Ибо вы – пастыри их. – Они не слушают нас. – Не удивительно: ибо вы не любите их, презираете их. Это – народ-мученик. Магометане угнетают его; и какое утешение получают арабы от вас? Им даже помолиться негде. Сельские церкви находятся в самом жалком положении. – Вы забываете, что мы находимся под турецким игом. – Однако же, турки не запрещают вам починивать церквей и даже строить их вновь на старых основаниях; и еще менее запрещают украшать их иконостасами. А в сельских церквах ваших вовсе нет ни икон, ни риз, ни… – Где же нам взять иконописцев? А по рукоположении каждого священника мы даем им подризник, поручи, епитрахиль, фелонь, дискос и потир; они не берегут их. Я хотел было сказать митрополиту, что ризы даются священникам поношенные и на всю жизнь, и что лучше бы давать им деревянные сосуды, а не свинцовые. Но промолчал, и заговорил о священниках. – Священники ваши не понимают своих обязанностей, таинства свершают кое-как, держат в церквах скотину. Вместо того, чтобы наставлять их, вы их выгоняете от себя, как презренных рабов. Когда они стучатся в двери ваших келий и творят молитву, δ εχν (=молитвами св. отец); вы отвечаете им: рухмингон (ступай вон) – прочь подлец! – Мы не принимали к себе арабских священников, дабы не уронить архиерейского достоинства. А о просьбах их докладывает нам драгоман. – В первый раз в жизни слышу, что достоинство архиерея унижается от приема священников в дом. Владыка! Каждый епископ есть кифара, a иереи – струны; эт ο не я говорю, а св. Игнатий Богоносец . Видите, в какой близкой связи поставляют св. отцы епископов и священников. – Мы не понимаем их языка. – Почему же вы не учитесь по-арабски? И этим вы охлаждаете к себе арабов. Но положим, что уже поздно вам учиться местному языку; по крайней мере, пусть драгоман передает сам их просьбы в их присутствии. – Не вам вводить новые обычаи. – И так все останется у вас по старому? Не будет учреждено училищ для воспитания сынов арабских священников? Арабки-вдовы, сироты и калеки не будут иметь приюта в женских монастырях? Араб не может быть ни архиереем, ни послушником монастырским? – Это не наше дело; про-то знает патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

с.). В своей целости оно служило великим пособием и для других пастырей в борьбе с Оригенистами в последующие времена 29 , и благотворные плоды его засвидетельствовала Св. Церковь , прославляя память Св. Мефодия следующими словами: «распаляющуюся видев Оригенову прелесть, яко сый изряден пастырь, божественным огнем скоро попалил еси всю онаго мглу, блистающую лучу вжег премудрости своея» (Канон. Песн. 3 . тр. 1. ср. синаксар 20 июня). Творение Св. Мефодия о сотворенном также направлено против Оригенистов, которые между прочим утверждали, будто мир не имеет начала и совечен Богу, против чего Св. Отец и ведет свое рассуждение, чтобы доказать православное учение о Боге, как едином Творце и виновнике всего. Патриарх Фотий оставил несколько извлечений из этого сочинения и несомненно относит их к подлинным творениям Св. Мефодия (Bibi. cod. 235). Из свидетельств других древних писателей не видно, чтобы Св. Мефодий писал отдельное сочинение под таким заглавием; посему некоторые думают 30 , что отрывки, сохраненные Фотием, извлечены им из другого творения Св. Мефодия, именно из его толкования на книгу Бытия, о котором упоминает бл. Иероним (см. выше). Но достоинство этого творения не уменьшается от того, было ли оно только частью толкования на книгу Бытия или отдельным сочинением Святителя. Из творений Св. Мефодия, дошедших до нас только в кратких отрывках, замечательны: а) сочинение против Порфирия, который был современником Св. Мефодия, славился между язычниками своею ученостью и написал 15 книг против Христианства. Св. Мефодий первый возвысил свой голос в защиту истины против коварного суемудрия языческого философа, и этот голос в особенности благопотребен был для церкви Тира, где, как в месте родины Порфирия, могли быть многие, слепо доверявшие клеветам его на Христианство . Впрочем, это творение Св. Отца, которое по словам бл. Иеронима состояло из нескольких книг и заключало в себе до 10 тысяч стихов (Epist. 83 ad. Magnum), утрачено временем. Небольшие отрывки, сохранившиеся в извлечениях у Св. Иоанна Дамаскина (Parall. Op. Т. II. р. 778. 784 и 785), не дают нам ясного понятия ни об общем содержании сочинения, ни о частных опровержениях возражений языческого философа; б) Слово о мучениках, из которого сохранился один отрывок у блаж. Феодорита Епископа Кирского (V века, Dial. I. De immutab. Oper. Т. IV. р. 37. Ed. Sirmondi); но и из этого краткого отрывка можно заключить, что Св. Отец ревностно утверждал верующих среди гонений, представляя подвиг мученичества достойным удивления и желания, так как сам Сын Божий оставил нам пример мученического терпения. Такие увещания вполне соответствуют и времени жизни Св. Мефодия, когда Церковь Христова страдала от жестоких гонений со стороны язычников, и святой ревности пастырского служения Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Это явление он объясняет тем, что в этих частях своей Истории монахов Созомен пользовался двумя источниками греческим, переводом Истории монахов и сочинением неизвестного Тимофея, в основе которого лежала латинская версия трудов Руфина. Первоначальною формою Истории монахов исследователь признает латинскую, и греческую считает её переработкой. К этому выводу его склоняет то обстоятельство, что путешественники, о которых идёт речь, в этом памятнике, говорили между собою по латыни, как это показывает, сам текст Греческой версии представляет некоторые особенности, отчасти объяснимые из об- стоятельств того времени. В ней видна тенденция к сокращение географических описаний. Сказание о Макарии Египетском составлено независимо от латинского подлинника, вероятно, на основании сказаний распространенных на востоке та и другая черта указывает на человека хорошо знакомого с географией Египта и египетским монашеством. Далее греческая версия опускает сказание о братьях аввы Аммония и Оригена, которые были вместе с ними учениками Иамвы, сокращает, сколько возможно, сказание об Евгарии, потому что эти лица были заподозрены отчасти в оригенизме, отчасти в аптропоморфитстве, а братья Аммония подвергались также преследованию со стороны Феофила Александрийского. Греческая переработка составлена не позже жизнеописания Порфирия Газского, написанного вскоре после его смерти в 419 году диаконом Марком, который, несомненно, пользовался ею. Сходство языка греческой версии с жизнеописанием Порфирия приводить исследователя к смелой гипотезе, что составителем греческой переработки Истории монахов был диакон Марк в первой трети V века. Составление же латинского подлинника исследователь относит к 402–404 году. Автором Лавсаика исследователь признает Палладия Еленопольского , друга святого Иоанна Златоуста. Некоторый рукописи приписывают «Лавсаик» каппадокийскому епископу Гераклиду, но и в этом ошибочном написании исследователь видит косвенное указание на Палладия, потому что и Гераклид принадлежал к числу друзей Златоуста и к тому, же кругу лиц, к которым принадлежал и Палладий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/bi...

Максим Исповедник , прп. О различных трудностях Богослова Григория, глава 7/Пер. с греч. А. М. Шуфрина//Прп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб.: Изд-во СПбГУ, РХГА, 2007. С. 240–293. Максим Исповедник , прп. Письма/Пер. с греч. Е. Начинкина. СПб.: Изд-во СПбГУ, РХГА, 2007. Мефодий Патарский , свт. Извлечения из сочинения О Воскресении (продолжение)//Святый Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III–ro в. Полное собрание его творений. СПб, 1905. Библиотека отцов и учителей Церкви. Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. М.: Паломник, 1996. С. 256–271. Мефодий Патарский , свт. О Воскресении//Святый Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-ro в. Полное собрание его творений/Пер. с греч. под редакцией Е. Ловягина . СПб., 1905. Библиотека отцов и учителей Церкви. Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. М: Паломник, 1996. С. 192–256. Немесий Эмесский . О природе человека/Пер. с греч. Ф. С. Владимирского. М.: Изд-во учебно-информационного экуменического центра ап. Павла, 1996. Платон. Тимей//Он же. Собрание сочинений. В 4-х т./Пер. с греч. С. С. Аверинцева . М.: Изд-во Мысль, 1994. Т. 3. Плотин. Первая эннеада/Пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2004. Плотин. Вторая эннеада/Пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2004. Плотин. Третья эннеада/Пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2004. Плотин. Пятая эннеада/Пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2005. Плотин. Шестая эннеада/Пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2005. Плутарх. Об Изиде и Осирисе/Сост. С. И. Еремеева. Киев: Изд-во Уцимм-Пресс, 1996. Плутарх. Сочинения/Пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. Порфирий. Подступы к Умопостигаемому/Пер. с древнегреч. и комм. С. В. Месяц//ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2008. Вып. 2. С. 277–306. Феофилакт Болгарский , блаж. Толкование на Послания св. апостола Павла. М.: Изд-во Скит, Б. г. (1993).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

У древних христиан, как и у язычников, был обычай ваять и вырезывать на надгробных крышках знаки тех ремесл, коими занимались усопшие, когда были живы. 1 . Так, в катакомбах на надгробных плитах ваятелей видны резцы, молотки, правильники, наугольники. Усвоение им этих орудий несомненно, так как в одной эпитафии упомянуто даже самое ремесло умершего: Maëtio (=M. Aetio? т. е. Марку Аетию) Aprili artifici signario. Этот Маетий Априлий был резчик печатей. В катакомбе папы Каллиста изображенные на мраморе молоток и наугольник доказывают, что тут похоронен мраморщик. В усыпальнице св. Елены на надгробном камне некоего Евтропа изваян барельеф с изображением отделки похоронной урны и надобных для этой работы инструментов. Явно, что Евтроп был ваятель. 2 . Ремесло ваятеля означается линейкой, резцом или долотом и наугольником. 3 . На крышке гробницы живописца видать рисовальные кисти, циркули и шило для черчения на грунте 105 . 4 . Книга, стиль, чернильница, привязанная к пучку скорописных тросточек, означают ремесло так называемого librarii, переписчика кни г. У христиан было много таких ремесленников, потому что требовалось много экземпляров Св. Писания и творений св. отцов и учителей церкви для библиотек при храмах и для частных лиц, которые, по заверению Иеронима, ежедневно питались духовным брашном, т.е. чтением Закона Божия и размышлением о нем 106 . У древних христиан был обычай носить на шее и на груди влагалища с мощами и с отрывками из Евангелий и даже класть такие отрывки в гробницы в ящичках серебряных, бронзовых и свинцовых 107 , а для изготовления их требовалось немалое число переписчиков. Перепиской книг занимались св. мученик Памфил в городе Кесарии Палестинской 108 , св. мученик Лукиан в Антиохии, издатель исправленной им греческой Библии (по завещанию Симеона Метафраста ). Блаженный Иероним содержал многих переписчиков его сочинений и латинского перевода Библии . Для переписки творений Оригена кесарийский диакон Амвросий нанимал девиц, имевших хороший почерк 109 . Палладий в своем Лавзаике упомянул, что в его время (V–VI вв.) во многих женских монастырях белицы-девицы занимались переписыванием книг 110 . Но возвратимся в катакомбы. Там на гробовых крышках:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Рафаэля Санцио Урбино († 1520) пять картин: 1 . Богоматерь с Младенцем и Предтечей. Миловидны головки их. Сей образ написан на дереве. 2 . Богоматерь же с теми же. Она левой рукой держит книжку, а у маленького Предтечи в руках щеглёнок. Тот образ Ее лучше этого, потому что здесь лицо Приснодевы продолговато. И этот образ написан на дереве. 3 . Предтеча отрок в пустыне. Миловидна головка его, тело полное, а ножки? Расцеловал бы их! Картина на полотне. 4 . Портрет папы Юлия II, отличается свежестью и живостью колорита. 5 . Портрет любимицы Рафаэля Форнарины. Миловидна большая голова ее итальянская. Молочны глаза ее (1512 г.). Сальватора Розы – весьма красивый пейзаж с утесами впереди и с ручьем около них. Картина первого разряда по сочинению, силе и верности колорита. Карла Дольчи, флорентинца († 1686) – Святая Лючия в красной мантии. Весьма благообразна голова ее. Взор ее вперен в небо, уста полураскрыты, сквозь лицо просвечивает невинность, и из раны на шее струится свет. Иоанна Анжелика да Физоли Доменика († 1455) – Коронование Божией Матери. Лица Христа, Приснодевы, ангелов, играющих на инструментах, и дев – благообразны, белы как снег, с румянцем, прозрачны. Выразительность их и нежность составляют главное достоинство этой картины и дают отличное понятие о самом живописце, который прозван был Ангеликом за чистоту жизни и за ангелоподобие, которое он придавал лицам святых мужей и жен. Беноцца Гоццоли († 1484) – Богоматерь с звездой на плече хороша. Написана на длинной доске. Анжело Бронзино († 1571) – Сошествие Иисуса Христа в ад. Ветхий денми Адам с любовью смотрит на Спасителя. Авель целует ногу Его. Ребятишки играют. Все лица поражают зрителя естественностью и красотой, а тела – белизной. Справедливо признают эту картину за наилучшее произведение того времени. Андрея Содомы – Св. мученик Севастиан, привязанный к дереву и пронзенный стрелами. Лицо его, обращенное к небу, с которого ангел подает венец, прекрасно; уста полуотверсты; мученик страдает. Колорит бледен.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– Того же дня. Преподобный Коприй, инок обители св. Феодосия киновиарха, скончался 90 лет. (Из Синаксаря 12 века). – 26 дня. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, приступая к написанию евангелия, посадил ученика своего Прохора с правой стороны от себя, и воззрев на небо, начал вещать: «в начале было Слово» и проч. Посему Прохора надобно писать всегда с правой стороны от Иоанна. (Из Синаксаря 12 века). – 28 дня. Св. мученик Марк, пострадавший в Антиохии, был пастырь овец. Седые волосы на голове его были длинны до пят. (Из Синаксаря 1249 года). В Рус. Списке с подлинника не верно сказано, что он быль рус, аки Флор. – 30 дня. Св. «мученицы, Рипсима и Гаиана, были благообразны». (Из Синаксаря 1249 г.). В Рус. Списке с подлинника: «Рипсима красотою предивная». Месяц октябрь – 9 дня. Святые «ученики Иувентин и Максим, пострадавшее в Антиохии от Иулиана богоотступника, были благообразны и великорослы. (Из Синаксаря. 12 века). – 9 дня. Преподобный Пётр, родом из Галатии, был благообразен, высок ростом и силен. (Из Синаксаря 1249 г.). Тоже сказано и в Синаксаре 12, века: а в Рус. Списке с подлинника нет никакой заметки о внешнем виде его. – 13 дня. Преподобный Никита Патриций, при царе Льве Армянине изгнанник за иконопочитание, скончался на 75 году жизни своей. (Из Синаксаря 12 века). – 14 дня. Св. мученик Кельсий–трёхлетнее дитя. (Из Синаксаря 1249 года). –Священномученик Силван, епископ газский, усеченный мечем, был старец кроткий, маститый, немощный и весь иссохший. (Из Синакс. 1249 г.). Почти тоже самое сказано о нём в Синаксаре 12 века. В Рус. Спис., с подлинника: «старец видением». Мало сказано о нем. – 17 дня. Св. мученица Дария, супруга Хрисанеа, блистала красотою и многих превосходила умом. (Из Синакс. 1249 года). – 18 дня. Св. евангелист Лука, родом Антиохиянин, искусством врач и отличный живописец, жил 80 лет. Говорят, что он первый написал икону Христа Бога и Матери Его, и верховных апостолов. (Из Синаксаря 1249 года). В Синаксаре 12 века сказано, что он, первый, восковыми красками написал икону святой Богоматери, носящей в объятиях своих Господа нашего Иисуса Христа, и еще две иконы, – св. верховных апостолов, и принёс их Матери Господа, желая узнать, угодно ли Ей это дело; а Она сказала: «благодать родившегося от Меня, чрез Меня, – будет с ними». От этого евангелиста во всю вселенную пошло сие доброе, благочестивое и многоценное дело, т. е. иконописание.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В Синаксаре Никодима святогорца сказало тоже самое. В Русском Списке с подлинника: – подобием стар, без брады, лицом морщиноват и бледен, поживе лет 100, и зубом его испадшим. Нецыи пишут: брада, аки Сергиева. В Прологе пишется: сей святый слепому зверю иен (гиен) очи исцели. – 18 дня. Святый Кирилл иерусалимский был росту среднего, жёлт лицом, волосист, коротконос, имел лицо четвероугольное, брови прямые и ровные, бороду белую, густую и разделенную на две пряди; был прост, как житель деревни. (Из Синаксаря 1414 года) Точно так он описан Елпием Ромеем и в Синаксаре Никодима святогорца . А в Русском Списке, с подлинника сказано о нем: «в Прологе пишется; бяше по телесному воображению видом смирен, бледен, убелизнен, люп лицом, брови прави и черны, брада о челюстях бела, густа и разсохата, обычаем приветен» – 23 дня. Святый священномученик Никон был красив лицом, добродушен и храбр на войне. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием сед, брада аки Власиева подоле, на конец раздвоилась... Месяц апрель – 11 дня. Святый священномученик Антипа пострадал в глубокой старости. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием стар н сед, власы кудреваты, брада аки Власиева.... – 14 дня. Святый священномученик Симеон, архиепископ персидский, пострадал на 117 году от рождения.(Из Синаксаря 1249 года). В Русском. Списке с подлинника: – подобием стар, сед, брада велика до пояса раздвоилась. – 15 дня. Святый мученик Савва Готф пострадал 38-ми лет. (Из Синаксаря 1249 года). В Русском Списке с подлинника: – подобием рус, брадою и власы аки Косма бессребреник; всех жития своего лет име 38. – 17 дня. Преподобная Анфуса, дочь царя Константина Копронима, скончалась 52 лет. (Из Синаксаря 1249 года). – 24 дня. Святый мученик Савва стратилат из Готфов в молодости был весьма бел лицом и румян, а волосы на голове и в бороде имел золотистые и лоснящееся, в зрачках же глаз его выражался такой смелый и бесстрашный взгляд, какой приличен храброму и великодушному воину. (Из Синаксаря 1249 и 1414 г. и Никодима святогорца ).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вы знаете, сколько опасностей от безумно преданных идолам перенес воспитавший меня отец мой и епископ Феона, которого я наследовал престол, и о если бы – образ жизни; – также великий Дионисий, скрывавшийся из одного места в другое, когда его преследовал Савелий. И что скажу о блаженных епископах Ираклие и Димитрие? Какие испытания претерпели они от безумного Оригена , посеявшего в Церкви и свои расколы, доныне возбуждающие в ней возмущения?». Итак, кто из здравомыслящих может противиться тому, что сказал против Оригена святой мученик и епископ александрийский Петр ? Он, принявши добрый подвиг за Христа,не только обличил Оригена и его нечестивое учение, но и свидетельствует, что бывшие прежде его Святые Отцы претерпели много испытаний от его безумия. Деяния Вселенских Соборов. Казань.1913. т. V. с. 522 Сщмч. Мефодий Патарский (312) Кровь твоя, мудре, тайно вопиет от земли, якоже Авелева к Богу, Богомудре святителю Мефодие, ясно проповедавый Божие вочеловечение. Темже и посрамил еси Оригенову лесть, и представился еси в Небесный чертог. Моли Христа Бога, да спасет души наша. Минея. 20 июня. Тропарь, глас 1 Распалающуся видев Оригенову прелесть, яко сый изряден пастырь, Божественным огнем скоро попалил еси всю оного мглу, блистающую лучу вжег премудрости твоея, Богоприятне. Тропарь 3-й песни канона на утрени Блаж. Иероним в одном месте называет свт. Мефодия «красноречивейшим (disertissimus) мужем», а в другом, вышеприведенном месте 5 , исчисляя его творения. Говорит: « Он с блистательным и ясным красноречием написал несколько книг против Порфирия и «Пир десяти дев», превосходное сочинение о воскресении против Оригена , против него же о Пифониссе и о свободе воли, также толкование на книгу Бытия и Песнь Песней, и множество других сочинений, которые читаются повсюду. Ловягин Е. , проф. Святый Мефодий, епископ и мученик. XIII. Обличая Оригена , (св. Мефодий) говорит: «Итак, Ориген полагает, что та же плоть не восстанет (для соединения) с душею, но какой образ был у каждого по виду, отличающий и ныне плоть, такой и воскреснет, отпечатлевшись в другом духовном теле, чтобы каждый опять казался таким же по виду; в этом и состоит обещанное воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

[зри] День имать часов 9, а нощь 15. 27 . [а] Святаго мученика Нестора. 28 . [з] Святых мученик, Терентиа и Неонилы: И преподобнаго отца нашего Стефана Савваита и творца канонов: И иже во святых отца нашего Арсениа, архиепископа Сербскаго: И святыя мученицы Параскеви. 29 . [з] Святыя преподобномученицы Анастасии Римляныни: И преподобнаго отца нашего Аврамиа затворника: И преставление преподобнаго отца нашего Аврамиа архимандрита, Ростовскаго чудотворца. 30 . [е] Святых мученик, Зиновиа и Зиновии сестры его. 31 . [д] Святых апостол, Стахиа, Амплиа, и иже с ними: И святаго мученика Епимаха. Месяц ноемврий 1 . [г] Святых и чудотворцев безсребренников Космы и Дамиана, иже от Асии. Разрешение вина и елеа. 2 . [в] Святых мученик: Акиндина, Пигасиа, Аффониа, Елпидифора и Анемподиста. 3 . [а] Святых мученик, Акепсимы епископа, и Иосифа пресвитера, и Аифала диакона: И обновление храма, святаго великомученика Георгиа, иже в лиде, идеже положено есть честное тело его. 4 . [з] Преподобнаго отца нашего Иоанникиа Великаго: И святых мученик, Никандра, епископа Мирскаго, и Ермиа пресвитера. 5 . [з] Святых мученик, Галактиона и Епистимы: И преставление иже во святых отца нашего Ионы архиепископа, новгородскаго чудотворца. 6 . [е] Иже во святых отца нашего [Павла], архиепископа Константиня града, исповедника: И память преподобнаго отца нашего [Варлаама] хутынскаго, новгородскаго чудотворца. 7 . [д] Святых мученик 33, иже в Мелитине: И преподобнаго отца нашего и чудотворца Лазаря, в Галисийстей горе постившагося. 8 . [г] Собор архистратига Михаила, и прочих безплотных сил. Праздник, и разрешение вина и елеа. 9 . [в] Святых мученик, Онисифора и Порфириа: И преподобныя матере нашея Матроны: И преподобныя Феоктисты, яже от Лезвы. 10 . [а] Святых апостол: Ераста, Олимпа, Родиона, и иже с ними. 11 . [з] Святых мученик, Мины, Виктора и Викентиа:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010