Антоний говорит ему: итак, ты хочешь бросить его? но Сотворивший его не бросит его. Ты бросишь его, а Бог воздвигнет лучшего, нежели ты, и поднимет его!.. Потом, обращаясь к увечному, говорит: а ты, увечный, перестанешь ли возставать на Бога и раздражать брата! разве не знаешь, что тебе служит Христос? как дерзаешь говорить против Христа! не Христа ли ради он отдал себя в услужение тебе?.. Наконец сказал обоим: перестаньте враждовать, дети! идите с миром; бросьте все огорчения, которые демон посеял между вами, и с чистою любовию возвратитесь в келью, в которой жили вы столько времени. Бог уже посылает за вами. Это искушение наведено на вас сатаною; он знает, что вы оба уже при конце поприща и скоро удостоитесь венцов от Христа, он за тебя, а ты за него. Итак, ни о чем другом не думайте: если Ангел, пришедши за вами, не найдет вас в прежнем согласии, вы лишитесь венцов... И возвратились примиренные в свой дом, где, прожив после сего в мире и взаимном согласии сорок дней, оба скончались: сперва Евлогий, а через три дня после него и увечный (Пролог сент. 12). 10. О кротком обхождении с животными В слове Божием читаем: «Не заграждай рта волу, когда он молотит» ( Втор. 25:4 ). «Есть у тебя скот? наблюдай за ним, и если он полезен тебе, то пусть останется у тебя» ( Сир. 7:24 ). И святая церковь тоже молится об умножении скотов и сохранении их здоровья: «благослови стадо скотов и умножи их, и избави от губительного недуга» (молитва при выгоне на пастбище). Не ту же ли необходимость заботиться о домашней рабочей скотине внушает нам и здравый наш разум, не подсказывает ли он нам, что всякий скот, и животное, и птица – творение Божие, а потому ни ты, ни я, ни другой не имеет права обижать, мучить и морить их. Притом скоты и животные могут жить и без нас (наприм. дикие); Бог их питает и хранит. Но земледелец не может жить без помощи скота. Лошади и волы обработывают землю и перевозят тяжести, овцы дают теплую одежду, коровы пищу и обувь. Как же поднимутся у тебя, жестокий хозяин, руки на Божие создание, тебе же нужное и полезное? Не значит ли то, что, когда ты мучишь, моришь голодом и бьешь животных, ты разрушаешь свое собственное благосостояние? Если прислушаться к голосу нашего сердца, и оно подскажет нам жалость, сострадание и участие к безответным, неразумным и вместе с тем почти даровым нашим работникам – лошадям.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

104 «Якоже рече праведный Енох: не пощадите злата и сребра Бога ради; но искупуй его, да от Бога сторицею примите». 105 Слово Божие заповедует шесть дней недели делати, а седьмой посвящать Господу Богу ( Исх. 20, 8, 9 ), и 29-е правило лаодикийского собора повелевает: «не подобает Христианом иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день». 106 Вот как, напр., в 68 гл. Стоглава читается Захарии гл. 5, ст. 1–5: «Виде Захария серп огнян, сходящ с небеси на землю, и вопроси: что есть, Господи, серп сей? И рече: гнев Божий есть, посылается на тех, иже ходят на кривъ ротъ и проч. 107 Наприм., в 71 гл. Стоглав говорит: «правило 67-е шестого вселенского Собора возбраняет всем православным Христианом удавленины и крови ясти, сиречь колбасы». 108 Так в одном из ответов на первые царские вопросы Стоглав постановил вынимать из просфоры «Предтечеву часть такову же, яко Пречистыя» (гл. 9), а после вторых царских вопросов определил вынимать Предтечеву часть «мало поменши» Богородичной (отв. на 11 вопр. из втор.). Явный знак, что постановления Стоглава не были нарочито пересмотрены собором и соглашены между собою. 109 Указываем для примера: а) на Устав Спб. Синодальной библиотеки 8, писаный в 1590 г. (см. стр. 13 внизу), в частности на стр. 29, 34, 50, 1038, 1039; б) на устав той же библ. начала XVII в., 12, л. 32, 83 и др.; в) на устав той же библ. начала XVII в., 13, л. 26, 28 об. 36, об. 43, 50, 63 и др.; г) Следован. Псалтырь той же библ. начала XVII в., 18, ч. II, л. 2, 21, 27, 32, 36, 39, 58, 78 и др. 110 Так заповедует Псалтырь Спб. Синодальной библ. конца XVI в. 4, л. 492 обор.) в заключении песней: Благословен еси, Господи, научи мя... 113 Чин отречения еретиков Армян и обличительное на них слово напечатаны у Котелерия в 12 примечании к XIII гл. пятой книги Апостольских постановлений (Patr. Apostol. Т. I, р. 317, 318, Amstel. 1724); более древний чин – у Гоара (Eucholog. Graec., р. 894. Venet. 1730). 115 Зубрицк. Повест. Червон. Руси, стр. 156, М. 1845. Вместе с Армянами от моря хвалинского тогда же селились в Галицкой Руси и Евреи иди Жиды (там же, стр. 153),а – чин именно и озаглавляется: «Чин, аще кто в ереси быв, крещен сый, и к Богу обратятся, любо хвалисин, любо жидовин...».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Иногда в честь ее ставились также колонны, κονες μακροι, который, по объяснению Иеронима (Comment ad. Hos. c. 4), имели значение фалосса т. е. были изображением полового члена. Для таких изображений и священных дерев Ашеры обыкновенно избирались высокие места ( бамот). О таком истукане для Ашеры упоминается, между прочим, в 3Цар. 15:13 , где говорится, что Аса даже мать свою Мааху лишил звания царицы за то, что она сделала истукан для Ашеры ( ) Пророки и благочестивые цари евреев восставали против этого срамного культа и прежде всего, старались истреблять колонны, деревья и рощи, посвященные Ашере ( Втор. 12:3 ; Суд. 6:25 ; 4Цар. 23:6 ; 2Пар. 15:16 и пр.). У библейских писателей эти колонны и рощи, составлявшие на самом деле символ богини или принадлежность ее культа, нередко называются именем богини – Ашеры, что дало повод некоторым исследователям в Ашере видеть название священных колонн и священных дубрав, а не особого какого-либо божества. Но приведенное нами место из 3-й книги Царств с достаточной ясностью показывает несправедливость такого понимания. Из животных Ашере были посвящены преимущественно отличающиеся плодородием и способностью скорого размножения, наприм. серны, козы, из птиц – голуби. В храмах этой богини, перед помещением ее деревянного изображения, находились голубиные гнезда и бассейн с водой (Luc. de deo Syria с. 13. 38). За посвященными Ашере деревьями признавали некоторую таинственную силу, откуда в древности явились священные дубы прорицания προσγορο: δρυες, каковой дуб был напр. при капищах Дидоны и Аполлона (Mov. 1. 581). Той же Ашере посвящались некоторые породы рыб, которые поэтому не употреблялись в пищу (Luc. I. с. с. 14). Около богатого древнего храма Деркето в Аскалоне было священное озеро с рыбой. А в Иераполе идол Атаргатисы, с голубкой на голове, помещался близ озера, около которого был и самый храм. Эго изображение богини иногда носилось и к морю при большом стечении народа из разных мест Сирии, Аравии и Месопотамии (Luc.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

1. Нет ничего добрее, ничего любвеобильнее духовного учителя: в благожелании он превосходит всякого естественного отца. Посмотри, наприм., как этот блаженный умоляет филиппийцев о полезном для них. Что именно говорит он, убеждая их к единомыслию, причине всех благ? Вот как внушительно, как убедительно, с каким сильным чувством говорит он: «Итак, если есть какое утешение во Христе», т. е. – если вы имеете какое-либо утешение во Христе. Как бы так сказал: если ты сколько-нибудь внимателен ко мне, если ты заботишься обо мне, если ты когда-либо получил от меня какое-нибудь благодеяние, то сделай это. Такой образ речи мы употребляем тогда, когда просим о таком предмете, который предпочитаем всему. Если чего не предпочитаем всему, того не захотим получить взамен всего, и не скажем, что через то все сделано. Мы (в подобном случае) приводим на память плотские права. Наприм., отец сказал бы сыну: если ты имеешь какое-либо уважение к отцу, если сколько-нибудь помнишь воспитание, если сколько-нибудь любишь меня, если сколько-нибудь дорожишь честью, полученною от меня, если сколько-нибудь расположен ко мне, – то не будь врагом брату, т. е., в воздаяние за все прошу только этого. А Павел говорит иначе: он не упоминает ни о чем плотском, но все о духовном. Смысл его слов такой: если хотите доставить мне какую-либо отраду в искушениях и ободрение во Христе, какое-либо утешение любви, показать какое-либо общение в духе, если имеете какое-либо милосердие и сострадательность в сердце, – то «дополните мою радость, если есть какое милосердие и сострадательность». Щедротами Павел называет единомыслие своих учеников, показывая этим крайнюю опасность в том случае, когда они не будут единомысленны. Если мне, говорит, можно получить от вас утешение, если можно получить какую-нибудь отраду от вашей любви, если можно иметь общение с вами в духе, и общение с вами в Господе, если можно надеяться от вас на милосердие и сострадание, – то воздайте за все это любовью. Все это я получил, если вы любите друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Из дальнейшей истории основанной Христом Церкви видно, что св. Апостолы не только связывали грехи людей, как, напр., грех коринфского кровосмесника, которого ап. Павел «предал сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен“ ( 1Кор. 5: 1–5 ); или, наприм., предал сатане Именея и Александра, «чтобы они научились не богохульствовать“ ( 1Тим. 1: 20 ), но и прощали грехи, как, наприм., того же кровосмесника ( 2Кор. 2: 10 ) или тех верующих, которые к нему «приходили, исповедуя и открывая дела свои“ ( Деян. 19: 18 ). Из всего изложенного ясно видно, что, с одной стороны, само основание и существование Церкви Христовой тесно связано с таинством Покаяния, так что где нет этого великого таинства, там нет и святой, спасающей Церкви, а может быть только общество грешников, не имеющих возможности никогда смыть грехи свои; с другой стороны, – таинство Покаяния возможно только в истинной Церкви Христа, где есть пастыри ее, преемники власти Апостолов, чрез рукоположение их получившие благодать Св. Духа и великую власть прощать людям их грехи, власть, какой не имеют и Ангелы Божии. Без таинства Покаяния нет и спасения, ибо, как говорит ап. Иаков, «все мы много согрешаем» (3: 2) и потому нуждаемся в очищении от грехов, так как в Царство Божие «не войдет ничто нечистое» ( Откр. 21: 27 ). I 1) Сектант («духовные христиане“, молокане, адвентисты и духоборы): Каяться нужно духовно, то есть в душе, пред Богом, а не пред грешным человеком. Давид пред Богом каялся и получил прощение грехов: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих загладь беззакония мои“ ( Псал. 50: 3 ). «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: исповедую Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего“ ( Псал. 31: 5 ). «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь» ( 2Цар. 12: 13 ). Объяснения православного: Прежде всего нужно заметить, что само слово «исповедывать“ не значит «думать“, или молиться про себя, а значит – «говорить“, «объявлять“, «поведать“, «рассказать“; почему и слова Писания: «исповедывать грехи“ ( 1Иоан. 1: 9 ) не значат – каяться в них мысленно, в душе своей, в уме только, а значат – открывать, объявлять их пред кем-либо, чтобы он знал, ведал про них.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

истории снова выступает хеттеянин, И нельзя сказать чтобы при взаимных отношениях этого хеттеянина и народа Божия нравственное превосходство было на стороне последнего. Хеттеянин этот Урия. Он представляется ревностным исполнителем религии Израиля, не допускающим мысли, чтобы можно было спать в доме и наслаждаться радостями и удовольствиями семейной жизни, когда ковчег Божий находится в поле ( 2Цap. XI ). В библии есть ещё важное указание относительно хеттеев. Оказывается, что в состав некоторых хеттейских имён входило слово Иегова – наименование Бога израилева. Так, в Библии рассказывается, что, когда Давид разбил сувского царя Адраазара и Сирийцев, Фой, царь Имафа, т. е. хеттейский послал „Иорама, сына своего, к царю Давиду, приветствовать его и благодарить его за то, что он воевал с Адраазаром и поразил его; ибо Адраазар вёл войны с Фоем. В руках же Иорама (в еврейском и LXX наименования нет) были сосуды серебряные, золотые и медные. Их также посвятил царь Давид Господу, вместе с серебром и золотом, которое посвятил из отнятого у всех покорённых им народов“. ( 2Цар.8:10–11 ). В кн. Паралипоменон ( 1Пар.8:10 ) имя посла Фоева несколько изменено (в русском тексте стоит также Иорама). Может быть транскрипция кн. Паралипоменон есть результат описки. Во всяком случае писатель книги царств очевидно, допускал возможным в состав хеттейского имени вводить слово Иегова. Некоторых учёных это короткое сообщение библии заводит очень далеко, они говорят на основании его даже о несемитическом происхождении имени Иегова, но во 1) Иегова весьма удобно производится от семитического – быть, во 2) в состав еврейских имён имя Иеговы входило с древнейшего времени (наприм., Иохаведа, мать Моисея Исх.6:20 ). Сопоставляя имя хеттейского Иорама с его миссией естественнее всего предположить, что не находившие предосудительным уважать евреев хеттеи не находили предосудительным почитать и их бога. Но относительно того, какого рода было это почитание, как они смотрели на Иегову, нельзя дать ответа, который опирался бы на серьёзные, данные. Некоторые (наприм. Ленорман) готовы видеть в основе религии хет-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Киприана, «непорочной и стыдливой невесты Христовой» 14 , укрепляемые свыше обетованием: побеждающему дам вкушать от древа жизни ( Апок.2:7 ). Так, наприм., бл. Иероним с потрясающим красноречием описывает свои аскетические подвиги в сирийской пустыне, где он был Scorpionum tantum socius et ferarum и где дни и ночи напролет проводил в слезных молитвах, борясь с своею природою, пока не вышел победителем из трудной борьбы 15 . А подвиги Антония Великого , с неподражаемым драматизмом описанные Флобером? А полная лишений жизнь Павла Фивейского, Илариона и Пахомия и других многочисленных подвижников? Что иное представляют их «Жития», как не обличение измены Толстого «практическому следованию» предписаниям Церкви? 16 . В других случаях тот же человек с неистощимой энергией преследует свои цели. Но вот дело коснулось религии, – и по истечении какого-нибудь года времени истощаются силы. Именно оскудеша крепцыи вавилонстии, еже ратовати ( Иер.51:30 ). Что касается заявления графа о том, что он «перечитал все» об учении церкви, то заметим прежде всего одно, что граф Толстой не читал, как следует, самого главного, а, именно, Евангелия, иначе он не утверждал бы, наприм., того, будто «общественная молитва прямо запрещена Христом» 17 . Будь действительно запрещена Христом такая молитва , то Он не преподал бы апостолам следующего наставления: истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их ( Мф.18:19–20 ). Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Ин.16:23 ). Речь идет, очевидно, об общественной молитве, ибо обращена к апостолам, собранным на тайной вечери. Молитесь, – говорит Спаситель в Гефсимании апостолам – чтобы не впасть в искушение ( Лк.22:40 ). Не сказал Господь: разойдитесь по всем углам и закоулкам гефсиманского сада, и там каждый из вас, т. е. апостолов, пусть молится, как ему заблагорассудится.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Это подробно раскрывает ап. Павел в своих посланиях против иудействующих христиан, особенно в посланиях к галатам (наприм. Гал.3:10 ) и римлянам (наприм. Рим.3:9–19 ). Характеризуя так закон, апостол сим самым указывает, что он не приводит и не может привести к оправданию перед Богом, и что, следовательно, он лишний в христианстве, которое имеет свой закон и свое иго, но иго благое и легкое ( Мф.11:29 и прим.). – Нет, заключает свою речь апостол, не законом и не делами закона Моисеева достигается спасение в царстве Христовом, мы веруем, что только благодатию Господа Иисуса Христа спасемся: не от человека, не от дел его по закону Моисееву спасение его зависит, но единственно от благодати Господа, действующей в законе Христовом, в законе веры. Это подробно раскрывает тот же св. ап. Павел особенно – Рим.5:15 ; 1Кор.1:3 ; 2Кор.1:2 ; 2Кор.13:13 ; Еф.1:2 и мн. др. – Как и они: т.е. христиане из язычников; не только они, не знающие закона Моисеева, но даже и мы, знающие его, спасаемся не им, не от дел его, но благодатью Христовой, от веры. Таким образом, перед Христом все равны, и иудеи-законники, и язычники-беззаконники, те и другие одинаково спасаются благодатью, закон Моисеев не нужен в христианстве и для иудеев, знающих закон, тем более не нужен для язычников, не знающих его. Очевидно, что вся эта речь направлена решительно против учения иудействующих, совершенно в том духе, в каком во всех своих посланиях развивал ап. Павел учение об оправдании верой в Христа, не зависимо от дел закона Моисеева. 12. Тогда умолкло все собрание, и слушало Варнаву и Павла рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников. 13. После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. Тогда умолкло все собрание: впечатление речи Петра на все собрание было решительное в смысле успокоения и умиротворения спорящих, так что прения (ст. 7) прекратились совсем и более не возобновлялись. Иудействующие были поражены и молчали. Это не значит, впрочем, что лжеучение их совсем было сразу искоренено; нет, оно продолжало жить и страшно волновать апостольскую Церковь , но теперь пораженное словом истины, изреченной Петром, оно было здесь побеждено и – поборники его в собрании иерусалимской Церкви умолкли, умолкло и все собрание, – доброе начало для счастливого исхода дела! Собрание спокойно и молча, без перерывов, без споров, слушало Варнаву и Павла (Варнава поставлен прежде Павла, как и в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

12) Сектант: Ваши священники носят длинную одежду, а Христос предостерегал учеников Своих: «берегитесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах“ (Map. 12: 38). Объяснение православного: Если бы здесь обличались священники за ношение длинных одежд, то так было бы и сказано: «берегитесь священников», а то речь идет о книжниках и еретиках-фарисеях, носивших из тщеславия длинные одежды. Всякому известно, что наши пастыри носят неудобные для них длинные одежды не по тщеславию, а потому, что такая для них установлена форма в России. За границей русские священники носят и короткую одежду. Ведь длинную одежду носят многие великороссы, казаки, а зимою почти все русские люди, в том числе и сектанты; неужели поэтому их всех нужно беречься? Дело не в одежде человека, а в душе его. Заметим, наконец, что длинную одежду носили пророки, каковой, наприм., была милоть Илии, а потом Елисея ( 4Цар. 2: 8–13 ). Да и сам Христос носил длинную одежду, так называемый, хитон, из-за обладания которым воины подняли спор ( Иоан. 19: 23–24 ). 13) Сектант: Ваши священники носят длинные волосы, а некоторые молятся с покрытыми головами, в то время как ап. Павел учит: " Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает главу свою. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него“ ( 1Кор. 11: 4,7, 14 ). Объяснение православного: Из внимательного чтения всей одиннадцатой главы первого послания к Коринфянам видно, что запрещение молиться с покрытою головою и носить длинные волосы относится не к пастырям Церкви, а к мирянам. В Коринфской церкви вошло в обычай, что женщины, как у язычников при их молениях, начали являться в церковные собрания с открытыми головами, а мужчины с покрытыми, как у язычников и иудеев. Св. Апостол, желая уничтожить языческо-иудейский обычай, «предлагает“ мужчинам молиться с открытыми, а женщинам с покрытыми головами. О священниках же здесь не говорится ни слова, ибо по закону, установленному самим Богом, ветхозаветные первосвященники и священники молились в кидарах (то же, что митры) и в головных повязках ( Исх. 28: 4, 40 ) «для славы и благолепия“ ( Лев. 8: 9, 13 ). Пророк Захария возложил золотой венец на голову великого иерея, Иисуса сына Иеседекова ( Зах. 6: 11 ); и даже на небе св. Иоанн видел старцев, славящих Господа, «которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы“ ( Откр. 4: 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

147. Не открыты ли нам хоть некоторые признаки близости пришествия Христова? Некоторые признаки мы знаем из Слова Божия, именно: уменьшение между людьми веры и любви; умножение всяческих пороков человеческих и стихийных бедствий; просвещение всех народов светом Евангелия; появление антихриста. 148. Кто такой антихрист? Воплощение зла, сперва тайнаго, а затем насильственнаго. Писание указывает на два вида этого зла; 1) дух антихристов , который начинается с отрицания Воплощения Сына Божия и тайно сеет в человечестве зло посредством разновидного обмана; этот дух уже появился, когда проповедывали апостолы и с веками возрастая, всецело охватит жизнь мира; это будет признаком времен последних, предшествующих концу и Последнему Суду; 2) наконец появится сам антихрист , исполнитель воли сатаны, личность, собравшая в себе все, противобожеское; сперва лживыми посулами, даже совершением чудес, а потом насилием, антихрист придет к единовластию, которое обратить к истреблению христианства. Но »Господь Иисус Христос убьет его духом уст Своих«. ( I Uoah. IV, 3; II, 18 ; 2Фec. II, 8–10 ). § 44. Разбор восьмого члена символа 149. Что провозглашаете 8-й член Православного Символа Веры ? Провозглашает: «(Я верую) и в Духа Святаго, животворящого Господа, Который исходить от Отца, Ему покланяются и Его прославляют совместно и наравне со Отцем и Сыном, Он говорил через пророков ». Православное учение о Святом Духе, внушенное Священным Писанием, утверждает и показывает, что Святой Дух есть третие живое Лицо Триединого Бога, отличное от Отца и Сына, но не есть безликая сила Божия, ни тем паче, сила, Богом сотворенная . Особенно противоречащим Слову Божию является мудрование, будто Святой Дух есть только благодатное одушевление верующого человека. 150. На чем основана вера православных во Святого Духа и кем дано Церкви верное о Святом Духе учение? Наша вера во Святого Духа основана на указаниях Священного Писания, наприм .: " ...но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» ( Mk. XIII, 11 ); «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Uoah. III, 6 ); «...и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь...» ( Лyk. III, 22 ), «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Puм. VIII, 16 ). Эти изречения указывают на ипостасное значение Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010