5 сентября он был на руках внесен в пещеру, где покоились мощи святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, и там отслужил молебен. Федоров приложился к мощам святого, исцелился, и сам вышел из пещеры ( " Жития святых " архиепископа Филарета Гумилевского). Этот список чудесных исцелений можно продолжать далее, но перейдем к рассмотрению темы: о значении Креста для православного христианина. Выше мы рассмотрели, как посредством вещественных начал люди получают исцеление. Но как же тогда можно отвергать видимый Крест и изображение Распятого Господа на нем? Баптисты утверждают, что Крест святой — это не более, как орудие пытки. Причем позорное орудие, на котором римские легионеры карали преступников. Иногда в таком словоблудии доходят до кощунства: а что, если бы было иное орудие вместо креста, то вы, православные, и веревке с виселицы поклонялись бы? Кстати, к такому безблагодатному юродству в этом вопросе всех сектантов привел Л.Н. Толстой, высказавшись вышеупомянутыми словами в своем романе " Воскресение " (40 глава). Воистину, никому в голову не приходило то, что пришло в голову ересиарха Толстого. Для нас же, последователей Распятого, Крест является святыней, о чем говорит и апостол: " Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа... " (Гал. 6:14). И вот еще: " Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия " (1 Кор. 1:18). Таким образом, возвещая Евангелие " всем племенам, народам и языкам " , апостол центром своей проповеди ставит Крест. Даже, обладая блестящей эрудицией, глубокими знаниями философии и языческой культуры, имея пламенную ревность к проповеди, Ап. Павел указанные достоинства прежде заступает словом о Кресте, о чем и свидетельствует: " Благовествовать не в премудрости слова, дабы не Упразднить Креста Христова " (1 Кор. 1:17). В Палестине все места, освященные евангельскими событиями, давно уже подверглись опустошению. Язычники по ненависти к христианам постарались изгладить самую память о них.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

В Богословии Филарета, архиепископа Черниговского, читаем: " Власть, какою Спаситель облек служителя Своего над совестью людей, состоит, как видим из слов Его, не в том, чтоб только прощать грехи, но в том, чтобы или прощать, или не прощать грешника. Следовательно, служитель Божий, прежде нежели произнесёт решение грешнику, должен верным образом узнать греховное состояние грешника, а для того необходимо, чтобы грешник пересказал исповедующему дела свои со всеми обстоятельствами, которые только могут показать состояние души его " . Вот внутренний смысл церковных правил, воспрещающих общую исповедь и требующих исповеди единоличной. Богословы указывают нам, что отпущение грехов должно быть на твёрдых основаниях, духовник должен знать, " раскаялся " ли грешник, должен знать " все обстоятельства " согрешения, должен знать состояние души кающегося, — только тогда он будет отпускать не по " безотчётному произволу " , а по праву, данному ему от Господа. Что же такое " общая исповедь " ? Откуда такое упорное стремление к ней? Что питает это стремление? Мы видим, что Церковь решительно запрещает общую исповедь. Но вопреки этому запрещению она упорно вводится в церковную практику. Нельзя это объяснить только одним " попустительством " , должны быть какие-то скрытые причины в самой основе этого явления. Вот желание уяснить себе эти причины и побуждает нас просмотреть историю Таинства покаяния. Не найдем ли мы там ответы на все эти вопросы, не уясним ли себе истинную природу общей исповеди? К этому историческому обзору мы и перейдем в следующем чтении.   ЧТЕНИЕ ВТОРОЕ Таинство покаяния установлено Спасителем. В Евангелии от Иоанна (20, 21–23) говорится: " Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " . В Евангелии от Матфея читаем (16, 19): " …что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах " . И у того же Евангелиста (4, 17): " С того времени Иисус начал проповедыватъ и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6, 4 ). Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей ( Притч. 29, 15, 18 ). К изложенному житию святого князя Глеба, взятому из творений преосвященного Филарета Черниговского , считаем нелишним при­бавить описание случая из жизни архимандрита Антония. В «Православном Обозрении» за 1879 год была помещена биогра­фия наместника Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония; в коей, между прочим, было упомянуто, что отец наместник, живши еще в миру, сомневался в нетлении святых мощей и был убежден в их исти­не мощами святого князя Глеба, почивающего во Владимирском соборе. Случай этот в биографии упомянут лишь мимоходом; но я слышал о нем подробно от самого покойного отца наместника лично, и рассказ его кажется мне так интересен, что я нахожу нелишним его обнародо­вать. Передам его словами самого отца наместника, которые я вскоре же после беседы с ним записал. «Бывши еще в миру, – так рассказывал отец наместник, – жил я в имении князя Грузинского, селе Лыскове Нижегородской губер­нии. Имея небольшое понятие в медицине, я занимался там лече­нием домашних князя и окрестных жителей. В числе моих пациен­тов были и раскольники, которых в нашем селе было очень много, по большей части богатые люди. Однажды, когда я был у одного из них, разговор наш коснулся разностей их обрядов с нашею Цер­ковью. Раскольник, разумеется, оправдывал свои обряды и обвинял нашу Церковь в отступлении от православия и в принятии новшины; а я, как умел, защищал нашу Церковь и в доказательство ее право­славия указывал ему на множество нетленных мощей, находящихся в нашей Церкви. Эх! Андрей Гаврилович! – ответил мне раскольник, – да видали ли вы сами нетленные мощи? Поверьте мне, это все монахи для доходов выдумали; ведь ни одних нет мощей и в вашей Церкви, а так только поставят гробницу, да накроют пеленою, а то, пожалуй, и положат что- нибудь наподобие мощей, да и говорят, что тут нетленные мощи! Ну, вестимо, простой народ верит, а монахи да попы доходы обирают.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иустина Философа -мученика, св. Иринея, епископа Лионского, и других. Св. Иоанн Златоуст , блаж. Иероним, Августин, Феодорит писали толкования на послание Ап. Павла к Галатам. Достойны также упоминания толкование на сие послание блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, а также толкования Русских иерархов: Филарета, еп. Черниговского, Феофана, еп. Тамбовского, а равно архиепископа Агафангела и священника И. Галахова , труд которого отпечатан в 1896 году. Церковным употреблением, идущим от древнейших времен, пользовались все места послания к Галатам. Церковные чтения сего послания идут в таком порядке: I гл. ст. 1–10; 20–24 и II гл. ст. 1–5 в четверток 14 недели. I гл. ст. 11–19 в 20 неделю и в неделю по Рожд. Христ. II гл. ст. 6–10 в пяток 14 недели. II гл. ст. 11 –16 в понедельник 15 недели. II гл. ст. 16–20 в неделю 21 и по Воздвижении. II гл. ст. 21 и III гл. ст. 1–7 во вторник 15 недели. III гл. ст. 8–12 в субботу 26 недели и в субботу пред Рождеством Христовым. III гл. ст. 13–14 в великую Субботу. III гл. ст. 15–22 в среду 15 недели. III гл. ст. 23–29; IV, 1–5 в четверг той же 15 недели и преподобным женам до 29 ст. III гл. IV гл. ст. 4–7 на Рождество Христово. IV гл. ст. 8–21 в пяток 15 недели и о болящих до 14 ст. IV гл. ст. 23–31 св. Иоакиму и Анне (9 сентября). IV гл. ст. 28–31 и V гл. ст. 1 –10 в понедельник 16 недели. V гл. ст. 11–21 во вторник 16 недели. V гл. ст. 22–26 и VI гл. ст. 1–2 в субботу 27 недели, препод. VI гл. ст. 2–10 в среду 16 недели. VI гл. ст. 11–18 в 22 неделю и в Великий Пяток на 1 часе. Послание к Галатам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел Апостол избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых, 2. и все находившиеся со мною братия – церквам Галатийским 291 : 3. благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего: 5. Ему слава во веки веков. Аминь 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

С высшей точки зрения, строго следует различать пути, как произошли Божественные имена. Когда человек подмечал в откровении особенную силу Божию, то он запечатлевал это в своем сердце, сознании и потом выражал в слове, в имени. В пояснение, можно указать на следующие примеры. После того, как, по настоянию Сарры, Агарь с сыном была изгнана из дома Авраамова, она заблудилась в пустыне. Для укрепления умирающего от жажды Исмаила, явился Ангел Господень и указал на источник воды, которой Агарь напоила дитя свое ( Быт.21:14–19 ). Отсюда видно, что всевидящее Око Божие не оставляет уповающих на Него; и следствием откровения для человека явилась потребность приписать высочайшему Существу новое имя: Всевидящий. Вот имена Божии, полученные Моисеем в откровении: «И сниде Господь в облаце, и предста ему тамо Моисей: и призва именем Господним. И мимоиде Господь пред лицем его, и воззва: Господь, Господь Бог щедр, и милостив, долготерпелив, и многомилостив, и истинен» ( Исх.34:5–6 ). Таким образом, истина, что имена Божии даны через откровение, заслуживает доверия, и освящена авторитетом древнего предания; тем более, что из того же откровения объясняются: вся жизнь богоизбранного народа, его история, различные узаконения и т. п. Затем, наш автор говорит о двух видах богопознания: откровенном и естественном. Хотя последнее имеет немаловажное значение в постижении вечного Существа, тем не менее, оно бледнеет перед познанием первого вида. Действительный характер естественного богопознания состоит в том, что посредством наших естественных способностей и водительством Духа Божия мы можем возвыситься до понимания Бога, как Творца вселенной и Промыслителя мира. Святой апостол Павел высшую степень такого понимания определяет двумя началами: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ). При дальнейших же запросах верующей души, сердца и ума, естественное богопознание безмолвствует. Что есть Бог в Самом Себе? Каково высочайшее личное бытие Его? Каков характер Его промышления о мире? В чем проявляется Его благость к роду человеческому? При решении этих вопросов, на помощь человеку приходит откровение Божие. Оно, живое и деятельное, есть, как бы, указующая десница и, поставляя человека лицом к лицу с Божеством, всецело дает ему возможность созерцать Бога во всем великолепии Его вечного блаженства и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

Христианство не исчерпывается ни учением, ни моралью, ни совокупностью теоретических познаний, ни сводом нравственных предписаний или правил, и не они первичны в нём. Христианство есть Церковь . В Церкви содержится и преподаётся учение, «догматы Божии», предлагается «правило веры», чин и устав благочестия. Но сама Церковь есть нечто неизмеримо большее. Христианство есть не только учение о спасении, но само спасение, единожды совершённое Богочеловеком; «и смерть Его, а не учение Его и не жизнь строгая людей составляет средство примирения», 110 чёткому и твёрдому выражению русского догматиста Филарета, архиепископа Черниговского. В православном сознании Христос есть, прежде всего, Спаситель – не только «учитель благий» и не только Пророк, но более всего – Царь и Первосвященник, «Царь мира и Спас душ наших». И спасение заключается не столько в благовестии Царствия Небесного, сколько именно в Бого-человеческом лике самого Господа и в деле Его, в Его «спасительной страсти» и «животворящем Кресте», в Его смерти и воскресении. Ибо «если не воскрес Христос, то тщетна наша вера»... Христианство есть Вечная Жизнь, открывшаяся миру в неисповедимом Воплощении Сына Божия и открывающаяся верующим через святые Таинства благодатью Святого Духа. «Ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ... По выражению замечательного русского подвижника недавнего прошлого епископа Феофана Затворника , «в сознании христианина первое видится Лице Христа Господа, Сына Божия Воплощённого, а за завесою плоти Его созерцается Триипостасный Бог». В Православном сознании Господь Иисус Христос прежде всего есть Сын Божий, Слово Воплощенно, «Един сый от Святыя Троицы», Агнец Божий, вземляй грехи мира... И вера православная совершенно неотделима от Лица Богочеловека, невозможна вне живого общения с Ним чрез таинства Церковные. Всею совокупностью символьных изъявлений, всею совокупностью молитвенного и литургического исповедания Православная Церковь утверждает тайну Богочеловечества, в духе и смысле Халкидонского догмата.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Задолго до его приезда на епархию, еще в 1853 году, сироты-воспитанники семинарии были выведены на вольные квартиры, потому что корпус, в котором они находили приют, обветшал до того, что в нем нельзя было жить безопасно. Положение воспитанников на квартирах сделалось в материальном и умственном и нравственном отношении несравненно бедственнее прежнего. Обратив внимание на это положение их, Владыка немедленно стал изыскивать средства к улучшению его. С доверенностью он обратился к духовенству своей епархии, предложив ему уделить в пользу семинарии часть из сумм церковных, остающихся в избытке и, по возможности, из частных своих средств. Вполне сочувственно отнеслось духовенство к этому призыву своего Владыки: уже в августе 1862 года образовался капитал в 12752 руб., что и дало возможность войти с представлением в Св. Синод о разрешении начать постройку. Получив разрешение в октябре 1863 года, Владыка, с надеждою на Бога, немедленно приступил к исполнению дела. В марте 1864г. положен основной камень новому зданию. К этому времени строительная сумма возросла уже до 28631 руб., а к 1 января 1866г., до 56447 руб. На эту сумму к 1 января окончена постройка каменного корпуса, перестроены старые здания, и еще сбережен остаток в 5249 руб., да разных материалов на 1457 руб. Осталось устроить кухню в готовом здании и столовые, и спальные принадлежности. При помощи ожидаемого пособия из духовно-учебного капитала, правление семинарии надеется с сентября сего года открыть помещение в новом корпусе для казеннокоштных воспитанников и пансионеров, в полном составе принадлежностей. 2) Улучшение быта наставников Вполне сознавая, что ученый труд может быть успешен только тогда, когда человек не бедствует, когда он живет в спокойном угле, Владыка в 1864 году озаботился устроить при классическом корпусе семинарии несколько квартир для наставников ее. Во внимании к их же великим нуждам, Владыка в ноябре 1865 года благоволил сделать распоряжение: пока не иссякнут средства Черниговской кафедры, отпускать из неокладных сумм ее, в пособие наставникам семинарии, 960 руб. в год, т.е. по 80 руб. на каждого. Пример его имел влияние и на духовенство: из некоторых уездов присланы также пожертвования, для пособия наставникам семинарии и духовно-учебных заведений Черниговской епархии. Наконец, в марте 1866 года, Владыка вошел с представлением в Св. Синод об отчислении 4 ½ процентов из церковных сумм по Черниговской епархии на улучшение быта наставников местной семинарии, а также о дозволении увеличить подлежащий отчислению процент, если местное духовенство, со временем, признает это возможным и необходимым, для сравнения Черниговской семинарии по жалованью с другими семинариями. Представление это, в апреле сего года, утверждено Св. Синодом. 3) Усиление развития воспитанников

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

60. Письмо Преосвященного Филарета к графу Н. А. Протасову о сношениях раскольников Черниговской епархии с заграничными 2 Января 1847 г. В Январе 1847 года Митрополитом Филаретом был получен рапорт ратмана Черниговской губ. Клинцовской посадской ратуши Ефрема Барышникова, в котором он писал, что при наблюдении за действием местных раскольников усмотрел он, что между ними происходят какие-то тайные переговоры и ведется тайная переписка за границу, а потому, стараясь точнее узнать сущность дала, он достал письмо, прибывшее из Ясс и писанное, бежавшим за границу Клинцовским мещанином Акимом к отцу его Максиму Дмитриеву. В письме этом между прочим Аким пишет: – «и относительно веры пространно и священство не иссякает, но даже приведен из Белой Криницы митрополит; и тебе было бы хорошо приехать ко мне, а также и сестрицам с зятьми». Такие письма, по словам Барышникова, яко бы получаются в каждой семье; поэтому донося о сем Преосвященному Филарету, как блюстителю Православия, Барышников всенижайше просил рапорт его представить куда следует на рассмотрение для прекращения такового злого предприятия, – побега за границу раскольников, вредного, как для Государства, так и для Православной Церкви. Митрополит Филарет, препровождая эти бумаги графу Н. А. Протасову, писал: Секретно. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Сего января 2 дня получено мною с почты письмо и рапорт Клинцовского ратмана Барышникова с приложением письма из Ясс раскольника Акима, из которого видно, что некоторые раскольники пробираются за границу, и там стараются образовать себе раскольническую Иерархию. Некоторые и прежде доходившие до меня неясно слухи, особенно побуждают не пренебречь сим сведением. Здешнему секретному комитету не предложил я сих бумаг, во-первых потому, что они не касаются до Московской епархии, во-вторых, по предосторожности, чтобы содержащееся в них сведение не пробралось к Московским раскольникам, а поспешаю препроводить оное к Вашему Сиятельству для зависящего от Вас употребления, к охранению блага церковного и отечественного. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . 2 Января 1847 г. Дело Канц. Об.-Прокурора 39309. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

(К изучению догматики Филарета Черниговского ) В своей статье экзегетико-филологического характера, мы намерены высказать замечание на словопроизводственные объяснения Филарета Черниговского касательно предметов чрезвычайной важности: «Θες», «Бог», «Элогим», тем более, что толкование преосвященным этих последних отличается неточностью. Желательно было бы обратить внимание на данный вопрос людей более компетентных – faciant meliora pomenmes, сами же делаем лишь попытку предложить свое посильное рассуждение. По влиянию, с одной стороны, Св. Писания, с другой, – в силу общего направления филологии, и богословская наука стремится дать точные и обстоятельные объяснения именам, в каком-либо отношении, замечательных предметов и явлений вообще; и, тем более, надобно иметь надлежащее понятие в отношении филологического толкования о всесвятейшем, достопокланяемом имени высочайшего, личного, всеблагого Существа. – Уже кое-что сделано по занимающему нас вопросу, как в иностранной, так (отчасти) и в русской литературе. Особого внимания заслуживает статья под заглавием: «The Names of God» 1 . В начале статьи автор выражает сочувствие почтенному Джоксу, в труде которого заметен дух глубокого благочестия. По мнению этого писателя, каждое из имен Божиих есть, так сказать, воплощение, сущность (the embodiment) откровения. Таковой взгляд на дело иными не принимается, и решение по данному предмету сводится к естественному происхождению имен из особенностей языка и форм речи еврейского народа, принадлежащего в семитской расе. Но, по учению Библии , Бог, вследствие величайшей благости, любит Свое творение, человека, и проявляет Свою присносущную силу, как личное Бытие: «И рече Бог к Моисею, глаголя: Аз есмь Сый... Сие Мое есть имя вечное» ( Исх.3:14–15 ); открывает Себя Бог людям из облака ( Исх.13:21–22 ) и в святом святых, над кивотом завета, между двумя херувимами: «И познан буду тебе оттуду, и возглаголю тебе с верху очистилища между двема херувимы, иже суть над кивотом свидения» ( Исх.25:20–22 ). Это было, замечает автор, живое богооткровенное Слово, проявление глубочайшего разума Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

Дело ознакомления французов с Православием продолжалось и после о. И. Васильева. Издавались по-французски богослужебные книги, проповеди митр. Московского Филарета в переводе A. Serpinet (три тома, 1866 г.) и под. Достойно упоминания, например, изданное свящ. Н. Поповым , настоятелем русской церкви в По, «Чин, како приимати приходящих ко Православной церкви от Арменского или Римско-латинского вероисповедания» (СПБ. 1912 г.) Это – параллельные тексты на славянском, немецком, французском и испанском языках. Немецкий текст взят с перевода Берлинского прот. А. Мальцева , a испанский принадлежит Г. А. Колемину и православному испанцу Гарсиа Рюи-Пересу, офицеру испанского Генерального Штаба. Кроме только что упомянутого французского перевода проповедей митр. Московского Филарета, следует привести еще ряд переводов русских богословских трудов. Эти проповеди были переведены и по-английски. Знаменитый Катехизис того же митрополита был на немецком языке переведен Доктором А. Блюменталем, а на английский Schaff-oм (New-York, 1877). Тот же доктор Блюменталь перевел на немецкий язык сокращенное Догматическое богословие митр. Моск. Макария (Булгакова) , в 1875 г. На греческий оно было переведено Неофитом Пагидой (Афины, 1882 г.), а на болгарском оно увидело свет в 1901 и на сербском в 1898 г. «Историческое учение об отцах церкви», архиеп. Филарета (Гумилевского) Черниговского было переведено на греческий Неофитом Пагидой (Иерусалим, 1885–1887). Того же Филарета Черниговского «История русской церкви» появилось на немецком языке в Франкфурте на Майне в 1872 г. в переводе уже не раз упомянутого доктора Блюменталя. Хотя переводы эти и не были исполнены нашими заграничными священниками, но ими широко распространялись в иностранной среде, что давало возможность Европе знакомиться с Православием задолго еще до так, теперь, называемого «экуменического движения». Кстати и о пребывании о. Геттэ в Москве. Он был 6 июня 1865 г. у митр. Филарета, где присутствовали и еп. Леонид (Красно- певков), викарий митрополита, Η.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010