Святитель Василий Великий пишет, что в евангельском выражении: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25, 46 ), – в словах и о жизни и о мучении, в обоих случаях «при том и другом одинаково находится приложение вечный» и мучению грешников не будет конца 25 . Еще он пишет: «…если при таком числе подобных свидетельств, находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие еще, как бы забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец мучению, чтобы свободнее отваживаться на грех , то сие, конечно, есть одна из козней диавольских» 26 . Святитель Иоанн Златоуст : «Он (Господь. – Прим.) говорит: пойдут в муку вечную ( Мф. 25, 46 ). Не говори мне: где же справедливость, если мучение не будет иметь конца? Когда Бог делает что-либо, повинуйся Его определениям и не подчиняй их умствованиям человеческим. Притом разве это несправедливо, если человек, получивший сначала тысячи благ, а потом совершивший достойное наказания и не сделавшийся лучше ни от угроз, ни от благодеяний, подвергается наказанию?» 27 Так же ясно и определенно о бесконечности мучений грешников, толкуя это место Писания, пишут святые отцы: блаженные Иероним Стридонский и Феофилакт Болгарский , святители Илия Минятий и Филарет Московский , а также Епифаний Латинский, Евфимий Зигабен и архиепископ Аверкий (Таушев) 28 . По мнению всех святых отцов (цитаты которых можно было найти), толковавших это место Писания ( Мф. 25, 46 ), в нем говорится именно о бесконечности мучений грешников. Тем не менее, в Писании слово вечный (эониос) употребляется в двух значениях. Первое – бесконечный, например: И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного ( Быт. 21, 33 ). Второе – продолжительный (но не бесконечный), например: Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом ( Быт. 17, 7–8 ). А.П. Лопухин в своей «Толковой Библии » изъясняет это место так: «Слово век в библейском употреблении имеет свой, более узкий, чем обычный, смысл; оно указывает на завершение или окончание известного периода… Вечность обладания Палестиной имеет точно так же условный характер, простирается до конца отдельного и самостоятельного существования еврейского государства» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Словами «и сама Сарра» апостол пристыжает их, как бы так говоря: женщина уверовала, и неужели вы не устыдитесь, если окажетесь малодушнее женщины? Как же уверовала та, которая засмеялась? Да, уверовала, хотя и рассмеялась, ибо потом, будучи обличена, она устрашилась, что было плодом веры. Ибо ясно, что она уверовала, что Беседующий с ней есть кто-то великий и выше человека. получила силу к принятию семени, То есть она получила способность к восприятию и удержанию в себе семени Авраама. Или, так как люди, тщательно изучившие это, говорят, что и женщина вносит от себя как бы некое семя, то ни в каком случае так не должно быть понято выражение: «к принятию семени», то есть как будто и сама Сарра дала семя. и не по времени возраста родила, Выше сказал, что была бесплодна, теперь говорит, что и не по времени возраста родила. Итак, у нее был двоякий недостаток, – один от природы, – была бесплодна, другой – от старости. ибо знала, что верен Обещавший. «Верен», то есть считала истинным, ибо Он обещал: «буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын» ( Быт.18:14 ). Евр.11:12 .  И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Вера совершила не только то, что она родила, но и столько родила, сколько не родят и плодовитые жены. Таким образом, два чуда. В каком же смысле они были бесчисленными? Ведь они часто были исчисляемы. Или это сказано преувеличенно, по обычаю Писания, как например: мы видели города, достигающие даже до неба (ср. Числ.13:29 ); или сказал: «бесчислен», имея в виду тех, которые постоянно рождаются вновь. Евр.11:13 .  Все сии умерли в вере, не получив обетований, Здесь возникают два вопроса: как апостол, сказав о Енохе, что он «переселен был так, что не видел смерти», теперь говорит: «все сии умерли»? и еще, как сказал он теперь: «не получив обетований», хотя сказал, что «Авель говорит еще», в силу того, что всеми прославляется? и что Енох «переселен был», что Ной получил награду, будучи спасен с домом своим и будучи назван праведным; и что Авраам родил сына от Сарры. Поэтому слова: «все сии умерли» понимай в таком смысле: те, которые умерли, исключая, разумеется, не видевших смерти. «Не получив обетований» – справедливо сказано о всех. Ибо не одними только этими благами щедродатель Бог наградил за великие подвиги веры, – Авеля тем, что он в славе у людей, Еноха – переселением, Ноя – спасением от потопа, Авраама – деторождением; напротив, ясно, что это только предвкушение и залог истинных благ, которые предварительно подавались святым ради нас малодушных, чтобы на основании этих мы верили и истинным благам. Но им же уготовано нечто великое, что и на сердце человеку не приходило, чего они еще не получили, как и Господь говорит в Евангелии, что отрекшийся всего в нынешнем веке «получит во сто крат», а в будущем «наследует жизнь вечную» ( Мф.19:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Относительно «чужого» и «вашего» можно привести следующие слова апостола Павла, обращенные к ученикам Христовым: «…все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; вы же - Христовы, а Христос – Божий» (1Кор.3,21-23). О законе же он пишет: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24). Понятно, что в сравнении со Христом, с которым воспитанник через Таинство Евхаристии становится единой плотью, детоводитель ( пестун – Ц.С.) для воспитанника является «чужим». «Скажите мне вы, желающие быть под законом, – пишет Апостол, –  разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной… В этом есть иносказание. Это два завета…» (Гал.4:21-24). Блаженный Феофилакт Болгарский добавляет: «Но при всем том рожденный по плоти есть раб и чужд наследия, а рожденный не по плоти – господин и наследник». Вспомним, что именно на плотское родство с Авраамом уповали иудеи и что еще Иоанн Креститель обличил эту «ложную опору» в деле спасения человека (см. Мф.3:9). И как бы подводя итог всему сказанному об отношении Ветхого Завета к Новому, приведем еще один отрывок из посланий апостола Павла: «Если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому… вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их… Говоря " новый " , показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8:7-13). Таким образом, мы показали, что понятия «малое и многое», «неправедное и истинное», а также «чужое и ваше» можно обоснованно употреблять в отношении Ветхого и Нового Заветов.   Глава 3 В этой главе мы попробуем определить причину использования Спасителем приточного выражения «мамона неправедности». «Ни кий же раб может двема господинома работати: ибо или единаго возненавидит, а другаго возлюбит: или единаго держится, о друзем же нерадети начнет: не можете Богу работати и мамоне» (Лк.16,13).

http://bogoslov.ru/article/2863586

Похвалой для нас служит то, что мы удостоены того, чего не был удостоен Авраам; нам ныне отверсто небо. «Живым» назвал потому, что первый путь во Святилище, по закону, был смертоносным. Более уже тот путь не имеет места, но для принимающих его становится причиной смерти. Этот же (новый, – Прим. ред.) путь так ведет к жизни, что и сам живет и останется таким постоянно. Или под «живым» уразумей подобно 14 «недавнему» ( πρσφατον), вместо нового и цветущего, как бы в противоположность входу в ветхозаветное Святилище: ибо тот путь – путь смерти. через завесу, то есть плоть Свою, Он обновил нам путь этот в небо плотью Своею: ибо когда она была вознесена на кресте и вознеслась, тогда открылось нам небесное. Поэтому и справедливо он назвал ее «завесой». Ибо в том и заключается отличительное свойство завесы, что когда она отнята, открывается то, что находится внутри. Евр.10:21 .  и имея великого Священника над домом Божиим, Имея «Священника», очевидно, Христа, «дом» же – это мы, верующие ( Евр.3:6 ), согласно следующим словам: «вселюсь в них и буду ходить в них» ( 2Кор.6:16 , ср. Лев.26:12 ). Или, что, я думаю, лучше, – небо: ибо и то называет «Святилище», и говорит, что в нем служит Первосвященник, ходатайствуя о нас. Евр.10:22 .  да приступаем К чему? к вере и к духовному служению, или – к небу, где наш Первосвященник. с искренним сердцем, То есть с чуждым лукавства, нелицемерным по отношению к братьям, или не сомневающимся, нисколько не колеблющимся и не недоумевающим относительно будущих благ, и потому не впадающим в малодушие. Итак, продолжает. с полною ( εν πληροφοροι) верою, Научает нас, под каким условием мы не впадаем в малодушие, а именно, если будем иметь полноту ( πληροφοραν) веры, то есть веру и твердую и совершеннейшую. Ибо можно веровать, но не вполне. Так, например, некоторые говорят, что воскресение для одних будет достоянием, а для других – нет; это не есть полная, напротив – несовершенная вера. Итак, да приступаем с полной верой. Так как ничто здесь не видимо, – ни храм, ни небо, ни Первосвященник – Христос, но скрыто от нас, как и в Ветхом Завете первосвященник, входя во Святая Святых, не был видим, то поэтому необходима вера полная и несомненная.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Итак, «покайтесь», говорит, «да придут времена» обновления. Но тут же показывает присутствующим, что они имеют подвергнуться многим скорбям, потому что такая речь может быть обращена только к тому, кому предстоят слезы и кто ожидает какого-либо утешения. Посмотри, как постепенно приближается к цели. В первой беседе указал на воскресение Иисуса и сидение Его на небесах; а здесь указывает уже на Его славное пришествие, которое называет временами «отрады от лица Господа», или обновления, потому что какие еще могли быть другие времена обновления или воскресения? И апостол Павел ставит вопрос об этих временах, когда говорит: и мы «воздыхаем под бременем» ( 2Кор. 5, 4 ). Если же кто временами обновления вздумает называть времена, следовавшие после завоевания Иерусалима, то не встретит никакого препятствия, потому что и времена озлобления и пленения иудеев Бог сократил ради избранных, то есть для того, чтобы уверовавшие обрели обновление и освободились от этого сильного угнетения. «Да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего». Петр говорит так вместо того, чтобы сказать: «Небу необходимо принять Его, так как Он – Бог и должен сидеть всегда вместе с Отцом». Показывает причину, почему Он не приходит теперь, говорит, что следует прийти всему к концу, тогда и Он придет. Но как же Петр говорит: «Которого небо должно было принять?» Ужели оно еще не приняло Иисуса? Приняло, без всякого сомнения. Но отчего же он не сказал: «приняло»? Так говорит он, как человек, беседующий о прежних временах. Итак, смысл этого текста тот, что многое из предсказанного пророками еще не исполнилось, но исполняется и имеет исполняться до скончания мира, потому что вознесшийся на небеса Христос пребудет там до скончания мира и придет с силою тогда, когда исполнится, наконец, все, что предсказали пророки, то есть когда настанет конец и прекратится все чувственное, тогда Христос будет превыше небес. Деян.3:22–26 .  Моисей сказал отцам: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев наших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам. И будет, что душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа» ( Втор. 18, 15, 18–19 ). «И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии. Вы сыны пророков и завета, который завещавал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: «и в семени твоем благословятся все племена земные» ( Быт. 12, 3 ). Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф.23:23) «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис.9:2. ср. Мф.4:16) Блаженный Феофилакт Болгарский, комментируя слова пророка Исаии (Ис.9,2; Мф.4,16), пишет: «Свет велий означает Евангелие. И закон был свет, но малый». Чтобы обосновать такое понимание, необходимо отредактировать первоначальный текст Писания, что и было сделано в синодальном переводе. Господь многократно учил о пагубности богатства (Мф.19,23; Мк.10,23-24; Лк.12,13-15; 18,24; 6,24), а также его возможном правильном употреблении (Мф.19,21; Лк.12,33-34). «Фарисеи учили юношей, под видом благочестия, презирать отцов. Каким образом? Если кто из родителей говорил сыну: дай мне эту овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное что, то им отвечали: то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в дар Богу, и ты не можешь получить этого. Отсюда происходило двоякое зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу, лишали дара; и оскорбляли родителей под предлогом обязанности к Богу, и Бога – под предлогом обязанности к родителям» Свт. Иоанн Златоуст. Блаженный Феофилакт, комментируя слова апостола Луки, пишет: «Что значат слова: " избавить Израиля? " Мы говорили некогда, что народ иудейский и менее прочих основательные ожидали во Христе спасителя и избавителя от угнетавших их зол и от ига римского рабства и надеялись, что Он воцарится на земле. Посему и говорят: мы надеялись, что Он и Израиля избавит от язычников - римлян, а вот Он и Сам не избег несправедливого над Ним приговора». Авраам этого не отрицает, и то, что он не послал Лазаря, обусловлено иными причинами (см. притчу). «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» (Гал.5:2). Блаженный Феофилакт делает следующий комментарий: «Не приносит уже пользы Христос обрезывающемуся потому, что таковой отвергает Его благодать и обращается к закону, как благодетелю».

http://bogoslov.ru/article/2863586

«Я переселю вас далее Вавилона». Пророк сказал: «Я переселю вас за Дамаск» ( Ам. 5, 27 ). А Стефан сказал «далее Вавилона», следуя изложению евреев или потому, что Вавилон есть предел земли дамаскитян. Семьдесят толковников сказали: «Далее Дамаска». «Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне». Они имели ее для того, чтобы иметь свидетелем Бога. Называет ее скинией свидетельств, то есть чудес и повелений. «Как повелел Говоривший Моисею». Утверждение скинии состоялось на горе, и она в пустыне была переносной, а не находилась на одном месте. Если и Ангел был тот, кто говорил с Моисеем на горе, то он все-таки говорил с ним от лица Божия. И много есть такого в Божественном Писании. Так, в книге Исход говорится, что Ангел Господень сказал Моисею: «Моисей, Моисей!.. Не подходи сюда» ( Исх. 3, 4  5). И несколько далее этот Ангел говорит: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» ( Исх. 3, 6 ). Деян.7:51–53 .  Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили. Почему до сих пор говоривший к народу кротко здесь употребляет слова жестокие? Потому что он увидел, что они не обращают внимания на то, что говорится. «Вы всегда противитесь Духу Святому» – не только теперь. Этим он показывает: что он сказал, было от Святаго Духа, в особенности же тогда, когда приближался час смерти его, потому что он, конечно, знал это, будучи исполнен Святаго Духа. Он обнаружил великое и безбоязненное дерзновение, и то, что он сказал им, было не его, но слова пророков. «Всегда», говорит, «противитесь». Когда Бог не хотел, чтобы были жертвы, вы приносили жертвы, а потом, когда Он хочет жертвы, вы ее не приносите. Опять, когда существовал храм, вы служили идолам, а когда Он хочет, чтобы вы отрешились от храма, вы делаете противное. Притом не сказал: «Богу противитесь», но «Духу».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Деян 16:27. Темничный же страж, про­будив­шись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. «Хотел умертвить себя» — из страха наказания за побег узников. Деян 16:28. Но Павел воз­гласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. «Все мы здесь». Пораженные чудом, узники, только что умиленно слушавшие молитвы и песнопения апостолов, были далеки от мысли о бегстве — хотя бы потому, что не успели опомниться от непонятного им потрясения. Деян 16:29. Он по­требовал огня, вбежал  в темницу  и в трепете при­пал к Павлу и Силе, «В трепете припал к Павлу и Силе». Страх потерять узников перешел у него теперь в страх держать их, так как он почувствовал, что имеет дело не с преступниками, а любимцами богов. Деян 16:30. И, выведя их вон, сказал: государи  мо­и ! что мне делать, чтобы спастись? «Выведши их вон…» — во внешнюю темницу (Деян 16:23), или, может быть, во двор темничный, а еще вероятнее — в свое помещение при темнице, где апостол мог проповедать слово Господне не только самому темничнику, но и « всем бывшим в доме его»  (Деян 16:32). Деян 16:33. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедлен­но крестил­ся сам и все  домашние  его. «Омыл раны их», нанесенные им палками на площади, стараясь облегчить их страдания и как бы загладить вину побивших, или — по толкованию Златоуста — омыл, «воздавая этим благодарность и оказывая им честь». Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Профессор А.П. Лопухин. Библейский Комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 6-ю по Пасхе.(Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Беседа о людях, приводящих других в суды, и о самих судиях. В 6-ю неделю по Пасхе. (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Новый Завет. (Апостольское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в неделю 6-ю по Пасхе. Об истинном духовном прозрении (Апостольское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом (Евангельское чтение)

http://bible.predanie.ru/nedelya-6-aya-p...

– Ред.) этот перевод издавался еще несколько раз. Частые церковные или сделанные для церковного употребления издания «Благовестника» ясно показывают, что в Русской Церкви с древних времен он почитался творением истинно отеческим и православным, верно передающим истинный смысл евангельских изречений. Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский О Четвероевангелии Те Божественные мужи, которые жили прежде закона, учились не на основании писаний и книг, но, имея чистый разум, просвещались озарением Всесвятаго Духа и, таким образом, узнавали веления Божии, ибо Сам Бог беседовал с ними устами к устам. Таковы были Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов и Моисей. Когда же люди сделались порочными и недостойными того, чтобы Дух Святый просвещал и научал их, то человеколюбивый Бог дал писания, чтобы, хотя благодаря им, они помнили веления Божии. Так и Христос Сам лично беседовал с апостолами и послал им в качестве учителя благодать Святаго Духа. Но так как после того должны были произрасти ереси и испортиться наши нравы, то Господу было благоугодно, чтобы были написаны Евангелия, с той целью, чтобы мы научились на основании их истине, не увлекались ложью ересей и чтобы наши нравы не испортились окончательно. Четыре же Евангелия Господь дал нам, может быть, потому, что на основании их мы научаемся четырем главным добродетелям-мужеству, мудрости, справедливости и целомудрию. Мужеству, когда Господь говорит: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10, 28 ); мудрости, когда говорит: Будьте мудры, как змии ( Мф. 10, 16 ); справедливости, когда учит: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними ( Лк. 6, 31 ); целомудрию, когда говорит: Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5, 28 ). Кроме того, четыре Евангелия существуют потому, что они-столпы мира. Но так как мир имеет четыре стороны-восток, запад, север и юг, то должно, чтобы и столпов было четыре. Затем, четыре Евангелия существуют еще и потому, что они содержат и предметы четырех родов, именно: догматы и заповеди, угрозы и обетования. Верующим в догматы и соблюдающим заповеди обещаны грядущие блага. Не верующим же в догматы и не соблюдающим заповедей угрожают будущие наказания. Евангелие получило такое наименование потому, что возвещает нам о предметах благих и радостных для нас, то есть о благах, как то: об отпущении грехов, оправдании, восходе на небеса, усыновлении со стороны Бога. Оно возвещает и то, что мы получаем эти блага легко, ибо мы не трудились над приобретением их и не за свои добрые дела получили, но по благодати и человеколюбию Божию удостоились столь великих благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Глава 4. Минералы как символы 1. Камень прежде всего означает самого Христа. Об этом говорили еще ветхозаветные пророки. Четвертое царство, которое царь Навуходоносор видел во сне в облике идола из железа и земли, представляло собой Римскую империю. Камень, отколовшийся от горы, который обрушился на того идола и поверг его в прах, предвосхищал явление Христа, Царя царей, основателя нового Царства, которое вовеки не разрушится (Дан.2:44), как предрекал в своем пророчестве Даниил. 2. Великий пророк Исаия называет Христа камнем преткновения: И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна... И многие преткнутся и упадут... (Ис.8:14-15). Господь поставил на Сионе, Святой горе Своей, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный (Ис.28:16), чтобы был тот камень фундаментом нового царства вечного - царства христианского. 3. Камень тот прекрасен, чудесен, но и ужасен. Он прекрасен для принявших Его в сердце свое, но ужасен для отвергающих Его. Никогда Всеблагой Господь не произносил устами Своими более страшных слов, чем когда пророчествовал: Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Лк.20:18). Теми страшными словами Он напомнил зодчим всякого рода: устроителям собственной души, семьи, общества, народа, государства, человечества, что они не смеют и не смогут создать что-то помимо Него, Краеугольного Камня. Святой Феофилакт Болгарский в своем " Толковании Евангелия от Луки " указывает, что " евреи были отбиты (тем камнем) в мякину и развеяны по всему свету. Вспомните, что сначала они упали на тот камень, то есть прельстились, а потом камень упал на них и казнил их " . 4. Символизирующий Христа камень в то же время символизирует и твердую веру в Христа. Когда апостол Петр признался в своей вере в Господа, сказав: " Ты - Христос, Сын Бога живого " , Господь ему ответил: " Ты - Петр (а имя Петр означает камень), и на этом камне я создам Церковь Свою " , то есть на той вере, в которой он исповедался. А тот же самый Петр (камень) в своем Послании называет верующих живыми камнями: " Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный " (1Пет.2:4-5), ибо все те, которые во имя Христа крестятся, в Христа облекаются и становятся похожим на Христа. Поэтому апостол Петр и называет христиан так же, как и Христа, живыми камнями. Множество камней на земле символизирует многочисленность верующих во все времена, от начала мира до конца света. Вспомните: Господь обещал Аврааму, что потомки его в правой вере будут многочисленны, как песок на берегу моря (Быт.22:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1153...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010