Радуйся, ангелами пресветлыми присно торжествующий; Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших! Кондак 8 Странен быв на земли, к горнему отечеству добре шествовал, еси, Христов угодниче Николае, Господа бо всем сердцем и всею душею измлада возлюбив, скорби многообразныя Его же ради добропобедно претерпел еси, егда воздвиже враг спасения брань лютую, дабы отлучися тя от Христа Спасителя. Ты же, презревше вся скорогибнущая мира сего претерпе до конца страдания, и в небесный вертоград вшел еси, и до днесь радостно поюще: Аллилуйя. Икос 8 Всего себе Господеви предал еси, святый новомучениче Николае, егда потщался еси войти тесным и прискорбным путем в жизнь вечную, презревый вся злопыхания богопротивная с кротостью и смирением своих мучителей взыде на заклание, благодатию Христовою укрепляемый. Мы же, тобою ко духовному подвигу наставляеми, ублажаем тя: Радуйся, в мучениих дух терпения стяжавый; Радуйся, ни скорбию, ни муками, ни страданием от Христа не отлучивыйся; Радуйся, ни во что же злобу мучителей вменивый; Радуйся, их же злопыхания отвергнувый; Радуйся, именем Христовым лютость мучителей победивый; Радуйся, молитвы ко Господу и в заключении творивый; Радуйся, волю свою воле Отца Небеснаго покоривый; Радуйся, мученической кончиною своею торжество веры возвеличивый; Радуйся, святый новомучениче Николае, скорый помощниче и молитвениче о душах наших! Кондак 9 Вся помыслы своя к Богу возвел еси, святый Николае, странником и пришельцем в жизни сей себя помышлявший, не хотел, святый новомучениче Николае, от истинной веры отступити и земная, паче небеснаго возлюбити. Убо и страдания лютая за Христа претерпел еси, на Небесех Отечество себе взыскал еси, и ныне тамо победную песнь Богу радостно воспеваеши: Аллилуйя. Икос 9 Ветии многовещавшие не возмогли быша воспети достойно подвизи и мучения твоя, святый Николае, яко во время суровых испытаний веры православной душею твердее адаманта явился еси. Мы же, ублажая доблести твоя, умиленно вопием:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко: потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвою Иисусовою. I, 258. Правильное упражнение молитвою Иисусовою вытекает само собою из правильных понятий о Боге, о всесвятом имени Господа Иисуса и об отношении человека к Богу. I, 259. Слова молитвы [Иисусовой] должно произносить очень неспешно, даже протяжно, чтобы ум имел возможность заключаться в слова. I, 261. Начинающему обучаться молитве Иисусовой очень вспомоществует к обучению ей ежедневное келейное правило из известного числа земных и поясных поклонов, соответственно силам. Полагаются поклоны неспешно, с чувством покаяния, и при каждом поклоне произносится молитва Иисусова. I, 263. Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отымутся мир и тишина у сердца. I, 262–263. Упражнение молитвою Иисусовою имеет два главнейших подразделения или периода, оканчивающихся чистою молитвою. В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия несомненно содействует молящемуся но она не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение, и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу. Во втором периоде благодать Божия являет ощутительное свое присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возможность молиться непарительно с сердечным плачем и теплотою; при этом греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом. I, 270–271. Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении. Эти плоды являются прежде всех других от всякой правильно совершаемой молитвы, преимущественно же от молитвы Иисусовой. I, 292. Скорби внешние и внутренние, долженствующие непременно повстречаться на поприще этого подвига [молитвы Иисусовой], подобает преодолевать верою, мужеством, смирением, терпением и долготерпением, врачуя покаянием уклонения и увлечения. I, 295–296.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Григорий просветитель – первый архиепископ Армении. Сын Анака из царского рода Артакидов, оставшись сиротой в детстве, вырос и получил христианское образование в Кесарии каппадокийской. Вступив потом в службу к Тиридату, возведенному на армянский престол Диоклитианом, Григорий отличался преданностью князю, но вместе пламенел ревностью к св. истине. Армения тогда, за исключением немногих мест 649 , была еще языческой. Григорий смело проповедовал св. истину слепым язычникам. Тиридат торжественно приносил с двором своим жертвы Артемиде. Один Григорий не принял участия в деле нечестия. «Я верно служу царю земному, хочу быть верным и небесному», говорил он Тиридату. Царь армянский хотел быть покорным слугою Диоклитиану и желал делать только приятное зверскому гонителю христиан. Выслушав из уст Григория исповедание истин христианских, он велел предать Григория жестоким истязаниям и в позорном виде водить по улицам города. Это повторялось несколько раз. За тем Григорий, брошен был в ров, в жертву голодной смерти. Наконец свет истины победил тьму. Из уст Григория Тиридат смиренно выслушал проповедь евангельскую и по его же желанию посвящен был кесарийским архиепископом Леонтием в архиепископа Армении. 650 Это было в 290 г. Св. Григорий основал множество храмов и посвятил несколько епископов для Армении, распространив свет евангелия и между дикими племенами каспийского побережья и Кавказа. Верный ученик смиренного Иисуса скончался в смиренном уединении ок. 305 г., и потомство почтило его достойным именем просветителя. 651 Неизвестный сочинитель похвального слова св. Григорию говорит о нем: «он с пламенной ревностью наставлял по богодухновенному писанию: написал мудрые беседы и научил весьма многие народы». 652 Ныне известны на армянском языке 23 Беседы Григория просветителя и изложение веры для царя и народа Армении, к сожалению еще не изданные. 653 § 70. Св. Памфил мученик Памфил, кессарийский пресвитер, знаменитый по роду, по богатству родителей, по образованию и, наконец, по нищете духовной и мученическому подвигу, первоначальное образование получил в Берите – месте своего рождения. 654 Отказавшись от видов на светские должности, слушал Пиэрия, начальника александрийского училища. 655 Возвратившись в Палестину, облечен был саном пресвитера и занялся учеными трудами для пользы других. 656 Он устроил в Кесарии библиотеку, обогатил ее творениями отцов, которые частью сам списывал, частью приобретал везде, где только мог, и рукописи его столько были ценимы, что Иероним, достав одну из них – толкование Оригена на 12 пророков, – считал себя Крезом. 657 С ревностью распространяя христианское образование, он успел воспитать мучеников, каков был Эдессий, отличавшийся высокой образованностью и жизнью. 658 Оправдывал веру свою в Господа особенными делами милосердия до того, что делил с бедными все, что имел 659 ; считая богатства духа выше земных сокровищ, покупал и списывал рукописи, чтобы наделять ими неимущих 660 ; вообще жил как христианский философ. 661

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сердце соучаствует в молитве чувствами сокрушения, покаяния, плача, умиления . Впрочем, естество еще не преображено, разъединение ума, сердца и тела влияет на молитву, время от времени умная молитва расхищается чуждыми помыслами. Причина этого заключается в том, что ум, не освободившись совершенно от пристрастий, впечатлений, попечений, не имеет устойчивости и потому предается мечтаниям. Поэтому на данной ступени еще требуется постоянное понуждение себя к правильному совершению молитвы. Для достижения благодатной непарительности ума необходимо постоянно доказывать искренность своего желания подвигом, удержанием ума в словах молитвы. Собственный подвиг со временем может привести к благодатному, нерасхищаемому вниманию, но сначала «предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия несомненно содействует молящемуся благонамеренно, но она не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу, в котором побеждения и победы непрестанно сменяют друг друга, в котором свободное произволение человека и немощь его выражаются с ясностию» . Нередко понуждение себя к умной молитве длится всю жизнь. Поскольку молитва противостоит ветхому человеку, то доколе он присутствует в нас, дотоле противится молитве. Противятся ей и падшие духи, стараются осквернить молитву склонением нас к рассеянности, к принятию приносимых ими помыслов и мечтаний. Но часто понуждение себя увенчивается благодатным утешением в молитве, которое способно ободрять к дальнейшему понуждению себя. Если же будет воля Божия, то, как говорит святитель Игнатий, « благодать Божия являет ощутительно свое присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возможность молиться непарительно или, что то же, без развлечения, с сердечным плачем и теплотою; при этом греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом» . И такая молитва именуется у святителя Игнатия «сердечною, когда произносится соединенными умом и сердцем, причем ум как бы нисходит в сердце и из глубины сердца воссылает молитву» .

http://pravoslavie.ru/66179.html

Она с радостью исполнила его просьбу. Мардарий, обувшись, одевшись и опоясавшись, обнял двух своих сыновей младенцев и, став лицом к востоку, начал молиться. — Владыка Боже Отче Вседержитель, Господи Иисусе Христе и Святый Дух, — говорил он, — Едино Божество и Едина Сила! Помилуй меня, грешного, умилосердись и будь хранителем сей рабе Твоей и обоим младенцам сим, — Ты, Заступник вдов и хранитель сирот! И я, Владыка, с великою радостью и сердечным желанием иду к Тебе [ 5 ]. Затем он поцеловал детей и сказал: — Будь здрава, жена, и не скорби, не плачь, а радуйся и веселись, ибо тебя и детей наших и душу мою я вручаю Всемогущему и Всеблагому Богу нашему. С этими словами он поспешно вышел из дому, а жена провожала его с радостью. Мардарий направился к одному именитому авракинскому гражданину Мукарору, человеку богатому и знатному, приветствовал его и сказал: — Вот я иду к твоему другу и родственнику Кирисику и, если Богу угодно будет, буду ему спутником и вместе с ним понесу подвиг мученический. Будь, после Бога, заступником моей жене и моим детям в этой жизни, а я, если найду милость у Бога, помогу тебе в тот день, когда все мы предстанем пред Ним, и ты получишь себе награду. — Иди с миром, сын мой, — отвечал ему благочестивый Мукарор, — окончи добрый путь и не беспокойся ни о чем: я буду отцом твоей жене и твоим младенцам. Тогда Мардарий простился с Мукарором, пошел и нагнал святых уже около самого города. Громко воззвал он к Евстратию: — Господин Кирисик! Как овца приходит к своему пастырю, так и я пришел к тебе, желая сопутствовать всем вам. Прими же меня и причисли к своей святой дружине и приведи меня, хотя и недостоин я того, к подвигу мученическому, чтобы сделаться мне исповедником Господа Иисуса Христа. Затем еще громче он воскликнул: — Слушайте, слуги диавола, слушайте! И я — христианин, как и господин мой Евстратий. Тотчас же воины схватили его и, связав, вместе с остальными христианами бросили в темницу, о чем и известили Лизия, который тотчас же открыл суд. Воины, по обычаю, стали приводить христиан из темницы. Приведен был, между прочими, и Авксентий — нагой и связанный по рукам верёвками; прочие же христиане стояли около и смотрели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Прошло более полувека со времен репрессий. Отголоски тех трагических событий еще сохраняются в памяти старшего поколения. Расправы над инакомыслящими, и прежде всего верующими, проходили не только в тюремных застенках, но и средь бела дня, без суда и следствия. Жизнь и подвиги новомучеников для наших современников являются той реальностью, которая может быть изучена или исследована доподлинно по эпистолярным и архивным документам, воспоминаниям очевидцев. Мы точно знаем, как их притесняли, как арестовывали, пытали, судили, расправлялись с ними. И, проходя через такое горнило испытаний, они не сломались. Думается, что для любого человека соприкосновение с унижением, страданием, муками, ожиданием смертного часа не протекает безболезненно или бесстрастно. В такие минуты даже люди святой жизни переживают, говоря современным языком, стресс. Жития многих святых об этом свидетельствуют. Но, будучи глубоко верующими, преданными Богу людьми, как и в древности, в минуту испытаний они находили укрепление и утешение в молитве. Вряд ли наше положение сегодня может быть приближено к тому трагичному времени, но трудностей для верующих сегодня предостаточно, да и стресс сегодня по разным поводам – неизбежный спутник современного даже верующего человека. Однако и средство духовного излечения остается то же, что и ранее, – это благодать, которая подается человеку через твердую веру и непрерывное упование на милосердие Божие, а также простое и бесхитростное взывание к Творцу всех и вся. Протоирей Игорь Собко , клирик Троицкого кафедрального собора Днепропетровска, основатель и руководитель Центра православной культуры «Лествица»: – В конце 2010 года Центр православной культуры «Лествица» совместно с Государственным архивом Днепропетровской области организовал выставку «Любовь больше жизни», посвященную памяти репрессированных священнослужителей. Горожанам предоставлялась возможность при помощи архивных документов расширить представление о том непростом времени, глубже изучить и осмыслить происходившие события прошедшего столетия и таким образом привлечь внимание общественности к мученическому и исповедническому подвигу.

http://pravoslavie.ru/58073.html

Радуйся, аки вторый Златоуст безчестие и изгнание от царя претерпевый. Радуйся, о вразумлении царя Грознаго яко верный Христов пастырь непрестанно моливыйся. Радуйся, наш благий и великий святителю. Радуйся, наш златословесный учителю. Радуйся, яко твоему подвигу Ангели возрадовашася. Радуйся, яко твоему исповедничеству вся вселенныя дивится. Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче. Кондак 11 Пение надгробное со слезами скорбными град Москву, обитель Соловецкую и всю Русь православную огласи, егда во вся концы отечества нашего изыде весть о мученической кончине твоей, наш дивный исповедниче. Смерть бо неправедную, горькую, во Отроче монастыре от рук злаго слуги царского восприял еси. Присно со Христом пребывая, молитву за убийц твоих творил еси, святителю, егда праведная душа твоя от тела нуждею разлучашеся. Мы же, прославляюще твою страдальческую кончину, со слезами умиления вопием премудрому Господу: Аллилуиа. Икос 11 Свет благодатных исцелений обильно возсия от честных мощей твоих, святителю Филиппе, первее в Соловецкой обители, а послежде во граде Москве, в нюже многоцелебныя мощи твоя великим Никоном пренесошася. К сим мощем припадающе, в похвалу тебе, наш великий святителю, тако глаголем: Радуйся, возвращением твоим в Соловецкую обитель братию обители зело возвеселивый. Радуйся, игуменство твое в ней духовне возобновивый. Радуйся, яко Соловецкая обитель части мощей твоих благодарне поклоняется. Радуйся, яко сию часть мощей твоих обитель твоя, яко драгоценную жемчужину, почитает. Радуйся, яко прославлением честнаго твоего тела и град Москву и все отечество наше возвеличил еси. Радуйся, яко чудесами от нетленных мощей твоих благочестие в стране нашей умножил еси. Радуйся, святителем Христовым Петру, Алексию и Ионе единоправный. Радуйся, подвигом твоим святителя Ермогена на великое пастырское дерзновение воодушевивый. Радуйся, светозарное солнце земли Российския. Радуйся, разумного света заре. Радуйся, светило церковное и архиерейская красото.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Отвечая на это, святой сначала подробно изложил учение о Безначальном Боге, затем — о создании человека и его грехопадении, потом о воплощении Христа, о искуплении рода человеческого, о крестном и добровольном страдании, и наконец, в заключение речи, присоединил: — Бог, будучи благ и милостив, сошел для спасения людей на землю, и никому не желает погибели и лишения вечных благ. Как мать печется о сыне своем, претерпевая причиняемые им скорби и обиды, побеждаемая естественною к нему любовью, и не сердится на него, если он сделает что либо неподобающее, так как он делает то по неведению и без всякого умысла и потому терпеливо дожидается его совершеннолетия и развития, желая видеть его мужем совершенным и между людьми почитаемым и уважаемым; так и Бог наш, создавший нас, заботится о нас и, как любящий отец, переносит всё злое, по неведению нами совершаемое, побеждаемый Своею благостью. Он ничего так не желает, как того, чтобы мы унаследовали славу Его, возрасли в мужа совершенного, в меру возраста духовного. Видя же вас погубляемых диаволом, не приходящих к познанию истины, прогневляющих Его своими идолослужениями и почитанием ложных богов, Он сожалеет о вашей погибели. В то же время заботясь о вас, как о Своих детях, Бог теперь обличил вас чрез меня и победил заблуждение ваше и неразумную ревность вашу, как это признают и все, на меня взирающие. Для того, чтобы каждый из вас признал во мне силу Христову, я, человек, уже достигший старости, вчера изувеченный, лишившийся всех телесных сил и почти мертвецом вверженный в темницу, — вот я ныне стою пред вами целым и невредимым, и как бы снова сегодня рожденным и явившимся в мир сей еще более здоровым, И если кто хочет узнать, кто есть истинный Бог, тот да верует, что Он есть Тот, Который возвратил мне и язык и глаза, и ноги, и совершенное здоровье; пусть тот верует в Того, Кто изначала сотворил сей мир и все, что в нем, и даровал жизнь твари. Пойми это и ты, судия, и не будь незнающим Того, Кто заботится о тебе и ждет твоего обращения. Надлежит и тебе обратиться ко Христу, как мне извещено об этом от Него Самого. Радуйся же, что ты придешь ко Всеблагому и Вечному Царю и вместе со мною приобщишься мученическому подвигу!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Так как в оглашениях обо всем этом говорится, то они должны быть желательными и пользоваться уважением. Ибо даже и при них мы едва в состоянии в беседах о таких вопросах продумать что-либо и достигнуть искомого. Ведь противник наш постоянно противодействует нам, и если мы не соблюдаем строгого внимания, то увлекает нас в скверные дела. Естество наше очень склонно к падению, оно не сохраняет оглашения навсегда. Придется ему услышать чтение или благое повествование о смертном преставлении, явлении на Суд, об определении Судьей мздовоздаяния – оно сокрушится, вздохнет, заплачет, восскорбит (и это составляет один из видов покаяния), а пройдет немного времени – человек, как можно видеть, опять все забыл и вместо сокрушения разъяряется, вместо плача смеется и вместо скорби допускает улыбку на своем лице. Воистину окаянен, как говорит апостол, аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея? ( Рим. 7:24 ). Не будем никоим образом, братия мои, не будем так делать, но станем со вниманием слушать, сокрушаться, напрягаться, прилагать огонь к огню божественного желания, воспламеним для него свои души, будем воодушевлять и возбуждать друг друга к тому, чтобы проникаться любовью, ревновать о послушании, проявлять смиренномудрие, напряженно работать и вообще воодушевляться ко всему прекрасному и сладкому в нашем ангельском житии. Увещание к подвигу Теперь вот мы сеем, вследствие этого и плачем, несем тяжелые труды, изнуряемся и изнемогаем, но спустя немного возрадуемся, так как пожнем с радостию ( Пс. 125:6 ) и будем царствовать с Владыкою всех Богом, если только пострадаем с Ним в своем мученическом послушании (ср. 2Тим. 2:12 ). Посему, чада, я не престану взывать к вам: пока время, давайте, давайте подвизаться – потрудимся, потрудимся еще немного, потерпим, потерпим еще несколько, пока не пройдет сон этой жизни. И я свидетельствую вам законом Божиим, что вы получите венцы, будете ликовать на небе, веселиться вечно там, откуда отбеже печаль и воздыхание ( Ис. 35:10 ), – во Христе Иисусе, Господе нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Более продолжительную остановку Игнатий имел в Смирне. Сюда к нему явились депутации из Церквей Ефеса и смежных с ним городов Магнезии и Тралл, с епископами во главе, чтобы приветствовать св. мученика и оказать ему возможную поддержку. С чувством глубокой благодарности Игнатий ответил этим Церквам Посланиями, которые вручил их епископам. В Смирне же 24 августа св. Игнатий написал Послание к Римлянам с просьбой не препятствовать его мученическому подвигу, то есть не подавать за него аппеляции. Вторую продолжительную остановку Игнатий имел в Троаде. Здесь от Агафопода он получил радостную весть о прекращении гонений в Антиохии. По этому поводу он написал Послания к филадельфийцам и смирянам с благодарностью за оказанный ему, а также Агафоподу приём и с просьбой послать вестника в Антиохию с приветствием по поводу окончания гонения. Ту же просьбу выражает он и в письме к Поликарпу, причём добавляет, что хотел написать ещё много Посланий ближайшим Церквам, но в силу внезапного ускорения пути не мог этого сделать, почему и поручает это Поликарпу. При написании своих Посланий св. Игнатий имел в виду лжеучения, которые в то время стали распространяться в Малой Азии. Игнатий весьма опасается этих ересей. Малоазийские лжеучители, по его словам, весьма деятельно ведут свою пропаганду, прикрываясь именем Христа. «К яду своего учения они примешивают Иисуса Христа, чем приобретают к себе доверие; но они подают смертоносную отраву в подслащённом вине» (Ign. Ep. ad Trall., 6//PG. T. 5. Col. 680B; р. п.: C. 325). Их потому нужно бояться, как зверей в человеческом облике. Каково было их лжеучение? Оно, несомненно, носило двоякий характер – иудаистический и докетический, ибо против того и другого направляется полемика Игнатия. Впрочем, иудаизм, как его называет Игнатий, выступает теперь уже в значительно смягчённой форме. Оттеняя необходимость и спасительность исполнения Закона, он, по-видимому, не ставит обязательным обрезание. «Если кто вам будет излагать иудейство, не слушайте его, ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, чем от необрезанного – иудейство».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010