Самый ранний автор, свидетельствующий о факте переписки — преподобный Феофан Исповедник (†818): “Омар также послал богословское письмо Льву, убеждая его принять ислам”. Характерно, что Сигрианский исповедник ни словом не упоминает о каком-либо ответном послании со стороны Льва. Мусульманские историки не упоминают о письме такого рода, хотя есть указания на то, что Омар II состоял в переписке с Львом III по вопросу о пленных и, с другой стороны, что он, известный своей ревностью к распространению ислама, отправлял письма правителям Трансоксании с призывом принять ислам 11 . Следующие после преподобного Феофана авторы, упоминающие об этой переписке — арабоязычный христианский историк Агапий Манбиджский (около 950 г.) и армянский историк Фома Арджруни (в 936 г.) уже подробно описывают ответ Льва, и из этого описания становится очевидным, что они имеют в виду именно тот текст, которому посвящено настоящее исследование. Агапий пишет, что Лев ответил халифу, опровергая его выпады, показывая порочность ислама и правду христианства из Священного Писания и Корана 12 . Фома сообщает, что ответ Льва был столь проникновенным, что Омар заметно изменил свое отношение к христианам 13 . Что касается собственно Гевонда, включившего и, возможно, переведшего сочинение псевдо-Льва, то время его жизни не вполне ясно; его “История” доведена до конца VIII века, однако принято считать, что писал он ее в конце IX 14 или даже начале Х века. Высказывались также предположения, что текст переписки мог быть интерполирован позднее в текст “Истории” Гевонда 15 . Подведем итоги и перейдем к тексту сохраненной в армянской версии переписки. То, что Омар II написал письмо Льву III, представляется несомненным. Так же несомненно и то, что это не то письмо, на которое отвечает псевдо-Лев. Преподобный Феофан указывает, что в письме был призыв к императору принять ислам, и действительно, это был нерв посланий такого рода со стороны мусульманских правителей; в том же письме, на которое отвечает псевдо-Лев, не только нет этого призыва, но, более того, выражается желание больше знать о христианской вере и просьба помочь в этом — то есть характер и направленность письма совершенно иные!

http://pravmir.ru/poslanie-psevdo-lva-ha...

В одном далёком храме произошла странная вещь. Как-то незаметно, видимо, от сырости, совсем испортилась акустика. Нет, слышно местного священника – отца Агапия – и хор было по-прежнему хорошо. Но как-то не всё и не так. Выходит, например, отец Агапий на амвон проповедовать и говорит: – В пост важно приобретение опыта отказа от греха и излишеств, опыт разумной молитвы в храме. А постная пища лишь должна помогать этому. По возможности кошелька и здоровья можно придерживаться вот этих правил, выработанных веками. Главное, чтобы вы Бога приняли в сердце своём. Не злословили, не завидовали, не осуждали. Это и будет главным приготовлением к Святому Причастию. А люди слышат: – Ля, ля, ля, ля, ля, ля постная пища! И после проповеди сразу подбегают к отцу своему духовному и выпытывают со всяким благострастием: А не грех, если в печеньице дегенерат калия положен? – А что и когда теперь надо есть? А маслице растительное точно можно? И даже в четверг? А в среду? А рыбу всю можно, или сначала глазик и печень надо выковырять, потому что блаженный Бармалеюшка сказал, что так посрамляется сила вражья? А не грех, если в печеньице мальтодекстринопирофосфатный сульфит натрия или дегенерат калия положен? Это же масоны засунули тайком, чтобы русского человека развратить? Правда?! Нам рассказывали в паломничестве! Не томите, Бога ради! Не скрывайте от нас, отче. А то ведь вечно погибнем! А батюшка только руками разводит: – Да откель же вы, боляшшыя, этой ереси нахватались-то? Бедняги!.. Вдругорядь выйдет отец Агапий и проповедует со всяким усердием: – Сегодня праздник Вхождения Христа в Иерусалим для страдания и смерти ради нашего спасения. В знак пасхальной победы над смертью можно взять в руки вербочки. А люди слышат: – Ля, ля, ля, ля, ля вербочки!!! И давай гурьбой к амвону, сметая подсвечники на своём пути: – Батюшечка! С праздником вербочек вас!!! А сейчас их святить уже можно? Какое к шесту псалмие? А! Да это мы потом, когда на пенсию выйдем. Лучше скажи, от чего эти веточки помогают? А как их сушить? Над газом можно, или только в полнолуние, на подоконнике чётного дома, с подсолнечной стороны? А акафист в это время надо читать Козмодемьяну какой-нибудь, или просто мелом вокруг очертить? А их в суп крошить можно, чтобы муж не болел? А может, с маслицем соборным смешать? А то так и жрать-то не будет, нехристь! А вот в монастыре сказали, что ими только подушки надо набивать, чтобы плохое не снилось, вы, например. Ничего личного, батюшка, простите, вы сами такую профессию чёрную выбрали!

http://pravoslavie.ru/123350.html

Как мы уже говорили выше, приезд папы Агапия в Константинополь временно сорвал успехи монофизитствующей интриги. Огорченная Феодора решила теперь сделать «подбор» и в замещении патриарха I Рима, с тем чтобы гарантированно проводить свою промонофизитскую линию. Задача очень смелая, но при абсолютной монархической власти оказавшаяся не столь фантастической, хотя политическое обладание Римом все время захватывалось y Византии готами. B данный момент y Феодоры был свой кандидат на папство — апокрисиарий Вигилий. Вигилий происходил из аристократической римской фамилии. Рукоположен был в диаконы папой Бонифацием II, по смерти которого (532 г.) стремился стать его преемником через протекцию готского правительства. Ho c переходом в 536 г. Рима в руки Византийского двора Вигилий, естественно, перенес свои расчеты на протекцию Константинополя. B 533 г. он приезжает туда апокрисиарием от Рима. Когда в 536 г. в Константинополь прибыл папа Агапий, Вигилий уже снискал благоволение Феодоры. A Феодора сделала ставку на него, как на будущего папу, который согласится на смягченное толкование формул Халкидона с прибавкой повторных анафем на несториан в угоду массам Востока. Когда Агапий скончался в Константинополе (536 г.), Вигилий с его телом поспешил вернуться в Рим в расчете пройти теперь же на выборах в преемники Агапия. Но... опоздал, — был уже избран Сильверий, оказавший Велизарию прямую услугу при захвате Рима. Однако пришел приказ из Константинополя — обвинить Сильверия в политической измене, убрать его и заменить Вигилием. Тогда Велизарий и особенно жена его Антонина цинично провели искусственный клеветнический процесс против Сильверия, и он был удален в ссылку, a на его место поставлен Вигилий. Ценой этой неправды Вигилий стал папой. Но на нем повисли тяжелые обязательства пред Феодорой, a потом и пред Юстинианом. Дорогая расплата за карьеру стала завязкой не только личной драмы Вигилия, но и болезненной драмы всего V Вселенского собора. B эту драму внешне вплетается эпизод борьбы Юстиниана с монахами-оригенистами и оригенизмом.

http://sedmitza.ru/lib/text/435233/

   Еще прибавляем от преизбытка духовной любви нашей к вам и к вашему и нашему преуспеянию, что выше писанное о духовных предметах и Божественных свойствах не на всех действует одинаковым чувством; на иного действует больше память смертная, на иного Суд Божий и неизвестное вечное определение, на иного Царствие Небесное, на иного адское вечное мучение, на иного спасительные Христовы Страдания, на иного страх Божий и непрестанная память о Божием присутствии, всезрительстве, всемогуществе и вседержительстве, на иного сильно действует Божие благодеяние и долготерпение. И вот что тут надо заметить нашим умным вниманием и душевным чувством: который предмет из обозначенных нами на кого чаще и сильнее действует к горению нашего духа и к ревности о благочестии, тот и надо себе сильнее присваивать и тверже его укреплять во все наши душевные чувства. Одно духовное чувство, тяготеющее в нашем уме и сердце и в незабвенной памяти, довольно способно нас подвигнуть к духовной ревности, и пробудить наши духовные чувства от душевной дремоты и нашего нерадения и привести нам на память и прочие духовные предметы. Только для сего требуется, батюшка, самоотвержение своего разума и своего хотения, и взять крест — сиречь умертвление от всего страстного и любосластного, и идти путем Господних заповедей и живою верою без всякого сомнения и самонадеянности, при содействии в нас Божией благодати, до последнего издыхания нашей жизни. «Претерпевый до конца той спасется». Благослови нас, отче святый, и помолись за нас и прости нас.     Старец Агапий жизнеописании старца Агапия имеются некоторые его наставления о молитве Иисусовой.    Сердечное внутреннее делание есть наука из наук и художество из художеств, и опытные в сем делании всегда пребывают в страхе и трепете, по причине тесного и весьма темного пути, который обретается лишь с помощью опытных наставников.     Старец Агапий    Уму надо давать крайнее внимание, сердцу трезвение, воле бодрствование, чтобы она помимо молитвы ни во что не увлекалась, а если по немощи увлечется, то надо опять, ободрившись, внимать молитве. Без трех сих: внимания, трезвения и бодрствования истинная и чистая молитва произноситься не может; сие делание молитвы надо хранить неопустительно до последней минуты жизни, при всяком молитвенном даровании, по заповеди Господней: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

прибыли в Москву ( Каптерев. 1895. С. 434). Возглавлявший посольство архим. Никандр вскоре скончался, и на его место был прислан архим. Агапий, секретарь Иерусалимского престола. В грамоте к вице-канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину П. писал о вымогательствах османских властей, насилии бедуинов, осаждавших монастыри в пустыне, дорогостоящем противоборстве с конкурирующими исповеданиями, что привело к образованию долгов Патриархии, достигавших 353 тыс. пиастров, и просил о денежном вспомоществовании. Однако российские императоры в XVIII в. были гораздо меньше заинтересованы в финансовой поддержке правосл. Востока, чем московские цари предшествующего столетия. Российская сторона впервые за все время контактов с ИПЦ потребовала от посланников разъяснений о причинах образования столь большого долга (по курсу рус. валюты того времени он составлял ок. 200 тыс. р.). Не удовлетворившись письменными объяснениями архим. Агапия, она обратилась с запросами о финансовом положении и основных статьях расходов Патриархата к Вешнякову. Тот, в свою очередь, переадресовал эти вопросы П. и осенью 1744 г. получил от него трактат, озаглавленный «Краткое ведение о древних вольностях патриархов Иерусалимских и причинах распрей между греками, римлянами и армянами» вместе с копиями грамот мусульм. правителей, данных в разное время патриархам Св. града. Документы были переправлены в С.-Петербург, но в Коллегии иностранных дел остались ими не удовлетворены и потребовали детальной информации о причинах и размерах долгов, а также о заимодавцах ИПЦ. Вешняков ответил, что прояснить такие вопросы нет возможности, поскольку мн. финансовые операции Патриархата, в частности взятки османским чиновникам, засекречены и не отражены ни в какой документации (АВПРИ. Ф. 89/1. 1745 г. 5. Л. 242-247 об.). Дальнейшее рассмотрение прошения П. было передано Синоду РПЦ. В нояб. 1745 г. архим. Агапий представил в Синод новое разъяснение о финансовом положении ИПЦ и его динамике, начиная с Патриаршества Досифея II Нотары (1669).

http://pravenc.ru/text/2579081.html

Несмотря на то что мелькитская культура с середины X в. снова стала испытывать сильное греческое влияние, она отнюдь не растворялась в обще имперской греко-византийской культуре, не теряла своей восточной самобытности, оставаясь в тесном контакте с остальным арабским миром. Власть антиохийских патриархов простиралась до самых отдаленных окраин мусульманского мира – Мерва и Хорезма. 134 Границы между Византией и мусульманскими странами не были препятствием для оживленных культурных взаимодействий. Влияние арабской традиции заметно и в том, что Яхья Антиохийский в своей летописи пользуется летоисчислением по хиджре (как, кстати, и Евтихий), и в том, что Яхья и патриарх Агапий начинали свои сочинения фразой «Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим» («Во имя Бога, милостивого, милосердного») вместо традиционной христианской формулы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Политическая история Египта и Сирии Яхью интересовала куда больше, чем войны его собственного императора Василия Болгаробойцы на Балканах. 135 Но самый яркий пример – это споры христиан разных стран и конфессий о дате празднования Пасхи 1007 г. Из-за расхождений в вычислениях и таблицах возникла оживленная переписка, консультации, пререкания, в которых приняли участие мелькиты, несториане, монофизиты от Армении до Верхнего Египта. 136 Любопытно, что Константинополь остался на периферии этого спора, как будто бы авторитет вселенского патриарха мало что значил для ближневосточных христиан, даже для мелькитов византийской Антиохии. Еще меньше они помнили о Риме. Хотя во время богослужений, по обычаю, возглашалось имя римского папы, но из-за отсутствия связей с Римом этих имен никто не знал. Последним известным на Востоке папой, как уже говорилось, был Агапий, участник VI Вселенского собора (681 г.). Его-то и поминали, чисто автоматически, следующие триста лет. 137 Установившаяся в Сирии относительная политическая стабильность была разрушена в середине XI века появлением турок-сельджуков, их опустошительными набегами на города Верхней Месопотамии. Решающее военное столкновение Византийской империи с сельджуками под Манцикертом в 1071 г. закончилось полным поражением ромеев и утратой империей контроля почти над всей Малой Азией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец Агапий делится с нами и своим личным опытом, рассказывая, какие образы запечатлеваются в памяти подвижника и как они переживаются всем человеческим существом. «... Духовные предметы действуют на душу и тело и на наш дух по мере умного, сердечного и истинного делания и непрестанного в нем упражнения и действуют на сердце и на нашу память не все вдруг, а попеременно, однако непрестанно: иногда действует сильно память смертная; иногда больше действует Суд Божий и вечное неизвестное определение; иногда память о Царствии Небесном, а иногда об адском вечном мучении; иногда сильно действует страдание Господне и земная жизнь нашего Спасителя, Его распятие и смерть ради нашего спасения, воскресение и на небеса вознесение и Его Второе страшное Пришествие; иногда сильно действует на нас память истинных Христовых подвижников, ради любви Христовой до кончины все перетерпевших; иногда действует неизъяснимо словом на все наше грешное существо страх Божий от живой веры в Его при нас присутствие, если мы только углубим в наш ум и сердце, что мы стоим, ходим, делаем, сидим, едим, пьем, говорим, глядим, слышим все как бы пред очами Божиими, при Его всеведении, всемогуществе и вседержительстве, премудрости и благости... » Дальше старец пишет: «Вот о сих последних непрестанно водруженная в уме и сердце память всего больше может привести нас к истинному умносердечному чистой молитвы деланию и к духовному совершенному преуспеянию, а не одни только наши слова молитвенные могут нам доставлять истинную и непрестанную молитву». Может показаться непонятным, как правильная молитва сопряжена с воображением предметов, когда святые отцы учат о безобразной молитве. Но у о. Агапия имеется ответ: «...Во время умной молитвы, собранной и непарительной, вышеозначенные духовные предметы бывают в памяти без воображения, безвидно, неколичественны, а только в одной чистой памяти без всяких образов, в нашей памяти действующих вместе с памятью Бога». Учит старец Агапий умной молитве и мирян. На вопросы, как правильно творить Иисусову молитву, валаамский схимонах отвечал: «Сердечное внутреннее делание есть наука из наук и художество из художеств, и опытные в сем делании всегда пребывают в страхе и трепете по причине тесного и весьма темного пути, который обретается лишь с помощью опытных наставников ... » И далее: «Проходить делание Иисусовой молитвы нужно под руководством опытных людей. Ибо от духовного бессоветия и от доверия своему мнению, рассуждению (своим. – Авт.) душевным и телесным чувствам происходит в неопытных молитвенниках ложное душевное радование или, наоборот, малодушная скука и сердечное ожесточение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

364 Поскольку дату ал-Мукаддаси не называет, а его сочинение относится к 80-м годам X в., исследователи склонны полагать, что известие может относиться к тому же времени, о котором упоминал Ибн Хаукал (Бартольд 1963б. С. 847–852; Dunlop 1954. Р. 244; Новосельцев 1990. С. 227). 367 Единственное отличие приведенного выше фрагмента от аналогичного сообщения ал-Баттани (см.: I.1.3.1) – информация о расположении Константинополя на проливе. Это обстоятельство указывает на две возможности: 1) ал-Баттани, Агапий Манбиджский и другие авторы пользовались неизвестным первоисточником; 2) Агапий Манбиджский знал иную, чем ныне известная, версию сочинения ал-Баттани. 371 Возможно, Барсхана: город на караванной дороге из Средней Азии в Китай, к востоку от озера Иссык-Куль. 374 Кимаки – тюркский народ, входивший в состав Западнотюркского каганата; в VIII–IX вв. располагался на территории среднего течения р. Иртыш, в X в. стал продвигаться на запад, к приволжским степям. 375 Одно из наименований Каспия, по названию области на юго-западном побережье (совр. Мазандеран в Иране). 380 Топоним встречается в «Географическом руководстве» Птолемея как «храм Афродиты» и находится в Восточных Пиренеях; другие арабские источники локализуют его в горах между Францией и Андалусией, что соответствует вышеприведенному местоположению. 385 Барда‘а (Барза‘а) – крупный центр области Арран (Кавказской Албании), расположенный на р. Тертер, правом притоке Куры. 387 Жители горной части Прикаспия Дейлема, в начале X в. принявшие ислам; сторонники Марзбана ибн Мухаммада. 389 Город в двух днях пути к югу от Тебриза, довольно далеко от Барда‘а. Д. Марголиус предпочитает читать здесь «Барда‘а», полагая, что топоним «Марага» появился из-за ошибки переписчика. 390 Армянский писатель X в. Мовсес Каланкатуаци тоже рассказал об этом набеге русов, назвав причиной гибели русов отравление, совершенное местными жительницами (Мовсес Каланкатуаци 1984. С. 276). Мутаххар ибн Тахир ал-Мукаддаси считает этой причиной холеру и «меч» (см.: I.4.2.1). Сопоставление с данными скандинавской «Саги об Ингваре» вызвало идею о формировании общей устной традиции об этом походе у разных народов (Глазырина 2002. С. 118–125).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Малый же ребенок спросил у Агапия: «Что твой путь? Куда хочешь идти?». Агапий ответил: «Не знаю, как имя назову месту тому, куда хочу идти. Господь мой Бог – путь мой есть». Испытав духовные мотивы поисков Агапия, Христос пригласил Агапия пересечь море на корабле. Он велел Агапию немного поспать. Когда Агапий уснул, «велел ребенок великим мужам, взяв Агапия, перенести через море. Положили Агапия на землю мужи те и невидимы стали». Перенесенный ангелами в преддверие райского сада, Агапий созерцает «славу, воссылаемую Богу на седьмом небе». Текстом задается установка воспринимать чувственные реалии повествования как прообраз того, что происходит в духовном мире. Среди обильно плодоносящих деревьев, птиц и цветов Агапий видит Господа Иисуса Христа и апостолов, херувимов и серафимов. Пройдя путь от преддверия к алтарю, внутри Небесного Иерусалима «увидел он свет, в семь раз земного света светлее». Агапий описывает крест высотой до неба и райский источник. По другой версии апокрифа, в городе «стоял образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, велик и чуден». В центре Святого Святых – виноград и трапеза с райским хлебом. Стены и кельи Небесного Иерусалима украшены драгоценными камнями. Не случайно в Откровении Иоанна Богослова райский алтарь называется «Иерусалимом», хотя и «Новым», «сходящим от Бога с неба» (Откр 21. 2). Ведь святыни земного Иерусалима соответствуют Небесным архетипам. Чудесное «хождение Агапия по местам Господа» завершается паломничеством в святой град Иерусалим, где Агапий исцелил райским хлебом (причастием) множество больных. Различные версии апокрифа подчеркивают, что именно Иерусалимский Патриарх передал всей Церкви «Слово святого отца нашего Агапия о человеке, который оставляет дом свой, берет крест и идет за Христом, как велит Святое Евангелие». Увиденное Агапием устройство Небесного Иерусалима указывает на тождество рая с православным монастырем. По возвращении из рая тайнозритель поселился в монастыре, причем описание монастыря буквально дублирует описание Небесного Иерусалима (море, высокие стены, вход, келья, постель): «И сказал ангел Агапию: «Иди вдоль моря и найдешь место, уготованное тебе. Там обоснуйся и напиши о своем видении, о том, что видел, проходя по местам Господа». Агапий же шел около моря много дней, и нашел стены высокие на море, и, подойдя к ним, увидел двери в стенах. Когда же вошел внутрь и поднялся вверх по ступенькам, то увидел горницу, устроенную в стенах тех, и кровать в ней, и постелю на кровати». Заключительная фраза апокрифа о блаженной кончине Агапия в монастырском затворничестве прямо называет православный монастырь раем: «Блаженный же Агапий в горнице той пребывал сорок лет, питаясь одним куском хлеба, который дал ему пророк Илия. В раю закончил Агапий жизнь свою, отдал душу свою Господу, славя Пречистую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, и всегда и во веки веков. Аминь».

http://pravoslavie.ru/1745.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010