Глава XXIV 1 . Вот, Господь опустошает землю и делает ее безплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней. 2 . И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что с служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим рост. Земля опустошается: не одна земля Палестины, но и вся земля. Одна за другой падают могущественные монархии. Вслед за падением небольших царств Дамаска и Самарии, падают Ассур и царство Иуды, и Вавилон и Египет. Особенность читаемого нами пророчества заключается в том, что оно объемлет общим взором верховные законы, кои Господь установил для управления миром. Пророчество это не останавливается на частных исторических событиях, имеющих совершиться над каким-либо из народов в особенности: Господь Вседержитель зрит на весь мир; ближе к Нему народ обетования, но рядом с ним стоят все другия народы земли. Спасен будет избранный остаток Израиля, но спасутся и все те из всех других народов, которые примкнут к этому остатку. Израиль является представителем всех других народов, и его судьбы связуются навсегда с судьбами всего человечества, ибо из него изыдет вождь 931 , который спасет весь мир. Стих второй указывает на радикальный переворот в обществе всех народов и всех государств того времени, на сравнение всех людей всех сословий пред общим бедствием, на уничтожение всех каст и степеней общественной лестницы государственного и социального устройства; переворот этот и совершился, когда вдвинулся в переднюю Азию новый элемент, новая раса людей, прошедшее и предания которых были совсем иные, чем великого Кушито-Семитского племени, владевшего дотоле Азией и Египтом. И действительно весь строй жизни в VI столетии до Р. Хр. уничтожен, все классы общества нивеллированы не в одном только царстве Израильском при Ассирийских монархах, не в одном только царстве Иудейском при Вавилонянах; нет, этот громадный социально-государственный переворот совершился и в Ассирии при разрушительных ударах, нанесенных сначала Скифами в 625 г. до Р. Хр., потом окончательно Мидянами в 606 году; он совершился в Вавилонии при Кире, он совершился отчасти и в Египте при Камбизе. Но в первых двух монархиях он стер с земли государства и нации; остались только личности, совершенно подчиненные новым господам, не удержавшие и тени прежнего общественного устройства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Дан.7:4 . Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. Как голова между членами и золото между металлами ( Дан.2:32 ), так лев, первый среди животных, и орел, первый среди птиц, указывают на царственное место первой монархии среди дальнейших других. Под символом льва и орла у близких по времени к Даниилу пророков изображается царство Вавилонское ( Иер.2:15 ; Иер.4:7 ; Иер.5:6 ; Иер.48:40 и т. п.; Авв.1:8 ). Сообразно с этим, и лев с орлиными крыльями видения Даниила символизирует ту же самую монархию. В начале могущественная, она утрачивает с течением времени свою первоначальную силу, – у льва вырываются орлиные крылья, и превращается в обыкновенное человеческое царство, – льву дается человеческое сердце. Дан.7:5 . И вот еще зверь, второй, по­хожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему ска­за­но так: «встань, ешь мяса много!» Символом второго царства является медведь. Свирепость, прожорливость ( «встань, ешь мяса много!») этого зверя довольно ясно указывают на следующую за вавилонскою мидо-персидскую монархию, ненасытную, как свидетельствует история, в своих завоеваниях. Они начались при Кире подчинением Бактрии, мелких малоазийских народностей, признававших власть Креза Лидийского, Лидии, греческих малоазийских колоний – Эолии, Ионии и союзного с Лидией Вавилона, продолжились при сыне Кира Камбизе захватом Египта и завершились при Дарий Гистаспе и Ксерксе, распространивших власть персов на весь почти исторический восток ( Эсф.1:1 ). Три клыка во рту медведя указывают на Вавилонию, Мидию и Персию, объединенные под властью Кира и его преемников. Дан.7:6 . Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. Третье царство представлено под образом барса с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами. Кровожадность этого зверя, его необыкновенная быстрота при захвате добычи довольно точно характеризуют стремительную в завоеваниях греко-македонскую империю. Распространением до пределов земли при Александре Македонском ( 1Мак.1:1–4 ) она обязана не только своей силе, но и решительным, быстрым действиям против врагов (подробнее об этом см. в толковании Дан.8:5–7 ). Распространение македонской империи по всем четырем странам света, ее господство «над областями и народами и властителями», «над всею землею» ( 1Мак.1:3–4 ) обозначается в видении четырьмя крыльями, а распадение после смерти Александра Македонского на четыре части, – государства Фракийское, Македонское Сирийское и Египетское, – четырьмя головами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не оставим без внимания весьма важного факта: когда жреческая династия удаляется в Ефиопию и теряет власть над Египтом, то с ней удаляются из Египта те духовные и нравственные силы, которые управляли Египтом на основании древних преданий; жреческая мудрость с ее монотеистическими верованиями заменяется влиянием сначала Ассирийских (Семитических и Кушитских) жрецов, а позже прямым влиянием Греков, которым Псамметих впервые открывает доступ внутрь Египта 818 . „Дух Египта изнемогает в нем“. Влияние Греков весьма человечно, но не они могли поднять высоту религиозного понимания о Боге или даже поднять уровень нравственной чистоты. Потому-то мы читаем между строк в 3 стихе указание, что в училищах Египетских храмов древняя монотеистическая мудрость иссякает, жрецы времен XXVI династии не суть уже те великие жрецы Она (Гелиополиса) или Абидоса или Но-Аммона, которые были современниками великого Аменемха II и Иосифа, или Моисея, и Тутмесов и царицы Хашоп, (Хатазу) которые создавали и медицину и скульптуру и строительное искусство и, в большей части случаев 819 , соединяли с знаниями строительного искусства звание визиря фараона.-Замечательно пророчество 4-го стиха в связи с историческими сказаниями о Камбизе. С одной стороны, пророчество указывает на развитие идолопоклонства и чародейства, с другой – с необычайной ясностью рисует появление „властителя жестокого“, ненавистника идолов и фетишей, как рисуют греческие писатели Камбиза, убившего, якобы, своею рукою Аписа. 5 . И истощатся воды в море, и река иссякнет и высохнет; 6 . и оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют и высохнут; камыш и тростник завянут. 7 . Поля при реке, по берегам реки и все, посеянное при реке, засохнет, развеется и исчезнет. 8 . И восплачут рыбаки, и возрыдают все, бросающие уду в реку, и ставящие сети в воде впадут в уныние; 9 . и будут в смущении обработывающие лен и ткачи белых полотен; 10 . и будут сокрушены сети, и все, которые содержат садки для живой рыбы, упадут в духе. Нарисованная пророком картина бедствия Египта совершенно соответствует последствиям засухи, зависящей от малого подъема вод Нила 820 ; но в данном случае, кажется, надо принять во внимание и нашествие неприятеля, которое было причиной запущения каналов и всей системы орошения, так мудро устроенной при фараонах XII династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

433 Как уже указано во введении к этому переводу, обстановка в стране в конце XXVI династии описывается в категориях, нормальных для эпохи Додекархии и еще более раннего времени, когда Египет состоял из множества областей, правители которых имели свое войско, а некоторые из них титуловали себя царями. 434 Титул персидских царей при XXVII династии (при Камбизе) египтяне писали так: «(великий) царь чужеземных стран (всяких)». 435 Военные действия против Египта со стороны Камбиза как личную месть рассматривали и античные писатели, Геродот и Ктесий (см. введение). 436 Термин «люди Востока» встречается в романах эпохи Додекархии (Романы о Петубастисе), где имеет значение «воины восточной области» (XX ном в Дельте, так называемая Аравия, на границе с Синаем). Обращение к ним Камбиза понятно. Переход их на его сторону открыл бы ему границу Египта. В коптском романе, однако, интересно противопоставление этих «людей Востока» «людям Запада», чужеземцам, врагам Египта. 437 Военная молодежь, проходящая воинское обучение. Реакция на послание Камбиза напоминает тот взрыв эмоций в Менфе (Мемфисе), когда туда прибыл посол Камбиза с требованием прекратить сопротивление во время персидского нашествия, ср. Геродот, III, 13. 438 Точнее Ботхор (Ф, «т» с придыханием). Очевидно, это же имя встречается и в форме Путтор. Удовлетворительного объяснения пока нет. 439 О профессиональном обучении воинов речь идет и в романах эпохи Додекархии, об этом упоминается и в документах более раннего времени. 440 Т. е. молодые воины, проходящие военное обучение. В силу наследственности воинского состояния воины образовывали в период XXVI династии, своего рода касту. 445 От корня сндж, «бояться». Бранная кличка. Обращалось внимание и на близость арабского санут, «молокосос», «безбородый». 446 Священный бык Хапе (Апис) в эпоху XXVI династии – одно из самых почитаемых божеств, а в народной массе, как об этом можно судить из сведений античных авторов, самое почитаемое. Упоминание в романе о Камбизе Аписа несет ту смысловую нагрузку, что, по Геродоту, Камбиз в припадке безумия убивает Аписа. Возможно, в романе как-то была развита эта тема.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Они отвергают все вообще талмудические и раввинские толкования св. писания 332 . Раввинисты же утверждают, будто первый основатель еврейско-караимской секты был некто Рабби-Анан Ча-нясси. Он в 750 г. по Р. Хр. объявил решительную войну против талмуда и образовал отдельное общество караимов или кореев. Его синагоги и общины в Иерусалиме и Бруссе были рассадниками всех последующих синагог и общин караимских. 333 – Расходятся во мнениях и относительно времени появления караимов в Крыму. По одним, они явились в Крыму при персидском царе Камбизе († 523 г. до Р. Хр.), по другим – при Дарии Гистаспе, который будто бы за 513 л. до Р. Хр., после похода на Скифию или Крым, подарил Крым караимам за то, что они участвовали вместе с индийцами в этом походе. Караимы же назвали будто бы подаренный им полуостров Херым, что на индийском языке значит подарок, а впоследствии татары переиначили слово Херым в Крым. Переселенцы, смешавшись с мидийцами, скоро потеряли свой язык. 334 Как бы то ни было, но несомненно то, что караимы живут в Крыму с глубокой древности. Известный ученый караимский археолог А. Фиркович нашел на памятниках караимского кладбища при Чуфут-кале, известного под названием Иоасафатовой долины, надписи, относящиеся к VIII-XIII векам по Р. Хр., а по известиям других, там же найдены были надписи, относящиеся к I-X веку. 335 Иные полагают, что караимы в Крыму поселились раньше евреев талмудистов. В первые годы присоединения Крыма к России считалось в нем караимов не более 70 семейств. Ныне считают их около 10000 д. об. пола. 338 Они живут преимущественно в Евпатории и Феодосии. В Евпатории находится с 1837 г. духовное караимское управление, состоящее из гахама и старших и младших газанов. 339 Гахам совершает обрезание над детьми, венчает и разводит 340 , проповедует в синагогах, напутствует молитвою и утешениями умирающих, разбирает и решает спорные дела и проч. Караимская синагога делится на две, а иногда на три части колоннами: передняя часть – гехаль для раввинов и их помощников; тут же помещается и кафедра; вторая часть – шулхан для молящихся мужчин, третья – мошкаузекеним со стульями для дряхлых старцев и носящих траур.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Теперь же считаем нужным противопоставить воззрению проф. Болотова следующие соображения. Наряду с «цилиндром Кира», где этот царь возносит молитву о себе и сыне своем Камбизе (Schrader. Keil. Bibl. В. III-2. H. S 125, 127), мы имеем надписи и Набоннида, где он неоднократно молится о себе и рядом – о Валтасаре, своем первородном сыне и наследнике (ibid., S. 83–85, 89, 97). Не повторяем всего того, что уже сказано нами по поводу личности «царя» Валтасара. Обращаем внимание еще на два видения прор. Даниила, бывшие ему в 1-й и 3-й год Валтасара ( Дан. 7:1; 8:1 ). В первом видении, как увидим несколько позже, пророку открывается судьба четырех царств, начиная с вавилонского, а во втором – судьба двух царств, начиная уже с мидо-персидского. Не значит ли это, что вавилонское царство, которое в 1-й год Валтасара было еще могущественным, мировым царством, в 3-й год его уже явно доживало свои последние дни, что едва ли могло бы быть, если бы Валтасар царствовал, как говорит проф. Болотов, ок. 559–555 г., т. е. был современником по царствованию Нериглиссора. Что же касается предположения В. В. Болотова о Сузах, как месте царствования Валтасара, то оно, кажется, опирается на Дан. 8:2 ; между тем, это библейское место, как увидим впереди, имеет совершенно иной смысл. 1267 Характер и содержание этого видения Даниилова указывает всецело на вавилонское происхождение его. Львы, медведи, бараны, леопарды и т. п.– были обыкновенным воспроизведением ассиро-вавилонской скульптуры (Schrader. Keil. Bibl. В. III-1. H. S 145). Особенно изваяния крылатых львов и барельефные изображения их были так обычны в Вавилоне, что их можно было видеть везде, как показывают новейшие ассиро-вавилонские раскопки (Vigouroux. Die Bibel u. d. neueren Entdeckungen. B. IV. S. 485–486). Пророку Даниилу, видевшему много раз скульптурные изображения подобного рода животных, и само видение представилось под этими именно обычными образами. У других пророков (кроме Иезекииля, жившего тоже в Вавилоне) таких символико-поэтических описаний и картин вовсе нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

В этих основных положениях были уже явные причины будущего государственного упадка. Страстный человек не может быть достойным представителем бесстрастного Божества. Условное сочетание религии и правительства, не поддержанное высокой чистотой временных властителей, ведёт в одно время к лицемерию в обрядах, к совершенной необузданности в нравах царей и к унижению самой веры. Кроме того, самоё государство распадалось в своём двойственном направлении. Усваивая себе характер духовный, оно в то же время правило народами, не принимающими его духовных основ и, следовательно, находилось к ним в отношении внешней случайности, лишённой всякого нравственного достоинства, а эти народы составляли большую часть государства. Орудиями власти над покорёнными народами были сами Иранцы; но, будучи орудиями власти внешней и случайной, они теряли к ней уважение и забывали её мнимо-духовные основы. Наконец, самая высота иранского верования не могла сжиться с его второстепенным значением в государстве, и племена, сохранившие древнее предание в своём свободным быту патриархальном, не могли во внутренности своей души признать необходимость государства, как хранителя веры. Итак, прививка мысли религиозной к государству была началом постоянной, ежечасной лжи и, следовательно, скорого и неминуемого упадка. Учение Симо-Яфетидов, по своему всемирному характеру, может служить основой государства только тогда, когда оно ставит себя выше его и, глядя на него как на случайность, объявляет ясно своё всемирное требование. Тогда оно утверждает общество, признавая его только за случайный, но вполне покорный сосуд высшей истины; но такой взгляд был невозможен для эпохи персидской. При преемниках Кира государство, под личиной духовных законов, окаменевших в пустой и мёртвый обряд, представляло борьбу придворных прихотей с безначальным буйством целого племени (собственных Персов), перешедшего в аристократию или почти в то состояние, в котором была западная Европа после её завоевания Германцами; но при первых государях злые начала ещё не принесли своих злых плодов, и средний Иран, проникнутый живой мыслью веры, сокрушал все препоны и торжествовал во всех битвах. Среди обломков царства вавилонского Кир нашёл пленный народ, который в своём грустном рабстве не хотел преклонить главу перед законами победителей. Войны Персов были столько же религиозные, сколько политические; у них была вражда не только с чуждым государством, но и с чуждыми богами, с их храмами и жертвоприношениями 161 . Это заметно ещё во времена Ксеркса и очень явно при Камбизе и Дарии. 161 Шпигель думает, что первоначально было три сословия, но он признаёт существование четырёх, основателем которых был Yima (Джемшид). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Открытие подлинного указа Кира, в начале царствования Дария Гистаспа в Амафе (Ахметте) или Экбатане (6:2), столице Мидийской провинции, представляет собою один из тех второстепенных пунктов соприкосновения между историей священной и светской, которые все-таки имеют свое значение, так как такие совпадения показывают, что они совсем случайны. В описываемую Ездрою эпоху персидские цари обыкновенно жили в Сузах или в Вавилоне, иногда проживая летом, в Экбатане и Персеполе. В Сузах и в Вавилоне, – городах, где обыкновенно находился царский двор, были архивы. Кир же содержал свой двор всегда в Экбатане, и, следовательно, хранил там же и свои архивы; почему там и нашли его указы. Ездра, писавший при Артаксерксе, почти веком позже Кира, без сомнения не знал обычаев Кира, а между тем сообщает факт, который совершенно согласуется с этими обычаями. Книга Ездры очень мало говорит нам о преемнике Кира – Камбизе, и об узурпаторе, который царствовал под именем Смердиза. Все, что мы знаем об этих двух царях, – это, что враги иудеев побуждали их помешать восстановлению Исрусалима, и что Камбиз не принял никаких мер против иудеев, а Смердиз, напротив, отвечал на эти побуждения посланием, в котором он, действительно, запрещал иудеям производство работ, начатых при Кире и продолжавшихся при его сыне и преемнике. Эта перемена Смердизом политики двух предшествующих царей объясняется особым положением, в котором был этот монарх, – как его изображают светские историки, – и еще более становится понятной, благодаря большой надписи Дария в Бегистрине. Смердиз был маг, приверженец культа, бывшего в открытом антагонизме с культом Зороастровым, 2 и был расположен следовать относительно религии политике, противоположной политике двух предшествующих монархов. Факт, что Кир и Камбиз имели склонность к иудейскому учению и что они разрешили восстановление Иерусалимского храма и столицы, – был для Смердиза достаточной причиной, чтобы он запретил это восстановление. Отсюда – тот строгий эдикт, изданный им (4:17–22), в котором (черта, достойная внимания) не видно никакого следа той веры в Высочайшего Бога, которою проникнуты указы Кира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

4. Услышав это, хуфейцы (так иначе называются самаряне) сильно рассердились, стали уговаривать сирийские племена добиться от сатрапов таким же точно образом, как они то сделали при Кире, а затем и при его преемнике Камбизе, задержки в построении храма и стали сильно интриговать в этом направлении, чтобы затянуть или даже совершенно воспрепятствовать иудеям окончить сооружение храма. Как раз в это время прибыли в Иерусалим эпарх 711 Сирии и Финикии Сисин и Саравазан, с некоторыми другими [сановниками]. Они спросили начальников над иудеями, кто им позволил таким образом строить храм, что он скорее походит на крепость, чем на святилище, и почему они окружают город столь мощными портиками и стенами. На это Зоровавель и первосвященник Иисус отвечали, что [евреи] слуги Господа Всевышнего и что сей храм, который воздвиг Предвечному счастливейший и добродетельнейший царь их, стоял тут многие годы. «Затем же,– продолжали они,– когда предки наши оскорбили Предвечного, а вавилонский и халдейский царь Навуходоносор взял город силой, разрушил его и, разграбив храм, поджег его, а народ увел в плен в Вавилон, преемник его на вавилонском и персидском престоле, Кир, сделал письменное распоряжение об отстройке храма, причем вручил Зоровавелю и казнохранителю Митридату все похищенные некогда из святилища Навуходоносором жертвенные приношения и сосуды и поручил названным лицам отвезти всю эту утварь назад в Иерусалим и вновь поместить ее в храм, который должен быть сооружен там. Привести все это в исполнение царь повелел как можно скорее, почему и распорядился послать в Иерусалим Авассара с поручением заняться сооружением святилища. Авассар, получив от Кира письменное полномочие, тотчас же приехал и заложил фундамент здания. С того времени, однако, до сих пор это здание, благодаря проискам враждебных [иудеям] лиц, остается неоконченным. Итак, если вам благоугодно будет и вы считаете это нужным, отпишите обо всем этом Дарию, чтобы он мог, справившись в царском архиве, убедиться, что мы рассказали сущую правду».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кир остался верен своей политике и после покорение Вавилона. Он старался привлечь к себе население завоеванной страны снисходительным и внимательным отношением к народным обычаям и уважением к религии побежденных. В Вавилоне еще более, чем в Мидии, Кир заботился о том, чтобы не дать населению повода сосредоточивать свои мысли на факте низвержение царствовавшей династии и воцарение чуждого царственному роду лица: он не отменил вавилонского летосчисления, оставил существующие порядки управления, выполнял вавилонские религиозные церемонии; в отношении траура по умершем в 538 году Набонеде был тщательно выполнен исстари заведенный порядок: словом, дело обстояло так, как будто после Набонеда вступил на престол его законный наследник. Подобными стремлениями Кира, между прочим, объясняют и его беспримерное благоволение по отношению к евреям, которые, по указу, изданному им в первый же год царствования в Вавилоне, были освобождены из плена, причем им оказаны и другие милости. Последующая жизнь Кира, мало известная из надежных исторических данных, вероятно, была полна военных предприятий; между прочим, его занимали приготовления к походу против Египта, но осуществление этого плана досталось на долю его сына и преемника Камбиза. Кир умер в 529 г. – на поле брани, согласно свидетельствуют историки; но в борьбе с каким народом и при каких обстоятельствах, об этом они разногласят. (Prâšek,Ss. 195–241 passim; Ed. Meger in Ersch u. Grubers Allgemeine Encyklopädie der Wissenschaften u. Künste. Zweite Section, 41-er Theil. Leipzig, 1887. Ss. 57–60; Hunt. I, 1–6: Nikel, Ss. 27–28). 2. По смерти Кира Персидская монархия при сыне его Камбизе, завоевавшем Египет (525), достигла высшей степени могущества; но со смертью Камбиза (522), начались внутренние волнение во вновь основанной громадной империи. Пред египетским походом Камбиз тайно умертвил своего брата Бардию, известного более под именем Смердиса; но в отсутствие царя, маг Гаумата, выдав себя за умерщвленного Бардию, овладел троном; составился зоговор против Гауматы (Лжесмердиса), и из семи заговорщиков трон достался Дарию (521), происходившему из младшей линии Ахеменидов и известному под именем Гистаспа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001   002     003    004    005    006