Arhiva Predica Patriarhului rostit în Duminica Înfricotoarei Judeci dup Dumnezeiasca Liturghie svîrit la biserica „Soborul Sfinilor Moscovei” din Bibirevo, or. Moscova 23 februarie 2020 23:21 23 февраля 2020 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Собора Московских святых в Бибиреве г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, как вы уже слышали, особый воскресный день, который открывает подготовительную неделю в преддверии Великого поста. С этого дня начинается Масленица. С одной стороны, наступает время народных гуляний, что уже прочно вошло в наш фольклор и быт. С другой стороны, это неделя, в течение которой мы уже совершаем великопостные богослужения, и народ Божий готовится к вхождению в великую спасительную Четыредесятницу. Сегодняшнее воскресенье посвящается теме суда, которая особым образом представлена в Священном Писании. Вообще суд — это древнейшее человеческое учреждение; да и вряд ли возможна цивилизация без суда, ведь люди постоянно вступают в конфликты по разным поводам и причинам. А для того чтобы конфликты не завершались самым страшным образом, чтобы один человек не убивал другого, и был создан человеческий суд. Не было специальных актов о создании этого учреждения — суд вырос из самой истории человеческой цивилизации. И совершенно неслучайно, что именно сегодня, вступая в особую подготовительную неделю перед Великим постом, мы читаем страницы Священного Писания (Мф. 25:31-44), которые повествуют нам о Страшном суде — последнем Божием суде, когда явится окончательно абсолютная справедливость, когда ничто не сможет быть утаено, ничто не сможет быть искажено, но все предстанет пред лицом Божиим в свете Его Божественной правды. В Евангелии рассказывается о суде Божием, на который призваны все, и праведники будут поставлены с правой стороны, а грешники с левой, и Божественный суд отделит добро от зла, правду от лжи.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5595797...

Венчание. Часть 4. Свидетели и тайное венчание. Раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Но сейчас в поручители приглашают друзей и подруг жениха и невесты, зачастую не вступивших в брак и мало что понимающих не только в семейной, но и в духовной жизни. 29 октября, 2009 Раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Но сейчас в поручители приглашают друзей и подруг жениха и невесты, зачастую не вступивших в брак и мало что понимающих не только в семейной, но и в духовной жизни. Продолжение. Смотрите Венчание. Часть 1.  Почему брак – таинство Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться? Венчание. Часть 3. Брак и ЗАГС В какие дни не совершается Таинство венчания? Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех многодневных постов ( Великий пост , Петров пост , Успенский пост и Рождественский пост ), в Неделю мясопустную (воскресение накануне масленицы), в сырную седмицу (масленица), в Неделю сыропустную (Прощенное воскресение), Пасхальную седмицу (неделя после праздника Пасхи), в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу (накануне воскресного дня), а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем. Разобравшись с препятствиями к совершению венчания и днями, в которые запрещены венчания, стоит коснуться и некоторых других вопросов, связанных с совершением этого Таинства. Часто спрашивают о свидетелях на венчании и их обязанностях.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-4-svid...

Календарь Материалы 10 марта 2013 г. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Святитель Регин на Соборе в Сардике (343) отличился искусным опровержением еретиков. Когда же истинная вера в Божество Сына Божия была восстановлена, он вернулся в свою епархию. Но долго наслаждаться миром не пришлось: Юлиан Отступник начал преследовать христиан. [Встреча с Православием/Проповеди] Архимандрит Тихон (Шевкунов) Сегодняшнее Евангелие дает нам ключ к тому, каким еще образом грешный, несчастный человек, который очень тяжело справляется со своими пристрастиями, может заслужить прощение Божие и увидеть Бога. Милосердие. Милосердие, как говорят святые отцы, превозносится над судом, потому что милосердие – это любовь к людям, это любовь к Богу. (MP3 файл. Продолжительность 21:48 мин. Размер 15.7 Mb) [Встреча с Православием/Богослужение] 25 февраля/10 марта 2013 г. Неделя мясопустная, о Страшнем суде. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:13:36 мин. Размер 53 Mb) [Встреча с Православием/Православная библиотека] В 11 часов, как только царь вышел из внутренних покоев Кремля, чтобы отправиться в церковь, об этом возвестили звоном всех колоколов. Его царское величество, достигнув главного церковного входа, встречен был духовенством, проведшим его до трона, на который он взошел, имея по правую от себя руку своего обер-камергера, а по левую — барона Остермана; его царскому величеству предшествовали придворные чины, несшие регалии царя, которые были возложены вместе с подушками на стол, покрытый золотой и серебряной парчой. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря», вышедшем в эфир 9 марта 2013 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопрос телезрителя о церковной оценке роли Дома Романовых в российской истории. English Edition [News] The legalization of same-sex unions is another step towards an attempt to give an absolutely new meaning to marriage and the family directly opposite to the Christian one. Basically, this process involves connivance at individualism and hedonism on the scale of society and state and ultimately on the scale of the whole humanity.

http://pravoslavie.ru/archive/130310

Поговорим о масленице Борис Кустодиев. Масленица Сейчас повсюду проходят масличные гуляния. С одной стороны, это праздник наступающей весны, хорошее время, чтобы сходить в гости, встретится с друзьями и родными, повеселиться… Правда, этот праздник приводит порой к гастрономическим излишествам, нередко приобретает элементы языческого разгула, а кому-то дает повод просто хорошенько напиться. С другой стороны, масленица – это подготовительная неделя к Великому посту , да уже и сами полупостные дни, когда из рациона исключаются мясные продукты, когда в среду и пятницу не совершается Божественная литургия и читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина . Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни? Архимандрит Тихон (Шевкунов) , наместник московского Сретенского монастыря: – Для меня масленица всегда воспринималась как долгожданное и очень радостное время. А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья – не вижу в этом особой беды и греха. Застолье, блины – это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это – очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся . И начали веселиться» (Лк. 15: 23). Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе – блины.

http://pravoslavie.ru/44978.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Леонид Соломаткин. Масленица. 1878 Масленица — почему так называется? мин., 11.03.2024 Содержание Специально для читателей журнала «Фома» настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин ответил на самые распространенные вопросы о Масленице — Сырной седмице.  Масленица — почему так называется? Название «Масленица» к Православию, конечно, не имеет отношения. Это народное название Сырной (или Мясопустной) недели, которая предшествует ежегодному Великому посту, который в свою очередь готовит верующих к Пасхе. Слово «Масленица» говорит нам о том, что в эту неделю принято употреблять в пищу масло, молоко, молочные продукты, яйца. Мясо в этот период уже исключается из рациона православного человека. Масленица — почему именно блины? Блины — древнее блюдо, которое русские люди готовили еще до принятия Русью православной веры. Вопреки распространенному убеждению, блины — вовсе не символ солнца. Блины у славян всегда были поминальным блюдом. Чтобы год выдался плодородным, на Масленицу крестьяне обращались к умершим, просили у них помощи. Когда Православие прочно укрепилось на нашей земле, старинная, еще языческая традиция есть блины и так праздновать пришествие весны, наложилась на сугубо церковную традицию всю Сырную неделю — неделю перед Великим постом — не есть мяса, но есть молочные продукты. Почему сжигают чучело Масленицы? Сжигать чучело Масленицы — чисто языческий обряд, который существовал задолго до того, как Русь приняла Православие. Огонь с древних времен привлекал людей, а сожжение чучела было обрядом, связанным с проводами зимы и встречей весны, солнца. Безусловно, к нашей вере этот обряд не имеет никакого отношения. По моему личному мнению, православному человеку не стоит участвовать в подобном. Нам гораздо полезнее созидать, а не разрушать что-либо, пусть даже в такой игровой, веселой форме. Почему Масленица длится одну неделю? Все недели перед праздником Пасхи, Воскресения Христова, являются предуготовительными, то есть готовят нас к Пасхе. Сырная (Мясопустная) неделя, или Масленица, как ее называют в народе, в свою очередь готовит нас к самому посту.

http://foma.ru/maslenitsa-pochemu-tak-na...

Се день грядет Господа Вседержителя, и кто стерпит страх пришествия онаго? Эксапостиларий на утрене в неделю Мясопустную Каждый православный христианин, иногда сам того не ведая, ежедневно исповедует перед Богом искренние чаяния скорейшего наступления Апокалипсиса – конца света, или, если быть точным, «воскресения мертвых и жизни будущего века». Постоянное ожидание Второго славного Пришествия Христова запечатлели отцы – участники II Вселенского Собора (381 г., Константинополь) в вероучительном документе Церкви, известном всем нам под названием Символ веры . Читая данный текст во время утреннего молитвенного правила или исполняя его за богослужением перед Евхаристическим каноном, каждый из нас должен задумываться о том, чем, собственно, закончится наша земная жизнь и что ждет нас впереди. Именно этому памятованию о прегрешениях и посмертной участи посвящена одна из подготовительных недель к Великому посту – Мясопустная, или Неделя о Страшном суде. Один из последних Глинских старцев и духовный писатель архимандрит Иоанн (Маслов) так говорил об этом благодатном для внутреннего делания времени: «Напоминание о Страшном суде Божием, по учению Святой Церкви, является одним из самых действенных средств к пробуждению нас от сна греховного. Мысль о Страшном суде побуждала грешников к искреннему покаянию, соделывала разбойников и мытарей избранными сосудами благодати Божией» . В подтверждение слов отца Иоанна в богослужебных текстах Недели мясопустной можно найти огромное количество текстов, призывающих каждого верующего человека к пересмотру своей жизни и исправлению сердца. В гимнографических текстах этой недели Святая Церковь иллюстрирует последствия жизни во грехе, нелицеприятный ответ на Страшном суде Божием. Одним из самых известных и глубоко переживаемых текстов утрени стал седален: «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя».

http://pravoslavie.ru/137808.html

Фото: stdimitry.ru Смысл Вселенской родительской субботы, или Как победить смерть Главное в новой Жизни, данной нам Христом – это примирение и восстановление любви 6 марта, 2021 Главное в новой Жизни, данной нам Христом – это примирение и восстановление любви Фото: stdimitry.ru Какое горе испытывает маленький человек в детстве, когда вдруг ясно понимает, что его папа и мама умрут! Это, действительно, огромное потрясение. Ребенок неожиданно открывает в мире сем власть греха, открывает то, что последовало за отказом от Бога и жизни в Нём тогда, в райском саду. Земное существование, завершающееся какой-то поистине страшной и бессмысленной смертью, кажется таким неправильным, таким несовершенным… Но реальным. Протопресвитер Александр Шмеман И какую огромную радость испытывает человек, когда вдруг узнаёт и осознаёт, что Христос победил смерть! Поистине, пасхальный тропарь звучит в сердце при мысли, что там, наверху, невидимая нашими плотскими очами, торжествует наша Церковь – молится перед Престолом Божиим Пресвятая Богородица, воздевают руки три святителя, воспевает псалмы святой царь Давид… И наши родные, так, казалось, бессмысленно ушедшие из жизни, тоже там. И, что еще удивительнее и трогательнее, они ждут там, наверху, наших молитв. Или внизу – еще сильнее ждут. Вчера вечером в наших церквях прошла особая заупокойная служба – Парастас, а сегодня – Вселенская родительская суббота. Именно о ней рассказывает нам протопресвитер Александр Шмеман, продолжая свое разъяснение Великого поста. Страшный суд (Неделя мясопустная) Следующее воскресение называется мясопустным, так как в течение недели, следующей за ним, Церковью предписывается частичный пост, воздержание от мяса. Это предписание надо рассматривать, принимая во внимание всё, что было сказано раньше о значении приготовления. Церковь начинает теперь завершать подготовку к тому подвигу, которого она ожидает от нас через семь дней. Она постепенно вводит нас в начало этого подвига, зная нашу неустойчивость, предвидя нашу духовную слабость.

http://pravmir.ru/velikiy-post-smyisl-vs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ [греч. κυριακ το στου], одна из подготовительных недель (воскресений) перед Великим постом , между неделями мытаря и фарисея и мясопустной . В силу того, что Великий пост каждый год начинается в разное время, Б. с. н. приходится на период с 18 янв. по 22 февр. (ст. ст.). Название недели происходит от евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15. 11-32), к-рая читается в этот день на литургии. Как особая память церковного года Б. с. н. впервые появилась в древнем иерусалимском богослужении не ранее VI в. В V в. иерусалимский лекционарий еще не содержал особых чтений для великопостных воскресений, что видно из его арм. перевода ( Renoux A. Le Codex Armenien Jerusalem 121//PO. T. 163, 168). По крайней мере с VII в. чтение притчи о блудном сыне закрепляется за 3-м воскресеньем Великого поста (по совр. нумерации это 2-я неделя поста, посвященная свт. Григорию Паламе), что отражено в груз. переводе иерусалимского лекционария, где в 3-ю неделю на литургии указаны прокимен 4-го гласа из Пс 54, чтения Притч 25. 2-15, Ис 45. 22-25 и Рим 12. 6-16, аллилуиарий 1-го гласа со стихом Пс 1. 1, Евангелие Лк 15. 11-32, начальные слова песни на умовение рук (песнопение иерусалимской литургии ап. Иакова, не имеющее параллели в к-польском чине литургии) 2-го гласа: «Раскаялся в дерзости моей», начальные слова песни на перенесение Даров (это песнопение на литургии ап. Иакова в отличие от к-польской литургии свт. Иоанна Златоуста было изменяемым): «    » и молитва отпуста «Дар Отца» ( Кекелидзе. Канонарь. С. 59; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 65-66. [Pars. 2.] P. 57). В груз. Иадгари IX-X вв. (приложение к лекционарию) тропарь выписан полностью: «Раскаялся в дерзости моей, Господи, как блудный сын...» ( Метревели. С. 123). Греч. оригинал этого текста неизвестен, но он, безусловно, существовал, поскольку в Триодях из собрания РНБ - Шафариковой (F. п. I 74, XII в.), Орбельской (F. п. I 102, XIII в.) и Погодинской (Погод. 40, XIII в.) - сохранился и слав. перевод (стихира «Раскаися о злобе моей, Господи» - Карабинов. С. 175). Следует отметить, что, т. о., в раннем иерусалимском богослужении Б. с. н. еще была одним из воскресений Великого поста, но не подготовительного к посту цикла, к-рый начинался только с мясопустной недели ( Кекелидзе. Канонарь. С. 56; Метревели. С. 99).

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

Третья подготовительная седмица к Великому посту. Неделя мясопустная, о Страшном суде. О бережном отношении к совести ближнего Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис   Первое послание к Коринфянам, главы 8–9    На церковнославянском языке 8[Зач. 140.] Брáшно же нáсъ не поставляетъ предъ Бóгомъ: нижé бо áще ямы, избыточе­ст­вуемъ: нижé áще не ямы, лишáемся. 9 Блюдите же, да не кáко влáсть вáша ciя npemkhobéhie бýдетъ немощнымъ. 10 Аще бо ктó видитъ тя, имýща рáзумъ, въ трéбищи воз­лежáща, не сóвссть ли егó немощнá сýщи созиждет­ся идоложéртвен­ная ясти? 11 И погибнетъ немощный брáтъ въ тво­éмъ рáзуме, егóже рáди Христóсъ ýмре. 12 Тáкожде согрешáюще въ бpámiю и бiющe ихъ сóвесть нéмощну сýщу, во Христá согрешáете. 13 Темже áще брáшно соблазняетъ брáта мо­егó, не имамъ ясти мяса во вски, да не соблазню брáта мо­егó. 1. Тáко и Госпóдь повеле проповеда­ю­щымъ благовест i е от­ благовест i я жити. 2. Азъ же ни едино сотворихъ от­ сихъ. Не писáхъ же ciя, да тáко бýдетъ о мне: дóбрее бо мне пáче умрéти, нéжели похвалý мою ктó да испразднитъ. (1 Кор 8:8-13, 9:1-2) На русском языке 8. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 9. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. 10. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 11. И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 12. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 13. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. 1. Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? 2. Если для других я не Апостол, то для вас Апостол ; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

http://bible.predanie.ru/tretya-podgotov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Подготовка к Великому посту начинается с   Недели о мытаре и фарисее и завершается Прощёным воскресеньем. Лестница Великого поста Структура  Великого поста  построена так, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. И человек, который посвящает свои время и силы от начала до конца великопостного периода, он действительно, как по лестнице духовного восхождения шаг ступенька за ступенькой приближается к тайне  Пасхи Христовой . протоиерей Алексий Уминский •   Неделя  о мытаре и фарисее  ( Лк.18:10–14 ) Седмица  «сплошная»   (нет поста в среду и пятницу). •   Неделя о блудном сыне  ( Лк.15:11–32 ). • Вселенская родительская (мясопустная) суббота. •   Неделя мясопустная  (последний день вкушения мяса), о Страшном суде ( Мф.25:31–46 ) Седмица сырная ( масленица ), «сплошная» •   Неделя сыропустная . Воспоминание Адамова изгнания.   Прощёное воскресенье  ( Мф.6:14–21 ) Богослужения Сырной седмицы являются подготовкой к Великому посту, поэтому в Православной Церкви дни сырной седмицы не являются праздничными в отличие от празднования народной масленицы. Про эту седмицу в богослужении говорится: «преддверие покаяния, предпразднство (πυοερτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная». Подготавливая верующих к длительному посту и объясняя его значение через богослужебные тексты, Православная Церковь учит, что пост всегда полезен, во время него ослабевают бесовские искушения, вместе с постящимся пребывают ангелы, поскольку с помощью поста человек очищается. Согласно Типикону, всю седмицу, включая среду и пятницу, разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты, но запрещено вкушать мясо во все дни этой седмицы; кроме того, в среду и пятницу рекомендован лишь один приём пищи вечером. Об истории поста в эту седмицу, то есть о причинах отказа от мяса, повествует Никифор Каллист Ксанфопул (XIV век) в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. Категория: блюда из овощей Другие рецепты О постах и трапезах Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 4.5 млн. Всего записей 3742 ©2024 Азбука рецептов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/recept/podgotovitelnyj-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010