«Написовашеся иногда со старцем Иосифом яко от Семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается, прежде падший воскресити образ». Русский перевод: «Однажды отметилась в переписи со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давида, в Вифлееме Мария, имеющая во чреве бессеменно зачатый плод. Настало же время рождения, и не было нигде им места для пристанища, но как красная палата, явилась Царице пещера. Христос рождается, дабы воскресить прежде падший образ (Адамов)» Особенное место в богослужении сочельника занимают так называемые великие, или «царские», часы (часы навечерия). Они не присоединяются к другим службам, как обычно (1-й час к утрени, 3-й и 6-й перед Литургией, 9-й перед вечерней), а составляют специальную отдельную службу. В большинстве случаев они вычитываются и отчасти выпеваются рано поутру в день сочельника перед совершением Литургии Василия Великого. Но бывает и иной ход службы, случающийся примерно раз в 5-6 лет, когда сочельник совпадает с субботой или воскресеньем. Поскольку субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные, тогда как день сочельника самый строгий в постном отношении, а богослужение его напоминает отчасти Великий Пяток страстной седмицы, то в случае совпадения последнего дня перед Рождеством с субботой или воскресеньем часы навечерия Рождества переносятся на пятницу, и в этот день Литургия не совершается вообще. Тогда в субботу (или воскресенье) сочельника поутру служится обычная Литургия (Иоанна Златоуста), предваряемая простыми часами (3-м и 6-м). Часы навечерия называются великими или царскими, в виду их исключительной непохожести на обычные и торжественности их совершения ( в Византии на таких службах могли присутствовать императоры). В службу каждого часа входят по 3 псалма, которые не меняются (1-й час: пс. 5, 89, 100; 3-й час: пс. 16, 24, 50; 6-й час: пс. 53, 54, 90; 9-й час: пс. 83, 84, 85). Но в данном богослужении остается только один обычный псалом, а два другие заменяются на мессианские, пророческие: 44 и 45 на 1-м часе, 66 и 86 на 3-м часе, 71 и 131 на 6-м, 109 и 110 на 9-м. Затем следуют специальные рождественские песнопения (стихиры), после чего читается сначала пророчество из Ветхого Завета (паримия), затем отрывок из апостольского послания и из Евангелия.

http://pravmir.ru/predprazdnuem-lyudie-x...

А вот и изображение святой воли Его, – это книга заповедей Божиих и закон, вечно пребывающий (4:1 637 ). Обратись же, Израиль, и храни этот закон: ты не забыт у Господа, а сам забыл Его; за это и несешь наказание (4:2–17 638 ). Но кто навел на тебя зло, тот может и освободить от зла; уповайте на Господа, дети Израиля; терпеливо переносите бедствие и молитесь; освобождение ваше несомненно (4:18–29 639 ). Не теряй надежды, несчастный Иерусалим; посмотри на восток – вот оттуда в радости возвращаются дети твои, коих ты отпускал со слезами (4:30–37 640 ); сними одежды сетования; оденься в благолепие славы; во всей поднебесной явится светлость твоя, и пленников твоих вернет к тебе Бог возносимых со славою, как царских сыновей (5:1–9). Итак Варух показал Иудеям, что обретенный ими в Вавилоне путь покаяния низведет на них прежнее небесное благоволение и несомненно возвратит их в отечество. 26. Происхождение, место и время написания и отношение к книге Иеремииной В Апостольских Постановлениях (Lib. V, сар. 18) упомянуто, что книгу Варуха вместе с книгой Плача Иеремии евреи читали в день очищения или в праздник Киппурим [Вероятно, здесь Варуховой книгой названа книга Иеремии по имени ее писца или составителя свитка, так как и наоборот у Климента Александрийского Варуховы изречения называются Иеремииными, очевидно, на основании старинного взгляда, записанного Тертуллианом : coepit magistrornm. videri, qnae disciptdi promulgarnnt. Adv. Marcion. lib. IV, cap. 5.]. У некоторых отцов и церковных писателей, напр. у Св. Иринея (Gontra haeres, lib. V, сар. 35), Климента Александрийского (Paedag. lib. I, сар. 10; lib. XI, сар. 3) приводятся некоторые изречения из книги Варуха; но большей частью под именем Иеремии. В постановлениях Лаодикийского собора (прав. 60), у Афанасия Великого (в послании о праздниках) и у Святого Кирилла Иерусалимского книга Варуха присоединена к книге Иеремии. Но отдельно от книги Иеремии она нигде не значится. Даже читаемая из ней паримия в навечерие Рождества Христова ( Вар 3:36–38 ; 642 4:1–5 643 ) возглашается, как пророчество Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Мих.6:8 . Возвестися бо тебе, человече, что добро, или чесого Господь ищет от тебе, разве еже творити суд и любити милость и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим. Эти слова пророка служат ответом на недоуменные вопросы Израильтян, содержащиеся в 6 и 7-м стихах, не вошедшим в паримию. Признавая себя виновными пред Богом, они спрашивали: чем могли бы умилостивить Его? Недостаточно ли для сего жертв Ему? – Не отвергая умилостивительной силы жертв, пророк дает им цену только в соединении с добродетелями. Давно возвещено Израильтянам, в чем состоит добро (что добро) и чего требует от них Господь. Он требует от каждого суда, т.е. поступать справедливо в отношении к ближним; требует любить милосердие (милость) и быть готову ходить с Господем, т.е. всегда с смирением и покорностью следовать за Господом, как раб следует за господином, всегда быть готову засвидетельствовать верность Господу ревностью к исполнению Его заповедей. Заповедь об этих добродетелях, хотя издавна была дана и многократно повторялась в Законе и у пророков, не исполнялась современниками пр. Михея, за что он и обличает их. Они ненавидели добро, искали зла, сдирали кожу с ближних, за подарки судьи оправдывали виновных ( Мих. 3:1–2, 11 ). Мих.5:4 . Зане в крепости возвеличится Господь и упасет стадо Свое в мире даже до конец земли. В сем стихе, не имеющем связи с предшествующим рассмотренным и составляющим отрывок из другой главы, идет речь о великом потомке Давида Владыке Израилевом, имеющем родиться в Вифлееме. Он проявит Свою царственную силу (крепость) в побеждении врагов Своего царства и подобно праотцу Своему Давиду, сначала пастырю бессловесных, потом пастырю над людьми или своими подданными, будет пасти Свое духовное стадо, верующих в Него, в мире, охраняя их безопасность от врагов видимых и невидимых, никому не давая их в обиду. – Даже до конец земли. Если духовное стадо будет пасомо по всем краям земли, это значит, что основанная Им Церковь будет вселенская. Рассмотренную паримию положено читать в праздник Преполовения потому, что содержащиеся в ней обличения Израильтянам вызваны непокорностью их Господу, подобною непокорности и вражде Иудеев в отношении ко Христу, за что Он обличал их в праздник Преполовения ( Ин. 7:15–30 ). «Во святилище пришел еси, Премудрость Божия, преполовляющуюся празднику, уча и обличая непокоривые Иудеи, фарисеи и книжники» (стихира на стиховне праздника Преполовения). II. Паримия в навечерие Рождества Христова на первом часе (Мих. V:2–4)

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримия, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е). После этого — ектенья «Рцем вси…» и прочее. Великое освящение воды Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы). Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV — Ч вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-v-...

Содержание I. Паримия в праздник Преполовения (Гл. IV, 2–3. 5, VI, 2–4. 8, V, 4) II. Паримия в навечерие Рождества Христова на первом часе (Мих. V, 2–4)     Пророк Михей, как видно из начальных слов его книги, жил в города Морасфе, принадлежавшем колену Иудину (И. Hab. XV, 14 ); пророческое служение проходил при Иудейских царях Иоафаме, Ахазе и Езекии (758–690 гг.), до первых лет царствования Езекии судя по тому, что о разрушении Самарии, которое последовало на 6-м году сего царствования, говорится в книге Михея, как о будущем (VII, 5–8). Современниками Михея были пророки Исаия и Осия. – В книге Михея кроме обличений, направленных против пороков, господствовавших в царстве Иудейском и Израильском, содержатся предсказания о разрушении Самарии, столицы Израильского царства (I, 6–7; VI, 13–17) и Иерусалима (III, 12; VII, 13), о переселении Иудеев в Вавилон (IV, 9–10), о возвращении из Вавилонского плена и собрании остатков Израиля (II, 12–13), о превознесении горы дома Господня, или о славе Христовой Церкви (IV, 1–5), и о Владыке Израилевом, имеющем родиться в Вифлееме, т. е. о Христе (V, 2). Из книги Михея заимствованы две паримии. I. Паримия в праздник Преполовения (Мих. 4:2–3, 5, 6:2–4, 8, 5:4) В сей паримии содержится предсказание о всемирном торжестве Евангельского закона и обличение Израиля в неблагодарности Господу. Мих.4:2–3 . Тако глаголет Господь: от Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима, и разсудит среде людей многих и изобличит языки крепки даже до земли дальния. Это пророчество о славе Сиона и Иерусалима почти буквально сходно с пророчеством Исаии. Оба пророка созерцают последние дни ( Мих. 4:1 ; Ис. 2:2 ), т.е. дни явления в мир Христа, с наступлением которых окончится период ветхозаветной Церкви. Оба предрекают, что в Иерусалим, к горе храма Господня, будут стекаться со всех сторон многие народы, и здесь, как в средоточии истинного Богопочтения, учиться познанию истины, ибо действительно от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима. Под законом и словом Господним разумеется учение Евангельское о спасении людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Почему? Ибо она совершилась в недрах Божественных, в СВЕТЕ ПРЕСВЯТЫЯ ТРОИЦЫ. А там все сверхпостижимо для нас. В паримии Иеремии говорится, что Бог «изобрете всяк путь художества», то есть наиискуснейшего способа спасения человечества (навечерие праздника, 5-я паримия). И эта же мысль высказывается и в песнопениях. И в самый день праздника на литургии поется: «Велия (все) дела Господня», а нынешние – особенно: «изыскана (из других выискано, отобрано, исключительно) во всех волех Его» антифон]. Что именно произошло в сем Совете Пресущественныя Троицы, – сие выше разума; но там что-то «решено» было. И результатом сего хотя все Три Лица Пресвятыя Троицы принимают участие, но воплощается лишь СЫН… Посему Церковь и говорит постоянно, что спаслись от клятвы «пришествием Христовым». Но ведь это уже результат чего-то предыдущего, совершившегося в Совете Святой Троицы. Есть одна древняя икона… Византийского православного образа… Сидят три, совершенно однообразных Существа, взирая друг на друга… Это Совет Пресвятыя Троицы. И вот состоялось сие решение… И мгновенно из-под Их ног архангел Гавриил стремительно, посланный, бросается на землю благовествовать Пречистой Деве о зачатии «Еммануила»… Вот здесь и совершилось начало всего спасения… Здесь разрешилась и «клятва». И дальше все было делом Пресвятой Троицы. Посему в одном тропаре и говорится: «Приидите, вернии, возведемся (поднимемся на духовную высоту созерцания) Божественне… от душевных сокровищ зовуще: в вышних слава Богу, сущему в Троице, егоже ради в человецех благоволение явися, Адама избавляя первородныя клятвы, яко Человеколюбец» (царские часы, час 6-й, тропарь]). Что же именно было? и почему состоялось такое решение? – о сем дальше будет речь. Но нужно это понять: ВСЕ В БОГЕ! Ибо что такое человек?! Пред Лицом Бога – ничто! Посему оставалось все решить Богу же! И в сем спасении и решении главное участие приписывается церковными песнопениями Первому Лицу Пресвятыя Троицы – ОТЦУ. Все это непостижимо, конечно, нам; но так утверждает Откровение – во Священном Писании и церковном учении.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Если Навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то в этот день читаются Царские часы, после которых – изобразительны (но Символ веры и пс. 33-й не читаются) и отпуст. Затем начинается вечерня с литургией св. Василия Великого. Священник с диаконом молятся перед престолом: «Царю Небесный...». «Слава в вышних Богу...» и т.д. Затем – возглас: «Благословенно Царство…», после которого читается «Приидите, поклонимся» (по Уставу – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» и далее по порядку. См. Типикон, под 25-м декабря) и псалом 103-й: «Благослови, душе моя...». Далее – ектения «Миром Господу помолимся...». (Если служит архиерей, после возгласа священники уходят в алтарь). Затем хор поет «Господи, воззвах...» и стихиры праздника. Иерей совершает проскомидию. При пении стихиры на «И ныне» – вход с Евангелием, «Свете тихий…». Прокимен дня (если праздник совпадает с субботой, то в пяток вечера – великий прокимен: «Кто Бог велий…»). Чтение восьми паримий, подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паримия повествует о сотворении мира (Быт. 1:12—14). Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было новотворением. Содержание второй паримии составляет пророчество Валаама (Чис. 24:2—18) о звезде от Иакова, третьей – пророчество Михея (4, 6—8; 5, 2—8) о рождении Мессии в Вифлееме, четвертой – пророчество Исаии (11, 1—10) о жезле от корня Иессеева, на котором почиет Дух Божий; пятой – пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности книги именем учителя Варуха – Иеремии – в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии (3, 36—38; 4, 1—4) о явлении Бога на земле между людьми; шестой паримии – пророчество Даниила (2, 31—45) о нерукосечном камне. Добавочные две паримии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6—7) и Еммануила от Девы (7, 11—15; 8, 1—4; 8—10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Сии слова Господа имеют обличительный смысл. Господь как бы так говорит: «Как тебе, Иона, не стыдно роптать на Меня за Мое милосердие к Ниневии! Тебе жаль было лишиться тенистого растения, ничего не стоющего, которое в одну ночь выросло, в другую погибло: как же Мне не пожалеть разумных созданий Моих, как не пожалеть города, населенного сотнями тысяч людей, между которыми есть больше ста двадцати тысяч детей первого возраста, не умеющих отличить правой руки от левой, существ совершенно невинных? Погубить невинных вместе с виновными было бы не только немилосердно, но и несправедливо. Нельзя было также без нарушения милосердия и справедливости погубить и виновных, коль скоро они принесли покаяние. Кающихся должно прощать и миловать, а не казнить. Равно надлежало пощадить и бессловесные твари, непричастные вине людей, каковых великое множество в Ниневии». – Таков урок, преподанный Господом нетерпеливому и малодушному пророку. Неизвестно, как воспользовался он этим уроком. Можно полагать, что преисполненный благоговения к судьбам Божиим, Иона возвратился в Ниневию, возвестил ей помилование и удалился из города в мире, сопровождаемый благодарностью вразумленных его проповедью жителей. Рассмотренная паримия читается в день погребения Христа, в навечерие праздника воскресения Христова потому, что тридневное пребывание Ионы во чреве кита представляет образ тридневного погребения во гробе Христа и воскресения Его. На этот образ или предызображение Сам Христос указал книжникам и фарисеям, просившим у Него знамения. Род лукав и прелюбодей, сказал Он, знамения ищет, и знамения не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка: якоже бо Иона бе во чреве китове три дни и три нощи, тако подобает быти Сыну человеческому в сердце земли три дня и три нощи ( Мф. 12:39–40 ). Три дня и три ночи, по употреблению сего выражения у Евреев ( 1Цар. 30:12 . Быт. 42:17–18 . 2Пар. 10:5–12 ), означало не всегда полные три дня и три ночи, но время, принадлежащее трем суткам. Таким образом Иона мог пробыть во чреве кита одни только сутки и несколько часов предшествующего и последующего дня, так же точно, как и Христос Спаситель был во гробе малую часть пятка, всю субботу, и короткое время первого дня недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

сырной недели, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Недель Великого поста, попеременно «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю» и «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»; в вечер 1-го дня Пасхи, в Фомино воскресенье, в день Пятидесятницы – «Кто бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог , творяй чудеса»; в вечер праздников: Рождества Христова – «Кто бог велий...»; Богоявления, Преображения, Вознесения и Воздвижения Животворящего Креста Христова – «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори»; если эти праздники совпадают с субботой – великий прокимен праздника поется накануне, в пятницу; в субботу же вечера (в праздник) звучит великий прокимен «Господь воцарися...»; во всю пасхальную седмицу за вечерней исполняется особый прокимен. В субботу вечером за всенощной, на вечерне, всегда поется великий прокимен «Господь воцарися, в лепоту облечеся». В этом прокимне и стихах его воспевается Господь, Который по Своему человечеству воцарился и облекся в славу через Свое Воскресение из мертвых и воспринял всякую власть на небе и на земле ( Мф. 28, 18 ), под властью Его не только вселенная, им сотворенная, но и дом Его, Святая Церковь , в которой Он обитает с верующими, сохраняя ее до скончания века. После прокимна, если был вечерний вход, царские врата закрываются и на великой вечерне в праздники Господни, Богородичны и особо чтимых святых читаются паримии. Слово «паримия» в переводе с греческого означает – притча, иносказание. Паримией в Церковном уставе называются избранные чтения из Священного Писания Ветхого, иногда Нового Завета, которые содержат пророчества о воспоминаемом праздничном событии, похвалу прославленному святому или изъясняют значение праздника. Например, в навечерие Рождества Христова среди паримий читается из книги пророка Исаии пророчество о рождении от Девы Еммануила, то есть Богочеловека, из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичны в одной из паримий («Бытия чтение») говорится о лествице, виденной Иаковом, прообразовавшей собою Божию Матерь, соединившую небо и землю и вместившую в себя Невместимого небесами, Господа Иисуса Христа. На день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла читаются 3 паримии из Соборного послания святого апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы Иов I, 1–12 II. Паримия на вечерне во вторник страстной седмицы Иов I, 13–22 III. Паримия на вечерне в среду страстной седмицы. Иов II, 1–10 IV. Паримия в великий четверток Иов XXXVIII 1 – 23, XLII , 1–5 V. Паримия в великий пяток Иов XLII, 12–17 Паримия в навечерии Богоявления из книги Бытия XXXII, 1–10     Книга Иова названа по имени лица, служащего главным предметом ее содержания. Книга начинается изображением благочестия и благосостояния Иова, затем описываются великие его страдания, коим подверг его диавол по попущению Божию, и беседы с друзьями. Друзья страдальца пришли утешить его и долго препирались с ним о причине его страданий. Они настаивали на том что он тяжко страдает в наказание за тяжкие грехи. Иов обличает неправоту их суждений и свое дело повергает на суд Божий. Бог действительно является для разрешения спора и указанием на чудеса Своей премудрости и силы в видимой природе превышающие разумение человеческое, дает понять Иову и его друзьям, как неуместны их попытки ясно постигнуть судьбы Божий в жизни человеческой. Иов смиряется пред Богом и раскаявается в смелости своих суждений об отношениях Бога к судьбе человека в этой жизни. Тогда Господь изливает Свой гнев на друзей Иова за их неправые суждения и повелевает им просить о себе молитв у Иова, а его преданность воле Божией вознаграждает тем, что снова дарует ему здоровье, детей и в сугубой мере наделяет его имуществом. Иов жил, как увидим, во времена патриархальные, до Моисея. Писатель книги неизвестен. Из книги Иова взято пять паримий, читаемых во дни Страстной седмицы. I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы. Иов. I:1–12 В сей паримии повествуется о личности Иова, о его земном благосостоянии и о дозволении Господа диаволу отнять у Иова земныя блага и не касаться только его жизни и здоровья. Иов. 1:1 . Человек некий бяше в стране Авситидийстей, емуже имя Иов, и бе человек он истинен, непорочен, праведен, богочестив, удаляяйся от всякие лукавыя вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010