преподобный Иоанн Кассиан Римлянин 11. О СТЕПЕНЯХ СОВЕРШЕНСТВА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, ПО ПОБУЖДЕНИЯМ К НЕЙ (Соб. 11-е) 1. Три побуждения заставляют людей подавлять страсти, именно: страх геенского мучения в будущем, или боязнь строгости законов в настоящем; надежда и желание получить царство небесное; наконец любовь к добродетели или добролюбие. Что страх заставляет гнушаться скверны зла, о сем говорится в Притчах: «страх Господень ненавидит неправды» (– 8. 13). Что надежда также удерживает от увлечения страстями, – о сем сказано: «не прегрешат вси уповающии на Него» ( Пс. 33, 23 ). О любви же сказано, что она даже не боится падения греховного: «любы николиже отпадает» ( 1Кор. 13. 8 ). Посему Апостол все дело спасения заключил в стяжании этих трех добродетелей, говоря: «ныне пребывают вера, надежда, любовь, – три сия» ( 1Кор. 13, 13 ). Вера, внушая страх будущего суда и мучений, отклоняет нас от скверны страстей; надежда, отторгая ум наш от настоящего ожиданием небесных воздаяний, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в нас любовь ко Христу и к преуспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенной ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели все ведут нас к одному концу, т.е. побуждают воздерживаться от всего недозволенного; но степенями своего достоинства они много разнятся между собою. Две первые свойственные тем людям, которые, стремясь к преуспеянию, не восприняли еще сердечного их возлюбления; третья же исключительно принадлежит Богу, и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божие. Ибо один Бог творит все благое не из побуждений страха или воздаяния, но по единому благолюбию. «Вся сдела Господь Себе ради», говорит Соломон ( Прит. 16, 4 ), т.е. по благости Своей Он обильно изливает всякие блага на достойных и недостойных; поскольку не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей, как вечно совершенная и по природе Своей неизменная благость. 2. Посему, кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским, должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику; ибо действует в ожидании будущего воздаяния. Хотя он, уверенный в прощении грехов своих, уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела чает получить за них добрую награду; но не мог еще дойти до расположения свойственного сыну, который в полной уверенности в отеческом всещедром к себе благоволении, не колеблясь почитает своим все принадлежащее Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Закрыть itemscope itemtype="" > О сопротивлении злу силой 27.03.2009 548 Время на чтение 5 минут Крест и меч, милосердие и мужество составляют монолит Православной Веры, который сегодня стремятся расколоть, расшатать, разрушить, обезоруживая христиан хитроумными разглагольствованиями, убеждая их в пагубности воинского подвига для христианской души. Отче наш, - обращаемся мы в данной нам в Евангелии молитве Господней к Богу, удостоенные чести называть Его своим Отцом. Отче наш, Иже еси на небесех. - Так христианин исповедует свою непреложную Веру в Бога Истинного, которая потому и Верой именуется, что не требует доказательств. Да святится Имя Твое, - любовь выражена в этих словах, приносящих славу Имени Божьему. Да приидет Царствие Твое, - надежда на спасение душ наших звучит здесь. А у слова надежда есть удивительный древний смысл: как одежда - покров телу, так надежда - Божий покров человеческой души, без которого не выжить Да будет Воля Твоя, яко на небеси и на земли, - премудрость Божия превозносится в этих словах - коренных словах Господней молитвы, и что очень важно -  когда мы молимся о воле Божией на земле, как на небе, тем самым полагаем себя орудием этой воли, не пассивными созерцателями творимого на земле зла, а поборниками Божьей правды, без которой мир погибнет. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, - так выражаем мы верность добродетели воздержания - христианскому аскетизму. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, - здесь сказано о нашем долге покаяния, искупления своих грехов и готовности прощать грехи ближнего. И не введи нас во искушение, - здесь христианин оглашает свою твердость стояния в Вере, свою готовность добровольно нести свой крест, ибо вольно  следующему за Господом не требуется искушений, то есть испытаний, ведь искушать значит пробовать, испытывать. Прошение: Не введи нас в искушение, Господи, означает, что мы и так уже, без проб и испытаний, несем крест свой вслед за Христом. Если же встречаем искушения в жизни, не в знак ли того, что уклоняемся от креста своего?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Памяти Архипастыря Слово перед панихидой по случаю 80-летия со дня рождения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) (Москва, Сретенский монастырь) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Нелегко мне говорить устами о Его Высокопреосвященстве митрополите Питириме, однако легко будет сердцем излить о нем светлую грусть, сотканную из любви и благодарности к нему. Прежде всего, я признателен (а с этим, надеюсь, и вы все согласитесь) отцу наместнику сей святой обители Его Высокопреподобию архимандриту Тихону за то, что он предоставил нам ныне возможность собраться здесь и почтить память нашего незабвенного Владыки. Да и как не почтить великое светило нашей Церкви, верным чадом которой был приснопоминаемый Владыка. Сказано ведь: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие ( Евр.13:7 ). И притом необходимо почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес.5:13 ). А дело Владыки в полноте своей необозримо нашему благочестивому вниманию. Потребуется много времени и сил, чтобы просто очертить его границы. О нем сейчас много пишется книг и статей, но еще больше будет составляться их впредь. Само присутствие наше за сегодняшним богослужением является ни чем иным, как нашей ответной любовью за любовь Владыки к нам, ответной болью души за его боли о нас, ответной молитвой за его молитвы об окружавших его в его трудной и сложной жизни. Он ведает об этом, ибо, по вере нашей, духом пребывает среди нас. Как сказал один христианский философ: «Мертвые знают о живых больше, чем сами живые о живых». Звезда Его Высокопреосвященства ярко засияла на православно-московском небосводе уже на заре его юношеских лет. Внешне красивый, высокого роста, всегда вызывающий собеседника на откровенность взглядом лучистых глаз; обаятельная улыбка или едва заметный ураган гнева на проявление жестоких, обжигающих душу нравственных ветров грешного мира сего. Не менее замечательны были и его внутренние качества: сдержанность, образованность, необыкновенная начитанность, крайняя осторожность в словах и поступках, отзывчивость даже на малейшие просьбы, почтительность и настойчивость в исполнении церковных, а затем и монашеских послушаний. Не напрасно Святейший Патриарх Алексий I считал его самым лучшим и понятливым из всех своих иподиаконов. Достаточно было одного взгляда, еле заметного движения бровей Патриарха, чтобы они тут же были замечены и поняты умным иподиаконом. Такие свойства характера Владыки не могли не привлечь к нему внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Поучение первое на освящение церкви («Избрал и освятил дом сей, да будет имя Мое в нем вовеки, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (2Пар. 7:16)) Благословенные христиане! Когда премудрый Израильский царь Соломон создал в городе Иерусалиме храм Господень с большим старанием и с большими затратами на его украшение, тогда Господь Бог, видя такое его старание, видя, как он украсил храм всякими прекрасными и искусными изображениями, золотом, серебром и драгоценными камнями, как он молился Ему прилежной молитвой, – явился ему, сказал об этом храме мирные слова и услышал молитву его. Вот и ныне, благословенные люди, видя благодать Божию, видя, как она благоволила старанием и усердием боголюбцев создать и освятить сей святой храм, в котором Сам Господь пребывает, всякое моление слышит и взирает очами, постараемся непрестанно воздавать благодарение Ему, Прещедрому нашему Царю и Богу, и не обленимся всегда пребывать в доме этом Божием и днем, и ночью, потому что иного покоя, кроме церквей Божиих, хотя и поищешь, но не найдешь. Святой Иоанн Златоуст очень хвалит часто приходящих в храм Божий, выражая превеликую пользу этого в следующих словах: «Ничто так радостно не устраивает нашу жизнь, как услаждение мысли в церкви, ибо в церкви у радующихся сохраняется радость, в церкви – утешение скорбящим, в церкви – веселие опечаленным, в церкви – прохлада терпящим напасти, в церкви – успокоение трудящихся, отрада в болезнях, твердая надежда на Бога. В священных храмах и сердце Божие, согласно слову Его: «И сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9:3 ). Приходя в них и молясь усердно, Божие разумное и словесное творение или богобоящиеся люди получают величайшую пользу, через чтение же и слушание Божественного Писания они делаются способными на всякое благое дело». Если кто увидит в себе смущенными совесть и ум, то пусть идет в священный храм Господень, который Бог избрал в жилище Себе, в котором уши Его внимают христианским молитвам, как сказано: «И ныне очи Мои открыты будут и уши Мои послушны к молению в месте этом» ( 3Цар. 8:29 ), – пусть молитвенно изольет свое сердце пред Богом, покажет раны духовным пастырям, объявит соблазны, пусть обвяжет их для оздоровления пластырем заповеди Господней и советом иереевым. Тогда поистине такой человек исцелеет, действительно спасется душой и телом и совершенно обновится духовной мыслью, «как у орла юность твоя» ( Пс. 102:5 ), ибо так всегда обновляться учит святой апостол Павел, говоря: «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

ДЕЛА Ни при каком деле, домашнем и служебном, не забывайте, что сила ваша, свет ваш, успех ваш есть Христос и крест Его, поэтому не премините взывать к Господу перед начатием дела: Иисусе, помоги мне! Иисусе, просвети меня! Таким образом будет поддерживаться и возгреваться в сердце вашем живая вера и надежда ваша на Христа, ибо Его сила и слава во веки веков (6). Средство получить успех в каком-либо добром деле. Когда молишься дома на вечерней или утренней молитве или в церкви за службою, имей на сердце заботу о совершении этого дела и сердечное желание исполнить его во славу Божию. Господь и Пречистая Матерь Его непременно вразумят тебя, положат на твое сердце светлую мысль, как совершить его (6). Премудрость, благость и всемогущество Божии наипаче в том усматриваются, что Господь каждого из нас ставит на такое место, где мы можем, если захотим, принести Богу плоды добрых дел и спасти себя и других, и что из величайших грешников Он делает праведников, повинующихся благодати Его, влекущей ко спасению, и дивно спасает нас от всех обстояний, похищая от самой погибели (6). Не тогда только делай дело, когда хочется, но особенно тогда, когда не хочется. Это разумей как о всяком обыкновенном житейском деле, так, особенно, о деле спасения души своей, о молитве, о чтении Слова Божия и книг душеспасительных, о хождении к службам Божиим, о добрых делах, какие бы они ни были, о проповедничестве Слова Божия. Не повинуйся ленивой, лукавой и многогрешной плоти: она готова вечно покоиться и через временное спокойствие и наслаждение вести нас к вечной погибели. «В поте лица твоего, сказано, будешь есть хлеб» ( Быт. 3:19 ). Данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная душа (в Великий Вторник на утрене, кондак, глас 2-й), – поет Церковь . «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие приобретают его " ( Мф. 11:12 ), – говорит Господь и Спаситель наш (6). Когда придет тебе в голову безрассудная мысль сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления Всеблагого и Праведного Владыки, и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними все равно что нет (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

монах Павел Эвергетинос О том, что неопытным уходить в отшельники опасно А. Из Патерика Один брат отрекся от мира и только принял постриг, сразу ушел в затвор и сказал: – Я отшельник. Когда об этом услышали старцы, то пришли, вывели его из затвора и заставили обходить монашеские кельи, класть поклоны и говорить: – Простите меня, я не отшельник, а только новоначальный. Старца спросили: – Когда человеку можно жить в уединении? Старец ответил: – Борец, если не будет упражняться в борьбе с многими соперниками, не сможет овладеть искусством побеждать, а, значит, и не сможет вступить в единоборство с противником. Так и монах, если он не воспитывался вместе с братьями и не научился искусству борьбы с помыслами, то не сможет жить один, ни бороться с помыслами. Авва Феодор сказал: «В наше время многие избрали покой, прежде чем его даровал им Бог». Б. Из аввы Исаии Авва Исаия говорил: «Если ум захочет взойти на крест, прежде чем преодолеет немощь чувств, на него падет гнев Божий. Ибо он взялся за дело выше своих сил, не исцелив своих чувств. Господь наш Иисус Христос сначала уврачевал все страсти человеческие, ради чего Он и пришел к нам, а потом уже взошел на Крест. Сам Он сказал до того, как Его распяли: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне ( Мф. 11:4–6 ). Крещением Господа нашего Иисуса Христа Иоанн показал: тому, кто приходит служить Богу, сначала следует покаяться в содеянном. В Писании сказано, что они крестились от него.., исповедуя грехи свои ( Мф. 3:6 ). Много и других знамений сотворил Господь Иисус. Из того, что перечислено здесь, мы узнаем вот что. Слепые прозревают – это означает: в ком живет надежда на сей мир, тот слеп. Однако если он оставил мир и устремился к истинной надежде, то прозрел. Хромые ходят указывает, что тот, кто стремится к Богу, но любит плотские помыслы сердца, хромает. Но если он откажется от них и возлюбит Бога всем сердцем своим, то перестанет хромать. Слова глухие слышат учат нас, что погрязший в мирской суете становится глухим в своем плену и забвении. Если же он обратится к (истинным) знаниям, то слух вернется. Выражение прокаженные очищаются показывает нам следующее. В законе Моисея записано: Нечистым не входи в дом Господень (Ср.: Втор. 23:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Псалом 70 Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленшихся, не надписан у Еврей. 432 «Псалом, – говорит бл. Феод., – изречен от лица переселенных в Вавилон, желающих возвращения и избавления от рабства». «В настоящем псалме, – говорит св. Афан., – св. Апостолы представлены приносящими о себе Богу молитву и благодарение за то, что Он, когда утесняли их гонители за евангельскую проповедь, спас их от демонов, сих мысленных наветников, злоумышлявших против души их. При сем дают они обещание, освободившись от служения подзаконного, приносить Богу только жертвы хвалы». Ст. 1, 2, 3 . В сих стихах повторяется, с малым различием, то же самое, что сказано в первых трех стихах 30 псалма. 2 . Правдою Твоею избави мя. «Правда Отца есть Сын, Которым мы избавлены от греха, содержавшего нас в пленении» (Св. Афан.). По бл. Феодориту, «умоляю Тебя дать суд Вавилонянам, и мне и произнести над ними справедливый приговор; ибо в таком случае освобожусь от их рабства». 4 . Боже мой, избави мя из руки грешного и проч., т.е. «народа Иудейского», поясняет св. Афанасий; или: «избавь меня от владычества живущих в лукавстве и нечестии» (Бл. Феод.). 5 . Яко Ты еси терпение мое, Господи. Терпение, т.е. упование, надежда; так и в Еврейском. Под. Пс. 61:6 . 6 . В Тебе утвердихся от утробы. Т.е. не только от чрева матери, или от юности, «но и когда я был в чреве матернем, Ты, Господи, покрывал меня Бож. Своею силою» (Св. Афан.). С Евр.: «На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет». 7 . Яко чудо бых многим. В буквальном смысле можно относить к Давиду, который для многих был как бы чудом милости Божией после необыкновенного избрания на царство, после спасения от всех гонений и бедствий, какие он испытал от врагов внутренних и внешних. По бл. Феод. – это говорит сонм благочестивых Евреев в плену Вавилонском. «После славы, какую имел, испытал великую перемену, так что совершившееся со мною представлялось многим каким-то чудом и знамением». Св. Афанасий, относя к сонму св. Апостолов, говорит: «Чудом именует нечто необычайное и великое. Смысл речи таков: если я вознесен высоко и, как человек великий и доблестный, смело действую среди многих народов, то не своею силою приобрел благо сие, но Ты Своею помощию соделал меня могущественным и мужественным». С Евр.: «Для многих я был как бы дивом; но Ты твердая моя надежда».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

1. О трех добродетелях, которые, как вожди, должны предшествовать духовному созерцанию ума Духовным созерцанием, братие, да предводительствуют вера, надежда и любовь - и наипаче любовь; ибо те (две - вера и надежда) научают только презирать видимые блага, а любовь самую душу чрез добродетели сочетавает с Богом, умным чувством постигая Невидимого. 2. Когда и как человек делается добрым По естеству благ Един Бог. Но и человек бывает благим чрез ревностное тщание о благих нравах, будучи изменяем в то, чем не есть по естеству, Тем, Кто существенно благ, когда душа чрез ревностное тщание о добре на столько соделается сущею в Боге, на сколько она по силе своей возжелает того, и деятельно взыщет; ибо сказано: будьте благи и милосерды, как Отец ваш, который на небесах (Лк.6:36; Мф.5:48). 3. Когда и как зачинается грех Зла нет в естестве и нет никого, злого по естеству: ибо Бог не сотворил ничего злого. Но когда кто с похотением сердечным вносит в себя образ зла, тогда оно, не смотря на то, что не есть в естестве, начинает быть, в таком виде, как возжелал сего тот, кто так делает. Почему должно, со всем тщанием непрестанно памятуя о Боге, не внимать обычным позывам на зло; ибо добро, сущее в естестве, могущественнее зла, прибывающего в естество со вне чрез навык, - так как то есть, а этого нет, - разве только когда содевается. 4. Когда и как достигаем мы того, чтоб быть по подобию Божию Все мы люди по образу Божию есьмы [умным души движением - доб. Слав. пер.]; быть же по подобию Божию есть принадлежность одних тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу. Ибо когда мы не бываем своими самим себе, отвергаемся себя, тогда бываем подобны Тому, Кто по любви своей примирил нас с собою; - чего никто не может достигнуть, если не убедит души своей не увлекаться прелестями жизни самодовольной и самоугодливой. 5. Как сделать, чтобы воля только на добро была всегда готова Самовластие есть произволение разумной души, с готовностью устремляющееся к чему ни захочет. Таковое произволение мы будем иметь готовым на одно только добро, если всегда благими помышлениями будем истреблять всякий злой помысл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/727/...

блаженный Диадох ТОГО ЖЕ БЛАЖЕННОГО ДИАДОХА, ЕПИСКОПА ФОТИКИ, ЧТО В ДРЕВНЕМ ЕПИРЕ ИЛЛИРИЙСКОМ, Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного 1. О трех добродетелях, которые, как вожди, должны предшествовать духовному созерцанию ума. Духовным созерцанием, братие, да предводительствуют вера, надежда и любовь – и наипаче любовь; ибо те (две – вера и надежда) научают только презирать видимые блага, a любовь самую душу чрез добродетели сочетает c Богом, умным чувством постигая Невидимого. 2. Когда и как человек делается добрым. По естеству благ Един Бог . Но и человек бывает благим чрез ревностное тщание о благих нравах, будучи изменяем в то, чем не есть по естеству, Тем, Кто существенно благ, когда душа чрез ревностное тщание о добре на столько сделается сущей в Боге, на сколько она по силе своей возжелает того, и деятельно взыщет; ибо сказано: «будьте благи и милосерды, как и Отец ваш, Который на небесах» ( Лук. 6, 36 ; Мф. 5, 48 ). 3. Когда и как зачинается грех. Зла нет в естестве, и нет никого, злого по естеству: ибо Бог не сотворил ничего злого. Но когда кто с похотением сердечным вносит в себя образ зла, тогда оно, не смотря на то, что не есть в естестве, начинает быть, в таком виде, как возжелал сего тот, кто так делает. Почему должно, со всем тщанием непрестанно памятуя о Боге, не внимать обычным позывам на зло; ибо добро, сущее в естестве, могущественнее зла, прибывающего в естество со вне чрез навык, – так как то есть, а этого нет, – разве только когда содевается. 4. Когда и как достигаем мы того, чтоб быть по подобию Божию. Все мы люди по образу Божию есьмы; быть же по подобию Божию есть принадлежность одних тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу. Ибо когда мы не бываем своими самим себя, отвергаемся себя, тогда бываем подобны Тому, Кто по любви своей примирил нас с собою; – чего никто не может достигнуть, если не убедит души своей не увлекаться прелестями жизни самодовольной и самоугодливой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Сила Человеколюбцу Владыке угодно, чтобы как бы с намерением, различно на всех возлагалось иго, потому что каждому уделил Он бремя, соразмерив с собственными его силами. Поэтому и тогда, когда приготовлялась у евреев скиния, и богатым и бедным повелел Он иметь участие в спасительном деле, чтобы каждый приносил плод по силам. Если кто приносил золото, а иной приносил бисер и другие драгоценные камни, то бедный приносил волосы, а другой – выделанные кожи. Богатая давала шелк, а вдова – крашеную шерсть. Так всем нужным снабдили богатые и бедные скинию и, украшенная всеми, всех она украсила. Ибо Господь от богатых и бедных принимал обеты каждого, желая показать, что как на устроение скинии принял принесенное каждым по силам его, так нелицеприятно приемлет обеты каждого, сообразно с собственными его делами. Итак, Владыке угодно различными средствами руководствовать нас ко спасению, потому что враг также различными предлогами ухищряется предавать нас смерти. И как разбойник за единое слово исповедания стал гражданином рая, так иной, погибая за единое хульное слово, делается повинным геенне. Всякая душа, желающая благоугодить Богу, прежде всего да сохраняет мужественное терпение и упование; в этом случае сможет она противостоять всякому восстанию лукавого и скорби. Ибо Бог не попускает душе, уповающей на Него и терпеливой, быть искушаемой в такой мере, чтобы дойти ей до отчаяния и впасть в такие искушения и скорби, которые не может она перенести, как говорит апостол: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести ( 1Кор. 10, 13 ), потому что лукавый не в такой мере искушает душу и подавляет скорбью, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом. Только душа, все перенося мужественно, да держится упования по вере, ожидая от Бога помощи и заступления; и невозможно, чтобы она была оставлена. Напротив, чем более подвизается душа, прибегая к Богу с верой и надеждой и несомненно ожидая от Него помощи и избавления, тем скорее избавляет ее Господь от всякой одержащей (владеющей) ею скорби. Ибо Он знает, насколько душа должна подвергаться испытанию и искушению, – настолько и попускает, только бы она пребывала терпеливой до конца и не постыдилась, как сказано: от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает ( Рим. 5, 3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010