Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство Иван Харламов Масленица или Сырная седмица? " decoding="" title="" > ( 4  голоса:  4.0 из  5) Последняя неделя перед началом Великого поста известна в народе как масленичная. В течение нее проходят различные массовые гуляния, игры, выпекание блинов, а заканчивается всё сжиганием чучела масленицы. В Православной Церкви же эта неделя именуется Сырной и является последним приготовительным этапом перед Великим постом. И заканчивается она днём, когда православные христиане просят друг у друга прощения, чтобы вступить в пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. К какой категории отнесёте себя вы? Кто-то — к первой, кто-то ко второй. А кто-то обязательно задаст вопрос — а можно ли к обеим сразу? То есть, можно ли православным христианам праздновать масленицу? Масленица. История Праздник масленицы пришел из языческой культуры. Он был известен на Руси еще до принятия христианства. В языческой Руси масленичная неделя начиналась в день весеннего равноденствия. У древних славян был свой праздник — Комоедица, связанный с культом просыпавшегося весной медведя и получивший название от печеных комов из гороховой муки. Они и стали прообразом блинов. Впоследствии Комоедица частично сохранилась в Белоруссии как часть масленичных празднований. А символ солнца и жизни блин стал главным масленичным лакомством. После принятия на Руси христианства оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост. Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, масленицу сместили на последнюю перед ним неделю. В церковной традиции масленичная неделя (седмица) именуется сырной или мясопустной — поскольку в воскресенье перед ее началом происходит заговенье на мясо. В то время как на улицах гудит веселье, церковные богослужения постепенно принимают характер поста — в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина . В воскресенье верующие вспоминают Адамово изгнание из рая и совершают чин прощения. Православная Церковь настаивает на том, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к Великому и спасительному посту.

http://sueverie.net/maslenica-ili-syrnay...

Во время Масленицы мы возвращаемся к себе истинному не через саморазрушение в этот первичный хаос, а, наоборот, через уничтожение в себе ветхого человека делами любви, через поездки к теще, к свекрови, к тем людям, с которыми не лучшие отношения строили Видеоколонка иеромонаха Димитрия Першина о днях Великого поста Великий пост уже начался. За несколько недель до телесного поста Церковь совершает особые богослужения — подготовительные недели Великого поста. Начинается масленичная неделя, она же неделя мясопустнаямясо уже есть нельзя. Но самое неожиданное, что эта неделя называется Неделей о Страшном суде. В этот день воскресный –  в храмах читается Евангелие от Матфея, в котором Христос говорит нам о том, каким будет Суд, на который мы все идём. Описание Суда заставляет удивиться не только обычных людей, но и богословов. Христос говорит, что суд будет заключаться в том, что всех воскресших людей Господь разделит на две части — справа и слева. И тем, которые справа, Он скажет: Я хотел есть и вы Меня накормили, хотел пить и вы напоили Меня, был больнице, вы навестили Меня, был в тюрьме – вы в тюрьму заглянули! И тогда люди, которые оказались справа, сделают огромные глаза и скажут: Господи, когда же мы Тебя поили, кормили, посещали, навещали? И тогда Он говорит: Вы сделали это одному из братьев моих меньших, и поэтому Вы это сделали мне. Идите, наследуйте Царствие Небесное, уготованное вам Отцом Моим Небесным от сложения мира. То есть мира ещё не было, а Царствие Божие было уготовано человеку. И вот здесь три момента вызывают удивление. Во-первых, оказывается, что Христос именует нас своими братьями и сёстрами. Учитывая, что Христос – это Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, получается, что Бог породнился с человеком. Мы стали родными Богу в буквальном смысле. Не в метафорическом смысле, а в самом что ни на есть бытийном. Потому, что Сын Божий предвечно рожденный от Отца, рождается и от Девы и начинает жить рядом с нами в этом мире. И вместе с человеческой природой, Он воспринимает в Свою предвечную личность все узы родства, которыми мы связаны между собой. Потому что в самой глубине своей мы, будучи потомками Адама и Евы, друг другу братья и сёстры.

http://pravmir.ru/chto-szhech-na-masleni...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прощёное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста имеет три названия: Неделя сыропустная  (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типиконе), тогда как именование «Прощеное воскресенье» — исключительно обиходное и употребляется только в православном быту. Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов). Наименование «изгнание Адамово» связано с тем, что само богослужение (почти все песнопения Триоди) посвящено воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощёное воскресенье» обусловлено совершением вечером в этот день Чина прощения. Краткая история Обычай держать перед Великим постом переходную сырную седмицу, в которую уже не ели мясные продукты, но продолжали вкушать остальные виды молочной пищи, появился уже в VI веке. В иерусалимском Лекционарии VII века уже указана Неделя сыропустная, также обозначены особые прокимны и ветхозаветные чтения для каждого дня сырной седмицы. В саму Неделю сыропустную указано на литургии евангельское чтение Мф.6:1-33 , в котором в том числе есть слова о прощении и об истинном посте (нынешнее литургийное чтение является частью иерусалимского). Современная служба Недели сыропустной возникла в IX–X вв. в Константинополе. Особенности воскресного бдения и литургии Данная неделя не имеет «своих» особенностей, служба в целом такая же, как в две предыдущие недели (о блудном сыне и мясопустную). Последний раз поется на утрене псалом 136 «На реках вавилонских…». Идейное содержание Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы: Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божьей, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

http://azbyka.ru/proshhenoe-voskresene

     Перед Неделей (мясопустной) о Страшном суде Святой Церковью установлена Вселенская родительская (мясопустная) суббота, в которую мы совершаем заупокойные службы о всех почивших отныне и до века православных христианах. Поэтому она названа Вселенской. В этом году (дата подвижна и зависит от Пасхи) поминание припадает на 18 февраля. Всего таких масштабных вселенских поминовений в Православной Церкви установлено три: вышеуказанная суббота; Радоница, празднуемая во вторник следующей седмицы по Пасхе, когда мы делимся радостью о Воскресшем Господе со своими усопшими; Троицкая родительская суббота, в которую мы вспоминаем о своих усопших в связи с тем, что день Пятидесятницы – это день рождения Церкви. Мы вспоминаем всех членов Церкви, земной и небесной, как единого живого организма – Тела Христова, объединенного Им же и имеющего Своим Главой Его же. Всех членов Церкви – это и усопших, и нас – живых, и святых. Ведь следующее воскресенье после Дня Святой Троицы – Неделя Всех святых. А воскресение после нее – отечественное уже поминовение – Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших. Кроме того, конечно же, существуют поминальные заупокойные богослужения, установление которых связано с конкретными историческими факторами. Димитриевская поминальная суббота сопряжена с событиями Куликовой битвы, в которую погибло очень много православных славян. Она названа Димитриевской, так как соотносится с последующими днями памяти святого великомученика Димитрия Солунского, покровителя воинов. Или, например, заупокойные поминовения в день памяти Собора новомучеников и исповедникой Церкви Русской всех православных христиан, которые пострадали за веру Христову в советский период или стали жертвами политических репрессий. Есть и другие дни поминовений. К примеру, некоторые великопостные субботы. Существуют и рядовые поминовения на Литургиях, сорокоустах, неусыпаемой Псалтири, общих панихидах, литиях или частные требы (по потребности людей): чин погребения усопших, также панихиды и литии.

http://pravoslavie.ru/128709.html

ВЦИОМ: Все больше россиян решает отказаться от мяса и посещать храм на масленичной неделе 27 февраля, 2020. Новостная служба 20% опрошенных готовы в преддверии Великого поста отказаться от мяса и мясных продуктов 27 февраля. ПРАВМИР. По сравнению с прошлым годом россияне собираются чаще посещать службы в храмах в течение масленичной недели. Об этом сообщает ВЦИОМ со ссылкой на данные опроса, посвященного Масленице. Планируют посещать службы в храмах в течение масленичной недели 26% россиян, в 2019 году таких людей было 23%. Еще 20% опрошенных готовы в преддверии Великого поста отказаться от мяса и мясных продуктов, в прошлом году так ответили 15% россиян. Большинство участников опроса на масленичной неделе намерены печь и есть блины, ходить в гости и просить прощения у близких. Только 6% россиян считают масленичную неделю подготовкой к посту. Еще 5% объясняют празднование Масленицы религиозной традицией. Большинство россиян (52%) связывают праздник с вековыми культурными традициями, 20% — со встречей весны. Всероссийский опрос был проведен 22 февраля среди 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Масленичная неделя или мясопустная седмица – последняя неделя перед Великим постом. В эти дни уже не едят мясную пищу, но еще дозволяются молочные продукты. Великий пост в 2020 году начнется 2 марта и завершится праздником Пасхи Христовой 19 апреля. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/vcziom-vse-bolshe-ross...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий пост: время скорби или радости? Несколько слов о церковных датах февраля 15.02.2012 644 Время на чтение 3 минуты «Что за унылые люди эти православные! Только что, перед Рождеством, сорок дней постились, не успели оглянуться - у них уже Великий пост. Ну, казалось бы, хоть в промежутке-то можно расслабиться, устроить, к примеру, какой-нибудь карнавал, как в Венеции или в Рио, так нет, они, оказывается, за месяц уже к посту готовятся, и в церкви у них все про покаяние да про Страшный суд. Только на Масленицу и погуляют немножко, но тут же начинают у всех прощения просить, и потом - до самой Пасхи - только про слезы да про грехи...». Так или примерно так воспринимается церковная православная жизнь со стороны. А изнутри? Вторая неделя подготовки к Великому (12 февраля/30 января), которая называется Неделей о блудном сыне, действительно начинается плачем - накануне воскресения, когда на Литургии будут читать всем известную евангельскую притчу, на Всенощной впервые запоют 136-й псалом: « На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом... », - плач о нашем духовном плене и утраченном Небесном отечестве. Но разве не с тоски по дому начинается радость возвращения? А накануне следующей недели - о Страшном Суде (19 февраля/6 февраля) - Церковь отмечает Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу (10 февраля/28января). В этот день она молится обо всех усопших - не только о благочестивых христианах, но и обо всех скоропостижно ушедших без покаяния и церковного напутствия, погибших во время войн и стихийных бедствий, убитых, утонувших, замерзших, сгоревших и даже о тех, кто в неведении или умопомрачении окончил жизнь самоубийством. О всех них перед началом Великого поста звучит под сводами храмов наша молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!». И вот, наконец, Неделя сыропустная (26/13 февраля) - воспоминание Адамова изгнания из рая, Прощеное воскресенье и заговение на Великий пост. Как писал митрополит Антоний Сурожский, «в отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения Великого поста - это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить - со всем простором и глубиной, к которой мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Патриарх Кирилл: Любовь, которая оправдает нас на Страшном суде, приходит в сердце через добрые дела Вот почему повествование о Страшном Суде и предлагается нам в преддверии Великого поста — чтобы время поста мы провели в размышлениях о самих себе, о своей жизни, о своем внутреннем мире, о своей вере, о своей жизни, и постарались измениться к лучшему. А изменение к лучшему — это и есть покаяние. 11 марта, 2013 Вот почему повествование о Страшном Суде и предлагается нам в преддверии Великого поста — чтобы время поста мы провели в размышлениях о самих себе, о своей жизни, о своем внутреннем мире, о своей вере, о своей жизни, и постарались измениться к лучшему. А изменение к лучшему — это и есть покаяние. 10 марта 2013 года, в неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в столичном храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино, сообщает Патриархия.ru . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Преосвященства, досточтимые владыки! Ваше Преподобие, отец Димитрий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем. День сегодня особенный — это воскресенье, которое на языке церковного календаря именуется неделей мясопустной. Нас отделяет от Великого поста одна неделя — сегодня заговенье на мясную пищу, предстоят дни масленицы, а затем и Великий пост. Существуют три подготовительных недели к Великому посту, и каждая из этих недель, каждый из этих воскресных дней призван служить верующему человеку, приуготовляя его душу к вступлению в поприще Великого поста. Сегодняшнее воскресное чтение послужило причиной, почему эта неделя мясопустная именуется воскресеньем о Страшном Суде, — в Евангелии от Матфея мы слышали повествование Господа о том суде, через который пройдет каждый человек после смерти. Страшный Суд нередко удерживает людей от ошибок, от греха. Памятование о суде помогает человеку со вниманием относиться ко всему, что он говорит, что он делает и даже к тому, о чем он мыслит. Но очень многие люди, даже будучи православными верующими, говорят, думая о вечности, примерно так: «Кто же знает, что там будет? Ну, откуда это известно?»

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-lyubov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Родительские субботы в 2024 году 3 мин., 29.02.2024 Родительские субботы — дни особого поминовения усопших. В эти дни на Литургии читаются молитвы об умерших православных христианах, совершаются заупокойные богослужения. Так как почти все такие дни связаны с календарем празднования Пасхи, даты родительских дней меняются из года в год. Родительские субботы в 2024 году 9 дней особого поминовения усопших в 2024 году Вселенские родительские субботы Фото spbpda/www.flickr.com В эти дни Церковь молитвенно поминает всех умерших христиан. В храме служится особая, вселенская панихида. Мясопустная суббота — 9 марта За неделю до Великого поста, в субботу перед Неделей о Страшном суде . В день, предшествующий воспоминанию Последнего суда, христиане молят Праведного Судью явить Свою милость всем усопшим христианам. Троицкая суббота — в субботу перед праздником Святой Троицы — 22 июня У Бога все живы. В Церкви мы ощущаем связь со всеми умершими христианами. Пятидесятница — день рождения Церкви. Накануне этого дня Церковь молится о христианах, переступивших порог земной жизни. Родительские субботы Великого поста «Родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. В эти дни в храме после Литургии совершают особую заупокойную службу — панихиду. На протяжении всего Великого поста очень мало дней, когда возможно совершение полной Литургии, а значит, и главной церковной молитвы об усопших. Чтобы не лишать умерших молитвенного предстательства в этот период, Церковь установила три особых дня для молитвы о них. В 2024 году вторая Родительская суббота совпадает с днем предпразднества Благовещения и заупокойное богослужение отменяется. Переноса не предусмотрено. 2-я неделя Великого поста — 30 марта 4-я неделя Великого поста — 13 апреля Частные родительские дни Эти дни поминовения усопших существуют в богослужебной практике только Русской Православной Церкви. Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской. Поминовение усопших, пострадавших за веру Христову в годину гонений — 4 февраля

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi-v-20...

Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии в Неделю о Страшном суде 2 марта 2008 г. 15:42 2 марта, в Неделю мясопустную, о Страшном суде, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . По завершении богослужения Его Святейшество обратился к присутствовавшим с первосвятительским словом. Собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня подготовительная неделя к Великому посту, которая называется Неделей о Страшном суде. В евангельском чтении сегодня говорилось о том, что спросит с нас Господь на суде Своем. «Я был голоден, а вы не напитали Меня; Я жаждал, а вы не напоили Меня; я был странен, а вы не приняли Меня; был болен, был в темнице — вы не посетили Меня». И отвечают Ему: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим, или странным, или больным или в темнице — и не посетили Тебя?» Но Господь говорит: «Потому что вы не сделали этого одному из меньших Моих — не сделали Мне». Сегодняшнее евангельское чтение и напоминание о Страшном суде говорят нам о необходимости делать добро. Сеять добро, помогать людям, отзываться на людские болезни, скорби, испытания, разделять эти скорби и болезни, поддерживать и помогать людям. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд есть», — говорит нам Господь. И вот, в преддверии Великого поста каждому из нас следует задуматься о том, какой ответ дадим мы на суде Господнем за пройденный нами жизненный путь. Сколько добрых дел можем мы перечислить, найти в своей жизни? Когда мы помогали людям, когда утешали скорбящих, посещали больных? Любовь, которую мы проявляем и должны проявлять по отношению к ближним нашим, является залогом Царствия Небесного. И дай Бог, чтобы каждый из нас на своем жизненном пути научился видеть не только свои болезни, свои печали и трудности, но и трудности своих ближних. Осталась неделя до Великого поста — времени, когда Святая Церковь будет призывать нас к покаянию. Святые Отцы называют время Великого поста «весной духовной». Как весной обновляется природа, так должна обновляться и человеческая душа благодатью Господней.

http://patriarchia.ru/db/text/372752.htm...

15/28 февраля 2021 года – Неделя о блудном сыне, вторая подготовительная к Великому посту. Накануне этого дня на всенощном бдении поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий этого песнопения. Великая Четыредесятница предваряется четырьмя подготовительными неделями. В этот период Постная Триодь предлагает множество богослужебных текстов, которые подготавливают нас к Великому посту. Так, на утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сыропустную после пения полиелейных псалмов (134 и 135) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется также псалом 136 «На реках Вавилонских». Типикон, давая богослужебные указания на утрене в Неделю о блудном сыне, предписывает нам припевать к двум полиелейным псалмам третий псалом: «На реках Вавилонских» со аллилуиею красной . Церковнославянское словосочетание «аллилуия красная» буквально переводится как «аллилуия красивая» . Можно заметить, что Типикон, предписывая петь этот псалом именно так, выделяет его на фоне предшествующих двух псалмов. 136-й псалом состоит из девяти стихов. В церковнославянских текстах Библии он озаглавлен словами: «Давиду Иеремием» . В еврейской Библии псалом не имеет надписания имени автора, в латинской и греческой Библии стоит имя Давида . Существуют различные мнения, связанные с авторством 136-го псалма. Сильная ностальгия по родине, ярко выраженная в нем (стихи 5–6), побуждает думать, что автор был среди тех пленных, которые после указа персидского царя Кира в 538 году до Рождества Христова вернулись в разрушенный Иерусалим. Церковнославянский текст 136-го псалма таков: «Давиду Иеремием. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень» .

http://pravoslavie.ru/137624.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010