Скачать epub pdf Неделя Мясопустная Прокимен, глас 3: Вéлий Госпóдь наш и вéлия крéпость Егó,/и рáзума Егó несть числá. Стих: Хвалите Гóспода, яко благ псалóм, Бóгови нáшему да усладится хвалéние. К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Пища не приближáет нас к Бóгу: ибо, едим ли мы, ничегó не приобретáем; не едим ли, ничегó не теряем. Берегитесь однáко же, чтóбы эта свобóда ваша не послужила соблáзном для нéмощных. Ибо éсли кто-нибудь увидит, что ты, имéя знáние, сидишь за столом в кáпище, то сóвесть егó, как нéмощного, не располóжит ли и егó есть идоложéртвенное? И от знáния твоегó погибнет нéмощный брат, за котóрого ýмер Христóс. А согрешáя таким óбразом прóтив брáтьев и уязвляя нéмощную сóвесть их, вы согрешáете против Христá. И потомý, éсли пища соблазняет брáта моегó, не буду есть мяса вовéк, чтóбы не соблазнить брáта моегó. Не апóстол ли я? Не свобóден ли я? Не видел ли я Иисýса Христá, Гóспода нáшего? Не моё ли дéло вы в Гóсподе? Éсли для других я не апóстол, то для вас апóстол; ибо печáть моегó апóстольства – вы в Гóсподе. ( 1Кор 8:8–9:2 ) Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Не пища предстáвит нас перед Бóгом. Éсли мы не едим – мы ничегó не теряем, и éсли едим – ничегó не приобретáем. Но смотрите, как бы эта вáша свобóда не стáла причиной падéния слáбых. Ибо éсли нéкто увидит, что ты, обладáющий знáнием, возлежишь за столóм в какóм-нибудь языческом хрáме, то сóвесть егó, человéка слáбого, не «возвысится» ли так, что он тóже стáнет есть мясо, принесённое в жéртву идолам? И вот ужé гибнет от твоегó знáния слáбый человéк, твой брат, за котóрого ýмер Христóс! Но когдá вы таким óбразом грешите прóтив брáтьев и нанóсите удáр их слáбой сóвести, вы грешите прóтив Христá. И потомý, éсли из-за какóй-то пищи пáдает мой брат, не буду есть мяса вовéк, чтóбы не быть причиной падéния брáта моегó. Рáзве я не свобóден? Рáзве я не апóстол? Рáзве я не видел Иисýса, Гóспода нáшего? Рáзве вы – не моё дéло в Гóсподе? Éсли для других я не апóстол, то для вас – апóстол, ибо вы сáми – печáть моегó апóстольства в Гóсподе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

По свидетельству самих папистов 5 все их Богослужение вечернее и утреннее самое продолжительное едва составляет четвертую долю Богослужения Восточного. Западная Церковь не имеет круга седмичного, подобно Восточной, в которой каждый день посвящен особенному благочестивому воспоминанию, как-то понедельник – Силам бесплотным, вторник – Иоанну Предтече и т. п. Правда в служебнике Римском (Missale Romanum) каждому дню седмичному усвоена известная обедня, именно: понедельнику заупокойная или Троичная, вторнику – Ангельская, среде– обедня Св. Апостолов Петра и Павла, четвергу – обедня Св. Духа, или таинства Евхаристии, пятнице – обедня креста или страданий Господних, субботе – обедня Богородична. Но все эти обедни (missae votivae) такого рода, что служение их предоставлено благочестивому усердию священника (pro devotione sacerdotis dici possunt). Впрочем, по субботам обыкновенно отправляется служба св. Марии Девы (officium beatae Mariae Virginis), слагаемая из псалмов, молитв, антифонов, гимнов и паремий, и разделяемая на большую и малую. II. Богослужебные времена общенародные К общенародным Богослужебным временам западной Церкви можно отнести 1) недели, или воскресные дни, 2) праздники, 3) посты и 4) дни поминовения усопших. 1. Недели Годичный круг Богослужения, или годичное последование недель в Римской Церкви начинается первою неделею Рождественского поста (adventus) и оканчивается последнею неделею по Пятидесятнице. Сии недели следуют одна за другими в таком порядке: недели Рождественского поста, недели по Богоявлении, недели приготовительные к Великому посту, недели Четыредесятницы, недели по Пасхе и недели по Пятидесятнице. Все эти недели в Римской Церкви разделяются на большие и меньшие (majores et minores). К большим неделям причисляются: а) недели Рождественского поста, б) те недели, которые бывают, начиная от недели о блудном (septuagesima) до Фоминой (in albis) включительно, в) неделя Пятидесятницы и Троицы. Все прочие недели считаются меньшими. Большие недели снова подразделяются на два класса: одни из них не уступают никакому празднику и никогда не оставляются их службы, а другие уступают большим праздникам первого и второго разряда. К первому классу принадлежат: а) первая неделя Рождественского поста, б) первая неделя Четыредесятницы, в) неделя страдания Господня (наша пятая неделя Великого поста), г) неделя Вербная, д) неделя Пасхи, е) неделя Фомина, ж) неделя Пятидесятницы и з) неделя Пресвятой Троицы. Ко второму классу относятся три недели Рождественского и Великого поста, неделя о блудном, неделя мясопустная (sexagesima) и неделя сыропустная (quinquagesima). Меньшие недели уступают свое место и небольшим праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Из прочитанного отрывка мы заключаем, что, во-первых, наше знание всегда ограничено. Во-вторых, собственную психологию и собственный опыт ни в коем случае нельзя без рассуждений переносить на психологию и опыт других людей. И если человек этого не понимает, то он жестоко ошибается, и его «знание» лишено главного качества — делать правильные выводы для отношений с другими людьми. Такое «знание» не только бесплодно, но и вредоносно. Наконец, самое главное: свобода без ответственности, диктуемой любовью во Христе, грозит выродиться в произвол и насилие, даже при внешне благих намерениях. В этом большой урок для всех нас в нашем повседневном поведении. Христианство — религия не Закона, но свободы. Однако истинная свобода, — о чем неустанно повторяет апостол, — возможна только в благодати Святого Духа. Дух же есть Дух любви, которая по определению не может существовать без свободного сознания долга перед ближним, без ответственности за его духовное благо. 7 февраля 2010 г. Прочтите толкования Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феофилакт Болгарский Святитель Феофан Затворник Схиархимандрит Авраам (Рейдман) О бережном отношении к совести ближнего Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Неделя о Страшном суде. В эту Неделю мы вспоминаем притчу Спасителя, которая по сути является пророчеством о том, что произойдет в грядущие времена. Когда произойдет — мы не знаем, но это обязательно будет. И одновременно сегодня начинается Неделя мясопустная — те, кто вкушают мясо, заговляются на этот род пищи. В связи с заговением в этот день читается соответствующее апостольское послание. Можно сказать, что сегодняшнее евангельское чтение посвящено воспоминанию Страшного суда, а чтение из Послания святого апостола Павла к коринфянам — заговению на Великий пост. Апостол Павел объясняет нам, как важно воздержание от пищи. Существует неправильное, но очень распространенное мнение, будто пост должен быть тайным. Люди, превратно толкуя слова Спасителя, полагают, что мы должны поститься так, чтобы этого никто не видел.

http://bible.predanie.ru/tretya-podgotov...

Покойный Снегирев, по нашему мнению, совершенно справедливо предполагал, что наша масленица берет свое начало из языческого празднества, совершаемого нашими предками в честь Волоса, скотья бога. Самые даже яства масленичные, как-то: масло, молоко, сыр, сметана и те подтверждают это предположение. Так вот откуда началась-почалась наша теперешняя масленица. Со времени принятия христианства русскими славянами, неделя, предшествующая Великому посту, называлась вначале, как это видно из наших древних летописей, мясопустом потому, что в эту неделю по уставу церкви, воспрещается есть мясо. Название же сырной недели и масленицы является уже гораздо позднее и именно не ранее 16-го века. Теперь мы необходимым считаем сказать несколько слово том, какое значение имеют масленичные дни по уставу нашей Православной Церкви. Наша церковь в неделю мясопустную, или в воскресенье на пёстрой неделе, перед масленицею, по утверждению богомудрых отцов, воспоминает время страшного Суда Божия, а в субботу мясопустную, по учреждению св. отцов, отправляет поминовение об усопших благочестивых христианах, скончавшихся безвременною смертью и без надлежащего покаяния; в прощёное же Воскресенье сырной недели, по завету церковных учителей, воспоминается падение праотца Адама. В церковных песнях неделя эта называется временем покаяния, предпразднственным входом, светлым предпутием поста . В среду и пятницу на сырной неделе не бывает уже Божественной литургии. В наше время название этой недели мясопустом и сырной неделей употребляется только в святцах и календарях, а народ называет ее масленицей . Народ недаром придумал книжное название: мясопустная неделя , заменить масленицею ; ибо в течении этой недели вся Русь употребляет в пищу масленистые вещества, т. е. масло, сыр, молоко, творог, сметану. У западных славян масленица сохранила прежнее свое название мясопуста, а у сербов она называется била недиля , т. е. белая неделя. У нас, как в великой, так и малой Руси, во время масленицы идет, как говорит народ, разливанное море; у самых беднейших наших крестьян вы в это время найдете блины , вдоволь умащенные маслом, а в малороссии и в смежных с нею местах, кроме блинов, найдете еще и вареники, плавающие в масле.

http://azbyka.ru/maslenica-dubrovskij

Таким образом, Церковь являет в Неделю о Мытаре и фарисее истинное начало покаяния, а теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния, по милосердию Божию возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в виду приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. «Отеческия славы Твоея уцалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго (сына) глас приношу: согреших перед Тобою Отче щедрый, приими мя кающася, и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих» 350 . «Богатство, еже ми дал еси, благодати, окаянный отшед, непотребно зле иждих. Спасе, блудно пожив, демоном льстивно (обманув Отца) расточих», «и повинухся (им) окаянный», «и обнищав, студа исполнихся : Темже обращься вопию Ти щедрому Отцу: согреших на небо и перед Тобою» 351 . БОГОСЛУЖЕНИЕ НЕДЕЛИ О БЛУДНОМ СЫНЕ На утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135) «Хвалите Имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется также псалом 136 «На реках Вавилонских», с «аллилуиею красною». После этого поются воскресные тропари «Ангельский собор». Этим псалмом грешный человек побуждается к осознанию своего несчастного состояния в плену греха и диавола, подобно иудеям, осознававшим свое горькое положение в плену Вавилонском и раскаявшимся. На утрене (после 50 псалма) поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери». На Литургии читается евангельская притча о блудном сыне. Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как указывалось уже нами, является сплошной седмицей (разрешение поста в среду и пятницу). СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНЫЕ Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая ее Неделя называются мясопустными по той причине, что ими завершается период вкушения мяса. Само воскресенье называют также «мясопуст» (греч.: отпуст мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, ибо на Литургии читается соответствующее Евангелие ( Мф. 25, 31–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Акция: Прощеное воскресенье . Редакция журнала «Фома» просит своих читателей перед началом Великого Поста в Прощеное воскресенье (18 февраля) собраться вместе в храмах, чтобы попросить у Бога сил и мужества для примирения с близкими, просить у Него любви для прощения тех, кто обидел нас. Читателям предлагается специальная художественная открытка («Прости меня!»), которую можно немедленно подписать и отослать по нужному адресу//Фома. - – февраль 2007. – С.50-51. - (рубрика « Акция »). - Открытка « Прощеное воскресенье » (« Прости меня!») помещена между страницами 50 и 51. Числа: Февраль . Обзор церковных дат февраля. Подготовила Марина Борисова. Фото Евгения Глобенко//Фома. - – февраль 2007. – С.52-53. – (рубрика « Числа »). Названы и прокомментированы следующие даты: Неделя о блудном сыне – 4 февраля /22 января по старому стилю; Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 10 февраля /28 января; Прощеное воскресенье и заговение на Великий пост ( Неделя сыропустная ) - 18/ 5 февраля ; Первый день Великого поста (Чистый понедельник) – 19 /6 февраля ; Первая пятница Великого поста (Чтение канона св. великомученику Феодору Тирону ) – 23 /10 февраля ; Первое воскресенье Великого поста ( Неделя Торжества Православия ) – 25 /12 февраля . Иерей Андрей Постернак , директор православной Традиционной гимназии, декан исторического факультета ПСТГУ, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, г. Москва. Бог на руках //Фома. - – февраль 2007. – С.53. – (рубрика « Числа »). Тема статьи – Сретение Господа нашего Иисуса Христа (празднование 15 февраля ). Начистоту: Станислав Родионов . Исповедь атеиста /Фотоколлажи протоиерея Алексея Семкина//Фома. - – февраль 2007. – С.54-57. – (рубрика « Начистоту »). – Краткая биографическая справка « Станислав Васильевич Родионов… »/Фото Ирэны Кузнецовой (С.55). Возрождение: Храм Святителя Николая в селе Аксиньино Одинцовского района Московской области/Настоятель храма протоиерей Алексий Гостев /Фото Михаила Гостева, Галины Бобылевой//Фома. - – февраль 2007. – С.58-59. – (рубрика « Возрождение »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-46-f...

Жизнь жительствующая как будто стирает для нас границы между живыми и мертвыми. У нас нет заупокойных последований в этот момент, а только прославление воскресшего Христа, у которого все живы, кроме тех, кто сознательно отвернется или отречется от веры в воскресшего Христа. 9-й день по богослужебному Уставу – первый день, когда после сугубо праздничных богослужений можно совершить полную панихиду. Традиционно в этот день православные стали приходить в храм, уже поминать в Пасхальный период всех усопших сродников, о ком желали молиться после светлого праздника Пасхи. Радоница стихийно возникла, она не прописана в Уставе, как другие родительские субботы. Это стихийно возникшая благочестивая традиция – помолиться уже пасхальным чином в радость Воскресения Христова за усопших сродников. Есть субботы, которые определены нашим Уставом. Это тоже очень мудрые установления,– так называемые две великие Вселенские родительские субботы. Первая – Мясопустная суббота, предпоследняя суббота перед Великим постом. Святая Церковь готовит нас к Великому посту четыре воскресенья перед его началом. Это Неделя о мытаре и фарисее, когда читается «Притча о горделивом мытаре и смиренном фарисее». Это «Притча о блудном сыне», где рассказывается драма сына, который ушел от отца, растратил имение и потом с покаянием вернулся, и отец, презрев все его прегрешения и неблаговидные деяния, принимает его кающегося с любовью ради искренности его покаяния. А третья неделя, то есть предпоследнее воскресенье, когда мы заговляемся на мясо,– Неделя о Страшном суде, когда богослужебные тексты говорят нам об огненной реке, о разгибающихся книгах, где записаны деяния каждого человека, где грозный Судия садится на Престол, а трубы Ангелов созывают с четырех концах земли души всех усопших на Страшный и нелицеприятный праведный Суд Божий. Картина Страшного Суда подвигает нас ещё больше подвязаться в воздержании и в покаянии, искренним раскаянием очистить свою душу от грехов, чтобы с чистой душой и сердцем встретить светлый праздник Пасхи и быть дальше готовыми предстать на Страшном Суде Христовом.

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной» ), другим – масленица, мясопуст или сырная седмица. 3. Из истории сырной седмицы или масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» . Несмотря на распоряжение императора Юстиниана народ не понял его и не захотел нарушать установленного Церковью канона . Существует также версия, согласно которой сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии – после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 г. – как особое дополнительное покаянное время . В сочинении прп. Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания – на ней не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа . В начале X в. патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком раньше его предшественник св. Никифор Константинопольский ввел сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю масляную седмицу вкушали только хлеб и воду . Действительно, в 4-м правиле свт. Никифора сказано: «Что подобает поститься монахам в среду сырной седмицы и в пятницу и после отпуста литургии преждеосвященных даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов» . Таким образом, при свт. Никифоре Константинопольском в начале IX в. во время между 1-м и 2-м иконоборчеством появилась сырная седмица как таковая в противовес тем ересям, которые в ту эпоху были для Византии значительно менее актуальными, нежели в предшествующую эпоху. 4. Пост/разрешение поста как полемический прием

http://bogoslov.ru/article/4446196

7», у 6 – «иное воскресное», что указывает на употребление этих зачал в качестве утренних воскресных Евангелий по неделям в году. После них поставлено древнее Евангелие на вечерне в первый день Пасхи (см. лекционарий), затем записано зачало пасхальной среды то же, что и в лекционариях. Потом следуют Евангелия Фоминой недели, называемой евангелистарием «8-м днем», т. е. Пасхи: утреннее – Ин. 21:1–14 , литургийное и вечернее ( μετ τν λιτν, разумеется – на Сионе) – те же, что и в лекционариях. Евангелие Преполовения – нынешнее, для Вознесения и 50-цы зачал не указано. Из неподвижных праздников и памятей в евангелистарии сохранились лишь – Рождество Христово, первомуч. Стефана, Крещение, препод. Антония, Сретение. Перед Рождеством евангелистарий отмечал какое-то предпразднество (вероятно, неделю), на которое положены два Евангелия, первое литургийное, – от него остался лишь обрывок Лк. 1:68–86 (Рождество Иоанна Предтечи), а другое – для утрени Мф. 1:1–17 . Предполагаемая евангелистарием служба Рождества, равно и Крещения, очевидно, уже современного типа: признаков древнего бдения уже не заметно. В навечерие Рождества Евангелие – второе из когда-то читавшихся зачал на бдении Богоявления – Мф. 1:18–25 ; на утрени праздника – наше Евангелие навечерия (но короче, Лук. 2:1–14 ), на литургии, – что и теперь у нас. На память св. Стефана зачало то же, что и в лекционариях. В навечерие Крещения Евангелие Мф. 3:1–12 , на утрени – наше навечерия, Евангелия литургии и на освящение воды – наши. Евангелие Сретения, конечно, древнее. В основе годичного круга недельных зачал в нашем евангелистарии, как и в подобных системах чтений церквей константинопольской, армянской и несторианской, положено рядовое чтение Евангелия. Чтение последнего в Иерусалиме начиналось с первой (нашей «Всех Святых») после 50-цы недели. При распределении евангелистов по частям богослужебного года берутся границами: Фомина неделя, 50-ца, Воздвижение, Богоявление и неделя мясопустная. От 50-цы до Воздвижения полагаются чтения из Евангелия Матфея, от Воздвижения до Богоявления, вероятно, из Марка, от Богоявления до недели мясопустной – от Луки, от Фоминой недели до 50-цы – от Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Во вторую подготовительную неделю«Неделю о блудном сыне», среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» ( Лк.15:11-32 ), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…» Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию. Третья подготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины . Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» ( Мф.25:31-46 ). Этим чтением Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений. Последнее воскресенье перед Великим постом называется «сыропустом»: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди ( Мф.6:14-21 ), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть «Прощеным воскресеньем». Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью. Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010