Победы Петра Великого под Лесной, при Полтаве и Гангуте имели судьбоносное для нашей страны значение. Именно благодаря им Российская империя получила свой официальный статус и стала играть одну из ведущих ролей в мировой политике. Второе нашествие Запада было организовано Наполеоном. Это была одна из самых опасных страниц русской истории, когда на карту было поставлено само существование России. – Какие цели преследовал Наполеон?Нашествие Наполеона не было просто попыткой завоевания чужой территории и чужого народа. Это была попытка уничтожения Православной цивилизации, которая была непримиримым врагом претендующей на мировое господство масонской империи Бонапарта. Наполеон стремился короноваться в Москве как «император Вселенной» и «русский царь» и начать оттуда раздавать русские территории. Им планировалось создание «независимой» «Казакии», Литвы, Малороссии и так далее. Причем в России Бонапарта ждали его тайные союзники, главу которого – М. Сперанского – императору Александру I удалось обезвредить в самый канун войны. Именно ликвидацией «пятой колонны» во многом объясняется полное оставление Москвы населением, организованное губернатором первопрестольной столицы Ф.В. Ростопчиным. Вообще Отечественная война 1812 года является настоящим чудом, ведь огромные полчища со всей Европы, ведомые «лучшим» в мире полководцем, не проигравшим с формальной точки зрения ни одного сражения, в буквальном смысле слова растаяли в русских просторах. Из 600-тысячного наполеоновского войска обратно границу пересекло менее 33 тысяч человек! Государя Александра I не даром прозвали Благословенным. Он очень хорошо понимал природу этого чуда. В своем манифесте по поводу победы царь заявлял: «Господь шел впереди нас! Он одержал победу!» Александр хорошо понимал и антихристианскую богоборческую природу режима Бонапарта. Именно поэтому Государь настоял на продолжении войны с ним и освобождении Европы. Третьей глобальной войной Запада против России следует считать Первую мировую – или, как ее называли, Вторую Отечественную – войну в период с 1914 по 2/15 марта 1917 года, то есть до свержения монархии в России. Несмотря на то, что внешне эта война не носила такого явного завоевательного характера, как война с Наполеоном или война с нацистской Германией, суть ее была точно такой же.

http://pravoslavie.ru/91955.html

Этим объясняется то обстоятельство, что некоторые биографы называют Людовика Печчи полковником наполеоновской гвардии, хотя он никогда не покидал своего Карпинето. Сентября 27-го 1791-го года Людовик Печчи вступил в брак с Анной Проспери Буцци из дворянской семьи соседнего с Карпинето небольшого городка Кори. Фамилия Проспери Буцци в числе своих древних представителей считает, между прочим, знаменитого трибуна четырнадцатого века Кола ди Риэнзи, так что от матери своей папа Лев XIII унаследовал несколько капель революционно-демократической крови. Материальные средства семьи Печчи были далеко неблестящими. Революционные смуты и неприятельские нашествия конца XVIII и начала XIX столетия сильно поколебали благосостояние многих дворянских фамилий Италии, чего не избежали и Печчи, никогда, впрочем, и ранее не обладавшие большим богатством. Главный источник их доходов составляла, конечно, земля с ее каштановыми и оливковыми рощами; а затем порядочным подспорьем служила находившаяся в их владении церковная бенефиция в Маэнце. В общем, доходы были, однако, так ограниченны, что приходилось изобретать какие-либо новые средства для их увеличения. Одним из таких средств было разведение шелковичных червей, которым Анна Печчи занялась так успешно, что доходами с него, в значительной степени, покрывала недостатки своего бюджета. Семья Людовика и Анны состояла из пяти сыновей и двух дочерей, из которых в настоящее время остается в живых только один Иоаким, т. е. папа Лев XIII, бывший в списке своих братьев и сестер предпоследним. Появился на свет нынешний папа 2-го марта 1810 года, —72— в 6½ часов вечера, как писал об этом Людовик Печчи в Рим своему брату Антонио 51 . Подробная метрическая запись приходской церкви в Карпинето 52 сообщает нам, что крещение новорожденного младенца совершено было утром 4-го марта, причем восприемником записан преосвященнейший Иоаким Този, епископ города Ананьи, в епархии которого находилось Карпинето. Этот епископ был в дружественных отношениях с семьей Печчи, а потому, с готовностью изъявив свое согласие быть восприемником новорожденного, прислал в Карпинето своим представителем о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главный престол храма Христа Спасителя освятили в честь Рождества Христова, так как именно к концу декабря 1812 года на территории России не осталось ни одного наполеоновского солдата. И по указу императора с 1813 года после Рождественской литургии во всех русских церквях служили благодарственный молебен в память о спасении России от нашествия иноплеменных. Строительство храма-памятника Россия восприняла с воодушевлением. Лучшие российские архитекторы, скульпторы, художники стремилась воплотить в камне одну из главных национальных идей, получивших особое значение для того времени, в которой патриотизм соединялся с осознанием особой роли Православия в судьбе страны. Идея потребовала и особых архитектурных форм. Это стало причиной победы проекта архитектора Константина Тона на конкурсе. Николаю I была близка традиционность и величественность облика будущего храма. И место для него выбрали символическое, по словам художника Александра Иванова, «где случилось решение Бога быть России». В 1612 году здесь находился штаб князя Пожарского: отсюда он с воинами переправился в Замоскворечье и там бился с гетманом Ходкевичем, стремясь не допустить его армию на помощь к осажденным в Кремле польским интервентам. А знаменитый келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицын совершил тут молебствие «о побеждении на враги». Храм Христа Спасителя по проекту Константина Тона был построен в русско-византийском стиле, то есть в древнерусских традициях церковного зодчества, уходившего корнями в архитектуру Византии, у которой Русь приняла Православие и унаследовала историческую роль. В плане крестово-купольного пятиглавого храма, увенчанного короной в знак царственности Христа, лежит равноконечный крест — символ подвига Иисуса Христа и крестного пути всех тех, кто, следуя Ему, положил жизнь за Веру и Отечество. Храм имел 12 дверей, по три на каждом фасаде: по числу врат Небесного Иерусалима и по числу апостолов Христа. Каждое из четырех крыльев храма последовательно раскрывают идею устроения русской цивилизации: восточное посвящено земной жизни Господа и основанию Церкви, южное — придел святителя Николая, посвященный Вселенской Церкви до крещения Руси, северное — придел святого Александра Невского, посвященный русскому государству, и западное, в котором прославлена Русская Православная Церковь со времен Крещения Руси. Здесь изображены русские святые, созидавшие в России Православие, ее хранители от войн и молитвенники о России на небесах.

http://patriarchia.ru/db/text/1978038.ht...

— Что нос-то повесила? — говорит она.— Приходи ко мне вечером хорошенького чаю на-питься: он голос очищает. У крыльца сторожки ждут просители. Настоятельница обители объявляет одному, что Бог ей помог пристроить в богадельню его отца, другому, — что писала об его деле в Москву и ждет ответа. И, выслушав новые просьбы, спрашивает у мужичка, стоявшего позади других: — А ты что, Михаил? — Уж очень я доволен твоей милостью, — отвечал он, — ходил я в Москву и принес тебе гостинца: не побрезгай. И он подает ей бумажный клетчатый платок. — Какой славный! — говорит мать Мелания и, повязав его поверх своей шапочки, продолжает, обращаясь к монахиням, проходящим мимо: — Посмотрите-ка, какой я подарок получила! Просияло лицо Михайлы. — Вот еще я тебе принес, — начинает он опять, вынимая из-за пазухи связку бубликов, — кушай на здоровье. — И за бублики тебе спасибо: я до них охотница, да не забудь поклониться от меня своей жене, а теперь милости прошу вас всех к нам на кухню пообедать. С этими словами она входит в свои комнатки, и ее провожают благословения и молитвы об ее здравии.  XVII Через двадцать семь лет после Наполеоновского нашествия русские войска собирались на Бородинское поле для открытия памятника, воздвигнутого в честь воинов, которым оно служит кладбищем. За неделю до 26-го августа приехал сюда же император Николай с несколькими членами царского семейства и свитой. Военная музыка, пальба и вид войска, выстроенного на поле, потрясли чуткий организм матушки Мелании. Живо напоминали они ей знаменитый Бородинский день, которого она не видала, но который, в продолжение стольких лет, мерещился ей так часто во сне. В ней обнаружилось лихорадочное состояние, однако, она старалась превозмочь недуг и принимала государя и членов Императорского дома, которые осматривали монастырь и посетили ее. Они ей оказывали постоянное уважение и дружеское расположение . Государь пригласил ее присутствовать при соборной панихиде и благодарственном молебне в день открытие памятника. Она отказывалась, боясь, что испытание превысит ее силы, но император настаивал: ему хотелось видеть на предстоящем торжестве оставшихся деятелей Отечественной войны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В этот период традиционные черты русского и византийского средневековья в значительной степени трансформировались. Под влиянием католического Запада в русском богословии возникла так называемая «малороссийская традиция», главным представителем которой можно считать митрополита Киевского Петра Могилу (XVII в.). В изданном в 1646 году требнике «Евхологион» отдельные литургические молитвословия (чины и последования) взяты из римского «Ритуала» папы Павла (1605–1621 гг.). Литургическое влияние католического Запада на русское богослужение в. этот период особенно заметно. Впрочем, «латинские литургические молитвы и идеи усваивались уже и раньше, и усваивались постепенно» («Пути русского богословия», 1937, с. 48). Западное влияние на некоторых русских иерархов было очевидно и в области догматической. Под влиянием «Римского Катихизиса» было составлено, например, «Православное Исповедание» (1640–1642 гг.) митрополита Киевского Петра Могилы. Другой выдающийся русский богослов XVII–XVIII вв. архиепископ Новгородский Феофан Прокопович (1681–1736) находился в прямой зависимости от протестантской мысли. В своих богословских лекциях он развивает идеи, заданные немецкой протестантской схоластикой, следуя в фарватере мыслей, главным образом, базельского реформатского богослова Аманда Поланского, автора «Sintagma theologiae christianae» (Ганновер, 1609). Архиепископ Феофан Прокопович являлся ближайшим сподвижником императора Петра I, при котором заметно усилилось влияние протестантизма в России и с особенной силой проявились трагические последствия внутреннего раскола со старообрядцами. Сильное влияние европейской схоластики на русское богословие продолжалось до начала XIX века. Несмотря на это влияние, русское Православие в народной массе сохранило свою национальную самобытность и удержало не только традиционные византийские обрядовые формы, но и различные формы восточной аскетики и мистики. Хотя в догматическом и нравственном богословии были использованы некоторые системы латинских и протестантских авторов, они соответственным образом трансформировались на русской почве, при этом, проходя через фильтр народного благочестия, было отринуто все чуждое и неприемлемое в сфере церковной жизни. В начале прошлого века было начато преобразование духовных школ в России, преподавание на латинском языке уступило место преподаванию на русском. Усиление русского национального самосознания, безусловно, было вызвано ростом патриотизма во время Отечественной войны 1812 года. В годы, когда Россия возглавила борьбу народов Европы против наполеоновского нашествия, русская тема стала неотъемлемой частью европейской, в особенности немецкой литературы. Достаточно упомянуть имена поэтов Фридриха Штегеманна, Эрнста Арндта, Фридриха Рюккерта и Теодора Кернера. Пожар Москвы, охваченной пламенем, но не сдавшейся французам, стал символом духовной стойкости русского народа: «Brandstatten kann der Himmel wieder feuchten Doch Moskaus Brand, Flammbeispiel aller Freien,

http://pravoslavie.ru/29192.html

Константин Валерьевич Малофеев, председатель попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого, начал с того, что Россия всегда являлась защитницей семейных и христианских ценностей. Если бы не революция и трагичная история XX века, то к 2000 году в Российской империи проживало бы 600 миллионов человек. Именно такой прогноз сделал знаменитый учёный Менделеев в начале века, когда на одну российскую женщину приходилось 7 детей. Россия, по мнению Малофеева, и есть тот «Удерживающий», о котором говорит апостол Павел во 2-м Послании к Фессалоникийцам. Освободив Европу от наполеоновского нашествия, Россия не оставила после себя военные базы, не сделала рубль общеевропейской валютой, но собрала в 1814 году Венский конгресс, ставший первым образцом коллективной безопасности в Европе. В 1917 году произошла трагедия, после которой «Россия из родины хороших инициатив стала родиной инициатив нехороших»: так, советская власть первой узаконила аборты, а в Саратове был даже принят «Декрет об отмене частного владения женщинами». Описав ужасы революции и гонений на Церковь в Советской России, докладчик обратился к зарубежным участникам форума: «Посмотрите, что происходит сейчас: за 20 с небольшим лет восстановлено и построено 25 тысяч храмов и 800 монастырей. Мы наблюдаем истинное Торжество Православия. И мы хотим того же для Европы!» После аплодисментов докладчик кратко перечислил законодательные инициативы российской власти, включающие запрет пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, запрет рекламы абортов, напомнил слова Президента России о том, что в нормальной российской семье должно быть трое детей. «Нас называют фашистами только из-за того, что мы ратуем за семейные ценности», — сказал Малофеев и в качестве доказательства привел случай с Еленой Мизулиной, которую на Западе внесли в антироссийский «санкционный список», только лишь потому, что она занималась просемейным законодательством, в то время как «по Украине даже не успела и высказаться». В заключение Малофеев призвал МИД России рассылать директивы по российским посольствам, в которых им предписывалось бы поддерживать в этих странах просемейные силы, подобно тому, как «некоторые страны рассылают директивы с предписанием поддерживать местные ЛГБТ организации».

http://pravoslavie.ru/73555.html

Основание Иерусалимского подворья в Москве - важнейшая веха в укреплении братских отношений между Иерусалимской и Русской Церквами (версия для печати)/Православие.Ru Основание Иерусалимского подворья в Москве - важнейшая веха в укреплении братских отношений между Иерусалимской и Русской Церквами Православие.Ru , 24 сентября 2001 г. Иерусалимское подворье в Москве / Сохранение ненарушимого единства Вселенской Церкви проявляется в реальном сотрудничестве и совместном молитвенном общении всех Поместных Церквей, нередко находящихся друг от друга на значительном расстоянии. Такое духовное единение издавна существует между Иерусалимской и Русской Православными Церквами. Это единение, завещанное Иисусом Христом и установленное апостолами и святыми отцами, предполагает постоянные контакты между Православными Церквами, которые легче всего осуществляются через полномочных представителей, делающих это общение видимым и плодотворным. Именно такую миссию и призван исполнять представитель Иерусалимской Церкви на Патриаршем подворье в Москве. Его деятельность реализуется и в совместном служении с пастырями Русской Церкви, и в поддержании регулярных контактов между Предстоятелями двух Поместных Церквей, и в возможности своевременно распространять в православном русском народе сведения об истории святых мест и современной жизни Православия на Святой Земле. Внешним поводом для неотложного учреждения Иерусалимского подворья в Москве послужили бедствия, вызванные пожаром в Святом Граде в 1809 году, разрушившие величайшую христианскую святыню - храм Гроба Господня. Восстановление храма ввергло Иерусалимскую Патриархию в тяжелую финансовую кабалу, растянувшуюся на долгие годы и грозившую распродажей всего имущества Святогробского братства. Убедившись, что своими силами с этим бременем не справиться, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Поликарп, обратился за помощью к братским Православным Церквам. Одной из первых откликнулась на этот призыв Русская Церковь. И произошло это в трудные для России годы, когда она еще не оправилась после Наполеоновского нашествия. Восстанавливалась сожженная в 1812 году Москва. Казалось, о каком участии в нуждах другого народа, другой Церкви может идти речь?! Но святыни Палестины всегда были дороги сердцу русского человека. И когда в 1815 году для сбора пожертвований был назначен представителем Иерусалимского Патриарха архимандрит Арсений, его миссия встретила полное понимание и сочувствие как со стороны народа, так и со стороны царствующего дома. В 1817 году Святейший Синод Русской Православной Церкви издал указ об учреждении Иерусалимского подворья в Москве. В следующем году местом пребывания и служения представителя Святого Живоносного Гроба Господня был определен храм во имя святого апостола Филиппа у Арбатских ворот.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Москва. Кремль. Чудов монастырь. Собор Чуда Михаила Архангела в Хонех. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре Кремля собор (уничтожен). Чудов монастырь, основанный в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским, находился на месте площади перед зданием бывшего Президиума Верховного Совета СССР и западной части самого здания. История монастыря началась, вероятно, с построения небольшого каменного храма. Обитель изначально была общежительной, в ее духовном устроении принимали участие ученики преподобного Сергия Радонежского. В 1431 г. соборный храм перестраивался, а в 1501–1505 гг. был отстроен заново. Святитель Алексий заповедал похоронить себя в соборе основанной им обители, и был погребен «в церкви близ алтаря». Его святые мощи почивали в соборе до 1680 г., когда были перенесены в новоотстроенную Алексеевскую церковь. Одновременно с этим храмом при царе Федоре Алексеевиче (по некоторым данным, государь сам составил чертеж обновленного комплекса монастырских строений) была воздвигнута церковь во имя апостола Андрея Первозванного, примыкавшая с восточной стороны к Алексеевскому храму. Последней по времени постройки церковью Чудова монастыря был храм во имя святителя Иосафа Белгородского, устроенный в 1911 г. при кельях наместника монастыря. История Чудова монастыря богата знаменательными событиями и связана с именами многих выдающихся людей Русской Церкви и государства. В 1493 г. и 1547 г. монастырь сильно пострадал во время больших пожаров. В Смутное время его разграбили польские интервенты. Во время наполеоновского нашествия он служил резиденцией маршала Даву, который устроил свою спальню в алтаре соборной церкви. Захватчики грабили монастырское достояние и оскверняли святыни. После ухода французов из Москвы обитель, служившая с 1744 г. кафедрой московских архиереев, была восстановлена заботами архиепископа Августина (Виноградского). Чудов монастырь занимал особое положение среди московских обителей. В XVII веке он именовался Великой лаврой. Обитель издавна служила центром духовного просвещения и образования. В ней жил приглашенный на Русь при великом князе Василии III преподобный Максим Грек, занимавшийся здесь переводами и книжными исправлениями. В келье преподобного Максима собирались московские книгочеи. Здесь велись беседы на духовные и общественно-политические темы. Беседы, которые для их участников и, прежде всего, для самого преподобного Максима Грека окончились репрессиями со стороны светской и церковной власти. При патриархе Филарете в 1619–1633 гг. в Чудовом монастыре действовало греко-латинское училище («патриаршая школа»), где преподавали известный Арсений Грек и иеромонах Епифаний Славинецкий.

http://sobory.ru/article/?object=45847

В 1807 г. по утвержденному царем докладу Голицына был образован особый комитет из духовных и светских лиц. В него вошли митрополит Амвросий (Подобедов) , архиепископ Феофилакт (Русанов) , протопресвитер С. Краснопевков и обер-священник И. Державин, а также сам Голицын и Сперанский. Комитету поручено было составить план реформы духовного образования и изыскать способы лучшего обеспечения духовенства. Через год комитет с успехом решил свою задачу. В 1808 г. началось проведение важнейшей в истории богословского образования реформы. В ту пору во главе церковного управления стоял петербургский митрополит Амвросий, который умел наладить хорошие отношения с собратьями-иерархами и светской властью, во многих случаях ему удавалось дипломатично, но твердо защитить Церковь от властного произвола обер-прокурора. В 1812 г. на Россию обрушились бедствия наполеоновского нашествия. Вражеские полчища опустошили и разорили те уезды, по которым они прошли, двигаясь на Москву. Разорению и сожжению подверглась первопрестольная столица: 12 церквей сгорели дотла в московском пожаре, 115 были сильно повреждены, все остальные разграблены. В храмах завоеватели, наследники великой революции, проникнутой антихристианским пафосом, устраивали казармы, конюшни и бойни. Успенский собор в Кремле, превращенный революционными вандалами в конюшню, был разграблен и ободран, на месте серебряного паникадила висели весы для взвешивания награбленных драгоценностей. Гробницы со святыми мощами московских святителей были обнажены от металла, мощи священномученика Филиппа повержены на пол, а мощи святителя Алексия после ухода иноземцев были найдены в мусорной куче на паперти. Французы глумились над святыми иконами, в священные одежды одевали лошадей и блудниц. Перед выходом из Москвы Наполеон велел взорвать Кремль. От пяти мощных взрывов потряслись стены Кремля. В воздух взлетели камни и бревна. Колокольня Ивана Великого дала трещину. Повреждена была Никольская башня. Но чудотворный образ святителя Николая на полуразрушенной башне остался невредимым. Хрупкое стекло киота погнулось, но не лопнуло. Не оборвалась и веревка, на которой висел фонарь со свечой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) в Москве – кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки (улица Волхонка, 15–17). Первоначально храм был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия и был освящен 26 мая 1883 г. В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи. 5(18) ноября 1917 г. в соборе, после литургии и молебна, было определено имя Патриарха Московского и всея России – старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий с именем нового Патриарха – Митрополита Московского Тихона (Беллавина). После закрытия соборов Кремля в 1918 г. становится центром церковной жизни России. С 1922 г., после ареста Патриарха Тихона, храм оказался в ведении обновленческого «Высшего Церковного Управления», а впоследствии обновленческого «Священного Синода» – вплоть до закрытия в 1931 г. 5 декабря 1931 г. храм был разрушен. В 1960 г. на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 г. В 1994–1997 гг. храм был заново отстроен на прежнем месте. 182 САСШ – США. – В русском языке до второй четверти XX века также было распространено наименование Северо-Американские Соединённые Штаты (САСШ). 189 Прения по докладу митрополита Александра «О современном положении Православия»: Заседания вечером 2-го октября//Вестник Священного Синода... 1926. 6 (2). С. 52. 190 Прения по докладу митрополита Александра «О современном положении Православия»: Заседания вечером 2-го октября//Вестник Священного Синода... 1926. 6 (2). С. 52. 193 На съездах: III Всероссийский поместный собор//Известия. 1925. 233(2566). 11 октября. С. 5. [См.: Церковное обновление. 1925. 14–15. С. 117–128.] 194 Среди церковников: III Всероссийский поместный собор//Известия. 1925. 227 (2560). 4 октября. С. 4. 196 На съездах: Среди церковников: III Всероссийский поместный собор//Известия ВЦИК. 1925. 228 (2561). 6 октября. С. 7. 197 Прения по докладу митрополита Александра «О современном положении Православия»: Заседания вечером 2-го октября//Вестник Священного Синода... 1926. 6 (2). С. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010