до 1712 г. Это доказывают хранящиеся в Почаевской лавре официальные документы, именно: а).Привиллегия Августа II, которою он подтверждал права и фундуши древнего и чудотворного Почаевского монастыря обряда греческого, и, обеспечивая свободное сохранение веры восточной древней Церкви, от незапамятных времен беспрерывно и беспрепятственно в оном монастыре содержимой, опредляет 10т. червонных денежного штрафа за нарушение каким быто ни было образом этой привилегии. б) Манифестация, заявленная в кременецких городских актах, 1711 г. апреля 29 дня за 2610, из которой видно, что в Почаевском монастыре был, в то время, ещё православный игумен Иосиф Саевич; и в) Позыв, 1712 г. в первый раз Базилианами учиненный и того ж года сентября 15 дня в луцких городских актах записанный под 30, в котором эти новые обитатели Почаевского монастыря именуют уже свой монастырь Конвентом, а начальника монастыря пришложоным, с присовокуплением следующих слов о братии: rccenter ad unionem cum sacra ecclesia Romana zostaigeych (состоящих). (Дела Арх. Св. Синода 1831 г. 114), г) Игумен Иосиф Исаевич в 1714 г. купил деревню Лихолетовку ещё в звании игумена Почаевского и в генеральном Глуховском суде объявил, что купил её на деньги Почаевского монастыря. Стало быть это время 1709 –1714 гг. и было временем перехода Почаевской лавры от православия к униатам. (Черниг. Епарх. Изв. 1812 г. Приб. стр. 584–526.) 17 Списки её есть в Императорской Публичной библиотеке (О. XIV, 2, стр. 64 и след.) и в Рум. Музее 318. Разбор у П. IN. Пекарского: Наука и литература в России при Петре Великом; т. I, стр. 416–421. 18 Н. И. Гнедича письмо к графу Н. П. Румянцову в Библиогр. Записках т. II, стр. 623–626. 1859 г. 19 Списки есть в библиотеках киевской академии и киево-михайловского монастыря (Труды киевской акад. 1865 г. стр. 614–637), черниговской семинарии (Филарета – Обзор, стр. 19; изд. 1863 года), новгородской и вологодской семинарии. 23 Киприан Соарий, испанский иезуит (1593 г.), автор риторики, долго употреблявшейся в иезуитских школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Церковь Христова, заботливая и осторожная блюстительница догматов, никогда в них ничего не изменяет, ничего не уменьшает, ничего не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прицепляет, своего не теряет и чужого не присвояет…». Ранние апологеты Церкви боролись с такими ересями доникейского периода, как: модализм, гностицизм, тритеизм, динамизм, а далее Святые Отцы отстаивали нашу веру в триадологических и христологических спорах, боролись с иконоборчеством, опираясь на Священное Предание и Священное Писание . Первыми попытками построения догматической системы были работы Климента Александрийского (II век по Р.Х.), его «Строматы», работа Оригена «О началах» и др., о которых мы будем говорить далее. Наиболее совершенным трудом является творение св. Иоанна Дамаскина «Источник знания» и особенно третья его часть «Точное изложение Православной веры». Эта книга актуальна и поныне. Имеются и современные труды по догматике, например, «Православно-догматическое богословие» митрополита Макария (Булгакова) или «Догматическое богословие» арх. Филарета Черниговского (Гумилевского) , «Догматическое богословие» В.Н. Лосского и др. Настоящее богословие – не умозрительные формулы, схемы и учебники, а живая практика человеческого духа, и поэтому оно всегда литургично, мистично и металогично. «Это есть дар Божий, плод внутренней чистоты духовной жизни христианина. Богословие отождествляется с видением Бога, с непосредственным видением личного Бога, личным опытом преображения твари нетварной благодатью.  Богословие не есть теория мира, метафизическая систем, но выражение и формулирование опыта Церкви, не интеллектуальная дисциплина, а опытное общение причастие». Итак, богословие – это не просто сумма знаний или только теоретические знания, но и личный духовный опыт, и богообщение. Конечная цель богословия «…есть соединение с Богом или обожение, о котором говорят восточные отцы. Мы приходим, таким образом, к заключению, которое может показаться парадоксальным: христианская теория имеет значение в высшей степени практическое, и чем мистичнее эта теория, тем непосредственнее устремляется она к высшей своей цели – к единению с Богом, тем она и «практичнее».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1405 Об этом влиянии см. обширнейшее и документальное исследова­ние К. В. Харламповича, Малорос. влияние на великорус. церковную жизнь. Т. I. Казань 1914. 1407 Этого казначея, диакона Никона, челобитчики особенно чернят: «а тот дьяков не Киевлянин, родом жид; как жил в Новегороде в Северском в монастыре, и тот монастырь пьянски выжег». Приезжая в Москву, Никон на монастырские деньги «пьет и бражни­чает беспрестанно на монастырском подворье с черницами и с жен­ками», «и про то пропсе ведает дворник с женою, которой на мо­настырском подворье живет». – Кроме ссылки на дворника жалобы ни­чем не подкреплены. 1408 Жалобщики говорят, что наместник изгнал всех московских пострижников; но сами они в монастыре все же остались, а их по­именовано в челобитной десять или одиннадцать человек. 1410 Доп. к Акт. Истор. X, 19 (стр. 56). Память наместнику послана 7 марта (моск. арх. мин. иностр. дел, Монастырские дела 1682 года, 16. См. К. В. Харлампович 305, прим. 1). 1411 Он был в Москве в 1684 г. (Малорос. дела 1685 г., Н; Доп. к Акт. Истор., т. XI, 65); в 1685 г. (Малор. дела 1685 г., 3: 1692 года, 11); в 1688 г. (Малор. дела 1688 г., 106): в 1689 г. (Малор. дела 1689 г., 24, 29, 31); в 1693 г. дважды (Малор. дела 1693 г. 2, 83: 55). См. К, В. Харлампович, стр. 356, 359, 363. 1414 Разрешено не ездить к митрополиту на молебны царские, а петь их собором в лавре. Отказано в разрешении посвящать духовенство для церквей, находящихся в лаврских владениях, у черниговского архиепископа или у приезжих греческих архиереев: велено ставиться у своего киевского митрополита. К.В. Харлампович 242. 1417 Феодосий знал Иоанна еще в бытность свою настоятелем киев­ского Михайло-Выдубицкого монастыря (1664–1688). Об исцелении Ио­анна от болезни по молитвам св. Феодосия и надписи на портрете последнего, составленной Иоанном, ст. Филарет, цит. соч., стр. 230–231. 1419 Прот. А. Юрьевский. К жизнеописанию святителя Иоанна Максимо­вича. Труды Киев. Духов. Академии 1916, май-июнь, стр. 63 (отд. оттиск стр. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

56. Спб. 1875. Это была старшая сестра знаменитой Роксанды, руки которой домогались в одно и то же время Хмельницкий для своего сына Тимофея и князь Дмитрий Вишневецкий для своего сына. Хмельницкий получил руку, но, раненный в ставке Вишневецкого, умер в Сачаве в 1653 г., вместе с чем отец ее потерял господарский престол. – Благосклонно относился к православным церквам Слуцкого округа и сын Януша VI Радзивила Богуслав II Радзивил (1620– 1669). 790 Кояловича, Лит. церк. уния, стр. 196. Филарета, Обзор русск. духовн. литер. I, стр. 263. Харьк. 1859. 791 В монастырской ризнице хранится до сего времени 62 рукописные книги, писанные членами княжеской фамилии Олельков. Вестн. Зап. России. 1867 г. ч. IV, отд. IV, стр. 58. 792 С 6 декабря 1677 по 1679 г. в этом монастыре имел пребывание св. Димитрий Ростовский , бывший в то время еще иеромонахом и проповедником при черниговской архиерейской кафедре: но своими проповедями уже приобретший славу на всю Малороссию. Здесь, между прочим, он почтил надгробным словом благочестивого гражданина, создателя монастыря, Иоанна Скочкевича (Дневные записки св. Димитрия). В 1797 г. по представлению преосвященного Иова, архиепископа минского, Преображенский монастырь обращен в приходскую церковь (Дело арх. Св. Син. 1797 г. 88). 794 Жалобы игумении Мелетии Сащанки вдове канцлера княгине Анне Радзивил в 1734 г. на разграбление монастыря войсковыми комиссарами. Вилен. археогр. сб. VII, 149. Ильинский монастырь закрыт в 1855 г. 797 О слуцком архим. Шитике см. в Диариуше Филипповича, стр. 54, 88 в Русской истор. библиот. т. IV, Спб. 1878. Грамота его к царю Алексею Михайловичу, 1654 г. в А. Ю. и 3. Р. X. 16 стр. 723. Хмельницкий, ходатайствуя за него пред Государем, писал о нем: «той бо архимандрит зело потребен есть церкви святой, искусен муж и премудр и на всяко дело вере нашей благочестивой благопотребен» (там же). Письма его к князю Богуславу Радзивилу 1660 – 1668 гг. в Виленск. археогр. сборн. VII 90, 92, 94, 97, 103, 106, 107, 109–115, 117. 802 В циркуляре этом сказано, в предосуждение слуцких православных, что они выстроили в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вместо предисловия Кастомонитский архимандрит Феофан (Сербин), заточенный по указу царя Алексея Михайловича в конце 1663 года в Кириллов монастырь по неизвестной причине, известен в древней русской письменности как автор печатаемого ниже (впервые) Рассказа о Святогорских монастырях (1663–1666) и как переводчик на славянский язык греческой Псалтири 1540 года Максима Грека (автограф) в том же Кирилловом монастыре в 1665 году, что видно из надписи на упомянутой греческой Псалтири 1540 года (в числе рукописей Кириллова монастыря, in 4°, в бархате; см. в рукопис. с.-пет. духовной академии). Этот Феофан, по нашему мнению, тот самый архимандрит Феофан, который привез сперва в Москву (20 июля 1661 года), а потом в Воскресенский монастырь (16 октября 1662) икону греческого письма, копию с чудотворной иконы Хиландарскаго афонского монастыря, Божией Матери Троеручицы 1 . В Воскресенском монастыре как он сам, так и привезенная им копия с чудотворной иконы были приняты уже опальным тогда патриархом Никоном с великой честью 2 , что и погубило Феофана. В декабре следующего года (1663) он со старцем своим Васьяном был, по указу царя Алексея Михайловича, за самовольное сношение его с патриархом Никоном сослан в ссылку в Кириллов-Белозерский монастырь, в котором и пробыл до конца собора 1666–1667 года. Этого Феофана наши библиографы смешивают иногда с другим Феофаном, иеродиаконом и библиотекарем Чудова монастыря (см. Обзор русской духовной литературы Филарета, арх. черниговского, стр. 240). Печатаемый здесь Рассказ архимандрита Феофана о Святогорских монастырях заимствован нами из рукописи Императорской публичной библиотеки (XVII века 1553, л. 140 об.–160), верная копия с коей сделана для нас благодаря содействию директора библиотеки академика А.Ф. Бычкова. АРХИМАНДРИТ ЛЕОНИД. Октябрь 1882 года. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. О Святогорских монастырях. Рассказ Архимандрита Феофана (Сербина) В 172 году декабря в 21 день, по государеву 1663 года цареву ивеликого князя Алексея Михаиловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу, был в Кирилловом монастыре в ссылке из Палестины Афонской горы Констоманитова монастыря архимандрит Феофан, а с ним того же монастыря старец Васьян, и сказывали в Кирилловом монастыре о святой горе Афонстей и о монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

на иностранных языках. Почти все книги были «отобраны на покрытие долга» (в размере 280 р.) кафедре и расходы на погребение. Впосл. мн. книги поступили в Черниговский коллегиум. После кончины К. осталось также 95 р. 25 к. В июле 1772 г. еп. Черниговский Феофил (Игнатович) доносил, что «все пожитки», кроме «ризничных вещей» и книг, переданы свящ. Александру, отцу почившего епископа. Соч.: Описание краткими стихами иллюминации на... Е. И. В. имп. Елисаветы Петровны Всея России, и Вел. кн. Петра Феодоровича в Троицкую Сергиеву обитель пришествие. М., 1744; Слово в Высочайшее присутствие Е. И. В. имп. Елисаветы Петровны, проповеданное в ТСЛ Семинарии. М., 1745; Слово в день преставления прп. и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежскаго, и всея России чудотворца. М., 1749; Переписка с свт. Тихоном I//Воронежские ЕВ. 1866. 19. С. 437-439. Арх.: ГАВО. Ф. И-84. Оп. 1. Д. 12; Ф. И-210. Оп. 1. Д. 5. Ист.: Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим писанная в Могилеве и в Витебске, 1752-1827. СПб., 1872. С. 51. Лит.: Сумароков А. П. Полное собр. всех сочинений в стихах и прозе. М., 17872. Ч. 6; Евгений (Болховитинов), митр. Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ. Воронеж, 1800. С. 208-209; он же. Словарь. М., 1995. С. 181; Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 35-37, 45, 58, 63-65, 74-80; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1. С. 99-101; Кирилл (Ляшевецкий), еп. Черниговский и Нежинский (бывш. Воронежский)//Воронежские ЕВ. 1883. 19. С. 848-850; РБС. Т.: Ибак-Ключарев. С. 660; Правдин А. М. Опись указам Св. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории за 1743-1850 гг.//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 339-373; ПБЭ. Т. 3. С. 840; Дмитриев И. Д. Московский первокл. Новоспасский ставропигиальный мон-рь в его прошлом и настоящем. М., 1909. С. 98; Комолов Н. А. «Вы должны быть самым светом…»//Рус. провинция. Воронеж, 1995.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

77 См. «История русской Церкви» Филарета, архиепископа Черниговского. Период третий. Изд. 3. Москва 1857 г.. стр. 173, прим. 393, 383, 387 и др. Ист. опис. Соловец. монаст. архим. Досифея, ч. I, стр. 168, прим. а. 81 О посещении Сол. обит. см. соч. «О высочайших пришествиях великаго государя Петра Алексеевича к Архангельскому городу. Москва 1783 г., стр. 48–49, 104. Летоп. Солов, стр. 81, 82–102; ист. опис. Сол. мон., ч. I, стр. 175–180. Памятником посещения монастыря Петром Великим служат и две изящно и рельефно сделанные модели судов, на которых Государь прибыл в обитель, находящияся в настоящее время в святых воротах. 82 В том же году на острове Заяцком, вблизи которого стояла русская эскадра, состоящая из 13 кораблей, Петр Великий приказал построить деревянную церковь во имя Апостола Андрея Первозванного, которая при нем же и была сооружена иждивением придворного церковного уставщика Иоанна Степановича Торжнева. Церковь эта, поставленная в один день (обыденная) прекрасно сохранилась и доныне. 84 С 1777–1793 настоятелем был Иероним из казначеев Соловецкого монастыря. При нем по докладу Святейшего Синода Высочайше повелено отпускать ежегодно 500 р. на содержание Соловецких мореходных судов (1785 г.). 86 За одну из них о месте погребения А. Палицына он удостоен лестного отзыва Конференции Академии Наук. 87 Сведения об осаде Соловецкого монастыря заимствованы из цит. соч. «Подвиги Соловецкой обители», стр. 50–86. Ист. опис. Сол. мон. архим. Мелетия, стр.258–291 и журнал «Москвитянин» 1854г., 15. 88 «Москвитянин» стр. 215–216. О ходе защиты монастыря и о действиях неприятеля осталось донесение арх. Александра Св. Синоду. «Его нельзя довольно начитаться. Здесь все любопытно, все важно, все дорого, везде бьется сердце, везде дышит любовь, надежда, вера, везде блистает во всей красоте своей этот здравый смысл, этот ясный толк, которым отличается русский человек, пока от него сам не отречется, повязываясь иностранной повязкой....» М. Погодин: Внутренние известия, стр. 213, «Москвитянин» 1853 г. 15. Август.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В греческом синаксаре он называется исповедником. (Смотри подробно в житии преп. Евфимия, 14 октября). 8 ФЕВРАЛЯ Память преподобного отца нашего Саввы II-ro, архиепископа сербского    Преемник св. Арсения, архиепископа сербского, Савва II был младший брат первовенчанного краля сербского Стефана и племянник великого Саввы, первого архиепископа сербского.    Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновал идти по следам святого дяди своего и еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время, потом подвизался на Афоне вместе с учеником своим, преподобным Иоанникием, который наследовал по нем и архиепископский престол его. На святой Афонской Горе им пришлось много потерпеть бед и притеснений от разорявших тогда оную латинян, изгнанных из Царьграда греками и поселившихся в Македонии в пределах Святой Горы. По возвращении его в отчизну блаженный Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемники себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимой добродетелью его была кротость. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави Серблем архиепископа вместо себе Савву второго». Так как блаженный Арсений († 28 октября, 1266 г.) три года пред смертью был болен, то, конечно, не позже 1263 г. Савва посвящен был в архиепископа Арсением. Блаженный Савва почил в начале 1267 года. Св. Савва покоится в Пекской обители, вблизи св. Арсения. Сербская церковь поет ему: «Из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселя сердца и души поющие тя».    (Память святителя совершается вторично в общей службе свв. сербским святителям и учителям 30 августа).    «Святые южных славян», Филарета, арх. Черниговского. «Животи кральева и архиепископа србских». Даничич. Загреб 1866.    Память его 28 мая.    Сравн. «Повесть о нашествии на Святую Гору папистов», – 10 октября.    В «Летописи» архим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Тогда привели его на место казни, со связанными назад руками. Между тем как турки готовились повесить святого Дамаскина, он попросил у них позволения помолиться Господу. Турки не отказали ему в этом - и святой мученик, обратившись на Восток, помолился, оградил себя знамением креста и сказал убийцам, что он готов на смерть. Его повесили. Так получил святой Дамаскин страдальческий венец. Впрочем, Божественный гнев скоро постиг неистовых его убийц. Вслед за его кончиной, переправляясь чрез Дунай, они потонули и таким образом еще здесь на земле получили должное наказание за невинную кровь священномученика Дамаскина. Молитвами его да спасет нас Господь. Аминь.    Святой священномученик Дамаскин пострадал в 1771 году, 16 января.    Из книги: «Святые южных славян», арх. Филарета Черниговского, 1865г.    В рукописи Белградской библиотеки два жития пр. Ромила, одно краткое, другое – пространное; последнее, писанное Григорием Цамблаком, находится и в синаксаре Гильфердинга. Изд. акад. VIII, 399.    Впоследствии митрополит Киевский, † 149 г.    Краткое житие в Гласнике IX, 252. Служба преподобному поставлена под 16 января. Гласник XI, 37.    Из Neon Martirologon. 21 ЯНВАРЯ Память преподобного Неофита, Просмонария Ватопедского    Преподобный отец наш Неофит просиял в обители Ватопедской. Некогда, будучи на одном метохе по делам монастырским, он тяжко заболел и близок уже был к смерти: тогда с теплой молитвой обратился к Богоматери, чтобы Она даровала ему здравие, и – о чудо! – вдруг слышит он от иконы Богородицы глас, что ему дается еще год, чтобы в продолжение сего времени надлежащим образом приготовиться к исходу из настоящей жизни. Получив таким образом здравие, он возвратился в монастырь. По окончании года, в один из дней недели, приготовляясь к приобщению святых Христовых Таин, он снова услышал от иконы Богоматери глас, что приспело уже время исхода его из этой жизни, что и исполнилось, ибо за приобщением Христовых Таин последовал мирный исход его ко Господу. Житие преподобного отца нашего Максима Грека

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Мое дело – наблюдать, а ваше – исполнять. Если вы будете сохранять эти должные отношения, мы всегда будем жить с вами в полном мире, согласии и спокойствии». «Каждый из вас, кто имеет личную нужду во мне, пусть обращается ко мне с полною доверчивостью, а со своей стороны я буду делать для вас все, что могу и что должно, с полною готовностью». Все профессоры и должностные лица академии были затем поочередно представлены о. ректором Его Высокопреосвященству, который, благословляя каждого, ко многим из них обращался с милостивым словом. Отпуская после того академическую корпорацию, Владыка припоминал, как во времена святителя Филарета справлялся лаврский праздник 25-го сентября, и удостоил пригласить на этот день всех профессоров и должностных лиц академии после литургии на завтрак в свои митрополичьи покои. – Затем о. наместником лавры арх. Павлом представлена была Его Высокопреосвященству старшая монастырская братаия, а также настоятель Гефсиманского скита о. Даниил и настоятель Махрищского монастыря игумен Амфилохий, которые поднесли Владыке св. иконы Черниговской Богоматери и преп. Стефана Махрищского. Утром 24-го числа Владыке-митрополиту представлялись: духовенство церквей Сергиевского посада, игуменья Хотьковского монастыря Варсонофия, а также депутация от общества хоругвеносцев Сергиевого посада, поднесшая Его Высокопреосвященству превосходно исполненный на кипарисе образ Преп. Сергия и хлеб-соль. Владыка, приняв от хоругвеносцев свят икону и благословив их, трудиться на пользу и благолепие церкви. С трех часов пополудни этого дня начались торжественные богослужения пятьсот первой годовщины памяти великого подвижника и молитвенника земли русской Преп. Сергия. Необычно теплые и ясные дни, стоявшие во все продолжение сентября, а так же пребывание в лавре нового Архинастыря Московского, привлекли в обитель Сергиеву такое множество богомольцев, что и многочисленные монастырские храмы не могли вместить и удовлетворить их всех, и густыми толпами теснились они при всех церковных дверях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010