Почему? Ибо она совершилась в недрах Божественных, в СВЕТЕ ПРЕСВЯТЫЯ ТРОИЦЫ. А там все сверхпостижимо для нас. В паримии Иеремии говорится, что Бог «изобрете всяк путь художества», то есть наиискуснейшего способа спасения человечества (навечерие праздника, 5-я паримия). И эта же мысль высказывается и в песнопениях. И в самый день праздника на литургии поется: «Велия (все) дела Господня», а нынешние – особенно: «изыскана (из других выискано, отобрано, исключительно) во всех волех Его» антифон]. Что именно произошло в сем Совете Пресущественныя Троицы, – сие выше разума; но там что-то «решено» было. И результатом сего хотя все Три Лица Пресвятыя Троицы принимают участие, но воплощается лишь СЫН… Посему Церковь и говорит постоянно, что спаслись от клятвы «пришествием Христовым». Но ведь это уже результат чего-то предыдущего, совершившегося в Совете Святой Троицы. Есть одна древняя икона… Византийского православного образа… Сидят три, совершенно однообразных Существа, взирая друг на друга… Это Совет Пресвятыя Троицы. И вот состоялось сие решение… И мгновенно из-под Их ног архангел Гавриил стремительно, посланный, бросается на землю благовествовать Пречистой Деве о зачатии «Еммануила»… Вот здесь и совершилось начало всего спасения… Здесь разрешилась и «клятва». И дальше все было делом Пресвятой Троицы. Посему в одном тропаре и говорится: «Приидите, вернии, возведемся (поднимемся на духовную высоту созерцания) Божественне… от душевных сокровищ зовуще: в вышних слава Богу, сущему в Троице, егоже ради в человецех благоволение явися, Адама избавляя первородныя клятвы, яко Человеколюбец» (царские часы, час 6-й, тропарь]). Что же именно было? и почему состоялось такое решение? – о сем дальше будет речь. Но нужно это понять: ВСЕ В БОГЕ! Ибо что такое человек?! Пред Лицом Бога – ничто! Посему оставалось все решить Богу же! И в сем спасении и решении главное участие приписывается церковными песнопениями Первому Лицу Пресвятыя Троицы – ОТЦУ. Все это непостижимо, конечно, нам; но так утверждает Откровение – во Священном Писании и церковном учении.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Содержание I. Паримия на вечерне под праздник Богоявления. I. Навин III, 7–8, 15–17. II. Паримия из книги Иисуса Навина в навечерие Пасхи V, 10–15. III. Паримия из книги Иисуса Навина в день Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, 8-го ноября.     Книга, известная под именем книги Иисуса Навина, содержит описание событий в истории народа Божия, происходивших по смерти Моисея в течение двадцатипятилетнего правления преемника его Иисуса Навина до кончины его (1574–1550 до Р X.). В книге повествуется о вступлении Евреев в Ханаанскую землю, о завоевании ее, о разделении между коленами и о предсмертных распоряжениях Иисуса. Наименование книги указывает отчасти на непосредственное участие в описываемых в ней событиях Иисуса Навина, как вождя народа Божия, отчасти на то, что за исключением немногих мест, внесенных в нее в позднейшее время (например о смерти Иисуса XXIV, 29–36, об исполнении проклятия над дерзнувшим восстановить Иерихон, VI, 25 и д слич 3 Царств XVI, 34), она написана самим же Иисусом Навином, как видно и из согласного о сем свидетельства Иудейского и христианского предания и из указания самой книги (XXIV, 26). Из книги Иисуса Навина заимствовано для церковного чтения три паримии. I. Паримия на вечерне под праздник Богоявления. I. Нав. III:7–8, 15–17. В этой паримии идет речь о чудесном переходе Израильтян чрез Иордан. На восток от нижнего течения Иордана, в двух с половиной часах пути от него, на равнине Моавитской есть местечко Ситтим. Здесь расположились станом Израильтяне в последние дни Моисея ( Чис. 33:49 ). Здесь же по смерти Моисея, как только окончился тридцатидневный плач о нем, сотрудник его Иисус Навин получает непосредственно повеление от Господа вступить в звание вождя народа Божия, предоставленное ему еще при жизни Моисея ( Чис. 27:15 и д.), и вести Израильтян чрез Иордан для занятия Ханаанской земли. Исполняя повеление Господа, Иисус Навин, – это было в шестой день первого весеннего месяца, в 41-й год по исходе из Египта, – объявляет Израильтянам, чтобы запаслись продовольствием на дорогу, потому что спустя три дня пойдут за Иордан, и в тот же день отправляет в Иерихон лазутчиков осмотреть местность и разведать настроение населения. На другой день, по распоряжению своего вождя, Израильтяне снимают стан и подходят к берегам Иордана насупротив Иерихона. Прошло три срочных дня, наступил день чудесной переправы чрез Иордан. Накануне этого дня Иисус Навин приказывает сказать сынам Израиля, чтобы к утру они очистились, т.е. вымылись, переменили белье, не касались жен, но паче всего настроили себя благоговейно и таким образом достойно приготовились к принятию чудодейственной милости к ним Господа. В тоже время. –

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Рассмотренная паримия о славе Иерусалима читается в Великую субботу, в навечерие Пасхи, потому что в Великую субботу и в день Пасхи совершились в Иерусалиме события, послужившие к славе Церкви Христовой вообще и в частности Иерусалима, сделавшие его священным для всех христиан, до сих пор в огромном количестве стекающихся к гробу, прославленному погребением и воскресением Христа. Та же паримия читается в день памяти равноапостольных Константина и Елены (21 мая), содействовавших славе Иерусалима и вообще Христовой Церкви созданием храма гроба Господня и многочисленными заслугами для распространения и утверждения Христовой веры. В день памяти св. благоверного князя Александра Невского (30 августа) та же паримия читается по применению к нему стихов паремии о заслугах царей для Церкви. – Стихи той же паремии 11–16 составляют особую паримию, положенную для чтения в праздники Кресту Христову: положения ризы Господней (11 июля), Происхождения древ честного Креста (1 авг.) и Воздвижения Креста (14 сент.). Отношение этого чтения к праздникам Креста состоит в том, что словами стихов этого чтения Церковь прославляет Крест Христов. Крест Христов, по словам церковных песней, построен из драгоценных дерев – кипариса, певга и кедра, и есть подножие ног Христа. Мы видели, что слова пророка о кипарисе, певге и кедре относятся не ко Кресту, а к храму; но они применены ко Кресту, по мнению церковных учителей, в духовно-нравственном смысле. Кипарис, певг и кедр знаменуют силу Креста Христова: она состоит в том, что Крестом или, точнее, силою Распятого на нем прогоняются демоны и злые помышления, подобно тому, как благовонием от кедра прогоняются змеи. Крестом Христовым укрепляемся в терпении скорбей, подобно тому, как кипарис сохраняет свою красоту и крепость, несмотря на ужасные порывы ветра. Крестом исцеляются душевные болезни, производимые угрызением совести, подобно тому, как певгом исцеляются грызения и болезни внутри тела (см. «Обличение неправды раскольнической», архиепископа Никифора астраханского, лист 34 на обороте). XLII. Паримия в Великую субботу и 1-го сентября (Ис. LXI, 1–9)

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Рассмотренная паримия, положенная в праздник пророка Илии для прославления его чудесного преставления читается также в навечерие Крещения Христова на том основании, что в чуде разделения вод Иордана Церковь видит предызображение крещения Христова, как это видно из тропаря в навечерие Крещения. «Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елисеевою, вознесшуся Илии, и разделяхуся воды сюду и сюду и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образе во истину крещения, им же мы текущее жития преходим шествие». Смысл сближения тот, что крещением Господним в Иордане, служившем границею земли Обетованной, проложен для верующих во Христа путь в Царство небесное, подобно тому, как чрез чудо осушения дна Иордана облегчен переход с одного берега этой реки на другой. VII. Паримия в навечерие Богоявления 4 Царств II:19–22 В сей паримии повествуется о чуде исправления Елисеем Иерихонских вод. 4Цар. 2:19 . Рекоша мужие града Иерихонска ко Елисею: се, жилище града сего добро, якоже ты, господине, веси, и воды злы и бесчадны. По вознесении Илии на небо, Елисей, перешед на западный берег Иордана остановился в Иерихоне. Этот древнейший из городов Палестины находился в двух часах расстояния от западного берега Иордана, в плодоносном оазисе, окруженный пальмовыми рощами, почему и назывался городом пальм ( Втор. 34:3 ). Разрушенный до основания Иис. Навином, Иерихон восстановлен при Израильском царе Ахаве, причем погибли двое сыновей восстановителя его Ахиила, согласно предсказанию Иисуса Навина ( 3Цар. 16:34 ). Жители Иерихона сказали Елисею: жилище (водворение) града сего добро, т.е. и климат в Иерихоне хорош, и растительность великолепна, и земля хлебородна, но есть один недостаток води зли и безчадны. Жалоба Иерихонцев относится к тем водам, которые в обилии до сих пор текут из источника, пробивающегося из-под груды камней у подножия горы близ Иерихона. Воды этого источника, по словам жителей, были злы, т.е. вредоносны для людей. Вред от употребления их людьми отзывался в смертных болезнях (21) и в бесчадии дети: или раждались недоносками, хилыми, или даже не зачинались в утробе, или умирали до рождения. Должно полагать, что эти неудобства простирались не на всю Иерихонскую местность, не на все Иерихонское население, иначе нельзя было бы объяснить, как при таких неблагоприятных условиях мог Иерихон издревле иметь большое народонаселение и находиться в цветущем состоянии. При недостатке воды почвенной, жители могли пользоваться водою дождевою в цистернах, как это обыкновенно доселе в Палестине. Все было хорошо, за исключением нездоровых вод Иерихонского источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Кроме того, на каждом часе читается паримия, содержащая одно из ветхозаветных пророчеств о пришествии Христа, а также Апостол и Евангелие. Пред началом чтений из Священного Писания поются особые тропари, сопровождаемые стихами из псалмов. Главное место в последовании часов занимают евангельские чтения, которые обращают наше внимание на обстоятельства Рождества Христова, говорят о земных и небесных участниках события и их отношении к родившемуся Младенцу. Евангельскими чтениями рождественских часов охватывается весь цикл событий, связанных с Рождеством Христовым, начиная со смущения Иосифа и кончая его возвращением вместе с Богомладенцем и Его Матерью из Египта.    Может возникнуть вопрос, какой смысл имеет включение в службу, совершаемую в день навечерия, евангельских повествований не только о самом событии праздника, но и о том, что последовало за ним. Перенесение на день, предшествующий празднику, отдельных элементов праздничного богослужения, прежде всего посвященного событиям праздника евангельского чтения, встречается, кроме праздника Рождества Христова, также и в праздники Богоявления и Пасхи. Если вдуматься в смысл этих особенностей служб навечерия Рождества и Пасхи, то можно сказать, что такое предварение праздника является как бы лучами, проникающими к нам из того «невечернего дня Царствия Христова», в котором всё, что было явлено когда-то во времени, пребывает в нерушимом единстве вечности, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Предварение праздника в богослужении навечерия как бы открывает пред живущими во времени завесу вечности, полагая начало приобщения верующих празднику.    В евангельских чтениях, посвященных празднику Рождества Христова, как и во всем Евангелии, повествуется не только о явлении на земле Богочеловека и совершённом Им деле спасения, но и о многообразных путях и отношениях человека к своему Спасителю. Это – путь простодушных и чистых сердцем вифлеемских пастырей, путь мудрых волхвов и, наконец, праведного Иосифа, у которого он начинается с «бури помышлений сумнительных» (Акафист Божией Матери) и кончается благоговейным служением родившемуся в Вифлееме Богомладенцу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Октоих (греч. «осьмогласник») – богослужебная книга, которая заключает в себе последования служб с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения седмичного круга, то есть на каждый день седмицы (недели). Эти службы поются в продолжение седмицы одним напевом (гласом). В «Октоихе» содержится восемь гласов – на восемь седмиц; отсюда и название книги – «Осьмогласник», или «Октоих». Омофор – часть архиерейского облачения – широкая лента с изображением крестов, охватывающая шею и спускающаяся одним концом на грудь, а другим на спину (большой орарь) или обоими концами на грудь (малый орарь). Символизирует заблудшую овцу (наше естество), которую взял на свои плечи пастырь (Спаситель). Орарь – часть облачения иподиакона, диакона и архидиакона, представляет собой длинную широкую ленту, которую диакон носит на левом плече, а конец ее держит правой рукой. Орарь знаменует благодать священного сана, ангельские крыла, благое бремя служения Христу. Заслуженные диаконы награждаются двойным орарем, который в два раза шире, чем обычный. Иподиаконы препоясуются орарем крест-накрест. Отдание праздника – последний день попразднества (периода после двунадесятого праздника, в который в богослужении продолжается воспоминание празднуемого события). Отдание отличается от дней попразднества большей торжественностью богослужения, потому что в этот день во многом повторяются молитвословия праздника. Отпуст или отпуск – заключительная часть богослужения, когда молящиеся «отпускаются» из храма. Священник, стоя в царских вратах лицом к народу, произносит отпуст – благословение, в котором выражается желание, чтобы Господь, молитвами Богородицы и святых, спас и помиловал молящихся. Панагия – небольшая круглая икона Божией Матери (иногда Спасителя), которая как знак архиерейского достоинства носится епископами на груди. Параклис Богородице – покорное прошение, или усердная молитва, то есть молебен, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии. Паримия (греч. «притча», " иносказание») – избранное чтение из Священного Писания Ветхого, иногда Нового, Завета, которое со держит пророчество о воспоминаемом празднуемом событии или святом. Например, в праздник Пятидесятницы в паримиях читаются пророчества о сошествии Святого Духа: «…излию Духа Моего на всякую плоть…» ( Иоил. 2,28 ), «…прииму вас от язык… и очищу вы. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам… Дух Мой дам в вас» ( Иез. 36, 24 – 27 ); в навечерие Рождества Христова читаются пророчества из Книги пророка Исаии о рождении от Девы Еммануила, то есть Богочеловека; из Книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На Богородичные праздники читается паримия из Книги Бытия о виденной Иаковом лествице, прообразовавшей собою Божию Матерь, соединившую небо и землю, и вместившую в Себя невместимого небесами Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Отпуст, или отпуск , – заключительная часть богослужения, когда молящиеся «отпускаются» из храма. Священник, стоя в царских вратах лицом к народу, произносит отпуст – благословение, в котором выражается желание, чтобы Господь, молитвами Богородицы и святых, спас и помиловал молящихся. Паримия (греч. «притча», «иносказание») – избранное чтение из Священного Писания Ветхого, иногда Нового, Завета, которое содержит пророчество о воспоминаемом празднуемом событии или святом. Например, в праздник Пятидесятницы в паримиях читаются пророчества о сошествии Святого Духа: «…излию Духа Моего на всякую плоть…» ( Иоил. 2:28 ), «…прииму вас от язык… и очищу вы. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам… Дух Мой дам в вас» ( Иез. 36:24–27 ); в навечерие Рождества Христова читаются пророчества из книги пророка Исаии о рождении от Девы Еммануила, то есть Богочеловека; из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На Богородичные праздники читается паримия из книги Бытия о виденной Иаковом лествице, прообразовавшей собою Божию Матерь, соединившую небо и землю и вместившую в Себя невместимого небесами Господа Иисуса Христа. Песнь Богородицы – песнь Пресвятой Богородицы (см.: Лк. 1:46–55 ) в церковном уставе называется «Честнейшую», поскольку после каждого тропаря песни следует припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем». Поется перед 9-й песнью канона, – кроме тех случаев, когда (в великие праздники) к 9-й песни положены особые припевы. Плащаница (греч. «полотно») – большой прямоугольный плат из полотняной, шелковой или бархатной материи с живописным или вышитым изображением умершего Христа Спасителя, орудий Его страданий, а также погребавших Его святых Иосифа и Никодима и свидетельниц погребения – Божией Матери и святых жен мироносиц. В конце вечерни Страстной пятницы при пении тропарей «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси к смерти» и «Мироносицам женам» святая плащаница на главе священника выносится из алтаря на средину храма и там остается до начала пасхальной утрени для общего поклонения и благоговейного лобызания. Затем она переносится в алтарь и полагается на святом престоле, где пребывает до отдания праздника Пасхи в ознаменование сорокадневного пребывания Господа на земле по Его воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

4Цар. 2:20 . И рече Елисей: приимите (принесите) ми водонос нов, и всыплите ту соль: и прияша (в Библии: и взяша и принесоша к нему). Собираясь совершить чудо посредством соли, Елисей требует сосуда для соли нового, не бывшего в употреблении, для того, чтобы видно было соответствие между новым сосудом, из которого высыпана будет соль, и обновлением источника, из которого отселе будет струиться здоровая вода. 4Цар. 2:21 . И изыде на похождение вод, и вверже тамо соль, и рече: тако глаголет Господь: исцелих воды сия, и не ктому будет отнюдь умирая (уже никто не умрет), ниже бесчадствующая сими. Итак соль была только проводником чудодейственной силы слова Господня, само же по себе вещество соли ничего подобного не могло произвести. Правда, соль предохраняет пищу от порчи, но Елисеем она высыпана была только в исток родника, притом в такой незначительной мере, что естественным действием ее никак нельзя объяснить исправления воды на всем протяжении ее течения и на все времена. 4Цар. 2:22 . И исцелеша воды до дня сего, по глаголу, иже глагола Елисей. До дне сего, т.е. до времени, когда написана была 4-я книга Царств, может быть до времени Ездры. Но и до сих пор вода Иерихонского источника, по свидетельствам современных путешественников, обладает превосходными качествами: она очень здорова, прозрачна и хороша на вкус. Рассмотренная паримия читается в навечерие Богоявления потому, что в этот праздник совершается освящение воды, в котором испрашивается освящаемой воде благодать исцеления душ и телес, подобно тому, как водам Иерихонского источника сообщена была такая сила, что они из вредных для здоровья сделались полезными. VIII. Паримия в Великую субботу. 4 Царств IV, 8–37 В сей паримии повествуется о рождении, по слову пророка Елисея, сына у Соманской жены и о воскрешении его Елисеем. 4Цар. 4:8 . Бысть в един день, и прейде Елисей в Соман, и ту жена велия, и удержа его снести хлеба. И бысть ему входити и исходити множицею, и уклоняшеся тамо ясти хлеба. Обыкновенным местопребыванием Елисея был Кармил (25. сл. II, 25), где он проводил свойственную пророкам созерцательную жизнь, питая свою душу Богомыслием и молитвою. Но как пророк, он был общественным деятелем и потому часто должен был оставлять свое уединение и переходить с одного места на другое по делам своего служения. В одну из таких отлучек путь его лежал чрез Соман (Сунем), городок Иссахарова колена ( Нав. 19:18 ), на юго-западной подошве малого Ермона, – он был родиной Ависаги, служившей престарелому Давиду ( 3Цар. 1:3 ). В Сомане обитала жена велия, т.е. богатая и знатная. По всему видно, что она была чтительницей истинного Бога и потому чествовала служителя Его. Заметив идущего чрез Соман Елисея, она удержа его снести хлеба, т.е. упросила его зайти к ней в дом и принять от ней угощение. С этих пор Елисей, когда проходил чрез Соман, всегда останавливался в доме гостеприимной женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Uc.I:19 . И аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте Аще хощете... От вас зависит заслужить Мое благоволение. Если захотите и последуете Моему призыву к покаянию и исправлению жизни, то Я избавлю вас от врагов, опустошающих вашу землю; дам вам мир, чтобы вы беспрепятственно собирали и вкушали плоды с засеянных вами полей и посаженных вами садовых и овощных растений (благая земли). Uc.I:20 . Аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия Горе вам, если пренебрежете Моими обличениями, увещаниями и угрозами: меч вы пояст, – вас постигнет участь уже погибших от меча неприятельского. И обетования милости Божией к послушным Господу и угрозы непослушным непременно исполнятся, ибо те и другие изрекли уста Господни, а «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает, будет говорить и не исполнит?» ( Чucл. XXIII, 19 ). Чтения из пророка Исаии, положенные в Великий пост , положены без нарочитого применения к дням поста; но нельзя не заметить, что первая паримия из пророка Исаии имеет близкое отношение к времени поста, как времени покаяния, состоящего в самоосуждении, в сердечной скорби о грехах, в подвигах очищения себя от грехов и в усиленном искании примирения с Господом. Поэтому кающаяся душа должна прилагать к себе содержащиеся в рассмотренной паремии обличения, увещевания к покаянию и угрозы, вопрошать себя, нет ли и в ней грехов подобных тем, о которых идет речь в ней, и внимать этой речи, как бы она была обращена к ней непосредственно. Стихи 16–21 составляют отдельную паримию в навечерии Богоявления или Крещения Господня. Крещение Христово служило первообразом для христианского таинства крещения. В сем таинстве благодатью Святаго Духа душа омывается от всех греховных скверен, от грехов произвольных и первородного, и делается чистою и святою, в знак чего крещенный, по выходе из купели, облекается в белую одежду. И таким образом в отношении к очищенной крещением христианской душе исполняется обетование: аще греси вашя будут яко багряное, яко снег убелю, аще же будут яко червленое, яко волну убелю. Это обетование, относившееся собственно к Иудеям, призываемым к покаянию, святая Церковь прилагает к таинству крещения, чем и объясняется употребление паремии, содержащей сие обетование, в Богослужении праздника Крещения Господня, чрез которое освещено таинство христианского крещения. II. Паримия во вторник первой седмицы Великого поста (I, 19–31;II, 1–3)

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Митрополит Варсонофий молился за Царскими часами в Казанском соборе января 2019 Богослужение совершили настоятель протоиерей Павел Красноцветов в сослужении клириков храма. Божественной литургии в этот день не положено. Навечерие (сочельник) - богослужение, предваряющее Рождество Христово и Крещение Господне. Царские часы совершаются перед этими праздниками, а также в Великую Пятницу - ради Страстей Господних. Поскольку навечерие Рождества Христова в текущем году приходится на воскресенье, совершение Царских часов с Рождественского сочельника переносится на пятницу. Часами называются службы, установленные для освящения определенных часов, чем-либо знаменательных в истории спасения человечества, в благодарность за происшедшие в них события. Так как спасение людей совершено страданиями Христовыми, служба каждого из часов носит покаянный характер. Часы называются Царскими, потому что издавна на этом богослужении присутствовали цари, поклоняясь Царю царей. Часы совершаются при открытых Царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, знаменуя, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами Богомладенцу Христу. Читаемые на часах псалмы содержат пророчества о грядущем родиться Спасителе, о Церкви, о вечном Царстве Христовом. Апостольские чтения ясно говорят о Христе, пришедшем, чтобы победить " имущего державу смерти " и избавить людей от рабства греху и диаволу. Помимо псалмов на каждом часе (они совершаются подряд, с первого по девятый) читается паримия - отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, зачало (часть текста) из Апостола и Евангелия. Кроме того, на часах поются тропари, раскрывающие смысл происходящего события. ИА " Вода живая " , 04.01.19 Поделиться Упоминания в новостях 21 апреля 2024 21 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 10 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010