Князь А.М.Голицын начал также постройку особого двухэтажного корпуса для необычного для больницы учреждения - картинной галереи из венской коллекции своего брата, собранной им во время Великой Французской революции, когда все подобные вещи продавались в Европе за бесценок. Он хотел, чтобы молодые русские художники могли изучать искусства на родине по классическим образцам. Она была открыта только в 1810 году при С.М.Голицыне, руководившем больницей 52 года - первая в Москве бесплатная и публичная галерея, где экспонировалось 477 картин и зарубежных мастеров. В завещательном предписании Голицыных были правила о допущении посетителей кроме " крестьян и в лапти обутых, совсем не понимающих художества " , а молодым художникам были назначены особые дни и часы для работ над копированием. Галерея существовала недолго. В 1816-1818 г.г. ее коллекция была распродана с аукциона в целях расширения больницы и большей частью потом ушла за границу. Зато в двухэтажном особняке были открыты новые мужские отделения. Больница уцелела в 1812 году, когда в ней был открыт лазарет для русских воинов, раненных на Бородинском поле. Французы не стали трогать медицинское учреждение, нужное им для лечения собственных воинов и поставили у больницы караул. Она считалась главной городской больницей во время нашествия, и здесь лежал весь французский генералитет. Здесь же русские и французские походные доктора, привезенные в составе наполеоновской армии, совместно лечили и русских и французских раненых. В стенах больницы французский врач Ларрей отнял ногу у русского офицера А.С.Норова, раненного на Бородинском поле, который позднее стал министром народного просвещения. В 1854 году он посетил Голицынскую больницу и пожертвовал в ее храм образ Казанской Божией Матери. Некоторые из этих иностранных врачей потом навсегда остались в России. Например, И.А.Ру, взятый в плен казаками под Смоленском, в 1815 году получил звание лекаря в Харьковском университете, приехал в Москву и стал ординатором в Голицынской больнице, а позднее - помощником ее инспектора и главного доктора.

http://pravoslavie.ru/40.html

Музей храма Христа Спасителя переедет в новое помещение Москва, 26 октября 2009 г. Музей храма Христа Спасителя, который сейчас расположен в галерее храма, переедет на новое место, а его помещение передадут Патриархии, где она разместит свою экспозицию, сообщил РИА Новости начальник отдела музейно-выставочной работы департамента культуры Москвы Антон Горянов. " Музей храма Христа Спасителя закрыт не будет, его просто переведут в другое место. Согласно распоряжению правительства Москвы, его размещение в храме носило временный характер. В дальнейшем помещения должны были передать Патриархии, что и будет сделано " , - сказал он. По словам Горяева, все экспонаты музея, рассказывающие о строительстве, взрыве и восстановлении храма Христа Спасителя, будут переданы в запасники Музея Москвы, а затем выставлены в новом помещении. При этом он не уточнил, где будет расположена экспозиция и когда она переедет. " В самом храме, где пока расположен музей, Патриархия будет делать свои выставки. Таким образом, город получит сразу два музея " , - сказал Горянов. Со своей стороны, одна из сотрудниц музея храма Христа Спасителя сообщила РИА Новости, что музей скорее всего прекратит работать в помещении храма к Новому году. " Мы ждем распорядительного документа от правительства Москвы. Переезжаем в архитектурный комплекс " Провиантские магазины " на Зубовский бульвар, дом 2. Известно, что в стенах музея будет находиться музей Русской Православной Церкви. Раньше мы были филиалом Музея Москвы, теперь филиала не будет. Грядет реструктуризация " , - сказала РИА Новости другая сотрудница музея. Основу экспозиции музея составляют материалы, повествующие об истории создания храма, его роли и значении в жизни России. Особый раздел посвящен истории строительства, разрушения и воссоздания храма. Храм Христа Спасителя был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия в 19 веке. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящен 26 мая 1883 года. В 1931 году здание храма было разрушено. Воссоздание главного храма страны на прежнем месте проходило в 1994-1999 годах. 26 октября 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32417.html

После грубой, хотя и обычной в то время выходки вяземского педагога, отец М. Глухарева отдал сына 1 сентября 1800 г. в смоленскую духовную семинарию, и он таким образом вышел из непосредственного влияния семьи. Нет нужды говорить, как далеки были от педагогического идеала духовные школы того времени. В частности, о смоленской семинарии можно найти любопытные страницы в книге г. И. Сперанскаго 9 . Можно, однако думать, что М. Глухарев был помещен не в общежитии, а на частной квартире в доме какого-нибудь благочестивого семейства, которое могло умерить всю силу вредного влияния на мальчика дурного товарищества и школьной обстановки. В Смоленске М. Глухарев учился до 1813 г., когда должен был закончить полный семинарский курс. В сущности, учение прервалось раньше: по случаю наполеоновского нашествия семинаристов распустили по домам 11 июля 1812 г. 10 Вновь началось учение только в первых числах сентября 1813 г., но уже 16 числа М. Глухарев был назначен учителем латинской информатории, т. е. того класса, в котором изучались этимология латинского языка, правописание и чистописание. Из семинарии М. Глухаров вынес знание языков латинского, французского, немецкого и еврейского, богословия, истории, географии, арифметики, латинского и российского красноречия. Вступая в должность учителя, М. Глухарев имел уже за собой и некоторый педагогический опыт. По закрытии семинарии в 1812 г., он в Тверской губернии обучал детей одного помещика, вероятно из вяземских, причем, вращаясь в светской среде, перенял те светские манеры и ту благовоспитанность, которыми после выделялся из толпы товарищей-студентов петербургской академии. Учителем информаторского класса М. Глухарев был недолго, и, по свидетельству аттестата, «в сей должности находясь, исправлял оную препохвально и вел себя по жизни честно»; вместе с другими учителями сказывал положенные проповеди . Когда, по синодальному указу 22 мая 1814 г., потребовались и из Смоленской семинарии студенты для образования второго курса Петербургской академии, то 4 августа, по резолюции смоленского преосвященного, вместе с студентом Захарией Смирягиным был отправлен и учитель Глухарев, причем правление семинарии на экипировку их и путевые расходы издержало 565 р. 30 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - 5 (109) май 2012 22.02.2021 Отче наш Молитву «Отче наш» также называют молитвой Господней, потому как Сам Христос дал ее апостолам в ответ на их просьбу: «научи нас молиться» (Лк 11:1). Сегодня эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, в храмах во время Литургии все прихожане поют ее вслух. Но, к сожалению, часто повторяя молитву, мы не всегда осмысляем, а что же именно стоит за ее словами? 07.06.2019 Его добил только третий взрыв: история храма Христа Спасителя Пассажиры на станциях московского метро «Кропоткинская» или «Охотный Ряд» наверняка очень удивятся, если им скажут, каким мрамором выложены вестибюли этих станций. Дело в том, что это мрамор храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. 05.12.2021 Тимур и Полина Любовь с первого взгляда… Я не хочу сказать, что не верю в нее, в моей жизни ее не было. А то, что принималось за нее, заканчивалось таким же острым, как и это чувство, разочарованием. Мое чувство к человеку, за которого я согласилась выйти замуж, было похоже на клубок, на который наматывается нитка. 08.07.2016 Как прогнать бабайку? «Страх — защитная реакция организма, он необходим человеку, — говорит Регина Саакян, врач-психиатр специальной (коррекционной) школы-интерната 49 им. Г. И. Россолимо г. Москвы. — Есть страхи, которые можно назвать биологическими. Они закреплены эволюционно. Например, боязнь больших и лохматых животных с большими зубами, боязнь высоты, боязнь воды…» 31.05.2012 Библиография. «Фома» – май 2012 Храм Христа Спасителя. Храм, по которому можно изучать историю. Интервью с Екатериной Градовой. 30.05.2012 Утерянный и возвращенный В этом году исполняется 200 лет победе России в Отечественной войне 1812 года. Одновременно это и юбилей главного храма нашей страны — храма Христа Спасителя, ведь воздвигнут он был как памятник мужеству русского народа и в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия.

http://foma.ru/journal/5-109-maj-2012

В итоге Храм Христа Спасителя, установленный нашими предками в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия в 1912 году,был восстановлен и украшает нашу столицу Москву. Большим делом правых в то время было также создание памятника величайшему подвижнику игумену земли Русской преподобному Сергию Радонежскому. Создан памятник был известным великим скульптором, правым патриотом-монархистом В.М.Клыковым в 1987 году. Потребовались месяцы борьбы за его установление и 29 мая 1988 года при огромном стечении народа и правых организаций памятник преподобному был открыт. Также успехами правых патриотов можно считать их борьбу за переименование городов, носивших название левых революционеров-коммунистов-большевиков. Но, к сожалению, правые патриоты не сумели стать в то время массовым объединенным движением, поддерживаемым большинством народа. Это была организационная слабость правых и неготовность народа их поддержать. Часть лидеров и идеологов правых были или убиты, или погибли при разных, иногда не выясненных, обстоятельствах в первой половине 1990-ых годов. Так в 1991 году был убит известный и популярный православный патриот певец Игорь Тальков, открыто заявлявший со сцены,что его Родина не СССР, а Российская Империя. В 1991 году насильственная смерть постигла ученого А.К.Цикунова (А.Кузьмич). В 1993 году в Челябинске был сбит машиной редактор газеты Екатеринбурга «Русский союз» Ю.В.Липатников, активист, добившийся переименования Свердловска в Екатеринбург. В 1993 году в Санкт-Петербурге был зверски убит и сброшен в воду поэт, активист правых В.Цикарев, В 1994 году в Москве был убит и сброшен в воду писатель и поэт И.В.Лысцов. В 1994 году в Ижевске убит основатель патриотической газеты А.В.Красноперов. В октябре 1994 года в Москве при не вполне выясненных обстоятельствах скончался выдающийся журналист, гл.редактор газеты «Литературная Россия» Э.И.Сафонов. В 1995 году было найдено в реке Десне под Брянском тело русского певца и автора православно-патриотических песен М.Ю.Трошина, руководителя молодежной организации Русского Национального собора.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

В первой половине июля состоялся и первый трансграничный туристический маршрут «Дорогами воинской славы Отечественной войны 1812 года», в котором приняли участие сто воспитанников суворовских училищ России и Белоруссии - победителей конкурса на знание истории наполеоновского нашествия. Десять дней суворовцы посещали места сражений, музеи, панорамы и диорамы, военно-исторические поселения, участвовали в красочной реконструкции боевых баталий 200-летней давности в Москве, Можайске, Бородине, Вязьме, Смоленске, Витебске, Борисове, Полоцке, завершив свое путешествие в Минске. Памятным событием стала и Международная научная конференция «Отечественная война 1812 года в истории Беларуси», проведенная 21 июля 2012 г. Кобринским военно-историческим музеем имени А.В. Суворова. Конференция была посвящена 200-летию первой победы российских войск над войсками Наполеона под Кобрином и проходила в день празднования 68-й годовщины освобождения Кобрина от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны (это теперь и День города Кобрина). С интересными докладами выступили директор Кобринского военно-исторического музея имени А.В. Суворова Е.В. Бабенко, доцент БГУИР А.Д. Гронский, главный редактор журнала «Белорусская думка» В.Ф. Гигин. 25-27 июля 2012 г. в Могилеве была проведена Международная научно-практическая конференция «Отечественная война 1812 года в судьбах народов России и Беларуси», организованная Представительством Россотрудничества в Республике Беларусь - Российским центром науки и культуры в Минске совместно с Отделением гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, Институтом истории Национальной академии наук Беларуси, Музеем истории Могилева и Могилевским государственным университетом имени А.А. Кулешова. Очень важным и основательным было выступление Посла России в Республике Беларусь А.А. Сурикова. Он подчеркнул необходимость сохранения общего культурного и исторического наследия, напомнил о том, что именно в памятных сражениях Отечественной войны 1812 г.

http://pravoslavie.ru/56158.html

У нас же в итоге, если говорить о событиях начала XIX в. (а ведь все начиналось еще с героического швейцарского похода Суворова) получаются две разные войны с Наполеоном и, как более частный вариант, разные подходы в оценках событий того же 1812 г. в российской и белорусской историографии. В результате даже профессиональные российские историки порой открывают для себя новые или же малоизвестные страницы наполеоновского нашествия и первых побед русского оружия в Белоруссии. Все это, безусловно, влияет на характер и акценты проводимых как в Белоруссии, так и в России юбилейных мероприятий. На территории Белоруссии захватчики потерпели первые тяжелые поражения под Кобрином и севернее Полоцка, в результате чего французская армия вынуждена была отказаться от продвижения в сторону Киева и Петербурга, сосредоточившись на центральном московском направлении. Наступление Раевского под Салтановкой позволило соединить за Днепром армии Барклая-де-Толли и Багратиона. Белорусские партизаны под Витебском и Полоцком при поддержке русских летучих отрядов действовали столь активно, что Наполеон, опасаясь потерять Витебск, вынужден был перед Бородинским сражением отправить 12 тысяч солдат и офицеров на усиления витебского гарнизона. Важным также представляется и участие в Бородинской битве полков, укомплектованных выходцами из Белоруссии. В российских источниках об этом вообще упоминается редко, тогда как, делая более серьезный исторический акцент на этом событии, мы бы, возможно, способствовали сближению белорусского и российского подходов к проблеме Отечественной войны 1812 г. Более того: заложили бы фундамент общего восприятия событий 200-летней давности и осознания общности истории Белоруссии и России, скрепленной боевым братством, в том числе и в Бородинском сражении... Третья армия генерала Тормасова прикрывала Киев и добилась ощутимых успехов. Начав контрнаступление, Тормасов уже 24 июля освободил Брест, а через день - Пинск. Командовавший саксонским корпусом наполеоновской армии генерал Ренье растерялся. Тормасов тут же атаковал Кобрин. Победа русских была полной и ошеломляющей. Было убито 2000 саксонских солдат и офицеров, захвачено 8 орудий, в плен попало еще 2300 саксонцев и генерал Кленгель. Русские потеряли убитыми меньше 100 человек. За эту победу генерал Тормасов получил орден Святого Георгия. В итоге Ренье отступил к Слониму и Наполеон вынужден был отправить ему на помощь всю саксонскую армию. Тормасов не смог развить наступление, отошел назад, но в итоге путь к Киеву был закрыт.

http://pravoslavie.ru/56158.html

Мы совершенно ясно видим, что корневой идеологический состав «Соборной Грамоты» определяется 1) религиозными, 2) властными, 3) патриотическими и национальными идеалами, которые, видимо, впервые в таком тройственном единстве кратко были выражены в 1812 году призывом Святителя Августина (Виноградского), Архиепископа Московского и Коломенского: «За Веру, Царя и Отечество!», который неоднократно употреблялся им в проповедях и воззваниях в период Наполеоновского нашествия . Позже - в 1833 году эта ставшая популярной российская триада приобрела более точное, более идеологизированное, более обобщающее оформление: «Православие. Самодержавие. Народность». Последнюю формулу часто в исторической литературе называют «уваровской» по фамилии Министра народного просвещения графа Сергея Семеновича Уварова, который впервые сформулировал её в переписке с Императором Николаем Павловичем . При этом надо уточнить, в каком значении в данной формуле употребляется слово «народность». На протяжении долгого времени в Русском Языке конца XVIII - начала XX веков слово «народность» было синонимично понятию «национальность». И только с середины XIX столетия усилиями с одной стороны «славянофилов», с другой - так называемых «революционных демократов» понятию «народность» стало усваиваться значение «простонародность», то есть выражать принадлежность к простым сословиям. В конечном итоге к послереволюционному времени это «классовое» значение «народности» стало настолько преобладающим, что некоторые русские выражения первой половины XIX века стали пониматься неверно. Так и в этой идеологической триаде «Православие. Самодержавие. Народность» Государь Император Николай Павлович и граф С.С.Уваров под словом «народность» подразумевали именно «национальность», причем конкретную Великорусскую национальность, державообразующую национальность и всё сословия, в неё входящие, а не исключительно крестьян и другое простонародье. Прямая и прочная смысловая связь между формулами «За Веру, Царя и Отечество» и «Православие. Самодержавие. Народность» с идейным и духовным содержанием Владивостокской «Соборной Грамоты» от 3 Августа 1922 года вряд ли требует ещё дополнительных доказательств. «Соборная Грамота» составлена в устоявшихся традициях этих идеалов.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/14/...

У нас на протяжении долгого исторического периода было принято смотреть на Запад как на источник цивилизации и просвещения. Но чрезмерное мимикрирование под новомодные западные философские и политические течения, не адаптированные для русской почвы, приводили часто к забвению веры предков и потере осознания особого пути России, как Катехона, Града удерживающего. Можно попробовать возразить, что эти понятия имеют ценность лишь для православного верующего, а для всего остального человечества не имеют никакого смысла. Возразим обратным примером. Хотя, на Западе много говорят о гуманизме и так называемых «общечеловеческих» ценностях, нужно чётко понимать, что для западноевропейской цивилизации всегда было привычно делить человечество на людей и недочеловеков. Теоретик американской гегемонии З. Бжезинский высказывался предельно прозрачно и конкретно: «Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России». До этого же идея «нового мирового порядка была высказана вождём Третьего Рейха Адольфом Гитлером и его министром пропаганды Йозефом Геббельсом: « Фюрер выразил своё непоколебимое убеждение в том, что Рейх станет хозяином всей Европы. Ещё не раз нам придётся вступить в бой, но эти сражения, несомненно, приведут нас к самым замечательным победам. От них путь к мировому господству буквально неизбежен. Владеющий Европой возьмёт в свои руки бразды правления всем миром». Как мы видим, меняется лишь страна, претендующая на роль гегемона, готовящегося существовать за счёт кого-то, но идея этой гегемонии остаётся прежней и неизменной. Святитель Феофан, Вышенский затворник, писал, что Господь не раз наказывал Россию Западом. Было смутное время 1612 года, наполеоновское нашествие 1812 года, которое было послано за увлечение высшего общества идеями и литературой французского просвещения, кажется уже забыли тот урок, писал святитель [«Созерцания и размышления. Краткие поучения», М., 2007, с. 93]. К сожалению, на исторических ошибках наше общество пока не научилось учиться, что дважды показал нам многострадальный XX век. А в XXI мы чрезмерно увлеклись английским, достаточно пройтись по улицам в любом крупном городе, чтобы убедиться в этом… И сегодня Господь нам вразумляет снова Западом (теперь англосаксонским) как раньше Францией (1812) и Германией (1914, 1941)…

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/07/za...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Сегюр Софья Федоровна Софья Федоровна де Сегюр (в девичестве — Ростопчина; 1799-1874) — классик детской литературы, француженка русского происхождения, дочь знаменитого московского губернатора (он в частности был губернатором во время наполеоновского нашествия). Она начала «карьеру» детского писателя как мама и бабушка, просто выдумывая увлекательные и назидательные истории своим детям и внукам. Только в конце жизни, по совету Эжена Сю, произведения Сегюр начали издаваться. Марина Цветаева весьма высоко ценила творчество Сегюр: «Графиня де Сегюр — большая писательница, имевшая глупость вообразить себя бабушкой и писать только для детей. Прошу обратить внимание на ее сказки «Nouveaxcontesdefees» библиотека») — лучшее и наименее известное из всего ею написанного — сказки совершенно исключительные, потому что совершенно единоличные. Сказки, кото­ым я верна уже четвертый десяток, сказки, которые я уже здесь, в Париже, четырежды дарила и трижды сохранила, ибо увидеть их в витрине для меня — неизбежно купить.». Про «назидательность» книг Сегюр хорошо говорила А. Годинер: ««Мама, я не хочу быть девочкой девятнадцатого века, не хочу все время думать, что хорошо, что плохо», – сказала недавно девочка 12 лет, прочитав «Каникулы» графини де Сегюр. И это тоже вопросы к нам, взрослым – хотим ли мы, чтобы дети с ранних лет учились ответственности? Отдавали себе отчет в своих действиях и умели вовремя остановиться, трезво оценив, к чему это может привести? Да еще попросить прощения? Мальчики и девочки тех времен, герои наших книг, в отличие от сегодняшних, как правило, поздно обретали самостоятельность, свободу действий и передвижений. Но с малых лет они привыкали к ответственности – взрослые пробуждали ее своим примером, нежной любовью, лаской и объяснениями без скидок на возраст, почему нужно делать так, а не иначе. Плохие поступки называли плохими, при раскаянии прощали, разумного наказания не отменяли, никогда не восхваляли, и как можно раньше приучали владеть собой, показывали, как пагубна мысль о том, что все «мне должны», как радостно любить без корысти и быть благодарным.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/seg...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010