prichashhenii-na-pas...

Лаодик. соб.). «Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте» – пишет А. Павел супругам ( 1Кор.7:5 ). «От жен воздержаться весь святой великий пост предписывает церковное правило, и за нарушение сего назначает невоздержному наказание – в Пасху, когда в древние времена причащались все христиане, не причащаться, «занеже весь пост обезчествовал» 1 (Бол. Треб. др. 40). При посте, как средстве к очищению и освящению нашему, в известное время полагается у нас говение, исповедь и причащение тела и крови Христовых. С постом, как средством к умилостивлению Бога за наши грехи, соединяется примирение с ближними. «Аще... отпущает человекам согрешения... отпустит и ему Отец... небесный: аще ли не отпущаете... ни Отец... отпустит вам» ( Мф.6:14, 15 ). Сырная неделя, и особенно так называемое прощеное воскресенье пред Великим постом, как временем общего говения и покаяния посвящаются у нас примирению со всеми. Здесь прибавим, что ошибаются те, которые думают, что постом должны строго соблюдать правила пощения только те, которые говеют. Скажем об этом словами св. Амвросия Медиоланского о тех, которые не все постились в Великий пост . «Многие из верующих, – говорит он, – в недели четыредесятницы то постятся, то предаются невоздержанию. Таким я должен сказать, что они напрасно надеются на свой пост, потому что такой пост бесполезен, ибо они хотя воздерживаются в известные дни и не вкушают сладкой пищи, но тем не угождают Богу, так как не постятся во все дни четыредесятницы; четыредесятницу тот совершает, кто в посте и бдении достигает Пасхи. Как в прочее время пост составляет заслугу, так нарушение его в четыредесятницу есть грех, потому что первого рода произволен а сей необходим; первый зависит от воли, а последний узаконен; к первому нас убеждают, а к последнему принуждают» (Сл. пред четыред.). Церковные правила о пище на время постов Церковным уставом обыкновенно определяются и назначаются в различные времена различные степени поста: или совершенное неядение, или сухоядение, т. е. хлеб, вода и сухие плоды древесные; разрешается вареная пища постная, приготовленная без елея, или иногда бывает разрешение на елей и вино, а в некоторые дни и на рыбу. Строжайший пост назначается уставом церковным для святой четыредесятницы, особенно в первую и страстную седмицы. Ближайший к ней по строгости есть пост Успенский. В Петров пост и Филиппов или Рождественский, церковным уставом несколько облегчается строгость поста. Правило св. апостолов во св. четыредесятницу и всякую среду и пяток всего лета равно законоположили пост. Якоже в св. четыредесятницу, едим также и в среду и пяток всего лета, кроме немощи и праздников (Бол. требн. пр. 211 2 ). Монахи же и понедельник да хранят всего лета, якоже среду и пяток (219).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

в великий четверток, в великую субботу и в Светлое Воскресенье, а также в день памяти апостолов, вместо причащения, принимает богоявленскую воду, причём монахам разрешается есть сыр и яйца, а мирянам мясо. Теперь автор готов наконец приступить к изложению своих правил о пище, питье и молитве, но и тут ещё уклоняется в сторону, считая нужным сказать предварительно о том, как духовник должен распрашивать женщин о разных способах вытравления плода и детоубийства, а также о практикуемой между женщинами малакии, и затем, сделав оговорку о применении нижеследующих трёх οιαφορα ко всем, за исключением рабов и рабынь как находящихся не в своей власти, излагает три определения (ροι) о пище и питье, различающиеся одно от другого постепенным смягчением, и столько же определений о молитве в таковой же последовательности смягчения. В первом определении говорится, что по понедельникам, средам и пятницам епитимийцы могут употреблять масло и рыбу, но не сыр, не мясо и не яйца, – по вторникам и четвергам могут есть всё, кроме мяса, – по субботам и воскресеньям употреблять и мясо и вино наравне с теми, кто не несёт епитимии, – точно также во все праздники господние, богородичные и каждого из 12-ти апостолов, хотя бы праздники пали на среду или пятницу, – подобным же образом в праздник Предтечи, двенадцатиднев (т.е. святочное время), пасхальную неделю и неделю Св. Духа. От антипасхи (т.е. Фомина воскр.) до пятидесятницы среды и пятницы должны соблюдаться в посте, а в две заговенные или мясопустные недели эти два дня должны быть проводимы в посте даже до позднего вечера. От вина рекомендуется воздерживаться во все дни, кроме воскресенья, субботы и праздников, или по крайней мере по средам и по пятницам; но если бы кто решился воздерживаться от него вообще, не исключая субботних, воскресных и праздничных дней, стяжал бы великую награду. Во время двух четыредесятниц св. Филиппа (рождеств. пост) и св. апостолов (петровки) мирским следует воздерживаться от мяса, а монахам от сыра и яиц, за исключением дня Предтечи солнцеповорота (т. е. 24 июня) и на святое святых 40 , если того пожелают. В великую четыредесятницу мирские по возможности воздерживаются от рыбы, за исключением субботы и воскресных дней, а монахи от масла, воздерживаются также и от вина, во всяком же случае должны проводить в строгом посте всю первую и всю последнюю неделю, только в великий четверток позволяя себе выпить немного вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Это эффектно, хоть пусто и слабо, как сеть паутинная. Что это так, просмотрите нынешние теории мироздания: они походят на бред сонного или опьяненного. А уж как кажутся хороши изобретателям! Сколько тратится на это сил и времени — и все понапрасну! Дело совершилось просто: “рече, и быша; повеле, и создашася”. Лучше этого решения никто не придумает.   Пятница. (Кол. 2, 1–7; Лк. 9, 12–18). Чудное насыщение народа в пустыне — образ насыщения верующих во св. причащении Пречистым Телом и Пречистой Кровию Господа. Господь сидит особо; народ рассажен рядами; апостолы посредствуют, получают хлеб и раздают. Так и ныне: верующие все разделены на группы — малые частные церкви, в которых Господь, невидимо присутствуя, раздает Свое Тело и Кровь чрез апостольских преемников. Как тогда апостолами, так теперь преемниками их говорит Он: “вы дайте им есть”. Как тогда, так и теперь народ верующий неотступно предстоит Господу в посте, слушании слова и молитвенном взыскании исцеления от грехов, когда готовится приступить к Божественным Тайнам. Так предначатое в явлении Господа таинство продолжается доселе и будет продолжаться до скончания века. И в будущем веке будет своего рода причащение, ибо Господь обещает дать вкусить от манны сокровенные и от древа животного (Апок.2, 7 и 17). И в земном раю для прародителей устроено было свое таинственное причащение — вкушение от древа жизни; в ветхозаветной же церкви образ его — вкушение пасхального агнца. Таким образом, таинственное причащение началось с родом человеческим, было и будет с ним во веки вечные, в разных видах, но одном значении — приискренняго общения с Господом; ибо “в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ио. 1, 4). Созданным по образу Божию и надлежит быть в таком общении с Тем, “Который есть сияние славы и образ ипостаси Отчей” (Евр. 1, 3).   Суббота . (2 Кор. 3, 12–18; Лк. 6, 1–10). Господни ученики срывают колосья, растирают их руками и едят в субботу. Дело очень маловажное и на вид и по существу своему; между тем, фарисеи не утерпели и укорили их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

После того как в избе соберутся сектанты, она выходит оттуда и на голове выносит решето, наполненное изюмом и покрытое чистым платком; при этом девица произносит слова: «всех нас да помянет Господь Бог в царствии своем всегда, ныне и присно и во веки веков». Получив от присутствующих троекратный ответ «аминь», она причащает их, раздавая ягоды 21 . Мы указали на эти извращения св. таинства как на пример того, до каких нелепостей могут довести беспоповцев их основоположения. О причащении запасным Агнцем учил еще, впрочем, протопоп Аввакум. Вот что он говорит в своей автобиографии: «аще священника ради нужды не получишь, и ты своему брату искусному возвести согрешение свое, и Бог простит тя, покаяние твое видев – и тогда с правильцем причащайся св. таин, держи при себе запасный агнец… так хорошо будет по посте и по правиле: на коробочку постели платочек и свечку зажги, и в сосуде водицы маленько, да на ложечку положи, кадилом вся покади, поплакав глаголи молитву «верую, Господи»; потом падше на землю пред образом, прощение проговори, и восстав образы поцалуй, и перекрестясь с молитвою причастися, и водицей запей, и паки Богу помолись: «ну слава Христу». Но причащение видимое запасными дарами, кроме того, что оно не было повсеместным у беспоповцев, не могло естественно продолжаться навсегда. Поэтому наряду с видимым причащением у них развивалось и в конце концов совсем утвердилось учение о духовном причащении. По поводу видимого причащения запасными дарами у Федосеевцев в 1791 году был собор, на котором было решено, не произнося хулы и на упомянутое внешнее причастие, отдать его на церковное (?) хранение, т. е. духовным отцам, и признать в полной силе духовное причащение. Это постановление аргументировалось так. Во время царства антихриста нельзя получить внешнее причащение, но чтобы тем не менее «за лишением божественныя сея в виде хлеба и вина совершенныя тайны» никто не отлучился спасения, то каждому можно получить все дары, сообщаемые Евхаристией, чрез одно «огнепальное тоя желание».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Тем, которые по природе, или по козням врага, или в силу злой привычки не могут воздержаться от падения, предписывается приходить на исповедь всякий раз, как случится падение, и хотя бы они исполнили наложенную за исповеданный грех епитимию, но грешить не перестали, к причащению не допускаются в виду продолжающегося греха. Так как некоторые, в силу привычки, не могут воздержаться от греха даже и в великий пост, не смотря на то, что женаты, то они должны постараться во всяком случае великий пост провести без греха и потом со страхом и трепетом приступать к причащению в три пасхальные дня, – это уже просто уступка или снисхождение к немощи, а не вывод из каких-либо διαφορα (се же по недомыслью же никъгда же имъ сквьрнъ плътьскыхъ дьржатис немощи, а не иного ради раз­личия нкъде бывающаго глемыихъ 46 ). О малакии, которую наш переводчик называет вс блдъ или вс творимыи блдъ, потому, конечно, что греческие уставы представляют этот грех повсюду распространенною и всеобдержащею страстию 47 , говорится, что хотя св. отцы установили не более как 40-дневное покаяние за этот грех, но ими имелось в виду остальное время года, а не великий пост, так что следовательно впадшие в этот грех в великом посте не допускаются до причащения. Приступая затем к определению объёма епитимии в отношении к употреблению пищи и к упражнению в молитве и опять явственно указывая на две διαφορα (дв заповди различни 48 ) и в этом отношении, славянский переводный устав считает нужным предварительно сказать о духовных лицах, которые если имеют на своей совести грех, не допускающий их до совершения службы, должны прекратить служение, но никакой епитимии, в смысле устранения от причащения, или в смысле покаянных упражнений, не подвергаются. За таковой грех, не допускающий продолжения священнодействия, принимается именно плотской грех: даже однократное падение исключает всякую возможность восстановления, хотя бы падший настолько потом преуспел в подвижничестве, что воскрешал бы мёртвых. Впрочем, согласно с словами блаженного апостола ( Василия Великого ), осквернившиеся только устами, а не более, могут быть допускаемы к причащению вместе с духовенством, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Содержание Правило 1 Свободно и законно соединившимся вторым браком, а не тайно совокупившимся, по прошествии непродолжительного времени, и по упражнении в молитвах и посте, должно, по снисхождению, даровати общение. (Ап. 17; I всел. 8; трул. 3, 87; анкир. 19; неокес. 3, 7; Василия Вел. 4, 12, 22, 87, 99). Под вторым браком (δετερος γμος), о котором говорит данное правило, нужно разуметь тот, в который вступает какое-либо лице после смерти своего первого супруга, освобождающего его своею смертью от брачной связи Этот второй брак, будучи заключен свободно (ελευθρως) и по закону (νομμως), и буде до него не было тайного брака (λαθρογαμα, occultae nuptlae), т.е., по словам Зонары в его толковании на данное правило, если брачующиеся не имели предварительно плотского совокупления считается дозволенным и по божественному праву (Рим.7:3; 1Кор.7:39). Однако, с течением времени, когда в церкви начали считать безбрачие добродетелью, превосходящей брачную жизнь, то и ко второму браку стали относиться строже, допуская его, по словам Василия Великого, только как лекарство от блуда (87 пр.) Данное лаодикийское правило и является выражением этого взгляда церкви на второй брак, который, хотя и не воспрещается им, но допускается только при соответствующей епитимии; а именно, определяет, что второбрачные (δευτερογαμουντες) могут удостоиться, после венчания, святого причащения только по прошествии известного промежутка времени (ολγου χρνου παρελθντος), которое они должны провести в посте и молитве. По 4 правилу Василия Великого, эта епитимия должна продолжаться один год. Такой строгий взгляд церкви на второй брак выражен и в других правилах, по которым: а) ни один второбрачный не может быть рукоположен в священный сан (Ап. 17; трул. 3; Василия Вел. 12), б) священнику воспрещается участвовать на свадебных пиршествах второбрачных (неокес. 7) и в) второбрачный не может венчаться по чину, установленному для первобрачных Примечания 1. Так понимали это все лучшие комментаторы, как восточной, так и западной церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Он и разделил его сравнительно правильно по объему на две части (в пропорции 2:3), поэтому начало его попало в VII книгу, а всё остальное в VIII. Заниматься другими сборниками не входит в задачу этого сочинения. Разве только в целях убедительности вышеизложенного предположения не лишним будет сказать и о них кое-что. VIIIb есть не больше, чем эксцерпт из VIII книги. Функ убедительно доказал это тем, что указал в нем ссылки на I-VII книги Апостольских Постановлений 135 . Сказанное только что сейчас о VIII, 1–2 вполне согласно с этим. В этих частях VIIIb мы найдем даже несомненные следы руки составителя Апостольских Постановлений. Достаточно указать на вставку в VIIIb 1 выдержки из Символа веры . Это, как мы уже видели, можно найти во многих местах I-VII книг Постановлений. Не будем останавливаться на взаимных отношениях КН, КО, и Т, достаточно сказать, что всё это – памятники одной семьи. Они, несомненно, близки к VIII и VIIIb, но имеют также большие от них отличия в плане и содержании. Вот, например, план и содержание КО по коптскому изводу: Хиротонии: епископа (с краткой схемой литургии до приношения Св. Даров), пресвитера и правило о пресвитерстве исповедника. Чины поставления чтеца, иподиакона, вдовы, правила о девственниках и об имеющих дар исцелений. Правила о катехуменате, о лицах, приступающих к крещению, самое крещение (в связи с Евхаристией). Правила о посте для клира и мирян, о вечере (ее ритуал, о поведении на ней, в частности – о вечере для вдов). О принесении начатков плодов епископу, о благословении их. О посте перед Пасхой. О том, что диакон должен состоят при особе епископа и, в частности, водить его по больным. О молитве поутру. О принятии Евхаристии натощак. Правила о причащении (что только верные могут вкушать ее и об осторожном обращении со св. Чашей). О кладбищах и погребении. О часах для молитвы и о крестном знамении. Как видим, план КО уже довольно далеко отклонился от VIII книги Апостольских Постановлений. Но, если следовать предлагаемому мнению о его зависимости от плана «Учения XII апостолов», в нем многое разъяснится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

(Ап. 17; I всел. 8; трул. 3, 87; анкир. 19; неокес. 3, 7; Василия Вел. 4, 12, 22, 87, 99). Под вторым браком (εεο ο), о котором говорит данное правило, нужно разуметь тот, в который вступает какое-либо лице после смерти своего первого супруга, освобождающего его своею смертью от брачной связи Этот второй брак, будучи заключен свободно (εευ) и по закону (ο), и буде до него не было тайного брака (ο, occultae nuptlae), т.е., по словам Зонары в его толковании на данное правило, если брачующиеся не имели предварительно плотского совокупления считается дозволенным и по божественному праву (Рим.7:3; 1Кор.7:39). Однако, с течением времени, когда в церкви начали считать безбрачие добродетелью, превосходящей брачную жизнь, то и ко второму браку стали относиться строже, допуская его, по словам Василия Великого, только как лекарство от блуда (87 пр.) Данное лаодикийское правило и является выражением этого взгляда церкви на второй брак, который, хотя и не воспрещается им, но допускается только при соответствующей епитимии; а именно, определяет, что второбрачные (ευεοουε) могут удостоиться, после венчания, святого причащения только по прошествии известного промежутка времени (οου ου εο), которое они должны провести в посте и молитве. По 4 правилу Василия Великого, эта епитимия должна продолжаться один год. Такой строгий взгляд церкви на второй брак выражен и в других правилах, по которым: а) ни один второбрачный не может быть рукоположен в священный сан (Ап. 17; трул. 3; Василия Вел. 12), б) священнику воспрещается участвовать на свадебных пиршествах второбрачных (неокес. 7) и в) второбрачный не может венчаться по чину, установленному для первобрачных Примечания 1. Так понимали это все лучшие комментаторы, как восточной, так и западной церкви. Chr. Justellus в своих примечаниях к данному лаодикийскому правилу (иначе к 105 правилу Codicis can. ecclesiae universae) доказывает, что это правило не говорит о второбрачном, вступившем во второй брак после смерти первой жены, но о второбрачных другого рода, а именно - оставивших свою законную жену без всякой оправдываемой судом причины и вступивших в новый брак, до законного расторжения первого. Стараясь обосновать свое мнение разными доказательствами из римского права и из христианских святоотеческих творений, Justellus утверждает самым категорическим образом, что только de hujus modi digamis accipienda sunt, как постановление этого правила, так точно и постановления 8 правила I всел. собора, 19 анкир. и 7 неокес. (Bibliotheca jur. can. I,83-85). Что подобное утверждение упомянутого юриста ошибочно, доказывает самый тексте данного правила, говорящий о втором, законно заключенном браке, не упоминая о каком-либо разводе и тем менее-незаконном. Беверегий в своих замечаниях на данное правило (р.193-194) доказал с очевидностью помянутую ошибку. Ср. Van Espen, упом. изд., р.157-158.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

Отправляясь в паломничество, особенно если речь идет о дальних странах, люди стараются поклониться наибольшему количеству святынь. У них зачастую не остается времени, чтобы спокойно вычитать молитвенное правило, требующее более часа времени. Убежден, что излишне с настойчивостью требовать от паломников вычитывать полное правило, включая акафист. Вычитывание привычного для нас правила, состоящего из трех канонов и акафиста, не является непременным условием подготовки к Таинству Причащения. В некоторых местах, например на Афоне, оно состоит совсем не из канонов, поскольку они звучат на богослужении, а из Иисусовой молитвы, поклонов и чтения Священного Писания. Нужно осознавать, что паломники, посещая святые места, как правило, читают там Евангелие, акафисты, тропари и молитвы, а все это уже является молитвенным предстоянием перед Богом. Сам по себе труд паломника — это, в первую очередь, молитвенный подвиг. Не столь важно, какие именно молитвы читает человек, важно, что он молится. Правило можно сокращать при нехватке времени, в зависимости от конкретных условий и возможностей самих паломников. Нужно помнить, что в паломничество отправляются разные люди и то, что может сделать один человек, не всегда по силам другому. Правило может быть различным в зависимости от воцерковленности и степени готовности человека к его восприятию. Если он никогда раньше не причащался, неразумно и даже бессмысленно давать ему такую большую нагрузку. Человеку церковному рекомендовал бы по возможности прочитать покаянный канон и последование ко Святому Причащению, в самом крайнем случае ограничиться молитвами ко Причащению. В целом все зависит от того, насколько паломничество пронизано духом молитвы, потому что иногда то, что называют паломничеством, на деле им не является. Иногда люди отправляются в путешествие к святым местам с обычной туристической группой и по ходу дела посещают не только храмы, но и базары, магазины, рестораны и прочие увеселительные места. Конечно, это не молитвенное предстояние и здесь подход должен быть более строгим: если человек нашел время для того, чтобы посетить магазин, совершение им полного молитвенного правила будет простым проявлением благочестия.

http://pravmir.ru/o-poste-ispovedi-i-pod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010