1130. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). 1131. Ср.: Твердо уповал я на Господа (Пс. 39:2). 1132. В славянском последнее предложение читается так: якоже предприятию обрестися таковой памяти (гл. 152). Предприятием называют деятельные Отцы приятие (обновление) в мысли и ощущении греха, совершенного некогда на самом деле. Предприятия более или менее продолжительно мучат кающегося подвижника по оставлении им греховных дел. Это ясно можно видеть из житий преподобного Моисея Мурина, преподобной Марии Египетской и других. 1133. Слово «О думающих оправдаться делами». Главы 193, 197, 150–156. 1134. Слово 36. 1135. …сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:9). 1136. Мф. 21:44. 1137. Откр. 18:9. 1138. Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля. Преподобная Мария сказала о себе святому Зосиме, между прочим, и следующее: «Я — жена грешная, но огражденная Святым Крещением». 1139. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на Престоле Его (Откр. 3:20–21). 1140. …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29). 1141. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). 1142. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). 1143. …употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). 1144. …подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк. 13:24). 1145. Ин. 14:23. 1146. Слово 1, гл. 13. 1147. Преподобный Исаак Сирский, Слово 1. 1148. …не знаешь, что родит тот день (Притч. 27:1). 1149. Ср.: Вся заповеди Твоя истина … — Твоя заповедь безмерно обширна (Пс. 118:96). 1150. Св. Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 3, книга 1, статья 1. 1151. …небеса нечисты в очах Его (Иов. 15:15). 1152. Флп. 3:20. 1153. 1 Кор. 4:4 — по русскому переводу 1822 г. 1154. Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Подробнее о святом Иоанне Лествичнике и его «Лествице» читайте в наших материалах: Особенности православного богослужения Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1: Пустынный житель и в телеси Ангел/и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./Слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Перевод: Житель пустыни — ты и Ангел во плоти, и чудотворцем стал, Богоносный отец наш, Иоанн. Постом, бдением, молитвой приняв небесные дарования, исцеляешь больных и души приходящих к тебе с верой. Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеление. Кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4: На высоте Господь воздержания истинна тя положи,/якоже звезду нелестную, световодящую концы,//наставниче Иоанне, отче наш. Перевод: На высоте воздержания Господь поставил тебя, наставник и отец наш Иоанн, как истинную неподвижную звезду, к свету ведущую концы земли. В воскресенье 14 апреля служат литургию святителя Василия Великого. Это один из десяти дней в году, когда совершается такое богослужение. Подробно об особенностях редкой литургии читайте в нашем материале . Отличительной чертой наступающей недели становится богослужение в среду — 17 апреля, вечер которой называется «стояние Марии Египетской» . В храмах прочитывается канон преподобного Андрея Критского целиком, а также житие святой Марии Египетской. В этот уникальный вечер православные христиане стараются попасть в храм. Чтение Евангелия: Евангелие от Марка, глава 9 стихи 17–31 Читать отрывок 17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. 19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

http://foma.ru/nedelja-chetvertaja-velik...

Закончив беседу с иноком Зосимой, преп. Мария Египетская велела ему прийти через год к Иордану и ожидать её со Св. Дарами. И когда прошёл год, он исполнил её повеление. Он увидел, как преп. Мария подошла к реке, перекрестила воду и пошла по воде к нему. И причастил её инок Зосима в трепете и ужасе, а она велела ему прийти ещё через год в то самое место, где увидел он её впервые. Прошёл год, и преп. Зосима пришёл опять на то же место и увидел св. Марию лежащей мёртвой на земле. А на песке было пальцем начертано: «Грешная Мария умерла первого апреля: похорони её». Преп. Зосима отпел её, но был в затруднении, как похоронить её, ибо нечем было вырыть могилу. И совершилось тогда новое чудо – пришли два льва и вырыли лапами глубокую яму, а сами ушли. И похоронил инок Зосима преп. Марию. Вот это чудесное житие, совершенно не похожее на жизнь обыкновенных людей. Что удивительно, что дивно в этом рассказе о св. Марии Египетской? Два обстоятельства здесь дивны и поражают нашу мысль и сердце. Прежде всего это величайшая Божия благодать, величайшее Божие милосердие, предвидение Божие о том, что жалкая блудница станет великой святой. Поражает нас также внезапность и необычайная глубина и решимость обращения преп. Марии от её прежней греховной жизни на путь подвижничества в пустыне. Преп. Мария исполнила то, о чём говорит св. пророк: «Обратитесь ко мне всем сердцем своим, в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии» ( Иоил.2:12 ) И св. Мария разодрала сердце своё и всем помышлением своим внезапно обратилась к Богу. Она исполнила и то, о чём говорит св. пророк Иезекииль: «Вспомните о всех путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушайтесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали». ( Иез.20:43 ). Св. Мария вспомнила о своих прежних тяжёлых греховных деяниях, о своих тёмных делах, которыми оскверняла себя, и возгнушалась собой за все грехи и нечистоту свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

«Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим 7:20 -23), - процитировал отец Максим слова апостола Павла. - Дьявол воюет с нами, имея власть над нашей плотью за какие-то наши грехи. Поэтому святые отцы и Церковь учат нас бороться с проявлением плоти, усмирять ее. Не было еще в истории Церкви ни одного случая, чтобы человек перепрыгнул через пост и сразу исполнился благодати. Но зато много примеров, когда все происходило ровно наоборот. И один из них — это житие Марии Египетской». В контексте названия книги, автору задали вопрос, как продлить в сердце Пасхальную радость? По мысли отца Максима, радость всегда появляется, когда есть покаяние, то есть какие-то изменения на пути к Богу: «Какой-то грех мы победили в себе- и испытываем радость. И всегда приходит печаль, когда чувствуем себя побежденными. Если мы обрели Бога, нужно стараться жить так, чтобы никакое дело, ни какое слово не отдаляли нас он Него, от этой радости. Он источник радости, больше никто и ничто». В качестве примера отец Максим привел знакомую ему подвижницу схимонахиню Феофанию (ныне покойная), которая предсказала ему и его отцу, что оба станут священниками. Эта подвижница, когда в советское время закрыли монастырь, где она подвизалась, попросилась жить в деревенскую семью и ухаживала там за скотом. Схимонахиня Феофания круглый год жила в хлеву и питалась кормом, которым кормили поросят. Она также носила вериги- два креста по 5 килограмм — на груди и на спине. И каждую ночь делала по две тысячи поклонов. «Такая жизнь для нас — ужас, а для нее счастье. Она была всегда светлой и радостной. И Господь ей открывал великие тайны. Нет, конечно, все мы так жить не можем, для нас это не по силам, но примеры такие в наше время были». Чтобы обрести счастье, считает отец Максим, надо обрести Бога, и насколько человек причастен к Богу, настолько он и счастлив.

http://e-vestnik.ru/news/kniga_igumena_m...

Идеал, который завоевывает сегодня огромную популярность, несмотря на очевидную безнравственность, – это девушка как блудница. Дело, разумеется, не в том, чтобы анафематствовать, проклинать этих несчастных. Подчас, среди них попадаются натуры искренне страдающие и глубокие. В самом Евангелии мы видим образы кающихся блудниц. А житие преподобной Марии Египетской уже много веков свидетельствует об огромных возможностях человеческого духа, стремящегося к возрождению в Боге. Однако мы не можем не порицать основания духовного нездоровья общества. Наше общественное сознание нравственно неукоренено, в нем отсутствует понятие греха. Широкая проповедь порнографии и насилия, распущенности и блуда, не встречающая никаких препятствий, прямое следствие того, что для многих вершителей дум общества понятие свободы стоит вне всякого нравственного закона, оно для них абсолютно. У А.С.Пушкина имеется на сей счет просто гениальное выражение – «безумство гибельной свободы». Поначалу все «просто и легко», события разворачиваются «с легкостью необыкновенной». А по сути дела, уже к 25–30 годам такая женщина не может не почувствовать опустошения, одиночества и тоски. Вспомним, что в толпе чужих людей одиночество всегда ощущается острее и безысходнее. Путь возрождения души никогда не перекрыт полностью, но вступить на него очень трудно. Ведь для этого нужно признать свое нравственное поражение, горько раскаяться и быть в сердечном сокрушении от своей нечистоты, не целомудрия, осквернения святого, попрания образа Божия в своей душе. Жалость – по В.Соловьеву, тождественна любви. В Православном сознании жалость – это то, что покрывает мир. Православному человеку всех жалко. «Ибо знаем,- говорит апостол Павел,- что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим. 8:22-23 ). «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»,- говорит Господь ( Ин. 15:13 ). Жертвенность, презрение к смерти, стояние до конца за свой народ были отличительными особенностями русского воинства. Оно было христолюбивым, т. е. любящим Господа нашего Иисуса Христа, и добропобедным. Победы, которые доставляла русская армия своему народу,- были победами добра над злом. В то же время русские воины в своем великодушии восходили до жалости к врагам.

http://azbyka.ru/deti/printsipy-hristian...

Притча о двух должниках в конечном итоге говорит о том, что Бог готов простить всякого человека: и грешника, и того, кто считает себя праведником. И тому и другому Он может позволить начать жизнь с чистого листа 157 . При этом тот, кому больше прощено, может оказаться более способным к вере, покаянию и исправлению, чем тот, кому прощено меньше. Классическим примером такого покаяния и радикального изменения образа жизни является Мария Египетская (V век). Согласно житию, Мария в молодости была блудницей и в течение многих лет вела порочную жизнь. Однажды она отправилась в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста. В Иерусалиме она хотела посетить храм Гроба Господня, но какая-та таинственная сила удерживала ее и не давала войти в храм. Осознав свою греховность, Мария тотчас оставила мир, ушла в пустыню и провела сорок семь лет в строжайшем воздержании и непрестанной молитве. Единственным человеком, который после этого встречался с ней, был инок Зосима: он и поведал миру о ее подвигах. Под конец жизни Мария достигла такой степени святости, что во время молитвы поднималась на воздух, переходила реку по воде и цитировала наизусть Священное Писание , которого никогда до того не читала. Житие Марии Египетской, составленное в VI веке Софронием Иерусалимским , пользовалось чрезвычайной популярностью на христианском Востоке на протяжении многих веков. По сей день оно читается за православным богослужением ежегодно в дни Великого поста. 3. Заблудшая овца Оставшиеся две притчи, подлежащие рассмотрению в настоящей главе, содержатся в Евангелии от Матфея. Первая из них – о заблудшей овце имеет пролог и эпилог, выполняющие функцию толкования. Прологом к притче является рассказ о том, как ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? В ответ на это Иисус, призвав дитя, ставит его посреди и говорит: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иудейская пустыня в ожидании Пасхи: 20 потрясающих видов 2 мин., 23.04.2019 Древние подвижники монастырей Иорданской и Иудейской пустынь на время Великого поста покидали свои обители для уединенных молитвенных подвигов в отдаленных уголках пустыни. Жителям северных стран, читающих, к примеру " Луг духовный " , или " Сказания о жизни пустынных отцов " , или " Житие преподобной Марии Египетской " , может показаться, что пустыня всегда одинаково " безводна и пуста " , но в реальности все обстоит несколько иначе. Духовная весна, Великий пост, обычно начинается в конце февраля – начале марта, а пустыня в это время фантастически прекрасна. Летом она тоже по-своему хороша, но тогда она другая – сухая и все равно совсем не пустая. К исходу зимних месяцев, когда прошли уже почти все дожди, пустыня расцветает, причем  в некоторых местах совершенно буйно: травы, цветы, иногда холмы, летом желто-белые и совершенно лишенные растительности, теперь покрываются сплошным ковром цветов – красных, лиловых, фиолетовых, и издалека кажется, что сами горы фиолетового или лилового цвета. Долины между гор наполняются водой, потоки ее текут со страшной силой, сметая все на своем пути – стихия будто повелевает человеку посторониться. Наверное, слушатели Господней притчи о доме, построенном на песке, совершенно четко понимали, о чем идет речь: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое»  (Мф. 7: 24-27).   Читайте также: 5 любимых фотографий священника и фотографа Игоря Пчелинцева Мой Израиль:  Протоиерей Игорь Пчелинцев, ключарь подворья св. праведной Тавифы в Яффо, рассказывает о Святой Земле 40 фотографий Святой земли  от священника и фотографа Игоря Пчелинцева     Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/iudeyskaya-pustyinya-v-oz...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Житие Марии Египетской 33 мин., 31.03.2020 Житие Марии Египетской читается за богослужением на пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. В 2020 году житие читается вечером 1 апреля. «Тайну цареву скрывать хорошо, дела же Божии открывать славно» (Тов.12:7). Так сказал ангел Товии, после чудесного исцеления от слепоты очей, после всех опасностей, через которые он провел и от которых избавил его своим благочестием. Не сохранить тайны царя – дело опасное и страшное. Умолчать же о чудных делах Божиих – опасно для души. Посему и я, движимый страхом умолчать о божественном и вспоминая о наказании, обещанному рабу, который, взяв от господина талант, зарыл его в землю и данное для работы скрыл бесплодно, – не умолчу о священной повести дошедшей до нас. Никто да не усомнится поверить мне, писавшему о слышанном, и не думает, что я сочиняю басни, пораженный величием чудес. Избави меня Бог солгать и подделать рассказ, в котором поминается имя Его. Мыслить же низменно и недостойно величия воплощенного Бога Слова и не верить сказанному здесь – по моему, неразумно. Если же найдутся такие читатели сего повествования, которые, пораженные чудесностью слова, не пожелают верить ему, да будет к ним милостив Господь; ибо они, помышляя о немощи человеческой природы, считают невероятными чудеса, повествуемые о людях. Но приступлю к повести моей, о делах явленных в нашем поколении, как поведал ее мне благочестивый муж, с детства научившийся божественному слову и делу. Пусть не ссылаются в оправдание неверия, что невозможно в нашем поколении совершиться таким чудесам. Ибо благодать Отца, текущая через роды в роды по душам святых, творит друзей Божиих и пророков, как об этом учит Соломон. Но время начать сию священную повесть. Жил человек в палестинских монастырях, славный жизнью и даром слова, с младенческих пелен воспитанный в иноческих подвигах и добродетелях.

http://foma.ru/zhitie-marii-egipetskoj.h...

Почему я теперь молюсь об этом человеке Марии Египетской? Потому что он, читая в храме ее житие, плакал Я молюсь Марии об одном человеке, диаконе, запрещенном ныне в служении за поступки, несовместимые со священным саном. То есть за уличную привычку решать все споры кулаками, умноженную на пристрастие к спиртному . Здоровенный мужик с настоящим диаконским басом, занимавшийся к тому же боксом, он был постоянным источником опасности на приходе. Хорошо, если только рявкнет на женщину, не вовремя зашуршавшую пакетом или уронившую на каменный пол ключи. Хорошо, если только с похмелья будучи явится на утреннюю службу… Однако он мог и раскаяться, и прощения попросить – и у настоятеля, и у той же оскорбленной прихожанки, мог на колени перед ней встать и руку ей поцеловать, преодолев ее сопротивление. Его жалели, этого безумного диакона с трудным детством, его наказывали и прощали… пока не переполнилась наконец чаша терпения. Так почему я теперь молюсь об этом человеке Марии Египетской? Потому что он, читая в храме ее житие, плакал. Сначала пытался скрыть подступавшие слезы, шмыгал носом, всем казалось, что он просто простужен, а потом всё прорывалось наружу. И это тоже загадка. Что так трогало этого человека в судьбе раскаявшейся александрийской блудницы? В ее пустынном подвиге?.. Конечно, Мария не оставит ни запрещенного диакона, ни меня, ни того человека, с которым у меня случился недавно мучительный и малопонятный конфликт (он, кстати, тоже ее любит), ни… Никого из нас не оставит Мария, и мы это чувствуем почти физически – как особую теплоту в сердце. Если она селится в человеке, то где-то возле сердца, такова – простите, это лишь по моим субъективным ощущениям! – некая особенность присутствия преподобной Марии. Мариино стояние. Фото: Патриархия.Ru      Как это ни грустно, как это нас ни укоряет – наше почитание Марии Египетской, наша любовь к ней во многих (хотя и не во всех, конечно) случаях не имеет прямой, непосредственной связи с ее подвигом – подвигом почти полувекового покаяния, – а имеет лишь связь опосредованную. Чтобы по-настоящему понять, что делала эта женщина 47 лет кряду в раскаленной пустыне, усыпанной черными и белыми камнями, без единой травинки, без капли влаги (кто видел эту пустыню хотя бы из окна кондиционированного автобуса, тот представляет…), – нужно в самом себе по-настоящему увидеть грех, познать его пагубность, гибельность, опытно постичь, как отделяет нас грех от Бога. А куда нам до этого, до подлинного видения своей греховности и ужасания ей! Мы не доросли до этого, но мы любим подвижницу покаяния , опережая этой любовью свой собственный рост.

http://pravoslavie.ru/69656.html

Житие Марии Египетской имело существенный резонанс в христианской культуре Востока и Запада (оно, например, стало образцом для католического Жития Марии Магдалины). К восточным славянам этот агиографический памятник пришел вскоре после крещения Руси 118 и со временем врос в самую толщу народного православия. Отдельные эпизоды этого Жития так глубоко врезались в народную память, что зажили самостоятельной жизнью. Так, встреча Зосимы в пустыне с отшельницей, потерявшей былую женскую прелесть и более похожей на тень, нежели на человека, получила продолжение в русских духовных стихах, хотя история раскаявшейся блудницы в этом жанре религиозного фольклора почти не сохранилась 119 . Мария Египетская стала популярной героиней восточнославянских народных легенд, где она, например, называется матерью-женой другого великого грешника народного православия, Андрея Критского (его знаменитый Покаянный канон и Житие Марии соседствуют в великопостной службе) 120 . В системе «святых заступников» теплой народной веры Андрею и Марии отводится роль «наставников в покаянии». Героиня византийского Жития, равно неистовая в грехе и аскетизме, – популярный персонаж мировой литературы Нового времени. Например, Мария Египетская появляется в финале гетевского «Фауста», а «корабельный эпизод» ее Жития использован и переосмыслен в «Балладе об Ивлин Ру» Б. Брехта. Минувшие столетия не охладили чувственный жар, исходящий от страниц этого необычного Жития (этот жар с тревогой и сладкой мукой ощущали при знакомстве с историей прекрасной грешницы невинные юноши – и заглавный герой романа Ф. М. Достоевского «Подросток», и замятинский отрок Еразм) 121 . Марии Египетской посвящено одноименное стихотворение М. А. Кузмина 122 , наконец, отголоски ее Жития обнаруживаются в «Бесах» Ф. М. Достоевского 123 . В ряду писателей Нового времени, обращавшихся к образу Марии Египетской, обычно упоминается И. С. Аксаков, хотя специальному анализу в этом аспекте его поэма почти не подвергалась. Во введении в поэму И. С. Аксаков описывает свои впечатления от чтения житийных текстов. Мимоходом воздав положенную хвалу аскетам и мученикам, он продолжает:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010