Рядовыми чтениями являются, несомненно, первая (Быт. 1: 1–13) и отчасти вторая (Ис. 60: 1–16) паримии. В древности литургийные чтения обязательно брались из обоих Заветов – Ветхого и Нового. По обычаю, перешедшему в христианство из еврейства, первые полагались из закона и пророков. В современном богослужении рудиментом такого порядка являются все триодные паримии вечерен. Первая паримия Великой субботы из Бытия также причисляется к рядовым чтениям из закона. Вторая паримия из Ис. 60: 1–16 в некоторой степени сопряжена с крещением оглашенных. Обращаясь к паримиям часов Великой пятницы, нужно прежде всего указать на их несомненное иерусалимское происхождение, как, впрочем, и всей службы. В Константинополе вместо нее полагалось обычное великопостное последование третьего и шестого часов с паримией из Зах. 11: 10–13. Думается, подбор паримий в названных часах уходит корнями в глубокую древность. Это же утверждение будет верным и для выбора паримий первого часа Великого четвертка (Иер. 11: 18–12, 15) и утрени Великой субботы (Иер. 37: 1–14). Смысл указанных пророчеств чрезвычайно прозрачен: первое – о страданиях Христа и о злобе против Него иудеев, а второе – о Его воскресении. Остальные паримии Страстной седмицы находятся в тесной связи с паримиями Четыредесятницы. С внешней стороны данное отношение проявляется в порядке находящихся при них прокимнов. Последние извлекаются из псалмов в той непрерывной последовательности, в какой они расположены в Псалтири: у паримии шестого часа понедельника первой седмицы стоит прокимен из первого псалма, а у последней паримии Великой среды – прокимен из 137-го псалма. Конечно, такая логика была принята после того, как уже определилась вся паримийная система Четыредесятницы и первой половины Страстной седмицы. Причины, по которым для чтения постом были назначены именно книги Бытия, Исход, Притчи и Иова, не вызывают у литургистов серьезных разногласий. Исход взят для Страстной седмицы ввиду того, что личность Моисея, событие исхода евреев из Египта и установление ветхозаветного праздника Пасхи являются прообразами Христа, совершенного Им спасения и новозаветной Пасхи.

http://pravoslavie.ru/29764.html

Описывается оно в Типиконе так: «И возглашает диакон: «Повелите». Священник же, взем обема рукама кадильницу (кадило) и свещник со свещею (подсвечник с зажженной свечой), стоит пред Святою Трапезою (перед Престолом), зря к востоком, и, назнаменуя крест, глаголет: «Премудрость, прости» (стойте прямо, момент очень важный). Таже, обратясь на запад (тотчас же повернувшись к западу, т.е. к народу) глаголет: «Свет Христов просвещает всех». В это время все кладут земной поклон, и затем читается вторая паримия Триоди. Эти паримии всегда из одних и тех же книг, кроме Страстной седмицы. Первая паримия читается из книги Бытия, и вторая – из книги Притчей Соломоновых. 8) Возглас: «Премудрость». И очень знаменитая часть Преждеосвященной –Да исправится. Что это такое? Мы привыкли видеть в большинстве храмов, как три певца выходят с клироса, встают перед амвоном и поют «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...», а хор отвечает. Затем трио поет «Положи, Господи, хранение устом моим...», хор снова отвечает: Да исправится. И так пять раз. Трио поет четыре разных стиха, а хор на каждый стих отвечает Да исправится..., а потом трио поет Да исправится... до середины, и хор допевает конец. Эта часть Преждеосвященной службы обставлена очень пышно, все ее так любят, и ждут, и стараются покрасивее исполнить, но за этой красотой для нас ускользает собственно значение песнопения. Что это? Это прокимен, и притом прокимен великий, ведь он повторяется пять раз. И вот здесь прокимен исполняется именно так, как он должен всегда быть исполнен по Уставу: чтец должен выйти, пропеть его, и потом повторяет хор. Прокимен чтец всегда должен пропевать, но у нас его никогда не пропевают, а просто возглашают, а вот в пост специально готовят и поют, 9) После великого прокимна молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами. Вообще на Преждеосвященной молитва Ефрема Сирина читается только с тремя поклонами, ни разу не кладется 16 поклонов. И после этой молитвы возможно возглашение прокимна, чтение Апостола, возглашение Аллилуйя и чтение Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рассмотренная паримия читается в дни воспоминания страстей Христовых: в великий четверг на утрене и в пятницу на 9-м часе, потому что в ней пророк Иеремия является образом страждущего Христа. Иеремия терпел озлобления от своих сограждан: и врагами Христа были единоплеменные, близкие к Нему по происхождению от Авраама. – Иеремия вооружил против себя сограждан тем, что обличал их в нечестии: равно и против Христа восстали Иудеи за то, что Он строго обличал их в гордости, лицемерии и всяких неправдах. – Враги Иеремии тайно злоумышляли против него: равно и враги И. Христа вели переговоры о погублении Его между собою и с Иудою предателем тайно. – Иеремия узнал, по откровению от Господа, о тайных умыслах против него: и от Христа не сокрыты были козни злоумышлявших на Его жизнь. – Иеремия, гонимый врагами, походил на незлобивого агнца, ведомого на заклание в жертву: равно Иисус Христос явил агнчую кротость и незлобие, когда дал принести Себя в жертву на кресте. – К сему должно присовокупить, что изображенная в паремии участь современных Иудеев была образом участи не уверовавших во Христа Иудеев. Нечестивые современники Иеремии не вразумились обличениями и угрозами Иеремии и за сие были наказаны порабощением от Вавилонян и изгнанием из земли своей. Подобная участь постигла Иудеев, отвергших Христа и Его божественное учение: они были отчасти истреблены, отчасти порабощены и рассеяны по лицу земли Римлянами и до сих пор несут последнее наказание. III. Паримия в Великую субботу (Иер. 31:31–34) В сей паремии содержится пророчество об установлении нового завета. Все стихи этой паремии Ап. Павел приводит в послании к Евреям, утверждая, что в них идет речь о замене ветхого завета, заключенного на Синае, новым, происшедшим от Христа ( Евр. 8:8–11 ). Иер.31:31–32 . Тако глаголет Господь: се, дние грядут, и завещаю дому Исраилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их в день, в оньже емшу Ми за руку их, извести я от земли Египетския, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Образом убо сый ученик, вещию же сый убийца» (4-я стихира на стиховне). После стихир на хвалитех читается вседневное славословие, обычная ектения просительная, и стихиры на стиховне, уже цитированные выше. И затем обычное окончание утрени: Благо есть, еще раз тропарь Егда славнии ученицы, сугубая сокращенная ектения и окончание. После Утверди Боже начинается чтение первого часа, который замечателен тем, что на нем читается паримия, чего практически никогда не бывает. А тут на первом часе есть прокимен; паримия и еще один прокимен, такова особенность первого часа в Великий Четверг. Тропарь на часе читается, естественно, тот, который был на утрени, и кондак Триоди: «Хлеб прием в руце предатель», тоже посвященный Иуде. Этим заканчивается утреннее богослужение Великого Четверга. Мы рассмотрели утреню и первый час. Естественно, в свое время совершаются часы. Устав говорит о них так: «Прочие же часы поются трипсалмны просто», – т.е. не великопостные, не Великие, а обычные часы. На них употребляется один тропарь и один кондак Великого Четверга. К ним же присоединяется и чин изобразительных. Почему в этот день назначены изобразительны? Вы знаете, что изобразительны это особая краткая служба, в просторечии называемая «обедница». Если литургия это обедня, то нечто меньшее, заменяющее обедню, это обедница. Изобразительны назначаются в двух случаях: если литургии в какой-то день нет вообще, или если литургия совершается на вечерне. Например, Великим Постом в обычные понедельник, вторник и четверг совершается чин изобразительных, потому что в эти дни нет литургии. Зато в среду и пяток св. Четыредесятницы изобразительны тоже совершаются, но по другой причине: литургия Преждеосвященных Даров есть, но совершается она на вечерне. Что это значит? Определенные дни года избраны Уставом как дни особенно строгого, совершенного поста, и именно в эти дни литургию назначено совершать на вечерне, т.е. она должна быть позже обычного времени литургии. Конечно, не в 6–7 часов вечера, как мы могли бы себе это представить, но где-то в 3–4 часа пополудни, во второй половине дня, а не в первой, как это бывает обычно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мене ради быша сия вам, в печали успнете Утешив боящихся Бога Иудеев, Мессия грозит гневом небесным нераскаянных из них. Упорствуя во вражде к вере Христовой, они только разжигают и усиливают огонь гнева Божия. Первых озаряет свет благоволения Божия, пред последними мерцает зловещий свет смертоносного пламени, ими же самими раздуваемого. Итак ходите этим светом, говорить Мессия, т. е. идите туда, куда ведет этот свет, – идите к вашей погибели, которой сами восхотели, вооружив против себя Господа Бога. – Мене ради быша сия вам: вы отвергли Меня, и вот за это постигли вас все эти бедствия. – В печали успнете, – в плачевном состоянии скончаете живот свой от руки завоевателей (Римлян), имеющих безпощадно, избивать тех из вас, которые будут им сопротивляться. Рассмотренная паримия читается в четверг и пятницу Страстной седмицы потому, что она содержит пророчество о страданиях Христа, испытанных Им в сии дни от врагов Его, и навлекших на них гнев Божий, разразившийся над ними при разрушении Иерусалима Римлянами. XXXVIII. Паримия в пятницу Страстной седмицы на шестом часе и на вечерне (Ис. LII, 12–52; LIII, 1–12; LIV, 1) В сей паремии содержится предсказание о Рабе Господнем, который путем глубочайшего уничижения, тягчайшими страданиями и смертью имеет искупить человеческий род от грехов и наказаний за оные, и за сей подвиг увенчан будет славою и господством над народами. Uc.LII:13 . Тако глаголет Господь: се уразумеет Отрок Мой и вознесется, и прославится зело Кто это Отрок ( παι ς) или Раб Господень? – Нельзя думать, что этим именем называется здесь лице собирательное – народ Иудейский, или лучшая часть его. Раб Господень изображается здесь, как страждущий за народ, следовательно не есть самый народ. По всему видно, что предметом пророчества служит одно лице. Кто же именно? Из сличения рассматриваемого пророчества с исполнением, также из новозаветных свидетельств о предмете пророчества, как увидим при самом объяснении его, откроется, что единственный предмет пророчества есть Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Почему рассмотренная паримия читается в Великий понедельник, сказано будет после рассмотрения следующей паримии, представляющей продолжение содержащегося в предыдущей. II. Паримия в Великий вторник В сей паримии содержится продолжение начатого в предыдущей паримии описания таинственного видения. Иез.1:21 . Внегда идяху животныя, идяху и колеса, и внегда стояти им, стояху и колеса с ними, и егда воздвизахуся от земли, воздвизахуся с ними и колеса, яко дух жизни бяше в колесах. Ясно, что идет речь о колеснице необыкновенной: не видно коней, запряженных в нее, – она движется сама собою, четыре животные составляют из самих себя колесницу; они не составляют чего-нибудь отдельного от колесницы, они не влекут за собою колес, не идут впереди их, а сами стоят над колесами, поднимаются от земли и опускаются, и движутся не внешнею силою, а в них самих пребывающею. Поистине чудная колесница! И это соответствует как увидим, необыкновенному ее назначению. Иез.1:22 . И подобие над главою животных яко твердь, яко видение кристалла, простертое над крилами их свыше. Над крилами четырех животных, т.е. херувимов, простерт был кристалловидный, чистый и прозрачный подобно кристаллу, небесный свод (твердь), как место явления славы Божией. Иез.1:23 . И под твердию крила их простерта, паряща друг ко другу (одно подле другого) , комуждо два спряжена, прикрывающа телеса их. Под кристалловидным сводом херувимы являются парящими каждое на двух крилах так, что крылья одного соединялись с крилами другого, подобно тому, как в Святом Святых скинии и храма Соломонова херувимы соединяли крылья свои над ковчегом завета. Остальные два крыла у каждого херувима были опущены и, соединяясь оконечностями, покрывали тела их. Иез.1:24 . И слышах глас крил их, внегда паряху, яко глас вод многих, яко глас Бога саддаи, и внегда ходити им, глас слова яко глас полка, и внегда стояти им, почиваху крила их. Движение или парение крыльев сопровождалось великим шумом, о силе которого можно было судить по сравнению с шумом вод многих, т.е. морских, воздвигаемых бурею, – с гласом Бога саддаи, что значит Бога всемогущего, т.е. громом, который у псалмопевца называется гласом Господним ( Пс. 28:3 и д.). Шум от хождения животных сравнивается с говором полчища. Шум от крыльев утихал (почиваху крили их), когда животные стояли неподвижно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Если содержащееся в паримии проречение об излиянии на верующих Св. Духа исполнилось в день сошествия Св. Духа, то нет нужды рассуждать, почему эта паримия читается в праздник этого события. III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. III:12–21) В сей паримии содержится пророчество о дне страшного суда. Иоил.3:12 . Тако глаголет Господь: да востанут и взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду рассудити вся языки яже окрест. Ближайшим образом, хотя в слабой степени, в сем стихе, равно как в некоторых из предыдущих и последующих ( Иоил. 4:19 ), идет речь о суде Божием над народами, смежными с Иудеею (яже окрест), которые по возвращении Иудеев из Вавилонского плена ( Иоил. 3:1–2 ) дерзнут нарушать безопасность их, дерзнут подступать к самому Иерусалиму с целью разграбить его и овладеть им. Господь, когда возвратит Иудеев в отечество, не даст их в обиду врагам их. Он есть праведный Судия и Своих чтителей защитит от враждующих против них народов. Местом, на котором Он произведет Свой строгий суд, будет юдоль Иосафатова (сл. ст. 2). Так доселе называется долина Кедронская на восток от Иерусалима, не в память об Иосафате, царе Иудейском (он погребен на Сионе во граде Давидовом. 1Пар. 20:1 ), а потому, что в этом названии содержится указание на Господень суд, имеющий произойти над народами. Еврейское слово: Иосафат, значит: «Господь есть судия», или: «Господь судит». И ниже, через стих, слова: юдоль Иосафатова, заменяются словами: поле судебное, юдоль судебная. Если относить пророчество об этом суде к народам, нападающим на Иерусалим, то это надобно понимать в том смысле, что Господь во гневе Своем, как праведный Судия, поразит полчища, которые подступят к Иерусалиму. И действительно история после Вавилонского плена представляет несколько случаев неудавшегося нападения на землю Иудейскую и на Иерусалим враждебных соседних народов. Но взор пророка не ограничивается этими случаями. Если пророк и имел в виду эти частные случаи, то, без сомнения, смотрел на них, как на слабые предызображения всемирного суда над врагами Царства Божия и вообще нечестивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Паримия из книги Деяний Апостольских в день памяти св. Апостола Матфия. (9 августа, Деян. I, 15–26.) В сей паремии повествуется об избрании в Апостолы Матфия. Дeяh. I, 15–16 . Во дни тыя востав Петр посреде ученик, рече (быв же имен народа вкупе яко сто и двадесять): мужие братие, подобаше скончатися писанию сему, еже предрече Дух Святый усты Давидовыми о Иуде, бывшем вожди емшим Иисуса. В промежуток времени (во дни те) между Вознесением Иисуса Христа на небо и сошествием Св. Духа Апостолы безвыходно пребывали в Иерусалиме, ожидая обещаннаго Христом Сошествия Св. Духа. Для молитвы они собирались в одну горницу вместе с Марией, Богоматерью и многими из учеников Христовых. В одно из таких собраний, состоявшее из 120 душ, совершилось избрание Апостола на место отпадшего Иуды предателя. Делом избрания руководил первенствующий между Апостолами – Петр. Он стал среди собравшихся и начал говорить о необходимости приступить к избранию нового Апостола. Христос избрал 12 Апостолов; одного из них не стало, надлежало восполнить эту убыль. – «Мужи братия: – так начал Петр свою речь к собравшимся, назвав их братьями потому, что они, как верующие во имя Христа, сделались чадами Божиими по благодати возрождения ( Uh. I, 12–13 ), и следственно братьями между собою. – Подобаше скончатися писанию сему, еже предрече Дух Святый усты Давидовыми о Иуде, бывшем вожди емшим Иисуса». Иуда предал Христа врагам Его, приведенных в Гефсиманиию, посланных под его предводительством взять Христа, и этим предательством сам себя исключил из лика 12 Апостолов, сам себя лишил апостольского достоинства. Тяжкое преступление Иуды, отвергшего Христа и не удорожившего своим высоким положением среди учеников Его; но оно не было случайно, сему надлежало случиться по попущению Божьему, которое предречено устами Давида. Надлежало исполниться сему пророчеству; оно непреложно, потому что изречено устами Давида Самим Духом Святым. Но прежде чем привести слова сего пророчества, Петр в ближайших трех стихах останавливается на воспоминании о погибели Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Но вместе с тем указывается так-же, что Господь был смиренному граду помощник (4). В паримии среды опять таки сообщается, «что навед Бог меч свой... на драконта змия бежащего... убиет драконта сущего в море» (гибель персов и аваров под стенами Константинополя в 626 Г·?), а вместе с тем упоминается град твердый, град ратуемый (27, 2–3). В понедельник 5-ой седмицы Господь прямо обещает ему: «царь ассирийский не имать внити в град сей, ниже пустить нан стрелу, ниже возложит нан щита, ниже окружит его валом. Но путем имже прииде сим возвратится, и во град сей не внидет» (37, 33–35). Здесь же мы находим известие о гибели Хозроя. По странной случайности один из врагов Иудеи, ассирийский царь Сеннахерим, погиб также от руки своих детей, как и Хозрой: внегда покланятися ему в дому Насараху, отценачальника своего, Адрамелех и Сарсар, сынове его, поразиша его мечи. Тии же спасошася в Армении и воцарися нахордан сын его вместо его» (38). Паримия заканчивается повторением обещания Божия: «от руки царя ассирийска избавлю Тя, и град сей, и защищу о граде сем» (38, 6). паримии вторника (40, 18–31) и среды (41, 5–14) говорят, что Господь действительно помог Своему народу: «Аз, Бог твой, держай десницу твою, глаголяй тебе не бойся, Аз помогох тебе, не бойся черве Иаковль, умаленный Израилю, Аз помогох Тебе» (41, 14). В четверг и пятницу читаем о результатах победоносной войны, – об освобождении пленных и т. п.: «Аз... дах тя... извести от уз связанные и из дому темницы сидящие во тьме (42, 6–7)... Сей, созиждет град, Мой (45, 13)... саваимстие мужие высоцие, по тебе прийдут, и тебе будут рабы, и во след тебе ходити будут, связаны ручными узами» (14). В среду и четверток 6-ой седмицы снова делается беззаконникам напоминание оставит свои грехи, вызвавшие наказание Божие (58, 1–11, 65, 8–16). В пятницу возвещается о наступившем мире (66, 10–24) и о собраний спасенных из всех стран в Иерусалиме (намек на посещение Ираклием св. града по окончании персидской войны?). Как видим, паримии о наиболее важных моментах персидской войны приходятся как раз на 4 и 5 седмицы поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

4. Исцеление языка (исцеляющий язык) древо жизни, храняй же его исполнится духа. Язык может быть орудием зла и добра. Орудием добра он бывает, когда произносит целительные речи, т.е. когда произносят слова ободрения, утешения, спасительного совета и предостережения. В этом случае он есть поистине древо жизни, т.е. похож на райское древо жизни, плоды которого были целительны, ибо предохраняли вкушающих от болезни и смерти. Такое употребление языка, или дара слова, достойно всякой похвалы. Но похвально также и воздержание языка: храняй язык исполнится духа, – т.е. умеющий во время смолчать, удерживающийся от брани в ответ на брань, не тратящий слов по пустому – на вразумление безнадежно глупых и нечестивых, не бросающий бисера пред свиниями, исполнится духа в том смысле, что чем сдержаннее его язык в этом случае, тем целостнее будет его духовная сила. В нем останется сознание, что он сберег сокровище своей мудрости, не расточил его по пустому и тем не причинил себе огорчения и стыда. Поистине он исполнится духа. Язык болтливый обнаруживает пустоту души, воздержание же языка в некоторых случаях свидетельствует о полноте духовной жизни еще в том смысле, что для этого воздержания потребна немалая сила духа. XXIII, Паримия во вторник пятой седмицы Великого поста. (Притч. XV, 7–19). Гл. XV, 7. Устне мудрых связуются чувством (ведением), сердца же безумных нетверда. Истинно мудрому свойственна великая осторожность в слове. Он наперед в сердце своем хорошенько обдумает, говорить ли что и как говорить, чтобы не сказать чего-нибудь не вовремя и бесполезного для слушателей. Он не дает воли своим устам, связуя их размышлением. Не так поступают безумные, – нерассудительные. Сердца их не тверды: умы их быстро увлекаются первыми впечатлениями и под влиянием этих впечатлений, не проверенных, без здраваго и основательного обсуждения воспринятых, язык их спешит говорить слова безрассудные и нелепые. 8. Жертвы нечестивых мерзость Господеви, обеты (молитвы) же праведных приятны Ему. Богоугодность и небогоугодность жертв и молитв зависит от нравственного состояния приносящих жертвы и молитвы. От людей праведных по внутренним расположениям и по жизни Господь приемлет жертвы и молитвы с благоволением. А жертвы нечестивых и их лицемерные молитвы для Него отвратительны, ибо приносящие их не перестают прогневлять Бога отсутствием в их сердцах страха Божия и всякими неправдами в отношении к ближним. Мысль эта часто встречается в ветхозаветном Писании, с особенною же силою она выражена в словах Господа у пророка Исаии: «Беззаконник, заколающий (в жертву) вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам – то же, что молящийся идолу» ( Ис. 66:3 . Слич. Ис. 1:11 . Иер. 6:20, 14:12 . Ос. 5:6, 8:13, 9:5 . Ам. 5:22 . Мал. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010