Лука называет имя ученицы  «Тавифа, что значит: «серна»»,  показывая, что она соответствовала своему имени: была так бдительна и бодра, как серна. Потому что часто многие имена даются по Божественному домостроительству. «Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице».  То есть сделали все, что следовало сделать над умершим. Послали же бывшие в Иоппии ученики к Петру  «просить, чтобы он не замедлил придти к ним».  Заметь простоту прочих и отсутствие всякого высокомерия в Петре. Не сами идут, но просят через двоих об исцелении, и он приходит. Почему они не позвали его, пока та не умерла? Считали недостойным утруждать этим учеников и отвлекать их и навязывать им затруднения в деле  проповеди.  Поэтому-то Лука и говорит, что было близко. «Вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними».  Выражение  «живя с ними»  показывает великое смирение ее, потому что она находилась с ними и жила с ними и обращалась со всеми как одна из них, а не так, как мы теперь. «Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился».  Для чего он изгоняет всех вон? Для того, чтобы не тронуться слезами и не потерять спокойствие духа.  «Преклонив колени»,  усердную совершает молитву. Затем поддерживает ожившую; потом понемногу возвращаются жизнь и силы ее. «Призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою », — одним в утешение, а другим в покровительство. Заметь отсутствие всякого высокомерия в Петре. Совершив такое великое чудо, он ищет пристанища не у нее и не у другого какого-либо знаменитого человека, но у кожевника Симона; он не стыдится людей ничтожных и не дает великим повода превозноситься.   Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 4-ю по Пасхе. О самопонуждении и смирении (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Нового Завета (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Апостольское чтение)

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Бог дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись стал известен как святой Петр Ордынский. Вся история Церкви полна подобными примерами. Уместно здесь привести слова архимандрита Рафаила (Карелина) , посвященные тому же вопросу: «Бог есть любовь, правда и всемогущество. Деяния Бога вызваны Его любовью, определены мудростью и исполнены могуществом; следовательно, неведение людей о Боге не может быть объяснено историческими ситуациями, так как руль истории в руке Бога. Такое объяснение было бы скорее свидетельством о детерминизировании Бога внешними ситуациями и историческими законами. Значит, неведение людей, неспособных принять истину, – это тоже жалость Бога к человеку. Так, Гедеон возвращает часть войска по домам, зная, что в бою эти люди обратятся в бегство» 9 . Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещеных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога. «Хороший» человек для них – это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Тем самым он, по их мнению, становится достоин спасения. Но ведь даже десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечислением обязанностей по отношению к другому человеку; самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» ( Исх.20:2–7 ). И получается, что такой тягчайший грех как неверие в Бога, непочитание Христа модернисты и за грех не считают. Так, мелочь какая-то. Разве можно, – говорят они, – из-за такой «мелочи» лишать человека в вечности единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Благословение Авраамово, т. е. полученное по вере, а не по закону, есть получение обетованного Духа «чтобы нам получить обещанного Духа верою» и богатство тех даров, которые даёт Святой Дух, например: «праведность и мир и радость» ( Рим.14:17 ). Речь идёт о духовных дарах, из которых не следуют однозначно материальные. Галаты уже имели благодать Духа и апостол доказывает им, что нет необходимости возвращаться к закону, от которого они очевидным образом избавлены. Мы избавлены и от проклятия закона и от проклятия Адама. Мы имеем возможность освящения благодатью Святого Духа. Но воспользоваться всеми дарами искупления – такими, как отсутствие болезней и нетленность тела, – праведники смогут только после воскресения из мёртвых в новом преображённом теле. Мк. 10:29–30 «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» Кеннет Коупленд: «Хочешь получить во сто крат? Отдай, и позволь Богу приумножить для тебя. Ни один банк в мире не гарантирует такой возврат! Хвала Господу!» с. 53]. По его мнению, в этом библейском стихе сокрыт «закон» стократного преумножения капитала. Верующий дарит Богу (через пастора) 100 долларов, получает от Бога 10 ООО долларов, стократно преумноженный капитал. Верующий жертвует пастору самолёт, получает от Бога аэрофлот. «Петр оставил один дом свой, а в последствии имел (как свои) все дома учеников своих». «Апостолы имели многих отцов и матерей, какими были для них все любившие их и сердечно заботившиеся о них», – Феофилакт Болгарский Флп. 4:18 «Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» Апостол говорит о процветании. Речь идёт о посылке, которую получил Павел от Филиппийцев. По ироничному замечанию одного из критиков «теологии процветания», те, кто использует этот стих для доказательства процветающего состояния христианина, забывают, что Павел писал эти строки, сидя в римской тюрьме, а не в отеле «Хилтон».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

К перечню своих немощей он добавляет печальный опыт изнурительной болезни. Он пишет об острой боли, которая постоянно мучила его как застрявшая в теле заноза, или «жало» в Синодальном переводе. Мы можем лишь гадать, какая болезнь доставляла апостолу столь жестокие страдания, что он трижды молил Господа избавить его от этого «ангела сатаны», — как он образно называет свою болезнь. Молитва его была услышана. И он получил ответ. Но не такой, какой по-человечески, скорее всего, ожидал. Господь не избавил Павла от боли, но дал ему силы жить с нею, преодолевая ее. «Довольно для тебя благодати Моей», — таков был Божественный ответ. Означает ли это, что боль, страдание есть нечто положительное? Разумеется, это не так. Всякое страдание есть зло, неизбежное в этом мире. Человеку свойственно стремиться избавиться от боли и страдания. Так и апостол в одном случае бежал от опасности, спускаясь по стене в корзине, в другом случае, не имея возможности обычными медицинскими средствами избавиться от боли, обращался с молитвой к Господу. В этом пример и для нас. Но, как и Христос, каждый молящийся должен предоставить исполнение его молитвы Богу: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14:36). «Сила Моя совершается в немощи». Эти слова Господа несут в себе великий евангельский смысл. Они побуждают нас не избегать Креста, если мы, как Симон Киринеянин, призваны к сонесению Креста и, при известных обстоятельствах, даже к состраданию на Кресте, ибо только так мы обретаем и совоскресение с Господом. Эти слова Господа стали для апостола Павла законом его жизни во Христе. Они обращены и ко всем нам, чтобы мы приняли их в наше сердце как великое обетование Божие. Ибо в Господе никакие «ангелы сатаны», никакие немощи, боли и страдания не могут «отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» Аминь. 26 октября 2008 г.   Прочтите толкования Митрополит Антоний Сурожский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский) Святитель Феофан Затворник Святитель Феофан Затворник Стих 31 .

http://bible.predanie.ru/nedelya-19-aya-...

Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей». Трижды молил — вместо «много раз молил». Также служит признаком смирения его признание, что не выносил козней диавола и страданий и просил помощи. И сказал мне, говорит он, довольно тебе того, что Я дал тебе благодать воскрешать мертвых и совершать все чудеса. Не проси же, чтобы твоя проповедь преуспевала без опасностей, ибо это излишество; а то, что тебе довлеет, ты получил. Ибо сила Моя совершается в немощи. То есть ты страдаешь, Павел, для того, чтобы не показалось, что многие поставляют препятствия для проповеди вследствие Моего бессилия; дерзай; ибо сила Моя обнаруживается полнее, когда вы, гонимые, побеждаете гонителей. Заметь, сам он сказал, что для того предан искушениям, чтобы он не превозносился; Бог же указывает другую причину этого, ту именно, что сила Его тогда только обнаружится вполне, когда апостолы будут находиться в немощи, то есть среди гонений и опасностей. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Поскольку, говорит, я услышал, что сила Божия совершается в немощи, то я отныне буду хвалиться немощами моими, ибо чем многочисленнее будут они, тем более обильную силу Божию низведут на меня. Итак, не думайте, что я со скорбью говорю о жале, но скорее радуюсь и хвалюсь, так как через умножение бедствий привлекаю на себя большую силу Божию. Прочтите толкования Митрополит Антоний Сурожский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский) Святитель Феофан Затворник Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице Русский перевод архимандрита Ианнуария: Бог и Отец Господа Иисуса, — да будет Он благословен во веки, — знает, что я не лгу. В Дамаске наместник царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня. Но меня в корзине спустили через окно в стене, и я избежал его рук. Приходится хвалиться. Неполезно это, но все же я перейду к видениям и откровениям от Господа.

http://bible.predanie.ru/nedelya-19-aya-...

Кондак Богородице: «Взбранный Воеводе победительная» с припевами: «Радуйся невесто» и «аллилуйя». Два неизвестных напева, имеющиеся только в ирмол. 1700, 1674 и 1709 г. В ирм. Головни (л. 315) изложены те же два напева, один под именем киевского, другой – болгарского напева. У г. Малашкина (ор. 50) изложены два пространные напева припевов. Затем песнопение «О всепетая Мати» – видоизмененного обычного напева, и наконец, «Взбранной воеводе» (ор. 50, стр. 9), неизвестного напева. Кондак Иисусу: «Возбранный воеводо и Госполи», с припевом: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Только в ирм. 1709 г. В шестую неделю вел. поста На Вехание Господне (т.е. в неделю Вайи или цветоносную). Стихира, гл. 6: «Днесь благодать Святого Духа нас собра» – болгарского распева. Напев тот же, что и в песнопении «Царю небесный» в ирм. 1700 г. (стр. 431). Имеется в ирмол. 1652 и 1700 г 14 . Тоже и в ирм. Головни (л. 312 об.). Кондак, гл. 6: «На престоле на небеси». Краткий неизвестный напев в две мелодические строки с особой заключительной строкой. Только в ирм. 1652 г. На хвалитех, слава и ныне, гл. 6: «Прежде шестый день (шести дней) пасхи». Знаменного распева, но напев иной, чем изложенный в кн. «Праздники» Синод. издания (л. 111 об.), с бемолем на нижнем си со слов: «последуйте ему». Имеется в ирмол. 1652, 1674 и 1709 г. Канон на Вехание Господне, гл. 4: «Явишася источницы бездны»; распет с тропарями знаменным распевом, на кварту ниже Синод. издания этого гласа. – Только в ирм. 1652 г. В ирм. Головни (л. 318) тропари: «Из уст младенец» распеты также знаменным распевом, ирмосы же изложены наряду в отд. Ирмосов 4-го гласа. У г. Малашкина (ор. 48, стр. 6) те же ирмосы с неукоторыми тропарями распеты также знаменным распевом. Тот же канон, гл. 4, болгарского распева, так же с тропарями. Напев весело торжественный, неизвестный у других песнопений4 состоит из даух повторяющихся строк и третьей заключительной, и мелодическим движением напоминает походный марш 15 . Только в ирм. 1709 г. Трипеснец, по болгарску: пп. 3, 8 и 9: «Спасе во огни Авраамские дети» и проч., с тропарями. Заимствован из того же канона; того же напева, но на кварту ниже. – Только в ирм. 1652 г. Тоже в ирм. Головни (л. 318). На Благовещенье

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Бог сидит на престоле святем своем. Престол есть знак царства; а сидение на престоле выражает твердость и непоколебимость. Итак, Давид говорит, что Христово царство твердо и непоколебимо, как говорит и Павел: воссел одесную престола величия на небесех. Престол Христов называет святым, как свободный от всякого лицеприятия и непогрешительный в производимых им решениях. 10. Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим. Сими словами Давид показывает силу евангельской проповеди, то есть, как она победила и покорила не только простых и незначительных людей, но и царей и правителей и князей, так как они все собрались со Христом, сделавшись частью и наследием Христовым ). Назвал Богом Авраама, чтобы показать, что Христос, по Божеству, был Богом и Авраама и потомков Авраама, и что Он есть один и тот же законодатель и ветхого и нового завета.   Некто: Это имеет сходство с сими словами: сядете на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен израилевых; ибо святые апостолы Его стали князьями народа. И Феодорит : Обещания, говорит, данные Аврааму получили исполнение. Господь всех обещал Семенем Его благословить все народы; и они и князья их, оставляя отечественных богов, собираются с Богом Авраама и называют Его своим Богом. А служителями призывания их были Божественные апостолы, утвердившие высоту богословия чудотворением.   Я ко Божии державнии (от) земли зело вознесошася. Собрались, говорит, с Христом вышесказанные князья и правители; потому что Апостолы Христовы (их-то, по Златоусту и Феодориту, назвал державными Божиими), быв укреплены силою Святаго Духа, победили и демонов и жестоких правителей. Посему они вознеслись над землею, то есть, стали выше всех земных предметов и не уловлялись ни мирскими удовольствиями, ни болезнями и скорбями   Потому—то и Великий Василий , изъясняя слова Исаии: утвердивший землю и что на ней и дающий дыхание народу, живущему на ней и дух попирающим ее, говорит: ибо попирающие земное, как низкое, и ставшие выше всего признаются достойными дара Святаго Духа (гл.22, о Святом Духе). А Феофилакт Болгарский, изъясняя слова: на страже моей стану, говорит: Свойственно святым, когда они желают научиться чему либо от Бога, всякою осторожностью охранять свое сердце от мирских забот, и, простираясь к одному Богу, выходить на возвышение мысли от земных предметов, как на некий камень. Ибо Бог требует возвышенных сердец, как говорит Давид: Божии державные от земли весьма вознеслись; также: птенцы коршуна высоко парят.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010