С радостью принимаешь дары благости Божией – с радостью и другим давай; с радостью угощаешься – с радостью и других угощай: не тех только, кои тебя угощают, но и тех, у коих не бываешь и не угощаешься, ибо сказано: люби ближнего, как себя. Считай все земные блага за сор и никак не равняй их человеку, не меняй их на человека, этот образ Божий величественный; человека цени бесконечно выше их и ничего не жалей для потребы его. Человек всякий наравне с тобою обладатель земли, по воле и определению Творца: обладайте, сказано, всею землею [ Быт. 1, 28 ]... Помни, что все мы – одно тело: едино тело есмы мнози ( 1Кор. 10, 17 ). Да будут все едино [ Ин. 17, 21 ]. Доселе не оскудевала моя трапеза ни в чем по милости и щедротам великодаровитого Бога, несмотря на непредвиденные посещения разных, иногда частых и многих гостей и на непредвиденную и многочисленную милостыню или посылки денег родственникам; не оскудею я ни в чем, надеюсь, и на будущее время, ибо благопромыслительный Отец Небесный всё тот же будет Отец щедрот, всемогущий, всеблагий, премудрый. В этом должна, между прочим, состоять надежда христианина: никто из нас не должен унывать, малодушествовать, сердиться, скупиться, когда к нам приходят гости или нам приходится подавать милостыню или посылать кому денежную посылку, ибо Господь великодаровитый воздаст нам за всё. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить... Это все приложится вам [ Мф. 7, 2; 6, 33 ]. Только надо всевозможно хранить взаимную любовь и надежду на промысл Божий. Не оставлю тебя и не покину тебя [ Евр. 13, 5 ]. Грех ближнего – мой грех, ибо мы – одно тело греховное; его несчастие – мое несчастие. И потому я должен болезновать грехами моего ближнего, болеть его болезнями, мучиться его несчастием: например, если такой-то зол, горд, своенравен, я должен болеть его немощами, молиться об нем, как о себе; или если у кого случился пожар, я должен страшиться его страхом, скорбеть его скорбью, мучиться его несчастием. Страдает ли один член, страдают с ним все члены. 1Кор. 12, 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного. Сказано это для устрашения. Вероятно, были некоторые неверующие в истину сказанного о воздаянии и потому желавшие испытать силу Божию и попечение о них в искушениях, которым они подвергались. Поэтому охраняет их, напоминая о том, что терпели в древности не веровавшие. Ибо будущие ужасы не так сдерживают многих, как прошедшие и всем уже известные. Обрати внимание и на то, что от неверия всякий переходит к дурным помыслам и к таким же делам. Дабы вам не отступить от Бога живаго. Неверие не находит другого выхода, кроме того, что всякий отступает от Бога. До тех пор, пока человек держится Бога и надеется на Него, как всемогущего, он ничего не считает невозможным. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: " ныне " . То есть назидайте друг друга и подкрепляйте, чтобы не пасть. Если же кто падет, исправляйте его, пока он жив; это означает выражение: доколе можно говорить: " ныне " , ибо есть надежда. В особенности же, да не будет в ком-нибудь дурного сердца; а если случится, пусть он не впадает в отчаяние, но утешайте его, и вы снова приобретете его. Чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. То есть чтобы от отчаяния не пришел в ожесточение и не остался бы неизлечимым. Ибо как отвердевшие и грубые тела не уступают усилиям врачей, так и ожесточившиеся души не повинуются слову Божию. Обольщением грехом называет или обольщение диавола, то есть чтобы не надеяться, что будет воздаяние, или беспечность. Ибо, говорит, если однажды я согрешил, то уже нет у меня никакой надежды, - поистине это греховное обольщение. Грех, обольщая и привлекая к себе, заставляет мыслить так, как сказано: с приходом нечестивого приходит и презрение (Притч.18:3). А кто презирает, тот уже не может веровать. Таким образом, от греха происходит неверие. И говорят: " не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев " (Пс.93:7). И еще: говоря в сердце своем: " Ты не взыщешь " (Пс.9:34), и: забыл Бог (Пс.9:32), и все тому подобное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Что может быть непристойнее, чем не познавать, кто ты таков, и желать того, чем ты быть не можешь? Или что безрассуднее, чем не переносить того события, о совершении которого тебе известно наперед? Сама природа неким своим утешением отвлекает нас от такой скорби. Какая может быть столь тяжкая боль или столь жестокий плач, в котором иногда дух не имел бы успокоения? Свойство природы таково, что хотя люди находятся иногда в плачевных обстоятельствах, однако затем отвлекают свою мысль от печали. Говорят, были некие народы, которые оплакивали день рождения человека, но праздновали день смерти. Ибо не безрассудно думали они, что вступившие в житейское море достойны всякого сожаления, и напротив, ушедшие от волнений этого мира справедливо должны провожаться с радостью. Да и мы сами день рождения умерших предаем забвению, день же кончины их торжественно отмечаем. Следовательно, по самой природе нам не подобает предаваться тяжкой печали, чтобы тем не показать, что мы или присваиваем себе некое превосходнейшее исключение, или отрицаем общую судьбу. Ибо смерть равна для всех: одна – бедным, и та же – богатым. ♦ ♦ ♦ По Писанию, смерть тройственная. Одна – когда умираем для греха и живем для Бога. Потому блаженна эта смерть, которая, будучи непричастна вине и предана Господу, отделяет нас от смертного и посвящает бессмертному. Другая смерть есть исход из этой жизни, когда разрушается союз души с телом. Третья смерть, о которой сказано: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов ( Мф.8:22 ). Этой смертью не только тело, но и душа умирает. Душа согрешающая, та умрет ( Иез.18:4 ). Ибо умирает для Бога, не по слабости природы своей, но по вине. Но смерть эта – не утрата жизни, а впадение в грех. Итак, одна смерть духовная, другая – естественная, третья – в наказание. Но естественная смерть не есть то же, что в наказание, ибо Господь дал смерть не вместо казни, но взамен лекарства и исцеления. Согрешившему Адаму предписано одно вместо наказания, а другое – вместо исцеления и спасения. Вместо наказания, когда сказано: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят ( Быт.3:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Все то, что было сказано об одном человеке, либо оставшемся таким, какой по заслугам был присужден к наказанию, либо ставшем не таким и освобожденным от того приговора, который не такому не был вынесен, может быть отнесено и к любому государству, и к народу, и к племени, и ко всему миру. Ибо о мире сказано, что он погибнет, – а слово Божие не может быть ложным, и тем не менее оно не исполняется, если мир отходит от неправедных устремлений. Так, Тир, и Берит, и Газа ( Иер. 47 ), и Египет обречены были погибели, а потом в Евангелии ( Лк. 10 ) узнаем, что они спасены. Итак, погибнут двояким образом: или упорствуя в том, чему был вынесен такой приговор, или отступившись от того, из-за чего были подвергнуты такому приговору, и ставши иными: и тогда вынесенный им прежде приговор уже не будет относиться к изменившимся, поскольку он был вынесен тем, какими они были, а не тем, какими они стали. Так Бог устами пророка Исаии обрек погибели род Иудейский: Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис. 6 ). Ибо здесь ясно видна невозможность исправления и исцеления, и отнимается сама надежда на то, что они одумаются. Однако мы знаем, что из этого народа вышли апостолы и первая Церковь , и тысячи людей в один день были спасены крещением ( Деян. 2 ). Они остались такими же, кому был вынесен тот приговор, и не были допущены к спасению через исправление, и по Божьему приговору обречены были погибать в своем беспутстве, и не через собственное исправление, не своим пониманием или движением, не своей добродетелью или возможностью они были обращены, чтобы спастись, но милостью Божией были спасены, чтобы обратиться. Да не обратятся, сказал Он, чтобы Я исцелил их, то есть чтобы не по своей воле, не своими силами, на которые они только и полагались, не признавая лишь свою справедливость и считая, что они не должны быть подвластны справедливости Божией, полагаясь на свои силы и не предавая себя божественному милосердию и просветлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но чем патриархи, пророки и апостолы желали подражать Господу, как не стремлением их к Его святости и праведности? Тем более что нам, христианам, известно, что в Своем боговоплощении Он не «пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел… но исполнить» ( Мф. 5:17 ). Ведь еще в Ветхом Завете мы находим призыв: «Поставит тебя Господь [Бог твой] народом святым Своим, как Он клялся тебе [и отцам твоим], если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его» ( Втор. 28:9 ). Наиболее же полно реализовать возможность «ходить путями Его» могут именно христиане, ибо Христос и желает того «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ). Возьмите любой катехизис – независимо от того, католический он, протестантский или Православный. Что вы увидите в разделе «Вера»? В разделе «Вера» вы увидите Символ веры и комментарии к нему. Что вы увидите в разделе «Надежда»? Молитву «Отче наш» и описание смысла слов этой молитвы. Но вот в разделе «Любовь» в любом христианском катехизисе, и в Православном, и в католическом, и в протестантском – мы увидим Божьи заповеди! Десять Божьих заповедей и Заповеди блаженств святого Евангелия! Потому что любовь в библейском понимании – это и есть исполнение закона Божьего. Сказано: «Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его…» ( 1Ин. 5:2–3 ). Закон Божий – это не та книга, которую написал священник Слободской и которую читают наши дети. Закон Божий в библейском понимании – это пять первых книг Библии, которые называются «Пятикнижие Моисея». Сказано: «Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала» ( 1Ин. 2:7 ). «От начала» – означает «от Книги Бытия», ибо на еврейском языке она называется «Берешит», то есть «От начала». Поэтому в устах еврея Иоанна Богослова слова «заповедь древнюю, которую вы имели от начала» надо понимать, как «заповедь древнюю, которую мы начали изучать с Книги Бытия (Берешит)».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Он должен управлять вверенным и верно, и разумно, ибо должен будет дать отчет» 429 . И далее мы читаем: Мф.24:48–51 . «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов». Блаженный Иероним пишет: «…так, наоборот, тот, который, – как говорит пророк Иезекииль, – успокаивает себя словами: “много дней пройдет” и не думает, что Господь придет скоро, тот делается беспечным, проводит время праздно в пиршествах и роскоши; но таковой встретит (sentiet) не кроткого домохозяина, а строжайшего Судию » 430 . Здесь показано, что хотя мы считаем себя хозяевами жизни, хотя бы собственной, но в действительности мы «рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). Если выполнили волю господина и «господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» ( Лк.12:37 ). – То есть выполнившие волю Господа примут участие в Мессианском Небесном Пире. Но если раб тот расслабится, перестанет бодрствовать « и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами », то наказание не замедлит. Сказано: « придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов ». Да не будет такого с нами! Подводя итог сегодняшней беседы с надеждой на спасение, о которой сказано: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?» ( Рим.8:24 ), мы, уповая на слова Сына Божия: «блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ), восклицаем в ответ на клич Господа «ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Спаси вас Христос! Читать далее Источник: Беседы на Евангелие от Матфея./О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013./Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Попросил я, говорит пророк, объяснить мне, что значит сей рог, поступающий кичливо, произносящий высокомерные слова, уничижающий общество святых, пока Ветхий днями не произносит над ним справедливый приговор, не отдает царство святым и не сокрушает его державы. И сказал мне, говорит пророк, так: зверь четвёртый - четвёртое царство будет на земле, которое превзойдет все царства и будет пожирать всю землю, попирать её и сокрушать её. Древние познавали это из таинственных видений, а мы знаем это из опыта. Ибо видим исполнение пророчества, видим, как «взыскиваются подати», многих угнетает нищета и ежедневно совершается все прочее. И десять рогов его, сказано, десять царей восстанут. Надобно заметить, что не сказал: восстанут один за другим преемственно, но: восстанут в одно и то же время. А что это действительно так, свидетельствует прибавляемое: И после них восстанет, говорит, мной царь, который превзойдет злодеяниями всех прежних, и трёх царей смирит. Если царствовали не в одно и то же время, но преемственно один после другого, то как же смирит он в одно время? Посему ясно, что, по предсказанию, десять царей восстанут при конце в одно время. Антихрист же, восстав и приняв царство последний, будет воевать с ними и сокрушит трёх из них. Но, не довольствуясь победой над людьми, сказано, И словеса на Всевышнего возглаголет, и святых Всевышнего приведёт в ветхость, или, как читается в некоторых списках, смирит и помыслит отменить времена и закон. Будет поступать с таким бешенством и неистовством, что на Бога всевышнего изрыгнет слова высокомерные и хульные, а тех, которые усердно Ему служат и причастны святыни, подвергнет всем родам казней, даже вообразит возможным совершенно истребить господствующее благочестие и отменить предписываемый им доблестный образ жизни. Ибо это даёт понять, говоря: помыслит отменить времена и закон, то есть образ жизни, соблюдаемый в то время. Потом прибавляет: И преданы будут в руку его, то есть попустит Божий промысел. И, показывая продолжение бедствий в заключительное время, ибо не до конца забыт будет нищий, надежда бедных не погибнет навек (Пс 9:19), после слов: и преданы будут в руки его, прибавил: До времени и времён и полувремени.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

4–6 Продвигаясь по страницам Ветхого Завета, автор отмечает, что вера Авеля проявилась, когда он верою принес Богу жертву лучшую, нежели Каин. Отличие состояло не в качестве жертвы ( Быт. 4:3–4 ), но в разнице позиций двух братьев (которая подразумевается в Быт. 4:4–7 ). Каину было сказано, что его приношение будет принято, если содеянное им было правильным (ср.: Прит. 15:8 ). Но Бог по достоинству оценил праведность Авеля и его веру, когда Он оценил жертву Авеля как лучшую, нежели Каина. Авель говорит еще в том смысле, что он свидетельствует о вере, к которой благоволит Бог. Пример Еноха, который переселен был так, что не видел смерти, был знаком того, что он угодил Богу. В Быт. 5:22 и 24 говорится, что он «ходил с Богом» ( в русской синодальной Библии – «пред Богом»), и для автора Послания к Евреям это образец веры, жизни с верой, ибо без веры угодить Богу невозможно (6). Такой вывод соответствует определению веры в ст. 1 и двум ее составляющим. Ибо необходимо, чтобы приходящий [букв. «приступающий», как в 4:16; 7:25; 10:22; 12:22] к Богу веровал, что Он есть [уверенность в невидимом], и ищущим Его воздает [убежденность в исполнении обетовании]. 7 Когда Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, ему было сказано о приближении суда в виде потопа ( Быт. 6:13–22 ). Он с благоговением и послушанием откликнулся на слово Божье, выразив свою веру тем, что построил ковчег для спасения своего дома и погибавшего мира. Ной сделался наследником праведности по вере в том смысле, что его праведное поведение ( Быт. 6:9; 7:1 ) было плодом его веры. 8–10 Авраам находится в центре внимания вплоть до ст. 19 отчасти потому, что он являет собой образец совершенной веры, а отчасти из–за его роли в осуществлении замысла Божьего о спасении. Впервые упоминается обетование, данное Аврааму о стране, которую он имел получить в наследие ( Быт. 12:1 ). Поверив в это обетование, он пошел, не зная, куда идет. Вера Авраама проявилась в незамедлительном исполнении, отклике на призыв Бога. Причиной такого послушания была надежда на получение в наследство земли обетованной. Потом он жил на земле обетованной, как на чужой, с теми, кто были сонаследниками того же обетования. Когда автор послания говорит об Аврааме как об ожидавшем города, имеющего основание, которого художник и строитель – Бог, он раскрывает Его главную цель – небесную страну или небесный город, о котором говорится в 11:13–16; 12:22–24и 13:14. Ожидая исполнения обетовании о земном наследии, патриархи пришли к осознанию того, что эта жизнь не завершается сама по себе, но представляет собой паломничество в будущее, которое только Бог может построить для Своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Встреча со служанкой не входила в его планы, ведь он сидел в отдалении, но она сама « подошла к нему… и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином », и страх завладел его сердцем, боязнь за собственную жизнь, – и он отрекается от Господа Иисуса Христа словами: « не знаю, что ты говоришь ». Оказывается, даже такой уклончивый ответ, формально как будто и не отречение, означает именно отречение от Христа – как отказ открыто и несмотря ни на что исповедовать Иисуса Господом. Сказано: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим.10:9 ). Собственно, исповедник – на древнегреческом «мартирос» – и означает мученик; поэтому Петр, не готовый к мучению, не готов и к исповеданию. Так что же он, апостол Петр, имел в виду, когда говорил, обращаясь к своему Божественному Учителю: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» ( Мф.26:35 ). Возможно, он представлял себе этот подвиг как что-то очень и очень торжественное, но не так же буднично – спрашивает какая-то служанка, возможно, с грязным ведром в руках… Собственно говоря, от первых христиан никогда не требовали отречения от Христа ни иудеи, ни язычники; они всегда требовали совершение своих особенных обрядов или произнесение особых слов. Но именно в этом христиане и видели отречение от Христа. Формальность сродни принципиальности, и сказать, что формально как бы и не было отречения, означает, что отречение было закамуфлировано, носило скрытую форму или было спрятано от себя самого и от Бога. Евфимий Зигабен пишет: «Смотри, как тот, который недавно пред этим так сильно хвастался, испугался теперь слабой служанки, когда был оставлен Божией благодатью» 543 . Но почему же он, Петр, причастник первой Евхаристии – и уже оставлен благодатью. Проблема апостола заключается в том, что он слишком уповает на себя и думает, что Христос нуждается в его стойкости и твердости, в его помощи. Но это мы нуждаемся в защите Бога, и никак иначе, и никак не наоборот. Сказано: «Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» ( Пс.24:5 ); и еще: «И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое» ( Пс.5:12 ). – То есть наша надежда и упование – на Господа; ликовать и хвалиться подобает о имени Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: Мф.23:33 . «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Не будем спешить осуждать апостола Петра в самоуверенности. Характер его действий всегда импульсивный, можно сказать, что у него была юношеская душа. Вспомните, как он, Петр, вел себя на горе Фавор (см. Мк.9:5 ). Евфимий Зигабен назвал это «священным безумием». Или как он, «услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море» ( Ин.21:7 ). Это была любящая и преданная Господу душа, часто принимавшая поспешные решения и совершавшая необдуманные поступки, но всегда стремящаяся к Господу. Блаженный Иероним пишет: «Это не безрассудство, не лживость, но вера апостола Петра и пламенное чувство его к Господу Спасителю… » 515 . Златоуст более строг к апостолу, он говорит: «Что ты говоришь, Петр? Пророк сказал: “Рассеются овцы”; Христос подтвердил сказанное; а ты говоришь, нет? Разве тебе не довольно того, что случилось прежде, когда ты говорил: “Будь милостив к Себе, Господи” ( Мф.16:22 ) – и был обличен? » 516  В действительности Господь попускает Петру проявить подобную решительность, чтобы, после того как апостол Петр отречется от Него, преподать ему урок никогда не надеяться на свои собственные силы, но всегда уповать на Бога. Сказано: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» ( Пс.145:5 ). Златоуст далее пишет: «Христос попускает пасть Петру для того, чтобы научить его во всем повиноваться Ему, и определение Его почитать вернейшим собственного суждения. Да и прочие получили немало пользы от его отвержения, познавши немощь человеческую и истину Божию » 517 . Христос совершенно ясно предвидел и ранее, что может произойти с Петром, потом Он скажет ему: «…Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» ( Лк.22:32 ). То есть Господь, предвидя наши падения, и в самих наших падениях никогда не оставляет нас. Сказано: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» ( Рим.14:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010