Разделы портала «Азбука веры» Православная Церковь в России использует юлианский календарь . Также по юлианскому календарю живут Сербская, Грузинская Церкви и Иерусалимский патриархат, монастыри святой Афонской горы в Греции. Остальные Православные Церкви используют новоюлианский стиль (который для подвижных праздников совпадает с юлианским, для неподвижных – с григорианским). Сейчас расхождение юлианского с григорианским календарем составляет 13 дней. С 2100 года будет 14 дней. 2. Год начинается с 1 января. 3. Неделя – 7 дней. В церковных книгах и литературе “неделя” – воскресный день . При этом, если речь идет о воскресенье с особой богослужебной памятью, то пишем с прописной буквы (воскресенье сыропустное=Неделя сыропустная), если просто воскресенье как день седмицы – со строчной (например: “каждую неделю совершается всенощное бдение”). При этом не исключается и бытовое использование (преимущественно в разговорной речи и публицистике) слова «неделя» в значении 7 дней (например: “во все дни пасхальной недели мы совершаем крестный ход”). 4. Сутки начинаются с полуночи. Богослужебные сутки начинаются с церковного богослужения вечерни (в приходской практике 16–18 часов), то есть в церковном смысле новый день начинается вечером предшествующего дня. Это правило не касается поста: трапеза регламентируется в соответствии с гражданскими сутками (например, ужин в среду и пятницу – постный). Сутки по Византийскому времени (в наши дни используется на Афоне ) начинаются с заходом солнца, поэтому их начало зависит от даты и местоположения (долготы и широты). 5. Дни праздников обычно не переносятся (могут отменяться в связи с ЧП), переносятся нерабочие дни. Дни памяти святых могут переноситься при совпадении с более важными праздниками или памятями Триоди . Например, бденные праздники переносятся при совпадении с субботой мясопустной, средой и пятницей сырной седмицы, 1й седмицей поста, Страстной седмицей . 6. Час – это 60 минут. Час – это и название четырех суточных богослужений (1й час, 3й час, 6й час и 9й час), и вместе с тем часть суток. Однако в церковных книгах указание на часы как части суток ведется в соответствии с византийским временем. Для перевода византийского времени в современное следует прибавить 6 часов (напр., 1й час – это 7 утра по-современному). Так, если в Типиконе говорится, что всенощное бдение Рождества Христова начинается в 10м часу ночи, то имеется в виду 4 утра в переводе на наше время.

http://azbyka.ru/shemy/osobennosti-cerko...

Триодь постная Триодь Постная содержит последования (службы) с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: неделя (воскресение) мытаря и фарисея, неделя (воскресение) блудного сына, суббота и неделя (воскресение) мясопустные, вся седмица (семь дней) сырной недели. Под Великим постом разумеется святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями триоди 8 . Триодь Постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом, в седмичные дни Четыредесятницы поются из Октоиха на утрени: седальны по первом стихословии и светильны по каноне. Они печатаются в самой Триоди (в конце), потому Октоих при пении Постной Триоди в эти дни не нужен. В воскресные дни Великого поста Церковь назначает более молитвословий из Октоиха; тогда при каждого рода молитвословиях Триоди Постной полагаются песнопения, славящие воскресение Христово. Но в самих последованиях Триоди не печатаются песнопения Октоиха, а только указывается на них, потому что гласы Октоиха поются не одни и те же, а разные в те или иные года. Воскресные песнопения не отменяются в Великом посту во все воскресные дни кроме недели ваий, дванадесятого праздника, в неделю ваий они заменяются песнопениями праздника (Триоди Постной). Минея во время пения Триоди Постной в некоторые дни не поется 9 . Вместо ее молитвословий на божественных службах поются песнопения из Постной Триоди. Но есть дни, в которые поются некоторые песнопения Минеи. Дни, в которые при пении Триоди Постной не поется Минея Месячная, суть следующие: во-первых, все недели (воскресения) триоди Постной начиная от недели мытаря и фарисея до недели ваий включительно; во-вторых, среда и пяток 3 седмицы, четверток 5 седмицы 10 – великого канона; в-третьих, субботы: мясопустная 11 , сыропустная, 1 и 3 седмицы Великого поста, суббота Лазаря; в-четвертых, дни Страстной седмицы 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вопрос: Поминовение усопших – родительские субботы (Вселенская, 2-3-4 седмиц св.Четыредесятницы, Троицкая, Дмитриевская). Почему именно по субботним дням? Каковы исторические корни этой традиции? Ведь она не имеет одновременного установления? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни. Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.

http://pravoslavie.ru/6868.html

Скачать epub pdf 53. 32 неделя по Пятидесятнице. О Закхее. Зов Божий (Лк. 19:1–10) Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее ( Лк. 19:9 ). Наступающая неделя и следующие за ней, благочестивые слушатели, являются неделями, подготовительными к Великому посту. Они называются неделями о Закхее 96 , о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сырная. Подготовительными они называются потому, что начинают нас готовить к глубокому покаянию и исправлению в течение Великого поста для достойной встречи светлого праздника Христова Воскресения. Все названные выше недели имеют то общее, что касается вопроса об отношении Бога к кающемуся грешнику и об отношении этого грешника к взыскующему его Богу. Если человек грешник покаянно обращается к Богу, то Бог милосердно отвечает прощением грехов возрождением к духовной жизни в Боге. Так, когда грешник Закхей по внутренним побуждениям захотел увидеть Иисуса Христа, то Он (Христос) Сам пришёл к нему и даровал спасение дому его ( Лк. 19:9 ). Когда мытарь (из притчи о мытаре и фарисее), движимый сознанием своей греховности и потребностью в очищении, вошёл в храм помолиться, то милосердием Божиим был оправдан более чем фарисей ( Лк. 18:14 ). Когда блудный сын (из притчи о блудном сыне) с сокрушением сердечным возвратился из страны далёкой к отцу, то был встречен им с любовью и всепрощением. Все три притчи 97 , братия и сестры, приводят к выводу, что если человек захочет искать Бога, то он найдёт Его. Если решением своей собственной воли и покаянного чувства устремится к Нему, то его встретит милосердие Божие и духовное обновление. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что без нас, без нашего желания и свободного решения Бог не спасёт нас. И это потому, что Бог не творит ни над кем насилия, ибо создал человека по образу Своему, т. е. разумным и свободным и не лишает его свободы в выборе пути жизни – в сторону добра или зла, спасения или гибели. Господь желает видеть в каждом из нас не раба и не наёмника, а сына, чадо своё любезное, милое, дорогое, влекомое к Богу сыновним чувством, т. е. добровольно, охотно и радостно 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

26. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Глас 7-й. Заговенье на мясо. Свт. Порфирия, архиеп. Газского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди. Служба свт. Порфирия, архиеп. Газского, может быть перенесена на повечерие под 25 февраля. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 6, и Триоди, глас 6-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Егда поставятся престоли...», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Мати убо...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 7-й: «Господни разумевше заповеди...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Под кров Твой, Владычице...». На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Увы мне, мрачная душе...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Яко нашего воскресения...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные. Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских...». «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа . Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези...». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже...», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных...». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Триоди: «Помощник и Покровитель...». По 3-й песни – седален Триоди, глас 6-й: «Помышляю день страшный...». «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же: «Во юдоли плача...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Упование мира...». По 6-й песни – кондак Триоди, глас 1-й: «Егда приидеши, Боже...», и икос, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-10/

МАСЛЕНИЦА Сырная седмица есть предуготовление к посту О седмице «сырной» говорю вам, чтобы не так ю провождать, как провождается. Седмица сырная есть преддверие Великого поста, как и Церковь святая называет. И поэтому должно нам жить воздержнее в тую седмицу, нежели прежде жили, и приготовляться к подвигам поста Великого. Для того и Церковь святая мирянам запретила ядение мяса, дабы помалу к посту привыкали. Да и неделя прешедшая для того называется «мясопустная», как следующая «сыропустная» (1:11). Масленица есть приготовительное время к ПОСТУ Матерь наша святая Церковь припевает нам аки младенцам своим в песнях своих, на той седмице певаемых. Ибо инде она так нам матерски поет: «Отверзошася божественнаго покаяния преддверия; приступим усердно очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа», и пр. А на ином месте тако: «Светлая предпразднства воздержания, светлая предпутия поста днесь». На другом месте: «Се время, предпразднественный сей постов вход». И паки: «Постов входы и преддверия вси да не оскверним зде невоздержанием и пиянством». Вот же и слышим мы из песней святыя Церкви, и знаем, что то есть масленица, а именно, есть начало или преддверие святаго Великаго поста. Понеже уже и брашен некоторых, как-то мяс употреблять и браки венчать запретила; в среду и пяток Литургии быть не дозволила ради поста, и пищи и пития воздержнее касаться, чтобы помалу к подвигу постному привыкать повелела. И для того христианам, как истинным сынам Церкве, должно в тую седмицу далеко воздержнее всем поступать, нежели в прешедшие дни, хотя то и всегда ВОЗДЕРЖАНИЕ похвально (1:39). Масленица – языческий праздник (см. ПЬЯНСТВО , 3:262). Масленица в народе ожидается как праздник Какой больший может быть пожар, как, на котором ДУШИ человеческия БЕЗЗАКОНИЕМ, аки пламенем, поядаются? Известно, знаете, слышатели, сами вы, и бесспорно признаете, что масленицы почти вси ожидают так, как какого знатного праздника. Почему к празднованию ея заранее приготовляются, а как приближится, варят пива, меды, купуют вино... Приготовляют и всякое, какое кто может, богатое кушанье, пироги, конфеты, и всякие закуски, которыми украшают столы; тако приготовившееся, друг друга в гости зовут, друг друга посещают (1:38–39).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная Первое препятствие к покаянию есть гордость, самомнение о своей праведности с уничижением ближних ( Лк. 18:9 ), поэтому Православная Церковь в первом последовании Постной Триоди, объясняя и раскрывая притчу о мытаре и фарисее, внушает, что «всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе воснесется», что гордость была причиною падения денницы, что она служит преткновением добродетели и искреннему раскаянию во грехах. На утрени в неделю мытаря и фарисея и затем в следующие воскресные дни до пятой недели (воскресения) Великого поста включительно, после чтения Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и 50 псалма, поются покаянные тропари: на «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери»; на «И ныне» – «На спасения стези», потом: «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных». Каждый грешник, когда внимательно рассматривает свои грехи, может видеть, как глубоко он оскорбил ими Бога, а потому, чтобы люди, сознавая свои грехи, не впадали в отчаяние, святая Церковь в следующую неделю после недели мытаря и фарисея, притчею о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ) поучает, что Господь милосерд ко всем, что бывает радость у ангелов и об одном кающемся грешнике, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. На утрени в неделю блудного сына и затем и в недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136: «На реках Вавилонских», с аллилуиею красною. Этим псалмом грешники возбуждаются уразумевать свое несчастное состояние в плену греха и диавола, подобно иудеям, в плену Вавилонском понявшим свое горькое положение и раскаявшимся. Седмица после недели (воскресения) блудного сына, которою перед Великим постом прекращается вкушение мяса, называется мясопустною, а неделя (воскресение), последний день мясоястия, именуется словом «мясопуст» (мяса отпуст, лишение, прекращение). В субботу мясопустную перед воспоминанием (в неделю мясопустную) о Страшном суде, на который предстанут все живые и умершие, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Неделя Мясопустная, о Страшнос Суде Последнее воскресенье перед масленицей церковь называет мясопустным, так как грядущие 7 дней можно употреблять любую пищу, кроме мясной. В это воскресенье церковь напоминает о кончине мира и Страшном Суде. Господь скрыл от нас день и час Второго Пришествия. Произойдет оно через 10, 15 или 100 лет — мы не знаем, но признаки приближения этого дня в Святом Писании открыты. Каковы же они? Иисус сказал: «…как было в дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как во 1 шел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого…» ( Мф. 24:37-39 ). Однако не совсем так будет, как при Ное. Христос приводит сравнение лишь для того, чтобы показать, что этот день придет неожиданно и явится Сын Человеческий во Славе со всеми святыми и Ангелами судить мир. Почему я сказал, что будет не как при Ное? Да потому, что Сам Иисус говорит, что вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, Силы Небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачут все племена земные и увидят Христа, грядущего на облаках с силою и славою великой. Всему этому будут предшествовать трагические события: «…восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам…», — все это начало бедствий ( Мф. 24:7-9 ). Тогда внезапно раздастся странный голос трубы архангельской, от которого содрогнется вся Вселенная. Небо исчезнет, как пишет пророк Исаия, горы вострепещут ( Ис.5:8-30 ). Что тогда сотворит грешный человек? — восклицает пророк. Иисус сказал, что наступит время, когда «…мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин.5:25 ). Как это — «все оживут»? Мы останемся прежними, но тела будут новыми, духовными. Это понятно: на протяжении жизни каждые 7–14 лет мы постоянно меняем вещества, из которых состоит наше тело. Та плоть, что была в 14 лет, уже распалась, и, как говорят ученые, в 60 лет у тебя уже другое тело. Но это не ощущается нами. Так будет и в Воскресение. Но тогда тела изменятся в мгновение ока.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Разделы портала «Азбука веры» Родительская суббота На фотографии – момент богослужения Родительской субботы. Так называется особый день, посвященный воспоминанию наших почивших близких. Первоначально название Родительская суббота, конечно, произошло оттого, что в этот день дети поминали своих покойных родителей. Сегодня Родительская суббота – день особого всецерковного поминовения о всех усопших православных. Почему суббота? Потому что именно в субботы с древности было заведено поминать усопших. День воскресный, по самому названию, говорит о жизни, о жизни, вливающейся в нашу душу, о жизни преизбыточествующей и торжествующей. Поэтому поминание усопших в воскресенье сокращается, минимализируется. Суббота же – день, в который Сам Спаситель наш был во Гробе; суббота – день покоя, в который Бог Творец «почил от всех дел Своих» ( Быт. 2, 3 ). Так что, кажется, самой историей своей суббота назначена к тому, чтобы мы вспомнили отшедших от сей привременной жизни любимых наших и молились о упокоении их со святыми. Каждая суббота в богослужебном Уставе назначена для поминания усопших. Но есть в году такие субботы, которые сугубо, то есть особо, посвящены поминанию усопших. Это пять так называемых Вселенских панихид, или Вселенских родительских суббот, и еще несколько дней особенного поминания усопших. Перечислим их в хронологическом порядке, по ходу Богослужебного года. ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Мясопустная суббота Это суббота перед Мясопустной седмицей. Незнакомому со строем церковного календаря читателю все эти слова и выражения кажутся китайской грамотой. Однако, если мы разберемся, какой день так называется, все станет просто и понятно. Мясо-пустная седмица – это седмица (неделя), в которую опускается мясо. Это неделя, предшествующая Масленице. Перед Масленицей мы еще едим мясо, но потом только сыр и молоко, а потом… 40 дней Великого поста, да еще 6 дней Страстной седмицы. И лишь после этого – Пасха. То есть, Мясопустная неделя – это последняя неделя, как говорили в старину, мясоеда. Потом мясо опускается. И вот в субботу перед этой неделей мы как раз и служим Родительскую субботу.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Великопостная служба Великий пост начинается с подготовительных недель. Они носят названия: О мытаре и фарисее (лишь воскресный день, без седмицы); О блудном сыне (с седмицей); Мясопустная (с седмицей); Сыропустная (сырная) седмица, или Масленица . В первую, О мытаре и фарисее, мы вспоминаем евангельских персонажей: горделивого фарисея и сокрушающегося о грехах своих мытаря. Напоминанием о них Церковь показывает нам, какой путь духовно более перспективен. А таким является путь кающегося мытаря. Заметим, не вообще мытаря, но кающегося мытаря. Так и мы, какие бы мы ни были грешные и недостойные, имеем возможность прийти к Богу и оплакать грехи. И быть прощены и приняты в общение с Отцом Небесным. Неделя О блудном сыне напоминает нам, что возвращение к Отцу – возможно. Как часто мы, священники, слышим от людей: «Я такой грешный, что мне нет прощенья…» Где-нибудь в армии, где человек важен не как личность, а как винтик огромной машины, кающегося предателя наказывают. Но в семье, где каждый ребенок дорог, где нет, как мы знаем, взаимозаменяемых детей, кающегося предателя прощают, обнимают, прижимают к себе. То, что Бог готов простить и принять любого человека, – свидетельство, сильнее которого нет, что мы – дети Божии, а Он – наш любящий Отец. Следующая седмица, Мясопустная, называется так оттого, что в течение этой недели мы последний раз едим мясо и опускаем его употребление. В воскресенье, первый ее день, мы вспоминаем Страшный Суд, который неминуемо нас ожидает. Наконец, Сырная неделя, или, в народном употреблении, Масленица, – это седмица, в течение которой мы уже не едим мясо, но употребляем в пищу молочные продукты: масло, сыр, молоко, яйца и проч. Эта неделя характерна тем, что мы ходим друг к другу в гости, угощаемся и угощаем, участвуем в русских народных забавах и потехах. Последний день Масленицы – воскресный, и он называется Днем воспоминания Адамова изгнания из Рая. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном трогательные тропари: «Покаяния отверзи ми двери… На спасение стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых…»

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010