Как бы желая показать, что он был истинным сыном своего отца, Архелай, ещё до утверждения своего римским правительством в правах наследства, «дал, – как презрительно замечает И. Флавий, – своим подданным образец своей будущей доблести и приказал избить в храме три тысячи своих сограждан» 685 . Замечательно выражение евангелиста: царствует; Архелай действительно в короткий промежуток времени, до утверждения Августом в правах наследства, носил титул царя, как утверждает И. Флавий 686 . Справедливо поэтому замечает Фаррар: «Как близко евангелисты иногда находятся к неточности, и однако же более тщательное исследование показывает, что они именно в этих пунктах до мельчайших подробностей точны» 687 . На основании этого одного выражения можно с достоверностью полагать, что возвращение св. семейства из Египта в Палестину произошло вскоре после смерти Ирода, до утверждения ещё Архелая в звании этнарха. Опасение Иосифа остаться в Иудее и недоумение относительно выбора другого места жительства разрешено было новым откровением: он получил во сне от Бога повеление отправиться в Галилею, где и поселился в Назарете (срав. Лк.2:89 ). Мф.2:23 . И пришед вселися во граде нарицаемем Назарет: яко да сбудется реченное пророки, яко Назорей наречется. И теперь, как и ранее, всё совершается по устроению и усмотрению Божию. Ранее, чудесным образом, именно вследствие всеобщей переписи, произведённой императором Августом, Иосиф и Мария приведены были в Иудею, в Вифлеем – град Давидов, потому что здесь, согласно с пророчеством Михея, должен был родиться Царь Израилев; точно также и теперь чудесным образом, именно вследствие того, что Иосиф убоялся Архелая и избрал местом жительства Назарет, исполняется ветхозаветное пророчество. Но как прежде родители не думали о пророчестве, относящемся к Вифлеему, так и теперь они ничего не знают о пророчестве, относящемся к Назарету. Иосиф, как известно, и не стремился в Назарет; но когда поселился там, то оказалось, что это потому случилось, чтобы исполнилось реченное пророки, яко Назорей наречется.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

12   Петр Хризолог . Собрание проповедей. 152. 7. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 17 мая 2016, 13:24 Галине И. (17 мая 2016, 10:00) Галина, я «другая» Ольга, т.к. комментарий к видео-статье уважаемого и любимого мною А.И. Осипова " Корабль спасения " от 13 мая 2016, 12:00 точно не писала – не было тогда времени прослушать эту запись. Так что не поняла, за что Вас прощать. Галина И. 17 мая 2016, 10:05 Ольга, простите меня, Христа ради, если вы- другая Ольга, не та, которая писала комментарий с обращением ко мне (видео- статья А.И. Осипова " Корабль спасения " от 13 мая 2016, 12:00). Галина И. 17 мая 2016, 07:35 Ольге: " в библейской книге «Числа» (6: 1–23) слово «назорейство» пишется с буквой «о» " .В лингвистике такое явление называется позиционным изменением гласных звуков (качественная редукция). С течением длительного времени и в результате переводов это изменение вполне может закрепляться не только в устной, но и в письменной речи: «...и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2: 23).Рада, что вы читаете " протестантскую " Библию (см.ваш прежний коммент.). Кстати, Священное Писание- краеугольный камень веры всех св. Отцов Церкви, и их труды, в основном,- это интерпретация библейских текстов. До свидания. аграфена 15 мая 2016, 19:44 Молитва принесет беды - для не раскаявшихся ни с каком случае, для продолжающих беззакония несмотря ни на какие увещевания, молитвы и просьбы. Вся история Ветхого Завета такова, а история Ветхого Завета- история ветхого человека, то бишь нас. Ольга 15 мая 2016, 15:55 Спаси Вас Господь, отец Олег! Всегда с удовольствием читаю и слушаю Вас, получая огромную пользу для души и ума. Вчера смотрела по т/к «Спас» передачу с Вашим участием – просто на одном дыхании. Но сейчас не поняла, почему в последнем абзаце дважды слово «назорей» Вы пишете с буквой «а»: «Неправильно понимать слова «что Он Назореем наречется» в том смысле, что Господь Иисус Христос был назареем. Он был из Назарета, но не назарей в ветхозаветном понимании этого слова (см.: Числ. 6: 1–23). Скорее всего, апостол Матфей, называя Христа Назореем, подчеркивает Его самоуничижение, ибо Назарет считался у иудеев презренным городом». Ваша точка зрения понятна, но в библейской книге «Числа» (6: 1–23) слово «назорейство» пишется с буквой «о». НазАреи», как я поняла, это секта – в отличие, от «назОреев» - давших обет назОрейства, аскетов, предшественников иночества. В контексте данной статьи я бы это слово писала через «о».

http://pravoslavie.ru/93278.html

Бог один – Творец вселенной, и за это мы Его прославляем. 40 В настоящее время кафедры епископов есть только в главных соборных церквах, которые потому так и называются кафедральными. – Ред. 41 В древних городах ворота делались невысокими, с подъемным верхом. Когда левиты на плечах несли Ковчег Завета, то ворота Сиона оказывались недостаточно высокими, чтобы мог пройти восседающий на Херувимах Господь – Царь славы. Поэтому псалмопевец и возглашает: поднимите ворота.– Ред 42 Об этимологии слова «синай» не существует единого мнения. Одни утверждают, что оно происходит от семитского сен – зуб (ряды торчащих вершин похожи на зубы). Другие рассказывают, что до исхода евреев из Египта на этой горе располагалось святилище богини луны Син, потому и гора стала называться Синаем. Третьи говорят, что син – это терновник (от древнееврейского senen). Большинство же исследователей склоняется к тому, что слово «синай» переводится как «многовершинная гора». Если вы будете путешествовать по Синайскому полуострову, обратите внимание на то, что там горы сильно оплавлены, на них имеется множество застывших лавовых потоков невулканической природы. А когда подъедете к самой Синайской горе, увидите, что она вообще насквозь пробита молнией. 43 Образом этих труб являются наши колокола, поэтому мы просим Господа при освящении колоколов, чтобы Он даровал им благодать тех труб, которые были даны Моисею. При звоне колокола необходимо осенить себя крестным знамением, вспоминая о грядущем Судном Дне. 45 По-еврейски – «Назорей». В Евангелии сказано, что Иисус Христос, Сын Божий, наречется Назореем – и так исполнится реченное пророками. Пророк Исаия называет Его Великим Назореем за святость и всецелое посвящение Себя Богу в деле спасения рода человеческого, так как имя это означает Отрасль, из которой произойдет спасение всем. 46 Серафим – особо приближенный к Престолу Бога и Его прославляющий Ангел, имеющий человеческий образ (лицо, руки и ноги) и шесть крыл. – Ред. Читать далее Источник: М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. - 384 с. ISBN 978-5-4279-0021-8 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

2:13–23 Детские путешествия. Остальная часть гл. 2 посвящена странствиям родителей новорожденного Мессии вместе с Ним: вначале от места появления Его на свет в Вифлееме – в Египет, затем обратно в Иудею и далее в Галилею, где Он остается на жительство в селении, которое должно было дать Ему Его титул – Иисус Назарянин. Данный раздел интересен как часто встречающимися «формулами–цитатами» (15,17,18,23), так и повторяющимися откровениями во сне, которые направляли Иосифа в его странствиях (13,19,22). Это показывает, что основной целью автора было показать, что все эти перемены мест не носили случайного характера, но были направляемы Богом и предсказаны в Писании (отметьте, что каждая формулацитата в гл. 2 содержит географическое название: Вифлеем, Египет, Рама, Назарет). Просто географическая карта! Чем это объяснить? Ключ к решению вопроса может быть найден в реакции иудеев на предположение, что Христос может прийти из Галилеи ( Ин. 7:41,52 ) или, хуже того, из Назарета ( Ин. 1:46 ). Все знали, что Мессия должен прийти из Вифлеема, селения, находящегося в Иудее, как же в таком случае относиться к Иисусу из Назарета? Гл. 2 Евангелия дает ответ на это возражение. В действительности, Иисус родился в Вифлееме, как об этом говорилось в Писании, но в результате длительных странствий, которые направлялись Богом и подтверждены Писанием, Он оказывается в Галилее, чтобы Мессия также мог наречься Назореем. Примечания. 13 Египет традиционно был местом, где иудеи искали спасения от политического режима своей страны. 15 В Ос. 11:1 говорится об исходе сына Божьего Израиля из Египта. Матфей стремится подчеркнуть, что Иисус был истинным Израилем. 16 Ирод в последние годы жизни был одержим параноидным страхом за безопасность своего престола, что привело его к убийству многих воображаемых соперников, включая трех собственных сыновей и любимую жену. Убийство младенцев мужского пола в небольшом селении Вифлеем вполне соответствовало его характеру. 18 Цитата основана на предании о захоронении Рахили рядом с Вифлеемом. Под детьми, о которых говорится в Иер. 31:15 , подразумевались отправившиеся в изгнание евреи (из Рамы, другого возможного места захоронения Рахили), но далее в главе говорится об обещании их возвращения. 22 Лрхелай оказался еще более жестоким правителем, чем его отец, и был свергнут в 6 г. н. э., а на его место был поставлен римский наместник. 23 Выражение Он Назореем наречется не является цитатой из какого–то конкретного текста (как подразумевает общая ссылка на пророков), но, очевидно, выражает общую тему пророчеств о смиренном, подверженным унижениям Мессии (ср.: Ин. 1:46 ). 3:1–17 Иоанн Креститель и Иисус

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В этом св. Евангелист видит исполнение пророчества о том, что Господь Иисус Христос «Назореем наречется.» Такого пророчества, однако, мы не находим в Ветхом Завете. Есть предположение, что это пророчество находилось в книге, потерянной евреями. Другое мнение, что Евангелист не указывает здесь на какое-либо определенное пророчество, но имеет в виду общий характер всех пророчеств об уничиженном состоянии Христа-Спасителя во время Его земной жизни. Выйти из Назарета значило быть презираемым, униженным, отверженным. С другой стороны, назореями в Ветхом Завете назывались люди, посвятившие себя Богу; быть может, и это было причиной наименования Иисуса Христа Назореем, как высшего носителя назорейских обетов — полного посвящения Себя служению Богу. Отрочество Иисуса Христа (Луки 2:40-52). До выхода Своего на общественное служение человеческому роду Господь Иисус Христос пребывал в безвестности. За этот период времени Евангелист Лука приводит единственный факт из Его жизни. Так как писал он свое Евангелие «по тщательном исследовании всего начала,» то надо полагать, что других таких же выдающихся фактов в жизни Господа за этот ранний период не было. Общую характеристику этого периода св. Лука дает нам в таких словах: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем.» Это и понятно, так как отрок Иисус был не только Богом, но и человеком, и, как человек, подлежал обычным законам человеческого развития. Только по мере развития своего, человеческая мудрость отражала или вмещала в себе всю глубину и полноту Божественного ведения, которой обладал отрок Иисус, как Сын Божий. И вот, когда отроку Иисусу исполнилось 12 лет, эта Божественная мудрость впервые ярко проявила себя. По закону Моисея (Втор. 16:16), все евреи мужского пола обязаны были три раза в год являться в Иерусалим на праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей; исключение делалось только для детей больных. Особенно строго требовалось посещение Иерусалима на Пасху. Отрок, достигший 12 лет, становился «Чадом закона»: с этого времени он должен был изучать все требования закона и исполнять его предписания, в частности, ходить в Иерусалим на праздники. Св. Лука говорит, что «родители» Иисуса каждый год ходили в Иерусалим. Тайна рождения Богомладенца оставалась сокровенной:

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

2139 Ср.: Мф. 2:23, и пришел Иисус в город, называемый Назаретом, да сбудется реченное от пророков, что Он наречется Назореем (Суд. 13:5). 2147 При приближении Геракла к Трахине (Трахин – город в Фессалии при горе Эте) Деянира, жившая в этом городе, чтобы привязать его к себе, посылает ему драгоценную одежду, пропитанную мнимым веществом любви, но как только одежда согрелась на его теле, считающийся за любовное вещество яд стал разъедать тело героя, и мучимый страшными болями, он предпринимает разные средства, чтобы утишить их, наконец идет на Эту, устраивает костер, восходит на него и велит зажечь идущему мимо него Пеанту или сыну его Филотекну, предложив ему за эту услугу свою стрелу. Когда пламя занялось, стали падать с неба молнии, и просветлевший герой при раскатах грома поднимается на облаке к отцу. Так его отец возвысил его до бессмертных (см.: Любкер. Указ. соч. С. 470). 2148 Асклепий (Эскулап), греческий бог врачебной науки (по принятому сказанию Гесиода и Пиндара), был сын исцеляющего бога Аполлона и дочери властителя лапидов (воинственное племя, жившее в Фессалии), Флегии. Аполлон потом из ревности умертвил Корониду и передал мальчика на воспитание кентавру Хирону, который обучал его как вообще искусствам, так и особенно врачебной науке. Он спас своим искусством множество людей от смерти, даже возвратил многих умерших к жизни. Вследствие этого Зевс поразил его молнией с той целью, чтобы порядок мира не был нарушаем и чтобы люди от распространения врачебной науки совершенно не освободились от смерти и не презирали бы на будущее время помощь богов (см.: Любкер. Указ. соч. С. 135). 2149 Орфей погиб от фракийских женщин, растерзавших его за то, что он воспротивился праздновать оргии, или за то, что, потеряв жену, возненавидел всех женщин. В позднейшее время он обратился в умилостивительного и искупительного жреца и считался главой и древнейшим учредителем возникшей около 600 г. до P. X. мистической секты орфиков, средоточием которой был мистический культ Диониса Загрея и которые выработали своеобразную спекулятивную теологию и жизнь, основанную на аскетических  

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известный полисемантизм древневосточного мышления побуждает не исключать какиелибо из этих метафор в пользу других, а, напротив, коль скоро все они не противоречат друг другу, предполагать их реальное взаимодействие в сознании древних читателей священной книги. В другом псалме рог не возносится, но именно произрастает, как дерево: Пс 131:17–18 Там Я произращу рог Давиду; Я приготовил светильник Помазаннику Моему; врагов его облеку стыдом, а на нем процветет святыня Моя. Параллель между произрастанием (ξανατλλω) и процвета нием (ξανθω) кажется очевидной 1364 ; таким образом, рог Давида – это и есть Помазанник (χριστς), для которого Бог приготовил (τοιμζω) светильник. Называя Христа «святыней» (τ γασμζω), Септуагинта углубляет наше понимание ветхозаветного мессианизма: так интерпретируется термин (незер), означающий «посвящение» и вообще «отделение», также «воздержание» и, в узком смысле, «пострижение»; с этим корнем связано слово (назир) и данное место еврейского текста в том его понимании, которое засвидетельствовано толковника ми, может быть одним из источников ссылки на пророчество, «что Он Назореем наречется» ( Мф 2:23 ). Одно из иносказатель ных значений слова – дикая, непрореженная виноградная лоза 1365 – хорошо сочетается с образом растущего рога: речь идет о новой, эсхатологической реальности, в которой действует Бог, а потому она лучше описывается в терминах дикой природы, чем культурных, приспособленных к человеческой ограниченности садоводческих изобретений. Такую необузданную, нечеловече скую силу представляет в священной истории прирожденный назорей Самсон, который обладает ею до тех пор, пока у него бес порядочно растут волосы. Итак, греческий переводчик выбирает для передачи этого смысла термин «святыня» (τ γασμα), выражающий нечто запретное, неприкосновенное, в узком смысле – святилище, Храм (начиная с первого появления в Исх 15:17 ). Еще один текст, в котором упоминание о Христе имеет пророческий характер, представляет собой окончание 88-го псалма: Пс 88:48–52 Доколе, Господи, Ты вовсе отвернулся, и разгорается, как огонь, гнев Твой? Вспомни, какова моя основа: разве напрасно Ты создал всех сынов человеческих? Кто тот человек, что поживет и не увидит смерти, избавит душу свою от руки ада? Где милости Твои первые, Господи, о которых Ты клялся Давиду во истине Твоей? Вспомни, Господи, бесчестие рабов Твоих, – которое я понес в недре, – от многих народов: как бесчестили враги Твои, Господи, бесчестили [за] перемену Помазанника Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Если у Моисея, имевшего одинаковое с нами естество, люди тогдашнего времени не могли видеть лица потому только, что оно было прославлено, и праведник даже имел нужду в покрывале, чтобы прикрыть величие славы и чтобы вид пророка казался им тихим и спокойным, то как мы, бренные и земнородные, могли бы созерцать чистое Божество, которое неприступно и для самих горних сил? Для того-то Он и вселился среди нас, чтобы мы могли безопасно приступать к Нему, беседовать и обращаться с Ним. Он Назореем наречется (Мф. 2: 23). Назарет был место не важное; да и не только он, но и вся область Галилейская. И однако, Христос не стыдится называться по имени этого места, показывая тем, что Он не имеет нужды ни в чем человеческом; также и учеников Своих выбирает из Галилеи, уничтожая тем всякие отговорки людей ленивых и показывая, что для подвига добродетели нам нет нужды ни в чем внешнем. Потому же он не избирает Себе и дома: Сын человеческий, —говорит, — не имеет, где приклонить голову (Лк. 9: 58). Потому Он и бегает от козней Ирода, и при рождении полагается в яслях, и пребывает в гостинице, и избирает бедную Мать,—научая нас тем не почитать ничего такого постыдным, попирая с самого начала гордость человеческую и убеждая к одной добродетели. Почему Иисус пришел креститься спустя тридцать лет (от рождения)? Потому, что после этого крещения Ему надлежало уже упразднить закон. Чтобы не сказал кто-нибудь, что Он потому отменяет закон, что не мог исполнить его, Он во всей точности исполнял его во все продолжение того возраста, который обыкновенно способен ко всяким грехам. Не во всякое ведь время все страсти действуют в нас; но в раннем возрасте обыкновенно бывает больше неразумия и малодушия, в последующем сильнее действует похоть, а далее, в следующем возрасте—любостяжание. Потому-то Христос, прошедши чрез все эти возрасты и во всех исполнив закон, тогда уже приходит к крещению, чем и заключил исполнение всех заповедей. Христос (в пустыне) постился сорок дней, показывая нам спасительное врачевство. Дальше этого Он не простирается, чтобы чрезмерным величием чуда не сделать сомнительной самую истину воплощения. Теперь этого быть не может, потому что и прежде Его еще Моисей и Илия, укрепляемые Божественной силой, оказались в состоянии вынести такой же продолжительный пост. А если бы Христос постился долее, то многим и это могло бы служить поводом сомневаться в истине воплощения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

На этом месте полководец Навуходоносора Навузардан собрал пленных иудеев для того, чтобы отвести их в Вавилон ( Иер.40:1 ). Очевидец этого события, пророк Иеремия, изображая от лица Божия возвращение иудеев из плена, самое это бедствие отведения в плен представляет под таким образом, что Рахиль, праматерь Вениаминова, плачет об иудеях, отводимых из своей земли в неволю, как бы на смерть: «слышан голос в Раме, вопль, плач горький: Рахиль плачет о сынах своих, она не хочет принимать утешения, сетуя о сынах своих, ибо не стало их» ( Иер.31:15 ). Евангелист же в сем печальном событии указует образ другого печального события – избиения младенцев Иродом, а потому и приводит то пророческое изображение, как сбывшееся в событии избиения младенцев. Естественно сопоставление Рамы с Вифлеемом, так как Рахиль погребена близ сего последнего ( «на пути к Ефрафе» – Быт.35:19 ). Рама значит – высота, каковое название этот городок получил, без сомнения, от возвышенного местоположения. Думают, что этот городок – то же, что Аримафея, где жил Иосиф, принимающий участие в погребении Господа ( Мф.27:57 ). «Поселился в городе, называемом Назарет»: Назарет был небольшой городок в Галилее, на запад от Капернаума, недалеко от Каны, стоял частью в долине, частью на склоне горы; местоположение его, как описывают путешественники, прекрасно и теперь, прекраснее же было, вероятно, во времена Спасителя, когда земля иудейская вообще была не так бедна, как теперь. Население городка было бедно и, как кажется, вообще не отличалось добрыми нравами, так что вошло в пословицу ( Ин.1:46 ). Но здесь было местопребывание Иосифа и Марии около времени их обручения и благовещения до времени путешествия их, вследствие указа Августа о переписи, в Вифлеем; сюда пришли они и по возвращении из Египта, а не в Вифлеем иудейский, находившийся под владычеством жестокого Архелая. – «Да сбудется реченное» и пр.: в выборе местопребывания Иисуса, очень естественном в тогдашнем положении святого семейства ( Мф.2:22 ), евангелист указывает исполнение на Христе сказанного «чрез пророков, что Он Назореем наречется».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Прологи к книгам Ветхого Завета Скачать epub pdf 1. К Пятикнижию Моисееву Получил я желанные письма от моего Дезидерия 1 , которому по некоему предусмотрению будущего досталось одно имя с Даниилом, и который молит меня перевести Пятикнижие с еврейского языка на родную нашему слуху латынь. Дело сие весьма опасно из-за явных недоброжелателей, шумно обвиняющих меня в том, что я де в поношение Семидесяти толковникам тщусь затмить стариннное новым, относясь к творениям ума будто к вину, хоть я и неоднократно заверял, что по мужской силе своей приношу в скинию Божию, что могу, а не связываю труд одних с нищетой других. Но даже если б я и дерзнул это сделать, примером был бы мне ученый Ориген , который к древнему изданию примешал перевод Феодотиона, используя знаки астериск и обел, т. е. звездочку и штрих, повсюду, где он либо отмечал то, что прежде было более кратко, либо уничтожал и выжимал нечто излишнее; особенно же авторитет Евангелистов и Апостолов, у коих мы читаем много такого из Ветхого Завета, чего нет в наших книгах, как то: «Из Египта воззвал Я Сына Моего», и: «Ибо Назореем наречется», и «Воззрят на Того, Кого пронзили», и: «Реки воды живой потекут из чрева его», и: «Не видело око, не слышало ухо, ни на сердце человеку не всходило, что уготовал Бог любящим Его» и многое такое, чего нет в собственнно suntagma 2 . Посему спросим у них, где это написано, и когда они не смогут ответить, откроем еврейские книги. Первое свидетельство есть у Осии, второе у Исайи, третье у Захарии, четвертое в Притчах, пятое также у Исайи; не зная этого, многие следуют бреду апокрифов и предпочитают иберийский вздор 3 подлинным книгам. Не мое дело объяснять причины заблуждения. Говорят, что мудрые иудеи рассудили не дать Птолемею, почитавшему единого Бога, повода заподозрить евреев в двоебожии, потому особенно, что они в его глазах склонялись к Платонову учению. Посему всё, что Священное Писание говорит в свидетельство об Отце и Сыне и Святом Духе они либо иначе истолковали, либо вообще замолчали, так, чтобы и царю угодить и тайну веры не выдать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010