В числе пострадавших была и семья Илута – бани, халдейская по происхождению. Два ее члена – Ширикту – Мардук и его сын Набу – буллитсу – либо пали на поле боя, либо окончили жизнь на колу в конце 521 г. Их родственник Мушезиб – Бэл уцелел, но оказался разоренным. Во время военных действий его имения сильно пострадали. Финиковые пальмы и фруктовые деревья были вырублены, вместо них пришлось сеять ячмень, что привело к резкому падению размеров ренты. 24 ноября 522 г., накануне разгрома первого восстания, Мушезиб – Бэл, опасаясь конфискаций, перевел на имя своей жены Амти – Сутити одно из имений и рабыню. Так вели себя многие вавилонские граждане в годину потрясений. Утвердив свою власть над империей Ахеменидов, Дарий провел ряд важных реформ, которые затронули и Вавилонию. Всю территорию своего государства он разделил на 20 провинций – сатрапий, наложив на каждую из них постоянную дань определенного размера. Целостность Вавилонской империи, сохраняемая при Кире и Камбизе, была ликвидирована. Вавилония вместе с Ассирией составила IX сатрапию, обязанную ежегодно платить персидскому царю дань в 1000 талантов (30,3 т) серебра и 500 мальчиков – евнухов. Все Заречье было отторгнуто от Вавилона и вместе с Кипром вошло в V сатрапию, платившую 360 талантов (10,908 т) серебра дани в год. Наконец, арабов, некогда покоренных Набонидом и теперь освобожденных от власти Вавилона, обязали ежегодно приносить персидскому царю в виде дара 1000 талантов (30,3 т) ладана. У Дария было намерение увезти палладий Вавилона – золотой истукан бога Бэла – и тем самым лишить Вавилон государственного существования. Но он все же отказался от этой мысли, принял титул царя Вавилона и сохранил фикцию вавилонской автономии. Это, однако, не мешало ему открыто пренебрегать вавилонской религией и богом Мардуком. В Вавилонии Дарий демонстративно не признавал никаких богов, кроме иранского верховного бога Ахурамазды. Между тем в Египте в качестве фараона Дарий принял египетское тронное имя и оказывал официальные почести египетским богам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще на иераконпольской булаве «лучники» выступают в противоположении к «рехит», как в последствии поэтически именовались египтяне. В историческое время «девять луков» было общим обозначением известных Египту народов, включая и самих египтян. 57 Эта фраза только в «R». И она повторяется впоследствии в амадской надписи Аменхотепа II (строка 2); начало ее содержит длинное славословие в честь царя. Schaefer (Aegypt. Zeitschr. 38) сопоставляет известный рассказ Геродота (III, 21) о Камбизе и луке эфиопского царя. 59 «Бау» – души, духи во множественном числе при именах богов и царей, имеющих по несколько душ и «Ка», обозначают магическую силу, вообще силу, волю, и т. п. 62 Т. е. оставляющий страну более населенной, чем застал. Гардинер указывает на эпитеты царей XII дин.: «жизнь рожденных», «бог рожденных» и т. п. 63 Гардинер, в противоположность всем другим, переводит: «он не думает о северных» и вставляет дальше в текст: «ибо стена отца его» в связи с последующим: «устроена для обуздания азиатов...» Вставку в текст он делает на основании каирского острака и московского папируса, где в рассказе о бегстве Синухета и перехода им границы стена названа «стеной отца моего». 64 Местоположение этого оазиса неизвестно. Мнение Масперо о его тожестве с библейской Аиа ( Быт.36:24 ) не может быть принято уже потому, что последняя находится в области Эдома, слишком к югу от места действия нашего текста. 65 Еще замечательное по ценности свидетельство о сношениях Египта, на этот раз дипломатических, с внешним миром в ту эпоху, от которой у нас пока нет документальных указаний на это. 66 Вероятно, дело идет о набеге бедуинов на более культурные области, перешедшие к государственному быту, или о попытке покорения бедуинов князьями этих областей «пустыни» – с египетской точки зрения. 67 Синухет указывает на свое бесправное положение эмигранта и на злобу на него знатного туземца, считавшего оскорбительным для себя его положение при князе. 76 Бог древней столицы Фиванского нома – Ермонта, изображался с головой кобчика и в головном уборе из двух перьев с солнечным диском. Считался богом войны. Рамсес II взывает, окруженный хеттами, и «глас его доходить до Ермонта». Нередки сравнения царей с богом Монту, особенно в эпоху Нового Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/r...

Не бойтесь, достанется ученикам, не скоро перейдут чрез эти горы нелепостей, не скоро запомнят то, чего нельзя или вовсе не следует запомнить. Мы, пожалуй, сообщим вам другой пример. Поверьте, нам хочется выслужиться пред вами. Вообразите, что вам по какому-либо обстоятельству неожиданному и непредвиденному и далее невозможному пришлось бы устроить такое училище, в котором бы Гомерова Илиада изучалась со всевозможной подробностью. В этом случае вы должны вручить воспитанникам Илиаду на том же языке, на котором она была писана и распеваема в древних Афинах, хотя бы ученики вовсе не знали греческого языка; или, если этого нельзя будет почему-либо сделать, то перевести ее как будто на отечественный язык, но столько же понятный для современников, как понятен нынешним персам язык, которым объяснялись их праотцы при Кире и Камбизе, или как понятен латинский язык нынешним итальянцам, французам и Испанцам. Обяжите, чтобы стихи Гомеровы, особенно те, которые помудренее, цитируемы были кстати или некстати везде и заучиваемы непременно слово в слово без опущения иоты или иты. Затем составьте из Илиады как можно более отдельных наук, напр. 1) Гомерову теософию, т. е. мифологические понятия греков об Олимпе, разумеется, в системе наподобие тех, которыми угощала схоластическая философия; 2) Гомерову историю, или изложение описанных в Илиаде событий с применением из других писателей, 3) Гомерову археологию, или описание различных церемоний, обычаев и обрядов, в ней воспеваемых; 4) Гомерову практическую философию, или систематическое изложение нравственных правил, в ней содержащихся. Но мы долго не кончили бы, если стали бы перечислять все науки, которые можно основать на Илиаде Гомера. Заставьте также изучать все комментарии на нее, составьте нечто вроде Гомеровой герменевтики для объяснения непонятных, особенно же понятных мест, соедините с изучением ее изучение Виргилиевой Энеиды в том же самом духе, заставьте доказывать, что они обе составляют нечто единое, целое, связное или связанное – все равно. О, да вы одной Илиадой расстроите хоть какое угодно здоровье; а главное, решительно отнимите всякую возможность заниматься другими предметами. Ах! да! мы и забыли сказать: все гомеровская науки изложите или на латинском, пожалуй на санскритском языке; а если уже на отечественном, то с соблюдением всех, высказанных нами, правил о том, как предметы делать темными.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostis...

691 Смотр. Авд. 10, 11. 2 Парал. XXVIII, 6 – 17; Исаии VII, 6.-ТЕ, которые почитают Авдия домостроителем Ахаава, или пятидесятиначальником Охозии или надзирателем художников храма при Иосии, 2; Парал. XXXIV, 12, не могут доказать своего мнения. 694 Полный список их можно видеть в 1 – й книге Паралипоменон, VI, 8 и след. Должно приметить, что священство здесь особенно приписанное Азарии, которого почитают Иодаем, не исключает прочих, но только значит особенную его силу. Списки Иосии и других евреев не согласны с сим списком. 695 Греческий и латинский тексты сея книги далеко отстоят один от другого. В латинском, например, Товит, умирая 102 лет, говорит о храме, как уже сожженном, XIV, 4. 11. В Греческом, будучи 108 лет, он пророчествует о сем, как о будущем. Иосиф Флавий ни слова о Товите. 696 Иные полагают оное при Камбизе, при Дарии Истаспе, при Ксерксе, при Артаксерксе Охе, но ни одному из сих царей не приличествует имя Навуходоносора, и ни один из них не царствовал в Ниневии. Uyд. I, 1 . Возвращение Иудеев из плена и очищение алтаря, IV, 3; V, 18, 19, правление священника Иоакима, IV, 6, и долговременный мир в дни Иудифи, XVI, 23, 28, суть такие обстоятельства, которые с трудом приложить можно ко временам, предшествовавшим пленению вавилонскому. Времена Манассии наименее противоречат сим событиям. Иосиф о Иудифе не упоминает. 708 Парал. IV, 9. В нем разделяют некоторые двор мужей, жен и двор языков. Но сии понятия, взятые из второго храма, недостоверны, когда говорим о первом. Но более известны двор новый 2 Парал. XX, 5, и притвор Соломонов, Иоан. Х, 23 . 711 3Цap. VII, 23. 2 ; Парал. IV, 2. Сия фигура делает понятным то, каким образом оно могло быть кругло, иметь в диаметре 10 локтей и только 30 в окружности, что иначе было бы невозможно. Оно вмещало 2.000 мер воды, то есть, соответственно нужде и употреблению, и 3.000 – то есть, когда наполнено было до краев. 712 3Цap. VII, 15 . Та же мера находится у Иеремии LII, 21. Но во второй книге Паралипоменон, III, 15, стоит число 35. Иные думают, что здесь высота обеих столпов представлена в совокупности; а иные догадываются, что написано ошибочно, вместо .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

е., около 515 года до Р. Хр. – Некоторые под именем Дария, давшего новое позволение восстановить храм, разумеют не Дария Истаспа, преемника Смердиса, а Дария Нота, правившего около 420-го года до Р. Хр. и, таким образом, думают, что постройка храма замедлилась далее указанного нами времени почти на столетие; но что здесь нужно разуметь Дария Истаспа, на это указывают следующие соображения: а) писатель довольно подробно описывает препятствия к восстановлению храма и замедление по сему случаю построек, – как оно началось и сколько времени продолжалось, – какие цари в это время были в Персии, и упоминает только о двух, именно об Ассуире – Камбизе и Арфасафане – Арфаксаде или Смердисе до царствования Дария. Теперь, если бы писатель говорил о Дарие Ноте, а не Истаспе; то упомянул бы и о других царях, способствовавших или препятствовавших построению храма, царях, бывших после Арфаксада или Смердиса до Дария Нота. Притом же известно, что Артаксеркс Лонгиман давал два раза позволение созидать Иерусалим и храм, – раз Ездре и потом Неемии. Значит, еще задолго до Дария Нота Неемия исполнил свое дело и, значит, под именем Дария нужно разуметь первого по Арфаксаде Дария, а это – Дарий Истасп. б) Во время восстановления храма при Дарие пророчествовали Аггей и Захария. Но эти пророки были во времена Истаспа, а не Нота; это видно из слов Захарии пророка: он в лето второе Дария слышал Ангела Господня, который так говорил Иегове: Господи Вседержителю! доколе не имаши помиловати Иерусалима и грады Иудовы, якоже презрел еси сие седмидесятое лето ( Зах.1:12 ), т. е., от разорения храма и Иерусалима, – это время 70 летнего плена Вавилонского. Но от времени разрушения храма при Седекии прошло 70 лет до 2 года царствования не Нота, а Дария Истаспа: ибо до Дария Нота прошло 170 лет от начала плена Вавилонского. в) Если бы Дария Нота нужно было здесь разуметь: то один Иисус отправлял бы первосвященство около 140 лет, a прочие 5, о которых упоминается в книге Неемии ( Неем.12:10, 13 ), были первосвященниками 103 года, что крайне невероятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

Действительно, из христианского Египта дошли жития, монографические исследования, но цельной церковной истории здесь составлено не было, за исключением разве что сохранившейся только в эфиопском переводе (геэз) хроники Иоанна, епископа Никиуского (Никопольского; 7 в.) в 122 главах, охватывающей время от сотворения мира до завоевания Египта арабами и существенно зависимой (особенно для времени от начала творения до Константина Великого ) от Малалы. Наиболее интересен Иоанн тогда, когда повествует о делах собственно египетских. Для Египта изредка использованы местные легенды, например рассказ о покорении Египта Камбизом, приближающийся к дошедшим до нас отрывкам так называемого исторического романа о Камбизе. В то же время следует сказать, что Иоанн весьма тенденциозен, история его написана в национально–патриотическом духе с восхвалением храбрости египтян, с презрением к их врагам, в духе древних победных надписей египетских фараонов. С источниковедческой точки зрения любопытна история александрийских коптских патриархов («Жизнеописания отцов патриархов»), составленная выдающимся коптским писателем Севиром ибн аль–Мукаффа, епископом Ашмунейна (10 в.). Краткую всеобщую историю на арабском языке от Адама до 937 г. («Назм–ал–Джавахири» – «Нить драгоценных камней» или «Нанизанные драгоценности»), во многом – легендарную, написал александрийский православный (мелькитский) патриарх (933–940) Евтихий II (известный до патриаршества как врач и историк Саид ибн аль–Батрик). Его продолжателем стал в 11 в. Яхья Антиохийский (Яхья ибн Саид ибн Батрик), писавший на основании документов, найденных им в Антиохии, куда он прибыл из Египта в 1012 г. В своем повествовании он касается Византийской империи, Аббасидов и Фатимидов, а также Александрийского, Иерусалимского, Антиохийского и Константинопольского патриархатов. Как пишет оксфордский, а затем гарвардский профессор–арабист сэр Гамильтон Александр Росскин Гибб (1895–1971), «курьезом» арабской средневековой исторической литературы «является история христианских монастырей в Египте и Западной Азии, составленная мусульманским автором Абу–ль–Хасаном " Али ибн Мухаммадом аш–Шабушти (ум. около 988/989 г.)» 171 , в которой описаны 40 христианских монастырей, включая монастырь Св. Екатерины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда тиряне увидели, что вот-вот это окончится и когда от удара стенобитных орудий стали сотрясаться основания стен, то знатные лица сложили на корабли и отправили на острова все, что имели дорогого, – золото, серебро, и одежды и разного рода утварь, так что, взяв город, Навуходоносор не нашел ничего, что стоило бы труда его. Но так как он в этом случае повиновался воле Божией, то чрез несколько лет после взятия Тира дается ему Египет. Но Тир гораздо более жесток, нежели Египет. Ибо тот делал нападение на Иерусалим, а этот обещал тщетную помощь. Ибо не одно и то же обольщать слабых надеждою и воевать против народа Божия. Поэтому Он и говорит, что Навуходоносор, царь вавилонский, при нападении на Тир заставил свое войско служить Мне, чтобы исполнить волю Мою; всякая голова оплешивела и всякое плечо обнажилось у тех, кои носили корзины с землей и камни, от которых исцарапывались плеча и плешивела голова, и, однако, ни он сам ни войско его не нашли ничего достойного в Тире. И так как он чрез это служил Мне и исполнял волю Мою против Тира, то Я за это дам ему землю египетскую. Некоторые говорят, что это исполнилось при Навуходоносоре, другие – при сыне Кира, Камбизе, который опустошил Египет до самой Ефиопии, так что убил Аписа и истребил всех идолов их. Поэтому полагают, что он впал в безумие вследствие падения с коня и был пронзен собственным мечом. Весьма подробно излагает эту историю Геродот, где описывается и весь Египет с его округами и укреплениями и селениями, и происхождение Нила и родоначальников этого народа, и мера земли со всех сторон до пустыни Ефиопской и берегов Великого моря и указываются пограничные местности Ливии и Аравии. Причиной же гнева Господня против Египта служит то, что он обольщал народ Божий своею помощью, чтобы тот не надеялся на Бога, и прогневлял Его. В тот, говорит, день, в который будет взят Египет, произрастет рог дома Израилева, без сомнения, указывая на род царский. Некоторые относят это к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, происходившему чрез Иехонию из рода Давидова, другие к последнему времени, когда, как полагают, придет Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вероятно, здесь имеются в виду персидские солдаты; в таком случае у нас интересная параллель к утверждению вавилонской хроники о неприкосновенности Эсагилы во время нашествия персов. Таким образом, Камбиз посетил Саис, как тогдашнюю столицу и центр культа, где сделался законным фараоном. Между тем, Геродот говорит, что он явился в Саис исключительно затем, чтобы совершить поругание над мумией Амасиса (III, 16). В связи с этим описываются и другие зверства Камбиза. Рассказы эти, с одной стороны, напоминают греческие моралистические анекдоты о бренности всего земного и твердости в перенесении несчастий, с другой – египетские романы, слагавшиеся по поводу исторических лиц и событий; образцом их могут служить найденные в Берлине фрагменты коптского палимпсеста романа о Камбизе, в котором он смешивается с Навуходоносором, а также, повидимому, продолжение этих фрагментов в хронике Иоанна Никиусского. Впоследствии целый ряд разрушений и разграблений относился на счет. Камбиза. По Страбону он сжег и Серапей и Мемфис; по Плинию пощадил Илиополь только из-за поразивших его обелисков; по Диодору. разграбил Рамессей и т. п. В пользу Геродота можно привести ленинградский гранитный саркофаг командира стрелков Амасиса, сына «царской супруги» Нехт-Баст-ероу, следовательно, одного из членов царской фамилии. На этом великолепном саркофаге (найден в 1857 г. близ хеопсовой пирамиды герцогом Лейхтенбергским) повреждены имена и титулы покойного и его матери, так что оставлены только имена богов (Бает и Иах), которых не осмелились коснуться. Изглаживание имени – наиболее жестокая посмертная казнь по египетским представлениям, и конечно прежде всего является предположение, что оно совершено по приказанию завоевателя. Далее, в арамейских папирусах из иудейской колонии на Элефантине, о чем у нас еще будет речь впереди, говорится, правда, спустя 118 лет, в 408(7) г., что когда Камбиз покорил Египет, он разрушил «все храмы египетских богов», но не коснулся иудейского святилища, уже тогда существовавшего на Элефантине.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

В выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею... «Это было во время нападений на эти народы Салмонассара, на 6-м году царствования Езекии», решительно заявляет преосвященный Петр, ссылаясь на XX гл. пророка Исаии. Но большинство других экзегетов, по связи со всем контекстом, усматривают здесь речь о будущем событии, именно о том вознаграждении завоевателей – персов, какое Господь даровал им взамен отпущенных ими иудеев, в виде покорения Египта с его провинциями. Такой факт, действительно, имел место по смерти Кира, при его преемнике – Камбизе (526 г. до Р. Х.). При таком понимании, данное пророчество получает очень важное текстуально критическое значение. Защитники гипотезы «Второисаии» утверждают, что эта книга, появилась не позже конца вавилонского плена, т. е. первых лет царствования Кира. Но не только в это время, но даже и в эпоху расцвета владычества Кира никто не рискнул бы сказать, что обширная и могущественная Египетская монархия будет данницей персов. Следовательно, говорить об этом событии, как о прошедшем, мог только современник Камбиза, а никак не Кира, чем был автор «Второисаии». Отсюда большую правдоподобность получает другое мнение, что здесь мы имеем не спасение прошедшего, а пророчество о будущем, которое легко могло быть дано и раньше Кира, т. е. принадлежать подлинному пророку Исаии. По мнению некоторые современных критиков, Книга пророка Исаии, входящая в каноническую Библию , написана минимум тремя разными авторами, которых, как правило, называют Исаия, Второисая и Тритоисаия. Как полагают, первые 39 глав написаны Исаией в 8-ом веке до Рождества Христова. Автором следующих 16-ти глав (с 40 по 55) считается Второисаия, который лично пережил возвращение из Вавилонского плена и написал эти главы в 6-ом веке до Рождества Христова. Последние 11 глав, написанные более лирическим слогом и содержащие в себе в основном эсхатологические предсказания, приписываются Тритоисаии, время жизни которого относят примерно к III-II веку до Рождества Христова. Однако эти гипотезы не имеют убедительных доказательств, а основываются на чисто субъективных предположениях. Действительно, Сам Иисус Христос и апостолы ссылаются на пророка Исаию, приписывая ему главы с 40 по 66 (Евангелие от Матфея, глава 12; Евангелие от Луки, главы 3 и 4; Евангелие от Иоанна, главы 1 и 12; и так далее). К тому же, найденная в 1947 году в пещерах Кумрана полная рукопись Книги пророка Исаии подтверждает единство первоисточника. Этот список был сделан около 120-го года до Рождества Христова и не содержит ничего, что могло бы быть доказательством предположения современных критиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кн. Иоиля, кроме написания содержит, по-видимому две речи, разделяемые кратким историческим замечанием в Иоил.2:18–19 . Книга представляет нечто целое и содержит пророчество о великом «дне Господнем», т. е. дне суда Господа над народами. Первая речь пророка произнесена им по поводу тяжкого бедствия, постигшего страну, именно нашествия саранчи ( Иоиль 1:2–16, 2:1–17 ) и засухи ( Иоиль 1.17–20 ). Пророк подробно описывает это бедствие и призывает всех к покаянию и молитве о помиловании ( Иоил.2:13–17 ). Относительно первой речи пророка Иоиля издавна обсуждается в экзегетической литературе вопрос о том, как должно понимать содержащиеся в речи описания бедствия. Некоторые древние и новые комментаторы кн. Иоиля полагают, что содержащееся в Иоиль 1:4–2:11 описание нашествия саранчи должно быть понимаемо в аллегорическом смысле, как описание нашествия неприятелей, и при этом должно быть относимо не к настоящему или прошедшему, а к будущему. Так, св. Ефрем Сирин , истолковывает описания нашествия саранчи у Иоиля в отношении к ассириянам и вавилонянам. «В землю Израильскую, говорит св. отец, вторгались разные войска из Ассирии и из Вавилона под предводительством четырех вождей. Первый вторгся Феглаффелассар, это – гусеницы, второй – Салманассар, это – прузи крылатые; третий Сеннахирим – это мшицы; четвертый Навуходоносор, это – сиплеве. Посему смысл пророчества таков: останок гусениц, т. е. оставленное Феглаффелассаром поядоша прузи, т. е. Салманассар; останок пругов поядоша мшицы, т. е. Сеннахирим, и останок мшиц поядоше сиплеве, т. е. Навуходоносор» (Творений св. Ефрема Сирина ч. 8. М. 1853, с. 131–132). Блаж. Иероним, не отрицая и буквального смысла в описании саранчи у пророка Иоиля, вместе с тем толкует это описание аллегорически, разумея под различными видами саранчи ассириян, вавилонян, мидян, персов и римлян. В новое время аллегорического толкования первой речи Иоиля держались Генстенберг и Гингельфельд, причем последний в названии четырех видов саранчи видит указание на четыре персидские войска, опустошившие Палестину во время походов в Египет (при Камбизе в 525 г., при Ксерксе 484 и при Артаксерксе в 460 и 458 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006