Твердо восстала и против родного отца, и против сильных властителей 15-ти летняя Акилина (родившаяся в селе Закливери в Адрианопольской епархии), когда они потребовали от нее обращения в чуждый душе христианки ненавистный ислам . Произошло это по следующему поводу: отец Акилины, хотя и православный по происхождению от православных родителей, но, как видно, малодушный, слабый верою, поссорившись однажды с одним турком и убив его, в избежание смертной казни за такое преступление принял ислам , оправдывая себя при этом, может быть, тем, что в глубине души ему никто не может помешать сохранять свои верования. Таким же образом отнесся он и к обращению своей дочери в мусульманскую веру, которого потребовали от нее как от дочери принявшего магометанское исповедание, когда ей минуло 15 лет. «Послушай меня, дочь, – сказал Акилине отец ее, – прими ислам ; турки приступают ко мне настоятельно, чтобы я обратил тебя в их веру. Раньше или позже, но тебе этого не избежать, так уже поспеши исполнить их требование, чтобы они оставили меня в покое». «Никогда не буду я так маловерна, чтобы отречься от моего Господа Иисуса Христа, Который потерпел ради нас крестную смерть! – отвечала Акилина, – и если меня будут вынуждать, то я скорее соглашусь принять мученическую смерть, чем уступить.» Потеряв надежду убедить свою дочь потурчиться, отступник отец предоставил своим единоверцам поступить с нею, как они захотят. Фанатики немедленно послали за Акилиною в дом ее матери. Поняла мать, зачем требуют на суд дитя ее, и, прощаясь, со слезами уговаривала Акилину помнить всегдашние наставления ее. «Пришел тот час, к которому постоянно я приготовляла тебя! – говорила она своей дочери, – крепись, и да ничто не отлучит тебя от Христа!» «Не бойся, мама, Бог поможет мне, молись за меня», – отвечала плачущая девушка, с трудом отрываясь от своей матери, последовавшей, впрочем, за нею до самого суда, куда Акилина была представлена одна. Здесь ни ласки, ни угрозы, ни самые жестокие побои не могли склонить дочь истинной христианки отречься от верований, в которых мать возрастила ее с самого детства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но случилось обратное. Христофор обратил обеих женщин, доказывая, что ничто земное не может сравниться с вечной жизнью. Они раскаялись в своих грехах, и святой заступился за них перед Богом. На следующий день женщины предстали перед властителем, исповедуя Христа. От ярости Деций велел их повесить за волосы, а к ногам привязать тяжелый камень. Акилина умерла от страданий 1 апреля. День спустя Каллиника сделала вид, что соглашается, и попросила отвести ее в языческое капище. Там, велев показать ей статую Зевса, она обвязала ее своим поясом и, напрягши все свои силы, опрокинула. То же самое святая сделала со статуями Геркулеса и Аполлона. Идолопоклонники схватили христианку и проткнули стержнем с ног до плеч. Каллиника испустила последний вздох, доверяя душу молитвам святого Христофора. Пять дней спустя тиран выплеснул ярость на воинов, обращенных святым Христофором. Он велел их обезглавить, а тела сжечь за пределами города. Но тела остались неповрежденными, и христиане достойно похоронили их. Тогда Деций запер святого Христофора в медный сосуд с четырьмя отверстиями, который поставил на костер. Но Христофор не чувствовал ожогов. Видя это, более тысячи язычников воскликнули: «Велик Бог христиан!» – и упали к ногам мученика со словами: «Справедливо имя твое, Христофор, ибо истинно ты носишь Христа в сердце своем и поэтому считаешь за ничто истязания тиранов». Из пламени святой обучал их христианской вере и открыл, что в видении перед ним предстал высокий величественный человек, сияющий, как солнце, с венцом на голове, окруженный мириадами огнеподобных воинов, которые громили когорты нападающих на них черных демонов. Так новообращенные узнали о победе Христа и его учеников над происками диавола. Они освободили святого Христофора. Но на следующий день, опасаясь восстания, император воспользовался языческим праздником, чтобы казнить всех, кто объявил себя христианином и учеником мученика. Он велел привязать святого Христофора цепью к тяжелому мельничному жернову и бросить в колодец. Мученик был освобожден оттуда ангелом. Затем его одели в раскаленные бронзовые латы, но мужественный святой не чувствовал боли. Наконец нечестивое воображение тирана иссякло. Святой мученик был обезглавлен 9 мая.

http://pravoslavie.ru/53711.html

В Уставе память преподобного не показана; в Месячной Минее 1868 г. эта память указывается, но нет службы и даже тропаря и кондака. Препп. пустынножителей Андреа, Иракламвна (Ираклемона) и подвизавшихся в пустыне Египетской в IV в. (см. 2 дек.). Преставление пр. Ohyфpiя Мальского. Пр. Онуфрий, называемый в рукописных святцах новым чудотворцем, основал обитель Рождества Богородицы на Малах, в 4 вер. от Изборска (Псковск. губ.). Он мирно скончался в 1492 г. Мощи его под спудом в бывшей монастырской, ныне приходской, церкви. – Препп. Ohyфpiя и Abkcehmiя, основателей Перцовой пустыми, в 35 верстах от г. Вологды, в конце XV и в начале XVI в. Мощи их под спудом в Троицком храме их обители, ныне приходском. – Препп. Bacciaha и Пертоминских, Соловецких. Ученики игумена Соловецкой обители св. Филиппа (потом митрополита Московского), посланные в 1561 г. на твердую землю за известью, они, застигнутые бурей у берегов Северной Двины, утонули, тела их, выброшенные волнами на восточный берег Унской губы, были погребены крестьянами. По особенному видению и вследствие чудес на их могиле, потом устроена была Пертоминская обитель (см. Архан. еп.). Обретение мощей их, почивающих в обители под спудом, празднуется 5 июня. – Преставление пр. Стефана Озерского или Комельского. Родом из Вологды, сын благочестивых и знатных родителей, получивший соответствующее образование, он в юности тайно оставил родительский дом и, принявши иночество в Глушицком монастыре, для уединения удалился на берег Комельского озера и там в густой лесной чаще поставил себе келью; потом, с разрешения Московского митрополита, устроил обитель во имя св. Николая (в 1534 г.), названную Озерской или Комельской (при истоке реки Комелы, в 35 вер. к югу от Вологды). Скончался преподобный в глубокой старости, в 1542 г. Вскоре после кончины святость пр. Стефана ознаменована была чудесами. Мощи его почивают под спудом в его обители (см. Волог. еп.). 13 . Д. Св. муч. Дочь благочестивых христианских родителей, живших в Финикийском городе Вивле, св. Акилина с детства была научена ими правилам христианской веры и благочестия и при Диоклетиане была обвинена в проповедовании веры Христовой среди своих подруг. За исповедание себя христианкой и отказ принести жертву идолам, она «многовидныя болезни» и «язвы» претерпела от мучителей (в 239 г.). «Смотряя свыше», «чудяшеся лик ангельский» терпению чистой и непорочной мученицы. Твердость мученицы еще более озлобляла мучителей. Когда св. Акилина, после жестоких биений, упада в изнеможении на землю, она сочтена была за мертвую и выброшена за город. Ночью чудесно исцеленная ангелом, она явилась к правителю и осуждена была им на смерть. Смерть однако же по ее молитве последовала раньше казни. Впоследствии мощи ее были перенесены в Константинополь. (Сн. 7 апр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Мучитель над тобою злобно насмехался: «Из веровавших в Распятого ты один остался! Когда тебя извергну с земли я в иной, Здесь христиан не будет уж больше предо мной!» Но Каллистрат без страха игемону ответил: «Ты тело мое грешное железом сокрушишь, Моею кровью тленною землю обагришь, Но знай – на сей крови построен будет храм, Господь и Бог мой царствовать до века будет там!» Рек святой страдалец – и совершилось дело: Кровь излиянная, как громогласная труба, Воззвала к Богу – пробудила совесть в людях. Крестился град. И церковь дивная воздвиглась. Так мученик исполнил долг свой на земле. Теперь, в чертогах горних, в воинстве небесном, Ликует с Ангелами он, средь всех святых. Моли о нас Творца, святой страдальче Каллистрате, Да соблюдет Господь и нас от вражиих напастей И да прославит в нас Свое Божественное имя. 2. Свв. апостолы Марк, Аристарх и Зина (Зинон) , из числа семидесяти Апостолов. Святой Марк носил и второе имя – Иоанн. В доме его матери Марии в Иерусалиме святые Апостолы собирались на молитву ( Деян. 12:12 ). Он проповедовал Евангелие вместе с апостолами Павлом и Варнавой ( Деян. 12:25 ), а затем был епископом в городе Библосе. Святой Аристарх, спутник апостола Павла ( Кол. 4:10 ; Флм. 1:24 ), был епископом в Апамее Сирийской. Святой Зинон, или Зина, которого апостол Павел называет законником ( Тит. 3:13 ), был епископом в палестинском городе Диосполь. Подобно звездам, блистали они во тьме язычества и многих обратили к вере Христовой. А ныне, как небесные светила, сияют они в Царстве Своего возлюбленного Христа. 3. Св. новомученица Акилина . Восемнадцатилетняя девушка из села Закливери в Адрианопольской епархии. Ее отец совратился в магометанство и принуждал к тому и свою дочь. Однако мать укрепляла ее в вере Христовой. После многих истязаний, вся израненная и окровавленная, святая Акилина скончалась на коленях своей матери и приняла венец мученичества. Было это 27 сентября 1764 года. 4. Преп. Савватий Соловецкий . Упоминается вместе с преподобным Зосимой 17 апреля. Упокоился в Господе 27 сентября 1435 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Разве есть в вашей вере что-нибудь такое, что могло бы меня принудить променять на нее нашу чудесную веру Христову? И вы все – живые мертвецы!» – Смело отозвалась Акилина на убеждения своих палачей. Раздраженные ее сопротивлением, турки напали на нее с усиленною яростью и «били ее до тех пор, пока она, привязанная к столбу, не повисла на нем, как мертвая. Весь пол покрылся кровью и кусками ее истерзанного тела» 569 . Тогда, отвязав умирающую, ее отправили в дом матери. Очнувшись через несколько времени, мученица сказала своей матери: «Мама, я исполнила твое завещание: я обещала сохранить веру и сохранила ее». Неземным восторгом заменилась тогда неутешная печаль матери о пострадавшей дочери. Еще несколько времени продлилась благодатная, предсмертная беседа между мученицами за Христа, среди которой Акилина предала свою душу в руки Божии. Останки ее были погребены христианами. Прежде чем проявила такую твердость души и высоту веры простолюдинка-ребенок, она ничем, по-видимому, не отличалась от толпы, она составляла часть ее, этой простой толпы, которая и вся, и взятая в отдельности, свято блюдет в себе сокровище духа, невидимо таит его, но проявляет в данные моменты сокрушительным образом в отношении к враждебному духу. Это-то и не служит ли упованием и ручательством, что если и затмевается и растлевается истина в умах отдельных личностей, то все же выносят ее в себе массы «малого» простого, неиспорченного сердцем люда и сохранят ее победоносною до конца веков. День двадцать восьмой Святой Евстохии По стопам блаженной матери Павлы следовала блаженная дочь Евстохия. Хотя Евстохия и воспитывалась под надзором благочестивой вдовы Маркеллы 570 , но нелегко было дочери сенаторской, девушке из самого аристократического и богатого дома, решиться на нищету Христову, тем более, что Евстохия первая из благородных дев Рима решалась посвятить себя девству 571 . Родные восстали с силою против ее монашества. Тетка Протекстата, аристократка высшего полета, по воле мужа сбросила с Евстохии смиренную одежду ее и пышно нарядила ее, «желая победить решимость дочери и желание матери». Что же случилось? Бог – Помощник добру и против греха. По известию блаженного Иеронима , «в ту же ночь видит она – тетка, – явился ей грозный ангел и говорит: “Ты ли смела предпочесть волю мужа воле Христовой? Ты коснулась святотатственными руками главы девы Божией. Руки твои будут сохнуть, чтобы почувствовала ты себя; спустя 5 месяцев приблизишься ты к гробу. Если будешь упорствовать в нечестии, лишишься и мужа и детей”. Все выполнилось в свое время, и позднее раскаяние запечатлела смерть» 572 . Мужественная девушка твердо шла своим путем и не смотрела на суд гордого мира. Иероним справедливо писал: «Кто храбрее Евстохии, которая обетом девства взяла в плен ворота благородства и гордость консульского рода» 573 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобные Вассиан и Иона подвизались в Соловецкой обители при св. игумене Филиппе, впоследствии московском митрополите. О жизни сих святых подвижников не сохранилось сведений. Известна только их кончина. Во время построения соборного храма св. Филиппом в 1561 г. они были посланы за известью и на возвратном пути, во время бури, утонули. Тела их были выброшены на берег у некой губы и здесь похоронены крестьянами. На месте погребения была воздвигнута часовня, около которой по времени стали селиться иноки, а при гробах совершаться чудеса. Затем здесь построен был храм, и образовалась обитель, называемая Пертоминской. Мощи святых почивают в обители под спудом. 13-е число Мученица Акилина пострадала за веру Христову, будучи 12 лет от роду. Мать ее была христианкой и воспитала дочь в христианском благочестии. Акилина, будучи еще 10 лет, старалась отвратить своих подруг язычниц от идолопоклонства. «Зачем вы молитесь идолам? – говорила она им. – Смотрите, в них нет ни чувства, ни жизни». Когда же подруги указывали Акилине, что ее Бог был распят иудеями и умер, она отвечала; «Он умер для искупления людей и воскрес из мертвых». Однажды подслушал такой разговор один из слуг царского наместника и донес своему господину. Это было в III веке, во времена гонений от Диоклетиана. Наместник Волусиан приказал мучить Акилину. «Где же теперь твой Бог ? – издевался Волусиан над Акилиной. – Пусть Он придет и отнимет тебя из моих рук». Но св. мученица отвечала: «Он невидимо со мной, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне крепости и терпения». Тогда Акилине провертели голову раскаленным железом и выбросили ее за город. Но Господь исцелил мученицу, и она ночью явилась в дом Волусиана. Волусиан испугался, позвал своих слуг и велел стеречь мученицу до утра, а наутро отсечь ей голову. Это было в 293 г. в Вивле Финикийском. Мощи св. Акилины были перенесены в Константинополь. Мученица Антонина пострадала в III веке. Св. Трифиллий был епископом города Левкусии на острове Кипре; жил в IV веке при святителе Спиридоне и был его учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Святой мученик Христофор, мученицы Каллиника, Акилина и 200 воинов Память 9 / 22 мая Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Мученик Христофор Ликийский На четвертый год правления Деция (ок. 251) воины пришли в некий восточный город и подвергли пыткам всех христиан, которых там нашли. Один молодой наемный воин родом из варварского племени по имени Репров, великан телосложением, но очень уродливый лицом, при виде этого зрелища почувствовал сострадание. Не имея возможности общаться с христианами, поскольку не знал их языка, он пал на колени и в естественном порыве стал молиться Богу. Ему явился ангел и, прикоснувшись к его устам, наделил умением говорить на языке римлян. Осмелев после небесного явления, Репров вошел в город, стал упрекать мучителей и исповедовать веру во Христа. Некто по имени Вакх бросился к нему и ударил по лицу. Великан не воспротивился и тихо сказал: «Я терплю твои удары из послушания к заповедям Христа. Если я дам волю своей ярости, все ваше развращенное царство не устоит передо мной». Узнав об этом, император послал отряд из 200 воинов арестовать мятежника. Они долго его искали и наконец нашли Репрова молящимся перед храмом. При этом свой жезл он воткнул в землю, и тот сразу пророс. Святой попросил, чтобы ему дали еще немного времени для крещения. Желая доказать воинам, насколько Бог к нему благосклонен, он умножил запасы провизии у этих солдат, которые тотчас уверовали во Христа. Они все вместе отправились в Антиохию, где святой Вавила крестил их. Репров получил имя Христофор, что означает «Христоносец» . Когда святой предстал перед императором, тот, сильно испугавшись его страшного неприятного вида, упал. Придя в себя, он попытался убедить Христофора отказаться от христианской веры. Не смея провоцировать могучего воина угрозами, император подослал к нему двух блудниц, Каллинику и Акилину, приказав прельстить Христофора и довести его до блудного греха, а затем заставить поклониться идолам.

http://pravoslavie.ru/53711.html

В последнее десятилетие о. Антоний вел замкнутую жизнь в поселке Буча. Здесь, в доме своей келейницы, 13 апреля 1976 года в возрасте 87-и лет тяжело больной подвижник отошел ко Господу. Исследование проводилось по материалам нескольких архивов под руководством игум. Дамаскина (Орловского), секретаря Синодальной комиссии РПЦ по канонизации святых, председателя Фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ», автора многотомных собраний житий и составителя серии «Духовное наследие мучеников и исповедников РПЦ» (в общей сложности более 30 томов). В связи с отсутствием документального подтверждения ряда фактов биографии Антония Голынского, Издательским Советом РПЦ определено (25.08.2011) впредь упоминать о нем при публикации как о состоящем в сане священника. См.: (п. 51). Труханов Михаил, прот. Воспоминания. Минск, 2008. Кн. 1. С. 21. Так, например, Акилина Ивановна Бондарчук (р. 1878) «пробыла восемь лет на послушании во Введенском женском мон-ре в Киеве. Она находилась в мон-ре с 14 до 22 лет, прошла все виды послушаний: стегание одеял, выпечку просфор, пошив верхнего и нижнего белья, облачений, в том числе священнических, клиросные послушания»; после этого Акилина «получила благословение на брак» с В.Т. Трухановым. Там же. Амвросий (Смирнов; †1937), архиепископ. Еп. Елецкий, викарий Орловской епархии (1917); еп. Брянский (1921); Рязанский (1923); Сергиевский (1925); Дмитровский, викарный еп. Московской епархии (1928); архиеп. Муромский (1934). Скончался в заключении. Серафим Смоленский (Остроумов; 1880–1937), священномученик; архиепископ. Михаил Митрофанович родился в Москве (6.11.1880) в семье псаломщика, обучался в Заиконоспасском ДУ, в МДС и в МДА (1900–1904), кандидат богословия, профессорский стипендиат. Пострижен в мон-во, рукоположен во иеромонаха (1904), преподаватель МДА. Наместник Яблочинского мон-ря на Холмщине (1906), ректор Холмской ДС (1914). Хиротонисан во епископа Бельского, викария Холмской епархии (1916), назначен управляющим Орловской епархией. Дважды подвергался арестам (1918), вновь арестован (1922) за сопротивление изъятию церковных ценностей, осужден на 7 лет строгой изоляции в Орловской тюрьме. Освобожден по амнистии (1924), снова арестован (1926) и выслан за пределы Орловской епархии. Возведен в сан архиепископа Смоленского и Дорогобужского (1927). Арестован в Смоленске (1936) за «антисоветскую деятельность», осужден и сослан (1937) в Карлаг (Казахстан). В заключении вторично осужден и приговорен к смертной казни, расстрелян под Смоленском в Катынском лесу (†8.12.1937). Канонизирован (2001) в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Память 25.11/8.12.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Golyns...

– Обвиняемая Карих, следствие располагает данными о том, что вы в ноябре 1937 года у здания церкви в своем селе проводили среди колхозников контрреволюционную агита­цию монархического и антиколхозного характера, о чем зачи­таны вам были показания свидетелей. Расскажите об этом подробно. – Этого никогда не было. – Обвиняемая Карих, вам предъявлено обвинение в соверше­нии преступления... Признаете себя виновной в предъявленном вам обвинении? – Виновной себя в предъявленном мне обвинении не признаю. 30 декабря на заседание тройки НКВД был представлен следо­вателем следующий доклад: «Карих Наталья Семеновна... Обви­няется в порядке приказа НКВД за 00447. Обвиняемая Карих с группой церковников, бывших монашек, черничек на протяже­нии 1937 года вела активную контрреволюционную агитацию. В декабре 1937 года на собрании женщин демонстративно высту­пила с клеветой на советскую власть и вела контрреволюционную, монархическую агитацию». 30 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила исповедницу к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере , и она была отправлена в Караганду. Мученица Акилина (Акулина Степановна Дубовская) роди­лась в 1892 году в деревне Новые Церушки Слуцкого уезда Мин­ской губернии в зажиточной крестьянской семье. Акилина была глубоко верующим человеком. В первый раз она была арестована в 1935 году по обвинению в срыве хлебозаготовок и приговорена к трем годам заключения. Однако Акилине удалось тогда доказать свою невиновность, и она была освобождена. Во второй раз она была арестована во время самых жестоких гонений на Русскую Православную Церковь и 18 сентября 1937 года заключена в тюрь­му в городе Слуцке. На следующий день состоялся допрос. – Какую агитацию вы проводили против коллективизации в 1929 году? – спросил ее следователь. – Против коллективизации в 1929 году я никакой агитации не проводила. – Далеко ли ваш дом расположен от Сухомильской школы? – Мой дом расположен рядом со школой. – Следствию известно, что вы среди школьников проповедо­вали Евангелие. Признаете ли себя в этом виновной?

http://fond.ru/kalendar/176/iustina/

    Адриан, (из Адрии, италийского города, или на адриатическом море живущий), муч. коринфский, 17 апр.     Адриан, муч. никомидийский, 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии палест., 3 февр.     Аетий (орел, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Аетий, из 42 мучч. амморейских, 6 марта.     Аза, муч. исаврийский, 9 ноября.     Азадан диакон, муч. персидский, 10 апр.     Азария (помощь Божия, евр.) пророк, 3 февр.     Азария, из трех отроков, 17 дек.     Азат скопец, муч. персидский, 17 апр.     Азат скопец, муч. персидский, 20 ноября.     Аифала, муч. арвильский, 11 дек.     Аифал диакон, муч. персидский, 1 сент. и 3 нояб.     Акакий, (незлобивый, греч.) муч. птолемандский, 4 марта.     Акакий сотник, муч. византийский, 7 мая.     Акакий, из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Акакий, муч. милитский (в Карии), 28 июля.     Акакий, пресв. прусский, 19 мая.     Акакий преп., еп. мелитинский, 17 апр. и 15 сент.     Акакий, преп. синайский 7 июля и 29 ноября.     Акепсим еп., муч. персидский, 3 ноября.     Акепсим, преп. сирийский, 3 ноября.     Акепсий, муч. арвильский, 11 дек.     Акила (орел лат.), или Аквила, ап. из 70, 14 июля.     Акила, муч. трапезундский, 21 янв.     Акилина (орлиная, лат.), мученица вивлийская, 13 июня.     Акилина, мученица синопская, 7 апр.     Акиндин (безопасный, греч.), муч. никомидийский, 18 апр.     Акиндин, муч. фракийский, 22 авг.     Акиндин, муч. персидский, 2 ноября.     Акутион и Акутий (острый, острее, лат.), муч. путеольский, 21 апр.     Алвиан или Олвиан (богатый, греч.), еп. анфйский, 4 мая.     Алевтина (Валентина) египтяныня, мученица кесарийская, 16 июля.     Александра (мужественная, отгоняющая, греч.), царица, 23 апр.     Александра из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая.     Александра, муч. амисская, 20 марта.     Александра, мученица коринфская, 6 ноября.     Александр, (мужественный, отгоняющий муж, помогающий, греч ) муч. римский, из 7 сынов св. Филицытаты, 25 янв.     Александр,муч. африканский, 10 апр.     Александр, еп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010