Замечательна и характерна, напротив, хроника построек при Романе III Аргире (1028 – 1034) и Зое: кроме переделок в церкви Богородицы Влахернской, возобновления приютов, водопроводов и проч., Роман, задавшийся обычною манией времени, построил (1031 – 4) громадный мужеский монастырь во имя Богородицы, прозванный t%hv Peribléeptou – «прекрасных видов» в кв. Триаконтафилла (нынче перестраиваемый армянский монастырь Сулу), по триумфальной дороге к Золотым воротам, следы которого ныне отыскиваются выше квартала Псаматии. Известно, что для громадных зданий монастыря, его украшений и содержания многочисленной обители не только истощены были средства государства, но и для населения вся постройка осталась памятною всякого рода тягостями. Клавихо, посетивший Византию в 1403 г., видел этот монастырь «Peribeliko» и оставил нам любопытное его описание. По его словам, при входе в церковь был большой двор с кипарисами, ореховыми деревьями, вязами. Самая церковь была снаружи украшена различными изображениями и фигурами (т. е. сценами иконописными и ликами), сделанными золотом, голубою и многими другими красками. Это мозаическое украшение фасада доселе известно было нам только на старинных церквах Италии. Налево от входа внутри было много картин, между которыми одна изображала Богородицу, а по сторонам ее императора и императрицу (имп. Михаила VIII, Феодору и сына их Константина). У ног Богородицы были представлены тридцать замков и городов с подписями их имен по – гречески. Говорят, что это все владения монастырские, пожалованные церкви императором Романом, здесь погребенным. Еще ниже были повешены грамоты, писанные на стали (?) и снабженные восковыми и свинцовыми печатями. Корпус церкви был круглый, имел пять алтарей, и главная зала была окружена тремя нефами; плафон ее был мозаический. Клавихо видел и порфировые саркофаги Романа и Никифора Вотаниата, хотя лишенные золота и камней, их украшавших, и десницу Иоанна Предтечи, перенесенную в 1484 г. на Родос, затем на о. Мальту и в Гатчину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В более подробных сведениях об «О.», оставленных испанскими путешественниками, содержится информация не только о вторничном шествии, но и об облике иконы. Посол (камергер) испанского короля Руй Гонсалес де Клавихо, посетивший К-поль в 1403-1406 гг., записал в дневнике: «В этом городе Константинополе есть одна очень почитаемая церковь, которая называется Святая Мария della Dessetria. Эта церковь маленькая… превосходно отделана мозаикой, и в ней находится образ св. Марии на доске, который, как говорят, сделал и нарисовал своею рукою славный и блаженный св. Лука… Этот образ написан на квадратной доске около шести пальм в ширину и столько же в длину; он стоит на двух ножках; доска его покрыта серебром и в нее вделано много изумрудов, сапфиров, бирюзы, жемчугу и других разных камней; и он вставлен в железный киот» ( Клавихо. 1881. С. 82). Испанец Перо Тафур, находившийся в К-поле в 1437 г. отметил в своем дневнике, что: «ходил в церковь Святой Марии, где погребен Константин. В этой церкви есть икона Госпожи Девы, выполненная святым Лукой, а на другой стороне Распятие Господа. Икона написана на камне; говорят, что с окладом и подставкой она весит несколько сотен гирь. Она так тяжела, что шесть мужчин не могут поднять ее» ( Tafur. 1926. P. 141-142). В этот период окончательно сложился цикл сказаний о мон-ре Одигон и его святыне, получивший распространение в правосл. мире в различных версиях, но имеющий в основе сведения из «Церковной истории» Феодора Чтеца. Одно из наиболее ранних компилятивных сочинений этой серии - «Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон», составленная в 1438-1439 гг., вероятно, в этом мон-ре ( Angelidi. 1994. P. 113-149; рус. пер.: Повесть о храме Богородицы. 1996). Согласно тексту, на месте буд. мон-ря был «некий источник» с чистой водой. Два слепца, умывшись водой из источника, тотчас увидели свет, а это место прозвали именем Проводников (τν Οδηγν). О чуде узнала имп. св. Пульхерия и построила здесь храм, посвятив его Божией Матери, Которая «зримо представлена на этой божественной и священной иконе», постоянно осенявшей это место; «почти что нерукотворное и божественное изображение» создал ап. Лука. Его долгие годы сохраняли св. мужи, а затем уже в Антиохии икону получила из рук св. пустынников в награду за свои благодеяния имп. Евдокия. Она же и отослала икону и др. божественные дары имп. св. Пульхерии. Та поместила святыню в храме Богородицы. Икону Божией Матери она нарекла «Проводником, указывающим путь к всевозможным благам», и заповедала, чтобы она всегда оставалась в храме, приказав каждый вторник обходить с этой иконой весь город.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

В твоя бо вселився утробу сдержащий вся рукою Господь; освяти, прослави, научи вопити тебе всех» и «О, всепетая мати, рождшая всех святых святейшее слово, нынешнее приношение приемши, от всякой избави напасти всех, и грядущие изми муки вопиящих ти, аллилуйя». В четырех балканских памятниках (Дечанах, Матейче, болгарской и Мюнхенской Псалтирях) соотношение между двумя изображениями сходно: в строфе ψ представлено поклонение Марии, а в строфе ω – поклонение иконе Богоматери Одигитрии. В Козии композиции соответствуют тексту в обратном порядке (ψ – поклонение иконе, ω – поклонение Марии). В Син. греч. 429 имеется одна миниатюра – «Поклонение Одигитрии», которая равно относится к обеим строфам. В Охриде нет изображения поклонения иконе, а в Марковом монастыре оно представлено дважды: процессия с иконой Богоматери Элеусы и процессия с иконой Одигитрии. Очевидно, что самым необычным иконографическим мотивом здесь являются сцены поклонения иконе Богоматери Одигитрии, которые встречаются также в качестве иллюстраций к строфам ξ и ρ в Матейче и к тексту «Пение всякое побеждается...» (υ) в Дечанах. Подобный сюжет появляется впервые в истории византийской живописи именно в изображениях Акафиста и, очевидно, имеет особый смысл, связанный лишь с гимном. Если вспомнить историю создания контакиона, первое пение его во Влахернском храме после победы над персами и аварами в 626 г. в честь заступничества Богоматери за город, то сцена поклонения иконе в цикле гимна как будто получает объяснение, но только для тех композиций, которые носят абстрактный характер и не включают в себя портретных изображений. Изображения современников росписей храмов в сцене поклонения иконе семантически не совмещаются со столь отдаленной исторической перспективой сюжета и заставляют искать ей иное объяснение. А. Грабар в своих статьях неоднократно сопоставлял подобные композиции с реальной церемонией вынесения иконы Одигитрии, существовавшей в Константинополе и описанной многими паломниками, среди которых он упоминает Стефана Новгородца и Рюи Гонсалеса де Клавихо, посетивших Цареград в XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Тогда иудеи убедили царя Ирода Агриппу (40–44 гг.) схватить апостола Иакова и осудить его на смерть. Святой Иаков, спокойно выслушав смертный приговор, продолжал свидетельствовать о Христе. Один из доносчиков на апостола по имени Иосия был поражен мужеством святого Иакова. Он уверовал в истину слов о пришествии Христа Мессии. Когда апостола повели на казнь, Иосия пал к его ногам, покаялся в своем грехе и молил о прощении. Апостол обнял, поцеловал его и сказал: «Мир тебе и прощение». Иосия исповедал всенародно веру во Христа и был обезглавлен вместе со святым Иаковом в 44 г. в Иерусалиме (по другим источникам, около 42 г.). О смерти святого апостола Иакова Зеведеева кратко говорится в книге Деяний Святых Апостолов ( Деян.12:1-2 ), при этом он единственный из апостолов, чья смерть описана на страницах Нового Завета. Согласно устоявшейся точке зрения, наиболее древнее изображение апостола – мозаика в Равенне (Италия) VI века, Иаков изображен на ней в виде старца со свитком в руках. В дальнейшем его изображали также в виде странника с посохом. Чрезвычайно почитается апостол и в Испании. В испанской традиции Иаков Зеведеев именуется Сантьяго (святой Диего, Яго) и «мавроборец» по причине его чудесного посмертного явления 23 мая 844 года в битве при Клавихо, где астурийцы сражались с сарацинами. В данном образе апостол Иаков стал святым покровителем борьбы испанцев против мусульман и его изображение является чрезвычайно распространенным. В Испании пребывают и мощи апостола – они находятся в специальной капелле (часовне) собора святого Иакова, что в городе Сантьяго-де-Компостела. Правильных ответов: Ошибочных ответов: Вы неправильно ответили на следующие вопросы: Похожие тесты Популярное Сейчас в разделе 94  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 344 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки:

http://azbyka.ru/test/apostol-iakov-zeve...

Северная ц. была украшена аналогично Южной: на полу были изображены мифологические сцены, охота и животные. Вдоль стен шел сложнопрофилированный цоколь из розоватого мрамора. Второй карниз резной, с изображениями виноградной лозы и птиц. В Типиконе П. м. упомянуты 2 иконы проскинитария, мозаичные иконы Богоматери Елеусы, Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи над центральными дверями нартекса. В окнах сохранились фрагменты орнаментальных мозаик из крупной смальты: золотые побеги аканфа на синем фоне и золотая плетенка на красном фоне. Хоры над нартексом были расписаны синефонными фресками (сохр. растительные орнаменты в арках). Храм освещался хоросом и лампами в виде кратеров. В апсиде Средней ц. одноступенчатый синтрон. В храме арх. Михаила в Типиконе П. м. отмечены мозаичные композиции под куполами на боковых стенах (?): «Распятие» и «Воскресение» («Сошествие во ад»), «Святой гроб» (вероятно, над Камнем помазания) и «Явление Христа Мариям», а также изображение Христа над проходом к имп. гробницам. Экзонартекс также был украшен синефонными фресками (сохр. в заложенных окнах). Во дворе перед комплексом храмов был фиал. В П. м. были собраны многочисленные реликвии. Одной из главных святынь был привезенный имп. Мануилом II из Эфеса Камень помазания, возможно расположенный в зап. арке между Южной ц. и храмом арх. Михаила (Четинкая помещает здесь изображения из Пала д " Оро - см. Четинкая. 2020 (в печати)); Робер де Клари и Клавихо видели на нем следы от слез Богоматери, ап. Иоанна Богослова и жен-мироносиц (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 99-101). В П. м. также хранились мощи святых Флора и Лавра (SynCP. Col. 908; Игнатий Смольнянин ошибочно называет их святыми Сергием и Вакхом). Антоний Новгородец упоминает в П. м. главу свт. Власия, увиденную им в П. м. Стефан Новгородец ок. 1350 г. упоминает о наличии в мон-ре мощей Иакова Персянина и мон. Михаила, а также (как и Перо Тафур - The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 103) беломраморного сосуда из Каны Галилейской.

http://pravenc.ru/text/2578892.html

Около 860 года кафедра Ирии Флавии в связи с набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне Сантьяго-де-Компостела). Затем туда же были перенесены и мощи апостола. И едва ли не с первых дней, прошедших после обретения, способность апостольских мощей творить чудеса начала обрастать ореолом легенд. Одна из них, ставшая в истории Испании ярким эпизодом, гласит о высшем покровительстве, оказанном святым Иаковом королю Астурии Рамиро I в состоявшейся в 884 году битве с арабами при Клавихо. Впоследствии в честь апостола Иакова в Испании был основан военно-религиозный Орден святого Иакова Компостельского. Одной из главных задач этого ордена была охрана паломников, приходивших поклониться святому Иакову, поскольку в средние века апостол Иаков считался покровителем паломников. Также часть мощей апостола Иакова Заведеева хранилась в церкви святого Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI века наличие частиц мощей святого Иакова отмечается в разных церквях Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела. Кроме того, частицы мощей апостола Иакова Заведеева хранятся в кафедральном соборе монастыря святых апостолов Иаковов Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике апостола Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), на Остийской дороге в Риме. В настоящее время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь апостола Иакова Заведеева в Казенной слободе (Яковоапостольский переулок) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 года. В 1676 году было построено здание, которое существует и в настоящее время. В храме имеется частица мощей апостола Иакова Заведеева, переданная из Испании. Иконография Сначала VI века изображения апостола Иакова Заведеева отмечены устойчивыми портретными чертами: это человек средних лет с черной бородой и усами. В иконописи единоличные изображения апостола Иакова Заведеева чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из монастыря апостола Иоанна Богослова на Патмосе (XIII век), на которой представлена полуфигура апостола Иакова Заведеева – человека средних лет с темными короткими волосами и недлинной раздваивающейся бородой; он облачен в синий хитон и гиматий ярко-розового цвета с искусно прорисованными складками. Ладонью правой руки он касается свернутого свитка, который держит покровенной левой рукой. Взгляд апостола устремлен на молящегося. В левом верхнем углу в небесном сегменте помещена полуфигура Христа, благословляющего апостола. Появление иконы связано, вероятно, не только с интересом к апостольской теме, но и с почитанием апостола Иакова как брата святого, которому посвящен монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В Др. Руси к прославленным спискам-репликам к-польской «О.» (из ныне известных по истории почитания и реконструируемых по особенностям иконографии) относится Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» ( Щенникова. Визант. иконы. 2017). Еще один чтимый рус. список-реплика, с иным расположением свитка в руке Христа - надвратная Смоленская икона «Одигитрия» из Успенского собора Смоленска (кон. XVI - нач. XVII в.; см. в ст.: Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» ), к-рая была особенно почитаема в XVIII-XIX вв. Ист.: Ducae M. Historia byzantina/Ed. I. Bekker. Bonnae, 1834. P. 272, 288, 292. (CSHB; 18); Клавихо Р. Г., де. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг./Под ред. И. И. Срезневского. СПб., 1881. С. 82-84; Книга Паломник. С. I-III, XX-XXI, XIV-XXV, XLIX, LI, XC-XCIV, 21, 55-56, 82; Scriptores minores historiae Danicae medii aevi/Ed. M. C. Gertz. Kbh., 1918/1920. Vol. 2. P. 490-491; Tafur P. Travels and adventures: 1435-1439/Transl., ed., introd. M. Letts. L., 1926. P. 141-142; Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.//ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 216-167; Продолжатель Феофана. Жизнеописания визант. царей. СПб., 1992. С. 88; Книга хожений; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в./Пер., предисл. и коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотв. икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 436-463; Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон/Пер., предисл. и коммент.: А. М. Крюков//Там же. С. 464-475; Таррагонский аноним: «О граде Константинополе»: Лат. описание реликвий XI в./Пер., предисл. и коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Реликвии в искусстве и культуре восточнохрист. мира: Тез. докл. и мат-лы междунар. симпозиума/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 155-170. Лит.: Казанский П. С. Лука Евангелист, как иконописец//Древности: Тр. МАО. 1870. Т. 2. С. 46-51; Дмитриевский А. А. Богослужение в Рус. Церкви в XVI в. Каз., 1884. Ч. 1; Успенский А. И. О худож. деятельности евангелиста Луки. М., 1901; Dobsch ü tz E., von.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

Ученики Риберы, более слабые живописцы, чем он, были последователями караваджизма: ученик Педро Орренте, баталист Эстебан Марч («Иисус Навин, указывающий воинам на солнце», 1650-1660, Музей изящных искусств, Валенсия), учившийся у Педро Орренте, Херонимо Хасинто Эспиноса, уроженец Вальдолида, известный художник эпохи кор. Филиппа IV («Христос, снимающий с себя одежды», Музей Эль Греко, Толедо). Поклонение пастухов. 1645–1650 гг. Худож. Бартоломе Эстебан Мурильо (ГЭ) Поклонение пастухов. 1645–1650 гг. Худож. Бартоломе Эстебан Мурильо (ГЭ) Вторым крупнейшим центром искусства И. в XVI - 1-й пол. XVII в. была Севилья, город, сопоставимый по масштабу и богатству с Парижем и Римом, где процветало меценатство и куда в поисках заказчиков приезжали мн. художники. В живописи создателей севильской школы, начавшей складываться в XV в. (Хуана де Роэласа (Руэласа), Эрреры Старшего, Франсиско Пачеко), есть параллели с искусством Эль Греко. Но главным, как и в Валенсии, для них было обращение к натурализму Караваджо, выразившееся в реалистической конкретности образов, скульптурной пластике форм, драматической сложности характеров. Севильская школа художников создала типичный испан. образ, для к-рого характерен драматургический тип характера. Начало нового направления положил Хуан де Роэлас, его ранние работы еще декоративны, но в них уже заметно понимание задач пейзажа (на фонах картин). Плотность письма, аскетичность рисунка, вдохновенность образов Роэласа найдут продолжение в церковном искусстве Сурбарана и Мурильо. Важными для последующей истории испан. искусства, в частности жанра исторической картины и алтарного образа святого, являются картины Роэласа «Битва короля Сантьяго» («Явление ап. Иакова в битве при Клавихо», 1609, собор в Севилье), «Кончина св. Ерменгильда» и «Мученичество св. Андрея», 1610-1615, Музей изящных искусств, Севилья). Зрелые картины мастера, знакомого с венецианской живописью, свидетельствуют о поиске сложных динамичных композиций, новых свойств цвета (сияния, переливчатости), психологического разнообразия, выражающегося как в типах лиц, так и в сценической драматургии поз и жестов.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Церковь Богородицы была построена в 450-453 гг. имп. Пульхерией, расширялась при имп. Льве I (457-474); при имп. Юстине (518-527) кесарь Юстиниан изменил ее интерьер, построив полукруглые колоннады ( Procop. De aedificiis. 1. 3; Theoph. Chron. P. 244; Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 684). Церковь неоднократно ремонтировалась, сгорела вместе с дворцом в 1069 г., но вскоре была восстановлена. Тем не менее на протяжении всей истории храм в основном сохранял первоначальный вид. Судя по его наиболее полному описанию в «Дневнике путешествия в Самарканд» Р. де Клавихо (1403), он представлял собой 3-нефную базилику, скорее всего без купола, богато украшенную мрамором изнутри и снаружи. До эпохи иконоборчества в церкви были фрески или мозаики, но в VIII в., при имп. Константине V, изображения Христа, Пресв. Богородицы и сцен их земной жизни были заменены росписями с растительными и архитектурными мотивами, и первоначальная сюжетная программа более не восстанавливалась. Храм был соединен с дворцом переходным портиком. В комплекс ц. Богородицы входили храм-реликварий Агия-Сорос (Св. рака) и бассейн для омовения (γιον λοσμα; священная купель), вероятно находившийся внутри перистильного двора. Кроме того, в V в. были построены термы (перестраивались в нач. XI в. при имп. Василии II). К кон. VI в. значение этого храма во В. соответствовало количеству клира: здесь служили 74 чел. (в т. ч. 12 пресвитеров и 18 диаконов) (Jus graeco-romanum/Ed. I. et P. Zepos. Athen, 1931. T. 1. P. 29-30); он стал средоточием правосл. богослужения, и прежде всего еженедельных пятничных литаний (см. разд. наст. ст. «Влахернская церковь Богородицы в богослужении Константинополя»). После событий 626 г. храм стал одним из центров почитания Пресв. Богородицы как покровительницы столицы и всей империи. В 630 г., после завершения византийско-персид. войны, во Влахернской церкви была оставлена на хранение частица Животворящего Древа Креста Господня, к-рый был возвращен имп. Ираклием из Персии в Иерусалим (вероятно, в X в.

http://pravenc.ru/text/155035.html

Изображения в Акафисте свидетельствуют, что в палеологовское время образу Богоматери Одигитрии, находящемуся в монастыре Одигон, принадлежала, кроме многих чудотворных деяний, слава иконы, защитившей Константинополь, но на этом же основании возможно предположить, что эта икона именовалась Влахернской, хотя это название и не прослеживается по историческим источникам, упомянутым выше, и связывается с иконой, защитившей Константинополь, лишь по указанию на место первого исполнения гимна – Влахерны. Такое предположение можно сделать на основании документально подтвержденного наименования сходной греческой иконы из музеев Московского Кремля – Богоматери Влахернской, присланной в дар царю Алексею Михайловичу из Константинополя и в сопроводительной грамоте, названной древним чудотворным образом. 57 Икона представляет иконографический тип Одигитрии и имеет уникальную особенность – почти квадратный формат (впечатление квадрата усиливается пропорциями изображения). Такой формат и размер – около шести пальм, т.е. около 42 см – указан Рюи Гонсалесом де Клавихо для иконы монастыря Одигон; размеры иконы из музеев Кремля составляют 46x37,5 см, то есть весьма близки к приблизительной мере испанского путешественника. На всех изображениях из циклов Акафиста можно видеть икону почти квадратного формата, заключенную в тяжелый ковчег с массивным карнизом наверху; положения фигур Марии и Младенца могут слегка варьироваться, но характерное соотношение высоты и ширины, а также запоминающаяся деталь ковчега иконы остаются неизменными на сербских и греческих изображениях в течение по крайней мере полувека. Если сопоставить это последовательное повторение характерных деталей одного образа и свойственную другим композициям Акафиста независимость от устойчивых композиционных схем (см. таблицу, приложение 1), то совершенно очевидно, что в последних иллюстрациях гимна изображена реальная сцена поклонения реальной, более всех прочих почитаемой иконе, очень сходной с Влахернской иконой из музеев Московского Кремля своими размерами и пропорциями. Но необходимо уточнить, какая именно процессия имеется в виду – пение Акафиста или лития в монастыре Одигон? 2.4. Смысловые отличия сцен поклонения иконе Одигитрии в разных циклах Акафиста

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010