«В этом существе из народа, – говорит Достоевский устами Подростка о святом старце Макаре Ивановиче, несколько похожем на дядю Власа, – я нашел нечто совершенно для меня новое, нечто мне не известное, нечто гораздо более ясное и утешительное, чем как я сам понимал эти вещи прежде. Тем не менее, возможности не было не выходить иногда просто из себя от иных решительных предрассудков, которым он веровал с самым возмутительным спокойствием и непоколебимостью. Но тут, конечно, виною была его необразованность; душа же его была довольно хорошо организована и так даже, что я не встречал еще в людях ничего лучшего в этом роде. Много я от него переслушал разных легенд из жизни самых древнейших „подвижников“. Не знаком я с этим, но думаю, что он много перевирал из этих легенд, усвоив их большею частью из изустных же рассказов простонародья. Просто невозможно было допустить иных вещей. Но рядом с очевидными переделками или просто с враньем всегда мелькало удивительное целое, полное народного чувства и всегда умилительное… Я запомнил, например, из этих рассказов один длинный рассказ – житие Марии Египетской . О «житии» этом, да почти и о всех подобных я не имел до того времени никакого понятия. Я прямо говорю: этого почти нельзя было вынести без слез и не от умиления, а от какого-то странного восторга: чувствовалось что-то необычайное и горячее, как та раскаленная песчаная степь со львами, по которой скиталась святая». Вот главное различие Л. Толстого и Достоевского в их отношении к народному религиозному творчеству: слушая легенды Макара Ивановича, Л. Толстой заметил бы только «вранье», «предрассудки», «переделки» («мошеннические подтасовки жрецов», как он выражается), «необразованность» – и, возмутившись, выйдя из себя, отвернулся бы от легенд старца с брезгливостью: «Я не могу принять истину в таком виде!» Это значит – в таком слишком народном, простонародном, «подлом» виде. Достоевский также возмущается, выходит из себя от иных предрассудков, не может и не хочет простить «подлого», смрадного вида, в котором является ему истина: то, чего народ не знает, Достоевский знает и не отречется от своего знания; но не только знает – он и любит народ: он знает и любит вместе ; знает, потому что любит, любит, потому что знает; его любовь углубляется познанием, познание – любовью; Л.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Ты – монах, имя мирское переменил, – так и житие плотское на духовное подобает тебе переменить. Следует презирать плоть и ее желания, ибо она преходит («презирати убо плоть, преходит бо» (тропарь преп. Марии Египетской))), душа же твоя идет в бессмертие... Христос вывел нас в духовную жизнь – Ему да наследуем. Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мф 16,24 ). Поработить плоть духу значит отвергнуться мира. Плотской человек живет сегодняшним днем, не помышляет о конце (даже и христианином называющийся). Духовный человек живет в мире – как вне мира, помышляя исход из него и истинную вечную блаженную жизнь, зная, что непременно придет к плотскому человеку неожиданная, нежеланная, жуткая гостья – смерть и, вместе с ней, конца не имеющие муки. Духовный человек верует сердцем в Бога и Богу, открывшему людям все нужное ко спасению. Тебе открыто все, ты не можешь быть слеп уже более, но ты – зрячий; и ежеминутно будь зрячим, не поддаваясь ослеплению от диавола, мира и плоти. Погибнет человек плотской – не верующий (пусть и так называемый «христианин»). Спасется тот, кто постоянно помнит конец временной жизни – разлучение с телом, нетление, смерть, оставление всего, к чему прилепился, – оставление навсегда. Спасется тот, кто помнит и конец мира, когда земля... и яже на ней дела сгорят ( 2Пет.3:10 ), кто живет надеждою будущей жизни – вечной, сию же (и блага ея) умеет ставить ни во что, зрит выну [то есть всегда.–Авт.] горе [то есть устремляется всегда ввысь, в «горняя».– Авт.] – куда ему вскоре отыти, чувствует себя здесь, на земле, как чужой и мимоходом – ненадолго, и так живет не прилепляясь ни к чему, трудясь охотно, но и не прельщаясь здесь ничем. Спасется тот, кто отрекается и от всех удовольствий земных, являя себя готовым нести унижения, лишения, мучения, гонения, труд (самый тяжелый – со смирением, самый грязный, самый недоходный, самый неблагодарный; и трудится так не ропща, не смущаясь, не унывая, не раздражаясь!). При Иисусовой молитве: ты – мужчина, хоть пока и мальчишка; ты ведь христианин, инок – будь тверд, воздержан, самостоятелен, настойчив, сердце держи в руках, думай – ведь ты не бревно или машина, а живой человек, как и все, ты создание Божие. Нужно самообладание – покорение плоти духу. Нужна борьба до издыхания последнего; пал? – не унывай, мужайся, держи сердце в руках, ободрись тотчас, вразумись, покайся, поплачь, помолись и снова стань на стражу к сердцу, на борьбу – тотчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Настоящее – это когда человек не желает никого поразить, не желает никого удивить, а делает что-то для своей души. Причем у него нет гарантий, что получится. Может и не получиться. Ирина Зарон: Важно, чтобы все, что ты делаешь, переживалось тобой. Например, мне не раз приходилось писать иконы Марии Египетской и поясные, и ростовые. Но я стала писать их, поскольку у меня сложились уже какие-то личные отношения с этой святой. В день ее памяти мы крестились, ее житие читают Великим постом, а потому оно очень знакомо и прочувствованно. – Ирина, вы как-то сказали, что для того, чтобы создавать авторские иконы, должно возникнуть архитектурное пространство нового типа. Сейчас нет таких пространств? Ирина Зарон: Мы до сих пор работали в традиционной церковной архитектуре. И в этом есть некоторое дерзновение – вторгаться в эти старые стены. Сергей сделал несколько распятий, и многие разбирающиеся в церковном искусстве люди говорили, что эти распятия как раз для новой храмовой архитектуры. Сейчас проводятся конкурсы среди молодых архитекторов, в принципе у них есть интересные проекты. Просто их никто не берет для того, чтобы реализовывать… В сегодняшних условиях художник решает задачу, которая перед ним стоит. И хорошо, если он ее решает хоть как-то в контексте менталитета современных людей. Причем это вовсе не значит, что современное решение – это какая-то вызывающая живопись. – Церковное искусство – литургичное, это делает задачу художника и архитектора гораздо более серьезной. Ирина Зарон: Об этом в первую очередь и думаешь. Пытаешься хоть как-то попасть в дух Евангелия. Оно читается почти на каждой службе, мы читаем его дома, его ритм, его звук абсолютно уникальны даже в русском переводе. Художник, регент обязательно должен ставить перед собой задачу этому ритму, этому строю соответствовать, иначе его творчество только мешает молящимся. Если художник не слышит ритм Евангелия, не чувствует его духа, тогда появляются очень «сомнительные» росписи и иконы. Для меня всегда важно, чтобы сам храм, его оформление, песнопения – все было внутренне связано с Евангелием. По поводу музыки, пения мы много беседуем с нашим сыном – он регент со стажем, и он со мной согласен. Когда я слышу партесное пение, с руладами и прочее, вижу яркие «ковровые» росписи, с многочисленными деталями, то не могу все связать воедино, каждое явление оказывается словно само по себе. Цельность богослужения рассыпается.

http://pravmir.ru/molodym-ikonopistsam-n...

Наталья 12 июля 2022, 11:53 Потрясающая статья!!! Как замечательно и легко описали подросших детей что умеления и радости сквозь слезы переживания не меньше чем от малышей в рюшах. Я ваши слова личной молитвы даже сохранила! Спасибо вам! Эльвира 12 июля 2022, 09:57 Ой, Елена, не пугайте! Неужели совсем у всех и всегда так будет? Как же избежать этого? У Вас такой богатый опыт воспитания, столько знакомых, может быть Вы ради нас, родителей будущих подростков, поговорите с теми, кто уже вернулся, почему они уходили, что именно на это влияло и подталкивало, что именно помогло вернуться. Чтобы заранее какие-то нам превентивные меры принять. Я не переживу, если мои будут такие номера выкидывать. Но, с другой стороны, Эмилия Каппадокийская 10 детей воспитала в вере и благочестии, и учились они в учебных заведениях с язычникамм. Как же она-то смогла? А наши-то среди православных живут. Ну зачем им уходить? Разве им плохо? Ярослава 12 июля 2022, 09:06 Елена, спасибо большое, насмеялась, пока читала, от души. Я сама пришла к вере в зрелом возрасте и поэтому меня минули многие описанные здесь колебания молодой души. В моё время уже существал интернет и можно было найти ответы на все интересующие вопросы: от глубоких мировоззренческих до " православной " моды. Но чего не хватало и не хватает до сих пор, это реальных примеров от обычных людей преодоления своих страстей. Жития святых изобилуют разного рода биографиями из разряда " родился в глубоковерующей семье, стал святым с пелёнок " . Помимо того, что в это мало верится, это ничего не даёт с точки зрения православной педагогики. А вот таких примеров, как житие Марии Египетской очень мало. Ольга 12 июля 2022, 08:45 Замечательный рассказ, такой правдивый и жизненный. Сама через это прошла с сыном, Слава Богу, все наладилось, и Бог услышал мои молитвы. Слава Богу за все! А вам, Елена, творческих успехов! Анастасия 12 июля 2022, 08:33 Как точно вы сказали: « остаётся только молиться, ждать и любить»! Спаси вас Господь! Антоний 12 июля 2022, 07:00

http://pravoslavie.ru/147144.html

Тот, кто сам себя судит ( 1Кор.11:31 ) и себя исследует ( 2Кор.13:5 ), тот познает себя, утончает свою совесть и через самопознание при благодати Божией он получает полную возможность и победить себя. Победить же себя, это значит приобрести волю крепкую, железную; уметь собой управлять, обуздать себя, как коня уздой, и господствовать над своими немощами и страстями ( 1Ин.2:13 ). Ведь живущий по язычески есть раб своих привычек и страстей, потому что воля его слаба, необучена: такой человек обманывает сам себя, чтобы успокоить совесть, раболепствует перед страстью, или похотью, которая его бьет и тиранит, как своего жалкого раба. Все же самомнение не оставляет этого несчастного, истерзанного страстью раба: – он «произнося надутое пустословие», обещает другим свободу, не замечая того, что он сам – раб, что от его души смердит, как от пса, и что он на свою страсть возвращается, как свинья в грязную лужу ( 2Пет.2:18–22 ). Победивший же себя совершает победу более славную, чем знаменитые полководцы, покорившие целые царства, потому что он по образу Господа Иисуса Христа сам распял себя: «те, которые Христовы (истинные христиане), распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Не сразу и не легко дается такая победа, особенно тем, кто развратил уже свою душу (смотри житие пр. Марии Египетской), но «все возможно верующему» ( Мк.9:23 ) при помощи благодати Божией ( Флп.4:13 ) и через обучение, или укрепление своей воли, а воля укрепляется принуждением, ибо Царство Небесное приобретается усилием, напряжением ( Мф.11:12 ), во-вторых, укрепляется привычкою, которая есть лучший друг и добра и зла, смотря потому, куда обратишь привычку, и наконец, воля крепнет под влиянием добрых руководителей, опытных старцев и духовников, дающих мудрые советы, почему и сказано, что «спасение... во мнозе совете» ( Притч.11:14 ). (Это не значит, что нужно советоваться со многими, но что должно советоваться обо всем со своим духовным руководителем). Обученная же воля приобретает твердость, непоколебимость и делает человека мужественным, неустрашимым. Хотя некоторые и говорят, что смирение есть душевная слабость, но это говорят по неведению или неразумию: смирение христианское соединено непременно с мужеством. Смиренный, будучи «слаб» только в отношении ложной самонадеянности, тверд и непоколебим верою на Бога, которая все побеждает и наполняет сердце бесстрашием или дерзновением: «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?» ( Пс.26:1 ) и Сам Господь воодушевляет смиренных учеников своих на подвиги: «мужайтесь:! Я победил мир» ( Ин.16:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Тогда и она поверглась ниц, и лежали оба друг против друга на земле, друг у друга благословения прося, и не слышно было от них обоих долгое время ничего другого, кроме: «Благослови!» По прошествии немалого времени сказала оная женщина Зосиме: « Авва Зосима! Тебе подобает благословить и молитву сотворить: ведь ты почтен саном пресвитерства, и, много лет Святому Алтарю предстоя, Божественных Таин Богу приносишь» . Эти слова повергли Зосиму в еще больший страх, и трепетен был старец. Обливаясь слезами и стеня, говорил он к ней изнемогающим и перетружденным дыханием: «О, мати духовная! Ты приблизилась к Богу, зело умертвивши в себе все греховное. Тебя являет данное тебе от Бога большее, чем у других, дарование: ты именем меня зовешь, и пресвитером нарекла того, кого никогда ни видела . Поэтому благослови сама Господа ради и подаждь молитву требующему от твоего совершения». Тогда она, уступая прилежной просьбе старца, сказала: «Благословен Бог, Хотящий спасения душам человеческим» . Зосима отвечал: «Аминь» . И встали оба от земли. Тогда сказала она старцу: «Чего ради ко мне, грешнице, пришел ты, человек Божий? Чего ради восхотел видеть женщину нагую, никакой добродетели не имущей? Однако это благодать Святого Духа наставила тебя, чтобы ты некое служение совершил телу моему, когда это потребуется . Скажи мне, отче, как христиане живут ныне, как цари и как святые Церкви?» Зосима отвечал: «Молитвами святыми вашими Бог даровал крепкий мир. Но приими мольбу недостойного старца и помолись Господа ради о мире и обо мне, грешном, чтобы не осталось для меня бесплодным это пустыннохождение». Она же отвечала ему: «Тебе более достойно , авва Зосима, как имеющему священный сан, за меня и за всех молиться, ибо ты на то и поставлен . Однако, поелику должны мы творить послушание, сотворю то, что ты мне повелел . Сказав это, она обратилась лицом на восток, и воздев очи и руки к небу , начала молиться тихо; и невозможно было разобрать ее молитвенных слов. Зосима не уразумел ничего из произнесенного ею, и стоял (как потом рассказывал) в трепете , ничего не говоря, и потупив взор свой к земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2210...

Кто однажды возымел склонность ко злу, отвращением от благодати породив в себе зависть, тот, подобно камню, который, отторгаясь от вершины горы, собственной тяжестью гонится по скату, и сам, разорвав естественные связи с добром, отяготев и преклонившись к пороку, самодвижно (ατομτως), как бы бременем неким увлеченный, доходит до крайнего предела лукавства (Большое огласительное слово, VI). Цитированный фрагмент повествует о падении диавола. Но здесь важна сама идея «крайнего предела» (τν σχατον ρον), достигнув которого разумное создание должно неминуемо прийти к осознанию границы зла. Перейдя эту границу, как солнце сквозь тучу, оно вновь окажется в обители света. Парадоксальным образом погружение в бездну порока может быть движением к святости. Идея апокатастасиса была единогласно осуждена православными отцами, ее немногочисленные упорные приверженцы подпали отлучению. Но сама мысль о том, что зло исчерпаемо, нашла применение в аскетической практике. В последующие века она была воспринята таким образом, что в этой жизни «по Божию Промыслу ... происходит, что многие люди, по-видимому, уже совершенно погружены в бездну погибели, но на деле оказывается, что они чрез то самое спасены» 99 . Эта идея проникла и в агиографию, пример тому – житие преп. Марии Египетской. Не следует путать эту диалектическую связь «гибели – спасения» с гностическим учением (распространенным уже в I в. по Р. Х. у николаитов) о спасении посредством порока. Речь идет не о методе, механически применяемом заблуждающимися, а о том, что Бог по Своей благости и мудрости «обращает зло в добро». Человечество как целое, как «полнота» (πλρωμα – понятие, обладающее исключительной важностью в эсхатологии св. Григория Нисского ) освобождается от греха посредством его изживания, вкушения горечи греха вместо представлявшейся обманной сладости. Понимание этого предостерегает верующих от осуждения грешника, делает доминирующим отношением к нему сострадание. Таков гуманистический идеал антропологии св. Григория Нисского .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Житейские вопросы Марию Семеновну не интересовали, замуж она не вышла. Постепенно она все больше углублялась в духовную жизнь. Несколько лет нигде не работала, а затем поступила во ВХУТЕМАС, который был создан на руинах Императорского Строгановского художественно-технического училища. Однако здоровье не позволило ей закончить учебу. Через два года Мария Семеновна уехала из Москвы, и в 1934 году она поступила работать в Калужскую санитарно-бактериологическую лабораторию. В том же году она переехала в Калугу, где и оставалась до конца жизни. Дом в Козельске продали, а вырученные деньги за два года прожили. Вскоре после переезда в Калугу Мария Семеновна принимает тайный монашеский постриг. Преподобная Мария Египетская становится ее небесной покровительницей. Окружающие ни о чем не догадывались и внешне жизнь «пустынницы в миру» шла своим чередом в городе, незаметном для безбожного мира. В 1939 году из-за болезни сердца и печени она получила инвалидность. Началась война. Несколько месяцев Калуга была оккупирована немцами, но Господь хранил Свою верную рабу. Однажды в дом к Марии Семеновне вошел немецкий офицер. Она очень испугалась – в доме была только ее мать. Офицер же, увидев стоящую фисгармонию, жестом приказал стереть с нее пыль, сел и стал играть. Поиграл около часа, потом так же молча встал и ушел. Когда во время бомбежки Мария Семеновна с мамой сидели в убежище, в их дом попал снаряд. Они устроились на квартиру в доме, где прежде жил Константин Эдуардович Циолковский. В первые военные годы Мария Семеновна по инвалидности нигде не работала. Пенсия была маленькая, и приходилось зарабатывать на жизнь рисованием карт. Когда война подходила к концу, Мария Семеновна начала работать в скульптурном цехе фабрики. Зарплата стала больше, но физическая нагрузка была не по силам, и вскоре после войны она перешла в лабораторию туберкулезного диспансера вторым лаборантом. В 1956 году Мария Семеновна получила инвалидность второй степени пожизненно и больше уже нигде не работала.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Так обильно излилась на нас милость Божия, что самый тягчайший грех, повторенный человеком тысячу раз, может быть изглажен покаянием человека (Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, апреля 1). Покаяние – вера, покаяние – признание искупления и Искупителя! Покаяние – усвоение себе заслуг Искупителя верой в Искупителя! Покаяние – самоотвержение! Покаяние – признание падения и погибели, объявших весь род человеческий! Покаяние – отречение от всякой добродетели человеческой! Всю надежду возлагает покаяние на Искупителя! Одни заслуги Искупителя имеют всю цену, необъятную цену! Без цены, без малейшей цены добродетели человеческие! Они заимствуют цену от веры в Искупителя, когда они – выражение этой веры, исполнение воли Искупителя! Покаяние восполняет собой недостаток добродетелей человеческих, присваивает человеку добродетели Искупителя! Бог дал нам покаяние в помощь нашей немощи. Ах, как многообразна и велика немощь наша! Иной человек ненавидит грех свой, но так привык ко греху, так бессилен для борьбы против него, что не перестает впадать в ненавидимый, мерзостный грех, увлекаясь насилием преобладающего навыка. Несчастному рабу греха пристанище – покаяние! Сколько бы раз ни случалось ему подвергнуться нравственному бедствию, он может войти в это пристанище, починить в нем сокрушенную ладью душевную. Церковная история сохранила следующую беседу между некоторым страдавшим от греха иноком и одним из величайших угодников Божиих, обиловавших духовными дарованиями, по причине этого обилия получившего наименование Великого. Брат спросил преподобного Сисоя Великого: «Отец! Что мне делать? Я пал». Старец отвечал: «Восстань». Брат сказал ему: «Я восстал и опять пал». – Старец отвечал: «Опять восстань». – Брат сказал: «Доколе же мне будет восставать и падать?» – Великий отвечал: «Доколе не будешь взят из этой жизни». – Эту повесть вы найдете в книге «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов»; также она помещена в Четьих-Минеях, в житии преподобного Сисоя Великого, 6 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

PL73: Анонимное «Предисловие к житию св. Павла»; Пафнутий аббат, «Житие св. Онуфрия»; анонимное «Введение к житию св. Пахомия»; анонимное «Житие св. Пахо- мия», латинский перевод Дионисия Малого; анонимное «Житие св. Абрахи», анонимный латинский перевод; Амфилохий, «Житие св. Василия Кесарийского », латинский перевод Урса; анонимное «Житие св. Ефрема Сирина », латинский перевод Герарда Воссио; Антоний Дисципул, «Житие св. Симеона Стилита»; Леонтий из Неаполя Кипрского, «Житие св. Иоанна Милостивого», перевод Анастасия; анонимное «Житие святых пресвитера Эпиктета и монаха Астиония»; Феофил, «Житие св. Макария Римского»; анонимное «Житие блаженного Постумия»; анонимное «Житие св. аббата Фронтония»; Иоанн Дамаскин , «Житие свв. Варлаама и Иоасафа», перевод Иакова Биллиона; анонимное «Житие св. Евгении, девы и мученицы»; анонимное «Житие св. девы Евфрасии»; анонимное «Житие св. Евфроси- ны»; Ефрем архидиакон, «Житие св. Марии Блудницы», анонимный перевод; анонимное «Житие св. Таисии Блудницы»; Иаков Диакон, «Житие св. Пелагии Блудницы», перевод Евстохия; Софроний Иерусалимский , «Житие св. Марии Египетской блудницы», перевод Павла Диакона; анонимное «Житие св. девы Марины»; анонимное «Паломничество Руфина и Мелании»; анонимное «О Руфине пресвитере»; извлечения из Сульпиция Севера и Иоанна Кассиана ; «Verba Seniorum» (в переводах Пелагия диакона, Иоанна субдиакона и Пасхазия диакона); Палладий Еленопольский , «Паломничество» и «Лавсаик», переводы Гентиана Гарвета PL74: Переводы: Иоанн Мосх , «Духовный луг»; Гераклид Александрийский, «Парадиз»; Палладий Каппадокийский, «Лавсаик»; анонимные «Изречения египетских отцов» (перевод Мартина Бракарского); Идаций, «Хроника»; Геласий I (папа Римский); Феодорит Кирский , «Феофил», перевод Гентиана Гервета; Дамасий I (папа Римский); эдикт императора Константина I (313) PL75–78: Григорий I (папа Римский) PL79: Григорий I (папа Римский); Патерий, нотарий Григория I; Алульф из Турне PL80: Евтропий из Валенсии; Тарра (монах); Динот (аббат); Динам (патрикий); Августин Кентерберийский; Бонифаций IV (папа Римский); акты 3 Римского собора (601 г.); граф Булгаран; Павел Эмеритан Диакон; Тамай; король готов Гундемар; Марк из Кассино; Варнахарий (епископ Лангрский); Колумбан; Альфан (епископ Беневентский); Айлеран из Ирландии; король англов Этельберт; Адеодат I (папа Римский); король готов Сисебут; Бертихрамн (епископ Ле-Мана); Протандий (архиепископ Безансона); Бонифаций V (папа Римский); Сонниат (архиепископ Реймсский); Вер (епископ Родезский); король Хлотарь II; Гонорий I (папа Римский); король Дагоберт I; Хадоинуд (епископ Ле-Мана); Сульпиций (епископ Буржский); Аутберт (епископ Камбре); Иоанн IV (папа Римский); Максим (епископ Сарагосы); Евтранд (диакон из Павии); Виктор (епископ Карфагенский); Браулио (епископ Сарагосы); Тайо (епископ Сарагосы)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010