16-е Святых мучениц трёх сестёр: Агапии, Хионии и Ирины Во время гонения, воздвигнутого Диоклитианом, когда все темницы Римские были переполнены христианами, утешителем и наставником их был старец Хрисогон. Он неутомимо бодрствовал над теми, кому предстояло трудное испытание, он приготовлял их к мученическому подвигу. – Не могло утаиться от гонителей такое влиятельное противодействие их стараниям истреблять христиан. Хрисогон был взят и предан смерти (пам. его 22-го декабря). Обезглавленное его тело было брошено на берегу моря. Близ этого места жил христианский священник Зоил, и по соседству с ним проводили уединённую, благочестивую жизнь три сестры – девы: Агапия, Хиония и Ирина. Пресвитер Зоил, узнав – чьё тело лежит непогребённым, взял его и сохранил у себя в доме. В 30-й день по кончине мученик Хрисогон явился во сне пресвитеру и сказал ему: «да будет тебе известно, что в течение следующих девяти дней три живущие близ тебя девы будут взяты на мучение. Скажи рабе Божией Анастасии 217 , чтобы она позаботилась о них и приготовила их к предстоящему им испытанию и мученической кончине... И о себе самом будь спокоен: скоро ты примешь от Господа воздаяние за труды твои и упокоишься со святыми... Подобное же сновидение имела и Анастасия. Она узнала, где живут три сестры христианки, поспешила к ним и провела с ними всю ночь в беседе и приготовлении их к предстоящему им подвигу. Недолго пришлось им оставаться в ожидании его... Молодые девушки были взяты за исповедание веры Христовой и заключены в темницу. Молодой возраст их, казалось, подавал надежду, что не трудно будет склонить их к отречению от веры, и потому не пренебрежено было никакими увещаниями, ни блистательными обещаниями, ни угрозами, наконец, чтобы подействовать на них в желанном смысле... Но умудрённые свыше христианки сумели неопровержимо возразить на все богопротивные увещания; проникнутые верой в будущую вечно-блаженную жизнь, они не могли прельститься обещанием земных радостей; носящие в душе Бога не переставали за призраками угроз, видеть Его же образ, обещающий вечное блаженство не отступающим от Него...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Шестнадцатый день. Свв. муч. Агапия, Хиония и Ирина. (Как христианин должен относиться к сновидениям?) I. В житии ныне прославляемых св. муч. сестер Агапии, Хионии и Ирины есть следующий рассказ. Во время гонения, воздвигнутого Диоклитианом, когда все темницы римские были переполнены христианами, утешителем и наставником их был старец Хрисогон. Он неутомимо бодрствовал над теми, кому предстояло трудное испытание, приготовляя их к мученическому подвигу. – Не могло утаиться от гонителей такое влиятельное противодействие их стараниям истреблять христиан. Хрисогон был взят и предан смерти (пам. его 22 декабря). Обезглавленное его тело было брошено на берегу моря. Близ этого места жил христианский священник Зоил, и по соседству с ним проводили уединенную, благочестивую жизнь три сестры – девы: Агапия, Хиония и Ирина. Пресвитер Зоил, узнав, чье тело лежит непогребенным, взял его и схоронил у себя в доме. В 30-ый день по кончине мученик Хрисогон явился во сне пресвитеру и сказал ему: «да будет тебе известно, что в течение следующих девяти дней три живущия близ тебя девы будут взяты на мучение. Скажи рабе Божией Анастасии (узорешительнице, помогавшей св. мученикам), чтобы она позаботилась о них и приготовила их к предстоящему им испытанию и мученической кончине... И о себе самом будь спокоен; скоро ты примешь от Господа воздаяние за труды твои и упокоишься со святыми»... Подобное же сновидение имела и Анастасия. Она узнала, где живут три сестры христианки, поспешила к ним и провела с ними всю ночь в беседе и приготовлении их к предстоящему им подвигу. Недолго пришлось им оставаться в ожидании его... Молодыя девицы были взяты за исповедание веры Христовой и заключены в темницу. Скоро земная их участь была решена: люди произнесли им смертный приговор. Узнав, что они обречены на сожжение, христианки воскликнули: «благодарим Тебя, Господи И. Христе, что привел нас быть исповедницами имени Твоего». Агапию и Хионию бросили в огненную печь и они с молитвою предали Богу свои души. Анастасия узорешительница, посвятившая себя на служение христианским узникам и заботе о погребении останков мучеников, приняла тела Агапии и Хионии, оставшиеся неповрежденными, и тайно похоронила их. Ирину же воин на следующий день пронзил стрелою. Умирая, она радостно воскликнула: «иду к блаженным сестрам моим»!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

архим. Кирилл (Павлов) С молитвой о мучителях. В день памяти святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа – святого апостола и архидиакона Стефана, безжалостно побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями. Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя. Несмотря на то, что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10: 28 ), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души – даже праведных – к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тирана – диавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам – плач. Его пример увлекает всякий возраст – и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей – идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан горел любовью к утверждению веры в верных, а неверных своих соотечественников обличал в неверии и убийстве Спасителя. Писание повествует, что некоторые из синагоги вступили в спор со святым архидиаконом, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда, посрамленные, они прибегают к клевете: научив некоторых презренных людей сказать, что Стефан не перестает произносить хульные слова на Моисея и Бога, они возбуждают народ и старейшин и, схватив святого, влекут его в синедрион.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Память Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 9 января н.с. (29 декабря с.с.). Перенесение мощей Святого Апостола, первомученика и архидиакона Стефана. 15 августа н.с. (2 августа с.с.). Историко-экзегетическое описание события. Деян. 6:5–15; Деян. 7:1–60. В день памяти святого апостола первомученика и архидиакона Стефана. (Архимандрита Кирилла Павлова) Сегодня, дорогие братия и сестры, 9 января н.с. (27 декабря с.с.), Святая Церковь празднует светлую память первого мученика за Христа — святого апостола и архидиакона Стефана, безжалостно побиенного за свою дерзновенную проповедь иудеям камнями. Какими похвальными песнопениями увенчаем святого Стефана, какой сплетем ему венок похвалы, соответствующий его подвигу? Человеческие уста бессильны изъяснить всю доблесть и славу победителя. Несмотря на то что каждый из нас знает учение Божественное: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), привязанность к своему телу, страх и трепет перед смертью приводили и приводят многие души — даже праведных — к сокрушению и падению. Но святой юноша Стефан, полюбивший Христа, презрел смерть: робость и страх он совершенно отверг, вера и надежда на Господа дали ему силы подвизаться славно подвигом мученическим и победить тирана-диавола. Мужественный подвижник Христов своей победой над начальником злобы первый открыл двери мученического подвига и даровал людям радость, а бесам — плач. Его пример увлекает всякий возраст: и старцев, и юношей, и жен, и девиц, и детей — идти путем страданий и не страшиться смерти за Христа, но спешить на подвиг, чтобы удобнее и легче перейти от земли на Небо. Поэтому святой Стефан по праву может быть назван начальником подвизающихся за Христа, основанием умирающих за Него, вождем и учителем мученического воинства, сонма страстотерпцев. Святой Стефан в числе семи диаконов был избран на дело служения бедным христианам и вдовицам в доставлении им необходимого пропитания. По своим способностям и премудрости он был поставлен первым из них и потому назывался архидиаконом.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

13 августа сего года, прямо под праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Москве в Центральном выставочном зале Манеж открылась выставка , на которой представлены работы художников и скульпторов прошлого века и современных авторов, откровенно кощунственного и богохульного содержания. Господь наш Иисус Христос изображен висящим на кресте без набедренной повязки в глумливом карикатурном виде, несколько работ, аналогичных по форме, изображают снятие Господа с Креста и сам Крест Господень. Целая экспозиция работ представляет изображение честной главы Крестителя Господня Иоанна в откровенно циничном карикатурном виде. Сердце каждого православного христианина отзывается болью и скорбью при одной мысли, что это происходит в самом центре нашей любимой Столицы Святой Руси. Я не оговорился – наша Россия была и всегда будет Свята, несмотря ни на какие попытки богохульников осквернить ее. Эта святость окроплена кровью сотен тысяч мучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы лютых гонений на Церковь в 20-30-х годах прошлого столетия! На их крови и благодаря их мученическому подвигу Россия жива и Православная вера воскресла на просторах Святой Руси. Враг рода человеческого никогда не оставлял и не оставит своих злобных попыток уничтожить Церковь и веру, поэтому вновь ополчился он на Святыни и показал свой мерзкий оскал. Вновь похабными изображениями он хочет осквернить и оплевать наши Святыни! Но не бывать этому на нашей Земле. Наши святые с нами. Те, кто жизнь свою отдал за Русь Святую. Их имена мы помним и чтим! И мы помним, как громил врагов Православия святой благоверный князь Александр, как благословлял на подвиг против Мамая святого Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский, как молился за Россию 3 года на камне дивный Старец Серафим, как призывал к покаянию русский народ святой праведный Иоанн Кронштадский. Все они смотрят на нас сейчас и ждут. Ждут хотя бы слова в защиту Святынь, хотя бы того, чтобы болью вспыхнуло сердце при виде такого кощунственного поругания! Ну неужели мы и вправду так осуетились, так привыкли к спокойствию и комфорту, что не можем даже слова промолвить? Боимся чего то или стали настолько равнодушны? Или стыдимся своей Веры Православной? Вспомним же, что сказал Господь «Кто постыдится Меня и моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами!» (Мк.8:38).

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/24/es...

29-е Св. преподобномученицы Анастасии Римлянки Анастасия, лишившись родителей своих, когда ей было только три года, была взята на воспитание в общину девственниц, находившуюся в уединённом месте близ Рима. С любовью материнской воспитывала сироту благочестивая начальница христианской общины София, и Бог благословил благодатным успехом её труды. Достигнув 20-ти-летнего возраста, Анастасия между всеми отличалась высокими качествами души, трудолюбием и благочестием; при этом, душевной красоте её соответствовала и замечательно красивая наружность, которая привлекла на неё внимание многих жителей Рима, и знатнейшие и богатейшие люди желали вступить с нею в супружество; но, с детства приученная полагать свою радость в служении единому Богу, Анастасия отвергла все предложения искателей её руки; не смотря на свою молодость, не находила она ничего привлекательного ни в каких блистательных благах мирских, представлявшихся ей, и не пожелала променять на них свою тихую, смиренную жизнь в общине девственниц-молитвенниц. Но если не привлекли её и не послужили для неё искушением блага мирские, то искушение не замедлило явиться в другом виде: под влиянием страха открывшегося в то время жестокого гонения на христиан от императора Валериана, когда и в общине повелено было захватить «верующих в Распятого», Анастасия могла бы пожелать спастись от мученической участи, согласившись выйти замуж за одного из влиятельных граждан Римских, но и перед мученичеством не отступила её любовь к Богу, и в то время, когда все другие подвижницы общины решились искать спасения в бегстве, она осталась в общине, послушав свою воспитательницу Софию, которая сказала ей, что «настало для неё время страдальческого подвига ради возлюбленного Христа»... – И упросив воинов, чтобы они дали ей время украсить нарядом Анастасию, за которой, как оказалось, и были они присланы по указанию язычников, получивших от неё отказ на их предложения ей супружества, София повела в церковь свою воспитанницу и, поставив её перед алтарём, стала со слезами убеждать молодую христианку приготовиться к ожидающему её подвигу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4 АПРЕЛЯ Страдание святого священномученика Никиты Отечество святого священномученика Никиты было Албания. История не оставила нам никаких фактов о его происхождении и родителях и чем занимался в миру сей блаженный отец. Известно только то, что он подвизался на святой Афонской Горе, сначала в русском монастыре св. великомученика Пантелеймона, проходя там чередное священнослужение, а спустя некоторое время удалился на безмолвие в скит святой Анны. Здесь, проводя безмолвную и постническую жизнь, он усовершенствовал себя настолько, что сердце его переполнено было любовью к Искупителю нашему Иисусу Христу и что он по любви к Нему и за ту драгоценную кровь, которую Он излил на кресте за грехи рода человеческого, и сам желал излить свою кровь, приняв мученическую кончину. Запавшая и издавна тлевшая в его сердце искра наконец разгорелась в пламень так, что он уже не в состоянии долее был переносить Божественный огонь, пылающий в его сердце, оставил Святую Гору и, придя в город Серры (Серес), остановился в Серронском монастыре, где некоторое время приготовлял себя к мученическому подвигу, потом отсюда пошел к правителю города, мужественно исповедал пред ним Христа истинным Богом, а Магомета, как прелестника и обманщика, обличил и проклял, за что восприял мученическую кончину. Настоятель этой обители иеромонах Константий счел долгом записать день кончины святого мученика и известить о ней Русик, как первоначальное место его иноческих подвигов. Приводим здесь в дословном переводе с греческого письмо достопочтенного настоятеля, в котором он подробно изложил как обстоятельства предшествовавшие, так и самую доблестную кончину священномученика. Письмо проигумена Константия из г. Сереса (в Румилии) в Русский на Афоне монастырь св. Пантелеймона о мученической кончине преп. Никиты, иеромонаха сей обители 94 Священноинок Никита, по прибытии в Серес, в Великий понедельник 30 марта 1808 г., в час ночи (т.е. от заката солнца) пришел на тамошнее подворье нашего монастыря Илиокалеос и стал на паперти церковной. Встретившись там с иеродиаконом, он спросил его: где настоятель подворья? Тот отвечал: в келье своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Боснийские новомученники Икона новомученников Дабро-боснийской епархии Православная Церковь в Боснии и Герцеговине в XX веке не раз претерпевала тяжелые испытания: Первая мировая война и террор австро-венгерских войск и полиции, геноцид в годы существования марионеточного усташского Независимого государства Хорватия (1941-1945) и террор партизан Тито, коммунистические репрессии послевоенных лет, и, наконец, тяжелая и кровопролитная гражданская война 1992-1995 гг. Разделяя судьбу со своей паствой Сербская Церковь в годы всенародных страданий явила миру целый сонм новомучеников и исповедников веры Христовой. Данью их подвигу стала новая канонизация мучеников и исповедников Православия на этих просторах. Канонизация новопрославленных святых, пострадавших за веру во время Первой и Второй мировой войны и террора коммунистов состоялась в мае 2005 года в монастыре Житомислич (Босния и Герцеговина), где в тот момент проходило очередное заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. Мы приводим лишь краткие сведения о жизни и страданиях новопрославленных святых. Пресвитер Момчило Гргучевич родился в 1906 году в Фоче (Србинье). В 1928 году закончил семинарию в Сараево, в 1929 году рукоположен в сан дьякона, а затем священника. Служил приходским священником в Челебичах до своей мученической кончины 29 ноября 1945 года. За Время второй мировой войны неоднократно приговаривался к смерти, но по милости Божьей оставался жив. В ноябре 1945 года, уже после окончания войны был схвачен коммунистами и казнен. По одной из версий ему отсекли голову, которую потом как трофей отнесли в здание Общины в Челебичах. Спустя 45 лет его сын Василий перенес останки отца и похоронил около церкви в Челебичах. Священник Доброслав Блажевич родился в 1916 году в Високом. Закончил семинарию в Сараево, в 1939 году рукоположен в диакона и священника. В июне 1941 года был схвачен усташами. Зверски убит на дороге в Бугойно. Тело не найдено. Протоиерей Милан Божич родился в 1885 году в Гламоче. Закончил Рельевскую семинарию. В 1909 году рукоположен в сан диакона, а затем священника. Во время Первой мировой войны был арестован австрийскими оккупационными властями и томился в заключении в Травнике, Зенице и Араде. В мае 1941 года был арестован усташами в Сараево, а затем отправлен в Загреб, где содержался вместе со священномучеником митрополитом Дабро-Боснийским Петром (Зимоньичем). Был отправлен в концлагерь Даница, а затем в Госпич, где в ночь с 1 на 2 июля 1941 года принял мученическую кончину.

http://pravoslavie.ru/41279.html

Добрые вести Православия: вторая половина марта 2007 года Плавучий храм «Святой Владимир» Большинство хороших новостей второй половины марта связано с храмами и монастырями, а также православной культурой и образованием.   Новые святые нашей Церкви На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта наши святцы пополнились именами 12 подвижников, прославленных в соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века. В месяцеслов внесены имена: – от Московской епархии: протоиерея Иоанна (Хрусталева; 1875 – 10 декабря 1937), священника Сергия (Кочурова; 1892 – 12 декабря 1941), протодиакона Сергия (Станиславлева; 1884 – 16 ноября 1942), диакона Трифона (Родонежского; 1873 – 27 февраля 1938), псаломщика Николая (Некрасова; 1872 – 7 марта 1938), Димитрия (Волкова; 1871 – 4 марта 1942), Никиты (Сухарева; 1876 – 4 июля 1942); – от Оптиной пустыни: монаха Евтихия (Диденко; 1870 – 5 декабря 1937), монаха Авенира (Синицына; 1879 – 5 декабря 1937), монаха Саввы (Суслова; 1873 – 5 декабря 1937), монаха Марка (Махрова; 1875 – 5 декабря 1937) и Бориса (Козлова; 1886 – 5 декабря 1937). Чтобы вспомнить обстоятельства их мученического подвига, достаточно обратить внимание на пример священномученика Сергия (Кочурова). До 1932 г. он служил в своем родном селе Ухлово Рязанской губернии, пока власти не потребовали его удалиться. Несмотря на гонения и скитальчество, отец Сергий всем сердцем стремился продолжать священническое служение. Он совершал его в храмах Московской епархии до 11 июля 1940 г., когда по доносу был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму, а оттуда сослан в заключение на строительство алюминиевого завода. К месту ссылки страдалец более 100 километров шел по этапу пешком, в дороге сильно простудился и заболел. В лагере по болезни он не мог выполнять работу и в декабре 1941 г. умер от истощения. Все свои скорби и страдания отец Сергий перенес мужественно, помня слова Господа: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22). Ныне он, как и остальные собратья его по мученическому подвигу, увенчавшись, живы со Христом и пребывают в Его Царстве, «идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная». Святые новомученики Российские, молите Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/5008.html

Освящение колива 9 апреля 2012 г. 15:30 Служение Патриарха Кирилла с 1 по 25 марта 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за чередой уставных богослужений в Казанском храме Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. После богослужения от лица сестер Предстоятеля Русской Церкви приветствовала настоятельница обители игумения Викторина (Перминова). Затем Святейший Патриарх обратился к верующим с первосвятительским словом. 1 марта, в день 400-летия со дня мученической кончины священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в районе Крылатское Западного административного округа Москвы. По окончании чина освящения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом. «Подвиг святителя Ермогена можно сравнить с самыми выдающимися деяниями сынов Отечества нашего, направленными на спасение страны. Святой Ермоген стоит в одном ряду с Александром Невским, Дмитрием Донским и последующими царями и полководцами, которые в судьбоносные моменты жизни Отечества делали всё для того, чтобы оно было спасено», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви. 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании повечерия Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом. «Великий пост, пребывание на богослужениях, молитвенное правило — всё это приобретет совершенно иную силу воздействия на каждого из нас, если будет сопровождаться постоянным испытанием совести. Именно к такому постному подвигу призывают нас святоотеческая мысль, предание Святой Церкви, пример подвижников благочестия», — отметил Святейший Патриарх. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам Преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010